05.04.2019

Развитие речевого творчества средствами театрализованной деятельности. Театрализованная деятельность как средство развития речи. Развитие связной речи: театрализованные игры, полезное видео


Ирина Кузьмина
Мастер-класс «Театрализованная деятельность как средство развития речи детей дошкольного возраста»

Улыбнитесь друг другу! Улыбнитесь соседу справа, улыбнитесь соседу слева. И пусть ваши улыбки подарят всем хорошее настроение. А когда настроение хорошее все складывается и получается. И я надеюсь, что наша сегодняшняя встреча окажется успешной.

Сегодня мы с вами вместе постараемся взглянуть на развитие речи детей дошкольного возраста и понять важность театрализованной деятельности в развитии речи , педагогической деятельности , технологических приёмов.

Цель моего мастер – класса обучение участников мастер – класса применению театрализованной деятельности для развития речи детей дошкольного возраста .

Задачи :

1. Познакомить с методами и приемами развития речи детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность .

2. Познакомить с видами театра , научить изготавливать театр на дисках

3. Повысить уровень психолого-педагогической компетентности педагогов

4. Вызвать у участников интерес к использованию театрализованной деятельности в работе с детьми .

В результате работы на мастер-классе участники :

Узнают формы организации театрализованной деятельности в ДОУ .

Познакомятся с разными видами театра

Научатся применять полученные знания в практической работе с детьми.

Оборудование :разные виды театров , диски, ножницы, клей, прищепки, картинки смешариков, музыка.

Основные этапы мастер-класса :

1. Вводная часть. Выступление по теме «Театрализованная деятельность как средство развития речи детей дошкольного возраста »

2. Основная часть. Изготовление театра на дисках и мини-постановка «Смешарики на дороге» .

3. Заключительная часть. Рефлексия.

4. Подведение итогов.

Ход мастер – класса

Актуальность темы.

Позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования связной речи ребенка .

Дошкольное образовательное учреждение – первое и самое ответственное звено в системе народного образования, где происходит формирование речи подрастающего поколения. Овладение родным языком в дошкольном детстве – актуальная проблема в современном обществе.

В душе каждого ребенка таится желание свободной театрализованной игры , в которой он воспроизводит знакомые литературные сюжеты. Именно это активизирует его мышление, тренирует память и образное восприятие, развивает воображение и фантазию, совершенствует речь.

Для формирования связной речи просто необходимо создание условий, в которых каждый ребенок мог бы передать свои эмоции, чувства, желания и взгляды, как в обычном разговоре, так и публично, не стесняясь слушателей. Огромную помощь в этом оказывают занятия по . Воспитательные возможности театрализованной деятельности огромны : ее тематика не ограничена и может удовлетворить любые интересы и желания ребенка. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки, музыку, а умело поставленные воспитателем вопросы побуждают думать, анализировать, делать выводы и обобщения. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура речи . Исполняемая роль, особенно диалог с другим персонажем, ставит маленького актера перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться.

Театрализованная деятельность это неисчерпаемый источник развития чувств , переживаний и эмоциональных открытий, способ приобщения к духовному богатству.

При работе с детьми, я поставила перед собой цель : развитие речи дошкольников посредством театрализованной деятельности .

Для реализации цели я определила ряд задач :

1. Совершенствовать речь детей : звуковую культуру речи , интонационную выразительность, диалогическую и монологическую речь.

2. Знакомить детей с театральной культурой и театральной игрой , ритмопластикой, со средствами выразительности драматизации : поза, жесты, мимика, голос, движения.

3. Совершенствовать эмоциональный мир ребенка : развивать умение чувствовать и понимать эмоциональное состояние героя, вступать в ролевое взаимодействие с другими персонажами; развивать психические процессы, умение общаться, развивать уверенность в себе .

4. Развивать интерес к творческой самостоятельности в организации театрализованных игр : раскрывать творческий потенциал, вовлекая их в различные театрализованные представления : игры в концерт, показ сценок, участие в кукольных постановках.

5. Создать условия для совместной театрализованной деятельности детей и взрослых (постановка совместных спектаклей с участием детей , родителей, сотрудников, организация выступления детей перед младшими детьми.).

Для правильной организации театрализованной деятельности учитываю следующие принципы : 1. Содержательность занятий, разнообразие тематики и методов работы.

2. Ежедневное включение театрализованных игр во все формы организации образовательной деятельности , что сделает их такими же необходимыми, как дидактические и сюжетно-ролевые.

3. Максимальная активность детей на всех этапах подготовки и проведения игр.

4. Сотрудничество детей друг с другом и со взрослыми. 5. Подготовленность и заинтересованность воспитателей. 6. Подбор игр и упражнений, сочетающих в себе движения, речь, мимику, пантомиму в различных вариациях.

В театрализованной деятельности использую такие формы организации

Совместная театрализованная деятельность взрослых и детей

- Театрализованное занятие

Самостоятельная театрально-художественная деятельность

- Театрализованные игры и спектакли на праздниках, развлечениях

Посещение детьми театров

Приемы развития речи :1. Чтение художественной литературы.

2. Чистоговорки и скороговорки 3. Беседа 4. Упражнения в употреблении речевых штампов 5. Постановка вопроса 6. Дидактический рассказ с инсценировкой

7. Инсценировка диалога в стихах 8. Режиссерские игры

Классификация театрализованных игр :

Театрализованные игры можно разделить на две основные группы : игры драматизации и режиссерские.

В играх-драматизациях ребенок, исполняя роль в качестве «артиста» , самостоятельно создает образ с помощью комплекса средств вербальной и невербальной выразительности.

Видами драматизации являются : игры-имитации образов животных, людей, литературных персонажей; ролевые диалоги на основе текста; инсценировки произведений; постановки спектаклей по одному или нескольким произведениям;

игры-импровизации с разыгрыванием сюжета (или нескольких сюжетов) без предварительной подготовки.

В режиссерской игре «артистами» являются игрушки или их заместители, а ребенок, организуя деятельность как «сценарист и режиссер» , управляет «артистами» . «Озвучивая» героев и комментируя сюжет, он использует разные средства вербальной выразительности. Виды режиссерских игр определяются в соответствии с разнообразием театров , используемых в детском саду : настольный, плоскостной и объемный, кукольный (бибабо, пальчиковый, и т. д.)

Условно развитие речи можно разделить по этапам в соответствии с возрастом детей .

На 1 этапе (младший дошкольный возраст ) основными направлениями являются :

Обучение применению в речи дошкольников речевых штампов («Знакомство» ,«Просьба» , «Извинение» , «Игра» ,

- развитие ЗКР - обучение простейшей драматизации русских народных потешек и сказок.

На 2 этапе (в старшем дошкольном возрасте ) основными направлениями являются :

- развитие коммуникативных навыков - совершенствование речевого этикета

Освоение разных видов театрализованной игры – драматизации и режиссерской.

- развитие творчества , импровизации и перевоплощения

Совершенствование диалогической речи

Уважаемые педагоги, вы прослушали теоретическую часть моего мастер-класса . А теперь мы приступим к практической части.

Основная часть

«Театр – это волшебный мир . Он даёт уроки красоты, морали и нравственности.

А чем они богаче, тем успешнее идёт развитие духовного мира детей… " (Б. М. Теплов)

И сегодня я хочу познакомить вас с многообразием видов театра , которые использую в своей работе с детьми.

Виды театров

театр на дисках вырезной театр

театр би-ба-бо -фланелеграф

теневой театр пальчиковый театр

ложковый театр театр мягкой игрушки

театр в книжке Конусный театр

театр на кухонных лопатках платковый театр Платковый театр

Маски-шапочки

Я считаю, что изготовлением самого простого и доступного театра является изготовление театра на дисках . Есть несколько вариантов театра на дисках : Сделать героев в виде аппликации; нарисовать; вырезать готовую картинку из книжки, журнала; или найти нужного героя в интернете.

Я предлагаю сделать всех известных героев из мультфильма «Смешарики» .

Для этого нам понадобятся диски, клей, ножницы, картинки с героями и прищепки.

Все очень просто : вырезаем, наклеиваем и ставим на прищепках. Вот герои и

готовы, а теперь представление :

Сценарий спектакля по ППД.

Цель : пропаганда знаний Правил дорожного движения среди воспитанников детского сада. Оборудование : изображения знака, театр на дисках «Смешарики.»

Под фонограмму песни из мультфильма “Пластилиновая ворона”

Покажем мы вам сказку.

А может и не сказку.

А может быть и мультик.

Хотите посмотреть?

О правилах движения.

А может поведения

Ребята из дет сада

Пришли вам рассказать.

Историю про девочек,

А может и про мальчиков.

Да, нет же про смешариков.

Что ж приключилось там?

А вы, друзья, послушайте.

А лучше посмотрите.

А мы сейчас расскажем вам.

А может пропоем.

Звучит фонограмма из мультфильма “Смешарики”.

Ведущий : Жили-были Смешарики. Жили они в своём смешариковом лесу. И вот однажды стало им совсем скучно.

Ёж : До чего же скучно, братцы,

Каждый день в лесу слоняться.

Каждый день одно и то же.

Одичаем мы похоже?

Нюша : Где то город. суматоха.

Копатыч : Ну, а мне и здесь не плохо.

Вон, забот невпроворот :

Пчёлы, садик, огород.

Воздух, птички, лес - чудесно

Нюша : Фи! Как всё неинтересно.

Скукотища! Муть лесная!

Всё я в город уезжаю!

Кар Карыч : Это точно! Надо, братцы,

Нам из леса выбираться!

Не надолго, на чуть-чуть

Едем в город отдохнуть.

Ёж : Эй, Смешарики, вперёд!

Город нас к себе зовёт!

Я бегу, встречай, родимый! (Убегает)

Кар Карыч : Не спеши. Необходимо

Знать основы ПДД.

Нюша : Это что за ерунда?

Кар Карыч : Масса правил есть друзья :

Это можно, то нельзя.

Где ходить разрешено,

Ну, а где запрещено.

Город - это не игрушки.

Навострите ваши ушки

И послушайте урок!

Копатыч : Полно, Карыч, мой дружок!

Ты чего пугаешь нас?

Не в лесу же мы сейчас!

(Копатыч кричит из-за кулис)

Ай-я-яй! Какая жуть!

Помогите кто-нибудь!

Кар Карыч : Эй, Копатыч, я бегу!

Чем могу тем помогу (Убегает)

Капатыч : Ах, как больно и обидно!

Кар Карыч : А ещё должно быть стыдно!

Нюша : Мы ж в аварию пополи.

Очень-очень пострадали.

Копатыч : Ноги.

Нюша : Рученьки.

Вместе : Болят!

Кар Карыч : Ну, кто ж вам виноват?

Уж конечно не водители!

Вместе : Мы же.

Кар Карыч : Вы же нарушители!

Нюша : Что мы сделали не так! Кар Карыч.: Вот, друзья, пред нами знак.

Этот знак нам говорит :

Пешеходам путь закрыт!

Вы ж помчались по дороге

И … авария в итоге!

Пострадали вы и люди.

Нюша : Извините!

Копатыч : Мы не будем.

Нюша : Будем. правила учить,

Чтоб в беду не угодить.

Ёж : А я слушаться не буду

Кара Карыча - зануду.

Мне всё это надоело -

Поучает то и дело!

Я на велике помчуся по дороге настоящей,

И расступятся машины, удивляясь : Кто такой!

И душа моя запляшет, и забьётся сердце чаще,

И колючки засияют вмиг от скорости такой!

Нюша : Ёжик, ёжик ты чего?

Бараш : Твой поступок сей ужасен

И для общества - опасен!

Безобразия, друзья!

Так себя вести нельзя!

Ёж : В этом городе все злючки.

Поломали мне колючки.

Покатался. Что ж такого?

Ну, не знал я. Ну, чес слово.

Ну, не буду больше я!

Ну, простите же меня!

Копатыч : Что ж, Кар Карыч, делать нам?

Бараш : Нарушенья тут и там.

Нюша : Город - это не для нас.

Ёж : Пропадём, неровен час!

Кар Карыч : Ну, не так всё безнадёжно.

Всё, друзья, исправить можно.

Вам поможем, так и быть.

Будем правила учить.

(песня на мотив «Черный кот» )

Жил да был светофор на углу,

Подчинялись все люди ему.

Если красный горит, все стоят,-

Это знает любой из ребят.

Припев : говорят, не повезет,

Кто на красный свет

Дорогу перейдет,

А у нас наоборот-

На зеленый только

Сад наш и идёт!

3. Рефлексия. Игра «Настроение» При помощи рук и определённых жестов вы покажете своё отношение к занятию. Поднятая вверх одна рука - занятие понравилось. Поднятые вверх обе руки – занятие заинтересовало и подняло мне настроение. Опущенные вниз руки - ничего не изменилось в моём настроении. Спасибо всем за внимание! Вы настоящие зрители и некоторые из вас способные актёры. До новых встреч!

4. Подведение итогов

Работаю с малышами более двадцати лет. Люблю этот возраст, в котором все познается впервые: разлука с близкими, новые взрослые, общение с сверстниками, правила поведения, занятия, умения, навыки и т.д. Приятно видеть, как плачущий, намертво вцепившийся в маму малыш, которого впервые привели в группу, через некоторое время превращается в спокойного, самостоятельного ребенка. Он уже умеет и любит общаться с детьми, воспитателями. По словам мамы, когда болеет, скучает и просится в детский сад. Родители довольны и благодарны, и мы получаем удовольствие от результатов своей работы.

Однако в последние годы нас беспокоит уровень речевого развития детей. Если в прежнее время из двадцати детей группы было два - три совсем неговорящих и трое - четверо плохо говорящих детей, то теперь мы наблюдаем возрастную норму речи у пяти, максимум семи детей!

Поэтому мы постоянно ищем и совершенствуем методы и приемы развития речи своих малышей.

Одним из любимых детьми занятий в нашей группе являются театрализованные игры и инсценирование русских народных сказок. Все дети любят сказки, а если можно самому принять на себя роль, говорить и двигаться, как любимый сказочный персонаж, это же так увлекательно!

Мы составили перспективное планирование занятий театрально-игровой деятельности на весь учебный год. Проводим эти игры - занятия как развлечения в момент самостоятельной игровой деятельности детей.

Участвуя в театрализованных играх, дети знакомятся с окружающим миром, расширяются их знания о жизни людей и животных: где кто живет; кто что ест, характерные особенности животных и зверей; кто добрый, а кто злой; кого нужно бояться, а с кем можно дружить.

Большое влияние оказывает театрализация на психическое развитие ребенка, совершенствуя все стороны личности: восприятие, память, воображение. Воспитываются нравственные черты характера, художественно- эстетическое восприятие и др.

Мы считаем, что театрализованные игры имеют огромное значение для развития речи детей. Даже плохо говорящие, очень застенчивые или замкнутые дети, участвуя в инсценировке хорошо знакомого сюжета, начинают подговаривать слова и фразы своей любимой сказки, чувствуют себя раскованно и комфортно в общении с педагогом и сверстниками.

Во время инсценирования сказки обогащается словарный запас, совершенствуется грамматический строй речи, диалогическая и интонационная речь. Каждый ребенок по- своему передает характер своего персонажа: у Вани – лиса веселая и хитрая, у Насти – сердитая.

Во время действий с фигурками театра развивается мелкая моторика пальцев рук, ведь дети не только зрители, а активные участники представления.

В нашей группе собрано девять видов наборов для театра:

1. - фигурки персонажей русских народных сказок, вырезанных из плотной бумаги, имеющих на обратной стороне магнитную полосу. С ее помощью фигурки плотно держатся на магнитной доске.

2. (дерево) – фигурки из дерева, ярко окрашены, легко надеваются на палец взрослого и ребенка.

3(ткань) - фигурки сшиты из ткани (связаны из ниток) различного цвета и фактуры, удобно и легко держатся на пальце. Они не занимают много места, могут «жить» в маминой сумке и в дальней поездке или в очереди на прием к врачу помогут развлечь малыша. С их помощью можно оживить любимые стихи, потешки, сказки.

4. - это мягконабивные куклы, в ярких русских народных костюмах тонкой ручной работы, высотой около двадцати сантиметров. Куклы имеют на ногах специальные кармашки для пальцев рук, с их помощью куклы могут шагать. В продаже имеются наборы самых популярных сказок для малышей.

5. (дерево) - представлен фигурками людей и животных, деталями сборных домиков. Используя навыки конструирования, дети с удовольствием строят сказочный теремок, избушку или домик и обыгрывают постройку с помощью персонажей сказки.

6. Театр на фланелеграфе – пробковая доска, обтянутая фетровой тканью, пропитана специальным составом, позволяющим удерживать иллюстрации и фигурки сказочных персонажей, вырезанных из бумаги и наклеенных на бархатную бумагу.

7. – дикие и домашние животные, персонажи любимых сказок: « Три медведя», «Колобок», «Репка» и др.

8. – это наборы сказочных персонажей, сделанные в форме деревянной матрешки. Они особенно любимы малышами, удивленно и восторженно наблюдают дети, как из одной матрешки появляется много других персонажей сказки.

9. Театр – пазлы (дерево) – фигурки героев сказки вставляются в нужную прорезь, получается целостная картина сюжета сказки.

Приобщать детей к инсценированию сказок нужно постепенно. Читая сказку, обращаем внимание детей на крупные яркие иллюстрации книги. Детально рассматриваем изображения героев сказки: бабушка – седая, старенькая, на голове - цветной платок, на ногах - лапти, кофта - белая, юбка - красная, фартук - синий, с карманом. Улыбается, глаза ласковые – значит, бабушка хорошая, добрая. Рассмотрим зайчика - ушки длинные, хвостик – короткий, шерстка - пушистая, серая. Глазки – черные, испуганные, кого-то зайка боится, значит зайка – трусишка!

Сначала показываем действия персонажа сами и просим показать ребенка (как ходит мишка, как плакал зайка и т.д.). Затем учим действовать фигурками героев сказки, отмечая характерные особенности персонажей.

Читая сказку, говорим голосом персонажа: за мышку - тихим, тонким голосом; за волка - низким, грубым; за лису - ласковым, хитрым. Своей интонацией стараемся передать отношение к поступкам героев сказки - одобряющее или осуждающее (молодец, петушок, помог зайчику выгнать лису из избушки! Ай-ай-ай! Какой медведь нехороший! Сломал, развалил домок-теремок!). Своей речью вызываем ответные эмоции детей – они грозят медведю пальчиком, возмущенно трясут кулачками, выкрикивают слова осуждения (Ай-ай-ай, нехороший, плохой, уходи и т.д.).

Одна и та же сказка периодически повторяется, чтобы дети хорошо запомнили сюжет и героев сказки. В группе и на прогулке нужно напоминать характерные движения, фразы персонажей, песенки и т.д. Убедившись, что сюжет хорошо усвоен, привлекаем детей к инсценированию. Можно использовать фигурки настольного или пальчикого театра, шагающих кукол, а можно совместить несколько видов игрушек.

Некоторые дети сами говорят:

Я буду Колобок!

А я лиса!

Другим нужно предложить:

Хочешь, Настя, быть зайчиком?

Начиная совместный рассказ, необходимо побуждать ребенка вступить в действие соответственно выбранной роли. Если ребенок забыл слова персонажа, нужно напомнить ему нужные фразы. Не надо требовать буквального воспроизведения. В дальнейшем, при повторных играх активность детей увеличивается, они уже могут самостоятельно, действуя фигурками театра, рассказывать любимые сказки.

Смелые, уверенные в себе дети стремятся всегда быть главными героями, а задача воспитателя – дать возможность самовыражения застенчивым, робким малышам.

В нашей практике был случай, когда маленький скромный Ванечка, который так подходил на роль мышки в инсценировании сказки « Теремок», но видимо, впечатлился ролью главного героя медведя, неожиданно вышел важно, косолапой уверенной походкой, заговорил громким низким голосом. Из него получился такой медведь, что мы не поверили своим глазам!

Мы советуем родителям в домашних играх с детьми использовать какой-либо набор игрушек для театрализованной деятельности. Можно привлечь к инсценированию старших детей, бабушек и дедушек. Если придут гости с детьми, можно развлечь их забавным домашним театром. Также можно сделать театральные куклы своими руками. В нашей группе есть коллекция фигурок пальчикового театра, сделанных руками родителей из папье-маше, соленого теста, клееной ваты, вязаных и сшитых из ткани. Пусть они не такие красивые, как покупные, но они ценны тем, что сделаны родителями совместно с ребенком! Пусть участие малыша минимально, но он так горд и счастлив – «сам глазки зайке сделал!». Совместное творчество и игры укрепляют семейные отношения, помогают детям ощущать внимание, заботу и любовь родителей.

Театрализованная игра как средство развития связной речи дошкольников

Современные дети живут в мощном потоке информации, живое общение заменяет компьютер и телевидение, и эта тенденция постоянно растет, поэтому развитие речи становится все более актуальной проблемой в нашем обществе.

Как общаются наши дети? Рубленые фразы, обиходный словарь. Что говорить о детях, если часто молодые люди не могут пересказать красочно сюжет фильма или историю, услышанную от кого-либо. Качество пересказа желает быть лучше. Одно дело пересказать текст сухо - т.е. изложить цепочку событий, а другое дело дар рассказчика, который включает в себя художественно-образное оформление речи.

Развитие связной речи является центральной задачей речевого воспитания детей. Это обусловлено, прежде всего, ее социальной значимостью и ролью в формировании личности. Именно в связной речи реализуется основная, коммуникативная, функция языка и речи. Связная речь - высшая форма речи мыслительной деятельности, которая определяет уровень речевого и умственного развития ребенка. Овладение связной устной речью составляет важнейшее условие успешной подготовки детей к обучению в школе.

Речь считается связной, если для нее характерны:

Точность (правдивое изображение окружающей действительности, подбор слов и словосочетаний, наиболее подходящих к данному содержанию);

Логичность (последовательное изложение мыслей);

Ясность (понятность для окружающих);

Правильность, чистота, богатство (разнообразие).

Связная речь представляет собой сложную форму речевой деятельности. Она носит характер последовательного систематического развернутого изложения. Основная функция связной речи – коммуникативная. Она осуществляется в двух основных формах – диалоге и монологе.

В дошкольном возрасте процесс познания у ребенка происходит эмоционально-практическим путем. Вот почему наиболее близкие и естественные для ребенка-дошкольника виды деятельности – игра, общение с взрослыми и сверстниками, экспериментирование, театрализованная и другие виды деятельности.

Театрально-игровая деятельность обогащает детей новыми впечатлениями, знаниями, умениями, развивает интерес к литературе, активизирует словарь, связную речь, мышление, способствует нравственно-эстетическому воспитанию каждого ребенка.

Театральная постановка дает повод и материал для самых разнообразных видов детского творчества. Дети сами сочиняют, импровизируют роли, инсценируют какой-нибудь готовый литературный материал. Это словесное творчество детей, нужное и понятное самим детям.

Характерное для театрализованной игры образное, яркое изображение социальной действительности, явлений природы знакомит детей с окружающим миром во всем егомногообразии. Вопросы, поставленные детям при подготовке к игре, побуждают их думать, анализировать довольно сложные ситуации, делать выводы и обобщения. Это способствует совершенствованию умственного развития и тесно связанному с ним совершенствованию речи. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая сторона речи. Новая роль, особенно звуковой диалог персонажей, ставит ребенка перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться. У него улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй, он начинает активно пользоваться словарем, который в свою очередь тоже пополняется. В создании игрового образа особенно велика роль слова. Оно помогает ребенку выразить свои эмоции, мысли, чувства, понять переживания партнеров, согласовывать с ними свои действия.

Театрализованная игра – универсальное средство, которое отражается в каждой образовательной области, однако в контексте рассматриваемой проблемы необходимо особо обратить внимание на интеграцию театрализованной игры в такие образовательные области как «Коммуникация» и «Чтение художественной литературы».

«Чтение художественной литературы»: развивается интерес к художественной литературе, навык слушания, формируется эмоциональное отношение к поступкам героев, умение высказывать его, умение описать характер героев; формируется и закрепляется умение выразительно читать стихи. Обращается внимание детей на композицию произведения: как начинается, о чем рассказ или сказка, чем заканчивается, на его языковые особенности. Для закрепления прочитанного произведения, можно использовать пальчиковый театр, в котором действия и содержание производят сами дети. В случае затруднения, воспитатель оказывает необходимую помощь.

«Коммуникация»: формирование и развитие речи как средства общения. Развитие умения поддерживать беседу, совершенствовать диалогические формы речи, умение высказывать свою точку зрения. Развитие умения составлять рассказ о событиях из личного опыта. Придумывание своих концовок сказок, сочинение сказок на тему, предложенную воспитателем, а так же на свободную тему, разучивание диалогов.

Развитие связной речи формируется у детей постепенно, по мере их развития мышления, взросления, а так же индивидуальных особенностей. В соответствии с возрастом детей подбираются театрализованные игры, виды театров, доступные детям и способствующие развитию связной речи.

Дети младшей группы с удовольствием перевоплощаются в собак, кошек и других знакомых животных, однако развить и обыграть сюжет пока не могут. Они лишь подражают животным, копируя их внешне, не раскрывая особенностей поведения, поэтому детей младшей группы важно научить некоторым способам игровых действий по образцу. Рекомендуется с этой целью проводить игры «Наседка и цыплята», «Медведица и медвежата», «Зайчиха и зайчата», а на занятиях разыгрывать небольшие сценки из детского быта, организовывать игры по литературным произведениям: «Игрушки» А. Барто, «Котик и козлик» В. Жуковского.

Формируя интерес к играм-драматизациям, необходимо как можно больше читать и рассказывать детям сказки и другие литературные произведения.

У детей среднего дошкольного возраста продолжается формирование импрессивного и экспрессивного словаря. Продолжается работа над накоплением пассивного словарного запаса и активизация в речи существительных, прилагательных, глаголов. Развивается связная речь и речевое общение. Дети учатся вслушиваться в обращенную речь, понимать ее содержание. Развивается реакция на интонацию и мимику. Ведется работа над соблюдением единства и адекватности речи, мимики, пантомимики, жестов. Развивается умение поддерживать беседу, задавать вопросы и отвечать на них, выслушивать друг друга до конца. Формируется умение повторять за взрослым описательный рассказ из 2 -3 простых предложений, а затем составлять короткий описательный рассказ с помощью взрослого. Формируется навык пересказа знакомых сказок или небольших текстов с помощью взрослого и со зрительной опорой. В средней группе можно уже учить детей сочетать в роли движение и слово, использовать пантомиму двух-четырех действующих лиц. Возможно использование обучающих упражнений, например «Представь себя маленьким зайчиком и расскажи о себе». С группой наиболее активных детей целесообразно драматизировать простейшие сказки, используя настольный театр (сказка «Колобок»). Привлекая к играм малоактивных детей, можно драматизировать произведения, в которых небольшое количество действий (потешка «Кисонька-мурысенька»).

У детей старшего дошкольного возраста расширяется и активизируется в речи словарный запас. Совершенствуется умение отвечать на вопросы кратко и полно, задавать вопросы, вести диалоги, выслушивать друг друга до конца. Формируется умение составлять рассказы-описания, загадки-описания по образцу, по плану, выразительно читать стихи. В старшей группе дети продолжают совершенствовать свои исполнительские умения. Воспитатель учит их самостоятельно находить способы образной выразительности. Драматический конфликт, становление характеров, острота ситуаций, эмоциональная насыщенность, короткие, выразительные диалоги, простота и образность языка - все это создает благоприятные условия для проведения игр-драматизаций на основе сказок.

У детей подготовительного к школе возраста расширяется и активизируется словарь на основе систематизации и обобщения полученных знаний. Экспрессивная речь обогащается сложными словами, неизменяемыми словами, словами-антонимами, словами-синонимами. Развивается умение обсуждать увиденное, рассказывать о переживаниях, впечатлениях. Формируется навык познавательного общения. Формируется навык пересказа небольших рассказов с изменением времени действия или лица рассказчика. Формируется умение высказывать суждения, оценку прочитанного произведения, поступков героев. Развивается чувство языка, прививается чуткость к поэтическому слову, к образным средствам, любовь к родному языку. У дошкольников 6-7 лет игра-драматизация часто становится спектаклем, в котором они играют для зрителей, а не для себя, как в обычной игре. В этом же возрасте становятся доступными режиссерские игры, где персонажи - куклы и другие игрушки, а ребенок заставляет их действовать и говорить. Это требует от него умения регулировать свое поведение, обдумывать свои слова, сдерживать свои движения.

Как показывают практические наблюдения, особая роль в повышении умственной активности, совершенствовании речевых навыков, развитии психических процессов, повышении эмоциональной активности принадлежит театрализованным играм.

Необходимо предоставлять детям возможность самовыражаться в своем творчестве (в сочинении, разыгрывании и оформлении своих авторских сюжетов).

Учиться творчеству можно только при поддержке взрослых, в том числе и родителей.

Рекомендуемые формы работы с родителями: проведение досугов, тематических вечеров «Любимые сказки», «Театральные встречи», бесед, консультаций, домашнее сочинение сказок и различных историй и их разыгрывание, совместное изготовление атрибутов, костюмов.

Социально-психологические особенности детей дошкольного возраста включают в себя стремление участвовать в совместной деятельности со сверстниками и взрослыми, а так же время от времени возникающую потребность в уединении. Поэтому в каждой возрастной группе должна быть оборудована театральная зона или уголок сказки, а так же «тихий уголок», в котором ребенок может побыть один и «порепетировать» какую-либо роль перед зеркалом или еще раз посмотреть иллюстрации и т. д.

Таким образом, театрализованная игра один из самых эффективных способов развития связной речи дошкольников. Дети адекватно используют вербальные и невербальные средства общения, владеют диалогической речью и конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми.

Занятия театрализованной деятельностью не только знакомят детей с миром прекрасного, но и пробуждают в них способность к состраданию, сопереживанию, активизируют мышление и воображение.

Список литературы:

1. Артемова Л.В. Театрализованные игры дошкольников: Кн. Для воспитателя дет. сада М., КНОРУС", 2003.

2. Выготский Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка. // Психология развития. - СПб: Питер, 2001.

3. "Детский сад: теория и практика" № 3/2012 "Развитие связной монологической речи детей дошкольного возраста".

4. Маханева М.Д. Театрализованные занятия в детском саду: Пособие для работников дошкольных учреждений. – М.: ТЦ «Сфера», 2001


Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

муниципального образования город Краснодар

"Центр развития ребёнка - детский сад № 110 "Теремок"

КОНСУЛЬТАЦИЯ НА ТЕМУ:

«Театрализованная деятельность как средство развития речевой активности дошкольников»

СОСТАВИЛ : воспитатель

ХАЛАИМОВА Т.Н

Выполнив вместе с воспитателем ряд действий с предметом, ребенок переносит это в самостоятельную игровую деятельность, что способствует развитию игры детей и, как следствие, развитию взаимоотношений детей, так как в общение со сверстниками воспитанники вступают по поводу интересующей их совместной деятельности, а наиболее привлекательной деятельностью дошкольников на потяжении всего дошкольного периода является игра.

3. Просьбы, поручения.

Этот прием помогает сформировать у детей ориентировку в окружающем, учит правильно обращаться с просьбой к сверстнику или взрослому. Это приводит к формированию умения самостоятельно выражать просьбу, что, прежде всего, необходимо в общении детей друг с другом в условиях игры и другой совместной деятельности.

В среднем дошкольном возрасте у детей происходит интенсивное познание окружающего мира. Одной из ярких характеристик детей 4-5 летнего возраста является появление большого количества детских вопросов познавательного характера, появление повышенного интереса к словам и окружающим вещам, явлениям, предметам, что и дало название этому периоду - «детских почемучек».

Учёные (А.М. Богуш, И.А. Зимняя, А.Н. Леонтьев и другие) сходятся во мнении, что под речевой активностью детей следует понимать следующие умения, которыми должен обладать ребёнок:

Слушать и понимать обращённую к нему речь;

Вступать в разговор и поддерживать его;

Отвечать на вопросы и спрашивать самому;

Уметь объяснять

Пользоваться разнообразными языковыми средствами;

Основными показателями речевой активности детей среднего дошкольного возраста являются:

Присутствие инициативы в речевой деятельности;

Поддержание и подкрепление инициативы, при наличии значимого «подкрепления» (яркой наглядности, игровой мотивации и т.д.)

Присутствие «умственного удивления» (любопытства, интереса и т.д.)

Высокая трудоспособность в речевой деятельности

Активизация речевой деятельности способствует умственному развитию ребёнка, обогащению словарного запаса, развитию речи, усвоению лексических единиц родного языка, способствует развитию воображения, мышления.

Модель развития речевой активности дошкольников

Таким образом можно сделать ВЫВОД: что все вышесказанное дает основание утверждать, что ознакомление детей с различными видами театра и непосредственное участие дошкольников в театрализованной деятельности ведет к повышению и эффективности речевого развития детей дошкольного возраста за счет комплексного аффективно-коммуникативного воздействия.

Цель данной работы: последовательно знакомить детей с различными видами театра, повышать речевую активность, развивать инициативу, самостоятельность в играх с куклами, развивать желание выступать перед детьми, родителями, сотрудниками ДОУ. Продукт совместной деятельности:

Практическая работа осуществляется на базе средней группы детского сада № 61 второй год по трём направлениям:

1 “Развивающая среда”,

2 “Дети”,

3 “Взрослые”.

Первое направление - формирование развивающей среды.

Это создание театрального уголка в группе, включающего в себя:

Настольный театр

Театр резиновой игрушки

Театр мягкой игрушки

Театр ложек

Плоскостной театр

Театр марионеток

Пальчиковый театр

Костюмы

Декорации

Театр конусной игрушки

Куклы- бибабо

Теневой театр

Театр “Варежка” и др.

Второе направление- это работа с детьми.

Она включает в себя творческую деятельность детей, как совместную с воспитателем (2 раза в неделю), так и самостоятельную. Это:

Игровое творчество

Песенное творчество

Танцевальное творчество

Импровизация на детских музыкальных инструментах.

При работе с детьми используются следующие методы: сочинение сказок, модификация сказок, сопровождение движений кукол песенкой, интерес и желание играть на музыкальных инструментах, интерес и желание танцевать.

Третье направление -- “Взрослые”. Это работа с родителями, специалистами ДОУ.

Она включает в себя:

Совместное посещение театров семьями и группой

Выставка театров разного вида

Создание мини музея игрушек сделанных своими руками

Совместное выступление детей и их родителей

Выступление кукольного театра

Семейные мини-спектакли

Изготовление фото альбомов и тд.

Практические наработки.

Театральные игры. Упражнения и этюды.

Чтобы быть естественным, необходимо найти ответы на вопросы почему, для чего, зачем я это делаю? Развивают эту способность упражнения и этюды на сценическое оправдание (умение объяснить, оправдать любую свою позу или действие нафантазированными причинами - предлагаемыми обстоятельствами). Тем самым в процессе работы повышается речевая активность ребенка.

Темы для таких маленьких спектаклей (этюдов) близки и понятны детям (Ссора, Обида, Встреча). Умение общаться с людьми в различных ситуациях развивают этюды на вежливое поведение (Знакомство, Просьба, Благодарность, Угощение, Разговор по телефону, Утешение, Поздравления и пожелания). С помощью мимики и жестов разыгрываются этюды на основные эмоции (Радость, Гнев, Грусть, Удивление, Отвращение, Страх).

Если этюды разыгрываются по сказкам, вначале необходимо определить характер героя (ленивый или трусливый, добрый или злой, глупый или умный) и сформулировать его речевую характеристику. Каждый сказочный персонаж обладает собственной манерой говорить, которая проявляется в диалогах и делает их живыми и естественными.

Работа над этюдами развивает многие качества, в том числе умение действовать в условиях вымысла и общаться, реагируя на поведение партнера.

Речевые игры и упражнения

Данный раздел объединяет игры и упражнения, направленные на развитие дыхания и свободы речевого аппарата, умение владеть правильной артикуляцией, четкой дикцией, разнообразной интонацией, логикой и орфоэпией. Сюда также включаются игры со словом, развивающие связную речь, творческую фантазию, умение сочинять небольшие рассказы и сказки, подбирать простейшие рифмы.

Таким образом, данные упражнения делятся на три вида:

Дыхательные и артикуляционные;

Дикционные и интонационные;

Творческие (со словом).

Работа над спектаклем

Создание спектакля с дошкольниками - очень увлекательное и полезное занятие. Совместная творческая деятельность вовлекает в процесс постановки даже недостаточно активных детей, помогая им повышать речевую активность, преодолевать трудности в общении.

Как правило, материалом для сценического воплощения служат сказки. Русские народные сказки несут в себе активизирующее воздействие как на речевую деятельность, так и эмоци ональную сферу ребенка.

Лексико-образную, поскольку формирует языковую культуру личности, активизирует и развивает внутреннюю слухоречевую память ребенка. При слушании и чтении сказок происходит интериоризация вербально-знаковых форм сказок, а при пересказе, драматизации - становление речевой культуры. Развиваются основные языковые функции - экспрессивная (вербально-образный компонент речи) и коммуникативная (способность к общению, пониманию, диалогу);

Кукольный театр

Ребенок с удовольствием берет в руки персонажа кукольного театра и от его лица рассказывает о своих мыслях . С помощью куклы он может выразить и отрегулировать собственные переживания. Кукла провоцирует детей на ведение диалога, что служит стимулирующим фактором для развития диалогической речи.


sites -> Міністерство освіти і науки України Державний заклад „Луганський національний університет імені Тараса Шевченка”
sites -> 12 грудня 2014 р. ІV всеукраїнська науково-практична конференція “Андріївські читання”
sites -> Методичні рекомендації для проведення виховних заходів в загальноосвітніх навчальних закладах
sites -> Перечень вопросов, по которым участники образовательного процесса (дети, родители, педагоги) могут получить консультации

© 2024
colybel.ru - О груди. Заболевания груди, пластическая хирургия, увеличение груди