18.03.2019

Нужно ли младенцу. Нужно ли новорожденному давать пить воду? Сколько должен весить младенец


Многие родители, ухаживая за новорожденными, задаются вопросом когда грудничку можно давать воду. Даже если малыш исправно сосет грудь, у него нет проблем с туалетом, а сам он выглядит достаточно здорово и бодро, желание «напоить» ребенка появляется у каждого второго родителя.

Потребность в воде в зависимости от вида вскармливания

Каждый педиатр, отвечая на вопросы родителей, подчеркивает, что потребность в дополнительном питании и воде меняется в зависимости от вида вскармливания - искусственного или естественного. Чтобы точно понять, почему малышу до 6 месяцев не требуется вода, если он пьет молоко матери, нужно подробно рассмотреть состав этой жидкости.

Ее большая доля - 90% состоит из той самой воды, которая полностью удовлетворяет потребность малыша в жидкости, остальные 10% приходятся на углеводы, белки и жиры, необходимые для строительства организма малыша. Природа распорядилась всем так, чтобы ребенок мог прекрасно жить, если о нем заботится мама, без дополнительного «подпаивания» и приема пищи.

Объем желудка младенца слишком мал, чтобы в него поступала обычная вода, ведь она заполнит его так, что не останется места для молока, а именно оно крайне нужно растущему организму в первые полгода жизни. Соответственно, из-за полученной воды малыш станет меньше пить молока, а матери придется сцеживать его, чтобы не нарушить лактацию.

В искусственных смесях, наоборот, превышен уровень питательного белка, поэтому малышей на таком виде вскармливания поить требуется из ложечки уже в первый день жизни. При этом вода не становится частью кормления и дается лишь при необходимости в малых количествах.

Когда начинать давать воду

Отвечая на вопрос с какого времени можно давать воду новорожденному, можно обратиться к рекомендациям ВОЗ, в которых родителям не рекомендуется дополнительно поить малыша, пока ему не исполнится шесть месяцев. Добавление воды в рацион может потребоваться лишь когда у ребенка случается обезвоживание (из-за перенесенной болезни, инфекции, аномально жаркой погоды или чрезмерной сухости воздуха). Примечательно, что дети сознательно начинают пить предлагаемую воду, чтобы утолить жажду, лишь на 9-12 месяц жизни, до этого момента они могут глотать жидкость неохотно.

Что касается более популярных напитков, таких как , фруктовые соки, важно следить за тем, чтобы они не влияли на физическое самочувствие малыша. Известно, что чай дает человеку заряд бодрости, которой у малышей предостаточно. Разбавленный напиток можно вводить в рацион в 1,5-2 года, не раньше. Специально созданные для детей соки с низкой концентрацией раздражающих желудок веществ можно давать с шести месяцев, однако следует проявлять осторожность с цитрусовыми, томатными и виноградными напитками - они могут вызвать аллергию.

Сколько нужно пить ребенку

Малышам до года для нормального функционирования организма и развития пищеварительной системы требуется не больше 50 мл воды на килограмм веса, однако примерно три четверти требуемой воды они получают вместе с молоком. Чтобы не нарушить хрупкое равновесие в организме грудничка, каждый прием воды лучше всего записывать, а напротив времени ставить объем жидкости.

Как выбирать воду

Поскольку организм малыша только начинает свою работу, важно понять, как допаивать грудничка водой и какой вариант жидкости выбирать. Обычная фильтрованная вода, кипяченая вода из чайника и "сырая" вода из-под крана не подходят крохе. Для того, чтобы оградить малыша от неприятных проблем с пищеварением лучше приобретать проверенную питьевую воду в бутылках. Однако, при покупке надо обязательно обратить внимание на этикетку: вода не имеющая маркировки «для детей», может быть слишком жесткой или содержать консерванты. Если взрослые люди могут пить ее, не испытывая никаких проблем, употребление такой жидкости детьми может вызвать рвоту, раздражение желудка или нарушение водно-солевого баланса.

В аптеках и магазинах сегодня можно найти бутилированную воду для детей. Она стоит дороже, однако именно такие жидкости, освобожденные от вредных примесей и консервантов, со сбалансированным минеральным составом, можно давать малышам.

Приобретать воду необходимо заранее и желательно сразу по несколько бутылок - чтобы в доме всегда был запас питьевой воды. Удобным вариантом, который выбирают многие семьи, является заказ заказ детской питьевой воды с доставкой на дом в интернет-магазине: это одновременно экономит время и позволяет освободить себя от громоздких сумок с продуктами.

При оформлении заказа на воду онлайн всегда тщательно выбирайте и марку воды и магазин, который будет осуществлять доставку. Только проверенные компании, занимающиеся доставкой питьевой воды могут гарантировать качество доставляемого продукта и отсутствие подделок в ассортименте.

Что делать, если ребенок не хочет пить воду?

Если ребенок отказывается пить воду, но при этом хорошо себя чувствует - возможно его потребности в жидкости полностью удовлетворяются за счет других напитков, которые он употребляет в течение дня. Однако не стоит забывать, что воду в рационе нельзя полностью заменять на соки, морсы и чаи. Малышу обязательно необходимо на ряду с другими жидкостями потреблять и чистую питьевую воду.

Если у вас возникают вопросы о том, как и в каком объеме поить ребенка водой, посоветуйтесь с опытным педиатром - врач сможет дать рекомендации на основании возраста и карты здоровья и развития крохи.

Вопрос – давать ли воду новорожденным детям воду встает практически у каждой молодой мамы. Мнения врачей о том — нужно ли давать воду грудничкам, разделяются.

Мнение первое:

В рекомендациях Всемирной Организации Здравоохранения (ВОЗ) говорится о том, что новорожденным не следует давать ничего кроме грудного молока. Исключения составляют случаи, обусловленные медицинскими показаниями. В некоторых роддомах также придерживаются этого мнения. Аргументируется это следующим:

  1. Материнское молоко полностью возмещает пищевые потребности ребенка. В материнском молоке достаточно жидкости, чтобы утолить жажду младенца.
  2. В процессе сосания материнского молока грудничок тем самым усиливает и стабилизирует выработку молока у матери. Если же вместо материнской груди малыш будет получать водичку, то он может отказываться, в дальнейшем от сосания груди.
  3. Присутствие воды в желудки у новорожденного вызывает ложное чувство насыщения, в результате чего малыш недоедает и может потерять в весе.

Т. е. ребенок должен сосать и стимулировать выработку молока, чтобы не снизилась лактация у матери и молоко не исчезло.

Однако не стоит забывать, что в рекомендациях ВОЗ речь идет именно о новорожденных. А период новорожденности, по мнению той же ВОЗ, заканчивается при наступлении четырех недель (28 дней). А дальше, выходит, детей поить уже можно. Это значит, что после четырех недель от рождения грудничку можно предлагать воду. Но решение – пить или не пить, должен принять сам ребенок. Нельзя поить малыша насильно. Исключения составляют медицинские показания, к примеру, случаи, когда ребенок болеет и у него высокая температура. Здесь, во избежание обезвоживания иногда необходимо напоить ребенка водой, даже если он отказывается это делать. Из всего этого следует, что приведенные выше рекомендации подходят только для здоровых детей.

Мнение второе:

Существует также и другое мнение, которое гласит, что ребенка даже новорожденного нужно поить водой. И вот факты, которые выступают за поение водой детей грудничкового возраста:

  • вода активно участвует в обменных процессах организма;
  • регулирует температуру тела;
  • осуществляет доставку питательных и минеральных веществ тканям и клеткам;
  • с лишней жидкостью из организма выводятся вредные продукты обмена;
  • вода является источником многих необходимых минеральных;
  • дефицит воды может вызвать обезвоживание.

Что касается нормы поения, то давать воду грудничку можно столько, сколько захочет сам младенец. Во избежание привыкания малыша к соске, можно предлагать воду не в бутылочке, а поить малыша из чайной ложечки или поильника.

Поить ли ребенка при искусственном или смешанном вскармливании?

Если с первых дней своей жизни малыш находится на искусственном вскармливании, то вода для него просто необходима. Поить водой грудничка нужно, в первую очередь, с учетом его веса, но обычно это 50 мл в день. Поение необходимо разбить на несколько приемов и давать воду по 10 –15 мл между кормлениями. Консистенция молочной смеси также влияет на количество дополнительной для ребенка жидкости. Если смесь густая, то разрешается давать малышу до 70 мл воды ежедневно.

По мере роста ребенка доза потребляемой жидкости увеличивается и может доходить до 200 мл. в день.

Как и сколько нужно давать воду грудничку?

У всех младенцев потребности в питье разные. И зависят они от многих факторов: возраста, веса, питания, двигательной активности, состояния здоровья, индивидуальных особенностей обмена веществ, температуры окружающей среды.

После месяца груднички должны потреблять жидкость ежедневно от 30 до 200 мл в зависимости от возраста. Оптимальная разовая доза составляет 15-20 мл. Большее количество жидкости приводит к увеличению нагрузки на почки. С возрастом норма потребления жидкости постепенно увеличивается.

Таблица нормы потребления воды для детей от 0 до 6 лет

Предлагать воду ребенку стоит не раньше, чем через 10-15 минут после кормления.

Не стоит доводить поение детей до фанатизма и высчитывать дозы до миллилитра. Когда ребенок подрастет и сможет выражать свои желания, он сам попросит пить, когда ему захочется. Главная задача мамы – не забывать предлагать водичку малышам, которые еще не могут выразить свои потребности. Если малыш отказывается от водички, не надо поить его насильно.

Существуют случаи, когда малыша, в том числе и новорожденного можно и даже нужно допаивать водой, например, в случае, когда возникает риск обезвоживания.

Вот несколько важных факторов, которые требуют поения новорожденного:

  • когда у ребенка высокая температура;
  • когда у матери не хватает молока, и оно не восполняет потерю жидкости грудничка;
  • при сильно сухости в помещении, где находиться ребенок;
  • когда у ребенка иные заболевания, требующие дополнительного поения водой;
  • когда ребенок по каким-то причинам отказывается от молока;
  • при искусственном или смешанном вскармливании;
  • при введении прикорма из твердой пищи;
  • в сильную жару.

Вода несет в себе жизнь, и, соответственно, роль этой жидкости в жизни людей не преувеличена. Давать ли воду новорожденному малышу или нет, решать самим мамам, однако всегда нужно руководствоваться здравым смыслом и действовать исходя из ситуации.

Мнение доктора Комаровского о том, надо ли поить новорожденных водой

Через 5-7 дней после рождения крохи маму с малышом выписывают из роддома. В первые несколько дней после выписки вас посетят на дому медсестра и педиатр. Они осмотрят новорожденного, расскажут о том, что и как следует делать в первый месяц жизни ребенка . Но если остались вопросы - обязательно задавайте!

Прививки

В первые 12 часов жизни в роддоме малышу делают прививку против вирусного гепатита, а через 3-7 дней - против туберкулеза (БЦЖ).

Вес

За первый месяц жизни ребенок вырастает в среднем на 3 см, а вес увеличивается на 600 грамм. Это уже после того, как малыш потерял вес после родов.

Потеря веса после родов происходит из-за того, что перестраивается кровеносная система, начинают работу почки, пищеварительная система и так далее. Приблизительно 10 дней организм ребенка осваивается, а только потом малыш начинает набирать вес.

Многие мамы тщательно следят за весом ребенка, взвешивая его до кормления и после, строго следят за прибавкой веса и показателями таблиц. Но на самом деле излишняя щепетильность иногда и во вред.

Все таблицы - это усредненные данные, гнаться за которыми вовсе не нужно. Голодный ребенок обязательно даст вам знать о своем желании подкрепиться.


Кормление

Грудное молоко - лучшее питание для новорожденного, тем более в первый месяц жизни. Оно служит не только едой, но и питьем. Потому никакой необходимости в докорме нет как минимум до 6 месяцев, если грудного молока у мамы достаточно.

Новорожденный насыщается обычно через 15 минут энергичного сосания. За это время он успевает скушать 60-70 граммов молока (это почти пятая часть веса малыша!). Не рекомендуется держать ребенка у груди больше 25-30 минут.

Если малыш проспал кормление, не будите его . И не тормошите кроху, если он уснул во время кормления. Помните, что перекормить новорожденного даже хуже, чем не докормить, так как с большими объемами пищи маленький желудочек справляется с трудом.

Старайтесь приучать ребенка делать ночной перерыв в кормлении на 5-6 часов. Это не только позволит отдохнуть вам в ночные часы, но и поможет сформировать правильный режим сна и бодрствования малыша.

Сон

Первую недельку своей новой жизни вне маминого животика ребенок, как правило, почти все время спит (до 20 часов в сутки). Спит новорожденный на спинке в позе лягушки, раскинув согнутые в коленях ножки, в локтях - ручки. Во сне малыш может вздрагивать и дергать ручками-ножками - это совершенно нормально!

Обычно новорожденный просыпается каждые 2-3 часа, чтобы покушать, но некоторые сони могут дремать даже во время еды. Если новорожденный сыт и чувствует себя комфортно, то во время бодрствования он болтает ручками и ножками.


Осязание

Малыш реагирует на жару и на холод пока еще одинаково: начинает активно двигаться. Если ребенок замерзает, то его активность начинает снижаться. Принимая воздушные ванны, ориентируйтесь на движения малыша: пока ребенок активен, - ему приятно, как только он замедляет движения, - кроха замерзает.

Брать новорожденного на руки нужно правильно: так, чтобы тело малыша ложилось вам на руку, ваш локоть был под головой крохи, а второй рукой придерживайте ножки ребенка. Нельзя брать малыша за руки или так, чтобы головка ребенка не имела опоры.

Малышу нужны ваши прикосновения для осознания своего тела, потому чаще гладьте кроху. Разговаривая с ребенком и поглаживая его, вы развиваете в нем желание к общению.

Обоняние

Ребенок уже в первый месяц жизни различает запахи. Если запахи очень явные, то, скорее всего, кроха зажмурится или даже чихнет, несмотря на то, что запах может быть вполне приятным.

Если капнуть на язычок крохе что-то сладенькое (например, вам прописали сладкое лекарство), то он будет причмокивать, а если горькое, то малютка скривится.


Слух

Первую неделю жизни малыш не очень хорошо слышит, потому вовсе не обязательно ходить на цыпочках по квартире. Слуховой нерв новорожденного все еще развивается.

Но от резкого и громкого звука, конечно, новорожденный пугается, вздрагивает, морщится, пытается повернуться к источнику звука и даже может заплакать.

Зрение

Малыш отлично различает свет и темноту. От яркого света кроха жмурится, даже если у него закрыты веки. Зрение новорожденного еще не умеет перестраиваться на близкие и дальние предметы в первый месяц жизни.

Идеальное расстояние - 25-30 см. Исходя из этих рекомендаций, вешайте игрушки на детскую кроватку, тем самым развивая любознательность ребенка.

В конце первого месяца жизни малыш начнет осознанно смотреть на взрослого, подошедшего к нему, а возможно, даже наградит вас своей очаровательной беззубой улыбкой.


УХОД

  1. После еды нужно поднимать ребенка и некоторое время держать в вертикальном положении, чтобы заглатываемый при сосании воздух вышел.
  2. Чтобы предотвратить или облегчить вздутие животика (этим страдают все новорожденные, так как пищеварительная система крохи настраиваться работать в новых условиях), гладьте животик ребенка по часовой стрелке или, положив на животик, гладьте спинку. Если этого недостаточно, давайте малышу укропную водичку или специальные лекарства. Если пупочек выпирает при крике ребенка, проконсультируйтесь с педиатром, это может быть пупочная грыжа.
  3. Обрабатывайте пуповину зеленкой , она не должна покраснеть или опухнуть. Корочка от пупочной ранки должна отвалиться через две недели после рождения.
  4. Кожа новорожденного очень нежная и требует тщательного ухода. Обмывайте малыша после испражнений, обрабатывайте кожу детским кремом, присыпкой.
  5. Купайте ребенка каждый день перед сном в настое ромашки, зверобоя или светло-розовом растворе марганцовки.
  6. Постоянно меняйте положение новорожденного во сне. Нельзя, чтобы он спал все время на одном боку или только на спине, так как из-за все еще мягкого черепа головка ребенка может деформироваться.
  7. Гуляйте на свежем воздухе.
  8. Старайтесь делать все процедуры в одно и то же время , чтобы сформировать режим дня малыша.

Если ребенок плачет, не паникуйте, а выясните причину плача . Это могут быть:

  • грязные пеленки
  • голод или жажда
  • вздутие животика
  • крохе может быть жарко
  • малыш требует вашего внимания

Большая часть действий новорожденного - это рефлексы . Ребенок еще не умеет осознанно реагировать на раздражители, контролировать свои действия, но об этом за него позаботилась природа с помощью врожденных рефлексов.



Малыш умеет (рефлексы новорожденного):

  • Поисковый рефлекс (Кассмауля). Если погладить щечку, малыш повернет головку на касание.
  • Хоботковый рефлекс. Если быстро коснуться губок малыша, он тут же свернет их трубочкой и вытянет вперед.
  • Сосательный рефлекс. Если дать ребенку соску или грудь, малыш ритмично сосет.
  • Хватательный рефлекс. Если дать новорожденному свой палец в крохотную ручку, то малыш сожмет его.
  • Рефлекс опоры и автоматической походки. Если держать ребенка вертикально, опустив ножки на твердую поверхность, то он даже сделает несколько шагов.
  • Защитный рефлекс. Если положить малютку на животик, он повернет головку, чтобы можно было дышать.
  • Рефлекс Моро. При громком неожиданном звуке ребенок разведет ручки в разные стороны, а потом вернет их обратно.
  • Рефлекс Галанта. Если провести пальцем вдоль позвоночника новорожденного, то малыш выгнется дугой, при этом разогнув ножку в тазобедренном суставе.
  • Рефлекс ползания (Бауэра). Лежа на животике, малыш имитирует ползание, если надавить на стопы.
  • Ладонно-ротовой рефлекс (Бабкина). Если надавить на ладошку карапуза, он откроет ротик и повернет голову.

Многие из этих рефлексов к 3-4 месяцам угасают. Но наличие данных рефлексов в первый месяц жизни ребенка говорит о правильном развитии центральной нервной системы новорожденного.

Однако не стоит паниковать, если вдруг малыш не желает демонстрировать все рефлексы. Возможно, ребенок просто хочет спать и вместо ожидаемой реакции отвечает плачем.

К концу первого месяца жизни ребенок освоится в новых условиях: он ясно будет фокусировать на вас взгляд, реагировать на ваш голос и даже издавать какие-то звуки в ответ. И самый приятный бонус - четырехнедельный малыш уже умеет улыбаться!

Расскажите как вел себя ваш малыш в первый месяц жизни? Как часто вы его кормили, купали?

Мир ребенка

Новорожденный младенец воспринимает окружающий мир как поток быстро сменяющихся ощущений. Все чувства, звуки, образы для него незнакомы и не связаны между собой. У малыша нет чувства времени, ощущения и он не может отделить себя от окружающего мира. В его системе мышления отсутствуют причина и следствие. События происходят как бы сами по себе, независимо друг от друга. Ребенок испытывает голод и слышит собственный плач. Рождается ли этот крик внутри его существа или доносится откуда-то извне? Может быть, и плач, и чувство голода исчезают потому, что пришла мама? Ребенок не знает ответа и не может задать вопрос... Поскольку расстройство вызывает плач, а за плачем следует утешение, в сознании ребенка постепенно выстраивается связь между этими событиями. Он видит вас у своей кроватки и уже чувствует, что сейчас наступит ощущение комфорта и покоя. Спустя какое-то время малыш начнет интуитивно ощущать себя в безопасности, зная, что его желания будут удовлетворены. По мере того как возрастает доверие ребенка к вам, в вас крепнет уверенность в своих силах. Вы уже способны верно оценить его склонности, знаете его сильные стороны, можете приспособиться к темпу развития малыша и удовлетворить его потребности. Теперь вы становитесь самым важным человеком в его жизни, который понимает его нужды и характер. В течение первых дней и недель крепнут узы любви между вами и малышом. Эти теплые и нежные отношения станут для него первым уроком любви. На протяжении всей своей жизни он будет черпать из них энергию и строить на их основе взаимоотношения с окружающим миром.

Двигательные навыки

Новорожденный младенец не в состоянии самостоятельно принимать пищу или передвигаться, но он далеко не беспомощен. Он вступает в мир, имея в запасе достаточно большой набор способов поведения, основанных на безусловных рефлексах. Большинство из них жизненно важны для малыша. Например, если новорожденного ребенка погладить по щеке, он поворачивает головку и ищет губами соску. Если соску положить в рот, ребенок автоматически начнет сосать ее. Другой набор рефлексов защищает ребенка от физических повреждений. Если малышу прикрыть нос и рот, он будет вертеть головкой из стороны в сторону. Когда к его лицу приближается какой-либо предмет, он машинально моргает глазами. Некоторые рефлексы новорожденного не имеют жизненно важного значения, но именно по ним можно определить уровень развития ребенка. Осматривая только что родившегося младенца, врач-педиатр держит его в разных положениях, неожиданно издает громкие звуки, проводит пальцем по ступне малыша. По тому, как ребенок реагирует на эти и другие действия, врач убеждается, что рефлексы новорожденного нормальны и нервная система в порядке. В то время как большинство рефлексрв, присущих новорожденному, исчезают в течение первого года жизни, часть из них становится основой для приобретенных форм поведения. Сначала ребенок сосет инстинктивно, но по мере приобретения опыта он приспосабливается и изменяет свои действия в зависимости от конкретных условий. То же самое можно сказать и о хватательном рефлексе. Новорожденный младенец каждый раз одинаково сжимает пальцы независимо от того, какой предмет положить ему на ладонь. Однако когда малышу исполнится четыре месяца, он уже научится контролировать свои движения. Сначала он сосредоточит внимание на предмете, затем протянет руку и схватит его. Мы склонны считать, что все новорожденные начинают свое развитие с одинаковой исходной точки, однако они заметно отличаются друг от друга по уровню двигательной активности. Некоторые дети удивительно вялы и пассивны. Лежа на животе или на спине, они остаются почти неподвижными до тех пор, пока их не приподнимут и не переложат. Другие, наоборот, проявляют заметную активность. Если такого ребенка положить в кроватке лицом вниз, он будет медленно, но упорно двигаться к ее изголовью, пока не упрется в самый угол. Очень активные дети могут рефлекторно переворачиваться с живота на спину. Еще одно важное различие у новорожденных -- уровень мышечного тонуса. Некоторые дети выглядят очень напряженными: их коленки постоянно согнуты, руки плотно прижаты к телу, пальцы крепко сжаты в кулачки. Другие -- более расслаблены, мышечный тонус конечностей у них не такой сильный. Третье различие между новорожденными заключается в степени развития их сенсорно-двигательного аппарата. Некоторых детей, особенно маленьких или тех, которые родились преждевременно, очень легко вывести из состояния равновесия. При любом, даже самом незначительном шуме они вздрагивают всем своим существом, а их руки и ноги начинают беспорядочно двигаться. Иногда без всякой видимой причины по их тельцу пробегает дрожь. Другие малыши с самого рождения выглядят хорошо развитыми. Они как будто знают, как положить руку в рот или рядом со ртом, и часто делают это, чтобы успокоиться. Когда они шевелят ножками, их движения упорядочены и ритмичны. Разные уровни развития двигательных навыков, мышечного тонуса и сенсорно-двигательного аппарата, которые наблюдаются у новорожденных, отражают особенности в организации нервной системы. Дети, которые активно ведут себя, хорошо развиты и имеют нормальный мышечный тонус, считаются у родителей легкими детьми. За пассивными, слаборазвитыми детьми с вялым или, наоборот, слишком напряженным мышечным тонусом, который наблюдается первые месяцы жизни, гораздо труднее ухаживать. К счастью, благодаря заботливому уходу и терпе- нию родителей, большинство детей преодолевают эти трудности и в своем развитии быстро догоняют сверстников.

Способность видеть, слышать, чувствовать

Ребенок появляется на свет с врожденным репертуаром реакций, помогающих ему приспособиться к окружающему миру. Он щурит глаза, когда зажигается яркий свет или какой-нибудь предмет приближается к его лицу. На небольшом протяжении он может прослеживать взглядом двигающийся предмет или человеческое лицо. Новорожденный ребенок обладает также врожденной способностью через свои ощущения получать новую информацию. Любопытно, что он даже проявляет определенные предпочтения среди того, что видит. Как правило, младенцы предпочитают конфигурации с выраженной точкой и их особенно привлекают движущиеся предметы и сочетания черного с белым. Задумайтесь над тем, какими удивительными свойствами обладает глаз человека. Трудно удержаться от вывода, что в ребенке изначально заложена уникальная способность устанавливать зрительный контакт со своими родителями. Наряду с врожденными зрительными способностями, новорожденный обладает также замечательным слухом. Мы не только уверены в том, что малыш слышит с момента рождения, но есть все основания предположить, что он слышит, еще находясь в утробе матери. Новорожденный поворачивает головку в ту сторону, откуда доносится звук, особенно если это незнакомый ему звук, и, наоборот, от-ворочивается от повторяющихся, громких или непрерывных звуков. Еще более поражает тот факт, что ребенок в состоянии отличить человеческий голос от любого другого звука. Иными словами, кроме врожденной способности смотреть вам в глаза, в ребенке заложена также способность слышать ваш голос. Однако несмотря на то, что новорожденный в состоянии воспринимать звук и поворачиваться в ту сторону, откуда он доносится, его зрительная и слуховая системы недостаточно скоординированны. Если ребенок слышит шум, источник которого находится прямо перед ним, он не станет инстинктивно искать его взглядом. Для развития такой координации необходимо время. Давая ребенку возможность познакомиться с предметами, которые привлекают его внимание и своим видом, и своим звуком, родители закладывают в сознании малыша основу для способности связывать увиденное с услышанным. До сих пор речь шла о способности ребенка видеть и слышать. Теперь настала пора поговорить о других ощущениях: о вкусовых, об обонянии и осязании. Дети любят сладкое и отказываются от соленой, кислой и горькой нищи. Кроме того, они отворачиваются от сильных и резких запахов. Известно также, что новорожденные реагируют на разного рода прикосновения. В то время как энергичное растирание махровым полотенцем возбуждает малыша, ласковый массаж способен его усыпить. Проводя по тельцу кончиками пальцев или кусочком мягкой шелковой ткани, можно привести его в состояние спокойного бодрствования. Малышу особенно приятно ощущать прикосновение человеческой кожи. Многие мамы, кормящие детей грудью, рассказывают, что младенец начинает активнее сосать, если его рука лежит у матери на груди. Мы описали несколько типичных способов того, как дети реагируют на разного рода стимулы, когда реакции ребенка на них проявляются по-разному, в зависимости от конкретных условий. Д-р Прехтль и д-р Бразельтон, а также другие исследователи, изучающие новорожденных, отмечают, что у детей имеются разные уровни возбудимости. Этим уровнем возбудимости обусловливаются особенности поведения детей. Проснувшись, ребенок может находиться в спокойном бодрствовании или активном бодрствовании, а может кричать или плакать. Каким образом новорожденный реагирует на происходящее в окружающем мире, больше всего зависит от степени его возбуждения. Ребенок, находящийся в состоянии спокойного бодрствования, услышав звонок, моментально остановит свои действия и попытается повернуться в сторону раздавшегося звука. Тот же малыш в возбужденном или раздраженном состоянии может просто не заметить звонка.

Понимаем своего ребенка

Период младенчества -- время, когда и ребенок и родители приспосабливаются друг к другу. Забота о малыше заставляет взрослых по-новому организовывать свой распорядок дня. Новорожденный как физически, так и психологически адаптируется к жизни вне материнского тела. Неотъемлемой частью этого процесса является саморегуляция ребенка. Он учится самостоятельно регулировать степень своей активности, так чтобы плавно переходить от состояния сна к бодрствованию и наоборот. В первые недели после рождения ребенка много сил у вас будет уходить на то, чтобы помочь малышу освоить эти переходные состояния. Бодрствующий ребенок реагирует на звуки, пристально глядя на лица окружающих, и кажется, что у него внимательный и разумный взгляд. В такие моменты энергия малыша направлена на то, чтобы воспринимать информацию, и тогда у родителей появляется возможность заниматься и общаться с ним. Однако слишком интенсивные упражнения могут утомить ребенка. Новорожденный не может сам выйти из состояния возбуждения. Поэтому особенно важно, чтобы родители вовремя почувствовали, что малышу необходим отдых. Если его ротик морщится, кулачки сжимаются и он нервно перебирает ножками, значит пришла пора отдохнуть. Периоды активности и покоя в жизни ребенка должны перемежаться. Правильно составив распорядок дня, вы поможете своему малышу естественным способом переходить от одного состояния к другому. После кормления, например, можно подержать его в вертикальном положении, прислонив к плечу, или, взяв на руки, тихонько покачать. Иногда ребенок может прийти в состояние покоя и после сильного крика. Если проснувшийся малыш начинает капризничать и видно, что он вот-вот расплачется, родители, как правило, всячески пытаются этого не допустить. Однако в некоторых случаях целесообразнее будет дать возможность покричать как следует. Видимо, плач снимает у ребенка напряжение и помогает ему перейти из одного состояния в другое. Даже если сразу после дремы он заплачет, пропустив состояние спокойного бодрствования, наплакавшись он может обрести его. Однако, как правило, новорожденному бывает очень трудно выйти из состояния крика без посторонней помощи. Всем детям нужно помочь успокоиться. Однако при этом к каждому из них необходим индивидуальный подход. Одни дети затихают, если родители заботливо берут их на руки или заворачивают в теплое мягкое одеяльце. Другие, наоборот, раздражаются при любом ограничении свободы и гораздо быстрее успокаиваются, когда их кладут на плоскую поверхность, не укрывая и не препятствуя их движениям. Большинству детей нравится, когда их носят или качают. Однако к каждому малышу необходимо иметь свой подход. Подумайте, какие из перечисленных способов лучше всего подходят вашему ребенку. Ходить по комнате, прижав малыша к плечу. Держать ребенка на весу, покачивая из стороны в сторону. Держать его у плеча и ритмично похлопывать по спинке. Положив ребенка себе на колени, ритмично двигать ими вверх и вниз или из стороны в сторону, или ласково похлопывать малыша по ягодицам. Сидя в кресле-качалке, положить ребенка лицом вниз себе на колени или, прижав к плечу, держать в вертикальном положении, медленно раскачиваясь. Быстро и ритмично раскачиваться в кресле-качалке. Положить ребенка в коляску и катать ее взад и вперед. Прогуляться, положив ребенка в коляску или в специальный рюкзачок. Положить ребенка в подвесной домашний гама-чок и тихонько покачать. Покатать ребенка в машине. Звуки, так же как и движения, действуют на детей успокаивающе, но и здесь у малышей есть свои предпочтения. Некоторые быстрее успокаиваются, когда слыщат непрерывные звуки тиканье часов, шум стиральной машины, звуки, имитирующие биение сердца, и т. д. Другие лучше реагируют на негромкий разговор, монотонное пение или тихий шепот. Есть и такие дети, которым нравится музыка -- колыбельные, записи классических произведений, мелодии из музыкальных шкатулок. До сих пор мы говорили о том, как заботливые и любящие родители помогают новорожденным адаптироваться в жизни вне материнской утробы. В свою очередь ребенок также оказывает влияние на жизнь взрослых. Он помогает им приспособиться к их новой роли -- родителей. С рождением ребенка они приобретают новый социальный статус, и между ними и малышом строятся очень тесные отношения. Ребенок может сообщить о своем внутреннем состоянии только двумя способами -- улыбаясь и плача. Процесс развития этих способов практически одинаков. В первые недели жизни малыша они возникают как бы сами собой, что отражает его реакцию на те физиологические процессы, которые происходят в его организме. Крик является признаком дискомфорта или боли, улыбка -- свидетельством того, что ребенок находится в состоянии покоя и получает удовольствие. Постепенно баланс начинает смещаться. Плач и улыбки все больше регулируются внешними факторами, и в результате ребенок начинает, конечно, еще без слов, непосредственно общаться с родителями. Особенно интересно наблюдать, как меняется улыбка в первые один-два месяца жизни ребенка. Первоначально блуждающая улыбка появляется на личике малыша во время сна. Затем в возрасте двух недель он начинает улыбаться, когда его глаза открыты, что обычно происходит после кормления. При этом улыбка, как правило, сопровождается стеклянным отсутствующим взглядом. К третьей-четвертой неделе в улыбке происходят качественные изменения. Ребенок реагирует на громкий голос родителей, с которыми у него устанавливается визуальный контакт, и в конце концов младенец награждает взрослых вполне осознанной улыбкой. Ребенок, который большую часть времени доволен, спокоен и находится в контакте с окружением, вселяет в родителей уверенность и оптимизм. Нервный и капризный малыш, которого нелегко успокоить, несмотря на заботливое отношение взрослых, доставляет им гораздо больше проблем. Те родители, у которых появился первенец, нередко связывают раздражительность ребенка с тем, что они неопытны и не умеют правильно с ним обращаться. Как только они поймут, что повышенная возбудимость малыша зависит от внутренних физиологических процессов, происходящих в его организме, они вновь обретут уверенность в себе. Это поможет им пройти через испытания, которые ожидают их в первые недели жизни ребенка. Методом проб и ошибок родители приобретают опыт и находят собственный способ успокаивать своего малыша -- пеленать, энергично укачивать или же просто дать возможность ему какое-то время как следует покричать, пока он не уснет. Очень важно, чтобы родители с самого начала понимали, что трудности, испытываемые ребенком в первый год жизни, никак не связаны с особенностями его поведения и характера в будущем. В течение первого месяца жизни малыша большинство родителей испытывают подчас отрицательные эмоции. Молодая мать, страдающая от постоянного детского плача, измученная родами и бессонными ночами, может впасть в депрессию или стать раздражительной по отношению к другим членам семьи. Отцу, несмотря на его горделивую улыбку, может иногда казаться, что младенец не только ограничивает его свободу, но также лишает внимания и заботы жены. По мере того как дети взрослеют, их сон длится дольше, а родители приспосабливаются к другому распорядку дня. По окончании первого трудного периода, когда только складываются отношения между родителями и малышом, члены семьи в полной мере смогут вознаградить друг друга радостью общения.

КАК ЗАНИМАТЬСЯ С НОВОРОЖДЕННЫМ

Наиболее трудная задача, стоящая перед новорожденным ребенком в течение первого месяца его жизни, -- приспособиться к условиям вне материнского организма. Большую часть времени малыш спит. Проснувшись, он начинает вести себя в соответствии со своим внутренним физиологическим состоянием. Периоды активного бодрствования, когда ребенок готов воспринимать новую информацию, редки и кратковременны. Поэтому не стоит заранее планировать занятия с новорожденным, просто старайтесь использовать удобный случай. Такая возможность появляется, когда ребенок сыт и пребывает в хорошем настроении. Помните, что у детей разные пороги возбудимости, и если вы переутомите малыша, он может начать беспокоиться, кричать и плакать.

Практические советы

Занимайтесь ребенком не больше, чем это нужно Ему необходимо человеческое тепло, и поэтому он любит, чтобы его брали на руки. Попробуйте узнать, как относится к этому ваш малыш. Некоторые дета нервничают и раздражаются, когда их держат на руках слишком долго. Бывает, что раскапризничавшийся малыш затихает, если его положить в удобный детский рюкзачок. Однако если ребенок очень редко бывает на руках, он может стать вялым и апатичным. Меняйте положение ребенка Когда ребенок бодрствует, старайтесь разнообразить его позы. Пусть он какое-то время лежит на животе, затем на спине или на боку. Находясь в разных положениях, малыш научится двигать руками и ногами. Детский календарь Рядом с пеленальным или туалетным столиком повесьте календарь и карандаш. В отдельную графу можно записывать каждое новое достижение вашего ребенка. Наслаждайтесь временем, которое вы проводите с малышом Смейтесь и веселитесь вместе с ребенком. Иногда кажется, что он в состоянии выразить свою радость. Не бойтесь избаловать ребенка Старайтесь быстро выполнять его желания. Если вы уделяете малышу достаточно внимания, когда он в нем нуждается, он не станет досаждать вам лишний раз. Обращайтесь с малышом бережно Возвращаясь домой из больницы, привезите новорожденного в удобном, надежном автомобиле.

Повседневные дела

Время кормления Сохраняйте хорошее настроение Независимо от того, кормите вы ребенка грудью или из рожка, старайтесь делать это так, чтобы и ребенок и вы чувствовали себя спокойно и удобно. Помните, что малыш лучше вас знает, когда он уже насытился, поэтому не делайте попыток заставить его съесть еще немножко. Избегайте принуждения, чтобы не потерять доверие ребенка. Протяните руку и дотроньтесь Пока малыш ест, ласково поглаживайте ему головку, плечи и пальцы рук, тогда кормление у него будет ассоциироваться с вашими нежными прикосновениями. Некоторые дети во время еды любят слушать пение, а другие, услышав мамин голос, перестают сосать. Если вашего ребенка легко отвлечь, отложите пение на время перерыва в еде или пока малыш будет срыгивать. Купание Первые ванночки Купайте малыша в детской ванночке. (Посоветуйтесь с доктором, прежде чем купать ребенка в первый раз.) Во время купания тихонько напевайте, ласково потирая его мягкой губкой или тряпочкой. Если ребенок скользит и ему нужна мягкая подстилка, положите на дно ванночки полотенце. Общение через прикосновения После купания хорошо заняться массажем. Используя детский крем или растительное масло, осторожно помассируйте малышу плечи, руки, ноги, ступни, спину, живот и ягодицы. Продолжайте делать это, пока ваш ребенок находится в хорошем расположении духа. Пеленание/одевание Поцелуи в животик Меняя малышу пеленки, ласково поцелуйте ему животик, пальчики на руках и ногах. Эти нежные прикосновения помогают ребенку научиться осознавать части своего тела. При этом он не только ощущает свое тело, но и чувствует вашу любовь. Разденьте ребенка Не кутайте малыша. Если в комнате 20 -- 25 градусов, он будет хорошо себя чувствовать в легкой рубашечке и пеленке. Дети перегреваются, потеют и ощущают дискомфорт, если их одеть слишком тепло. Время отдыха Включите ребенку радио Укладывая малыша в кроватку, включите радио, магнитофон или заведите музыкальную шкатулку. Тихая музыка успокоит его. Запишите на пленку шум стиральной машины Вместо того чтобы покупать дорогостоящую игрушку, издающую звуки, запишите на пленку шум посудомоечной или стиральной машины. Монотонный гул, который слышит ребенок, поможет ему успокоиться и заснуть. Дайте малышу музыкальную игрушку Если с самого раннего возраста в сознании ребенка связывать время сна с мягкой музыкальной игрушкой, она станет неотъемлемым элементом этого процесса. Становясь старше, некоторые дети сопротивляются, когда их кладут в кроватку, а эта игрушка поможет им успокоиться и заснуть. Используйте пустышку Перед сном дайте малышу пустышку. Дети, которые с раннего возраста привыкли к пустышке, умеют засыпать самостоятельно. Если ваш ребенок отказывается от соски, то сначала ее можно класть ему в рот только на несколько минут, пока он не привыкнет. Если малыш продолжает упорствовать, найдите другой способ. Прогулка в коляске Если погода позволяет, возьмите ребенка погулять, катая его в коляске. Постоянное движение поможет ему заснуть. Игра теней Ночью дети часто просыпаются. Оставьте гореть ночную лампу -- мягкий свет позволит ребенку наблюдать за причудливыми очертаниями окружающих предметов. Пеленки и мягкие подушки За последние несколько месяцев утробного состояния ребенок привык спать в тесноте. Поэтому он будет хорошо себя чувствовать, если его запеленать или обложить подушками. Во многих магазинах продаются подвесные гамачки, которые можно укрепить внутри обычной детской кроватки. Некоторые из них снабжены специальным устройством, создающим у ребенка иллюзию биения материнского сердца. Ритмичные звуки напоминают малышу те, которые он слышал, находясь в утробе матери; это успокаивает его, и он засыпает.

Бабушки и подруги кормящей мамы утверждают, что малыша на грудном вскармливании нужно допаивать водой. Только современные женщины обычно следуют рекомендациям педиатров, которые не советуют давать дополнительное питье детям до полугода. Так нужна ли грудничку вода или она действительно может навредить? Ответы вы найдете в этой статье.


Для новорожденного мамино молоко – это не просто еда, но и лучшее питье. Оно не только содержит все необходимые крохе питательные вещества, но и на 87% . Еще у грудного молока есть важные свойства, необходимые для поддержания нормального пищеварение ребенка, чем отличается от простой питьевой воды.

  • Малышей младше 4 месяцев педиатры разрешают допаивать водой или докармливать смесью строго при наличии медицинских показаний . Просто по своему желанию делать это нельзя, иначе есть риск навредить здоровью грудничка;
  • В летнюю жару или в период болезни с высокой температурой тела крохе следует почаще давать грудь. Детям от 4 месяцев до полугода можно уже предлагать воду в чашке, но не нужно заставлять ее выпивать. Для такого возраста безопасной дозой воды считаются не более 60 мл в сутки.

Грудное молоко – еда и питье для новорожденного

Так предусмотрено природой, что младенец получает грудное молоко практически сразу после появления на свет. В то же время организм мамы после родов постоянно подстраивается под потребности малыша.

Материнское молоко изменяет свой состав в зависимости от возраста ребенка, а также в разных ситуациях. Так, если малышу по каким-то причинам требуется больше жидкости, он начинает чаще прикладываться к груди и чаще требует сменить ее.

В итоге младенец, который испытывает жажду, получает больше переднего молока, а оно на 88% состоит из воды. Только оно отличается от обычной воды тем, что такая жидкость не вымывает из организма крохи электролиты и сохраняет их оптимальный баланс.

Кстати, взрослым при обезвоживании тоже рекомендуют для питья не обычную воду, а раствор глюкозы (виноградного сахара) и минеральных солей, необходимых для нормальной работы организма. У переднего молока как раз такой состав: в нем содержится лактоза (молочный сахар) и целый набор минеральных солей. Поэтому оно не только устраняет дефицит жидкости в организме младенца, но также пополняет запасы необходимых электролитов.

Еще переднее и более жирное заднее молоко содержат множество витаминов, ферментов, биоактивных веществ, стимулирующих пищеварение маленького ребенка. Когда он в дополнение к материнскому молоку получает воду или чай, концентрации всех полезных веществ снижаются. Поэтому у желудка и кишечника крохи снижается защита от бактерий и последствий ферментной недостаточности.

Таким образом, здоровому малышу при грудном вскармливании нужно только материнское молоко вплоть до .

Может ли вода лечить?

Даже врачи пока не пришли к общему мнению о том, стоит ли допаивать водой детей младше 4-6 месяцев, если у них повышенная температура или они подхватили кишечную инфекцию. Так или иначе, давать крохе дополнительное питье можно только по назначению педиатра.


Нужно строго следовать рекомендациям врача о том, сколько именно жидкости давать грудничку, в какое время и из какой посуды. На данный момент нет убедительных доказательств того, что вода, которую назначают младенцам при обезвоживании и лихорадке, из бутылочки или из чашечки, приносит ему пользу.

В тяжелых случаях детям ставят капельницы со специальными растворами. В других ситуациях, когда ребенка нельзя приложить к груди, педиатры рекомендуют для восполнения дефицита жидкости использовать не воду, а . Давать его нужно с ложечки или из чашки.

Мамам на заметку!


Девочки привет) вот не думала, что и меня коснется проблема растяжек, а еще буду писать про это))) Но деваться некуда, поэтому пишу тут: Как я избавилась от растяжек после родов? Очень буду рада, если и вам мой способ поможет...

Даже если у новорожденного , можно поить его грудным молоком – очень маленькими порциями и часто, чтобы не спровоцировать обратный рефлекс. Если врач решит, что малышу требуется вода, он обязан указать это в листе назначений и определить безопасную именно для вашего ребенка дозу.

Для малышей младше 4-5 недель обычная вода чревата развитием дополнительных осложнений.

  • Если допаивать водой кроху при , это может замедлить выведение из его организма билирубина, в результате чего болезнь только затянется. Билирубин выводится гораздо быстрее при потреблении достаточного объема грудного молока: оно оказывает послабляющее действие, поэтому билирубин выходит у крохи вместе со стулом. Если возникает такая необходимость, то, кроме кормления грудью, младенцу с желтушкой можно дополнительно давать сцеженное грудное молоко;
  • У новорожденного, который получает много обычной воды, заполняется желудок и притупляется чувство голода, поэтому он высасывает меньше молока из груди мамы. Это чревато потерей веса, ведь в воде отсутствуют калории, при этом необходимый объем материнского молока ребенок не добирает;
  • Если грудничка обильно допаивают, появляется риск интоксикации, то есть отравления водой. Это сопровождается острым отеком и приводит к состоянию, угрожающему жизни малыша. Согласно рекомендациям Всемирной Организации Здравоохранения (ВОЗ), здоровых детей, получающих материнское молоко по требованию, допаивать обычной водой до полугодовалого возраста не нужно.

Водный режим для грудничка

Для ребенка в возрасте от 4 месяцев безопасной дозой воды считается 30-60 мл в сутки, но только в случае, если малыш сам просит ее и пьет из чашки при помощи родителей. Если кроха отказывается, не нужно заставлять его пить – вместо этого маме лучше почаще предлагать ему грудь.


Большинство младенцев, которых кормят только грудным молоком, с удовольствием запивают им даже прикорм, отказываясь от обычной воды. Это считается вполне нормальным и не опасным даже для детей старше полугода – конечно, при условии, что они получают достаточно материнского молока.

Даже в сильную жару дети, которых кормят грудью по требованию, надежно защищены от обезвоживания. Только очень важно, чтобы мама сама пила достаточно воды, не перегревалась на солнце и не кутала малыша, чтобы он не потел.

Если температура за окном поднимается выше отметки в +25 градусов, ребенок в подгузнике и одежде с длинными рукавами перегревается, что приводит к чрезмерной потере жидкости. Не стоит в этом случае давать ему воду – для предотвращения обезвоживания лучше просто раздеть малыша и предложить ему грудь.

Вода становится по-настоящему необходимой ребенку с того момента, когда в его рационе появляется твердая пища. Нужно предлагать грудное молоко или воду после каждого кормления, в котором были блюда прикорма. В большинстве случаев дети, которых кормили только грудным молоком, лишь через 1-2 месяца после начала прикорма выпивают более-менее существенное количество воды.

Обычно в возрасте 8 месяцев дети уже с удовольствием пьют воду. Только не давайте ее слишком много, потому что в таком возрасте малышам еще необходимо и большое количество материнского молока. С 1 года кроха уже самостоятельно определяет объем воды, который ему нужен для утоления жажды. Можно предлагать ее малышу всякий раз после того, как он поест твердую пищу.

Читаем также:

Нужно ли допаивать водой грудничка?

Нужно ли допаивать грудничка? Можно ли давать воду новорождённому? Нужно ли давать пить ребенку воду, «укропную водичку», отвары, чаи, соки пр.? С какого возраста начать допаивать грудничка?

Вопрос доктору Комаровскому: нуждаются ли дети на грудном вскармливании в допаивании водой?

Доктор Комаровский объяснит, почему ВОЗ не рекомендует допаивание водой и в каких случаях ребенку все-таки следует давать воду. Критерием необходимости допаивания будет поведение младенца: если патологических потерь жидкости нет, он откажется от воды, предпочтя мамину грудь, если же он на бутылочку буквально набрасывается, значит, вода ему жизненно нужна - он страдает от перегрева или заболел.

Мамам на заметку!


Девочки привет! Сегодня я расскажу вам, как же мне удалось прийти в форму, похудеть на 20 килограммов, и, наконец, избавиться от жутких комплексов полных людей. Надеюсь, информация окажется для вас полезной!


© 2024
colybel.ru - О груди. Заболевания груди, пластическая хирургия, увеличение груди