09.03.2019

Наказание ремешком. Наказание ремнём. Наказание ремнем воспитывает страх


1890-е годы

Идея психоанализа (на немецком языке: Psychoanalyse) впервые получила серьезное развитие благодаря Зигмунду Фрейду, который сформулировал свою собственную теорию психоанализа в Вене в 1890-х годах. Фрейд был неврологом, который пытался найти эффективное средство для лечения пациентов с невротическими или истерическими симптомами. Фрейд понял, что существуют психические процессы, которые не осознаются, во время работы в качестве неврологического консультанта в детской больнице, где он заметил, что многие дети с афазией не имеют никакой видимой органической причины для своих симптомов. Затем он написал монографию на эту тему. В 1885 году Фрейд получил грант на обучение с Жаном Мартеном Шарко, знаменитым неврологом, в Сальпетриере в Париже, где Фрейд наблюдал за клиническими проявлениями у пациентов Шарко, особенно в таких областях, как истерия, параличи и потеря чувствительности. Шарко ввел гипноз в качестве экспериментального инструмента исследования и разработал фотографические представления клинических симптомов. Первая теория Фрейда, объясняющая истерические симптомы, была представлена в «Исследованиях истерии» (1895 г.), в соавторстве с его наставником, выдающимся врачом Брейером, и обычно этот момент считают «рождением» психоанализа. Работа была основана на лечении Брейером Берты Паппенхайм, упомянутой в тематических исследованиях под псевдонимом «Анна О.», причем сама Паппенхайм окрестила такой метод лечения «лечение разговором». Бройер писал, что к таким симптомам могут привести многие факторы, включая различные виды эмоциональных травм, и он также опирался на работы других ученых, таких как Пьер Жане; в то время как Фрейд утверждал, что в основе истерических симптомов лежат подавленные воспоминания о тревожных событиях, почти всегда имеющие прямые или косвенные сексуальные ассоциации. Примерно в то же время Фрейд пытался разработать нейрофизиологическую теорию бессознательных психических механизмов, от чего вскоре отказался. Она осталась неопубликованной при его жизни. В 1896 году Фрейд опубликовал свою так называемую «теорию соблазнения», в которой предположил, что предпосылкой для развития истерических симптомов является сексуальное возбуждение в младенческом возрасте, и он предполагал наличие подавленных воспоминаний о случаях сексуального насилия у всех своих пациентов. Тем не менее, в 1898 году он в частном порядке признался своему другу и коллеге Вильгельму Флиссу, что он больше не верит в свою теорию, хотя он не заявлял об этом публично вплоть до 1906 года. Хотя в 1896 году он сообщил, что у его пациентов «не было никаких воспоминаний об [инфантильных сексуальных] сценах», и что они говорили о своем «решительном неверии» в его теории, в более поздних источниках он утверждает, что пациенты говорили о том, что подвергались сексуальному насилию в детстве. Это было оспорено несколькими учеными во второй половине 20-го века, которые утверждали, что Фрейд проецировал свои предвзятые представления на своих пациентов. Тем не менее, опираясь на свои заявления о том, что его пациенты сообщали об инфантильном опыте сексуальных надругательств, Фрейд впоследствии заявил, что его клинические результаты в середине 1890-х годов представили доказательства возникновения бессознательных фантазий, существующих, якобы, чтобы скрыть воспоминания об инфантильной мастурбации. Только много позже Фрейд, используя те же выводы, стал говорить об эдипальных желаниях.

1900-1940-е годы

К 1900 году, Фрейд предположил, что сны имеют символическое значение, и, как правило, являются специфическими для сновидца. Фрейд сформулировал свою вторую психологическую теорию, предположив, что бессознательное является «первичным процессом», состоящим из символических мыслей, и «вторичным процессом» являются логические, сознательные мысли. Эта теория была опубликована в его книге 1900 года «Толкование снов». Глава VII была переработкой написанного ранее «Проекта», и Фрейд изложил свою «Топографическую теорию». Согласно этой теории, которая была позже вытеснена структурной теорией, неприемлемые сексуальные желания подавляются в «бессознательной системе», из-за осуждения обществом добрачной сексуальной активности, и это подавление создает беспокойство. Эта «топографическая теория» по-прежнему популярна в большинстве стран Европы, хотя её не признают в большей части Северной Америки. В 1905 году Фрейд опубликовал «Три эссе по теории сексуальности» , в которых он изложил свое открытие так называемых психосексуальных фаз: оральная (в возрасте 0-2 года), анальная (2-4 года), фаллически-эдипальная (сегодня называется первая генитальная) (3-6 лет), латентная (6 лет – период полового созревания), и зрелая генитальная (половая зрелость и после). Его ранняя формулировка включала идею о том, что из-за социальных ограничений, сексуальные желания подавляются в бессознательное состояние, и что энергия этих бессознательных желаний может быть превращена в беспокойство или физические симптомы. Таким образом, были разработаны ранние методы лечения, в том числе гипноз и абреакция, чтобы сделать бессознательное сознательным, чтобы уменьшить давление и представленные симптомы. В своей работе «О нарциссизме», (1915) Фрейд обратил внимание на тему нарциссизма. Все ещё используя энергетическую систему, Фрейд охарактеризовал разницу между энергией, направленной на себя и энергией, направленной на других, называемую катексис. К 1917 году, в работе «Скорбь и меланхолия», он предположил, что некоторые виды депрессий связаны с переводом гнева, вызванного чувством вины, на себя. В 1919 году, в работе «Ребенка бьют», он начал решать проблемы саморазрушительного поведения (моральный мазохизм) и откровенного сексуального мазохизма. Основываясь на своем опыте, связанном с пациентами с депрессией и саморазрушительными пациентами, и обдумывая массовые убийства во время Первой мировой войны, Фрейд перестал рассматривать только устные и сексуальные мотивы для поведения. К 1920 году Фрейд обратился к теории идентификации (себя с руководителем и с другими членами) в группах в качестве мотивации поведения (групповая психология и анализ Эго). В том же году (1920) Фрейд предложил свою теорию «двойной энергии» сексуальности и агрессии в работе «По ту сторону принципа удовольствия», чтобы попытаться начать объяснять человеческую деструктивность. Кроме того, впервые здесь встречается его «структурная теория», состоящая из трех новых понятий – ида, эго и суперэго. Три года спустя, он обобщил идеи ида (оно), эго и суперэго в книге, озаглавленной «Я и Оно». В этой книге, Фрейд пересмотрел всю теорию психического функционирования, учитывая на этот раз, что подавление является лишь одним из многих защитных механизмов психики, и что подавление нужно для того, чтобы уменьшить беспокойство. Таким образом, Фрейд характеризует подавление как причину и как результат тревоги. В 1926 году, в работе «Торможение, симптом и страх», Фрейд описал, как внутрипсихический конфликт между желанием и суперэго (желанием и чувством вины) вызывает беспокойство, и как это беспокойство может привести к торможению психических функций, таких как интеллект и речь. Работа «Торможение, симптом и страх» была написана как ответ Отто Ранку, который в 1924 году опубликовал «Das Trauma der Geburt» («Травма рождения»), анализируя, как искусство, миф, религия, философия и терапия освещались отделением тревожности в «фазу до развития эдипова комплекса». В теории Фрейда, однако, нет такой фазы. Согласно Фрейду, эдипов комплекс находится в центре невроза и является основополагающим источником всякого искусства, мифа, религии, философии, терапии, в реальности, всей человеческой культуры и цивилизации. Впервые кто-то в близком окружении Фрейда охарактеризовал нечто отличное от Эдипова комплекса, как влияющее на интрапсихическое развитие, понятие, которое было отвергнуто Фрейдом и его последователями в то время. К 1936 году «принцип множественной функции» был подробно рассмотрен Робертом Уэлдером. Он расширил формулировку о том, что психологические симптомы одновременно вызываются и освобождаются конфликтом. Кроме того, симптомы (такие как фобии и принуждения), каждый из которых представляет элементы какого-то желания (сексуального и / или агрессивного), суперэго, беспокойства, реальности и защиты. Кроме того, в 1936 году Анна Фрейд, известная дочь Зигмунда, опубликовала свою основополагающую книгу «Эго и механизмы защиты», изложив многочисленные способы, благодаря которым мозг может вывести неприятные ему вещи из сознания.

С 1940-х годов по настоящее время

С ростом власти Гитлера, семья Фрейда и многие из его коллег бежали в Лондон. В течение года после переезда в Лондон, Зигмунд Фрейд умер. В Соединенных Штатах, после смерти Фрейда, новая группа психоаналитиков во главе с Хейнзом Хартманном, Крисом, Раппапорт и Левенштейн начала исследовать функцию эго. Группа была построена на понимании синтетической функции эго в качестве посредника в психическом функционировании. Хартманн, в частности, делал различие между автономными функциями эго (например, память и интеллект, которые могут вторично пострадать в результате конфликта), и синтетическими функциями, которые являются результатом компромиссного образования. Эти «эго-психологи» 1950-х годов сфокусировали свою аналитическую работу на механизмах защиты (опосредованных эго), а также исследовали более глубокие корни бессознательных конфликтов. Кроме того, существует растущий интерес к детскому психоанализу. Хотя психоанализ критиковался с момента его создания, он используется в качестве инструмента для исследования в развитии детей, и до сих пор используется для лечения некоторых психических нарушений. В 1960-х годах были оспорены ранние мысли Фрейда о детском развитии женской сексуальности; эта проблема привела к разработке различных способов понимания женского полового развития, многие из которых модифицировали сроки и нормальность нескольких теорий Фрейда (благодаря лечению женщин с психическими нарушениями). Ряд исследователей продолжили исследования Карен Хорни о давлении со стороны общества, которое влияет на развитие женщин. В первом десятилетии 21-го века, в Соединенных Штатах насчитывалось около 35 учебных заведений для изучения психоанализа, аккредитованных Американской психоаналитической ассоциацией (APsaA), которая является компонентом Международной психоаналитической ассоциации (МПА). В США существует свыше 3000 практикующих психоаналитиков. МПА аккредитует психоаналитические учебные центры с помощью таких организаций во всех остальных странах мира, в том числе, в таких странах, кыак Сербия, Франция, Германия, Австрия, Италия, Швейцария, и многие другие. Около шести институтов находится непосредственно в Соединенных штатах.

Теории

Преобладающие психоаналитические теории могут быть подразделены на несколько теоретических школ. Хотя эти теоретические школы различаются, большинство из них подчеркивает влияние элементов бессознательного на сознание. Также была проделана значительная работа по консолидации элементов противоречивых теорий (ср. работы Теодора Дерпте, Б. Киллингмо и С. Ахтар). Как и во всех областях медицины, имеются определенные постоянные конфликты по поводу конкретных причин определенных синдромов, а также споры, касающиеся идеальных методов лечения. В 21-м веке, психоаналитические идеи начинают внедряться в западную культуру, особенно в таких областях, как уход за детьми, образование, литературоведение, культурология, психическое здоровье, и особенно психотерапия. Хотя существует ряд основных аналитических идей, имеются группы, следующие «заветам» одного или большего числа поздних теоретиков. Психоаналитические идеи также играют роль в некоторых типах литературного анализа, таких как архетипическая литературная критика.

Топографическая теория

Топографическая теория была названа и впервые описана Зигмундом Фрейдом в работе «Толкование сновидений» (1900 г.). Согласно этой теории, психический аппарат можно разделить на сознательную, предсознательную и бессознательную системы. Эти системы не являются анатомическими структурами головного мозга, а представляют собой, скорее, психические процессы. Хотя Фрейд был верен этой теории на протяжении всей своей жизни, он во многом заменил её структурной теорией. Топографическая теория остается одной из мета-психологических точек зрения для описания того, как функционирует разум в классической психоаналитической теории.

Структурная теория

Структурная теория делит психику на ид (оно), эго и супер-эго. Оно присутствует при рождении, и является «хранилищем» основных инстинктов, которые Фрейд называл «Triebe» («энергии»): неорганизованное и бессознательное, оно действует только на «принцип удовольствия», без оглядки на реалии и без дара предвидения. Эго развивается медленно и постепенно, являясь посредником между желаниями оно и реалиями внешнего мира; таким образом, эго действует на «принципе реальности». Супер-эго – это часть эго, в которой развиваются самонаблюдение, самокритика и другие рефлексивные и оценочные способности. Эго и супер-эго являются частично сознательными и частично бессознательными.

Психология эго

Эгопсихология первоначально была предложена Фрейдом в «Торможении, симптоме и страхе» (1926). Теория была расширена Хартманном, Лёвенштейном и Крисом в серии статей и книг с 1939 по конец 1960-х годов. Лео Беллак также внес свой вклад в развитие этой теории. Эта серия концепций, параллельно некоторым из более поздних разработок когнитивной теории, включает в себя понятия автономных функций эго: психические функции не зависят, по крайней мере, по своему происхождению, от интрапсихического конфликта. Такие функции включают в себя чувственное восприятие, двигательный контроль, символическое мышление, логическое мышление, речь, абстракцию, интеграцию (синтез), ориентацию, концентрацию, суждение об опасности, тестирование реальности, адаптивную способность, исполнительный процесс принятия решений, гигиену и самосохранение. Фрейд отметил, что торможение является одним из способов, благодаря которым ум может препятствовать любой из этих функций, чтобы избежать болезненных эмоций. Хартманн (1950-е годы) отметил, что могут иметь место задержки или дефицит таких функций. Frosch (1964) описал различия у людей, демонстрирующих нарушенное отношение к действительности, но которые могут осознавать это. Недостатки в способности организовывать мысли иногда называют блокирующими или свободными ассоциациями (Блейлер), и характерны для шизофрении. Дефициты в способности к абстракции и самосохранению также предполагают психоз у взрослых. Дефициты в ориентации и сенсориуме часто свидетельствуют о медицинской болезни, влияющей на мозг (и, следовательно, на автономные функции эго). Дефициты некоторых функций эго обычно обнаруживаются у детей, подвергавшихся сексуальному или физическому насилию, при этом мощные эффекты, создаваемые в детстве, оказываются способными подорвать функциональное развитие. Согласно психологии эго, сильные стороны эго, позже описанные Кернбергом (1975), включают в себя возможности для контроля за оральными, сексуальными и деструктивными импульсами; терпеть болезненные эффекты; и предотвращать допуск в сознание странных символических фантазий. Синтетические функции, в отличие от автономных функций, возникают из-за развития эго и служат для управления конфликтными процессами. Механизмы защиты представляют собой синтетические функции, которые защищают сознание от запретных импульсов и мыслей. Одна из целей эгопсихологии заключается в том, чтобы подчеркнуть, что некоторые психические функции можно рассматривать как основные функции, а не производные от желаний, эмоций или механизмов защиты. Тем не менее, автономные функции эго могут быть вторично затронуты из-за бессознательного конфликта. Например, пациент может иметь истерическую амнезию (память является автономной функцией) из-за интрапсихического конфликта (когда он не хочет что-либо вспоминать, потому что это слишком болезненно). Вместе, вышеупомянутые теории представляют собой группу метапсихологических предположений. Таким образом, группа различных классических теорий может обеспечить понимание человеческого мышления в поперечном сечении. Существует шесть «точек зрения», пять было описано Фрейдом и шестая была добавлена Хартманном. Бессознательные процессы, таким образом, могут быть оценены с каждой из этих шести точек зрения. Этими «точками зрения» являются: 1. Топографическая 2. Динамическая (теория конфликта) 3. Экономическая (теория потока энергии) 4. Структурная 5. Генетическая (положения, касающиеся происхождения и развития психических функций) и 6. Адаптационная (психологические явления и их отношение к внешнему миру).

Современная теория конфликта

Современная теория конфликта, вариация эго-психологии, представляет собой пересмотренный вариант структурной теории, наиболее заметно отличается от нее изменением концепций, связанных с тем, где сохраняются подавленные мысли (Фрейд, 1923, 1926). Современная теория конфликта рассматривает эмоциональные симптомы и черты характера как сложные методы решения психического конфликта. Она работает с понятиями фиксированного оно, эго и суперэго, и постулирует сознательные и бессознательные конфликты вкупе с желаниями (зависимыми, контролируемыми, сексуальными и агрессивными), чувством вины и стыда, эмоциями (особенно тревога и депрессивный аффект) и способами защиты сознания. Кроме того, здоровое (адаптивное) функционирование также, в значительной степени, определяется разрешением конфликта. Одной из главных задач современной психоаналитической теории конфликтов является изменение баланса конфликта у пациента, делая аспекты менее адаптивных решений (также называемые «компромиссными образованиями») сознательными, чтобы они могли быть переосмыслены, и поиск более адаптивных решений. Современные теоретики, постулирующие многие предложения Бреннера (см. особенно книгу Бреннера 1982 года «The Mind in Conflict»), включают Sandor Abend, доктор медицинских наук (Abend, Porder и Willick (1983), «Borderline Patients: Clinical Perspectives»), Якоба Арлоу (Арлоу и Бреннер (1964), «Психоаналитические понятия и структурная теория»), и Джерома Блэкмана (2003), «101 средство защиты: Как разум защищает себя».

Теория объектных отношений

Теория объектных отношений пытается объяснить удачные и неудачные периоды человеческих отношений через изучение того, как организованы внутренние представления себя и других. Клинические симптомы, указывающие на проблемы объектных отношений (как правило, задержки в развитии на протяжении жизни) включают в себя нарушения в способности индивида чувствовать тепло, эмпатию, доверие, безопасность, стабильность личности, последовательную эмоциональную близость и стабильность в отношениях со значимыми другими людьми. Хотя часто считается, что основные понятия, касающиеся внутренних представлений (также иногда называемых «интроспектами», «представления о себе и (других) объектах», или «интернализации себя и других»), придумала Мелани Кляйн, на самом деле они впервые встречаются в ранних концепциях Зигмунда Фрейда в его теории влечения («Три эссе по теории сексуальности», 1905). В статье 1917 года «Траур и меланхолия», Фрейд, например, выдвинул гипотезу, что нерешенное горе вызывается тем, что интернализированное изображение выжившего сливается с интернализированным изображением погибшего. Выживший переносит неприемлемый гнев по отношению к умершему на уже комплексное изображение себя. Вамик Волкан, в работе «Linking Objects and Linking Phenomena», расширил идеи Фрейда по этому вопросу, описывая синдромы «установленного патологического траура» против «реактивной депрессии» на основе аналогичной динамики. Гипотезы Мелани Кляйн относительно интернализации в течение первого года жизни, приводящей к параноидной и депрессивной позиции, впоследствии были оспорены Рене Шпицем (например, в работе «Первый год жизни», 1965), который разделил первый год жизни на кинестетическую фазу, длящуюся первые шесть месяцев, и диакритическую фазу, длящуюся следующие шесть месяцев. Маргарет Малер (Малер, Файн и Бергман «Психологическое рождение человеческого младенца», 1975) и ее группа, сначала в Нью-Йорке, а затем в Филадельфии, описала различные фазы и подфазы развития ребенка, ведущие к «сепарации-индивидуации» во время первых трех лет жизни, подчеркивая важность постоянства родительских фигур перед лицом разрушительной агрессии ребенка, для интернализации ребенка, стабильности управления эмоциями, и способности развивать здоровую автономию. Джон Фрош, Отто Кернберг, Салман Ахтар и Шелдон Бах разработали теорию постоянства восприятия себя и объекта, и того, как это влияет на психические расстройства у взрослых, такие как психоз и пограничные состояния. Питер Блос (в книге под названием «О подростках», 1960) описал, как аналогичная сепарация-индивидуация происходит в подростковом возрасте, что, конечно, отличается от первых трех лет жизни: подросток обычно, в конце концов, покидает дом родителей (это зависит от культуры). Эрик Эриксон (1950-1960-е годы) описал «кризис идентичности» в подростковом возрасте, который включает в себя тревогу идентичности-диффузии. Для того, чтобы взрослый человек мог испытать «теплоту, эмпатию, доверие, близость, идентичность и стабильность» в отношениях (см. Blackman, 101 Defenses: How the Mind Shields Itself, 2001), подросток должен решить проблемы, связанные с идентичностью, и переосмыслить постоянство восприятия себя и других.

Селф-психология

Селф-психология подчеркивает развитие стабильного и комплексного ощущения себя через эмпатические контакты с другими людьми, значимыми другими людьми, обозначенными как «селф-объекты». Селф-объекты удовлетворяют потребности развивающейся личности в зеркальном, идеализирующем и близнецовом нарциссическом переносе, и, тем самым, усиливают развитие самости. Процесс лечения проходит через «трансмутирующие интернализации», в которых пациент постепенно усваивает функции селф-объектов, предусмотренные терапевтом. Селф-психология первоначально сформировалась в работах Хайнца Кохута, и дальнейшее развитие получила благодаря Арнольду Голдбергу, Фрэнку Лахману, Павлу и Анне Орнштейн, Мариане Толпин и другим.

Жак Лакан и его психоанализ

Психоанализ Лакана, в котором интегрируются идеи психоанализа, структурной лингвистики и гегелевской философии, особенно популярен во Франции и некоторых частях Латинской Америки. Психоанализ Лакана представляет собой отход от традиционного британского и американского психоанализа, который преимущественно представляет собой эгопсихологию. На своих семинарах и в своих трудах Жак Лакан часто использовал фразу «retourner à Freud» («возвращение к Фрейду»), поскольку он утверждал, что его теории являются продолжением собственной теории Фрейда, и противоположны идеям Анны Фрейд, эго-психологии, теориям объектных отношений и селф-теориям, а также говорил о необходимости прочтения полного собрания сочинений Фрейда, а не только отдельных их частей. В своих концепциях, Лакан касается «стадии зеркала», «реального», «мнимого» и «символического», и утверждает, что «бессознательное структурировано как язык». Хотя Лакан оказал большое влияние на психоанализ во Франции и некоторых частях Латинской Америки, его перевод на английский язык занял больше времени, и из-за этого он оказал меньшее влияние на психоанализ и психотерапию в англоговорящем мире. В Великобритании и США, его идеи наиболее широко используются для анализа текстов в литературной теории. Из-за его все более критической позиции по отношению к Фрейду, Лакан был исключен из МПА в качестве аналитика, что привело его к созданию собственной школы, с тем, чтобы поддерживать институциональную структуру для многих кандидатов, желающих продолжить свой анализ вместе с ним.

Межличностный психоанализ

Межличностный психоанализ акцентирует внимание на нюансах межличностных взаимодействий, в частности, на том, как люди защищают себя от тревоги путем установления взаимодействия с другими людьми, и на важности фактического опыта общения с другими людьми в детском (например, с членами семьи и сверстниками) и во взрослом возрасте. Это контрастирует с превалированием интрапсихических сил, как в классическом психоанализе. Межличностная теория была впервые введена доктором медицинских наук Гарри Стеком Салливаном, и получила дальнейшее развитие в работах Фриды Фромм-Рейхманн, Клары Томпсон, Эриха Фромма, а также других специалистов, которые внесли свой вклад в основание Института Уильяма Алансона Уайта и в межличностный психоанализ в целом.

Культуралистский психоанализ

Определенную группу психоаналитиков называют культуралистами, из-за того, что они считают, что на поведение в первую очередь влияет культура. К культуралистам причисляют Эриха Фромма, Карен Хорни, Гарри Стека Салливана и других. Эти психоаналитики находятся в противоборстве с «традиционными» психоаналитиками.

Феминистский психоанализ

Феминистские теории психоанализа возникли во второй половине 20-го века, в попытке сформулировать женское, материнское и сексуальное отличие и развитие с точки зрения женщин-субъектов. Для Фрейда, мужчина является субъектом, а женщина – объектом. Для Фрейда, Винникотта и теории объектных отношений, мать структурирована как объект для неприятия (Фрейд) и разрушения (Винникотт) у младенца. Для Лакана, «женщина» может либо принять фаллическую символику как объект или олицетворять отсутствие в символическом измерении. Феминистский психоанализ является, в основном, пост-фрейдистским и пост-лаканианским. Феминистские теоретики включают Торил Мой, Джоан Копжек, Джулиет Митчелл, Терезу Бреннан и Гризельду Поллок. Они переосмыслили Искусство и Мифологию после французского феминистского психоанализа. Французские теоретики, такие как Люс Иригарей, бросают вызов фаллогоцентризму. Браха Эттингер предлагает «матриархальное» измерение субъекта, которое учитывает предродовую стадию (связь с матерью) и говорит об Эросе женского рода, матриксе и первичных фантазиях о матери. Джессика Бенджамин рассуждает о женственности и любви. Феминистский психоанализ включает в себя гендерную теорию, квир-теорию и постфеминистские теории.

Адаптивная парадигма психоанализа и психотерапии

«Адаптивная парадигма психотерапии» развивается из работы Роберта Лангса. Адаптивная парадигма интерпретирует психический конфликт, прежде всего, с точки зрения сознательной и бессознательной адаптации к реальности. В своей недавней работе, Лангс в какой-то мере возвращается к более раннему Фрейду, предпочитая модифицированную версию топографической модели психики (сознательное, предсознательное и бессознательное), а не структурную модель (ид, эго и супер-эго), в том числе, уделяя внимание травме (хотя Лангс рассматривал травмы, связанные со смертью, а не сексуальные травмы). В то же время, модель разума Лангса отличается от модели Фрейда, поскольку он понимает ум с точки зрения эволюционных биологических принципов.

Реляционный психоанализ

Реляционный психоанализ сочетает в себе межличностный психоанализ и теорию объектных отношений, а также интерсубъективную теории в качестве важных для психического здоровья. Реляционный психоанализ был введен Стивеном Митчеллом. Реляционный психоанализ подчеркивает, как формируется личность человека благодаря реальным и воображаемым отношениям с другими людьми, и как эти паттерны отношений будут вновь введены в действие во взаимодействии между аналитиком и пациентом. В Нью-Йорке, ключевые сторонники реляционного психоанализа включают Лью Арона, Джессику Бенджамин и Адриенн Харрис. Фонаги и Tаргет, в Лондоне, выдвинули свою точку зрения о необходимости оказания помощи обособленным, изолированным пациентам, путем развития у них способности к «ментализации», связанной с обдумыванием отношений и самих себя. Ариетта Слэйд, Сьюзан Коутс и Дэниел Шехтер в Нью-Йорке дополнительно способствовали применению реляционного психоанализа к лечению взрослого пациента-как-родителя, клиническое исследование ментализации в отношениях родитель-ребенок, а также передачи привязанности и травмы из поколения в поколение.

Межличностный-реляционный психоанализ

Термин «межличностный-реляционный психоанализ» часто используется в качестве профессиональной идентификации. Психоаналитики в рамках этого более широкого течения дискутируют о том, какие именно различия существуют между этими двумя школами, без какого-либо текущего четкого консенсуса.

Интерсубъективный психоанализ

Термин «интерсубъективность» был введен в психоанализ Джорджем Э. Этвудом и Робертом Столороу (1984). Интерсубъективный подход подчеркивает, как на развитие личности и терапевтический процесс влияют взаимосвязи между субъективной точкой зрения пациента и других. Авторы межличностных-реляционных и интерсубъективных подходов: Отто Ранк, Хайнц Кохут, Стивен А. Митчелл, Джессика Бенджамин, Бернард Брандчафт, Дж. Фосшаг, Донна M. Орандж, Арнольд «Арни» Минделл, Томас Огден, Оуэн Реник, Ирвин З. Хоффман, Гарольд Сирльс, Колвин Тревартен, Эдгар А. Левинсон, Джей Гринберг, Эдвард Р. Ритво, Беатрис Биб, Франк М. Лахманн, Герберт Розенфельд и Дэниел Стерн.

Современный психоанализ

«Современный психоанализ» – это термин, придуманный Химаном Спотницем и его коллегами для описания теоретических и клинических подходов, ставящих своей целью расширение теории Фрейда, с тем, чтобы сделать их применимыми к полному спектру эмоциональных расстройств и расширить возможности для лечения патологий, считающихся неизлечимыми в классических методах. Вмешательства, основанные на таком подходе, в первую очередь, предназначены для обеспечения эмоционально-зрелой коммуникации для пациента, а не для того, чтобы способствовать интеллектуальному прозрению. Эти меры, помимо целей, направленных на инсайт, используются для разрешения сопротивлений, которые представлены в клинических условиях. Эта школа психоанализа обеспечивает профессиональную подготовку студентов в Соединенных Штатах и в странах по всему миру. Журнал «Современный психоанализ» издается с 1976 года.

Психопатология (психические расстройства)

Взрослые пациенты

Различные психозы связаны с дефицитами автономных функций Эго, таких как интеграция (организация) мышления, способность к абстракции, отношение к реальности и проверка реальности. При депрессиях с психотическими признаками, функция самосохранения также может быть повреждена (иногда из-за подавляющего депрессивного аффекта). Из-за интегративных дефицитов (часто вызывающих то, что психиатры называют «свободными ассоциациями», «блокированием», «полетом идей», «вербигерацией» и «уходом мыслей»), развитие представления о себе и объекте также нарушается. Клинически, таким образом, психотические личности проявляют ограничения в тепле, эмпатии, доверии, идентичности, близости и / или стабильности в отношениях (из-за проблем с тревогой, связанных со слитием самости и объекта). У пациентов, автономные эго функции которых являются менее затронутыми, но которые все еще имеют проблемы с объектными отношениями, диагноз часто попадает в категорию, известную как «пограничная». Пограничные пациенты также демонстрируют дефицит, часто в контроле импульсов, аффектах или фантазиях, но их способность проверки действительности остается более или менее нетронутой. Взрослые, которые не испытывают чувство вины и стыда и занимаются преступной деятельностью, как правило, диагностируются как психопаты, или, используя DSM-IV-TR, пациенты с антисоциальным расстройством личности. Паника, фобии, конверсии, обсессии, компульсии и депрессии (аналитики называют это «невротическими симптомами»), как правило, не вызваны дефицитом функций. Вместо этого, они вызваны интрапсихическими конфликтами. Эти конфликты, как правило, происходят при сексуальных и враждебно-агрессивных желаниях, чувстве вины и стыда, а также факторах реальности. Конфликты могут быть сознательными или бессознательными, но провоцируют беспокойство, депрессивный аффект и гнев. И, наконец, различные элементы управляются оборонительными операциями, по существу, отключающими механизмами мозга, которые заставляют людей не знать об этом элементе конфликта. «Подавление» – это термин, обозначающий механизм, изолирующий мысли из сознания. «Изоляция аффекта» – это термин, используемый для обозначения механизма, который изолирует ощущения из сознания. Невротические симптомы могут наблюдаться при наличии и отсутствии дефицита в функции Эго, объектных отношений и сильных сторонах эго. Таким образом, обсессивно-компульсивные шизофреники, панические пациенты, которые также страдают пограничным расстройством личности и т.д., - это не редкость.

Детское происхождение

Психоанализ в Великобритании

Лондонское психоаналитическое общество было основано Эрнестом Джонсом 30 октября 1913 г. В связи с экспансией психоанализа в Соединенное Королевство, в 1919 г. общество было переименовано в Британское психоаналитическое общество. Вскоре после этого, для управления деятельностью Общества был создан Институт Психоанализа. К деятельности Общества относится: обучение психоаналитиков, развитие теории и практики психоанализа, предоставление лечения через Лондонскую клинику психоанализа, издание книг в Новой библиотеке Психоанализа и психоаналитических идей. Институт Психоанализа также публикует Международный журнал Психоанализа, поддерживает библиотеку, способствует исследованиям, и проводит публичные лекции. Общество имеет Кодекс этики и комитет по этике. Общество, институт и клиника расположены в Byron House. Общество является составной частью МПА, имеющей членов на всех пяти континентах, соблюдающих профессиональную и этическую практику. Общество является членом психоаналитического совета Великобритании (ПСВ); ПСВ публикует реестр британских психоаналитиков и психоаналитических психотерапевтов. Все члены Британского психоаналитического общества обязаны осуществлять непрерывное профессиональное развитие. Члены Общества включили Майкла Балинта, Уилфреда Биона, Джона Боулби, Анну Фрейд, Мелани Кляйн, Джозефа Дж. Сандлера и Дональда Винникотта. Институт Психоанализа является основным издателем психоаналитической литературы в мире. 24 тома Стандартного издания Полного собрания Психологических сочинений Зигмунда Фрейда было издано и переведено под руководством Британского психоаналитического общества. Общество, в сочетании с Random House, вскоре опубликует новое, пересмотренное и расширенное Стандартное издание. Благодаря новой библиотеке психоанализа, Институт продолжает издавать книги ведущих теоретиков и практиков в области психоанализа. Международный журнал Психоанализа также издается Институтом Психоанализа. Журнал имеет один из наибольших тиражей среди психоаналитических журналов.

Исследования

На протяжении более ста лет, в тематических докладах и исследованиях в журналах Modern Psychoanalysis, Psychoanalytic Quarterly, International Journal of Psychoanalysis и Journal of the American Psychoanalytic, была проанализирована эффективность анализа в случаях невроза и характера или личностных проблем. Психоанализ был модифицирован методами объектных отношений, эффективность которых была продемонстрирована во многих случаях укоренившихся проблем близости и отношений (см. многие книги Отто Кернберга). В качестве средства терапевтического лечения, психоаналитические методы могут быть полезны в односессионной консультации. В других ситуациях, психоаналитическое лечение может продолжаться от около года до многих лет, в зависимости от тяжести и сложности патологии. Психоаналитическая теория, с самого начала, была предметом критики и споров. Фрейд отмечал это в начале своей карьеры, когда другие врачи в Вене подвергли его остракизму за выводы о том, что конверсионные истерические симптомы не ограничиваются женщинами. Возражения против аналитической теории начались с Отто Ранка и Альфреда Адлера (рубеж 20-го века), чью инициативу подхватили бихевиористы (например, Вольпе) в 1940-х и 50-х годах, и наши современники (например, Miller). Критика связана с несогласием с идеей того, что существуют механизмы, мысли или чувства, которые могут быть неосознаваемыми. Критике также подверглась идея «инфантильной сексуальности» (признание того, что дети в возрасте от двух до шести лет представляют себе, как люди размножаются). Критика теории привела к изменениям в аналитических теориях, таких, как работа Рональда Фэйрберна, Майкла Балинта и Джона Боулби. За последние 30 лет или около того, критические замечания были сосредоточены на проблеме эмпирической проверки, несмотря на множество эмпирических, перспективных научных исследований, которые были эмпирически подтверждены (например, см. исследования Барбары Мильрод в Медицинской Школе Корнельского университета и др.). В научной литературе имеются исследования, поддерживающие некоторые из идей Фрейда, например, бессознательное, вытеснение и т.д. Психоанализ был использован в качестве инструмента исследования развития детей младшего возраста (см. журнал «Психоаналитическое изучение ребенка»), и был переработан в гибкий, эффективный метод лечения некоторых психических расстройств. В 1960-е годы, были оспорены ранние (1905) идеи Фрейда о развитии детской женской сексуальности; эта проблема привела к крупным исследованиям в 1970-х и 80-х годах, а затем – к переформулировке женского полового развития, скорректировавшей некоторые из концепций Фрейда. Смотрите также различные произведения Элеоноры Галенсон, Нэнси Чодороу, Карен Хорни, Франсуазы Дольто, Мелани Кляйн, Сельмы Фрайберг и других. Совсем недавно, психоаналитические исследователи, интегрировавшие теории привязанности в своей работе, в том числе, Алисия Либерман, Сьюзен Коутс и Даниэль Шехтер, исследовали роль травматизации родителей в развитии умственных представлений детей младшего возраста о себе и других. Существуют различные формы психоанализа и психотерапии, в которых практикуется психоаналитическое мышление. Помимо классического психоанализа, существует, например, психоаналитическая психотерапия, терапевтический подход, расширяющий «доступность психоаналитической теории и клинической практики». Другие примеры хорошо известных методов лечения, которые также используют идеи психоанализа, включают лечение на основе ментализации, и психотерапию, сосредоточенную на переносе. Психоаналитическое мышление продолжает оказывать влияние на различные области охраны психического здоровья. Приведем пример: в психотерапевтическом обучении в Нидерландах, объединены и интегрированы психоаналитические и системные терапевтические теории, проекты и методы. Другие психоаналитические школы включают Клейновскую, Лакановскую и Винникотианскую школы.

Оценка эффективности

Эффективность чистого психоанализа трудно оценить; терапия по методу Фрейда слишком сильно опирается на интерпретацию терапевта, которую нельзя подтвердить. Эффективность более современных, разработанных впоследствии, методик, можно оценить. Мета-анализы, проведенные в 2012 и 2013 годах, показывают, что имеются доказательства эффективности психоаналитической терапии, таким образом, необходимы дальнейшие исследования. Другие мета-анализы, опубликованные в последние годы, показали, что психоанализ и психодинамическая терапия являются эффективными, при этом результаты лечения сравнимы или превышают результаты других видов психотерапии или антидепрессантов, но эти аргументы также были подвергнуты критике. В 2011 году, Американская психологическая ассоциация сделала 103 сравнения между психодинамическим лечением и её нединамическим конкурентом. Было обнаружено, что в 6 случаях психодинамическая терапия была лучше, в 5 – хуже, в 28 случаях никакого различия не было, и в 63 случаях различие было адекватным. Исследование показало, что это может быть использовано, «чтобы сделать психодинамическую психотерапию эмпирически оцениваемым методом лечения». Мета-анализ краткосрочной психодинамической психотерапии (КПП) обнаружил, что величины эффекта составляют от 0,34 до 0,71 по сравнению с отсутствием лечения, и в последующем исследовании было установлено, что КПП немного лучше, чем другие виды терапии. Другие обзоры показали, что величина эффекта составляет 0.78-0.91 для соматических расстройств по сравнению с отсутствием лечения при лечении депрессии. Мета-анализ 2012 года Гарвардского обзора психиатрии интенсивной краткосрочной динамической психотерапии (I-STPP) обнаружил, что размер эффекта составляет от 0,84 для межличностных проблем до 1,51 для депрессии. Общий I-STPP имел величину эффекта 1,18 по сравнению с отсутствием лечения. Системный обзор долгосрочной психодинамической психотерапии, проведенный в 2009 году, обнаружил, что общая величина эффекта составляет 0,33. Другие данные показывают, что величина эффекта составляет 0,44-0,68. По данным французского обзора, проведенного INSERM в 2004 году, психоанализ доказал свою эффективность при лечении панического расстройства, посттравматического стрессового расстройства и расстройства личности. Крупнейшее в мире рандомизированное контролируемое исследование по терапии амбулаторных больных с анорексией, ANTOP-исследование, опубликованное в 2013 году в журнале The Lancet, показало, что модифицированная психодинамическая терапия должна быть более эффективной, чем когнитивно-поведенческая терапия в долгосрочной перспективе. Систематический обзор Кокрановского сотрудничества медицинской литературы 2001 года пришел к выводу, что нет данных, демонстрирующих, что психодинамическая психотерапия эффективна при лечении шизофрении и тяжелых психических заболеваний. Авторы предупредили, что лечение всегда следует использовать наряду с любым типом разговорной терапии в случаях шизофрении. Французский обзор с 2004 года обнаружил то же самое. Исследовательская группа по данным шизофренических пациентов не рекомендует использовать психодинамическую терапию в случаях шизофрении, утверждая, что для установления ее эффективности необходимо провести больше испытаний.

Критика

Психоанализ как область науки

И Фрейд, и психоанализ подвергались очень жесткой критике. Обмен мнениями между критиками и защитниками психоанализа часто бывает настолько жарким, что его называют «Фрейдовскими войнами». Ранние критики психоанализа считали, что его теории были основаны на слишком малом числе количественных и экспериментальных исследований, а также слишком сильно полагались на клинический метод исследования. Некоторые обвиняли Фрейда в обмане, например, как в случае Анны О. Франк Сиоффи, автор книги «Фрейд и вопрос о лженауке», цитирует ложные утверждения о научных данных о теории и ее элементах в качестве самой сильной основы для доказательства того, что работы Фрейда и его школа являются лженаучными. Другие предполагают, что пациенты Фрейда страдали от теперь легко идентифицируемых заболеваний, не связанных с психоанализом; например, Анна О., как полагают, страдала от органического нарушения, такого, как туберкулезный менингит или височная эпилепсия, а не истерия (см. современные интерпретации). Карл Поппер утверждал, что психоанализ является лженаукой, потому что то, что он утверждает, является непроверяемым и не может быть опровергнуто; то есть, он не может быть фальсифицирован. Имре Лакатос позже отметил: »..Фрейдисты не были обескуражены основным замечанием Поппера относительно научной честности своих теорий. В действительности, они отказались указать экспериментальные условия, при которых они отказались бы от своих основных предположений». Когнитивисты, в частности, также внесли свою лепту в критику Фрейда. Один известный академик в рамках позитивной психологии писал: «Тридцать лет назад, когнитивная революция в психологии свергла как Фрейда, так и бихевиористов, по крайней мере, в академических кругах. Мышление не является просто результатом эмоций или поведения. Эмоция всегда порождается мышлением, а не наоборот». Лингвист Ноам Хомский подверг критике психоанализ за отсутствие научной основы. Стивен Пинкер считает фрейдистскую теорию ненаучной. Эволюционный биолог Стивен Джей Гулд рассматривал психоанализ как теорию, находящуюся под влиянием псевдонаучных теорий, таких как теория рекапитуляции. Психологи Ханс Айзенк и Джон Ф. Килстром также критиковали фрейдистское учение как лженаучное. Адольф Грюнбаум утверждает, что теории на основе психоанализа можно фальсифицировать, но что заявленные психоанализом позиции не опираются на имеющиеся клинические данные. Ричард Фейнман назвала психоаналитиков «знахарями»: «Если вы посмотрите на все сложные идеи, которые они разработали за бесконечно малое количество времени, если сравните с любой другой наукой то, сколько времени требуется для того, чтобы после одной идеи последовала вторая, если примите во внимание все структуры и изобретения и сложные вещи, ид и эго, напряжения и силы, я утверждаю, что Вы убедитесь, что это не может быть правдой. Невозможно одному мозгу или нескольким мозгам состряпать такую теорию в такой короткий промежуток времени». Е. Фуллер Торри, в работе «Знахари и психиатры» (1986), согласился с тем, что психоаналитические теории имеют не больше научной основы, чем теории традиционных целителей, «колдунов» или современной «культовой» альтернативной медицины. Психолог Алиса Миллер в книге «Для Вашего же блага» заявила, что психоанализ подобен «ядовитой педагогике». Она тщательно исследовала и отвергла справедливость теории Фрейда, в том числе, Эдипов комплекс, который, по ее словам и по мнению Джеффри Массона, винит ребенка за неправомерное сексуальное поведение взрослых. Психолог Джоэл Капферсмид исследовал обоснованность Эдипова комплекса, рассматривая его природу и происхождение. Он пришел к выводу, что существует мало доказательств, подтверждающих существование Эдипова комплекса. Мишель Фуко и Жиль Делез утверждали, что институт психоанализа стал центром власти, и что его конфессиональные методы напоминают христианскую традицию. Жак Лакан раскритиковал некоторые американские и британские психоаналитические школы, делающие акцент на том, что он рассматривал как предложение мнимых «причин» для симптомов, и рекомендовал вернуться к Фрейду. Делез и Феликс Гваттари критиковали идею Эдипова комплекса. Люс Иригарей критиковал психоанализ, используя понятие Жака Деррида о фаллогоцентризме для описания феномена исключения женщины из фрейдистских и лаканианских психоаналитических теорий. Делез и Гваттари, в их работе 1972 года «Анти-Эдип», взяли случаи Жерара Менделя, Бела Грюнбергер и Джанин Шасеге-Смиржел, видных представителей наиболее уважаемых ассоциаций (МПА), чтобы предположить, что, традиционно, психоанализ с энтузиазмом принимает идею о полицейском государстве. Психоанализ по-прежнему практикуется психиатрами, социальными работниками и другими специалистами в области психического здоровья; тем не менее, эта практика является менее распространенной, чем раньше. «Я думаю, что большинство людей согласится с тем, что психоанализ как форма лечения находится, так сказать, на последнем издыхании», говорит Брэдли Петерсон, психоаналитик, детский психиатр и директор Института развивающегося разума в детской больнице Лос-Анджелеса. Теоретические основы психоанализа связаны с философскими течениями, которые приводят к интерпретативной феноменологии, а не с учениями, которые приводят к научному позитивизму, что делает теорию во многом несовместимой с позитивистским подходом к изучению ума. Согласно французскому отчету 2004 года от INSERM, психоаналитическая терапия менее эффективна, чем другие виды психотерапии (включая когнитивно-поведенческую терапию) для лечения некоторых заболеваний. Использовался мета-анализ многочисленных других исследований, чтобы определить, наблюдалась ли «доказанная» или «предполагаемая» эффективность лечения при различных заболеваниях. Многочисленные исследования показали, что эффективность терапии связана с квалификацией терапевта, а не с особенностями психоаналитической школы или техники или метода обучения.

Теория Фрейда

Многие аспекты теории Фрейда действительно устарели, и это неудивительно, ведь Фрейд умер в 1939 году, и он не торопился модифицировать свою теорию. Его критики, однако, в равной степени отстают от времени, нападая на фрейдистские взгляды 1920-х годов, как будто они по-прежнему имеют некоторое значение в своем первоначальном виде. Психодинамическая теория и терапия значительно эволюционировали с 1939 года, когда бородатый лик Фрейда в последний раз блистал на научном небосклоне. Современные психоаналитики и психодинамические терапевты больше не уделяют такого большого вниманию понятиям ида и эго, и они не считают лечение психологических расстройств «археологической экспедицией» в поисках потерянных воспоминаний. -Drew Westen К этой критике обращается все большее количество эмпирических исследований академических психологов и психиатров. Обзор научных исследований предположил, что, в то время как можно наблюдать личностные черты, соответствующие оральной, анальной, эдипальной и половой фазам Фрейда, они не обязательно проявляются как этапы в развитии детей. Эти исследования также не подтвердили, что такие черты у взрослых являются результатом детского опыта (Fisher & Greenberg, 1977, стр. 399). Тем не менее, эти стадии не следует рассматривать как имеющие важнейшее значение для современного психоанализа. Что действительно имеет решающее значение для современной психоаналитической теории и практики, так это сила бессознательного и явление переноса. Идея «бессознательного» оспаривается, потому что человеческое поведение можно наблюдать, в то время как умственная деятельность человека не является очевидной для постороннего. Тем не менее, бессознательное в настоящее время является наиболее популярной темой исследования в области экспериментальной и социальной психологии (например, оценка отношений, фМРТ и ПЭТ, а также другие косвенные тесты). Идея бессознательного и явления переноса были широко исследованы и, как утверждается, их актуальность была подтверждена в области когнитивной психологии и социальной психологии (Westen & Gabbard, 2002), хотя фрейдистская интерпретация бессознательной психической активности не проводится большинством когнитивных психологов. Последние разработки в области нейробиологии привели, с одной стороны, к обеспечению биологической основы для бессознательной эмоциональной обработки в соответствии с психоаналитической теорией, т.е., нейропсихоанализ (Westen & Gabbard, 2002), в то время как, с другой стороны, такие выводы делают психоаналитическую теорию устаревшей. Шломо Кало объясняет, что материализм, который процветал в 19 веке, нанес серьезный урон религии и отверг все, что называется духовным. В частности, сильно пострадал институт исповеди священнику. Пустота, образовавшаяся вследствие этого, была стремительно занята новой областью – психоанализом. В своих трудах, Кало утверждает, что основной подход психоанализа, состоящий в том, что счастье недостижимо и что естественное желание человека заключается в использовании своих ближних ради собственного удовольствия и пользы, является ошибочным. Психоанализ Фрейда критиковала и его жена, Марта. Рене Лафорг пишет, что Марта Фрейд заявила: «Я должна признать, что, если бы я не понимала, насколько серьезно мой муж относится к своему методу, я бы подумала, что психоанализ является формой порнографии». По мнению Марты, в психоанализе было что-то вульгарное, и она дистанцировалась от него. По словам Мари Бонапарт, Марте не нравилось то, чем занимается её муж, и сам метод его работы (лечение сексуальности). Жак Деррида включил аспекты психоаналитической теории в свою теорию деконструкции, чтобы подвергнуть сомнению то, что он назвал «метафизикой присутствия». Деррида также переводит некоторые из этих идей против Фрейда, выявляя напряженность и противоречия в его работе. Например, хотя Фрейд определяет религию и метафизику, как перемещения идентификации с отцом в разрешении эдипова комплекса, Деррида (The Postcard: From Socrates to Freud and Beyond) настаивает на том, что важная роль отца в собственном анализе Фрейда сама по себе накладывается на первостепенное значение отца в западной метафизике и теологии со времен Платона. Lakatos, Imre; John Worrall and Gregory Currie, eds. (1978). The Methodology of Scientific Research Programmes. Philosophical Papers, Volume 1. Cambridge: Cambridge University Press. p. 146

Drew Westen, «The Scientific Legacy of Sigmund Freud Toward a Psychodynamically Informed Psychological Science». November 1998 Vol. 124, No. 3, 333-371

Derrida, Jacques, and Alan Bass. The Postcard: From Socrates to Freud and Beyond. Chicago & London: Univ. of Chicago, 1987.


Результат психоанализа во многом зависит от условий, в которых проходят встречи с аналитиком. Они всегда чётко определены (аналитики называют эти правила "сеттингом"): пациент приходит в одно и то же место, в заранее определённое время и делает это от трёх до пяти раз в неделю. Условия проведения психоанализа 5 раз в неделю по 50 минут на кушетке — таковы требования классического психоанализа (Фрейд работал сначала с пациентами 6 раз в неделю).

Современный психоанализ не предъявляет столь жёстких требований к сеттингу — сегодня достаточным считается проведение 3-х сессий (посещений) в неделю по 50 минут (однако, чем выше частота, тем выше эффективность).

Допускается также проводить 2 сессии в неделю не на кушетке, а в кресле (лицом-к-лицу). Посещение реже 3-х раз в неделю формально считается не психоанализом, а психоаналитической психотерапией.

Выбор конкретного сеттинга зависит от возможностей пациента и показаний. Все несостоявшиеся встречи оплачиваются независимо от причины, по которой были пропущены. Аналитики уверены, что такая стабильность и чёткость условий помогают пациенту почувствовать свою ответственность за работу, развивают его внутренний аналитический процесс, который не должен зависеть от внешних или внутренних помех.

Пациент во время сессии лежит на кушетке, и это помогает ему перестать контролировать внешнюю реальность — ведь он не может следить за реакцией аналитика (тот сидит у него в изголовье), а только слышит его голос. И возникает ощущение, что ты разговариваешь одновременно с реальным человеком, с самим собой и с фантазийным образом аналитика, который у тебя возникает. Если гипноз не годится для самопознания посредством исследования своего бессознательного, т.к. оставляет Вас в бессознательном состоянии — как же человеку познать своё бессознательное, оставаясь в сознательном состоянии?

Для этого Фрейдом была создана техника свободных ассоциаций. Пациент лежит на кушетке или сидит в кресле и просто говорит, что ему приходит в голову.

Можно рассказывать о своём прошлом (в том числе и о детстве), о текущих событиях жизни, делиться своими планами на будущее, описывать свои фантазии и, конечно, сновидения, рассказывать о своих опасениях и страхах. Запретных тем нет. Можно говорить без опасений — потому что это никто не слышит, кроме психоаналитика — а психоаналитик никому ничего не расскажет (психоаналитик нигде не пересекается в реальной жизни пациента — это важное требование психоанализа, и, конечно же, существует профессиональная этика).

Можно говорить все без опасений, потому что это только психоанализ — а психоаналитик только психоаналитик. И, естественно, если пациент может говорить всё, что приходит ему в голову, он может говорить все, что он думает и о своём психоаналитике.

Психоанализ — это реальные переживания в нереальной ситуации, ситуации безопасности и доверия, которая никогда не встречается в реальной жизни (ведь психоаналитик существует только в той комнате, в которой ведёт приём, ведь реально он не существует).

Метод свободных ассоциаций — основное открытие Фрейда. С одной стороны — это естественная потребность любого человека, говорить то, что приходит ему в голову. Но в реальной жизни взрослый человек лишён такой возможности — небезопасно говорить все, что приходит в голову (даже близкому человеку).

Маленький ребёнок, который только научился говорить, всегда говорит все, что ему приходит в голову. До тех пор, пока родители и другие взрослые, шокированные его искренностью, не приучают его скрывать свои мысли. Пациенту, конечно, требуется некоторое время, чтобы восстановить утраченную в далёком детстве способность говорить все, что приходит в голову.

Для этого ему необходимо удостовериться, что он, в самом деле, может говорить все, что захочет, и не будет за это наказан (как в детстве и как реально происходит в реальной жизни). Поэтому говорить сначала может быть сложно. Трудности в том, чтобы свободно говорить все, что приходит в голову — могут иметь и другие причины.

Это значит можно поговорить о том, почему Вам трудно говорить. В конце концов, сама жизнь учит нас, что далеко не все и далеко не всегда можно говорить все, что приходит в голову (говорить, что у тебя на уме).

Только в кабинете психоаналитика можно говорить все, что думаешь не думая (легче это делать лёжа на кушетке — ведь когда Вы никого не видите, значит никого нет…).

Важно, ещё то, что говорить оказывается возможным — потому что Вас слушают. Но психоаналитик не только внимательно слушает, он сообщает Вам о своём понимании и проверяет у Вас, насколько правильно Вас понял (и интерпретирует, выражая своё видение Вашей ситуации — это основная составляющая психоанализа).

Конечно психоаналитик, также как случайный попутчик внимательно Вас слушает. Но психоаналитик не выйдет из купе и не сойдёт с поезда на следующей станции, как случайный попутчик, оставив своего собеседника со своими переживаниями и тяжёлыми мыслями, зря растревоженными воспоминаниями, не дав ему договорить, и так не успев ничего сказать.

Психоаналитик едет с Вами до той же станции, до которой едете Вы: он всегда в своём кабинете — и если Вы с ним договорились, что он будет принимать вас по вторникам и пятницам в 19:40 — Вы неизменно будете его обнаруживать в этом кабинете в назначенное время в течение месяцев и лет (при необходимости) — такое постоянство очень важно, что кардинально отличает психоаналитика от эфемерного случайного попутчика, исчезающего через несколько станций.

Сама по себе возможность говорить, не контролируя что говоришь, приносит облегчение — эффект случайного попутчика. Но случайный попутчик — это ещё не психоаналитик. Просто выговориться, когда тебя слушают — этого ещё не достаточно.

Разучившись говорить правду (прежде всего самому себе), человек репрессировал многие свои чувства, желания и убеждения — потеряв часть себя. Благодаря возможности говорить правду, психоаналитик становится этой утерянной частью, которую пациент получает назад, выслушивая, в свою очередь, психоаналитика

Перенос и контрперенос

Согласно основному правилу психоанализа пациент должен говорить все, что он думает и чувствует, все, что приходит ему в голову, даже то, о чем сообщать неприятно, стыдно или больно (это и есть свободные ассоциации). Пытаясь следовать этому правилу, он начинает испытывать различные чувства к аналитику (этот феномен в психоанализе называется "переносом").

Пациент проецирует на него свои бессознательные желания, чувства и конфликты и переживает их с новой силой. Например, он может злиться на аналитика, потому что тот (как ему кажется) долго молчит. Но в результате анализа этих чувств обнаруживает, что его злость на самом деле была направлена на собственную мать, которая когда-то, в детстве, наказывала его молчанием за любую провинность.

Перенос прежних конфликтных взаимоотношений и фантазий из прошлого в психоаналитический кабинет позволяет вспомнить, пережить и переосмыслить то, что было вытеснено в бессознательное на разных этапах жизни. Таким образом, только в психоанализе идёт работа с переносом, ни в психотерапии, ни в психиатрии, ни в любой разновидности психологии терапевт не становиться объектом для переноса !

Он как бы заходит внутрь игры, становиться производным психики пациента, на разных этапах психоанализа пациент может относиться к аналитику как к отцу, сестре или матери и воссоздаёт отношения, которые складывались между ними. Само по себе это не очень ценно. Но ценно то, что в безопасных условиях "психической лаборатории", можно изменить сложившиеся способы и паттерны мышления и эмоций.

Психоаналитик находиться не только внутри игры, но также частично снаружи процесса и поэтому может наблюдать и интерпретировать и исправлять сложившуюся ситуацию терапии.

Но не менее важно для результата работы, чтобы и аналитик улавливал эмоции, которые возникают у него в ответ на переживания пациента (такие реакции называются "контрпереносом"). Это помогает ему понимать даже самые глубокие бессознательные переживания пациента и интерпретировать их, то есть преобразовывать бессознательное в осознаваемое.

В результате психоанализа пациент с удивлением открывает, что кто-то может к нему тепло относиться, искренне помогать ему, верить в него. В конечном счёте, он начнёт строить свою жить, обладая этим новым опытом.

«Меня наказывали, и я буду наказывать!» - знакомая фраза? Как часто можно ее услышать от уже взрослых людей. Метод кнута, как называется это у нас в стране, или, проще говоря, «ремнем по попе» - популярный метод воспитания. Однако перед тем, как наказать ребенка за плохое поведение ремнем, стоит задуматься о последствиях, которые может повлечь этот метод.

Испокон веков

Первый аргумент тех, кто не понаслышке знает, как наказывают детей ремнем, это отсылка к истории. Конечно, телесные наказания считались нормой и в Средневековье, и в советских коммунальных квартирах, а в шариатских странах до сих пор людей камнями закидывают!

Здесь психологи советуют задуматься: если на Руси детей наказывали ударами за любую провинность, то же самое ведь делали и с их родителями-крестьянами! В современности же телесных наказаний для взрослых людей, если мы говорим о цивилизованных странах, практически не существует. Если человек прогулял работу – его уволят, если он не занимается спортом и курит – пострадает его здоровье, если он начнет воровать – попадет в колонию, если обидит друзей – останется одиноким. Но за эти проступки его никто не будет бить! В таком случае, чему научится ребенок, если ему «прилетит по попе»? Что после физического наказания следует прощение, и все. Таким образом, к реалиям современной жизни, когда за каждый поступок необходимо отвечать не попой, а головой, мы его не приучим, а только исказим его представление о жизни. Так, может, выбрать наказание взрослее и объяснить малышу, почему оно именно такое?

Почему?

Как наказывают детей ремнем по попе? Больно, с криками, руганью, оскорблениями и плачем. Как правило, делается это от безысходности, когда слова уже не помогают. А после наказания приходит понимание произошедшего и чувство вины за собственный поступок. Итог очевиден: родителю больно психологически, а малышу – физически.

Отшлепав ребенка ремнем, можно нанести вред его здоровью. Стоит признаться самому себе, что это не метод воспитания, а все-таки физическое насилие, стремление показать свое превосходство и доказательство того, что на более интеллектуальное наказание родитель оказался не способен. Психологи называют физическое наказание отлучением от родительского внимания, иными словами, шантажом: если ты хорошо себя ведешь – мы тебя любим, а если плохо – не любим и бьем. Еще хуже, когда родители объясняют удары ремнем своей любовью и заботой, мол, бьют, потому что любят. Это специалисты уже приравнивают к странностям.

«Не помнит голова – запомнит попа», - считают мамы и папы. «Нет, не запомнит», - уверяют эксперты. Зато зафиксирует в памяти голова, и детский ум захочет повторить, то есть удостовериться в своем превосходстве над слабыми. Кто слабее мальчика или девочки младшего школьного или подросткового возраста? Правильно, малыши и животные. Пожалуй, не стоит далее описывать то, чем может быть чревато наказание ребенка ремнем.

Еще один момент – своими ударами мы приучаем чадо делать все, чтобы избежать наказания: врать, выкручиваться и следовать правилам, во что бы то ни стало. В результате рискуем получить не самого целеустремленного и пробивного человека, ведь родители еще в детстве показали: если ты что-то делаешь не по воле начальника, получаешь за это наказание.

Есть другие варианты

Отвечая на вопрос, как правильно наказывать детей ремнем, психологи в один голос твердят: отказаться от физического насилия вообще и научиться обсуждать любую проблему со своим чадом. Если вы недовольны поведением, которое несет угрозу жизни малыша, придержите кроху и спокойно объясните, что именно делать не следует. Ребенку постарше можно дать возможность «наступить на грабли», чтобы научиться на своих ошибках. Поверьте, такой урок будет куда более наглядным, чем пресловутое наказание ребенка ремнем.

Хорошей воспитательной мерой психологи называют и семейные эксперименты. К примеру, одна семья всю неделю экономила на еде и отказалась от сладостей и фруктов, чтобы возместить сумму, которую сын украл у знакомых. А в другой семье дочь постоянно теряла хорошие мобильные телефоны, и родители купили ей самый примитивный телефон, поставив при этом условие, что подарят лучше, но только если она не потеряет этот в течение двух месяцев. Подростка можно заставить отработать стоимость испорченного имущества дома, а малыша – починить поломанное, вытереть разлитое и так далее. При этом родители, по мнению специалистов, должны быть всегда рядом и оказывать поддержку.

Остановитесь

Давать советы легко, а вот реализовать их на практике – другое дело. Вот несколько рекомендаций, которые помогут вам вовремя остановиться, прежде чем наказывать ребенка ремнем:

    Называйте вещи своими именами: не «прилетело ремнем по попе», а «я побила своего ребенка ремнем». Уже сама по себе эта фраза заставляет отказаться от телесного наказания;

    Подумайте над тем, чего хотел добиться ребенок своим поведением. Вряд ли он стремился к чему-то плохому, он просто не понял, к чему может привести этот поступок. Он и так переживает, а вы только умножите его стресс. Лучше поговорите с крохой по душам и объясните, чем плохо его поведение.

    Подумайте, почему вы сейчас срываетесь на своего ребенка. Может, на самом деле это вы очень устали и претерпеваете «черную полосу»? Тогда отдохните, придите в себя и вернитесь к разговору с чадом спустя какое-то время.

    Привлеките к конфликту кого-то из родственников. Объясните ситуацию второму родителю, бабушке или дедушке. Возможно, вы слегка преувеличиваете масштабы проблемы, и родственникам она не покажется столь значимой.

Еще один важный момент: родитель для ребенка, в первую очередь, олицетворение защитника, для мамы и папы это – очень важная роль. Но как же быть, когда главный защитник поднимает на тебя руку и наказываем ремнем? Во что же тогда верить маленькому человеку?

Главной рекомендацией специалистов остается одно: правильное поведение ребенку стоит показывать на собственном примере. Если вы бьете подростка ремнем за курение, сделайте то же самое с собой, когда потянетесь за очередной сигаретой. То же – в отношении опозданий, лени, прогулов и так далее. Чадо в любом случае будет похоже на вас, так что воспитывать, в первую очередь, стоит себя. А прежде, чем решить, стоит ли наказывать ребенка ремнем, подумайте: долго ли вы будете сильнее? Ведь рано или поздно наступит момент, когда кроха возмужает, и слабее его станете уже вы. Может, он тоже решит доказать родителям свое превосходство?

Отношения между супругами, как при распределении семейных обязанностей, так и в сексуальном плане, — это их осознанный выбор и их тайна. Главное, чтобы каждый член семьи при этом не чувствовал себя ущемленным или униженным, по крайней мере, так утверждают психологи. Некоторые семейные пары даже применяют разнообразные способы наказания и поощрения, так сказать прибегают к методам «кнута и пряника». К примеру, забыл забрать ребенка из детского сада — ужин готовишь самостоятельно, или засиделась с подругами — о новом платье можешь не вспоминать еще как минимум месяц. А вот недавно подруга поведала мне о таком виде наказания, практикуемом в ее семье, как порка ремнем по мягкому месту. Муж наказывает жену ремнем — что-то новенькое, не так ли? Хорошо это или плохо? Как это влияет на семейные отношения? Вызывает ли это чувство обиды и унижения?

Сегодня мне бы хотелось подискутировать именно на эту тему, предмет обсуждения которой, как это ни странно, набирает актуальности с каждым днем. Основанием дискуссии будет обсуждение такого пикантного метода воспитания на примере моей подруги.

Для начала сделаю небольшое отступление и озвучу мнение главной героини повествования относительно такого нестандартного метода воспитания, используемого в их семье. Кстати, следует отметить, что она не считает порку ремнем чем-то нестандартным и выходящим за рамки приличия. Более того, правило было установлено в самом начале совместного проживания и никогда не воспринималось как насилие или попытка унизить вторую половину, сделав ей больно именно таким способом. Хотя, по-моему, такая норма поведения подойдет не каждой женщине, да и не каждый мужчина склонен к физическому воздействию в отношении возлюбленной. Но, как говорится, каждому свое, поэтому однозначного мнения по этому поводу быть не может.

Вернемся к нашим героям. Наверное, вы подумаете, что муж «бедняжки» — деспот или ретроград, который, наказывая жену, самоутверждается и избавляется от негативной энергии. Отнюдь нет, как это ни странно, но он полная противоположность представленного образа. Это довольно-таки обаятельный и воспитанный молодой человек, добившийся немалого успеха в бизнесе. К тому же, он искренне уважает женщин, ценит их труд и склонен воспринимать супругу как ласковую и женственную хранительницу семейного очага, от которой по большому счету и зависит продолжительность и качество семейных отношений. Просто порка, в его понимании, — это своеобразный пикантный момент, вносящий разнообразие в повседневную жизнь супругов и, в то же время, являющийся полезным, а иногда и неизбежным методом воспитания.

Учитывая схожесть взглядов обоих супругов, я бы сказала, что они достаточно комфортно себя чувствуют и не считают свою семью особенной или таковой, где права и свободы мужа или жены ущемляются. Каждый из них имеет все возможности для самореализации и карьерного роста, а также понимание и поддержку со стороны второй половинки. При этом порка ремнем никак не сказывается на повседневных отношениях, а наоборот дисциплинирует и развивает внутреннюю организацию, что имеет значение не только в быту, но и на работе.

Стоит отметить, что супруги, ставшие невольными героями моего повествования, имеют не только крепкие семейные отношения, но и являются хорошими друзьями, способными всегда прийти на помощь друг другу. О них с уверенность можно сказать, что им повезло в выборе второй половины и они действительно счастливы. Ни муж, ни жена не позволяют себя навязывать свое мнение второму из супругов, все происходит по взаимному согласию и с учетом требований и пожеланий каждого члена семьи. И это касается не только бытовых вопросов, но и профессиональных, чего, кстати, нельзя сказать о многих семейных парах, в которых подобные пикантные правила не применяются. Они достаточно толерантны в отношении увлечений и интересов друг друга.

Кстати, наказание ремнем довольно положительно сказывается и на сексуальной жизни обсуждаемого семейства. Порка ремнем вносит дополнительный эротический оттенок в отношения партнеров, является благоприятной почвой для эротических фантазий, поэтому назвать их секс скучным и монотонным уж точно нельзя.

Однако, несмотря на все вышесказанное, порка остается достаточно ощутимым способом наказания, который используется только в крайних случаях и за достаточно серьезные проступки. Так сказать, наказание должно оставаться наказанием. Так, первый раз подруга получила люлей в виде порки по мягкому месту за курение. Нужно сказать, что такое своеобразное участие мужа не прошло бесследно и мысли о курении не посещают ее по сей день. Тем не менее, факт физического воздействия на психику не был воспринят нею как насилие, хотя незначительная обида некоторое время все же присутствовала. Но это быстро прошло, поскольку жена приняла решение мужа и осознала, что оно действительно правильное и полезное не только для нее, но и для всей семьи. Последующие случаи порки уже не влекли за собой обид и непонимания, а воспринимались как норма поведения, с помощью которой можно так сказать искоренить зло, угрожающее семейному счастью.

Чтобы было понятнее, добавлю, что панического и порабощающего страха перед супругом у героини рассказа нет, более того, отношения между мужем и женой довольно демократические. Она с радостью возвращается домой, с нетерпением ждет мужа с работы, он же не упустит случая побаловать жену каким-нибудь сюрпризом, сделать что-нибудь приятное. При этом каждый из них убежден, что именно их концепция семейного счастья правильная и, если бы некоторые пары придерживались именно такой модели поведения, возможно, количество разводов и разбитых семей, не говоря уже о сломанных детских судьбах, было бы значительно меньше.

Единственное табу, которого придерживаются супруги (и это очень важно) — недопустимость реализации наказания при детях. Отмечу, что прожили в браке они уже более 6 лет и имеют детей. Дети, в принципе, не должны видеть каких-либо проявлений насилия, тем более между родителями.

На этом мой рассказ о том, как муж наказывает жену ремнем подошел к концу, а вот выводы относительно положительных и отрицательных сторон такого метода воспитания вы вольны делать самостоятельно. Как по мне, если подобная концепция в действительности устраивает обоих, это их право и их выбор. В конце концов они же не применяют порку к соседям, которые мешают спать и слушают музыку до полуночи)

В Новосибирске - беспрецедентное судебное решение. Многодетный отец наказан за то, что дал сыну ремня. Ударил один раз. Этого хватило, чтобы мужчина попал под статью.

Дело касается ребенка, и по закону подробностей никто не раскрывает. Тем не менее «Комсомолка» основные детали выяснила.

Дело касается большой семьи. Она, как многодетная, стоит на учете в Центре социального обслуживания. И вот один из посетителей, 12-летний мальчик, рассказал о ситуации в доме.

В центре есть игротека, предоставляются другие услуги. Специалисты работают с семьями, общаются с несовершеннолетними. Данный ребенок, когда пришел на занятия, сам обратился к сотрудникам, - объяснила Наталья Дмитриева , начальник отдела по делам несовершеннолетних и защите их прав администрации Центрального округа.

Мальчик пожаловался, что получил от папки ремня. Были проблемы по учебе, слушаться не хотел - вот и досталось от родителя. Наказание такое было лишь однажды, и шлепок - всего один. Но делу тем не менее дали официальный ход. Закон есть закон. Сначала проверяли, нет ли уголовного состава правонарушения - причинения легкого вреда здоровью. Эксперты-медики этот вариант отвергли. А вот Административный кодекс оказался нарушен, а именно статья 6.1.1. «Нанесение побоев или совершение иных насильственных действий, причинивших физическую боль».

Семья благополучная. С отцом беседовали, он очень раскаивался. Говорит, больше такого никогда в жизни не сделает и даже в мыслях такого не будет. Слава богу, у нас это единичный случай, - поделилась Дмитриева .

Виновник тоже пообещал, что больше - никогда! Но ответить на суде все-таки пришлось. По закону отца могли арестовать на срок до 15 суток. Могли присудить обязательные работы - до 120 часов. Но предпочли оштрафовать - 5 тысяч рублей. Можно сказать, нарушитель легко отделался. Статья позволяет наказывать рублем на сумму до 30 тысяч.

ОПРОС "КП"

Можно ли наказывать детей физически?. Apester is a platform that offers an assortment of free online storytelling tools that enable publishers to engage with their audience.

КОММЕНТАРИЙ СПЕЦИАЛИСТА

Ремень - это акт бессилия

Андрей Якутин , психолог:

Я считаю, что любое телесное наказание означает, что взрослый не справился, не смог решить какую-то ситуацию. Как правило, ремень - это акт бессилия, отчаяния взрослого. Строгость нужна, но она должна быть психологической, а не физической. А физическая строгость говорит о том, что взрослый проиграл.

ТОЛЬКО ЦИФРЫ

Как в России родители наказывают детей? Опросив взрослых, ВЦИОМ выяснил, что…

80% опрошенных используют наставления и нравоучения;

43% не дают пользоваться компьютером;

13% лишают карманных денег;

12% применяют либо не так давно применяли порку. Несмотря на то, что закон - против.

При этом 33% взрослых признались, что сами они получали ремня, когда были детьми.

МНЕНИЕ

Вячеслав Пушкарев, священник, многодетный отец:

Жаловаться на родителей нехорошо. Но Вы спросили прямо и я прямо отвечаю (не врать же?) – да, мне прилично доставалось от отца и от матери (пока она была жива) до 13 лет. Били сильно (чем не скажу), но ведь не убили. За что били? За то, что во время споров с сестрой мы находили для себя возможным подраться, а такой финал отношений у нас в семье не приветствовался, поэтому мне, как старшему, доставалось первому. Били за наглое вранье, за вырванные из дневника листы, за прогулы школы, за то, что чего-то не мог понять во время выполнения домашних заданий с родителями. Всякое бывало. И это «всякое» бывало больно. Осуждаю ли я своих родителей за это? Было время - осуждал, а сейчас я их понимаю и не осуждаю. Они были дети своего времени и по-другому воспитывать и любить не умели. Признаю ли я такое насилие аргументом в воспитании детей? С большой натяжкой признаю, но только до 7 лет. Уверен ли я, что насилие над детьми приносит пользу в педагогическом процессе? На личном примере уверен, но только тогда, когда родители не просто тупо бьют детей, а именно их воспитывают, объясняют и не налегают на ремень, палку или шнур от чайника. Бить детей после 7 лет уже не имеет никакого положительного смысла. Результатом такого воспитания через битие является страх что-либо делать на виду у родителей, приспособленчество, изощренное лукавство и сокрытие всего на свете от родителей, отдаление детей от родителей, обида на долгие годы и как общий результат - не любовь детей к своим родителям, которую порой и годы победить не могут. И все же за что можно бить подростков? Уверен, что отец обязательно должен наказать своего сына избивающего и издевающегося над маленькими детьми. За вымогательство денег и за то, когда подростки заставляют слабых служить себе. За грубость и матерщину из уст сына в сторону матери, бабушки, дедушки и вообще старших. И если этого не сделает отец, то это сделает ГУИН. А после ГУИН ловить от человека нечего. Нужно ли законодательство запрещающее таковое битие-насилие? Нужно, но оно должно быть очень гибким, что в России практически нереально. Жили же мы без этого законодательства тысячи лет и теперь можем прожить, если просто будем любить друг друга и желать себе, и детям нашим, и всем, всем, всем только хорошего.


© 2024
colybel.ru - О груди. Заболевания груди, пластическая хирургия, увеличение груди