25.02.2019

Описание игры свойства воды для дошкольников. Опыты с водой для детей. Есть ли у воды запах


Номинация «Мультимедийные технологии в педагогическом процессе в ДОУ»

В период дошкольного детства ребенок открывает мир природы. Поддерживая естественный интерес дошкольников ко всему живому, педагог ведет детей от знакомства с природой к ее пониманию.

Возможность познавать окружающий мир ребенку обеспечивает деятельность, так как она - важное условие и средство познания. Быть активным - значит быть деятельным! Чем полнее и разнообразнее детская деятельность, чем она более значима для ребенка, тем успешнее идет его развитие.

Видный отечественный психолог С.Л. Рубинштейн рассматривает наблюдение как результат осмысленного восприятия, в процессе которого происходит развитие мыслительной деятельности. Развитие разных форм восприятия и наблюдения он связывает с содержанием. Важным является вопрос о содержании наблюдений - что может и должен видеть ребенок, какие особенности объектов природы замечать.

Цель : данная презентация обеспечивает наглядность - зрительный ряд на занятии. Познакомит детей со свойствами воды.

Задачи : работа по презентации построена таким образом, что после разговора (с просмотрами слайдов) о необходимости воды для всего живого, плавно включится в тему занятия. Воспитатель, двигаясь пошагово, рассказывает где встречается вода, проводя опыты, наглядно демонстрирует на слайдах явления неживой природы. Развивает логическое мышление, зрительное и слуховое внимание, творческое воображение.

Эффективность : закрепляет знания о неживой природе, способствует созданию информационно-коммуникативной среды, соответствует современным требованиям.

Практическая значимость:

  1. Наглядное ознакомление с необходимостью воды для человека, животных и растений.
  2. Ознакомление с явлениями неживой природы, со свойствами воды.
  3. Стихотворная часть.

Место использования мультимедийного материала: может быть использовано как педагогами дошкольных учреждений в качестве зрительного материала на занятии по ознакомлении с природным явлением - вода, так и родителями для организации познавательно-исследовательской деятельности детей дома.

Оборудование: Компьютер, мультимедийный проектор.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Организовать внимание детей, создать игровую мотивацию. Под звуки «Шум воды» входит УЧЕНАЯ ИЗ ВОЛШЕБНОЙ ЛАБОРАТОРИИ в мантии и четырехугольной академической шапочке.

Здравствуйте ребята! Я пришла к вам в гости, меня зовут Ученая, и я расскажу сегодня вам об одном величайшем богатстве нашей планеты! Но сначала отгадайте загадку:

Введение в игровую ситуацию, подготовка детей к теме занятияю

Она и в озере, и в лужице
Она снежинкою над нами кружится,
Она и в чайнике у нас кипит,
Она в реченьке бежит, журчит (вода ).

Догадались, о чем мы будем сегодня говорить? Мы с вами поговорим о воде. Я хочу, пригласит вас свое волшебную лабораторию, и рассказать о великом чуде - воде. Там мы станем юнымиучеными. Проведем опыты, чтобы понять какая она уникальная. А вы знаете, что такое лаборатория? (Это место где ученые проводят опыты и ставят эксперименты).

А чтобы туда попасть нужно, ответить на несколько вопросов.

СЛАЙДЫ № 2,3,4,5,6,7,8.

Скажите, для чего нужна вода человеку? (Человек пьет воду, моется, готовит, поливает огороды, сады, избавляется от грязи с помощью воды ).

Но вода нужна не только человеку! (Вода нужна животным, растениям, насекомым, птицам, рыбам. Без воды живые существа не смогут выжить).

Правильно, а теперь сыграем в игру.

И г р а «Кому нужна вода?»

Каждый ребенок выбирает себе картинку с изображением различных объектов природы (животного, растения, человека - маленький ребенок, женщина и др.) и рассказывает, зачем вода нужна тому, кто изображен на картинке (другие дети могут добавлять).

Молодцы! Пройдемте в нашу лабораторию, здесь вы узнаете, какими свойствами она обладает, но сначала вспомним правило обращения с водой:

Коль с водой имеем дело
Рукава засучим смело.
Пролил воду - не беда,
Тряпка под рукой всегда.

Давайте встанем в круг, возьмемся за руки и закроем глаза.

(Звучит СД музыка «Шум прибоя»).

Вот мы попали в лабораторию воды!

СЛАЙДЫ №9,10 (волшебная лаборатория, земной шар).

Трудно найти на земле место, где бы не было воды. Вода есть всюду: в океанах, морях, реках и озёрах. Вода содержится в земле, вода есть в растениях, животных, даже в человеке. Посмотрите на нашу планету, так она выглядит из космоса. А почему на ней так много синего цвета? (Это моря, океаны, озера, реки, это все вода).

Правильно, теперь:

Вы слыхали о воде?
Говорят она везде!
Как сосулька замерзает.
В лес туманом заползает.
Ледником в горах зовётся.
Лентой серебристой вьётся.
Мы привыкли, что вода -
Наша спутница всегда!

СЛАЙДЫ № 11, 12, 13.

Скажите мне, что вы знаете о воде, где она встречается в природе (в морях, океанах, реках, озерах, болотах).

СЛАЙДЫ № 14,15,16,17.

Расскажите, какие явления неживой природы связаны с водой. (Роса, туман, облако, пар, дождь, снег, лёд, иней).

Вывод: вода - одно из самых важных для природы вещество, оно содержится повсюду, даже внутри живого организма. Вода не только поит, но и кормит, без воды не приготовить, ни одно блюдо. Вода вырабатывает электрический ток, помогает перевозить грузы. Хоть и кажется что на планете воды много, но живым организмам нужна только пресная вода, а ее не очень много в природе. И по этому ее необходимо беречь.

Активизация знаний детей о воде, развивать социальные навыки у детей, доказывать правильность своего мнения, закрепить знания детей о свойствах воды.

СЛАЙД №18 (Три состояния воды).

Давайте посмотрим, в каком состоянии может находиться вода в природе.

ОПЫТ №1 «ВОДА-ЖИДКАЯ».

Переливаем воду из одного стакана в другой (из меньшего в больший). Вот видите, как у нас течет вода. Значит она ЖИДКАЯ и не имеет своей формы.

СЛАЙД №19 (жидкая вода).

ОПЫТ № 2 «ВОДА-ЭТО ПАР» (Ученая вносит термос с горячей водой).

Что выходит из термоса при закипании воды? (Пар)

Откуда пар появился в банке - мы же наливали воду?

Вывод: Вода при нагревании превратилась в ПАР.

СЛАЙД № 20 (пар).

ОПЫТ №3 «ПАР-ЭТО ВОДА» (подносит к струе пара холодное стекло).

Посмотрите, что произошло со стеклом. Откуда появились капельки воды на стекле? Когда пар попал, на холодное стекло он опять превратился в воду.

Вывод: пар при охлаждении превращается в ВОДУ.

СЛАЙД №21 (пар при охлаждении превращается в воду). Вот так происходит и в природе.

Физкультурная минутка.

Делать научные открытия дело не из лёгких, поэтому в лабораториях бывают перерывы для отдыха. Неплохо бы немножко отдохнуть и нам. Как считают наши юные учёные? Давайте отойдем от своих лабораторных столов и пройдём на ковёр.

(Дети располагаются на ковре в произвольном порядке.)

Разминая поясницу, мы не будем торопиться.
Вправо, влево повернись, на соседа оглянись.

(Повороты в разные стороны)
Чтобы стать ещё умнее, мы слегка покрутим шеей.
Раз и два, раз и два, закружилась голова.

(Вращение головой вправо и влево)
Раз, два, три, четыре, пять. Ноги надо нам размять.

(Приседания)
Напоследок, всем известно, как всегда ходьба на месте.

(Ходьба на месте)
От разминки польза есть! Что ж пора на место сесть

Каждый день солнце нагревает воду в морях и океанах - как она нагревается в чайниках с водой.

Вода превращается в пар. В виде пара крошечные, невидимые капельки влаги поднимаются в воздух. Чем выше поднимается пар, тем холоднее становится воздух. Пар снова превращается в воду. Капельки все собираются вместе и образуют облако.

СЛАЙД № 22 (облако).

Когда капелек воды набирается много, они становятся очень тяжелыми для облака и выпадают дождем на землю.

СЛАЙД № 23 (дождь).

А во что превращаются капельки воды зимой? (В снежинки).

ОПЫТ № 4 «ВОДА - ТВЕРДАЯ». (Вносятся формочки для льда, каждому ребенку раздается по кубику льда).

Зимой на поверхности происходит другое удивительное явление, вода превратилась в лед. Посмотрите, какой лед ТВЕРДЫЙ, значит и вода может стать ТВЕРДОЙ.

СЛАЙДЫ №24,25,26 (снежинки, лед).

А теперь подержим его в ладошках, что происходит? От тепла наших ладошек он начал таять как при нагревании, и опять превращается в ЖИДКОЕ СОСТОЯНИЕ

Вот так вода повторяет свой путь. Это называется круговорот воды в природе.

(Использование художественного слова как средство закрепления полученных знаний о круговороте воды в природе).

СЛАЙДЫ №27,28 (круговорот воды в природе).

В природе путешествует вода,
Она не исчезает никогда.
То в снег превратится, то в лед,
Растает и снова в поход.
Вдруг в небо взовьется,
Дождем обернется.
Вокруг оглянитесь,
В природу вглядитесь.
Вас окружает везде и всегда
Эта волшебница-вода.

Давайте мы опять немного отдохнем и сделаем самомассаж.

Льется чистая водица,
Мы умеем сами мыться.
(Дети потирают ладонь о ладонь).
Моем носик, моем ротик,
(растирают крылья носа).
Моем шею, моем уши.
(потираем, мочки ушей пальцами).
После вытираемся посуше.
(поглаживают лоб).

Ну что, мои дорогие, наши испытания подходят к концу. Интересно ли вам было быть учеными? (Да). Давайте подведем итог наших полученных знаний. Вы теперь знаете ребята, что вода бывает какой? (Жидкой). А если ее заморозить, во что превращается вода? (В лед). А при нагревании? (В пар).

Рефлексия

Теперь я награжу каждого из вас значком, на нем написано «Юный ученый». Это значит, что вы узнали много нового, но на этом не остановитесь, и будете дальше узнавать много нового и интересного о нашей планете под названием Земля. Проводить чудесные и необычные опыты.

(Наклеивание наклеек в форме капелек на грудь каждого ребенка. Создать условие для психологического комфорта детей).

И прежде чем вы покинете мою волшебную лабораторию, я хочу угостить вас родниковой водой.

Капельки путешествуют не только по воздуху и земле, но и уходят под землю. Там они впитывают все целебные свойства земли и выходят на поверхность в виде родников. Эта вода становится самая целебная. Она придает бодрость и силу всему живому.

СЛАЙД № 29 (родники). (Угощение детей родниковой водой)

Теперь опять возьмемся за руки, закроем глаза и послушаем, как шумит вода, и переместимся в наш д/с. До свидания, мои юные ученые, до новых встреч!

(музыка «Шум воды»).

Презентация к занятию

Конспект непосредственной образовательной деятельности (НОД)

на тему : «свойства воды »

(возраст дошкольников: 5-6 лет)

педагога – организатора

По экологии

Максимовой С.А.

Интеграция образовательных областей «Познание» (формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей) и «Коммуникация».

Цель: расширить и закрепить представления детей о свойствах воды.

Основные задачи :

Образовательные задачи:

Формирование целостной картины мира, расширение кругозора: продолжать знакомить детей с явлениями природы, закрепить знания детей по вопросу свойств воды;

Развитие свободного общения со взрослыми и детьми: Продолжать развивать у детей интерес к общению со взрослыми и детьми (внимательно слушать вопросы, отвечать на поставленные вопросы, задавать вопросы), формировать потребность делиться своими впечатлениями с воспитателем и детьми; вовлекать детей в речевое и игровое взаимодействие.

Развитие всех компонентов устной речи, практическое овладение нормами речи: формирование словаря – вводить в словарь детей существительные : лаборатория, опыты, оборудование.

Помогать употреблять глаголы характеризующие свойства воды: течёт, смачивает, впитывается, растворяет;

развитие связанной речи – вовлекать детей в общую беседу стимулировать проявление активности в беседе; формировать у детей умение вести диалог с воспитателем: слушать и понимать заданный вопрос, отвечать на вопрос воспитателя, говорить в нормальном темпе, слушать пояснения педагога;

2. Развивающие задачи:

Способствовать развитию любознательности;

Развивать внимание детей;

Способствовать развитию логического мышления: определять тему, проблему исследования, последовательность исследовательской деятельности, анализировать результаты.

3.Воспитательные задачи:

Продолжать воспитывать культуру поведения;

Воспитывать у детей уважительное отношение к окружающей среде;

Формировать понимание важности воды для всех объектов на планете.

Оборудование и материалы:

Схемы: «Свойств воды», «Времена года», иллюстрации по теме. Презентация к теме«Свойства воды» (где можно встретить воду: река, ручей, море, родник, водопроводный кран). Раздаточный материал на каждого ребёнка: лоток для раздаточного материала, одноразовые, прозрачные стаканчики с водой, салфетки, соль, сахарная пудра, сок лимона, молоко, ароматное масло, соломинки для коктейля, одноразовые ложечки, кисть скраской.

Место проведения - групповое помещение.

Предварительная работа: Занятия по блоку «Вода», Беседа с детьми о значении и свойствах воды, просмотр фильма: «Урок чистой воды», сказки Н.А. Рыжовой «Как люди обидели речку», чтение стихотворений по теме, отгадывание загадок, рисование на тему: «Море и его обитатели», проведение отдельных опытов с водой. Чтение сказки «О человеке и золотой рыбке». Просмотр мультфильма «Чебурашка и Крокодил Гена чистят речку»

Методические приемы:

Беседа;

Вопросы;

Совместная деятельность педагога с детьми (экспериментальная деятельность);

Загадки;

Сюрпризный момент,

Игра.

Первая часть: (информационно-познавательная)

Организационный момент:

Педагог эколог входит в групповое помещение, приветствует детей и предлагает собраться на ковре образуя круг взявшись за руки. Отгадываем загадку:

Я и туча, и туман,

И ручей, и океан,

И летаю, и бегу,

И стеклянной быть могу!

Если дети затрудняются с ответом, загадать менее сложную загадку:

Меня пьют, меня льют.

Всем нужна я,

Кто я такая?

Дети отгадывают загадку, снимают салфетку. Сюрпризный момент (5-ти литровая бутылка) на бутылке – капелька воды (из бумаги)

О чём мы сегодня будем говорить? О воде.

Беседа с детьми о воде

На экране слайд № 1 где мы можем встретить воду.

После ответа детей предлагаю переместиться в лабораторию, рассаживаемся по местам. И продолжаем разговор о воде.

Воспитатель: Что может делать жидкая вода?

Дети: Она течёт, её можно налить, перелить.

Опыт № 1 «Вода – это жидкость».

Свойство первое:

Давайте подойдём к столу для опытов и попробуем перелить воду в другой сосуд. Мы можем лить её тоненькой струйкой. Вы видите, что вода течёт не прерываясь. Кто знает, как называется это свойство? (текучесть)

Итак, первое свойство – текучесть. (первая табличка)

Опыт № 2 «Вода бесцветная».

Свойство второе:

Ребята, а есть ли цвет у воды? (ответы детей)

Давайте проверим и докажем. Вот лист бумаги. Какого он цвета? (белого)

А это стакан молока. Какого цвета молоко? (белого)

А теперь посмотрите на стакан с водой. Можно ли сказать про воду, что она белая? (нет) Молоко, лист белой бумаги (подводим детей к правильному ответу– какой цвет у воды?

А что можем сказать о цвете воды? (без цвета)

Без цвета значит какая? (бесцветная, прозрачная) А вода всегда прозрачная и бесцветная? Цвет воды зависит от того,что в неё попадает.

Докажем это,

Добавим в воду краску. Что произошло?

Какой вывод из этого следует? (вода изменяет свой цвет в зависимости от того, что в неё добавлено. (вторая табличка)

Второе свойство: не имеет цвета.

Опыт №3 « Вода не имеет вкуса».

Свойство третье:

Как вы думаете, вода имеет вкус?

В стаканчиках вода. Попробуйте её. (дети пьют воду)

Какая она? Сладкая, солёная? (она безвкусная)

Вода безвкусная.

Добавим в воду различные вещества детям не говорю, что и куда добавила (сахар, соль, сок лимона. Раздаю детям воду с разным вкусом.)

Возьмите соломинку и попробуйте воду. Какой вкус стал у воды? (сладкий, кислый, солёный)

Вкус появился, а где вещества которые мы добавили в воду? Куда они исчезли?

Вода растворитель.

Добавим в воду песок, что происходит?

Вывод: не имеет вкуса, не все вещества растворяются в воде.

Физкультминутка

Про дождик.

Капля первая упала – кап!

Ладонь левой руки вверх, правая пальчиком на ладошку капает.

И другая прибежала – кап!

Мы на небо посмотрели

Руки вверх

Кап, кап, кап капельки запели,

Намочились наши лица, мы их вытирали.

Туфли посмотрите мокрыми стали,

Мы плечами потрясём, все, все капельки стряхнём.

От дождя мы убежим топаем на месте

Под кусточком посидим! приседаем и руки над головой домиком.

Опыт № 4 «Вода не имеет запаха».

Свойство четвёртое:

Я предлагаю понюхать воду. Что вы можете сказать о запахе воды?

(вода ничем не пахнет)

Правильно вода ничем не пахнет (шестая табличка)

Поиграем в игру, правило такое: закрыть глаза, понюхать и отгадать чем пахнет.

Добавляю в стаканчики с водой (кислой, сладкой, солёной) ароматное масло. Прикрываю стаканчик салфеткой и подношу детям понюхать с закрытыми глазами. Отгадайте чем пахнет?

Чем пахнет вода в этом стаканчике, в другом? А ты как думаешь?

Итак, что мы узнали о воде? (ответы детей)

Переливая воду в различные сосуды, задаю вопрос – какая форма у воды?

Вода – может быть жидкой. Когда она жидкая - она текучая.

Вода – бесцветная.

Вода – безвкусная.

Вода – не имеет запаха

Вода - не имеет формы.

Но при желании мы можем изменить цвет, вкус, запах.

Спасибо, ребята. Вы много знаете о свойствах воды.

Хорошо сегодня поработали в лаборатории.

Приложение

Карточки для детского экспериментирования по теме «Свойства воды» с целью закрепления изученного материала.

Вода принимает форму

Задача: выявить, что вода принимает форму сосуда, в который она налита.

Материалы, воронки, узкий высокий стакан, округлый сосуд, широкая миска, резиновая перчатка, ковшики одинакового размера, надувной шарик, целлофановый пакет, таз с водой, подносы, рабочие листы с зарисованной формой сосудов, цветные карандаши.

Описание. Перед детьми - таз с водой и различные сосуды. Галчонок Любознайка рассказывает, как он гулял, купался в лужах и у него возник вопрос: «Может ли вода иметь какую-то форму?» Как это проверить? Какой формы эти сосуды? Давайте заполним их водой. Чем удобнее наливать воду в узкий сосуд? (Ковшиком через воронку.) Дети наливают во все сосуды по два ковшика воды и определяют, одинаковое ли количество воды в разных сосудах. Рассматривают, какой формы вода в разных сосудах. Оказывается, вода принимает форму того сосуда, в который налита. В рабочих листах зарисовываются полученные результаты - дети закрашивают различные сосуды.

Прозрачная вода

Задача: выявить свойства воды (прозрачная, без запаха, льется, имеет вес).

Материалы: две непрозрачные банки (одна заполнена водой), стеклянная банка с широким горлышком, ложки, маленькие ковшики, таз с водой, поднос, предметные картинки.

На столе две непрозрачные банки закрыты крышками, одна из них наполнена водой. Детям предлагается отгадать, что в этих банках, не открывая их. Одинаковы ли они по весу? Какая легче? Какая тяжелее? Почему она тяжелее? Открываем банки: одна пустая - поэтому легкая, другая наполнена водой. Как вы догадались, что это вода?Какого она цвета? Чем пахнет вода?

Взрослый предлагает детям заполнить стеклянную банку водой. Для этого им предлагаются на выбор различные емкости. Чем удобнее наливать? Как сделать, чтобы вода не проливалась на стол? Что мы делаем? (Переливаем, наливаем воду.) Что делает водичка? (Льется.) Послушаем, как она льется. Какой слышим звук?

Когда банка заполнена водой, детям предлагается поиграть в игру «Узнай и назови» (рассматривание картинок через банку). Что увидели? Почему так хорошо видно картинку?

Какая вода? (Прозрачная.) Что мы узнали о воде?

3. Что растворяется в воде?

Задача: показать детям растворимость и нерастворимость в воде различных веществ.

Материалы: мука, сахарный песок, речной песок, пищевой краситель, стиральный порошок, стаканы с чистой водой, ложки или палочки, подносы, картинки с изображением представленных веществ.

Описание. Перед детьми на подносах стаканы с водой, палочки, ложки и вещества в различных емкостях. Дети рассматривают воду, вспоминают ее свойства. Как вы думаете, что произойдет, если в воду добавить сахарный песок? добавляем сахар, перемешиваем, и все вместе наблюдаем, что изменилось. Что произойдет, если мы добавим в воду речной песок? До-бавляем к воде речной песок, перемешиваем. Изменилась ли вода? Стала ли она мутной или осталась прозрачной? Растворился ли речной песок?

Что произойдет с водой, если мы добавим в нее пищевую краску? Добавляем краску, перемешиваем. Что изменилось? (Вода изменила цвет.) Растворилась ли краска? (Краска растворилась и изменила цвет воды, вода стала непрозрачной.)

Растворится ли в воде мука? Дети добавляют в воду муку, перемешивают. Какой стала вода? Мутной или прозрачной? Растворилась ли мука в воде?

Растворится ли в воде стиральный порошок? Добавляется стиральный порошок, перемешивается. Растворился ли порошок в воде? Что вы заметили необычного? Окуните в смесь пальцы и проверьте, осталась ли она на ощупь такой же, как чистая вода? (Вода стала мыльной.) Какие вещества у нас растворились в воде? Какие вещества не растворились в воде?

4. Есть ли у воды вкус?

Спросите перед опытом: «Какого вкуса вода?»

После этого дайте детям попробовать питьевую воду. Затем в один стакан положите немного соли, в другой сахар, размешайте и дайте детям попробовать. Спросите: «Какой вкус приобрела теперь вода?» Объясните, что вода приобретает вкус того вещества, которое в него добавлено.

5.Чем пахнет вода?

Перед началом опыта задайте вопрос: «Чем пахнет вода?» Дайте детям три стакана из предыдущих опытов (чистую, с солью, с сахаром). Предложите понюхать. Затем капните в один из них (дети не должны это видеть - пусть закроют глаза), например, раствор валерианы. Пусть понюхают. Что же это значит? Скажите ребенку, что вода начинает пахнуть теми веществами, которые в нее положены, например яблоком или смородиной в компоте, мясом в бульоне.

6. Делаем облако

Налейте в трехлитровую банку горячей воды (примерно 2,5 см). Положите на противень несколько кубиков льда и поставьте его ни банку. Воздух внутри банки, поднимаясь вверх, станет охлаждаться. Содержащийся в нем водяной пар будет конденсироваться, образуя облако.

Этот эксперимент моделирует процесс формирования облаком при охлаждении теплого воздуха. А откуда же берется дождь? Оказывается, капли, нагревшись на земле, поднимаются вверх. Там им становится холодно, и они жмутся друг к другу, образуя облака. Встречаясь вместе, они увеличиваются, становятся тяжелыми и падают на землю в виде дождя.

7. Капля-шар

Взять очень мелкий песок (пыль или муку) и сбрызнуть водой: можно увидеть, как получаются шарики-капельки, то есть пылинки вокруг себя собирают мелкие капли воды и образуют одну большую каплю-шар.

Побрызгайте из пульверизатора листья растений. Когда много мельчайших капелек попадает на лист, они, собираясь вместе, образуют большую каплю или даже целую небольшую лужицу.

8. Можно ли склеить бумагу водой?

Возьмите два листа бумаги, приложите их один к другому и попробуйте их сдвинуть так: один в одну, а другой в другую сторону.

А теперь смочите листы водой, приложите их друг к другу и слегка прижмите, чтобы выдавить лишнюю воду.

Попробуйте сдвинуть листы друг относительно друга, как в предыдущем опыте.

Объясните, что вода обладает «склеивающим» действием. Таким же эффектом обладает и сырой песок, в отличие от сухого.


Фирая Авзалова
«Свойства воды». Конспект открытого экологического занятия для детей старшего дошкольного возраста

Открытый показ занятия в подготовительной группе по проблеме :

«Воспитание экологической культуры в дошкольном возрасте

Программное содержание : познакомить детей с некоторыми свойствами воды с помощью опытов : вода прозрачная, у воды нет вкуса , у воды нет запаха , лёд - твёрдая вода, пар-это тоже вода в газообразном виде, вода бывает тёплой и холодной. Познакомить с явлениями испарения. Подвести к пониманию что водоёмы - это сообщества растении и живой природы. Воспитывать у детей бережное отношение к водоёмам, рекам, озёрам и т. д.

Развивающая среда : стаканчики с водой и с соком, чайные ложки, термос с горячей водой, лёд в тарелке, стекло.

Предварительная работа : наблюдения в природе за снегом, льдом. Рассматривая иллюстрации рек, озер, морей. Рисование на тему «Плывёт кораблик» , «Царевна – лебедь» . Чтение произведений, беседа на тему «Кто живет в воде» , «Что растёт в воде» , «Вода вокруг нас» .

Ход занятия:

В : Ребята, я вас сегодня приглашаю с помощью опытов выяснить, какой бывает вода (читаю сти-е Н. Рыжовой) :

Вы слыхали о воде?

Говорят, она везде!

В луже, в море, в океане

И в водопроводном кране,

Как сосулька, замерзает,

В лес туманом заползает,

Ни плите у нас кипит, паром чайника шипит.

Без неё нам не умыться,

Не наесться, не напиться!

Смею я вам доложить :

Без неё нам не прожить!

Вода прозрачная.

В : Ребята, перед вами два стаканчика :

Один -с водой, другой с соком. Если в оба стакана положить ложки, то в каком из стаканчиков они видны? А в каком нет?

Д : В воде

В : Почему?

Д : Вода прозрачная, а сок - нет

В : Ребята, подумайте, что было б, если бы речная вода была непрозрачной? Как в сказках : река молочная с кисельными берегами. Могли бы рыбы и другие животные жить в таких молочных реках?

Д : Нет, не могут

В : Непрозрачная вода не пропускает солнечные лучи, а без этого в реках, озерах, не могут жить растения и водоросли. Не будет растений – не будет рыб и других животных. Животным тоже нужна прозрачная вода, чистая вода. Значит, нельзя загрязнять водоёмы, рек, озера отходами, мусором и т. д.

Вывод детей : Вода прозрачная.

У воды нет вкуса .

В : Ребята попробуйте воду. Какая она на вкус?

Д : Нет вкуса.

В : Но почему то, когда человек хочет пить, и с удовольствием пьёт воду, чтобы выразить своё удовольствие, говорит : «Какая вкусная вода!» , хотя на самом деле её вкуса не чувствует. Вода холодная, спасёт от жажды. А вот теперь попробуйте сок. Какой он по вкусу?

Д : Сладкий, вкусный.

В : А вот, морская вода содержит много соли, у неё солёный вкус, её нельзя пить, а применять её в лечебных целях.

У воды нет запаха .

В : Дети понюхайте воду. Чем она пахнет?

Д : Совсем не пахнет.

В : Вода не имеет запаха, если она чистая.

Но, вода из водопроводного крана может иметь запах, т. к. её отчищают специальными веществами, чтобы она была безопасной.

Лёд – твёрдая вода.

В : Попробуйте отгадать мою загадку. Зимой в реках и озерах она твёрда, летом жидкая, в облаке газообразная?

Д : Вода.

В : Принести сосульку в помещение перед занятием и положить в тарелку.

В : Откуда появилась вода в тарелку, как вы думаете?

Д : Лёд растаял, потому что его принести в тёплую комнату.

В : Вывод : лёд, снег – это тоже вода, но в твёрдом виде.

Физминутка :

К речке быстро мы спустились, Наклонились и умылись :

Раз, два, три, четыре –

Вот как славно освежились!

А теперь поплыли дружно

Делать так руками нужно : вместе – раз, это брасс,

Одной, другой – кроль.

Все как один, Плывём, как дельфин

Вышли на берег крутой

И отправились домой.

Пар – это тоже вода.

Перед детьми открывают термос с кипятком , откуда выходит пар.

В : Я вскипятила воду в чайнике и перелила в термос.

Д : Горячая.

В : Откуда берется пар?

Д : Я думаю, что это вода.

В : Давайте проверим ваши версии. У меня стекло. Потрогайте, какое оно?

Д : Холодное. Теперь холодное стекло помешаю над горячим паром.

В : Холодное, гладкое, прозрачное, как льдинка. А Что происходит?

Д : Мы видим, как стекло покрылось паром, а потом появились капельки воды , их становится все больше, они капают.

В : Что заставило воду превратиться в пар?

Д : Тепло. Вода сильно нагрелась и превратилась в пар.

В : Здесь всё понятно. Мы нагрели воде, помог нам огонь. А куда исчезает вода после дождя летом? Может кто -то догадается, кто помогает воде в лужах превратиться в пар?

Д : Солнышко.

В : Летом после дождя, вы видели наверное, как пар поднимается от влажной земли, луж к небу. Знаете ли вы, откуда берутся облака?

Д : Мы думаем, что это много капелек воды , которые поднялись в небо.

В : А почему идёт дождь?

Давайте вспомним, стекло было холодным, значит, какая температура должна быть, чтобы пошёл дождь?

Д : Холодной (чем пар)

В : Что же такое пар? Да, это вода в газообразном состоянии. Пар – лёгкий, горячий, может летать, его нельзя удержать в сосуде.

И так пар – это тоже вода в газообразном виде.

Вода бывает тёплой, холодной

Предлагаю детям стаканчики с водой разной температуры, подхожу к нескольким детям.

В : Попробуйте пальчиком воду и определите, в каком стаканчике самая холодная вода, а в каком – самая тёплая?

Ребята, вот в реках и озёрах, морях тоже бывает вода разной температурой : и тёплая, и холодная. Некоторые растения, улитки, рыбы, звери могут жить только в тёплой воде, другие только в холодной. Дети, представьте себя рыбами, то какую бы воду выбрали – тёплую или холодную?

Д : Тёплую.

В : Правильно, если бы выбрали холодную, вы бы многие могли заболеть и там не было бы пищи. Значит, где больше разных растений и животных в тёплых или холодных морях?

Д : В тёплых.

В : В холодных морях живет меньше разных растений и животных. В природе есть такие места, где очень горячая вода выходить из – под земли на поверхность. Это гейзеры. Может ли кто-то жить в горячей воде?

В : Жильцов очень мало, но они есть, например виды водорослей.

Ребята, мы сегодня с вами познакомились с некоторыми свойствами воды . И так жидкая вода необходима людям, животных и растения для питья, газообразная – помогает распределить влагу на земле, твёрда – сохраняет запасы воды , сохраняет живую природу : под снегом тепло растениям и животным, подо льдом не замерзают водные обитатели.

Консультация для родителей
Опыт – это наблюдение за явлениями природы, которое производится в специально организованных условиях. Дети способны познать не только внешнюю сторону физических явлений, но и несложные связи, отношения между ними и закономерности, такие, как различные состояния веществ, переход веществ из одного состояния в другое, свойства воздуха, способность песка пропускать через себя воду.
Благодаря опытам у детей развивается способность сравнивать, делать выводы, высказывать суждения.
Опыты строятся на основе имеющихся у детей представлений. В постановке и проведении опытов дети должны быть активными участниками. При обсуждении результатов опытов необходимо подводить детей к самостоятельным выводам и суждениям.
Опыты используются для ознакомления детей со свойствами песка, глины, воды.
Предлагаем Вашему вниманию некоторые опыты, которые Вы можете провести со своими детьми дома.

Проводя эти опыты, Вы познакомите детей с некоторыми свойствами воды. Обратите их внимание на то, что даже такой привычный объект, как вода, таит в себе много неизвестного. Знание свойств воды поможет детям понять особенности водных организмов, их приспособленность к водной среде обитания.

Материалы и оборудование:
стаканчики с водой, стаканчик с молоком, палочки или чайные ложки, соломинки для коктейля, песок, сахарный песок, кусочки льда, комочки снега, термос с горячей водой, стекло или зеркальце, акварельные краски.
1.Вода прозрачная.
Перед детьми стоят два стаканчика: один с водой, другой с молоком. В оба стаканчика положить палочки или ложечки. В каком из стаканчиков они видны, а в каком нет? Почему? (Перед нами молоко и вода, в стаканчике с водой мы видим палочку, а в стаканчике с молоком – нет). Вывод: вода прозрачная, а молоко нет. Предложить детям подумать, что было бы, если бы речная вода была непрозрачной? Например, в сказках говорится о молочных реках с кисельными берегами. Могли бы рыбы, и другие животные жить в таких молочных реках?
2.У воды нет вкуса.
Предложить детям попробовать через соломинку воду. Есть ли у неё вкус? Дать им для сравнения попробовать молоко или сок. Если они не убедились, пусть ещё раз попробуют воду. (Дети часто слышат от взрослых, что вода очень вкусная. У них формируется неверное представление. Объяснить, что когда человек очень хочет пить, то с удовольствием пьёт воду, и, чтобы выразить своё удовольствие, говорит: «Какая вкусная вода», хотя на самом деле её вкуса не чувствует.)
3.Уводы нет запаха
Предложить детям понюхать воду и сказать, чем она пахнет или совсем не пахнет. Пусть нюхают ещё и ещё, пока не убедятся, что запаха нет. Можно для сравнения предложить понюхать воду в которую добавили ароматические вещества (духи, соль для ванн).
Однако можно подчеркнуть, что вода из водопроводного крана может иметь запах, так как её очищают специальными веществами, чтобы она была безопасной для нашего здоровья.
4.Лёд – твёрдая вода.
Взять кубики льда. Поместить их в отдельные стаканчики, чтобы каждый ребёнок наблюдал за своим кусочком льда. Дети должны следить за состоянием кубиков льда в тёплом помещении. Обратить их внимание на то, как постепенно уменьшается кубик льда. Что с ним происходит?
Взять один большой кубик льда и несколько маленьких. Понаблюдать, какой из них растает быстрее: большой или маленький. Важно, чтобы дети обратили внимание на то, что отличающиеся по величине куски льда растают в разные промежутки времени. Таким же образом проследить за таянием снега. Вывод: лёд, снег – это тоже вода.
5.Пар – это тоже вода
Взять термос с кипятком. Открыть его, чтобы дети увидели пар. Поместить над паром стекло или зеркальце. На нём выступят капельки воды, показать их детям.
6.Вода жидкая, может течь.
Дать детям два стаканчика – один с водой, другой – пустой. Предложить аккуратно перелить воду из одного в другой. Льётся вода? Почему? (Потому, что она жидкая.) Если бы вода не была жидкой, она не смогла бы течь в реках и ручейках, не текла бы из крана.
Для того, чтобы дети лучше поняли, что такое «жидкая», предложить им вспомнить, что кисель бывает жидким и густым. Если кисель течёт, мы можем его перелить из стакана в стакан, и мы говорим, что он… жидкий. Если же мы не можем его перелить из стакана в стакан, потому что он не течёт, а выливается кусками, то мы говорим, что кисель… густой.
Поскольку вода жидкая, может течь, её называют жидкостью.
7.В воде некоторые вещества растворяются, а некоторые – не растворяются
У каждого ребёнка по два стаканчика с водой. В один из них положить обычный песок и попробовать размешать его ложкой. Что получается? Растворился песок или нет? Взять другой стаканчик и насыпать в него ложечку сахарного песка, размешать его. Что теперь произошло? В каком из стаканчиков песок растворился?
На дне аквариума лежит песок. Растворится он или нет? Что было бы. если бы на дно аквариума положили не обычный песок, а сахарный песок? А если бы на дне реки был сахарный песок? (Он растворился бы в воде, и тогда на дно реки нельзя было бы встать).
Предложить детям размешать акварельную краску в стаканчике с водой. Почему вода стала цветной? (Краска в ней растворилась).
8.Лёд легче воды
Спросить детей: что будет с кубиком льда, если его поместить в стаканчик с водой? Он утонет, будет плавать, сразу растворится? Выслушать ответы детей, а затем провести опыт: опустить кубик льда в стаканчик с водой. Лёд плавает в воде. Он легче воды, поэтому и не тонет. Оставить лёд в стаканчиках и посмотреть, что с ним произойдёт.
9.Вода бывает теплой, холодной, горячей.
Дать детям стаканчики с водой разной температуры. Дети пальчиком или с помощью термометра определяют, в каком стаканчике вода холодная, а в каком горячая. Спросите ребёнка, как получить тёплую воду? Проделайте это вместе с ним.
Можно продолжить предыдущий опыт(№8), сравнив температуру воды до того, как в неё положили лёд, и после того, как он растаял. Почему вода стала холоднее?
Подчеркнуть, что в реках, озёрах, морях тоже бывает вода с разной температурой: и тёплая, и холодная. Некоторые рыбы, звери, растения, улитки могут жить только в тёплой воде, другие – только в холодной. Если бы дети были рыбами, какую воду они бы выбрали – тёплую или холодную? Как они думают, где больше разных растений и животных – в тёплых морях или в холодных? Сказать, что в холодных морях, реках живёт меньше разных животных. Но в природе есть такие необычные места, где очень горячая вода выходит из-под земли на поверхность. Это гейзеры. От них, как и от термоса с горячей водой, тоже идёт пар. Может ли кто-нибудь жить в таком горячем «доме»? Жильцов там очень мало, но они есть, например, особенные водоросли.
Важно, чтобы дети поняли, что в водоёмах вола бывает разной температуры, а значит, в них живут разные растения и животные.
10.Вода не имеет формы
Предложить детям рассмотреть кубик льда (вспомнить, что лёд – это твёрдая вода). Какой формы этот кусочек льда? Изменит ли он свою форму, если опустить его в стакан, в миску, положить на стол или на ладошку? А жидкая вода?
Предложить детям налить воду в кувшин, тарелку, стакан (любые сосуды), на поверхность стола. Что происходит? Вода принимает форму того предмета, в котором находится, а на ровном месте расползается лужицей. Значит, жидкая вода не имеет формы.
Удачи Вам и Вашему малышу!

Анкета для родителей.
Уважаемые родители! Цель данной анкеты: выявить отношение родителей к поисково-исследовательской активности детей.
1.Как Вы думаете, в Вашем ребёнке проявляется исследовательская активность? Если да, то в чём именно?
2. С какими предметами и материалами любит экспериментировать Ваш ребёнок?(с водой, с мылом, с бумагой, с зеркалом и т.п.)
3. Какое участие Вы принимаете в экспериментальной деятельности Вашего ребёнка?
4. Как Вы думаете, нужно ли поддерживать в ребёнке желание экспериментировать? Почему?
5. Насколько эмоционально ребенок относится к интересному для него занятию, связанному с экспериментированием? (очень эмоционально, когда как, эмоции ярко не выражены) Другое.
6. Часто ли ребенок задает вопросы? Какие именно?
7. Дожидается ли ответа на поставленный вопрос?
8. Присутствуют ли в речи вопросы-цепочки (за одним вопросом следует другой, возможно третий, относящийся к одной теме)
Спасибо за сотрудничество!

Харина Светлана Владимировна.
Воспитатель
Мурманская область, г. Кировск

Цель: Формирование у детей представлений о свойствах воды в процессе экспериментальной деятельности.

Задачи:

Образовательная область «Здоровье»

1. Проводить во время НОД физкультминутки.

Образовательная область «Коммуникация»

1. Развивать умение поддерживать беседу.

2. Поощрять попытки вызывать свою точку зрения, согласие или несогласие с ответом товарища.

3. Закреплять навыки детей отвечать на вопросы полным ответом.

Образовательная область «Познания»

1. Расширять и уточнять знания детей о свойствах воды.

2. Развивать навыки проведения лабораторных опытов.

3. Развивать логическое мышление, воображение, фантазию детей.

Образовательная область «Социализация»

Продолжать формировать умение согласовывать свои действия с дейст­виями партнеров.

Образовательная область «Безопасность»

Закреплять правила поведения при работе с лабораторным инвентарем.

Образовательная область «Чтение художественной литературы»

Учить внимательно, слушать и запоминать загадки.

Образовательная область «Художественное творчество»

Развивать фантазию, воображение.

Оборудование: глобус; картинки с изображением дождя, лужи, снежинки, пруда, ручья, река, волна; емкости для воды; стаканчики, ложечки – по количеству детей; воронка; спонжики; песок; масло растительное; сахар; мука.


Ход НОД:

Воспитатель: Ребята, сегодня я хочу вас пригласить в научную лабораторию. Как вы думаете, что делают в лаборатории? Чем занимаются ученые? (Ответы детей.)

Воспитатель: Ученые занимаются наукой. Наука – это познание. Ученые проводят различные опыты. Как вы думаете, какие правила надо соблюдать, работая в лаборатории? (Быть аккуратными, не спешить, внимательно слушать, не толкаться.)

Воспитатель: Но, чтоб попасть в лабораторию нам надо узнать что мы там будем исследовать. И первая подсказку для вас я держу в руках. (Воспитатель крутит глобус в руках.)

Воспитатель: Что у меня в руках? (Глобус.)

Воспитатель: Правильно. Посмотрите, какой он разноцветный. Какие цвета вы видите на нем? (Синий, желтый, зеленый, коричневый.)

А как вы думаете, что изображено на глобусе зеленым цветом? Желтым? Коричневым? Синим? А какого цвета больше? Кто живет в воде? (Выслушать ответы детей, подкорректировать их по необходимости.)

Воспитатель: Молодцы, все справились. Вот для вас новая подсказка – загадки.

Покружилась звездочка в воздухе немножко,
Села и растаяла на моей ладошке.

(Снежинка.)

Бегу я, как по лесенке, по камушкам, звеня.
Издалека по песенке узнаете меня.

По морю идёт, идёт,
А до берега дойдёт -
Тут она и пропадёт.
(Волна)

Ног нет, а идет. Глаз нет, а плачет

По городу дождик осенний гулял,
Зеркальце дождик свое потерял.
Зеркальце то на асфальте лежит,
Ветер подует - оно задрожит.
(Лужа.)

Посреди поля лежит зеркало:
стекло голубое, рама зеленая.
(Пруд.)

К маме-речке бегу

И молчать не могу.

Я её сын родной,

А родился - весной.

Воспитатель: Как одним словом можно сказать о чес загадки? (о воде). Сегодня мы продолжим с вами разговор о воде, ее свойствах и о значении воды.

Какая бывает вода? (теплая, горячая, холодная, пресная, прозрачная, газированная и т. п.).

Что вода делает? (течет, льется, журчит, растекается, капает, замерзает, тает).

Для чего вода нужна человеку? (пить, мыться, купаться, готовить еду, стирать, поливать растения, мыть посуду и т. п.).

Теперь мы знаем ключевое слово, тему нашего лабораторного исследования, и я приглашаю вас в нашу научную лабораторию, где мы будем проводить опыты и узнаем о свойствах воды, т. е. какая она вода?

2. Основная часть.

Напомнить правила поведения в лаборатории:

Быть аккуратными;

Не спешить;

Внимательно слушать;

Не толкаться;

Все записывать.

(Дети садятся за столы.)

Воспитатель: Итак, теперь мы готовы раскрывать секреты воды.

Чтобы узнать насколько вы готовы стать учеными предлагаю поиграть вам в игру «Плавает – тонет».

«Если плавает предмет – мы в ладоши хлопнем,

Но, а если тонет он, то ногами топнем».

Воспитатель: Приступим к опытам.

Опыт №1 Вода не имеет цвета (прозрачная).

Детям предлагается посмотреть сквозь воду в бутылке на стоящий за бутылкой предмет (колокольчик) и через бутылку с молоком.

Вывод: вода искажает предметы, но их видно хорошо.

Опыт №2 Вода не имеет вкуса.

Дети наливают воду из бутылки в стакан. Пробуют ее, пытаются определить вкус воды (безвкусна). А теперь давайте добавим в стакан с водой сахар. Попробуйте. Что изменилось? (вода стала сладкая).

Вывод: Вода не имеет вкуса, но мы можем сами изменить вкус воды.

Опыт №3 Вода не имеет запаха.

Дети открывают бутылки и пытаются определить есть ли запах. Наливают воду в стакан.

Воспитатель: Как она пахнет? (Ответы детей.)

А теперь давайте добавим в воду чеснок. Что произошло с водой? (у воды появился запах)

Вывод: у воды нет запаха, но она может приобрести запах пахучих веществ.

Опыт №4 Вода может быть растворителем.

Воспитатель: У вас на столах в стаканах находятся разные вещества (мука, сахар, песок, подсолнечное масло).Постарайтесь определить, что же это за вещества. Помните,что пробовать на вкус незнакомые вещества нельзя, анюхать их нужно очень осторожно.

Совместными усилиями определяем, что в стакане под №1 находится сахар, №2 -мука, №3 - подсолнечное масло, №4 - речной песок.

А теперь попробуем растворить эти вещества в воде ипосмотрим, что у нас получится. Сахар будем растворять вгорячей и холодной воде.

Растворяя вещества, дети приходят к следующим выводам:

- сахар быстрее растворяется в горячей воде, вода остается прозрачной;

- мука тоже растворяется, но вода становится мутной, после того, как раствор немного постоит мука оседает на дно;

- масло в воде не растворяется, оно плавает на поверхности воды, это значит что оно легче воды;

- песок в воде не растворяется, он оседает на дно.

Воспитатель: После долгой работы предлагаю сделать разминку.

К речке быстро мы спустились,

Наклонились и умылись.

1,2,3,4, вот как славно освежились.

Как приятно в речке плавать,

Берег - слева, берег - справа.

Речка лентой впереди,

Сверху мостик - погляди.

Чтобы плыть еще скорей,

Надо нам грести быстрей.

Мы работаем туками,

Кто угонится за нами?

Вышли на берег крутой

И отправились домой.

Воспитатель: - Попробуем нашу воду очистить. Для этого сделаем самый простой фильтр. Возьмем пустой стакан ипоставим в него воронку. В воронку положим ватный диск и наш фильтр готов.

Затем по очереди фильтруем растворы с мукой, с маслом, с песком (меняем фильтр после каждого раствора).

По окончанию процесса фильтрования делаются следующие выводы:

- после фильтрования раствора с мукой в отфильтрованном растворе остались мелкие частицы, которые смогли пройти через фильтр; большая часть муки осталась на фильтре;

- масло удалось отфильтровать быстро и хорошо, на фильтре хорошо видны следы масла;

- при фильтровании раствора с песком, отфильтрованная вода стала чистой, а песок остался на фильтре.

Сегодня мы с вами узнали о новом свойстве воды. Вода может быть растворителем, и узнали самый простой способ очистки воды.

3. Заключительная часть.

Воспитатель: Ребята нам пора возвращаться в детский сад.

Понравилось вам наше превращение в ученых?

Что мы сегодня с вами делали?

Какая бывает вода?

А скажите, пожалуйста, нам нужна вода? Кому еще нужна вода? (ответы детей).

А нужно ли беречь воду? И как мы можем это делать? (Закрывать кран, не мусорить, не загрязнять водоемы.)


© 2024
colybel.ru - О груди. Заболевания груди, пластическая хирургия, увеличение груди