20.03.2019

Статья безопасность в детском саду. Источники бытовых травм. Какие опасности подстерегают ребёнка


Юлия Буреева

«Организация работы по обеспечению безопасности в дошкольном образовательном учреждении». Не для кого не секрет что, дошкольное образование приобретает все большую социальную значимость. Родители начинают понимать, что дошкольный возраст – это важный период, который будет влиять на последующее становление детской личности. Но в современном мире никто не застрахован ни от техногенных катастроф, ни от стихийных бедствий. За последние годы в России увеличилось количество несчастных случаев с участием детей, которые оставались без присмотра взрослых.

На наш взгляд, только слаженная система работы , которая будет объединять между собой всех участников образовательного процесса, может решить данную проблему. И современная жизнь доказала необходимость обеспечения безопасности жизнедеятельности , потребовала обучения сотрудников ДОУ, родителей и воспитанников безопасному образу жизни в сложных условиях социального, природного и экологического неблагополучия. Задача безопасной организации жизнедеятельности всех участников образовательного процесса : детей, родителей, сотрудников в дошкольном учреждении - является приоритетной.

Необходимо создать условия для организации работы по обеспечению безопасности . И с этой целью в нашем детском саду используются такие технические средства как : система пожарной сигнализации, система пожарного мониторинга «Стрелец мониторинг» , аварийное освещение, ведется круглосуточное видео наблюдение.

Установлена кнопка тревожной сигнализации - система оперативного оповещения дежурных подразделений УВД о факте незаконного вторжения или проникновения в детский сад. В темное время суток имеется освещение.

В соответствии с правилами пожарной безопасности , в детском саду оборудованы эвакуационные выходы.

Активными участниками образовательного процесса являются родители и с целью повышения родительской компетентности в вопросах формирования основ безопасного поведения детей нами разработан целый комплекс мер с использованием различных форм, методов и приемов работы , таких как наглядная агитация – это информационные стенды

консультации для родителей, выпуск буклетов, памятки, стенгазеты. Активно работает сайт детского сада , на нем мы регулярно размещаем памятки с рекомендациями от Управления образования и Гражданской защиты.

С целью обогащения детских познаний в области безопасности большое внимание уделяется организации предметно-пространственной среды для детей, это наглядная информация в помещениях ДОУ.

Дидактические игры, разнообразные плакаты, книги, игрушки и другие методические материалы.

И безусловно, всем известно, что круг проблем, связанных с безопасностью ребенка , невозможно решить только в рамках детского сада. Успех в работе по безопасности детей , может быть достигнут, только при тесном контакте с родителями.

В своей педагогической деятельности мы активно используем такие формы работы как : показ открытых мероприятий, выставки совместных работ . Мини - собрания по проблемам безопасности , круглые столы. В группе активно ведет работу Семейный клуб «Наши Дети» .

Работа с детьми включает в себя не только формирование у детей представление об опасных факторах чрезвычайных ситуациях, но и воспитание навыков адекватного поведения в различных неординарных ситуациях. Ежеквартально проводятся тренировки по эвакуации детей.

С целью применения полученных знаний на практике мы используем разнообразные методы и приемы : игры-соревнования, развлечения «Царь огонь» , «Мой друг светофорик» .

Активно применяем интерактивные методы - Виртуальная экскурсия в троллейбусное депо.

Практическое занятие «Дружба с дорожными знаками» .

Комплексные занятие по дорожным знакам, дидактические игры по ПДД.

С большим удовольствием дети просматривают обучающие ролики, презентации и мультфильмы : Смешарики «Азбука пожарной безопасности » , «Правила поведения на дороге» .

Проводятся игровые занятия"Юный пожарный", «Чтобы не было беды» .

Моделирование и анализ проблемных ситуаций : «Пожар дома» , «Если ты потерялся» ; «Как бы ты поступил» .

Хорошей традицией в детском саду стали совместные праздники для детей и родителей Праздник «Безопасность на воде » .

Таким образом, в учреждении ведется систематическая работа по созданию безопасных условий обучения и воспитания, присмотра и ухода за воспитанниками, обеспечивающие жизнь и здоровье всех участников образовательного процесса в соответствии с действующим законодательством.

Публикации по теме:

Организация индивидуальной работы с детьми с ОВЗ (из опыта работы) В начале учебного года при проверке музыкальных способностей отмечается, что некоторые дети справляются с пропеванием данного звука, плохо.

Безопасность дорожного движенияактуальная тема в процессе воспитания дошкольников. На эту тему в нашем детском саду прошла выставка «Азбука.

Уважаемые коллеги работая в коррекционном ДОУ (дети с ОНР)пришла к выводу, использования здоровьесберегающих технологий в логопедической.

Опыт работы «Система работы учреждения по вопросам безопасности с детьми дошкольного возраста» Система работы по безопасности с детьми дошкольного возраста в МДОУ детском саду №27 «Солнышко» Ни для кого не секрет, что сложившаяся.

Организация работы кружка «Мяч» Организация работы кружка «Мяч» на тему «Учите детей играя!» Мяч – одна из самых древних и любимых игрушек во всех странах мира. Наблюдая.

Проблема безопасности жизнедеятельности человека признаётся во всём мире. Современная жизнь доказала необходимость обеспечения безопасности в детских садах, потребовала обучения сотрудников дошкольного образовательного учреждения (ДОУ), родителей и воспитанников безопасному образу жизни в сложных условиях социального, природного и экологического неблагополучия.

Особую тревогу мы испытываем за маленьких беззащитных граждан - дошколят. С первых лет жизни любознательность ребенка, его активность в вопросах познания окружающего, поощряемая взрослым, порой становится небезопасным для него.

Обеспечивается администрацией и работниками учреждения, а задача родителей знать и проконтролировать выполнение базовых требований техники безопасности в том заведении, в которое они собираются отдать или уже отдали ребенка. В случае выявления несоответствий родители должны уведомить об этом ответственных лиц. Почему родителям достался контроль лишь базовых требований? Потому что многие факторы лежат вне возможности и компетенции родителей.

У руководителя детского учебного заведения есть ряд механизмов, с помощью которых он может контролировать и повышать безопасность детей находящихся на территории ДОУ. При этом директор руководствуется общегосударственными и региональными законами, регламентирующими требования к детской безопасности. Для выполнения поставленных задач и соблюдения нормативов руководитель издает приказы, совершенствует образовательный процесс, нанимает необходимый персонал, дает соответствующие распоряжения работникам детского сада и привлекает подрядчиков. Родители также имеют право участвовать в организации и контроле обеспечения безопасности детей в детском саду.

Теперь подробнее и обо всём по порядку.

Какие же меры безопасности должны быть применены в детском дошкольном учреждении для недопущения трагических случаев?

Родителям следует обратить внимание, ведется ли в выбранном детском саду следующая работа.

Деятельность администрации по обеспечению безопасности в детском саду

  • охрана труда работников сада;
  • охрана жизни и здоровья детей (пожарная, бытовая, личная безопасность, профилактика дорожно-транспортных происшествий);
  • гражданская оборона;
  • антитеррористическая защита.

Работа по обеспечению безопасности в детском саду должна планомерно вестись в течение года: документация, наглядная агитация, проведение бесед с детьми и родителями, прохождение специальных курсов воспитателями, организация и проведение мероприятий, направленных на предупреждение террористических актов и т.п. Родители должны своевременно получать информацию о безопасности нахождения ребенка в стенах учреждения.

Режим безопасности внутри детского сада. Кто должен охранять спокойствие малышей?

На сегодня самым распространенным видом охраны является сторож или вахтер. Но один человек не сможет препятствовать проникновению группы лиц на вверенный объект. Существуют новейшие технологии, которые можно часто увидеть в садах и школах - турникет и видеонаблюдение. Еще более продвинутым способом является биометрический контроль – пропуск человека по отпечаткам пальцев. К сожалению, денежные средства на такие новейшие технологии защиты, государство не может выделить. Все закупается за счет спонсорских или родительских пожертвований. Поэтому самым востребованным методом охраны, на сегодняшний день, является организация охраны детского сада сотрудниками частных охранных предприятий (ЧОП).

Особое внимание следует уделить детской игровой площадке.

В ДОУ обязаны четко выполнять требования безопасности к оснащению территории детского сада:

  • оборудование, расположенное на территории (малые формы, физкультурные пособия и др.) дважды в год в обязательном порядке (при необходимости – чаще) осматриваются на предмет нахождения их в исправном состоянии с обязательным составлением актов проверки. Кроме того, воспитатели и администрация детского сада ежедневно должны вести проверку состояния мебели и оборудования групп и прогулочных площадок: они должны быть без острых углов, гвоздей, шероховатостей, выступающих болтов, вся мебель в группах и оборудование на участках должны быть закреплены;
  • игровые горки, лесенки должны быть устойчивы и иметь прочные рейки, перила, соответствовать возрасту детей и санитарным нормам;
  • в весенне-осенний период проводятся мероприятия по устранению перед началом прогулки стоялых вод после дождя, уборке мусора, приведению декоративной обрезки кустарников, вырубки сухих и низких веток деревьев и молодой поросли;
  • в зимний период проводятся мероприятия по очистке перед началом прогулки от снега и сосулек крыш всех построек, дорожек, детских площадок, ступенек крыльца, наружных лестниц от снега и льда, посыпанию песком;
  • воспитателями ДОУ в целях профилактики травматизма ведется контроль и страховка во время скатывания детей с горки, лазания, спрыгивания с возвышенностей, катания на лыжах в зимний период, проводится проверка выносного материала (лопаток, лыж, ледянок, вертушек);
  • инвентарь и игровое оборудование также должны соответствовать требованиям безопасности: детский инвентарь и игровое оборудование должно находиться в исправном состоянии, позволяющим соразмерять двигательную нагрузку в соответствии с сезоном года, возрастом детей и требованиями СанПиН.

Физическая безопасность детей в детском саду

Физическая безопасность каждого ребенка заключается в создании условий гарантирующих защиту здоровья и жизни детей на протяжении всего образовательного процесса. Угрозой в данном случае могут рассматриваться как внешние (террористические, криминальные, неадекватное поведение взрослых), так и внутренние (технические состояние зданий и территории, наличие опасных участков и предметов). Для обеспечения безопасного нахождения малышей необходимо систематически проводить контроль состояния ДОУ. Каждый работник детского сада должен иметь инструкции по взаимодействию со службами спасения и коммунальными службами. В первую очередь: полиция (милиция), скорая помощь, служба газа, пожарная и спасательная службы. Механизм взаимодействия с экстренными службами, план действий в случае ЧП, должны быть не только разработаны, но и проверены. Для этого, как правило, не реже чем два раза в год необходимо проводить тренировочные занятия по эвакуации, чтобы отработать четкие навыки у персонала и детей. Всегда надо учитывать региональные особенности и опасности связанные с этим.

Очень помогает в обеспечение безопасности детей установка «тревожной кнопки», для вызова групп быстрого реагирования правоохранительных органов или ЧОП, а также световой и звуковой сигнализации. Для персонала должно быть разработано методическое пособие по обеспечению безопасности на территории детского учебного заведения.

Детей отдавать разрешается только непосредственным родителям. Остальным людям можно отдавать детей только с предварительного письменного согласия родителей.

Таким образом, современное дошкольное образовательное учреждение представляет собой сложную систему, где главным звеном являются дети, которые требуют особого внимания. А мы, взрослые, должны подготовить ребёнка к встрече с различными жизненными ситуациями и где все, начиная от руководителя и заканчивая техническими работниками, должны осознавать и нести полную ответственность за сохранение жизни и здоровья, за безопасность доверенных нам детей.

Дополнительный материал по теме «Охрана образовательных учреждений»

Если при просмотре данного материала, у Вас возник собственный вопрос, то Вы можете воспользоваться сервисом консультаций по охране и задать его в одном из ниже предложенных разделов.

ТЕМЫ ОНЛАЙН КОНСУЛЬТАЦИЙ ПО ОХРАНЕ.

Справка дана Рябцевой Л. В.

Музыкальному руководителю.

09.11.2016 год

Заведующая МКДОУ

Соколова Т. И.

Обеспечение безопасности воспитанников во время пребывания в ДОУ

Приказ О безопасном функционировании МКДОУ д.с.с. Тимирязево

Календарный план подготовки и проведения противопожарной тренировки по действиям в случае возникновения пожара и других чрезвычайных ситуаций

Акт проведения практической обработки плана эвакуации

Приказ о противопожарных тренировках

Приказ об охране труда и технике безопасности

Приказ об установлении противопожарного режима

Приказ о создании добровольной пожарной дружины

Приказ об усилении мер пожарной безопасности во время проведения массовых мероприятий

Приказ о назначении ответственного за пожарную безопасность

Безопасные условия пребывания в образовательном учреждении – это, в первую очередь, условия, соответствующие противопожарным, санитарным и техническим нормам и правилам, возрастным особенностям дошкольников.

На сегодняшний день в ДОУ имеется:

1. Кнопка тревожной сигнализации.

2. Автоматическая пожарная сигнализация.

Основными направлениями деятельности администрации детского сада по обеспечению в детском саду является:

Пожарная безопасность;

Антитеррористическая защищенность;

Обеспечение выполнения санитарно-гигиенических требований;

Соблюдение норм и правил охраны труда.

В ДОУ имеются и поддерживаются в состоянии постоянной готовности первичные средства пожаротушения – огнетушители. Соблюдаются требования пожарной безопасности к содержанию территории, помещений ДОУ, эвакуационных выходов.

В целях обеспечения антитеррористической безопасности в детском саду установлен ряд правил.

Главной целью по охране труда в детском саду является создание и обеспечение здоровых и безопасных условий труда, сохранение жизни и здоровья воспитанников и сотрудников ДОУ.

Мероприятия по профилактике детского травматизма

1. В ДОУ четко выполняются требования безопасности к оснащению территории детского сада:

оборудование, расположенное на территории (малые формы, физкультурные пособия и др.) дважды в год в обязательном порядке (при необходимости – чаще) осматриваются на предмет нахождения их в исправном состоянии с обязательным составлением актов проверки. Кроме того, воспитатели и администрация нашего детского сада ежедневно ведут проверку состояния мебели и оборудования групп и прогулочных площадок: они должны быть без острых углов, гвоздей, шероховатостей, выступающих болтов, вся мебель в группах и оборудование на участках должны быть закреплены;

игровые горки, лесенки должны быть устойчивы и иметь прочные рейки, перила, соответствовать возрасту детей и санитарным нормам.

2. В весенне-осенний период проводятся мероприятия по устранению перед началом прогулки стоялых вод после дождя; уборке мусора; проведению декоративной обрезки кустарников.

3. В зимний период проводятся мероприятия по очистке перед началом прогулки от снега и сосулек крыш всех построек, дорожек, детских площадок от снега и льда, посыпанию песком.

4. Воспитателями ДОУ в целях профилактики травматизма ведется контроль и страховка во время скатывания детей с горки, лазания, спрыгивания с возвышенностей, проводится проверка выносного материала.

5. Воспитатели совместно с музыкальным руководителем организуют праздники, развлечения. Все эти мероприятия проводятся только после тщательного осмотра места проведения и используемого оборудования.

6. Инвентарь и игровое оборудование также должны соответствовать требованиям безопасности: детский инвентарь и игровое оборудование должно находиться в исправном состоянии, позволяющим соразмерять двигательную нагрузку в соответствии с сезоном года, возрастом детей.

Предупреждение детского травматизма в ДОУ

Требования к работникам дошкольного учреждения

Администрация дошкольного учреждения должна создать травмо-безопасную среду в дошкольном учреждении и обеспечить постоянный жесткий контроль за охраной жизни и здоровья детей, а также за строгим соблюдением требований техники безопасности.

Педагогическому персоналу следует быть предельно внимательным к детям, не оставлять их одних! Во время завтрака, обеда, полдника и ужина предупреждать возможные ожоги горячей пищей. Следить, чтобы дети во время приема пищи правильно пользовались ножом и вилкой, другими предметами.

Всегда надо помнить, что в работе с детьми первостепенное значение имеют личность педагога, его пример для окружающих, а также характер общения с другими воспитателями.

Обслуживающему персоналу запрещается:

  • привлекать детей к получению пищи с пищеблока, к раздаче жидких и других горячих блюд во время дежурства в группе;
  • оставлять в приемных и групповых комнатах, санитарных узлах ведра с горячей водой, дезинфицирующие растворы, химические моющие средства, а также инвентарь, предназначенный для уборки (тряпки, щетки и т. д.).
  • Медицинский работник должен проводить беседы с родителями, с педагогическим и техническим персоналом о профилактике травматизма, чаще напоминать о необходимости хранить спички, лекарства, режущие и прочие опасные предметы в местах, не доступных детям, систематически проверять содержание аптечек. Строго следить за тем, чтобы дети не приносили домой и в детский сад подобранные на улице или полученные от других детей различные опасные предметы. Особого внимания требуют электрифицированные игрушки и игры.

Медицинский работник должен вести четкий учет и анализ всех несчастных случаев и травм у детей данной организации в специальном журнале. Необходимо доводить до сведения коллектива дошкольной организации все случаи повреждения у детей, требуя обсуждения причин и обстоятельств получения травмы для дальнейшего устранения и исключения повторных случаев подобных травм.

Требования к организации и проведению занятий с детьми

Чтобы ребенок усвоил правила безопасного поведения и правильного обращения с окружающими его предметами, ему необходимы доступные, элементарные знания о свойствах этих предметов. Очень важно приучить ребенка к осторожности, которая отсутствует у детей дошкольного возраста, сформировать у него определенные установки, которые помогли бы сознательно избежать травмоопасной ситуации. Появление этих качеств обусловливается соответствующей воспитательной работой в детском саду и в семье, постоянным руководством и контролем со стороны воспитателей. В дальнейшем действия детей приобретают все более осмысленный характер. Дети должны своевременно овладевать навыками самообслуживания.

Воспитание навыков безопасного поведения у детей должно осуществляться в процессе всей активной деятельности: в играх, посильном труде, разнообразных занятиях, процессе ознакомления с доступными пониманию детей событиями и явлениями общественной жизни, с родной природой.

На всех занятиях и особенно на занятиях по ознакомлению с окружающим, в процессе конструирования, работы в уголке природы и на участке дети не только овладевают навыками работы, но и познают правила безопасного обращения с различными предметами, учатся применять свои знания в различных жизненных ситуациях.

Дети должны твердо знать, что играть со спичками, огнем, электрическими приборами, открывать краны газовой плиты строго запрещено.

Не рекомендуется применение спичек и в качестве материала для детских поделок. На занятиях по ручному труду уместно ознакомить детей со свойствами различных материалов и инструментов, которые используются для работы с ними.

В процессе игр важно приучать ребят к соблюдению элементарных правил поведения – уступить, пропустить, предупредить и т. д. Необходимо, чтобы дети овладели умениями и навыками работы с игровым строительным материалом, а в среднем и старшем дошкольном возрасте – с бумагой и природным материалом (уметь правильно пользоваться ножницами и другими инструментами).

В помещении, на участке детского сада, во время работы в уголке природы детей следует обучать навыкам бережного обращения с животными и растениями, правилам ухода за ними. В уголке природы не должно быть ядовитых растений, с колючими и острыми листьями и плодами.

Необходимо знакомить детей с произведениями художественной литературы, отражающими данную тематику.

Формы работы с дошкольниками могут быть самыми разнообразными: занятия в группе с использованием наглядного материала, беседы воспитателя, экскурсии, прогулки по городу, в лес, на речку, в поле и т. д.

Детям нужна правдивая, убедительная информация, которая захватила бы ребят и заставила самих думать, рассуждать, делать правильные выводы. Восприятие такой информации, как показала практика, будет более полным и глубоким, если она будет подкреплена зрительным образом, рисунком. Ребенок, посмотрев рисунок, сопоставляет изображенное в нем с тем, что видит сам в жизни. Он получает возможность реально оценивать ситуацию, рассуждать, анализировать, учиться наблюдать. При этом сама картинка становится более понятной и доступной, она как бы входит во внутренний мир ребенка, изменяя его поведение и помогая формированию необходимых навыков, воспитанию привычки правильно пользоваться предметами быта.

Дети сами дают прекрасный фактический материал для бесед. Их творческие рассказы и рисунки всегда привлекают своеобразием видения мира, верностью восприятия мелких реалистических деталей, на которые взрослые зачастую не обращают внимания. Такие беседы оставляют у детей яркие впечатления, оказывая большое эмоциональное воздействие. На занятиях можно использовать экспозиции детских рисунков, подобрав их по тематике и хорошо оформив.

Воспитателю надо так построить беседу, чтобы в ходе ее ребенок открывал для себя что-то новое, интересное, а порой и загадочное. Это интригует ребят, а неожиданные смешные моменты ассоциируются с различными ситуациями из их собственного опыта. Обычно все дети активно участвуют в беседе. Примеры из жизни хорошо убеждают их в реальности представленного сюжета, его достоверности и типичности. Дети рассуждают, спорят, доказывают, делают полезные для себя выводы. После обсуждения каждой травмоопасной ситуации воспитатель побуждает детей высказывать свои предложения о том, как можно избежать этой ситуации, в чем ошибки персонажа сюжета. В конце беседы после рассматривания иллюстративного материала дошкольники подводятся к самостоятельному выводу – как вести себя в аналогичной ситуации, какие принять меры предосторожности. По окончании занятия для закрепления информации спрашивают детей, что им больше всего понравилось из выставки картинок или рисунков.

Использование наглядности способствует более прочному усвоению материала и формированию у дошкольников понятия о детском травматизме, об эталонах опасности, помогает облегчить тяжесть детских травм и снизить их число до минимума. Дети учатся управлять своим поведением дома, на улице, во дворе, в детском учреждении, в общении с живыми объектами. Дети, хорошо информированные о наиболее распространенных, типичных травмоопасных ситуациях, стараются не рисковать в подобных случаях, сдерживают свои желания и даже останавливают других детей, когда те в результате шалости могут получить повреждение.

Оборудование и материалы

Основным оборудованием для проведения занятий с детьми являются серии картин, изображающих различные опасные ситуации из жизни детей. В зависимости от местных условий, климата, а также времени года можно дополнить тему иллюстрациями и примерами из жизни детей, проживающих в данной местности.

Большую помощь в изготовлении рисунков могут оказать родители, шефствующие организации и школьники.

Темы для рисунков или иллюстраций могут быть самыми различными: "Ушибы упавшими сверху предметами", "Падения с высоты", "Опасные ситуации при катании на велосипеде (самокате)", "Ранения острыми предметами" и другие в соответствии с приведенной выше классификацией и местными условиями.

Работа детского сада с семьей

Работа по снижению детского травматизма не будет полноценной и эффективной без активной помощи родителей. В семье ребенок делает первые шаги, в семье приобретаются первые навыки и умения, формируются привычки.

Проводя работу с родителями, необходимо помочь им осознать всю важность и значение их непосредственного участия в охране здоровья своего ребенка, личной и социальной ответственности за него. Важно убедить родителей в том, что они могут обучить детей избегать опасных ситуаций, влекущих за собой получение травмы. Нужно построить работу так, чтобы родители задумались над этой проблемой и поняли, что опасные ситуации встречаются довольно часто и не исключена возможность травмы у собственного ребенка.

Не следует диктовать родителям, как им поступать, и декларировать известные истины. Необходимо доходчиво разъяснять те факты, которые лежат в основе поведения, у истоков детских травм, убедить в том, что многое можно предотвратить.

Нужны знания о психологических особенностях и физиологических возможностях ребенка на всех возрастных ступенях дошкольного возраста, которые являются предпосылками поведения ребенка в окружающем мире, но при этом необходимо учитывать и местные условия.

Таким образом, работа с родителями должна строиться с учетом возраста детей и ориентироваться на конкретную аудиторию, а не вообще на родителей.

Прежде всего, необходимо определить учебно-воспитательные задачи.

Главными из них являются:

  • расширение знаний родителей о психофизиологических особенностях ребенка данного возраста, его поведения в окружающей среде;
  • воспитание чувства ответственности, наблюдательности, внимания, предусмотрительности, осторожного обращения с ребенком;
  • формирование представлений о наиболее частых, типичных ситуациях в жизни детей данного возраста; какие и когда возможны повреждения;
  • обучение необходимым приемам оказания первой помощи пострадавшему ребенку;
  • чем и как заниматься с ребенком дома.

Тема детского травматизма – деликатная. Чтобы ее раскрыть, необходим особый подход, хороший иллюстративный конкретный материал, отработанная методика преподнесения информации.

Знакомя родителей с общими педагогическими и медицинскими требованиями, необходимо учитывать специфику той или иной семьи, каждого ребенка, но при этом могут возникнуть такие вопросы, обсуждение которых следует проводить не при широкой аудитории, на общем собрании, а в индивидуальной беседе.

Необходимо систематически проводить с родителями беседы о возможных случаях травматизма в помещениях, на улице, у реки, об опасности игры с огнем, о правилах поведения на дорожно-транспортных магистралях. Нужно объяснить родителям, какие последствия влекут за собой падения с высоты, отравления, серьезные ранения, ожоги, избегая в беседе сугубо медицинских терминов.

Многие родители приводят пострадавших детей к хирургу после того, как сами лечили повреждения (ушибы, ожоги, укусы, ссадины), а некоторые совсем не обращаются за медицинской помощью, обходясь домашними средствами. В таких случаях необходимо информировать родителей о правильном оказании первой помощи при повреждениях, указать, когда необходимы прививки от столбняка, и дать другие рекомендации.

Предлагая родителям рекомендации, чем и как заниматься с ребенком дома, обязательно нужно обратить внимание на то, что у ребенка-дошкольника мышление образное. Ему недостаточно одного объяснения, так как у детей нет необходимого опыта, и они не представляют себе в полной мере последствия своих поступков. Детям нужен наглядный материал, показ. Рисовать профессионально не обязательно, достаточно просто изобразить опасную ситуацию и прокомментировать ее, а затем вместе с ребенком сделать правильный вывод. Дошкольники с удовольствием раскрашивают контурные копии, объясняя при этом содержание сюжета своим младшим братьям и сестрам. Можно постепенно приучить ребенка быть внимательным, аккуратным, отучить от дурных привычек (грызть ногти, карандаши, ручки и т. д.), обучить правильному обращению с бытовыми приборами, ножом и многими другими полезными вещами, которые при неправильном использовании могут стать чрезвычайно опасными.

Беседуя с родителями, желательно использовать диапозитивы с изображением типичных опасных ситуаций.

Не следует перегружать аудиторию информацией, надо использовать лишь ту, которая делает материал интересным, привлекающим вниманием, а главное – убедительным и запоминающимся.

В условиях сельской местности, где дошкольники начинают рано и самостоятельно общаться с природой, а также при выездах на дачу, загородную прогулку возможны отравления детей ядовитыми растениями и грибами. Поэтому перед началом летнего сезона воспитатель или медицинский работник проводит с родителями и детьми беседы на данную тему, дает советы, как научить ребят отличать полезные для здоровья человека растения от вредных, съедобные грибы от несъедобных. Кроме того, надо объяснить детям, что необходимо быть предельно внимательными при общении с живыми объектами природы, так как возможны укусы насекомых, змей.

Необходимо особо предостеречь родителей от предоставления детям излишней самостоятельности при купании в водоемах, катании с ледяных горок на санках, коньках, прогулках в лес без присмотра старших.

Оформление уголка по профилактике травматизма

В каждой возрастной группе оформлен уголок по предупреждению травматизма у детей. Это папка-передвижка с рекомендациями для родителей. Материалы периодически меняться в зависимости от времени года, так как детский травматизм отличается сезонностью.

Например, весной чаще бывают ожоги пламенем от костров, которые разжигаются с целью уничтожения мусора во дворах. Укусы собак чаще всего регистрируются в мае. Выпадения из окон, падения с балконов также чаще встречаются весной, когда открываются окна после зимы. Летом – падения с велосипедов, самокатов, качелей, со стогов сена; утопления. Осенью – падения с деревьев при сборе фруктов, орехов; переохлаждения. Зимой – падения с санок, при катании на лыжах, коньках; ушибы шайбой во время игры в хоккей, снежками, кусками льда; падения в прорубь, обморожения.

Оформление стендов должно быть ярким, красочным, хорошо иллюстрированным, привлекающим внимание. Стенд можно разместить в вестибюле или раздевальной комнате той или иной возрастной группы, где часто бывают родители.

Контроль и руководство работой по профилактике травматизма у детей

Заведующий и медицинский персонал дошкольного учреждения осуществляют контроль и руководство работой по предупреждению травматизма у детей. Заведующий несет ответственность за обеспечение безопасных условий для жизни и здоровья детей каждой возрастной группы в помещении и на участке, воспитание навыков безопасного поведения детей в окружающей обстановке, повышение роли семьи в деле охраны жизни и здоровья детей, а также организует учет и регистрацию всех несчастных случаев с детьми во вверенном ему дошкольном учреждении.

В целях повышения эффективности профилактической работы в детском саду заведующий руководствуется соответствующими инструкциями и программно-методическими документами и осуществляет контроль за ее проведением в тесном контакте с медицинским персоналом.

Целенаправленный контроль заведующий сочетает с ежедневным обходом дошкольного учреждения – с него должен начинаться рабочий день. Цель ежедневного обхода – проверить соответствие гигиенических и педагогических условий детского сада требованиям безопасности пребывания детей и взрослых, а также подготовку персонала к рабочему дню. Такой контроль повышает чувство ответственности каждого сотрудника за качество своей работы.

Ответственность за техническое состояние здания дошкольного учреждения несет заведующий хозяйством. Осмотры технического состояния здания должны проводиться систематически, а результаты – оформляться актом с перечислением выявленных недостатков, указанием сроков их устранения и записью ответственных лиц. Исполнение решений должно находиться под постоянным контролем заведующего дошкольным учреждением.

Для того чтобы работа по профилактике травматизма в дошкольной организации была более эффективной, заведующий должен поддерживать тесные контакты с детской поликлиникой, органами санитарного просвещения.

Заведующий дошкольным учреждением вместе с воспитателями несет персональную ответственность за создание травмобезопасных условий, предупреждение травматизма, а также за каждый несчастный случай, происшедший в детском саду.

* Детский сад оборудован системой автоматической пожарной сигнализации.

* Территория детского сада по всему периметру ограждена забором с запирающимися воротами; входные двери закрываются на засов.

* В ночное время помещения детского сада охраняются сторожами.

* С детьми регулярно проводятся беседы по правилам поведения в детском саду и на прогулках, о поведении во время чрезвычайных ситуаций.

* С сотрудниками детского сада 2 раза в год проводятся инструктажи по охране жизни и здоровья детей.

* Каждый сотрудник несет персональную ответственность за безопасность воспитанников во время нахождения в детском саду.

* С сотрудниками и воспитанниками ДОУ два раза в год проводятся учебные тренировки эвакуации детей из здания в случае возникновения пожара или ЧС.


Проблема безопасности маленьких детей жизненно важна. Родители, не уделяющие обучению личной безопасности дошкольников, могут столкнуться с угрозой для жизни ребёнка, подвергая его риску во многих ситуациях. Многие пытаются не думать о плохом, перекладывают ответственность по просвещению малыша на воспитателя детского сада, няню и даже догадливость самого ребёнка. Дошкольник понимает далеко не всё, а безопасности нужно учить с детства. Какие опасности подстерегают кроху и как родителям научить его безопасному поведению, читайте в нашей статье.

Какие опасности подстерегают ребёнка?

Маленькому исследователю мир кажется огромным. Каждый день малыш открывает для себя что-то новое, сталкиваясь с препятствиями и неудачами, достигая новых результатов и побед. Давайте посмотрим, какие опасности таит в себе мир, окружающий дошкольника.

  1. Ребёнок один дома.

В каком возрасте ребёнка уже можно оставлять одного? Тут всё индивидуально. Имеет важность возраст ребёнка, уровень его самостоятельности и степень вашего ему. Как только вы решили приучать ребёнка оставаться на какое-то время одному дома, обратите внимание на некоторые важные детали:

  • Научите ребёнка пользоваться телефоном. Напишите телефоны родителей и служб безопасности на видном месте. Объясните правила безопасности общения по телефону с незнакомыми людьми.
  • Учите запоминать и произносить своё имя, а также имена родителей, адрес, номер телефона.
  • Поместите опасные для ребёнка предметы в недоступную для него зону (лекарства, бытовую химию, режущие предметы, спички).
  • Перед уходом проверяйте, выключили ли вы газ и электроприборы.
  • Учите ребёнка технике безопасности с газовыми и электроприборами.
  • Объясните, как опасны для ребёнка спички и розетки.
  • Выходя, тщательно закрывайте окна, балконы и входную дверь.
  • Объясните ребёнку, что нельзя открывать дверь незнакомцам.
  1. Ребёнок и посторонние.

Известно, что злодеи нередко использует доверчивость и наивность детей. По большей мере в это виноваты родители, не объясняющие крохе с ранних лет правила поведения с незнакомцами. Чтобы научить малыша осторожности, нужно доступно донести ему информацию, что все, не являющиеся родственниками, - посторонние люди (даже если они появляются дома).

  1. Ребёнок и лифт.

Лифт кажется дошкольнику весёлым аттракционом, на котором можно прокатиться. Чтобы избежать травматических ситуаций, ребёнку следует объяснять правила эксплуатации лифта. Учите, что делать, если лифт застрял, как безопасно вести себя в лифте, стоит ли заходить в лифт с посторонними.

  1. Ребёнок на улице.

Улица несёт множество опасностей для ребёнка, даже если он гуляет под присмотром родителей или няни. Обращайте внимание на то, насколько комфортна и безопасна детская площадка, где гуляет ребёнок, далеко ли проезжая часть, есть ли опасности во дворе (подвалы, люки, машины, подозрительные компании, бродячие или домашние животные).

  1. Ребёнок в общественных местах.

Отправляясь с ребёнком в магазин или на рынок, посещая праздники и спортивные соревнования, задумайтесь, как обезопасить его в местах скопления людей. Дошкольника нужно научить, как вести себя, если он потерял из виду родителей.

К этому перечню можно добавить ещё поведение дошкольника на воде, на солнце, на льду, в поездках, экстремальных ситуациях, общение с животными.

Опасности дома

Информация о несчастных случаях, происходящих с детьми, повергает в шок многих родителей и заставляет их более внимательно относиться к детской безопасности. Родителям следует помнить, что опасность находится практически у них под носом – дома.

Квартира или дом – это первое место, где ребёнок начитает развиваться и . Пока кроха под присмотром – с ним будет всё порядке. Здравый смысл родителей и их забота о ребёнке оградят его от опасностей. Но как только малыш начинает самостоятельно передвигаться по дому, он сразу рискует встретить неприятности и опасности.

«А знаете ли вы, что дети, исследуя дом и свои возможности, ежедневно залезают в самые невероятные места и берут совершенно не предназначенные для малышей предметы?»

Известно, что самой большой опасности получить какую-либо травму подвергаются дети до 4 лет. Малышу достаточно секунды, чтобы проглотить таблетки или мелкие предметы, схватить нож и порезаться, обжечься. Как только кроха начинает ползать, родителям нужно изучить жилище для того чтобы исключить доступность опасных предметов и снизить возможность травматических ситуаций.

Источники бытовых травм:

  • лекарства
  • бытовая химия
  • горячие предметы и огонь
  • скользкие полы
  • острые углы

Как сделать родителям жизнь малыша дома безопасной?

  1. Старайтесь не оставлять детей без присмотра. Если не можете быть рядом с малышом постоянно – приобретите видеоняню.
  2. Не держите на видном месте моющие средства (под раковиной) и лекарства (в тумбочке).
  3. Помогайте ребёнку мыться в ванне.
  4. Уберите подальше от малыша спички и зажигалки, ножи, ножницы и иглы.
  5. Оставляя ребёнка одного в комнате, убедитесь, что окна и балконные двери закрыты. Москитные сетки не спасают от падения.
  6. Острые углы закройте специальными накладками, розетки – заглушками, а двери придерживайте фиксаторами.
  7. Демонстрируйте хороший пример сами: не высовывайтесь из окон, не сидите на краю ванны.

«Совет. Можно использовать наглядный пример, рассказав историю о ребёнке, который съел таблетки и попал в больницу».

Безопасная прогулка

Чтобы сделать прогулку дошкольника приятной, нужно позаботиться о его безопасности :

  1. Присматривайте за ребёнком или договоритесь об этом с соседями, гуляющими с детьми.
  2. Выбирайте , подальше от шоссе.
  3. Внимательно следите за малышом у качелей, на горках и других аттракционах. Учите ребёнка быть осторожным, приближаясь к качелям.
  4. Будьте внимательны, переходя дорогу с коляской. Соблюдайте правила дорожного движения и учите им ребёнка.
  5. Объясняйте ребёнку, что нужно следить, не едет ли машина во дворе. Не разрешайте доставать мяч из-под машины.
  6. Обучите технике безопасности при катании на самокате и велосипеде.
  7. Не позволяйте ребёнку приближаться к животным – бродячим или чужим. Они могут оказаться злобными.


Если ребёнок потерялся

Представьте себе, что ребёнок потерялся. Это может произойти в магазине, на прогулке, на массовом мероприятии или даже в детском саду. Ребёнок теряет маму из поля зрения, решает, что его забыли, и отправляется на поиски или домой. Чтобы предупредить такие случаи, нужно научить малыша важным правилам :

  1. Ребёнок должен знать, что если он , родители не уйдут без него и будут искать его на месте происшествия. Объясните малышу, чтобы он оставался на месте и не бежал никого догонять.
  2. Если вы на прогулке, объясните дошкольнику, где вы будете ждать его, когда он набегается на площадке или в парке.
  3. Ребёнок старше трёх лет уже может запомнить свои фамилию, имя и адрес.

«Совет. Собираясь на прогулку или экскурсию, вложите малышу в кармашек записку с именами и координатами родителей».

Навыки безопасности

Как же должны родители подготовить ребёнка дошкольного возраста, чтобы сделать жизнь малыша безопасной? Не надо полагаться на случай или на воспитателей детского сада. Отнеситесь внимательно к знаниям малыша по безопасности жизнедеятельности.

Объём знаний по безопасности для дошкольника:

  • Ребёнок дошкольного возраста должен понимать, какая ситуация опасна, а какая - нет.
  • Малыш должен уяснить, что существуют опасные люди, явления, предметы, действия.
  • Кроха должен понимать, что такое «здоровье» и суть повреждений организма.
  • Ребёнок дошкольного возраста должен знать данные о себе (фамилию, имя, адрес, имена родителей).
  • Малышу должны быть известны правила безопасности, когда он находится дома. Он должен понимать опасность огня, электрического тока, горячих приборов, окон. Ребёнок должен быть проинформирован, что не должен открывать дверь незнакомцам и разговаривать с ними по телефону.
  • Ребёнок должен понимать основы безопасного поведения на улице: не поднимать шприцы и бутылки, осколки, не вступать в беседу с посторонними и никуда с ними не ходить, не брать ничего из рук незнакомцев, не приближаться к собакам, не лазить высоко.
  • Малыш должен быть знаком с правилами пребывания в детском саду: не убегать за пределы сада, спокойно играть с детьми, слушаться воспитателя.
  • Ребёнка нужно знакомить с правилами поведения в опасных ситуациях (пожарах, отравлениях газом, поражениях электротоком, землетрясениях, наводнениях, ударах молнией, ураганах и т.д.).
  • Ребёнок дошкольного возраста должен знать правила поведения на дороге и основные понятия: «зебра», «светофор», «красный свет», «подземный переход» и т. д.
  • Малышу нужно рассказывать о правилах безопасности, находясь , на льду, у воды.
  • Дошкольника нужно обучать базовым принципам здорового питания и укрепления организма. Ему нужно объяснять, что является полезным, а что - нет.


Во всех ситуациях ребёнок должен чётко понимать, что безопасность - это главное, и во многом она зависит от него. А от родителей зависит, насколько он уяснит правила безопасности в различных жизненных ситуациях.

Статья « Безопасность ребёнка в детском саду и дома».

Сложившаяся в современном мире социальная и экологическая обстановка вызывает беспокойство у людей всей планеты. Особую тревогу мы испытываем за её самых беззащитных граждан – маленьких детей.

Задача педагогов и родителей состоит не только в том, чтобы оберегать и защищать ребёнка, но и в том, чтобы подготовить его к встрече с различными сложными и опасными жизненными ситуациями . Все мы знаем, что правила поведения и меры безопасности напрямую связаны с условиями, в которых находится человек.

Современный город и сельская местность, привычная домашняя обстановка - диктуют различные способы поведения и меры предосторожности.

Дошкольный возраст – важнейший период формирования у детей знаний о правилах безопасного поведения, о здоровом образе жизни. Это период развития личности, когда ребёнок находится в полной зависимости от окружающих его взрослых – родителей и педагогов. Зачастую, оказавшись в различных неожиданных ситуациях на улице и дома, дети могут растеряться. Как обеспечить безопасность и здоровый образ жизни ребёнка? Каковы основы безопасности жизнедеятельности детей?

Главную цель, родителей и педагогов детского сада, мы видим в воспитание здорового, всесторонне развитого человека. Важно:

1) дать детям необходимую сумму знаний об общепринятых нормах

поведения;

2) научить ребёнка адекватно, осознанно действовать в той или иной

обстановке;

3) помочь дошкольнику овладеть элементарными навыками поведения

дома, на улице, в парке, и в транспорте;

4) развивать у ребёнка самостоятельность и ответственность.

Решение задач обеспечения безопасного, здорового образа жизни, возможно при постоянном общении взрослого с ребёнком на равных. Вместе обсуждая проблему, ведем диалог с детьми, познаем и делаем открытия, удивляемся и ищем выход из трудного положения. Дошкольники постоянно нуждаются в защите и любви со стороны взрослых. В семье родители формируют у детей уверенность в себе и своих возможностях, знания об осторожном обращении с опасными предметами и правильном поведении при контактах с незнакомыми людьми, ценностные ориентиры и мировоззрение.

В детском саду при помощи игры, целевых прогулок, бесед, театрализованных представлений, без нравоучений и назиданий вводим ребёнка в мир, таящий в себе столько неожиданностей. Учим наших воспитанников осторожному поведению везде, где подстерегают опасности: дома, на улице, у воды, в лесу, при встрече с животными.

Развивая основы экологической культуры ребёнка, бережного отношения его к природе, к познанию функций человеческого организма формируем ценности здорового образа жизни. Совместно с семьёй, раскрываются нами проблемы безопасного поведения во дворе, на улице, в городском транспорте. Для формирования основ безопасности, используем различные формы и методы (стихи, загадки, пословицы и поговорки), с учетом индивидуальных возрастных особенностей. Также, создаем условия для активной поисковой и творческой деятельности детей, стимулируем у них развитие самостоятельности и ответственности. Необходимо выделять такие правила поведения, которые должны неукоснительно выполниться ребенком, так как от этого у них зависит здоровье и безопасность.

Известно, что любую опасность легче предвидеть и избежать, поэтому ребенок должен понимать, что именно может быть опасным в его окружении, в общении с другими людьми.

Важно, чтобы наши воспитанники научились применять на практике и в реальной жизни всё - чему их научили в важный период – в период дошкольного детства!


© 2024
colybel.ru - О груди. Заболевания груди, пластическая хирургия, увеличение груди