06.04.2019

Пенсионные реформы в РФ. История вопроса. О пенсионной реформе


2.2 Пенсионная реформа 2002 года

В 2002 году началась радикальная реформа пенсионного обеспечения жителей России. Она коснулась, конечно же, и порядка уплаты единого социального налога. С 1 января 2002 года глава 24 Налогового кодекса должна применяться с учетом Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ “Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации”. Указанный закон о пенсионном страховании вводит новый вид обязательного платежа – индивидуально возмездный обязательный платеж, который уплачивается в бюджет пенсионного фонда РФ (страховой взнос). При этом, страховой взнос не увеличивает для налогоплательщиков налоговое бремя, поскольку в совокупности страховой взнос и единый социальный налог, причитающийся Пенсионному фонду, и по прежнему составляет не более 28% от величины налоговой базы. Сумма, которая раньше направлялась в Пенсионный фонд, сейчас направляется в федеральный бюджет. Однако сумма налога, подлежащая уплате в федеральный бюджет, уменьшается на сумму начисленных страховых взносов в Пенсионный фонд.

С 1 января взносы в Пенсионный фонд выделены из состава единого социального налога, введены обязательные страховые взносы на страховую и накопительную часть трудовой пенсии. Это два совершенно самостоятельных доходных источника с самостоятельным порядком исчисления, уплаты и отчетностью. Это неналоговые платежи, не связанные ни с Налоговым кодексом РФ, ни со старой системой сбора страховых взносов.

Основные черты новой модели обязательного пенсионного страхования:

· Позволяет создать условия для партнерства поколений. В ней более молодые, работающие поколения всем объемом пенсионного налога и основной массой пенсионных взносов будут обеспечивать выплату пенсии нынешним пенсионерам и тем, кто будет выходить на пенсию в дальнейшем. И пенсии нынешним молодым людям, когда они достигнут пенсионного возраста, тоже в решающей мере финансироваться будут за счет взносов следующих поколений. Но в связи с прогнозируемым уменьшением в будущем числа работников по отношению к числу пенсионеров новая пенсионная модель будет включать в себя персонифицированный резерв для компенсации относительного падения доходов пенсионной системы при грядущем ухудшении демографической ситуации.

· Новая пенсионная модель в значительно большей мере является страховой моделью, в которой размер пенсии зависит от размеров заработной платы. Перераспределительную функцию играет только одна из частей пенсии, получившая название базовой. Она должна быть повышена до уровня прожиточного уровня пенсионера. Остальная же часть пенсии является страховой и учитывает пенсионные права граждан в зависимости от размеров их зарплат или уплачиваемых пенсионных взносов.

· Зарплата учитывается в полном объеме и на протяжении всего трудового стажа. Ранее ЕСН в части пенсионных взносов составлял 28% и направлялся в Пенсионный фонд РФ. Сейчас же эту сумму поделили на 2 части (по 14%) и одну часть направляют в федеральный бюджет для финансирования базовых пенсий. Вторая часть в виде страховых взносов направляется в Пенсионный фонд. При этом взносы в ПФ РФ направляются раздельно на две части пенсий: на страховую часть трудовой пенсии и на накопительную часть трудовой пенсии. Мужчины 1952 года рождения и старше и женщины 1957 года рождения и старше не направляют средства на накопительную часть.

Базовая часть пенсии является минимальным гарантированным государством уровнем пенсии и выплачивается за счет средств федерального бюджета.

Страховые части пенсий определяются путем деления суммы расчетного пенсионного капитала пенсионера, учтенного по состоянию на день, с которого ему назначается пенсия, на количество месяцев ожидаемого периода выплаты пенсии по старости.

Для выплаты накопительной части пенсии учитываются средства, учтенные в специальной части индивидуального счет застрахованного. Размер накопительной части пенсии не ограничивается.

· Работающих пенсионеров уравняли в правах с неработающими. Так же, как и не работающим, пенсия им рассчитывается по ИКП с учетом среднего заработка за последний год работы или за любые пять трудовых лет. Очень важно, что при расчете пенсии работающим пенсионерам учитывается наличие иждивенцев.

Уплата страховых взносов (авансовых платежей по страховым взносам) на обязательное пенсионное страхование осуществляется отдельными платежными поручениями по каждой из частей страховых взносов (на финансирование страховой и накопительной части трудовой пенсии) в Пенсионный фонд РФ в сроки, установленные для уплаты единого социального налога (авансовых платежей по ЕСН).

Одновременно с органами Пенсионного фонда контроль за уплатой страховых взносов на обязательное пенсионное страхование будет осуществляться налоговыми органами в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации, регулирующим деятельность налоговых органов. Сущность этого контроля заключается в том, что налоговые органы при одновременном получении от налогоплательщиков единого социального налога расчетов (деклараций) по единому социальному налогу и расчетов (деклараций) по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование определяют исполнение обязанности налогоплательщиков по уплате платежей ЕСН в Пенсионный фонд за вычетом платежей страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, произведенных налогоплательщиками.

На основе вышесказанного можно сделать вывод, что введение Закона “Об обязательном пенсионном страховании и внесение изменений в главу 24 НК РФ полностью разрушили едва устоявшийся за год порядок сбора единого социального налога по всем категориям налогоплательщиков. Проводимая реформа – это строительство новой пенсионной системы, которая в будущем сможет без социальных катаклизмов и повышения нагрузки на работающих обеспечить пенсионеров за счет их накопленных средств. Кроме того, накопительный элемент, то есть прямая зависимость размера пенсии от отчислений в пенсионную систему, приведет к тому, что люди выведут из “тени” свои реальные заработки, будут отчислять пенсионные взносы от реальной заработной платы, и доходная часть пополнится.

ГЛАВА 3. ПРОБЛЕМЫ, СВЯЗАННЫЕ С ВВЕДЕНИЕМ ЕСН

С 1 января прошлого года налоговым органам были переданы функции мобилизации средств на социальные нужды общества сразу от четырех федеральных ведомств, имеющих хорошо отлаженную систему, разветвленную и многочисленную структуру.

Передача функций администрирования – не просто технический вопрос. Обеспечить взаимовыручку поколений, социальную стабильность в обществе, справедливое перераспределение национального дохода в пользу тех, кто в свое время отдал силы и здоровье для развития государства, - вот что означала эта передача. С самого начала эта работа находилась под пристальным вниманием органов власти, профсоюзов, фондов, средств массовой информации. К сожалению, эта задача не сопровождалась кадровым и материально-техническим подкреплением налоговых органов. Личное время, профессиональная гордость и честь работников налоговой системы стали единственным ресурсом ее выполнения.

Особенно напряженным было первое полугодие. Юридически правильное оформление передачи потребовало подготовки свыше миллиона различных документов на бумажных носителях – актов, реестров, индивидуальной сверки взаимных расчетов с каждым налогоплательщиком, и так – по каждому фонду.

Передача осуществлялась в три этапа по согласованному с фондами плану совместных мероприятий. В результате от фондов было принято для взыскания огромная сумма задолженности по страховым взносам, пеням и штрафам. Эта сумма, копившаяся годами, превышала годовую потребность фондов в средствах.

Взыскивать долги фондов оказалось гораздо труднее, чем предполагалось. Законодатель не предусмотрел права на продление сроков для принятия мер по взысканию в связи с передачей функций и налоговые органы сразу натолкнулись на массу ограничений. Ситуация осложнялась тем, что страховые взносы, не являющиеся налоговыми платежами, подпадали под действие специального законодательства, которое во многом не совпадало с требованиями Налогового кодекса РФ. В результате более чем на 47% задолженности фонды не выставили даже инкассовые распоряжения, практически не направлялись требования об уплате, и ее большая часть оказалась либо с просроченными сроками для принятия мер по взыскания, либо безнадежна.

Сложность первого полугодия заключалась не только в передаче функций. Одновременно нужно было ввести совершенно новый режим налогообложения для всех категорий плательщиков. Единый социальный налог радикально менял всю систему сбора средств, сложившуюся за 10 лет, но не принес долгожданного облегчения в механизм налогообложения. Назвать “единым” этот налог можно лишь формально. Раздельное исчисление каждой доли налога и раздельное перечисление средств, индивидуальное исчисление налога по каждому работающему, многократное увеличение налоговой отчетности, чрезвычайно сложный механизм расчета права на применение регрессивных ставок, нечеткость и противоречивость льгот – все это делает налог несовершенным и до сих пор вызывает заслуженную критику.

К сожалению, несмотря на сложность и радикальность перемен, законодатель не дал времени на освоение нового механизма исчисления и уплаты налога ни налоговым органам, ни налогоплательщикам. То, что в развитых странах осваивается годами, нам предложили освоить за одну ночь. Получив закон 31 декабря, налогоплательщики и налоговые органы вступили в новую жизнь с 11 противоречивыми статьями, без бланков, без форм отчетности, без четких указаний.

План сбора ЕСН на 2001 год был установлен налоговым органам со значительным превышением плановых значений, доводимых ранее до фондов. Не принималось во внимание и то, что налоговая база по соцналогу в сравнении со страховыми взносами значительно сократилась. Это вызывало большое сомнение в способности налоговых органов обеспечить выполнение поставленных задач и выйти на заданный уровень сбора средств. Но отрицательные факторы были компенсированы значительным ростом заработной платы в отдельных отраслях экономики, а также стремлением большого количества налогоплательщиков выйти в режим текущих платежей для получения права на реструктуризацию задолженности. Основное условие реструктуризации - регулярная выплата очередных и ежеквартальная уплата части задолженности прошлых лет по графику, рассчитанному на 5 лет. Это удобно и значительно облегчает выплату больших долгов, поднакопленных за многие годы. Поэтому многие предприятия, которые стабильно работают и думают о своем будущем, на реструктуризацию пошли охотно. Ну а к тем предприятиям и организациям, которые не пошли на реструктуризацию задолженности перед государственным внебюджетным социальным фондом, налоговые органы были вынуждены применить меры принудительного взыскания, включая процедуру банкротства. В результате в 2001 году поступления ЕСН и сумм в счет погашения задолженности предыдущих лет по взносам в государственные внебюджетные фонды составили 603,2 млрд. рублей.

Из них поступило: в ПФ РФ - 470,0 млрд. рублей, в ФСС РФ (в том числе расходы, произведенные налогоплательщиком на нужды государственного социального страхования, с учетом сумм возмещения произведенных расходов, полученных от исполнительного органа Фонда - 49,8 млрд. рублей) 73,8 млрд. рублей, в ФОМС - 3,8 млрд. рублей, в ТФОМС - 55,6 млрд. рублей. При этом 566,9 млрд. рублей - единый социальный налог и 36,3 млрд. рублей - платежи в счет погашения задолженности предыдущих лет по взносам в государственные социальные внебюджетные фонды.

Задание в размере 515,0 млрд. рублей, установленное на 2001 год, было выполнено на 117,1% (603,2 млрд. рублей). При этом средств собрано больше, чем сами фонды собрали в 2000 году.

2002 год преподнес налогоплательщикам и налоговым органам новые сюрпризы. Самым неожиданным образом задела налоговые органы пенсионная реформа. Вновь за одну ночь законодатель предложил осмыслить новый механизм, и снова – без инструкций, форм отчетности, механизма проведения налоговых вычетов. Следует отметить, что целью изменений, внесенных в главу 24 НК РФ, было желание увязать ЕСН с законом об обязательном пенсионном страховании, а не стремление устранить недостатки по единому социальному налогу. Предложенная взаимоувязка вызывает недоумение. Вместо введения самостоятельных раздельных таблиц ставок по ЕСН и по страховым взносам налогоплательщикам – через налоговые вычеты страховых взносов из единого социального налога – предложен механизм, который чрезвычайно усложняет исчисление налога и полностью меняет сложившуюся систему налоговой отчетности.

С ведением страховых взносов государство частично отошло от принципа солидарности поколений, предложив самим гражданам позаботиться о своей старости через накопительную часть трудовой пенсии, которая будет формироваться из фактически перечисленных страховых взносов. Это наделяет налоговые органы большой ответственностью перед каждым жителем нашего государства, т.к. от эффективности их работы будет теперь зависеть объем пенсионного капитала каждого гражданина и его пенсионный стаж.

Еще одна проблема, которую законодатель создал налоговым органам и налогоплательщикам с 1 января 2002 года, это перевод всех плательщиков единого налога на вмененный доход на уплату ЕСН и страховых взносов. Неожиданное многократное увеличение налоговой нагрузки не могло не вызвать серьезного недовольства у налогоплательщиков, которые обратились к Президенту с просьбой об отмене ЕСН для плательщиков единого налог на вмененный доход. В мае 2002 года Постановлением Правительства РФ единый социальный налог для плательщиков единого налога на вмененный доход был отменен с начала этого года. Т.е. налогоплательщикам, уплатившим ЕСН за период с января по май 2002 года вернут уплаченные суммы из бюджета.

Особенностью этого года в отличие от предыдущего является также и то, что закончился первый в истории ЕСН налоговый период и налоговые органы входят в новый этап работы – проведение выездных документальных проверок. Необходимость и важность этой работы заключается в том, что сложность исчисления этого налога, частая смена отчетности, нежелание налогоплательщиков вести индивидуальное начисление налога наверняка породили много ошибок. Устранить их можно только в ходе серьезных проверок, продолжительность которых, в отличие от проводимых ранее фондами, увеличивается многократно.

Увеличению налоговых поступлений во многом могло бы способствовать принятие нормативно-правовых актов, способствующих легализации заработной платы, позволяющих налоговым органам самостоятельно исчислять ЕСН хотя бы на минимальную заработную плату, а не на, порой, умышленно копеечные размеры. К сожалению, в новом КЗОТе не предложено эффективного механизма легализации зарплаты.


Заключение

Подводя итог всему вышесказанному следует отметить, что реально оценить все достоинства и недостатки единого социального налога на данном этапе пока невозможно – прошло слишком мало времени. Да, он решил ряд проблем, касающихся социальной сферы, пенсионного обеспечения, но и много вопросов появилось в связи с его введением, которые требуют своего решения. Хотя этот налог введен достаточно недавно, у него уже появились и свои сторонники, и свои недоброжелатели.

Отдельно нужно сказать о ставке единого социального налога, применяемой в Российской Федерации. Несомненно, нужно добиться ее снижения, и привести ставку ЕСН к приемлемому европейскому уровню. Но резкое снижение невозможно, ибо тогда разрушится и та существующая скромная система социальных гарантий. Следовательно, нужен эволюционный характер реформы. При этом, главным образом, за счет собираемых налогов и за счет сокращения расходов на сборы самих налогов. Уже сейчас в Правительстве РФ задумываются о том, чтобы с 2004 года добиться постепенного снижения ставки единого социального налога на 2-3% в год, чтобы к 2006 году она составляла не более 30%.

Особо следует отметить и нынешнее состояние налогового законодательства в Российской Федерации. Анализ налоговой системы на данном этапе ее развития позволяет сделать вывод, что в том состоянии, в котором она находится сейчас ее можно определить как сочетание различных видов платежей и процедур их определения, внутренне не гармонизированных между собой и ставших предметом частых законодательных изменений, уточнений и поправок, которые порой противоречат друг другу. Новые задачи накладываются на серьезные трудности, которые испытывают в настоящее время налоговые органы и налогоплательщики в связи с принятием новых законов, касающихся налогообложения, введением поправок и дополнений в Налоговый кодекс РФ. Время покажет целесообразность этих шагов в условиях перехода России к рыночной экономике.


Литература

1. Донин Ю. Л. “Единый социальный налог в 2002 году” //Бух.1С, №2 (14) 2002

2. Шишкин В.Ю.”ЕСН и страховые взносы в ПФР РФ: как применять регрессивную шкалу ставок в 2002 году” // Главбух, №6, 2002.

3. “Налогоплательщики дружно невзлюбили ЕСН” // Главбух №6, 2002

4. Колесников В.Н. “Единый социальный налог: что было, что есть, что будет…” // КоммерсантЪ, №37, 2002.

5. Яхонтова Г. “Налог, который больше, чем налог” //Липецкие извести, №4, 2002.

6. Камышан В. А. “Социальный налог: вводить или не вводить?” // КоммерсантЪ, №229, 2001.

7. “В 2002 год с новыми налогами?” // Вести Гаранта, №№ 12-13, 2002.

8. Дмитриев М. Э. “Приоритетные направления реформирования социальной сферы в современных условиях” //Страна.ru, № 47, 2001.

9. Дон С., Михайлов А. “Нужен единый социальный налог” // Ведомости, 21.09.1999.

10. Колесников А. С. “МНС РФ готовится к введению ЕСН” // Финансы, №11, 2000.

11. Гук С. "Налоговые поправки или Бег на месте", "Время МН", №227, 15.12.2001,

12. Котова Л.А. “Комментарий к главе 24 части второй НК РФ “Единый социальный налог” // Бухгалтерский бюллетень, №5, 2002

13. Криксунова Н. В. “О едином социальном налоге” // Налоговый вестник, №10, 2000.

14. Морозова Ж.А., Ильин М. В. “Исчисление и уплата ЕСН организациями” Главбух, №4, 2001.

16. Налоговый кодекс РФ.

17. . Соколов А. В. “Как уменьшить единый социальный налог” // Главбух, №8, 2001.

18. Смирнова С. А. “Исчисление и уплата единого социального налога в соответствии с НК РФ” // Налоги

19. “Информационное сообщение о поступлении налогов и сборов, контролируемых МНС России в федеральный бюджет в 2001 году” // Новости МНС, 2002





... – хозяйственной деятельности ЗАО «Конфидор» отражает и порядок ведения учета расчетов по ЕСН (см. Приложение 17). Исходя из аудиторского заключения видно, что главным недостатком в организации учета и налогообложения расчетов по ЕСН является не своевременность перечисления платежей по ЕСН. Это можно объяснить недостатком оборотных денежных средств у предприятия. 3. Проблемы и...

Социальными фондами. Эта функция принадлежит государству и полностью им контролируется. Налогоплательщики поэтому не могут нести ответственности за правильность исчисления, полноту и своевременность распределения единого социального налога между фондами, а только лишь за правильность исчисления, полноту и своевременность уплаты самого налога. Указанная проблема возникла по той причине, что глава...

Страховых взносов на обязательное пенсионное страхование (авансовых платежей по страховым взносам) представляются налогоплательщиком в налоговый орган одновременно с представлением расчетов и (или) налоговой декларации по налогу. 10.Социальная защита населения. 10.1.Взносы в Пенсионный фонд РФ. Одним из компонентов социальной защиты населения выступают взносы в Пенсионный фонд...

Предпринимателям. Однако, по нашему мнению, выплаты физических лиц по договорам гражданско-правового характера, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг, осуществляемые в пользу индивидуальных предпринимателей не должны облагаться единым социальным налогом. Иначе, возникнет двойное налогообложение, поскольку индивидуальные предприниматели самостоятельно уплачивают единый...

15 и 17 декабря 2001 года были приняты федеральные законы, направленные на реформирование системы пенсионного обеспечения в Российской Федерации: "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации".

С вступлением этих законов в силу с 1 января 2002 года началась пенсионная реформа в России .

Цель пенсионной реформы - дать дополнительный источник для повышения размера пенсии за счет инвестирования части пенсионных отчислений и поставить в зависимость размер пенсии от размера зарплаты.

Таким образом, от распределительного принципа выплаты пенсий Россия перешла к распределительно-накопительному. Это означает, что вместо того, чтобы все отчисления с работающего, входящие в единый социальный налог, шли на выплату пенсий нынешним пенсионерам, некоторая их часть пойдет на личный счет этого конкретного работающего и будет инвестироваться в различные финансовые инструменты, определенные государством.

Сумма на счете конкретного гражданина будет зависеть от его зарплаты, а также от результатов инвестирования. К старости на пенсионном счете у гражданина будет накапливаться определенная сумма. Российская экономика получит инвестиционные ресурсы, а граждане и работодатели будут заинтересованы, чтобы зарплаты выплачивались легально.

Для граждан 1967 года рождения и моложе пенсия теперь состоит из трех частей - базовой, страховой и накопительной.

В новой пенсионной модели была предложена принципиально новая схема индексации пенсий . В основе ее - прогноз темпов инфляции и роста заработной платы на планируемый год. По этим показателям и с учетом прогнозируемых доходов пенсионной системы определяется размер индексации на год, утверждаемый в бюджете ПФР.

Федеральным законом от 24 июля 2002 года "Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации" были установлены правовые основы отношений по формированию и инвестированию средств пенсионных накоплений, предназначенных для финансирования накопительной части трудовой пенсии, определены особенности правового положения, права, обязанности и ответственность субъектов и участников отношений по формированию и инвестированию средств пенсионных накоплений, а также установлены основы государственного регулирования контроля и надзора в сфере формирования и инвестирования средств пенсионных накоплений.

30 апреля 2008 года президент РФ подписал Федеральный закон "О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений".

Согласно закону, начиная с 1 октября 2008 года, гражданин лично может подать заявление об уплате дополнительных страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии по форме "ДСВ-1" работодателю или в Пенсионный фонд России (ПФР).

Государство берет на себя обязательства паритетного софинансирования добровольных отчислений граждан по схеме "один к одному". При этом минимальный взнос от гражданина не должен быть менее двух тысяч рублей в год. Максимальный "соплатеж" государства не превысит 12 тысяч рублей в год. Таким образом, годовая сумма на счету большинства россиян, начавших копить, может составить максимально 24 тысячи рублей в год.

Вступить в добровольную систему можно с 1 октября 2008 года по 1 октября 2013 года . Если граждане подали заявления в этот период, то на протяжении 10 лет государство обеспечивает софинансирование их накоплений за счет средств Фонда национального благосостояния.

1 октября 2008 года премьер-министр РФ Владимир Путин на заседании правительства объявил, по какому пути в России пойдет пенсионная реформа ‑ единый социальный налог (ЕСН) будет заменен страховыми взносами , взнос на обязательное пенсионное страхование будет взиматься по единой ставке 26% до уровня годовой зарплаты 415 тысяч рублей. Эту сумму планируется индексировать по мере роста средней заработной платы в стране".

30 марта 2009 года было принято Постановление Правительства Российской Федерации «О внесении изменений в Правила инвестирования средств страховых взносов на финансирование накопительной части трудовой пенсии, поступивших в течение финансового года в Пенсионный фонд Российской Федерации». Согласно Постановлению, Пенсионный фонд, помимо уже установленных инвестиционных инструментов, может использовать банковские депозиты в кредитных организациях для размещения временно свободных пенсионных накоплений. Это позволит повысить эффективность управления этими деньгами.

Базовая часть трудовой пенсии по старости, также как и страховая часть пенсии индексируются ежегодно по Постановлениям Правительства РФ.

В начале пенсионной реформы (на 1 января 2002 года) размер базовой части трудовой пенсии составлял 450 рублей . В результате осуществленной с 1 февраля 2002 года индексации базовой и страховой частей трудовой пенсии, а также пенсий по государственному пенсионному обеспечению на 6,5 %, минимальный размер пенсии составил 700 рублей, средняя пенсия ‑ 1 тысяча 380 рублей.

С 1 марта 2009 года базовая часть трудовой пенсии увеличилась на 8,7%. А с 1 декабря 2009 года произойдет увеличение еще на 31,4%. В результате, средний размер базовой части трудовой пенсии составит 2 562 рубля.

Кроме того, с 1 апреля 2009 года страховая часть трудовой пенсии повышена на 17,5%. А 1 августа 2009 года будет проведена еще одна индексация страховой части трудовой пенсии на 7,5%.

Таким образом, в 2009 году среднегодовой размер трудовой пенсии по старости , а ее получают свыше 30 млн. человек, превысит прожиточный минимум пенсионера в 1,33 раза и будет составлять 5641 рубля. Размер социальной пенсии к концу года достигнет величины прожиточного минимума - это затронет 2,5 миллиона россиян.

14 апреля 2009 года, выступая на экономическом совещании по развитию пенсионной системы Российской Федерации, президент России Дмитрий Медведев заявил, что уже с 1 января 2010 года трудовые пенсии старшему поколению будут повышены с учетом «советского» стажа работы. Денежная оценка пенсионных прав, приобретенных до 1 января 2002 года, будет проиндексирована на 10% плюс один процент за каждый год общего трудового стажа до 1 января 1991 года».

В результате средний размер прибавки к пенсии составит для тех, кто старше 70 лет, ‑ 1650-1700 рублей, для тех, кто в возрасте 65-60 лет, ‑ около 1300, для «молодых» пенсионеров - около 950 рублей.

Дмитрий Медведев также поставил задачу создать к 2020 году условия, чтобы россиянин, выйдя на пенсию, получал в качестве пенсии до 40% от своего прежнего заработка.

Говоря о ближайших изменениях в пенсионной системе, президент заявил, что с 1 января 2010 года вместо единого социального налога будут введены страховые взносы и заработает страховая модель пенсионной системы, при этом рост страховых взносов начнется с января 2011 года. Чтобы избежать в условиях кризиса увеличения финансовой нагрузки на бизнес, было принято решение не увеличивать в 2010 году тарифы страховых взносов. Они останутся на уровне действующей в последние годы ставки единого социального налога, которая равна 26 %. Их рост в целях балансировки пенсионной системы начнется с января 2011 года.

План
Введение
1 Два источника пенсии
2 Предпосылки
3 Правовое обеспечение
4 Распределительная система
5 Схема формирования с 2002 по 2010 годы
6 Распоряжение накопительной частью
7 Налоговые льготы
8 Новый этап пенсионной реформы. 2008 год
8.1 Распределение страховых пенсионных платежей

9 Программа государственного софинансирования пенсии

Список литературы

Введение

В данной статье раскрывается хронология пенсионной реформы.

В России новый этап пенсионной реформы начался в 2002 году. Основная цель - достижение долгосрочной финансовой сбалансированности пенсионной системы, повышение уровня пенсионного обеспечения граждан и формирование стабильного источника дополнительных доходов для инвестиций в социальную систему. Суть пенсионной реформы состоит в постепенном переходе от чисто распределительной системы к распределительно-накопительной системе пенсионного обеспечения.

1. Два источника пенсии

Согласно новой пенсионной модели, представленной в Федеральном законе от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (статья 5, п.2), пенсия может состоять из двух частей:

· страховая ;

· накопительная .

Накопительная система обеспечения пенсией состоит в том, что у каждого работника есть персонифицированный (личный) счет в Пенсионном фонде РФ, на котором учитывается накопительная часть пенсии. Размер накопительной пенсии зависит от суммы взносов, учтенных на именном счете работника и полученного инвестиционного дохода. Согласно новому закону «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», в страховую часть трудовой пенсии уже включена базовая часть (базовая ставка). Иногда базовая часть неофициально рассматривается как третья часть пенсии. Инвестирование пенсионных накоплений возможно через Управляющие компании, отобранные по конкурсу , и Негосударственные пенсионные фонды, зарегистрированные в качестве страховщиков по обязательному пенсионному страхованию . Застрахованное лицо имеет возможность раз в год перевести свои накопления в НПФ, УК или вернуться обратно в ПФР

По умолчанию Пенсионный фонд России размещает пенсионные накопления через государственную управляющую компанию - Внешэкономбанк (ГУК ВЭБ). С 2009 года ВЭБ формирует два портфеля: расширенный инвестиционный портфель и инвестиционный портфель государственных ценных бумаг (консервативный)

2. Предпосылки

Необходимость в пенсионной реформе возникла из-за ухудшения демографической ситуации в России. Соотношение количества пенсионеров к количеству работающих с каждым годом увеличивается, число пенсионеров растёт, а количество трудоспособного населения неуклонно снижается.

3. Правовое обеспечение

Пенсионная реформа базируется на действующих с 2002 года федеральных законах «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», «Об обязательном пенсионном страховании» и «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации» .

4. Распределительная система

Распределительная система ( англ. «Pay-As-You-Go» или PAYG - «плати пока идешь») основана на принципе солидарности поколений: выплаты пенсионерам осуществлялись за счет пенсионных отчислений работающей части населения.

Эта система перестает работать в условиях роста демографической нагрузки, когда численность работающих снижается, а численность пенсионеров возрастает, что характерно для всех стран.

5. Схема формирования с 2002 по 2010 годы

С 2002 года государственная трудовая пенсия граждан формируется в системе обязательного пенсионного страхования (ОПС) и состоит из трех частей - Базовой, страховой и накопительной части трудовой пенсии.

Накопительная часть трудовой пенсии формируется у лиц 1967 г.р. и моложе.

Базовая часть устанавливается в твердых размерах. Страховая часть зависит от суммы взносов, учтенных на именном счете, и стажа. Накопительная часть - зависит от суммы учтенных взносов и начисленного инвестиционного дохода. Расчет размера пенсии, осуществляется по формуле, установленной федеральным законом.

С 2010 года Единый Социальный налог отменен и осуществлен возврат к системе страховых взносов. Максимальный размер заработной платы, влияющий на размер пенсии, установлен на уровне 415 тысяч рублей в год.

Работодатель платит = 26 % (единый социальный налог/страховой взнос) от размера заработной платы сотрудника, из них на медицинское и социальное страхование - 6 %, а в пенсионный фонд - 20 %, которые в свою очередь разбиваются на три части: 6 % - базовая, 10 % - страховая и 4 % - накопительная часть. С 2008 года накопительная часть составляет 6 %, а страховая часть - 8 % от заработной платы.

Индивидуальный предприниматель платит фиксированную ставку ежемесячно. Организации, пользующиеся упрощённой системой налогообложения, не платят ЕСН, а платят только 10 % как страховой взнос и 4 % как накопительный.

6. Распоряжение накопительной частью

С 2002 года граждане России получили возможность самостоятельно распоряжаться своими пенсионными накоплениями и влиять на размер будущей пенсии. Это значит, что каждый гражданин имеет право перевести свою накопительную часть в негосударственный пенсионный фонд (НПФ) либо в частную управляющую компанию (ЧУК).

Сейчас накопительная часть пенсии по умолчанию находится в Пенсионном фонде РФ (ПФР) под управлением Государственной управляющей компании (ГУК, которой является Внешэкономбанк), инвестиционный доход в ГУК, как правило, ниже уровня инфляции. Таким образом, пенсионные накопления постепенно обесцениваются, в связи с тем, что ГУК имеет право инвестировать средства только в государственные облигации, у которых традиционно низкая доходность.

Рост накоплений возможен за счёт перевода накопительной части пенсии в негосударственный пенсионный фонд или управляющую компанию при превышении доходности над инфляцией.

Застрахованное лицо может перевести пенсионные накопления не чаще одного раза в год, до достижения возраста 55 лет для мужчин и 50 лет для женщин (за 5 лет до достижения пенсионного возраста).

7. Налоговые льготы

Гражданам, участвующим в негосударственных или добровольных пенсионных программах, предоставляются налоговые вычеты по подоходному налогу. Вычет предоставляется на основании заявления налогоплательщика в размере фактических расходов в налоговом периоде с учетом ограничений, установленных п. 2 ст. 219 НК РФ, при представлении налогоплательщиком документов, подтверждающих его фактические расходы по негосударственному пенсионному обеспечению и (или) добровольному пенсионному страхованию.

C 2010 года в Налоговый кодекс внесены изменения…

8. Новый этап пенсионной реформы. 2008 год

1 октября 2008 года Председателем Правительства России В. В. Путиным был озвучен следующий этап развития пенсионной реформы.

С 2011 года декларируется переход на совершенно новую систему пенсионного обеспечения, предусматривающую замену ЕСН страховыми платежами, которые будут составлять 34 % для зарплаты до 415 000 руб. в год. При превышении этой суммы зарплаты страховые платежи будут равны 0 %.

Из общей суммы страховых платежей 26 % будут напрямую зачисляться в Пенсионный фонд минуя федеральный бюджет, что рассматривается правительством как повышение независимости пенсионной системы.

Новый этап реформы, как считают в правительстве, позволит гражданину накопившему 30 лет нового страхового стажа рассчитывать на коэффициент замещения зарплаты пенсией не менее 40 %, то есть, того уровня, который установлен в рекомендациях МОТ.

Новые страховые взносы, в отличие от старой системы, будут возмездными платежами, которые своими суммами формируют пенсионные права граждан.

В новой системе ликвидируется разделение на базовую и страховую части, пенсия будет состоять только из двух частей - накопительной и страховой.

С 2010 года пенсия для всех категорий граждан должна превышать прожиточный минимум пенсионера, для чего будет утверждён минимальный размер пенсии.

Не позднее 2015-2020 года предполагается довести средний размер трудовой пенсии по старости до так называемого «советского» уровня - в размере не менее 2,5 минимальных пенсий. Экономисты называют этот показатель минимальным воспроизводственным потребительским бюджетом пенсионера.

8.1. Распределение страховых пенсионных платежей

В новом варианте предполагается следующая схема распределения пенсионных платежей:

· 6 % из общей суммы в 26 % пойдут на накопительные персонифицированные лицевые счета

· 20 % - на страховую часть пенсии

· из этих 20 % только 10 % будут учитываться персонифицированно

· оставшиеся 10 % пойдут на так называемый «солидарный компонент финансовой системы пенсионного обеспечения», который, по словам статс-секретаря-замминистра здравоохранения и социального развития РФ Юрия Воронина :

обеспечивает текущую выплату пенсий нынешним пенсионерам, а также другие солидарные расходы, которые находятся вне системы накопления пенсионных прав, например, досрочные пенсии, пенсии по инвалидности. Из солидарного компонента также будут финансироваться расходы на выплату старой базовой части пенсии, которая, как уже отмечалось, станет составным элементом страховой части пенсии, но будет устанавливаться по единым для всех застрахованных нормам, не зависящим от объема индивидуального учитываемых пенсионных прав.

Итого, только 16 % из пенсионного тарифа в 26 % будут задавать объем будущих пенсионных прав.

Данная система, сильно отличается в сторону ущемления пенсионных прав застрахованных лиц по сравнению, например, с пенсионной системой Швеции, где все 18,5 % процентов пенсионных взносов, отчисляемых работающим человеком, формируют объём его пенсионных прав.

9. Программа государственного софинансирования пенсии

В 2002 году началась радикальная реформа пенсионного обеспечения жителей России. Она коснулась, конечно же, и порядка уплаты единого социального налога. С 1 января 2002 года глава 24 Налогового кодекса должна применяться с учетом Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ “Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации”. Указанный закон о пенсионном страховании вводит новый вид обязательного платежа - индивидуально возмездный обязательный платеж, который уплачивается в бюджет пенсионного фонда РФ (страховой взнос). При этом, страховой взнос не увеличивает для налогоплательщиков налоговое бремя, поскольку в совокупности страховой взнос и единый социальный налог, причитающийся Пенсионному фонду, и по прежнему составляет не более 28% от величины налоговой базы. Сумма, которая раньше направлялась в Пенсионный фонд, сейчас направляется в федеральный бюджет. Однако сумма налога, подлежащая уплате в федеральный бюджет, уменьшается на сумму начисленных страховых взносов в Пенсионный фонд.

С 1 января взносы в Пенсионный фонд выделены из состава единого социального налога, введены обязательные страховые взносы на страховую и накопительную часть трудовой пенсии. Это два совершенно самостоятельных доходных источника с самостоятельным порядком исчисления, уплаты и отчетностью. Это неналоговые платежи, не связанные ни с Налоговым кодексом РФ, ни со старой системой сбора страховых взносов.

Основные черты новой модели обязательного пенсионного страхования:

Позволяет создать условия для партнерства поколений. В ней более молодые, работающие поколения всем объемом пенсионного налога и основной массой пенсионных взносов будут обеспечивать выплату пенсии нынешним пенсионерам и тем, кто будет выходить на пенсию в дальнейшем. И пенсии нынешним молодым людям, когда они достигнут пенсионного возраста, тоже в решающей мере финансироваться будут за счет взносов следующих поколений. Но в связи с прогнозируемым уменьшением в будущем числа работников по отношению к числу пенсионеров новая пенсионная модель будет включать в себя персонифицированный резерв для компенсации относительного падения доходов пенсионной системы при грядущем ухудшении демографической ситуации.

Новая пенсионная модель в значительно большей мере является страховой моделью, в которой размер пенсии зависит от размеров заработной платы. Перераспределительную функцию играет только одна из частей пенсии, получившая название базовой. Она должна быть повышена до уровня прожиточного уровня пенсионера. Остальная же часть пенсии является страховой и учитывает пенсионные права граждан в зависимости от размеров их зарплат или уплачиваемых пенсионных взносов.

Зарплата учитывается в полном объеме и на протяжении всего трудового стажа. Ранее ЕСН в части пенсионных взносов составлял 28% и направлялся в Пенсионный фонд РФ. Сейчас же эту сумму поделили на 2 части (по 14%) и одну часть направляют в федеральный бюджет для финансирования базовых пенсий. Вторая часть в виде страховых взносов направляется в Пенсионный фонд. При этом взносы в ПФ РФ направляются раздельно на две части пенсий: на страховую часть трудовой пенсии и на накопительную часть трудовой пенсии. Мужчины 1952 года рождения и старше и женщины 1957 года рождения и старше не направляют средства на накопительную часть.

Базовая часть пенсии является минимальным гарантированным государством уровнем пенсии и выплачивается за счет средств федерального бюджета.

Страховые части пенсий определяются путем деления суммы расчетного пенсионного капитала пенсионера, учтенного по состоянию на день, с которого ему назначается пенсия, на количество месяцев ожидаемого периода выплаты пенсии по старости.

Для выплаты накопительной части пенсии учитываются средства, учтенные в специальной части индивидуального счет застрахованного. Размер накопительной части пенсии не ограничивается.

Работающих пенсионеров уравняли в правах с неработающими. Так же, как и не работающим, пенсия им рассчитывается по ИКП с учетом среднего заработка за последний год работы или за любые пять трудовых лет. Очень важно, что при расчете пенсии работающим пенсионерам учитывается наличие иждивенцев.

Уплата страховых взносов (авансовых платежей по страховым взносам) на обязательное пенсионное страхование осуществляется отдельными платежными поручениями по каждой из частей страховых взносов (на финансирование страховой и накопительной части трудовой пенсии) в Пенсионный фонд РФ в сроки, установленные для уплаты единого социального налога (авансовых платежей по ЕСН).

Одновременно с органами Пенсионного фонда контроль за уплатой страховых взносов на обязательное пенсионное страхование будет осуществляться налоговыми органами в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации, регулирующим деятельность налоговых органов. Сущность этого контроля заключается в том, что налоговые органы при одновременном получении от налогоплательщиков единого социального налога расчетов (деклараций) по единому социальному налогу и расчетов (деклараций) по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование определяют исполнение обязанности налогоплательщиков по уплате платежей ЕСН в Пенсионный фонд за вычетом платежей страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, произведенных налогоплательщиками.

На основе вышесказанного можно сделать вывод, что введение Закона “Об обязательном пенсионном страховании и внесение изменений в главу 24 НК РФ полностью разрушили едва устоявшийся за год порядок сбора единого социального налога по всем категориям налогоплательщиков. Проводимая реформа - это строительство новой пенсионной системы, которая в будущем сможет без социальных катаклизмов и повышения нагрузки на работающих обеспечить пенсионеров за счет их накопленных средств. Кроме того, накопительный элемент, то есть прямая зависимость размера пенсии от отчислений в пенсионную систему, приведет к тому, что люди выведут из “тени” свои реальные заработки, будут отчислять пенсионные взносы от реальной заработной платы, и доходная часть пополнится.

Международный государственный университет природы, общества и человека «Дубна»

Кафедра экономики

Теоретический вопрос к контрольной работе

по курсу «Налоги и налогообложение»

Пенсионная Реформа в РФ 2002-2005гг.

Выполнила: студентка гр. 3031

Бурлака К. А.

Проверил: Козлов Ю.Д.

Дубна, 2006

О пенсионной реформе

C вступлением в силу с 2002 года федеральных законов "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", "Об обязательном пенсионном страховании" и "Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации" в стране запущен механизм пенсионной реформы, являющейся одной из составляющих комплекса проводимых в России экономических реформ.

Пенсионная реформа направлена на изменение существующей распределительной системы начисления пенсий, дополняя ее накопительной частью и персонифицированным учетом страховых обязательств государства перед каждым гражданином.

Основной задачей реформы является достижение долгосрочной финансовой сбалансированности пенсионной системы, повышение уровня пенсионного обеспечения граждан и формирование стабильного источника для дополнительных доходов в социальную систему.

Суть реформы заключается в коренном изменении взаимоотношений между работником и работодателем: в повышении ответственности работников за обеспечение своей старости, а также в повышении ответственности работодателя за уплату страховых взносов за каждого работника. Существовавшая ранее система назначения пенсий не давала работнику возможности заработать нормальную пенсию, она лишь перераспределяла средства между группами с различным уровнем доходов и из одних регионов в другие. Тогда как новая пенсионная модель в значительно большей мере является страховой и учитывает пенсионные права граждан в зависимости от размеров их зарплат и уплачиваемых пенсионных взносов.

Для работающих пенсионеров предусмотрено улучшение их благосостояния. С 1 января 2002 года они получают пенсию в полном объеме, чего не было до реформы. Для людей предпенсионного возраста реформа эквивалентно учитывает пенсионные права, которые граждане приобрели в старой и новой пенсионной системах. Потому для этой категории населения произведен специальный перерасчет их условных накоплений с использованием сведений о совокупном трудовом стаже. Ряд категорий пенсионеров этой группы также получили надбавки к пенсии за выслугу лет. Это относится к работникам сферы образования, здравоохранения и культуры.

В настоящее время согласно новой пенсионной модели взносы в ПФР, которые составляют в совокупности 20%, до разделены на три части: 6% направляются в федеральный бюджет и используются для выплаты базовой государственной пенсии (гарантированный минимум сейчас составляет 1035 рублей). 10% от оплаты труда являются страховой частью трудовой пенсии и перечисляются в ПФР и 4% направляются в фонд для формирования «накопительной составляющей трудовой пенсии» Накопительная составляющая будет формироваться за счет части единого социального налога (ЕСН), уплачиваемого работодателем, а ее размер привязан к заработной плате и, соответственно, к объему накопленных на индивидуальном счете гражданина средств.

В накопительной системе участвуют лица младше 1967 года рождения. Средства, перечисленные на специальную (накопительную) часть их лицевых счетов останутся в их распоряжении до достижения ими пенсионного возраста.

Таким образом, размер пенсии в новой пенсионной модели определяется прежде всего не стажем работника, как в старой, а его реальным заработком и размером отчислений в Пенсионный фонд, производимых работодателем. Это должно стимулировать работников, а следом за ними и работодателей, к отказу от разного рода «серых» зарплатных схем и вывести скрытые части зарплат из тени, тем самым увеличив поступления средств для выплаты пенсий сегодняшним пенсионерам.

Система начисления пенсий, основанная на накопительной составляющей, достаточно широко распространена в мире. Ее избрали Швеция, Италия, Латвия, Польша. Одним из факторов, говорящих в пользу выбора данной системы, является необходимость преодоления возможных негативных демографических аспектов для пенсионных систем, когда перераспределение средств от двух-трех работающих к одному пенсионеру становится невозможным – пенсионной системе приходится выполнять обязательства перед каждым пенсионером индивидуально.

Пенсионная реформа положительно сказалась и на состоянии экономики в целом, и позволила привлечь значительные капиталы на финансовые рынки страны.

Как сказано в законе "Об обязательном пенсионном страховании", страхователем может выступать не только государственный Пенсионный фонд, но и частные финансовые институты. Начиная с 2004 года, в пенсионной реформе принимают участие негосударственные пенсионные фонды – туда можно переводить накопления из ПФР.

Одной из основных задач, которую должна решить реформа – обеспечить прозрачность пенсионной системы. Каждый работник ежегодно должен получать отчет о состоянии заработанных им пенсионных прав: общий объем перечисленных работодателем взносов, общий объем пенсионного капитала. Уже начиная с 1 января 2002 года реально запущен механизм персонифицированного учета уплаченных взносов и каждый россиянин, застрахованный в системе обязательного страхования, получает официальные уведомления о состоянии собственного пенсионного счета. Первые его результаты россияне смогли оценить уже в 2003 году. Год от года застрахованные смогут отслеживать и результаты накопительного финансирования пенсий - точнее, объемы дополнительных доходов пенсионной системы.

Размер базовой и страховой части пенсии индексируется ежегодно с учетом темпов инфляции.

Для обеспечения финансовой устойчивости системы обязательного пенсионного страхования предусматривается создание Пенсионным фондом России резерва, который должен обеспечить безусловное выполнение обязательств по выплате пенсий перед нынешними пенсионерами. По закону "Об обязательном пенсионном страховании" государство несет полную ответственность за выплату пенсий гражданам, в том числе субсидиарную ответственность за деятельность Пенсионного фонда России и отвечает по его обязательствам перед застрахованными лицами.

Основные положения нового пенсионного законодательства

15 и 17 декабря 2001 года были приняты федеральные законы, направленные на реформирование системы пенсионного обеспечения в Российской Федерации: №-173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", № 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" и № 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации".
Суть пенсионной реформы заключается в переходе на страховые принципы: и право на трудовую пенсию, и ее размер теперь напрямую зависят от уплаты страховых взносов в ПФР за каждого конкретного человека.

Словарь пенсионной реформы

Трудовая пенсия - ежемесячная денежная выплата в целях компенсации гражданам заработной платы или иного дохода, которые получали застрахованные лица перед установлением им трудовой пенсии либо утратили нетрудоспособные члены семьи застрахованных лиц в связи с их смертью.

Базовая часть трудовой пенсии - фиксированная часть, устанавливаемая в твердой сумме, выплачивается за счет средств федерального бюджета.

Страховая часть трудовой пенсии - дифференцированная часть, зависящая от результатов труда конкретного человека, в том числе и от суммы страховых взносов в ПФР за застрахованное лицо, которые отражаются на его индивидуальном лицевом счете.

Досрочная трудовая пенсия по старости - вид трудовой пенсии по старости, назначаемой ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста. Списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается досрочная трудовая пенсия по старости, и правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии утверждены Правительством РФ.

Социальная пенсия - вид пенсии по государственному пенсионному обеспечению, которая назначается при отсутствии права на трудовую пенсию либо на иной вид пенсии.

Конвертация (оценка) пенсионных прав - преобразование пенсионных прав, приобретенных застрахованным лицом по состоянию на 1 января 2002 года, в сумму расчетного пенсионного капитала, иными словами - пенсионные права в денежном выражении.

Расчетный пенсионный капитал - учитываемая в порядке, определяемом Правительством РФ, общая сумма страховых взносов и иных поступлений в ПФР за застрахованное лицо и пенсионные права в денежном выражении, приобретенные до 1 января 2002 года, которая является базой для определения размера страховой части трудовой пенсии.

Общий трудовой стаж - суммарная продолжительность трудовой и иной общественно полезной деятельности до 1 января 2002 года, учитываемая в календарном порядке в целях оценки пенсионных прав застрахованных лиц.

Страховой стаж - учитываемая при определении права на трудовую пенсию суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, в течение которых уплачивались страховые взносы в ПФР, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж. Эти периоды засчитываются в страховой стаж в том случае, если им предшествовали или за ними следовали периоды трудовой деятельности.

Стаж на соответствующих видах работ - суммарная продолжительность периодов трудовой деятельности на определенных видах работ, круг которых определен пенсионным законодательством (подземные работы, работы в горячих цехах, работы на вредном производстве, педагогическая и медицинская деятельность и т. д.).

Ожидаемый период выплаты трудовой пенсии - показатель, установленный законом и используемый для определения страховой и накопительной частей трудовой пенсии. Ожидаемый период выплаты трудовой пенсии по старости составляет 19 лет (228 месяцев). Начиная с 1 января 2002 года ожидаемый период выплаты трудовой пенсии по старости устанавливается продолжительностью 12 лет (144 мес.) и увеличиватся ежегодно на 6 мес. до достижения 16 лет, а затем ежегодно увеличиваться на 1 год до достижения 19 лет. С 1 января 2006 года – он составляет 168 месяцев.

Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование - индивидуально возмездные обязательные платежи, которые уплачиваются в бюджет ПФР и персонально целевым назначением которых является обеспечение права гражданина на получение пенсии по обязательному пенсионному страхованию в размере, эквивалентном сумме страховых взносов, учтенной на индивидуальном лицевом счете.

Индивидуальный лицевой счет - совокупность сведений о стаже, заработке и поступивших страховых взносах за застрахованное лицо, а также иные сведения, учитывающие пенсионные права застрахованного лица, которые используются пенсионными органами для назначения, перерасчета и корректировки пенсии.

Специальная часть индивидуального лицевого счета - раздел индивидуального лицевого счета застрахованного лица в системе индивидуального (персонифицированного) учета, в котором учитываются сведения о поступивших за это лицо страховых взносах, направляемых на формирование накопительной части пенсии, доходе от их инвестирования и о выплатах, произведенных за счет пенсионных накоплений.

Пенсионные накопления - совокупность учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета средств, сформированных за счет поступивших страховых взносов на обязательное накопительное финансирование трудовых пенсий и дохода от их инвестирования.

Пенсионная книжка - документ, выдаваемый застрахованному лицу территориальным органом ПФР при передаче в негосударственный пенсионный фонд денежных средств, учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета застрахованного лица.

Перерасчет размера пенсии - это действия, посредством которых на основании заявления пенсионера производятся изменения размера пенсии, установленного при ее назначении, в случаях, предусмотренных законодательством.

Корректировка размера трудовой пенсии - уточнение размера страховой части пенсии, производимое ежегодно с 1 июля по инициативе пенсионного органа в случае выявления им расхождений между сведениями об уплаченной за конкретное застрахованное лицо сумме страховых взносов, которые были представлены работодателем в пенсионный орган для назначения (перерасчета) пенсии, и данными индивидуального (персонифицированного) учета о фактической сумме этих взносов, поступивших в ПФР.

Индексация пенсий - это увеличение размера соответствующих частей пенсий на основании постановлений Правительства РФ в целях компенсации снижения покупательной способности пенсии в связи с инфляцией и ростом цен.

Право на трудовую пенсию по старости имеют:

Мужчины в возрасте 60 лет при страховом стаже не менее 5 лет.Женщины в возрасте 55 лет при страховом стаже не менее 5 лет.Отдельные категории граждан имеют право на досрочное назначение трудовой пенсии при условиях, предусмотренных законодательством.

Структура пенсии по старости

Пенсия определяется по формуле: П = БЧ (базовая часть) + СЧ (страховая часть) + НЧ (накопительная часть).

БЧ трудовой пенсии устанавливается в твердом размере и дифференцируется в зависимости от возраста (80 лет), от наличия инвалидности I группы, а также от наличия и количества иждивенцев. Финансируется за счет средств федерального бюджета.Размер СЧ зависит от величины пенсионного капитала, состоящего из двух частей: расчетного пенсионного капитала по состоянию на 1 января 2002 года с учетом дальнейшей индексации и общей суммы страховых взносов, перечисленных работодателем за застрахованное лицо после 1 января 2002 года и учтенных на лицевом счете в системе персонифицированного учета. Финансируется из бюджета ПФР за счет уплаченных страховых взносов.Размер НЧ трудовой пенсии зависит от суммы страховых взносов, уплаченных на накопительную часть пенсии и дохода от инвестирования этой части. До 2013 года практически НЧ не будет, так как на лиц, которым до выхода на пенсию осталось менее 10 лет, не производятся отчисления на накопление (за некоторыми исключениями). Фиксируется на специальной части лицевого счета.

Периоды, включаемые в общий трудовой стаж:

(учитываются при определении расчетного пенсионного капитала, а значит, и размера пенсии)

1. Периоды работы и иной общественно полезной деятельности, периоды творческой деятельности.2. Служба в Вооруженных Силах и приравненная к ней служба.3. Периоды временной нетрудоспособности, начавшейся в период работы, и период пребывании на инвалидности I или II группы, полученной вследствие увечья, связанного с производством, или профессионального заболевания.4. Период пребывания в местах заключения сверх срока, назначенного при пересмотре дела.5. Период получения пособия по безработице, участия в оплачиваемых общественных работах, переезда по направлению службы занятости в другую местность и трудоустройства.

Периоды деятельности, включаемые в страховой стаж

(учитываются при определении права на трудовую пенсию)

О персонифицированном учете

Основные понятия

Индивидуальный (персонифицированный) учет – это организация и ведение учета сведений о каждом застрахованном лице для реализации пенсионных прав в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Застрахованное лицо – лицо, на которое распространяется обязательное пенсионное страхование.

Страхователи юридические лица, в том числе иностранные, и их обособленные подразделения; граждане, проживающие на территории РФ, осуществляющие прием на работу по трудовому договору, а также заключающие договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством РФ начисляются страховые взносы.

Страховщик – Пенсионный фонд Российской Федерации – орган, осуществляющий индивидуальный (персонифицированный) учет в системе обязательного пенсионного страхования.

Права и обязанности застрахованного лица

Застрахованное лицо имеет право: получать бесплатно, по личному заявлению, один раз в год в территориальном органе ПФР по месту жительства или работы копию лицевого счета; получать бесплатно у страхователя копию сведений о себе, представленным страхователем в ПФР для индивидуального (персонифицированного) учета; в случае несогласия со сведениями, содержащимися в его индивидуальном лицевом счете, обратиться с заявлением об исправлении указанных сведений в органы ПФР, включая его Правление, либо в суд.

Застрахованное лицо обязано: пройти регистрацию в органах ПФР; получить страховое свидетельство обязательного пенсионного страхования, хранить его и предъявлять по требованию страхователя, работников органов ПФР; обращаться с заявлениями в органы ПФР в установленном законом порядке в случае изменения сведений, содержащихся в его индивидуальном лицевом счете, а также при утере указанного страхового свидетельства; предоставлять по требованию органов ПФР документы, подтверждающие сведения, подлежащие включению в его индивидуальный лицевой счет.

Памятка для застрахованного лица

Каждый гражданин Российской Федерации в возрасте 14 лет и старше должен иметь индивидуальный лицевой счет в системе государственного пенсионного страхования. Счет открывается в ПФР. Гражданин заполняет анкету, внося в нее свои паспортные данные. После открытия лицевого счета застрахованному лицу выдается на руки страховое свидетельство, в котором зафиксирован номер его лицевого счета, фамилия, имя, отчество, дата и место рождения.

Страховое свидетельство предъявляется: при устройстве на работу; при заключении трудового договора; при обращении в ПФР по любому вопросу, в т.ч. и за назначением (перерасчетом) пенсии.

С момента регистрации в системе государственного пенсионного страхования данные о стаже, заработке, уплаченных страховых взносах для назначения пенсии могут быть взяты только на основании данных лицевого счета. Каждый получит ту пенсию, которую смог накопить на своем индивидуальном лицевом счете, ответственность за его наполненность несет, в первую очередь, он сам. То есть каждый гражданин всю свою трудовую жизнь должен контролировать состояние своего лицевого счета и принимать меры к тому, чтобы в нем отражалась вся заработная плата, чтобы с нее работодатель полностью уплачивал страховые взносы и своевременно подавал в ПФР эту информацию для внесения ее на Ваш лицевой счет.
Ознакомиться с содержанием своего лицевого счета каждый может ежегодно, бесплатно. Для этого нужно обратиться в органы ПФР по месту жительства, заполнить бланк-запрос и получить выписку из лицевого счета, чтобы при необходимости принять меры по его корректировке.

Плательщиками страховых взносов являются: Работодатели (организации, индивидуальные предприниматели, физические лица), которые уплачивают страховые взносы за своих работников в размере 14 % от фонда оплаты труда, при условии, что заработная плата застрахованного лица не превышает 100 тыс. рублей в год, в противном случае тарифы меняются. Лица, добровольно вступившие в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию, которые уплачивают страховые взносы за себя (при условии работы за пределами РФ) или за другое физическое лицо (если за него не осуществляется уплата страховых взносов) в виде фиксированного платежа (минимальный размер – 150 рублей в месяц). Самозанятое население (индивидуальные предприниматели, адвокаты, частные детективы, нотариусы, главы и члены крестьянско-фермерских хозяйств), которые уплачивают страховые взносы за себя в виде фиксированного платежа (минимальный размер – 150 рублей в месяц).


© 2024
colybel.ru - О груди. Заболевания груди, пластическая хирургия, увеличение груди