03.03.2019

Модель взаимодействия с детьми. Практическое занятие для педагогов ДОУ. Личностно-ориентированная модель общения педагога с детьми. Ориентация на ребёнка как активного субъекта предполагает наличие у воспитателей чётких представлений о ключевых задачах об


Каждый ребенок имеет право на счастье.

Детство – это самоценный период, в котором каждый период ценен сам по себе. Детство развивается очень быстро, необходимо успеть проследить за всеми изменениями в поведении ребенка и создать уникальные условия для его развития. Создать такие условия, в которых образовательный процесс не превращался в уроки за партой, а становился неотделимой частью игровой деятельности ребенка
“Личностно-ориентированная модель взаимодействия педагога с детьми составляет альтернативу учебно-дисциплинарной модели.
Педагог в общении с детьми придерживается принципа:
“Не рядом и не над, а вместе!”
Его цель – содействовать становлению ребёнка как личности.
Это предполагает решение следующих задач:
— развитие доверия ребенка к миру, чувства радости существования (психологическое здоровье);
— формирование начал личности (базис личностной культуры);
— развитие индивидуальности ребенка.
Педагог не подгоняет развитие каждого ребенка к определяемым канонам, а предупреждает возникновение возможных тупиков личностного развития детей; исходя из задач, максимально полно развернуть возможность их роста.
Тактика общения - сотрудничество.
Позиция педагога исходит из интересов ребенка и перспектив его дальнейшего развития как полноценного члена общества.
Личностно-ориентированная модель взаимодействия педагога с младшим дошкольником в процессе игровой деятельности может быть эффективна лишь в том случае, если будет ориентирована на возрастные ценности детей. Одной из возрастных ценностей выступает эмоциональность, эмоции детей.
Эмоции делают детство незабываемым, волнующим периодом жизни, вспоминая его, человек невольно связывает детство с определенными, эмоционально окрашенными образами явлений природы, событий, любимых игрушек. Эмоции непременный спутник детской жизни, они доминируют в миро познании, общении, деятельности ребенка.
Ребенок должен идти к осознанию смысла своих действий, поведения через чувство. Эмоции во многом определяют развитие интеллектуальных процессов (внимание, воображение, мышление, память и др.), оказывают влияние на их направленность, избирательность, продолжительность умственных действий.
Эмоции, в этом случае, служат механизмом, приводящем в движение когнитивные процессы, средством активизации произвольного поведения, включения детей в деятельность, обогащения их образами.
Бедность эмоциональной жизни детей, примитивность содержания переживаний негативно сказывается на общем личностном развитии и, как следствие, возникают трудности в общении, понимании людей, в мировосприятии в целом.
«Для ребенка не так важно знать, как чувствовать» (Р. Карсон)
Так, находясь в состоянии повышенного интереса, эмоционального подъема, ребенок может подолгу наблюдать за объектом, рассуждать по поводу его свойств, связей с другими объектами, фантазировать, увлеченно мастерить, играть и т. д. Воздействуя на эмоции, можно привести общую направленность и динамику процессов познания ребенка в соответствие с личностным смыслом. Его интересами, ценностными установками.
Под влиянием эмоций качественно по-иному проявляются восприятие, внимание, мышление, речь детей, усиливается конкуренция мотивов; совершенствуется механизм «эмоциональной коррекции поведения», что проявляется в более тонком предвосхищении возможных социальных последствий высказываний поступков, действий.
Исключительное значение в педагогическом процессе придается игре, позволяющей ребёнку проявить собственную активность, наиболее полно реализовать себя.

«Эмоции цементируют игру, повышают тонус, который необходим каждому ребенку для его душевного настроя, ориентации в смыслах человеческой деятельности» (Д. Б. Эльконин).
Игра основывается на свободном сотрудничестве взрослого с детьми и самих детей друг с другом, становится основной формой организации детской жизни.
Обладая особыми эмоциогенными свойствами, игра провоцирует детей к разнохарактерным эмоциональным проявлениям, выступает школой эмоций. Благодаря эмоциям поддерживается высокая мотивированность игрового поведения детей, активизируются все познавательные процессы, и, прежде всего, воображение. В игре ребенок сначала эмоционально, а затем интеллектуально осваивает мир человеческих отношений, способы их регуляции.
Существует комплекс эмоционально-сенсорных и эмоционально-экспрессивных игр, разработанный Н. С.Ежковой. Комплекс игр носит открытый характер, что дает право педагогам дополнять его с учетом специфики контингента детей, их индивидуальных особенностей.
Эмоционально-сенсорные игры вводят детей в мир содержательного взаимодействия с сенсорными стимулами, активизируют моторные механизмы эмоционального отклика, опосредованно приводят в действие эмоциональную сферу в целом.
Ценность их заключается в том, что эмоциональные реакции возникают непроизвольно, без преднамеренной социальной активизации.

— последовательное расширение диапазона сенсорного воздействия. Вначале вводятся сенсорные стимулы, провоцирующие детей к переживанию привычных, наиболее знакомых детям ощущений, к которым относятся осязательные и вестибулярные.
Затем вводятся игры, в которых сенсорная информация подается по двум анализаторам: зрительному и слуховому.
И последними, вводятся стимулы, подающие информацию по каналам вкусового, обонятельного анализаторам.
— при подаче сенсорной информации любой локализации важно обеспечить свободную открытую позицию детей, самостоятельность в регулировании потока сенсорной информации; давать возможность повторять понравившееся сенсорное воздействие, изменять его интенсивность, например, ускорить темп движений или наоборот, замедлить, выйти из игры.
— последовательное изменение характера подачи сенсорной информации, увеличение коэффициента сложности, разнообразие сочетания сенсорных воздействий, их интенсивности, модальности, новизны.
Так, в младшем дошкольном возрасте сенсорная информация подается с помощью сенсорного воздействия; малой интенсивности, продолжительности действия сенсорного стимула, посредством побуждающих, подражательных действий, внесения сюрпризности.
Эмоционально-экспрессивные игры развивают у малышей образность при передаче различных настроений и состояние персонажей, снимают психологическое напряжение, скованность в движениях, жестах, голосовых реакциях, выразительность.
В младшем дошкольном возрасте содержание эмоционально-экспрессивных игр направляется на развитие начал выражения эмоций радости, грусти, злости, страха, главным образом, жестами и пантомимикой. На этом возрастном этапе в играх не предполагается ролевого взаимодействия между детьми, игровые действия носят индивидуальный характер. Игровой контекст носит конкретный и направляющий характер.
Роль педагога в игре заключается:
— в непосредственном ролевом участии в игре, побуждающем детей к подражательным действиям, повтору действий за педагогом, инициативным действиям.
— эмоционально насыщенных комментариях, которые используются:
1. перед проведением игры и вводят детей в воображаемую ситуацию,
2. во время игры, для поддержки их самостоятельности, активности,
3. в конце игры, с целью выведения из воображаемой ситуации, что позволяет сохранить приятные переживания, обозначить перспективы последующей организации таких игр;
— в последовательном усложнении способов их организации:
1. игры предполагающие повторение действий по образцу;
2. игры, предполагающие завершение действий начатых педагогом;
3. игры, предполагающие самостоятельное демонстрирование телодвижений, побуждающие к элементарным импровизациям.
Ожидаемые результаты эмоционально-сенсорных и эмоционально-экспрессивных игр — расширение “степеней свободы” развивающегося ребенка (с учетом его возрастных особенностей): его способностей, прав, перспектив. В ситуации сотрудничества преодолевается возможный эгоцентризм и индивидуализм детей, формируется коллектив.
Их воображение и мышление, не скованные страхом перед неудачей или насмешкой, раскрепощаются. Развиваются познавательные и творческие способности.
Таким образом, в реализации личностно-ориентированной модели взаимодействия педагога и младшего дошкольника в процессе игровой деятельности, важную роль играет личность педагога.

Разработка Prototype в разделе Готовые уроки и опубликована 11th Сентябрь, 2015
Вы находитесь:

Личностно-ориентированное взаимодействие воспитателя с детьми как способ создания эмоционально комфортного климата в группе. «Нам необходима опора на положительные качества ребенка, подход к ребенку с оптимистической гипотезой и доверием» А.С.Макаренко

Дошкольный возраст – время активной социализации ребенка, развития общения со взрослыми и сверстниками, пробуждения нравственных и эстетических чувств. Детский сад призван обеспечить ребенку гармоничное взаимодействие с миром, правильное направление его эмоционального развития, пробудить стремление к сотрудничеству и положительному самоутверждению.
Основой для накопления положительного опыта является эмоционально комфортный климат в группе и содержательное, личностно-ориентированное взаимодействие воспитателя с детьми.
Именно личностно-ориентированная модель воспитательного процесса ставит своей целью развитие ребенка с учетом возрастных и личностных особенностей, содействование становлению личности. На мой взгляд, лишь взаимодействие педагога с детьми, построенное в соответствии с личностно-ориентированной моделью общения, содействует созданию эмоционально комфортного климата в группе.
Идеи личностного подхода заложены в исследованиях Л.С. Выготского, который в противовес авторитарной педагогике утверждал, что личный опыт воспитанника является основной базой педагогической работы.
Проблемы личностно-ориентированного подхода обсуждаются в педагогической науке уже более 10 лет. В трудах И.С. Якиманской, Е.В. Бондаревской и др. указывается, что цель личностно-ориентированного педагогического взаимодействия – создание благоприятных условий, содействие в формировании у него нравственных ориентаций, в его самоопределении.
Мой многолетний опыт работы, как педагога, убеждает меня в том, что социально-эмоциональное развитие детей, становление их личности происходит успешно только при условии его непрерывного осуществления, т.е. включения во все моменты воспитательно-образовательного процесса. Это означает, что педагог должен использовать модель личностно-ориентированного подхода как во время организованной деятельности (во время НОД, экскурсий, …), так и во время свободной самостоятельной деятельности детей.
На мой взгляд, организация личностно-ориентированного взаимодействия именно в свободной деятельности требует от педагога больших усилий, требует понимания, признания ребенка, принятия его как полноценного партнера, оказание ему помощи.
В современных кризисных условиях воспитанник нуждается в большем внимании и заботе со стороны взрослого. А условия большой наполняемости группы и увеличения с каждым годом детей с синдромом гиперактивности требует поиска все новых приемов работы по организации самостоятельной свободной деятельности детей с целью создания эмоционально комфортного климата в группе.
Личностно-ориентированное взаимодействие состоит в том, чтобы заложить в ребенке механизмы саморегуляции, самореализации, саморазвития, самоорганизации.
В связи с этим в своей работе с детьми я использую следующие приемы:
1. Прием «Дежурство по тишине»
Цель использования данного приема: поддерживать дисциплину в самостоятельных играх.
С ребятами мы обговариваем правила: слушать дежурного, не ябедничать, не обижаться. Вместе с детьми выбираем одного или двух дежурных, которые следят за порядком в группе. Дежурному надеваем пилотку с эмблемой. Это очень стимулирует желание других детей быть дежурным, а для этого, соответственно, вести себя спокойно, слушать дежурного. Иногда выбираем дежурных по разным игровым уголкам. Дежурным по игровым зонам я надеваю значки с эмблемой дежурного. Выбирая дежурного, дети аргументируют, почему предлагают именно этого ребенка (он еще не дежурил, он хорошо вел себя на зарядке и т.д.). В начале на роль дежурного выбираем наиболее активных детей, пользующихся у других авторитетом. Постепенно – более скромных, застенчивых, замкнутых детей и детей, часто нарушающих дисциплину. Во время самостоятельных игр детей дежурный по тишине наблюдает, выявляет наиболее расшалившихся, шумных. Этим детям предлагает сесть за стол на несколько минут. На стол можно положить пазлы, материал для лепки, рисования и т.д., или просто посидеть и успокоиться. Затем, успокоившись, этот ребенок возвращается к своей игре.
Использовать прием «Дежурство по тишине» лучше, начиная со старшей группы, и тогда к подготовительной группе ребята уже справляются с условиями и правилами игры. Если вначале дети спорят с дежурным, не слушают его, да и сам дежурный не совсем понимает, что от него требуется и как этого достичь, то впоследствии сама роль дежурного начинает иметь авторитет, дети правильно реагируют на замечания и стараются их не получать.
Значение этого приема очень велико. Благодаря ему, дети постепенно привыкают к спокойной, дружеской, комфортной обстановке. Но главное – это не столько налаживание дисциплины, сколько развитие у детей процессов саморегуляции и самореализации. Игра дает возможность каждому ребенку проявить, оценить себя, поднять свой авторитет в глазах других детей, учит анализировать (ребята меня похвалили, отметили, меня будут слушать…)
2. Прием «Цветные ладошки»
При организации различных видов деятельности в течение дня я использую «Цветные ладошки» - три силуэта ладони - сигнала.
Красная ладонь - «кричалка», означает что можно бегать, прыгать, шуметь (прогулка, спортивные соревнования, самостоятельная двигательная деятельность)
Желтая ладонь – «шепталка», сигнал о том, что нужно передвигаться тихо и говорить в полголоса или шепотом (экскурсия по саду, укладывание спать, свободные игры, ручной труд и т.д.)
Синяя ладонь – «молчалка», следует сесть тихо, замолчать (во время чтения художественной литературы, когда говорит взрослый,…)
Данный прием можно использовать уже со средней группы. Дети быстро
запоминают символы и действуют в соответствии с ними. Первые результаты
можно увидеть уже спустя 2-3 месяца. Использование данного приема способствует развитию у детей навыков самоорганизации, дает возможность воспитателю избегать лишних указаний.
3. Работа с альбомом «Такие мы разные»
Очень часто в конфликтных ситуациях (драка, обида, ...) с детьми необходимо провести беседу. Хорошим помощником - подспорьем в этих беседах мне служит альбом «Мы разные». Этот альбом содержит фотографии и небольшой стихотворный текст на различные ситуации. Например, рядом с фотографией, демонстрирующей драку, располагается стихотворение
«Петушки распетушились
Но подраться не решились:
Если очень петушиться
Можно перышек лишиться».
Использование в работе данного альбома помогает детям улыбнуться, проанализировать свои поступки, и очень часто на этом конфликт исчерпывается.
4. Живой пример взрослого.
Мой живой пример, искреннее участие в делах и проблемах детей, умение поддержать инициативу и побудить к проявлению добрых чувств – важнейшее условие успешного социально-эмоционального развития детей группы. Я стараюсь демонстрировать правильные формы поведения, вежливую речь, добрые чувства и отношения при общении с детьми и окружающими (родителями, другими педагогами).
5. Использование игр из программы О.В.Хухлаевой «Тропинка к своему Я»

Игра «Стоп, кулак!»
Выбирается пара детей. Один ребенок понарошку говорит другому дразнильные слова, как бы пытаясь спровоцировать драку. Другому нужно продолжать улыбаться и мысленно говорить «стоп» своим кулакам. Ведущий обращает внимание на то, чтобы руки у «Обижаемого» оставались расслабленными, не сжимались в кулаки. В дальнейшем игру можно продолжить обсуждением и показом конструктивных действий в ситуации обиды.
Игра «Обзывалки, стоп!»
Эта игра проводится аналогично «Стоп, кулак!». Один ребенок понарошку обзывает другого, последнему нужно улыбнуться и найти конструктивный ответ.
Игра «Обида, стоп»
Ведущий спрашивает ребят, как можно по-разному обидеть другого. затем они понарошку обижают сначала водящего, потом выбранных ребят и обсуждают способы, при помощи которых обижаемым удалось не обидеться.

Таким образом, использование данных приемов позволяет
воспитателю:
1. Организовать индивидуальную работу с детьми
2. Предупредить возникновение конфликтных ситуаций между детьми
3. Свести к минимуму дисциплинарные указания
4. Создать эмоционально комфортный климат в группе
ребенку:
1. Контролировать свое поведение и поступки, корректировать их
2. Учиться самостоятельно организовывать свою деятельность
3. Самоутверждаться в коллективе сверстников

Литература
О.В.Хухлаева «Тропинка к своему Я»
Корепанова М.В. Теория и практика становления и развития образа Я дощкольника: Монография. Волгоград, 2001
Ромек В.Г. Поведенчекая психотерапия: Учебное пособие, М.:Академия, 2001
Ромек В.Г. уверенность в себе: этический аспект// журнал практического психолога. 1999, №9
Журнала «Дошкольное воспитание», разделы «Научный поиск» «Наука практике»
1. Волков Б. С, Волкова Н. В. Психология общения в детском возрасте. (Серия «Детскому психологу»). - СПб.: Питер, 2008.
2. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика: Учеб. Пособие для студ. Сред. Пед. Учеб. Заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2000
3. Мария Монтессори Дом ребенка. Метод научной педагогики. – «Астрель»

"Реализация модели личностного ориентированного взаимодействия педагога с детьми"


Более 20 лет я, Кузейкина Нина Лионидовна, проработала учителем начальных классов сш. №14. С 1992г. я работала учителем 1 класса при МДО №50. Поэтому проблема преемственности между дополнительным учреждением и школьной мне очень близка.

Между школой и МДО оголились некоторые традиции в установлении преемственных связей.

За год до поступления ребенка в школу дирекция школы определяет учителя, к которому дети пойдут в сентябре в 1-й класс. В течение учебного года учителя знакомятся со своими будущими первоклассниками, посещая разные режимные моменты, открытые мероприятии, занятия. Они наблюдают за детьми, общаются с ними в свободной самостоятельной деятельности. При этом я помогаю детям установить контакт с их будущим школьным учителем.

Особенно радостные впечатления у детей оставляют экскурсии в школу. При посещении школы завуч и учитель знакомили детей со школьным помещением: классом, музыкальном кабинетом, спортивным залом, библиотекой.

Учитель рассказала детям об условия учебы в школе, о традициях школьной жизни.

Много впечатлений было у детей от посещения школьной библиотеки.

Библиотекарь рассказала им, что такое библиотека, для чего она нужна, показала красочную детскую литературу.

Так же детям очень понравился спортивный зал, где они смогут заниматься в различных спортивных секциях. После экскурсии было предложено детям нарисовать школу и что больше всего в ней понравилось.

Выше было указано о посещении школы нашими дошколятами. Там их пригласили в класс, дали возможность посидеть на уроке за школьной партой. Они почувствовали себя повзрослевшими, т.к учитель обращался с ними так же, как и с учениками. При таком общении детей со школой они привыкают удерживать рабочую позу до конца занятия в саду, лучше ориентируются в совместной деятельности. А самое главное дошкольник начинает понимать позиции ученика.

В нашем детском саду проводятся встречи выпускников детского сада с будущими первоклассниками. Эти встречи проводились в виде "Веселых стартов", где принимали участие и дети подготовительной группы и выпускники, т.е. школьники нашей школы №14. Как правило такие мероприятия проводятся в дни школьных каникул. Здесь бывшие дошколята могут вновь вспомнить свое дошкольное детство, увидеть воспитателя, поиграть в своей группе, позаниматься в изостудии, в физкультурном зале. А самое главное почувствовать, что их помнят в детском саду, или рады, здесь их любят, интересуются их успехами и трудностями, и не только школьными, но и личными. Поэтому наши выпускники с желанием приходят в детский сад, а наши подготовики с радостью встречаются со своими повзрослевшими друзьями, свободно общаются с ними, оказывают поддержку, включаются в совместные игры и занятия. И даже спустя 10 лет после обучения в школе наши выпускники с удовольствием посещают свой родной детский сад. В нашем детском саду есть много таких родителей, которые сами посещали наш детский сад, а теперь они ведут сюда уже своих детей.

Мы считаем, что средством предупреждения трудностей школьной адаптации является совместное участие первоклассников и детей подготовительной группы к школе в различных праздниках, развлечениях, играх - соревнованиях, эстафетах. К таким мероприятиям мы привлекаем родителей. Здесь для родителей открывается возможность попробовать новые варианты своего поведения в отношениях с ребенком, к которому они, как правило, не обращаются в повседневной жизни.

В своей группе я практикую проведение открытых занятий, на которые приглашаются родители и учителя будущих первоклассников. В свою очередь, я очень часто бываю в школе и держу связь с учителями тех детей, которые уже учатся там. Такие доверительные отношения позволяют диагностировать готовность детей 6-7 лет к школе без жесткого тестирования выпускников во время приема детей в школу.

Очень эффективным средством преемственности является совместные совещания, педагогические советы, круглые столы с участием учителей, воспитателей и родителей.

Для усиленного сотрудничества по преемственной между нашим МДОУ и средней школой №14 составляется специальный план проведения мероприятий.

В целях подготовки детей к школе провожу игры по адаптации ребенка.

Игра "Зеркало"

В эту игру необходимо играть индивидуально с ребенком. Ребенок смотрит в "зеркало", роль которого выполняет воспитатель и повторяет все его движения и жесты.

Движения и жесты должны быть положительного плана: "Я - сильный", "Я - умный", "Я - хороший" и т.д.

Эта игра очень полезна для неуверенных в себе детей. Она помогает ребенку раскрываться, почувствовать себя более свободно, раскованно, а так же увидеть себя как бы со стороны.

Игра "Школа"

Для этой игры необходимо использовать иллюстрации с изображениями школы "Почему ты идешь в школу?" задает воспитатель вопрос.

В этой игре важно выяснить учебную ориентацию ребенка в положительном смысл, интерес ребенка к школьной жизни, причины нежелания идти в школу.

Игра "Собери портфель"

Здесь анализируется мотивация учебной деятельности. Какие принадлежности попали в портфель ребенка. Если школьные принадлежности, то мотивация к учебной деятельности устойчивая. Если игровые - неостойчивая.

Игра "Школа"

Перед детьми рисунки с изображениями школы: ветхий дом, сломанные окна, двери; теремок с изображением игрушек; красивое здание.

Если ребенок выбирает ветхий дом - нет желания идти в школу.

Теремок с игрушками - отсутствие мотивов учебной деятельности.

Здание с изображением школы - учебный мотив.

В нашем центе развития ребенка так же проводятся дни открытых дверей для школьных учителей и родителей.

Цель такого мероприятия: способствовать эмоциональному расположению между участниками, зарождению доверия; дать родителям и педагогам опыт игрового взаимодействия друг с другом.

Проводились занятия о диких и домашних животных. На занятиях присутствовали родители, учителя школы, методист детского сада.

Я считаю, что очень важно проводить такие совместные мероприятия, как "Круглый стол", где устанавливается личный контакт между школой и нашими дошкольными учреждениями. Они способствуют формированию готовности детей к школе, решаются вопросы легкой адаптации ребенка.

Темы проведения "Круглого стола" были таковы:

выступления методиста и завуча школы о взаимодействии детского сада и школы по формированию готовности ребенка к школе;

игровые упражнения с участием учителей, воспитателей и родителей на тему: Что хочет и ждет ребенок от родителей и учителей, готовясь стать первоклассником;

взаимные фантазии учителей, воспитателей и родителей, как партнеры по общению;

конкурс детских рисунков и рисунков родителей "Как я представляю себя (своего ребенка) в школе.

Цель такого конкурса заключается в том, как ребенок и родители воспринимают школьные перспективы. При анализе рисунков, обсуждались вопросы: Какую социальную роль получает ребенок в рисунках взрослых? Какие видит ребенок свои жизненные перспективы? Хочет ли он быть школьником?

Таким образом, проводя такие мероприятия, устанавливается тесная связь не только между школой и дошкольным учреждением, но и не последнюю роль в преемственности играют наши родители.

Но наряду с тем положительным, что проводилось по вопросу преемственности между дошкольными учреждениями школой, я считаю, что нужно в корне пересмотреть программу воспитания и обучения детей в детском саду. Как воспитатель, меня устраивает данная программа, по которой работает наш центр развития ребенка, но как учитель, я могу сказать, что дети, идя в школу, дублируют программу детского сада и ребенку учиться в школе не интересно. Я считаю, что программу воспитания и обучения надо выбирать совместно с учителем начальных классов. Так, например, по математике в детском саду в подготовительной группе дети учат числа от 1 до 20 и их состав. А это уже программа первого класса.

Да, программа "Истоки" очень интересная. Но взяв за основу эту программу, я думаю, что на базе нашего центра развития ребенка было бы неплохо создать прогимназический где мы, воспитатели, смогли бы установить более тесную связь с начальным обучением ребенка и налаживать более тесную связь в преемственности воспитания и обучения детей.

Исходя из выше указанного, можно сказать, что проблема преемственности между дошкольным учреждением и школой хотя и решается, но продолжает оставаться актуальной.

Исследование подтвердило, что эффективность осуществления преемственности обусловлена содержанием разнообразной детской деятельности, чередованием ее видов. От того на сколько педагогически правильно используются виды деятельности, зависит базис личностной культуры ребенка.

Основным связующим звеном при переходе ребенка в школу выступает игровая деятельность. Приоритет игр создает наиболее благоприятные условия для воспитания личностных качеств и индивидуальных проявлений ребенка. Возрастные особенности, специфика обучения и воспитания первоклассников обосновывает включение в их деятельность разнообразных игр. Однако реализация возможностей ребенка, удовлетворение его потребностей в активной деятельности в окружающем мире предполагает обогащение содержания не только игр, но и разнообразие других видов детской деятельности.

Очень важным фактором успешного осуществления преемственности воспитания детей является использовании диагностики в дошкольном учреждении и в начальной школе. Диагностика воспитанности детей дает возможность педагогам применить методические приемы с учетом уровней воспитанности детей, создать условия для полного личностного роста ребенка, стимулировать развитие его нравственных качеств.

Практическое занятие для педагогов по теме «Личностно-ориентированная модель общения педагога с воспитанниками – важное условие сохранения психологического здоровья детей».

Автор: Куркина Елена Евгеньевна, педагог-психолог.
Место работы: МДОУ № 26 «Ветерок» ЯМР, село Сарафоново.
Предлагаю конспект практического занятия для педагогов (учителей, воспитателей) по теме «Личностно-ориентированная модель общения педагога с воспитанниками – важное условие сохранения психологического здоровья детей». Данный материал будет полезен практикующим психологам, старшим воспитателям для формирования личностно-ориентированной позиции у педагогов по отношению к детям. Материал актуален в связи с введением ФГОС, которые предполагают переход от учебно-дисциплинарной модели взаимодействия с детьми к личностно-ориентированной.

Цель: формирование у педагогов личностно-ориентированной позиции в общении с детьми.
Задачи:
1. Ориентировать педагогов на построение личностных взаимоотношений с детьми.
2. Дать представление о способах общения с детьми в рамках личностно-ориентированной модели; осознать способы общения «признание», «принятие», «понимание».
Материалы: небольшое зеркало, изображение двойной пятиконечной звезды, ручка, бумажки с написанными буквами, составляющими слово «самопознание», цветные стикеры или листы бумаги формата А5.

Теоретическая часть.
Здоровье ребенка, его нормальный рост и развитие во многом определяются средой, в которой он находится. Для ребенка этой средой является не только семья, но и дошкольное учреждение. Поэтому в детском саду должны быть созданы условия для сохранения и укрепления здоровья детей.
Как правило, в дошкольном учреждении уделяется большое внимание физическому развитию детей (утренняя зарядка, процедуры закаливания, использование здоровьесберегающих технологий и так далее). Работа по сохранению психологического здоровья ведется не так активно, но она не менее (а может и более) важна.
Потому что во время пребывания в детском саду ребенок подвержен воздействию педагогических факторов, которые негативно сказываются на его психологическом здоровье. К ним относятся:
- стрессовая педагогическая тактика;
- отсутствие систематической работы в учреждении по сохранению и укреплению здоровья детей;
- несоответствие используемых методик возрастным особенностям детей;
- интенсификация учебного процесса.
Первое место в этом списке занимает «стрессовая педагогическая тактика». На ней я хочу остановиться подробнее. От того как педагог общается с детьми, выстраивает с ними взаимоотношения зависит психологический климат в группе в целом и психологическое состояние каждого ребенка в частности. К сожалению, педагог не всегда выбирает правильную педагогическую тактику. Он может делать акцент на передачу знаний детям, не уделяя внимание их личности.
Из-за завышенных требований со стороны взрослых, их неудовлетворенности в скорости и качестве выполнения работы, постоянного ограничения естественных потребностей (в выражении эмоций, в двигательной активности) ребенок находится в постоянном напряжении. Он может испытывать микрострессы на протяжении всего пребывания в детском саду, которые по силе своего суммарного негативного влияния не уступают серьезным конфликтам и подрывают психологическое здоровье ребенка.
Сейчас необходим педагог, осознающий свою ответственность не только за знания ребенка, но и за его эмоционально-комфортное развитие и здоровье. При встречи с непредвиденными ситуациями, педагог должен думать, прежде всего, о том, как разрешить проблему с наименьшими последствиями для детей. Он должен перейти от учебно-дисциплинарной к личностно-ориентированной модели взаимодействия с детьми.
Петровский А.В. выделяет следующие способы общения взрослого с ребенком в рамках личностно-ориентированной модели общения:
1) понимание - умение видеть ребенка «изнутри». Смотреть на мир одновременно с двух точек зрения - своей собственной и ребенка, видеть побудительные мотивы, движущие детьми.
2) приятие - безусловно положительное отношение к ребенку, к его индивидуальности, независимо от того, радует он в данный момент взрослых или нет, признание его уникальности.
3) признание -право голоса ребенка в решении тех или иных проблем.

Практическая часть.
Содержание предлагаемых упражнений поможет педагогам осознать и прочувствовать смысл таких способов общения, как «понимание», «приятие» и «признание» личности ребенка.

Упражнение «Звезда»
Цель: осознание способа общения «понимание».
Материалы: небольшое зеркало, изображение двойной пятиконечной звезды, ручка.
Ход: Глядя на изображение звезды через зеркало, надо провести линию между внешней и внутренней звездами. Когда все закончат упражнение необходимо обсудить ощущения и мысли педагогов в процессе выполнения задания.
Комментарии к упражнению: от ребенка нельзя требовать того, что он в силу своих возможностей не в состоянии сделать. Следует обратить внимание, что педагоги при выполнении задания часто восклицают, разговаривают, комментируют свои действия, что является нормальным. От детей же на занятиях они часто требуют тишины. Дети сдерживают свои реакции, и это приводит к накоплению у них напряжения.

Упражнение «Подкрепление»
Цель: осознание способа общения «приятие».
Материалы: любой предмет, который можно переместить в пространстве.
Ход: Двое участников выходят за дверь. Остальным участникам нужно задумать предмет, из находящихся в помещении, и место, на которое его необходимо будет перенести. Ни предмет, ни место нельзя называть напрямую. Группе также дается задание: одному игроку давать отрицательное подкрепление его слов и поступков (критиковать), а другому - положительное (использовать слова поддержки).
Затем приглашаются активные участники, и им дается задание: определить задуманный группой предмет и перенести его на другое место, задавая наводящие вопросы. Отвечая на вопросы участников, группа дает одному положительное подкрепление, а другому отрицательное.
По окончании упражнения обсудить, какие чувства у участников вызвала реакция группы, какие выводы можно сделать из этого упражнения.
Комментарии к упражнению: Психологическая поддержка - это способ выражения приятия. С отрицательными подкреплениями первый игрок справился, так как понимал, что это - игра. Ребенку негативные оценки выдаются на протяжении всего периода его пребывания в детском саду и у него может сформироваться устойчивое отношение к себе как к неудачнику.

Упражнение «Самопознание»
Цель: осознание способа общения «признание».
Материалы: бумажки с написанными буквами, составляющими слово «самопознание».
Ход: Между участниками распределяются буквы, составляющие слово «самопознание». В начале психолог спрашивает у каждого, сколько, на его взгляд, слов можно составить из этого набора букв. После выслушивания мнений группе можно задать вопрос: - Когда ты называл количество возможных слов, ты опирался на то, сколько сам можешь составить, или учитывал, что могут появиться варианты от других членов группы?
Далее группа составляет слова из букв. Одновременно проверяется, есть ли разница между индивидуальными представлениями и групповыми возможностями.
Когда упражнение будет выполнено необходимо обсудить: все ли участвовали в составлении слов, были ли «выпадающие» и как они себя чувствовали, в какой форме проходило составление слов (просьба, совместное решение).

Модели взаимодействия педагогов с детьми

Качество дошкольного воспитания определяется характером общения взрослого и ребенка. В практике семейного и общественного воспитания можно выделить два основных типа (или модели) такого общения, хотя в действительности их гораздо больше.

Различия между ними определяются не только процессом, но и его конечным результатом - тем, каким в итоге становится ребенок, какой складывается его личность.

Учебно-дисциплинарная модель характеризуется следующими признаками. Цель - вооружить детей знаниями, умениями и навыками; привить послушание; лозунг в ходе взаимодействия взрослого с детьми -"Делай, как я!". Способы общения - наставления, разъяснения, запрет, требования, угрозы, наказания, нотации, окрик. Тактика - диктат и опека. Задача педагога - реализовать программу, удовлетворить требованиям руководства и контролирующих инстанций. Методические указания превращаются в этих условиях в закон, не допускающий каких-либо исключений. Складывается взгляд на ребенка всего лишь как на объект приложения сил воспитательной системы.

Центром педагогического процесса являются фронтальные формы работы с детьми, и прежде всего занятия, строящиеся по типу школьного урока. Активность самих детей подавляется в угоду внешнему порядку и формальной дисциплине. Игра как основной вид детской деятельности ущемляется во времени и жестко регламентируется взрослыми.

В рамках этой модели произведения искусства используются взрослыми в утилитарных целях: для получения отрывочных знаний, для отвлечения внимания ребенка от нежелательного поведения, что выхолащивает гуманистическую, общеразвивающую сущность искусства.

К результатам относятся: взаимное отчуждение взрослых и детей. Дети теряют инициативу; а в дальнейшем у них появляется негативизм. Возникает иллюзорная уверенность взрослых в эффективности воспитательных воздействий. За пределами контакта с воспитателями поведение детей резко меняется и может не иметь ничего общего с ожидаемым и должным. Послушание детей зачастую лишь свидетельство освоения ими умения жить согласно "двойному стандарту" - "для себя" и "для тети".

Личностно-ориентированная модель составляет альтернативу первой модели. Воспитатель в общении с детьми придерживается принципа: "Не рядом и не над, а вместе!" Его цель - содействовать становлению ребенка как личности. Это предполагает решение следующих задач: развитие доверия ребенка к миру, чувства радости существования (психологическое здоровье); формирование начал личности (базис личностной культуры); развитие индивидуальности ребенка. Воспитывающий не подгоняет развитие каждого ребенка к определяемым канонам, а предупреждает возникновение возможных тупиков личностного развития детей; исходя из задач, максимально полно развернуть возможность их роста. Знания, умения и навыки рассматриваются не как цель, а как средство полноценного развития личности. Способы общения предполагают умение стать на позицию ребенка, учесть его точку зрения и не игнорировать его чувства и эмоции. Тактика общения - сотрудничество. Позиция педагога исходит из интересов ребенка и перспектив его дальнейшего развития как полноценного члена общества. Взрослые, приобщая ребенка к искусству (художественная литература, музыка и т. д.), создают условия для полноценного развития личности, ее гуманизации, для совместного наслаждения искусством, для проявления и развития творческих, художественных способностей ребенка. Взгляд на ребенка как на полноправного партнера в условиях сотрудничества (отрицание манипулятивного подхода к детям).

Исключительное значение в педагогическом процессе придается игре, позволяющей ребенку проявить собственную активность, наиболее полно реализовать себя. Игра основывается на свободном сотрудничестве взрослого с детьми и самих детей друг с другом, становится основной формой организации детской жизни.

Ожидаемые результаты - расширение степеней свободы" развивающегося ребенка (с учетом его возрастных особенностей): его способностей, прав, перспектив. В ситуации сотрудничества преодолевается возможный эгоцентризм и индивидуализм детей, формируется коллектив. Их воображение и мышление, не скованные страхом перед неудачей или насмешкой, раскрепощаются. Развиваются познавательные и творческие способности.

Личностно-ориентированная модель общения ни в какой мере не предполагает отмены систематического обучения и воспитания детей, проведения с ними планомерной педагогической работы. Не отменяет она и того факта, что общественное дошкольное воспитание является первым звеном общей системы народного образования и в качестве такового обеспечивает первый этап становления развитой личности.

Фундаментальной предпосылкой и воспитания и обучения детей является забота общества об их здоровье.

Личность может воспитать только личность. Обезличенность фигуры воспитателя, закованного в рамки программы и методических инструкций, отношение к нему как к простому исполнителю своей роли и жесткий контроль за четким исполнением предписанных ему служебных обязанностей обусловили многие недостатки системы дошкольного воспитания.

Подготовка воспитателя детского сада имеет право на приоритет в системе высшего педагогического образования: она должна осуществляться при обязательности углубленного изучения слушателями курсов психологии, педагогики, философии, психиатрии, детской психотерапии, дефектологии; необходимо участие воспитателей в деловых играх, тренинговых группах, ознакомление их с основами актерского мастерства.

В перспективе целесообразно ввести дифференцированную подготовку воспитателей, чтобы в каждой группе дошкольников один из них имел высшую квалификацию педагога-психолога, другой - квалификацию воспитателя. Педагог-психолог проводит с детьми основные занятия при свободном выборе программ обучения с правом их творческого преобразования; определяет состояние и уровень развития ребенка при переходе из одной возрастной категории в другую; участвует в проведении диагностики состояния ребенка во внутрисемейных отношениях. В отличие от педагога-психолога воспитатель организует с детьми различные виды игр, прогулки, экскурсии и т.п.

Следует в ближайшие годы развернуть в стране центры психолого-педагогической консультации воспитателей детских садов и родителей, привлекая к этой работе различных специалистов.



© 2024
colybel.ru - О груди. Заболевания груди, пластическая хирургия, увеличение груди