14.02.2019

Что означает родители не раздражайте детей союз. Аномалии родительской любви: «Отцы, не раздражайте детей ваших. И отцы, не раздражайте чад своих, но воспитовайте их


Служение детям - это служение Богу. «Так как вы сделали это одному из сих братьев меньших, то сделали Мне» (Мф. 25, 40). Наш Господь Иисус Христос отождествляет Себя с детьми. «Кто примет одно такое дитя во имя Мое, тот Меня принимает; а кто соблазнит одного из малых сих, верующих в Меня, тому лучше было бы, если бы повесили ему мельничный жернов на шею и потопили во глубине морской… Смотрите, не презирайте ни одного из малых сих; ибо говорю вам, что Ангелы их на небесах всегда видят лице Отца Моего Небесного» (Мф. 18, 5–6,10). Отношение к детям определяет ваше отношение к Господу нашему Иисусу Христу! Равнодушие к детям - это равнодушие к Нему. Проклинаешь, поносишь, злословишь своего ребенка - проклинаешь, поносишь, злословишь Господа. Благословляешь детей - благословляешь Господа.

Пусть каждый из нас станет примером, достойным подражания, эталоном нравственной чистоты и христианского достоинства!

Сегодня мы должны пересмотреть свое отношение к детям. Если они постоянно мешали нам и обременяли нас, давайте молиться, чтобы Бог обратил наши сердца к ним, чтобы они стали для нас предметом пристального внимания, любви и служения.

МУДРОСТЬ РОДИТЕЛЬСКОЙ ПЕДАГОГИКИ

И вы, отцы, не раздражайте детей ваших, но воспитывайте их в наставлении Господнем

Послание к Ефесянам, 4, 6

Обуздывать, исправлять, воспитывать - это не право выбора, это серьезное требование Отца Небесного ко всем земным отцам и матерям. Они в ответе за своих детей. Приоритет ответственности, безусловно, принадлежит родителям и только родителям.

Откроем страницы Священного Писания и приведем некоторые выдержки: «Дети, будьте послушны родителям (вашим) во всем, ибо это благоугодно Господу. Отцы, не раздражайте детей ваших, дабы они не унывали» (Кол. 3, 20–21). «Дети, повинуйтесь своим родителям в Господе, ибо сего требует справедливость. «Почитай отца и мать» , - это первая заповедь с обетованием: «Да будет тебе благо, и будешь долголетен на земле» . «И вы, отцы, не раздражайте детей ваших, но воспитывайте их в учении и наставлении Господнем» (Еф.6, 1–4).

В этих главах Апостол Павел вскрывает очень серьезную проблему. Взаимоотношения с детьми носят обоюдный характер, - «дети будьте послушны родителям» , и «отцы, не раздражайте детей ваших», - как две чаши весов. В зависимости от того, насколько эти чаши будут сбалансированы, настолько семья будет мирной и гармоничной.

«Отцы, не раздражайте детей ваших» . Апостол Павел делает серьезный акцент на этой фразе. Безусловно, это в равной степени относится и к матерям. Если Апостол предупреждает, значит, он встречал в своей жизни подобные случаи. Он бывал в различных семьях, видел различные школы воспитания, - и либеральные, и тоталитарные. Нередко на его глаза попадались «блюстители порядка» - нервные раздраженные отцы с розгами в руках. Корректируя слабые стороны подобной педагогики, Апостол Павел неоднократно подчеркивал эту мысль: «Отцы, не раздражайте детей ваших, но воспитывайте их» (Еф. 6, 4), «дабы они не унывали» (Кол. 3, 21).

Апостол Павел выражает абсолютное согласие по этому поводу: «Солнце да не зайдет во гневе вашем» (Еф. 4, 26), как и Апостол Иаков: «Гнев человека не творит правды Божией» (Иак. 1, 20).

Если родитель воспитывает детей в Слове Божием, они никогда не будут раздражаться и унывать. Прежде чем воспитывать детей в учении Господнем, сначала нужно самому пропитаться им. «Вникай в себя и в учение, занимайся сим постоянно; ибо так поступая и себя спасешь и слушающих тебя» (1Тим. 4, 16). Вот где кроется ключ успешного воспитания. Учи ребенка своими реальными поступками, своею жизнью тем правилам, по которым живешь сам. Если родители пытаются учить детей заповедям Божьим, а сами их попирают, то воспитание становится болтовней и пустословием, которые никогда никого не изменят. Кроме раздражения и глухого ропота в этом случае ничего не добьешься от воспитанников. Детям нужны не слова, а образцы для подражания.

«Если рождаемые тобой дети получат надлежащее воспитание и твоими заботами наставлены будут в добродетели, это будет началом и основанием твоему спасению, и, кроме награды за собственные добрые дела, ты получишь великую награду и за их воспитание», - сказал св. Иоанн Златоуст. Цель воспитания - не скучные длинные лекции, не нравоучения, но реальная жизнь, любовь от чистого сердца, добрая совесть, нелицемерная вера. Вот что исправит и изменит, и привьет любовь к Богу. Берегитесь в воспитании пустословия: речей, не подкрепленных ни делами, ни мудростью. Гнев порождает гнев, ярость - ярость, тупость - тупое противостояние.

Ребенок нечаянно разбил вазу. Грозный отец пристает к нему с бессмысленным вопросом:

Ты зачем разбил вазу?

Я не разбивал вазу, она сама разбилась.

Ты еще обманывать меня вздумал? Отвечай, зачем разбил вазу?

Я не хотел…

Нет, признавайся, зачем разбил вазу?

Раздражение ребенка нарастает, потому что он не знает, как отвечать. Ярость отца усиливается, потому что нет правильного ответа. Терпение может лопнуть. Однажды отец может услышать сорвавшийся детский фальцет: «Папа, ты что, дурак?». Каков вопрос - таков ответ. Какая уж там любовь от чистого сердца. Лишь взаимное ожесточение, конфликт, срыв, взрыв, оскал, скандал.

Отцы, не раздражайте детей, задавайте им вопросы, на которые сами смогли бы ответить. Господь никогда не задавал глупых вопросов, не проявлял гнева по отношению к детям.

Все, что мы делаем без любви, - медь звенящая и кимвал звучащий. Взрослым гораздо легче свалить всю вину на детей, обвинить их во всех смертных грехах: «Они оскорбляют нас. Они бунтуют, непослушны, неблагодарны. Никакого почтения и уважения!!!».

Как важно родителям оставаться самокритичными и ходить перед Богом не только в церкви, но и дома, когда перед ними провинившийся ребенок, а в руках ремень.

Священное Писание не отрицает необходимости строгости и телесного наказания в воспитании детей. «Кто жалеет розги своей, тот ненавидит сына; а кто любит, тот с детства наказывает его» (Прит. 13, 25), «Глупость привязалась к сердцу юноши, но исправительная розга удалит ее от него» (Прит. 22, 15), «Розга и обличение дают мудрость; но отрок, оставленный в небрежении, делает стыд своей матери» (Прит. 29, 15). Однако же Слово Божие призывает исследовать себя, проверять свои пути, сердце, совесть. Главный мотив наказания - вера, движимая любовью. «Кого я люблю, тех обличаю и наказываю» (Откр. 3, 19). Если мотивы чистые, если совесть добрая, если вера нелицемерная, не жалей розги твоей и «наказывай сына своего, доколе есть надежда, и не возмущайся криком его» (Прит. 19, 18).

В любви нет страха. «Если накажешь его розгою, он не умрет: ты накажешь его розгою, и спасешь душу его от преисподней» (Прит. 23, 13–14). Лучше в пять лет ремень от любящей руки отца, чем в двадцать пять - тюремный срок.

О необходимости поиска баланса между родительской строгостью и родительской любовью пишет святитель Иоанн Златоуст: «Бог не попустил, чтобы дети лишены были естественного расположения к ним родителей, и, в то же время, не все предоставил этому расположению. Если бы родители любили своих детей отнюдь не по естественной необходимости, а только за их нравы и добрые поступки, тогда ты увидел бы многих детей изгнанными из родительских домов за свою небрежность и род наш расстроенным. С другой стороны, если бы Бог все отдал во власть природы и не попустил родителям ненавидеть даже и злых детей, напротив, и будучи оскорбляемы детьми и терпя от них тысячи неприятностей, отцы по естественной необходимости должны бы были оставаться ласковыми к дерзким и оскорбляющим их детям, тогда род наш дошел бы до крайнего нечестия.

Сделав увещание, какое нужно было, детям, (апостол) переходить к отцам, говоря: «И вы, отцы, не раздражайте детей ваших, но воспитывайте их в учении и наставлении Господнем» . Не сказал: любите их; к этому влечет их, хотя бы они этого не хотели, самая природа, а потому излишне было полагать закон касательно этого предмета. Но что говорит? «Не раздражайте детей ваших» , как это делают многие родители, лишая детей своих наследства, оставляя их без призрения, обращаясь с ними жестоко, как с рабами, а не как со свободными. Поэтому говорит: «Не раздражайте детей ваших» . Затем, что самое главное, указывает, как сделать их послушными, и говорит, что это всецело зависит от главы и начальника. Как причину послушания жены он указал в ее муже, с которым потому и говорит о многом, умоляя его, между прочим, привлекать к себе жену силою любви, так и в настоящем случай в нем же полагает причину (послушания детей), когда говорит: «Но воспитывайте их в учении и наставлении Господнем» . Видишь ли, что, когда есть духовное (добро), за ним явится и плотское? Хочешь ли, чтобы сын твой был послушен? С детства воспитывай его «в учении и наставлении Господнем» . Не думай, чтобы слушание Божественных Писаний было для него делом излишним. Там он услышит прежде всего: «Почитай отца твоего и мать» – слова, направленные к твоей пользе. Не говори: это (слушание Писаний) дело монахов; ужели мне сделать его монахом? нет надобности быть ему монахом! Что это в тебе за страх, – боишься того, что преисполнено многих выгод? Сделай его христианином. И мирянам весьма нужно внимать учению, заключающемуся здесь (в Писании), а особенно детям. Дети в этом возрасте многого не знают, к незнанию же присоединяется еще то, что они узнают нечто из сочинений языческих, изучая в них жизнь дивных, по их понятиям, героев, которые служили страстям и боялись смерти, каков, например, Ахиллес, безутешный и умирающий за наложницу, или другой, предающийся пьянству, и проч. в этом роде. Итак, он (сын твой) нуждается в этих лекарствах.

Гомилии на Послание к Ефесянам.

Свт. Тихон Задонский

И отцы, не раздражайте чад своих, но воспитовайте их

Это слово Дух Святой говорит через апостола родителям и увещевает их, чтобы воспитывали своих детей, как подобает христианам. «Воспитывайте их в учении и наставлении Господнем» . Все христиане в святом Крещении обновились к новой, святой и христианской жизни, и обещали Богу верой и правдой служить, и так Ему угождать. Но чтобы крестившимся не развратиться, и не прийти в бедственное состояние, и чтобы не случилось с ними по верной пословице: «пес возвращается на свою блевотину, и вымытая свинья идет валяться в грязи» (2Пет. 2:22) , – нужно им непременно предотвратить это бедственное состояние добрым воспитанием детей, пока они еще малы и юны. Ибо с болью и воздыханием видим, что многие дети в юности развращаются. Это случается с ними от небрежения родителей. Многие родители учат своих детей художествам, служащим для временной жизни, иные стараются научить иностранным языкам, и не мало денег на это расходуют, но о христианском учении не заботятся, и не стараются научить своих детей жить по-христиански. Такие родители рожают своих детей для временной жизни, но двери к вечной жизни для них затворяют.

Краткие нравоучительные слова. Слово 15.

Свт. Феофан Затворник

Отцы . О матерях не поминает, не потому, чтобы и им не принадлежала часть в попечении о детях, но потому, что труд этот у отца и матери неразделен и что говорится одному, то падает на обоих. Отцы - то же, что родители.

Не раздражайте чад . Образом своего на них действования не доводите их до того, чтоб они могли возыметь на вас неудовольствие, серчание, досаду, гнев. Гнев вообще грешен; гнев на родителей еще грешнее. Не вводите их в этот грех. Это бывает от излишней строгости, от неразборчивой взыскательности и каких-либо несправедливостей, - от чего всего детям иногда бывает теснее рабов. Почему в послании к Колоссянам в побуждение к нераздражению детей поставлено: да не унывают (3, 21) . До христианства отцы слишком много власти являли над детьми: вошло в обычай так. В отсечение сего излишества и пишет так Апостол, чтоб между христианами не повторялось того, что обычно среди язычников.

Обязавши - не раздражать , чем, можно сказать, запретил всякое не соответствующее духу христианства действование на детей, - обязывает воспитывать . Настаивает же Апостол не столько на том, чтоб заставить воспитывать, ибо это и так делается повсюду, по закону естества, сколько на том, чтобы воспитывали их как должно. Двумя словами определяет это Апостол: в наказании и учении - παιδεια и νουθεσια . Если брать во внимание образ воспитания, то первым внушается педагогическая строгость, а вторым - сердечные материнские внушения и убеждения. Отсюда: воспитывать в строгости, с кротостию и нежностию. Если брать во внимание предметы или стороны воспитания, то первым указывается на образование нрава, а вторым - на вложение в ум здравых о всем понятий.

Норма для того и другого - дух христианства, чтоб и наказание, и учение были Господни. Итак, Апостол требует от родителей, чтобы они, соразмеряя строгость с кротостию, научали их и жить по-христиански, и смотреть на все глазами христианскими, или судить о всем христианским умом.

Святой Златоуст говорит на это место: «Не сказал: любите их; к этому влечет их, хотя бы они этого не хотели, самая природа, а потому излишне было полагать закон касательно этого предмета. Но что говорит? - не раздражайте чад своих , как это делают многие родители, лишая детей своих наследства, оставляя их без призрения, обращаясь с ними жестоко, как с рабами. Поэтому говорит: не раздражайте чад своих . Затем, что особенно важно, указывает, как сделать их послушными, и говорит, что это зависит от главы и начальника. Как причину послушания жены он указал в муже, с которым потому и говорит о многом, умоляя его, между прочим, привлекать к себе жену силою любви, так и в настоящем случае в нем же полагает причину послушания детей, когда говорит: . Видишь ли, что, когда есть духовное добро, за ним явится и плотское? Хочешь ли, чтобы сын твой был послушен? - С детства воспитывай его в наказании и учении Господнем. Не думай, чтобы слушание Божественных Писаний было для него делом излишним. Там он услышит: , - слова, направленные к твоей пользе. Не говори: «Это слушание Писаний - дело монахов; ужели мне сделать его монахом? Нет надобности быть ему монахом!» Что это в тебе за страх, - боишься того, что преисполнено многих выгод? Сделай его христианином. Ибо и мирянам весьма нужно внимать учению, заключающемуся в Писании, а особенно детям, так как в этом возрасте еще многого не знают. Но, не зная Божественных истин, они знают, однако ж, нечто из сочинений языческих, изучая в них жизнь дивных, по их понятиям, героев, которые служили страстям и ничего доброго в пример и подражание не представляют. Итак, сын твой нуждается в этом спасительном руководстве, - в наказании и учении Господни.

Не безрассудно ли учить детей искусствам, посылать их в училище, ничего не жалеть для такого их образования, а о воспитании их в наказании и учении Господни не заботиться? За то-то сами мы первые и пожинаем плоды такого воспитания детей своих, видя их дерзкими, невоздержными, непослушными, развратными. Не будем же поступать таким образом и послушаем увещания блаженного Павла: станем воспитывать детей своих в наказании и учении Господни, подадим им пример благочестия, заставим их с раннего возраста упражняться в чтении Писаний. Ах! я постоянно говорю это; только мне думается, не напрасно ли трачу слова свои? Но при всем том я не перестану говорить об этом: это - мой долг!

Доколе будем мы оставаться плотскими людьми? Доколе будем пресмыкаться по земле? Все у нас должно быть второстепенным в сравнении с заботой о детях и с тем, чтобы воспитывать их в наказании и учении Господни . Кто прежде всего научается быть любомудрым, тот чрез это приобретает богатство, превосходящее всякое богатство, и величайшую славу. Не так полезно образовать сына, преподавая ему науки и внешние знания, посредством которых он станет приобретать деньги, сколько - если научить его искусству презирать деньги. Если хочешь сделать его богатым, поступай таким образом. Богат не тот, кто, заботится о большом стяжании имения и владеет многим, а тот, кто ни в чем не имеет нужды. Это внушай твоему сыну, этому учи его: в этом величайшее богатство. Не заботься о том, чтобы сделать его известным по внешней учености и доставить ему славу, но старайся о том, чтобы научить его презирать славу настоящей жизни; от этого он будет славнее и знаменитее. Это возможно сделать и богатому, и бедному; этому научаются не от светских учителей и не при пособии наук, а из Божественных Писаний. Не заботься, чтобы сын твой здесь пожил долго, но чтобы там удостоился жизни беспредельной и нескончаемой: давай ему великое, а не малое. Внимай словам Апостола Павла: воспитывайте их в наказании и учении Господни . Не ритором старайся сделать его, но научи его любомудрию. Если он не будет ритором, отсюда не произойдет еще никакого вреда, а при недостатке любомудрия самое обильное риторство не принесет никакой пользы. Благоповедение нужно, а не остроумие, - нравственность, а не сила речи, - дела, а не слова: это доставляет Царство, это дарует и действительные блага. Не язык изощряй, но очищай душу. Говорю это не с тем, чтобы запретить светское образование, но для того, чтобы не привязывались к нему исключительно».

Послание святого апостола Павла к Ефесянам, истолкованное святителем Феофаном.

Прп. Ефрем Сирин

И вы, отцы, не раздражайте детей ваших, но воспитывайте их в учении и наставлении Господнем

Блаж. Феофилакт Болгарский

И вы, отцы, не раздражайте детей ваших

Не сказал: любите; потому что этого даже помимо их воли требует от них природа, но: не раздражайте , то есть не лишайте их доли и наследства, не тесните их грубо, обращаясь с ними не как со свободными, а как с рабами, и постоянно будьте терпеливы к ним.

но воспитывайте их в учении и наставлении Господнем

Восходит к началу и основанию покорности и указывает отцам, каким образом они могут сделать своих детей послушными. Ибо, если ты, говорит, желаешь, чтобы дети слушались тебя, воспитывай их в слове Божием, и не говори, что дело монахов - читать Божественное Писание. Ибо это - долг всякого христианина, и особенно живущих в мире, поскольку и нуждаются они в большей помощи, как живущие посреди житейского волнения. Равно как и для тебя нужно, что­бы дети слушали Писание; из сего ведь они могут узнать: чти отца твоего и матерь твою . Затем, ты воспитываешь сына на эллинских сочинениях, из которых познается все самое худшее, а ужели не будешь питать его словом Божиим?

Толкование на послание к Ефесянам святого апостола Павла.

Блаж. Иероним Стридонский

И вы, отцы, не раздражайте детей ваших, но воспитывайте их в учении и наставлении Господнем

Воспитывайте их в учении и наставлении Господнем … Пусть читают это епископы и пресвитеры, которые учат своих детей светским наукам, заставляют их читать комедии и петь постыдные сочинительства лицедеев, в то время как воспитание их, может быть, происходит на церковные издержки! Таким образом, что девица, или вдова, или бедняк какой-либо принесли в сокровищницу Церкви за свой грех, истощая все свое состояние, то в виде новогоднего подарка, или в виде корзинки в дни Сатурналий [Римские праздники в честь бога Сатурна, правление которого, согласно легендам, представляло собой золотой век, когда не существовало богатых и бедных. - Прим. ред.], или в виде платы Минервы [Плата за обучение. Римская богиня Минерва (греч. Афина) почиталась покровительницей учителей, актеров и врачей. - Прим. ред.] учитель грамматики и красноречия обращает на свои домашние расходы, на поддержку [языческого] храма или на грязные дела в непотребных домах!

Продолжение книги «Аномалии родительской любви»
Игумена Евмения

И вы, отцы, не раздражайте детей ваших, но воспитывайте их в наставлении Господнем. Послание к Ефесянам, 4, 6
Обуздывать, исправлять, воспитывать - это не пра¬во выбора, это серьезное требование Отца Небесного ко всем земным отцам и матерям. Они в ответе за своих детей. Приоритет ответственности, безусловно, принадлежит родителям и только родителям.
Откроем страницы Священного Писания и приведем некоторые выдержки: "Дети, будьте послушны родителям (вашим) во всем, ибо это благоугодно Господу. Отцы, не раздражайте детей ваших, дабы они не унывали" (Кол. 3, 20-21). "Дети, повинуйтесь своим родителям в Господе, ибо сего требует справедливость. "Почитай отца и мать", - это первая заповедь с обетованием: "Да будет тебе благо, и будешь долголетен на земле". "И вы, отцы, не раздражайте детей ваших, но воспитывайте их в учении и наставлении Господнем" (Еф.6, 3-4).
В этих главах Апостол Павел вскрывает очень серь¬езную проблему. Взаимоотношения с детьми носят обоюд¬ный характер, - "дети будьте послушны родителям", и "отцы, не раздражайте детей ваших", - как две чаши ве¬сов. В зависимости от того, насколько эти чаши будут сбалансированы, настолько семья будет мирной и гармонич¬ной.
"Отцы, не раздражайте детей ваших". Апостол Па¬вел делает серьезный акцент на этой фразе. Безусловно, это в равной степени относится и к матерям. Если Апостол предупреждает, значит, он встречал в своей жизни подоб¬ные случаи. Он бывал в различных семьях, видел различ¬ные школы воспитания, - и либеральные, и тоталитарные. Нередко на его глаза попадались «блюстители порядка» - нервные раздраженные отцы с розгами в руках. Корректи¬руя слабые стороны подобной педагогики, Апостол Павел неоднократно подчеркивал эту мысль: "Отцы, не раздра¬жайте детей ваших, но воспитывайте их" (Еф. 6, 4), "дабы они не унывали" {Кол. 3, 21).
Апостол Павел выражает абсолютное согласие по этому поводу: "Солнце да не зайдет во гневе вашем" (Еф. 4, 26), как и Апостол Иаков: "Гнев человека не творит правды Божией" (Иак. 1,20).
Если родитель воспитывает детей в Слове Божием, они никогда не будут раздражаться и унывать. Прежде чем воспитывать детей в учении Господнем, сначала нужно са¬мому пропитаться им. «Вникай в себя и в учение, занимайся сим постоянно; ибо так поступая и себя спасешь и слушаю¬щих тебя» (1Тим. 4, 16). Вот где кроется ключ успешного воспитания. Учи ребенка своими реальными поступками, своею жизнью тем правилам, по которым живешь сам. Ес¬ли родители пытаются учить детей заповедям Божьим, а сами их попирают, то воспитание становится болтовней и пустословием, которые никогда никого не изменят. Кроме раздражения и глухого ропота в этом случае ничего не добьешься от воспитанников. Детям нужны не слова, а об¬разцы для подражания.
«Если рождаемые тобой дети получат надлежащее воспитание и твоими заботами наставлены будут в добро¬детели, это будет началом и основанием твоему спасению, и, кроме награды за собственные добрые дела, ты получишь великую награду и за их воспитание», - сказал св. Иоанн Златоуст. Цель воспитания - не скучные длинные лекции, не нравоучения, но реальная жизнь, любовь от чистого сердца, добрая совесть, нелицемерная вера. Вот что испра¬вит и изменит, и привьет любовь к Богу. Берегитесь в воспитании пустословия: речей, не подкрепленных ни делами, ни мудростью. Гнев порождает гнев, ярость - ярость, тупость - тупое противостояние.
Ребенок нечаянно разбил вазу. Грозный отец приста¬ет к нему с бессмысленным вопросом:
- Ты зачем разбил вазу?
- Я не разбивал вазу, она сама разбилась.
- Ты еще обманывать меня вздумал? Отвечай, зачем разбил вазу?
- Я не хотел...
- Нет, признавайся, зачем разбил вазу?
- ?!
Раздражение ребенка нарастает, потому что он не знает, как отвечать. Ярость отца усиливается, потому что нет правильного ответа. Терпение может лопнуть. Однаж¬ды отец может услышать сорвавшийся детский фальцет: «Папа, ты что, дурак?». Каков вопрос - таков ответ. Ка¬кая уж там любовь от чистого сердца. Лишь взаимное ожесточение, конфликт, срыв, взрыв, оскал, скандал.
Отцы, не раздражайте детей, задавайте им вопросы, на которые сами смогли бы ответить. Господь никогда не задавал глупых вопросов, не проявлял гнева по отношению к детям.
Все, что мы делаем без любви, - медь звенящая и кимвал звучащий. Взрослым гораздо легче свалить всю ви¬ну на детей, обвинить их во всех смертных грехах: "Они ос¬корбляют нас. Они бунтуют, непослушны, неблагодарны. Никакого почтения и уважения!!!".
Как важно родителям оставаться самокритичными и ходить перед Богом не только в церкви, но и дома, когда перед ними провинившийся ребенок, а в руках ремень.
Священное Писание не отрицает необходимости строгости и телесного наказания в воспитании детей. «Кто жалеет розги своей, тот ненавидит сына; а кто любит, тот с детства наказывает его» (Прит. 13, 25), «Глупость привязалась к сердцу юноши, по исправительная розга удалит ее от него» (Прит. 22, 15), «Розга и обличение дают муд¬рость; но отрок, оставленный в небрежении, делает стыд своей матери» (Прит. 29, 15). Однако же Слово Божие при¬зывает исследовать себя, проверять свои пути, сердце, со¬весть. Главный мотив наказания - вера, движимая любо¬вью. «Кого я люблю, тех обличаю и наказываю» (Откр. 3, 19). Если мотивы чистые, если совесть добрал, если вера нелицемерная, не жалей розги твоей и «наказывай сына своего, доколе есть надежда, и не возмущайся криком его» (Прит. 19, 18).
В любви нет страха, «Если накажешь его розгою, он не умрет: ты накажешь его розгою, и спасешь душу его от преисподней» (Прит. 23, 13-14). Лучше в пять лет ремень от любящей руки отца, чем в двадцать пять - тюремный срок.
О необходимости поиска баланса между родитель¬ской строгостью и родительской любовью пишет святитель Иоанн Златоуст: «Бог не попустил, чтобы дети лишены бы¬ли естественного расположения к ним родителей, и, в то же время, не все предоставил этому расположению. Если бы ро¬дители любили, своих детей отнюдь не по естественной не¬обходимости, а только за их нравы и добрые поступки, то¬гда ты увидел бы многих детей изгнанными из родительских домов за свою небрежность и род наш расстроенным. С другой стороны, если бы Бог все отдал во власть природы и не попустил родителям ненавидеть далее и злых детей, напро¬тив, и, будучи оскорбляемы детьми и терпя от них тысячи неприятностей, отцы по естественной необходимости должны бы были оставаться ласковыми к дерзким и оскорб¬ляющим их детям, тогда род наш дошел бы до крайнего не¬честия.
Если и ныне дети в надежде на любовь родителей час¬то оскорбляют их, хотя не могут вполне положиться на природу, зная, что многие, сделавшись негодными, лишились и дома, и наследия отцовского, то до какого нечестия не дош¬ли бы они, если бы Бог не оставил родителям и возможности гневаться на детей, наказывать и прогонять от себя, когда они делаются злыми? Потому-то Бог и поставил любовь ро¬дителей в зависимость и от потребности природы, и от нравов детей, чтобы они, с одной стороны, были снисходи¬тельны к погрешностям детей, будучи побуждаемы к этому природой, а с другой, - злых и неисцельно-больных не укоре¬нили бы во зле преступным потворством, что было бы неиз¬бежно, если бы природа принуждала их ласкать и негодных детей. Подумай, сколько попечительности в том, что Бог и повелел любить детей, и положил меру этой любви, и в то же время определил награду за доброе воспитание детей?
Если рождаемые тобою дети получат надлежащее воспитание и твоим попечением наставлены будут в добро¬детели, то это будет началом и основанием, твоему спасе¬нию, и, кроме награды за собственные добрые дела, ты полу¬чишь великую награду и за их воспитание».
Все возможно верующему. Если родитель пытается наказывать ребенка и не верит в его исправление, а только срывает на нем свое зло, то в глазах Божьих он совершает грех. Потому что «вес, что не по вере, грех» (Рим. 14, 23). Воспитание детей всегда предполагает веру и добрую со¬весть, «которую некоторые отвергнувши, потерпели кораб¬лекрушение в вере» (1Тим. 1, 19), крушение своей воспита¬тельной стратегии и педагогики. Семья, как льдина, кро¬шится на части, трещины увеличиваются, дистанция рас¬тет. Дети замыкаются и все дальше и дальше отходят от родителей. «Душа, оставленная на собственный произвол, как брошенный виноградник без призрения, разрастается в ветви и истощается па ненужное и неполезное, все явление дел производит на обольщение парода», - говорит о таких детях святитель Василий Великий.
Воспитание без любви - это "буква", которая убива¬ет, разрушает семью до основания. Воспитание без любви, - это грех, в котором должно раскаяться и в корне изме¬нить свой педагогический подход.
Непростое это дело - растить сыновей. Но, родите¬ли, когда воспитываете детей, ни при каких обстоятельст¬вах не выходите из себя, это опасно: однажды можно не возвратиться. Держите себя в руках и тщательно храните эти драгоценные ключи успешного воспитания - любовь от чистого сердца, добрую совесть и нелицемерную веру.
Безусловно, родителей должно почитать и слушаться. Первая заповедь с обетованием - "почитай отца твоего и мать"- это неоспоримый и абсолютный закон для каждо¬го ребенка. Непочтение, неуважение и пренебрежение к ро¬дителям - такой же грех, как убийство, кража, прелюбодеяние и идолопоклонство. Но, родители, если вы не яв¬ляете деятельной любви, если на детей у вас нет времени, если кроме раздражения они не вызывают у вас других чувств, то у ваших детей нет оснований для уважения. Да¬вайте подумаем вместе, как исправить ситуацию.

Типичные педагогические ошибки

Родительский статус священен. Но в то же самое вре¬мя, он не дает права родителям злоупотребить своими пол¬номочиями. Многие родители знают, что в Священном Писании говорится о детях, но совершенно не желают знать, какие требования Бог ставит перед ними. Именно здесь кроется горький корень семейных конфликтов и за¬тяжных гражданских войн между родителями и детьми.
«Как же ты, уча другого, не учишь себя самого?» (Рим. 2). Берегитесь оказаться фарисеем в собственном доме, бе¬регитесь оказаться законником, который тычет «буквой» всем подряд, указывая всем в семье, кому как надо посту¬пать, Эта схема не будет работать, потому что «буква уби¬вает, а дух животворит» (2Кор. 3, 16). Не изменив себя, не измените мира вокруг себя.
Остановимся на самых важных моментах диалога священника с родителем, который искренне хочет разобраться в проблеме осложнившихся отношений со своим ребенком.
Прежде всего, необходимо выяснить, насколько обоснована причина беспокойства родителя по поводу ре¬бенка. Попросту говоря, выяснить, является ли ребенок психически нормальным или же чрезмерно преувеличены опасения самого родителя? Являются ли трудности, странности, особенности поведения ребенка проявлением неза¬висимости, самостоятельности, представления - отлич¬ными от родительских, или же в его поведении, высказыва¬ниях и реакциях действительно присутствуют некоторые особенности, свидетельствующие о патологических психи¬ческих или социальных отклонениях.
Затем важно выяснить, какие чувства возникают у родителя по отношению к своему чаду, а также, что лежит в основе обращения к священнику за помощью: собствен¬ные проблемы или беспокойство за ребенка? Стремление помочь ему или желание обрести помощь и поддержку се¬бе, избавиться от собственного страха, чувств вины, не¬нужности? Может быть, все дело в чрезмерных ожиданиях того, что в старости ребенок будет его опорой и всю свою жизнь посвятит физической, материальной и нравственной поддержке престарелого родителя?
Одна из серьезнейших опасностей в христианском воспитании ребенка - попытка родителей контролировать религиозную жизнь своих детей. Поймите, всемерно ратуя за христианское воспитание, я говорю о недопустимости вторжения в область интимнейших переживаний ребенка, я - против контроля его духовной жизни. В младшем воз¬расте, когда ребенку пять-семь лет, это выражается в совершенно невинных вопросах: «Ну что тебе батюшка ска¬зал на исповеди?». Этого делать нельзя! Общение священни¬ка и ребенка но исповеди должно оставаться тайной, тай¬ной его непоседа.
Обычно в переходном возрасте, лет в тринадцать-четырнадцать ребенок перестает ходить в храм, на исповедь. Но в какой-то момент он вдруг заявляет маме о своем же¬лании сходить поисповедоваться. На это мама может отве¬тить:
- Я думаю, что это твое личное дело. Если хочешь, иди, почему ты у меня спрашиваешь?
Этот мудрый родительский ответ даст возможность ребенку осознать ответственность за свои отношения с Бо¬гом, осознать ответственность собственного духовного выбора.
Зная, что у ребенка начальные навыки о молитве уже привиты, иногда можно спросить, не забыл ли он помо¬литься утром или вечером. Но ни в коем случае нельзя до¬нимать его вопросами: «А сколько ты молитв прочитал?», «А ты, наверное, читал невнимательно»... В таком случае в сознании ребенка Бог становится чем-то наподобие пы¬тающего и вечно досаждающего родителя.
Одна моя знакомая, ныне матушка, отец кото¬рой был православным священником, с малого воз¬раста благочестиво ходила на исповедь и к Причас¬тию. А в 14 лет полностью отошла от Бога и впервые по-настоящему исповедовалась только в 25 лет. По всей видимости, ее родители были достаточно муд¬рыми и оставили ей возможность такого отхода от церкви, благодаря чему и произошло возвращение... Сейчас она помогает своему супругу совершать служение на одном сельском приходе, обучает де¬тей Евангелию в сельской Воскресной школе.
Родители должны помнить, что их дети находятся в опасном и трудном положении, в окружении сильнейших соблазнов мира сего. Их душевные силы слабы, они не со¬измеримы с современными соблазнами, которые глубоко проникли во все сферы нашей жизни, что их отход от церк¬ви - вполне естественен. Они исследуют этот мир, они ищут свой путь. И только безусловная любовь родителей, безусловное принятие ребенка, умноженное на личную ис¬кренность отношений с Господом, способно сохранить их детскую веру.
«Христианское воспитание - это не научение отно¬шениям, это научение вступать в живые отношения. Хри¬стианская антропология не мыслит себе возможности дрес¬сировки человека, то есть, натаскивания на определенные ре¬акции; христианское воспитание - это обретение внутрен¬ней системы ценностей, которая и руководит жизнью чело¬века», - отмечает Архиепископ Ивановский и Кинешемский Амвросий.32
Далеко не всегда в своих бедах и неудавшейся судьбе повинны сами дети, хотя так бывает в жизни. Блудный сын не мог упрекнуть отца в своей исковерканной судьбе, как и Каин ни в чем не мог обвинить Адама. Но кроме частных ситуаций есть еще фундаментальный Божий закон, и его невозможно обойти. Господь возложил ответственность за воспитание детей на родителей. В формировании личности ребенка, его мышления, а значит, в формировании его судьбы, решающую роль играют родители. Если ребенок живет в атмосфере родительских споров, конфликтов и противоречий, то он вырастает, как правило, непослуш¬ным ни одному из родителей. Он не может решить, кого слушать: ведь между ними нет согласия, и, в конечном ито¬ге, не слушается никого. Любой спор, любое несогласие взрослых в присутствии детей сильно и значительно под¬рывает родительский авторитет в их глазах.
«Будем так наставлять наших детей, чтобы они предпочитали добродетель всему другому, а обилие богатства считали за ничто», - сказал святитель Иоанн Златоуст, - и далее у него же читаем: «Если ты прекрасно воспи¬тал своего сына, то он - своего, а тот - своего, - как бы некая полоса лучших жизней пойдет вперед, получив начало и корень от тебя и принося тебе плоды попечения о потом¬ках».

photo — N’Grid

П о всей стране мы слышим от мам и пап, стремящихся быть хорошими родителями, одно и то же. В той или иной форме звучит вопрос: «Почему мои дети не делают, что я им говорю?».

Родители очень любят Еф. 6:1-3. Именно этому стиху мы стремимся научить наших детей прежде всего, и он вертится в нашей голове как стандарт того, что «обязаны делать» наши дети (даже если у них это редко получается). Вы знаете, как звучит этот стих:

«Почитай отца и мать», ибо это первая заповедь с обетованием, «да будет тебе благо, и будешь долголетен на земле».

Научать своих детей этому принципу с раннего возраста хорошо, но будет еще лучше, если я буду обращать внимание на то, что Бог говорит делать мне лично. Если честно, я замечаю, что мне гораздо легче следить, как другие исполняют те или иные указания, чем как это делаю я. (Я один такой?). Вот что говорит Бог мне в Эфесянах 6:4:

«Отцы, не раздражайте детей ваших».

Бог заповедовал родителям не «раздражать» своих детей. Зачем Бог поместил это в Писании? Потому, что у родителей (в особенности – у отцов) присутствует естественная тенденция раздражать своих детей.

Мы будет поступать с нашими детьми так, как поступали с нами наши родители

Согласно словарю, «раздражать» значит «приводить кого-либо в состояние нетерпения, досады, злости». Исходя из этого определения, мои дети, безусловно, часто меня раздражают. С начала времен это переживал каждый родитель. Но Библия утверждает, что если я раздражаю своих детей, то процесс воспитания и прививания послушания основательно повреждается.

Я могу потратить всю свою родительскую энергию на то, чтобы заставить своих детей подчиняться, но также я могу посмотреть в зеркало и спросить Бога, есть ли за мной вина в том, что я непрерывно досаждаю своим детям.

Возможно, проблема детей в моем доме – это, собственно, проблема родителей

Поразмыслив о своем родительском опыте, а также о родительских успехах и неудачах других людей, засвидетельствованных мною лично, хотел бы выделить 10 моделей поведения родителей, которые гарантировано будут раздражать детей . Если ваш стиль воспитания тем или иным образом определяется одной из них, ваш родительский успех под серьезным риском.

  1. Сухие правила.

Все родители создают правила. Но если при этом между родителем и ребенком нет сердечной связи, досады не избежать. Как мы уже писали ранее, «вам нужно, чтобы ваши дети любили вас. Если они вас не любят, они не будут вас слушать».

  1. Непоследовательность.

Мы все подвержены этому греху – очень трудно точно соответствовать провозглашенным стандартам. Но если вы постоянно меняете правила, или если мама с папой не на одной стороне, ребенок впадает в недоумение, и, следовательно, раздражается. Не стоит винить ваше чадо в плохом поведении, если вы непоследовательны.

  1. Слишком много «нет».

Как родителю, вам часто придется говорить «нет». Но при этом также обратите внимание на то, чтобы достаточно часто говорить «да». Остановитесь и купите мороженное, когда они попросят. Сделайте что-нибудь забавное или глупое просто потому, что ваш малыш ожидает этого. Позволяйте детям гулять дольше, если они заслужили.

  1. Гневные замечания .

Нужно воспитывать детей, но если делать это с гневом или на эмоциях, пользы будет мало. Роль взрослого принадлежит вам. Остановитесь на секунду, сделайте вдох и воспитывайте с холодной головой. Дети научаться большему, если замечания будут преподноситься в форме бесед.

  1. Нереалистичные ожидания.

Вы можете допустить ошибку в том, что установите планку так высоко, что ваши дети не смогут никогда ее достичь. Они много достигнут, но никогда не будут чувствовать себя удовлетворенными или заслуживающими вашей любви. Не делайте этого! Сегодня на детей и так много давления. Последнее, в чем они нуждаются – так это мама и папа, требующие от них большего, чем они могут.

  1. Законничество.

Родители-прапорщики, не прощающие ошибок, особенно неэффективны. Какое-то время вы можете соответствовать роли нормального родителя, но долго так не протянете. И еще одно: вы упускаете великолепную возможность научить ваших детей Евангелию. Быть родителем, как Иисус, значит давать детям второй шанс.

  1. Лицеприятие или сравнивание.

Сравнивать ваших детей с другими – все равно, что подкидывать дров в пламя раздражения. Вы думаете, что это их мотивирует, но это не так. Ваши дети вскоре начнут отвергать вас и неминуемо утратят всякое уважение к вашему мнению.

  1. Непризнание собственной неправоты.

К окончанию средних классов ваши дети уже будут понимать, что у вас есть недостатки. Если вы не признаете собственных ошибок (в особенности, когда ваша ошибка очевидна), вы подвергаете сомнениям доверие к вам, как к личности. Это раздражает всех, а особенно – подростков. Родители несовершенны, и признавать это перед детьми – нормально.

  1. Лицемерие.

Когда вы говорите одно, а делаете другое, это приводит детей в недоумение и создает климат, не способствующий положительному влиянию. «Нельзя набирать сообщение за рулем – но мне можно!» (Здесь я обращаюсь сам к себе, моей жене или детям-подросткам можно не комментировать).

  1. Лишение ребенка права на голос.

Безусловно, дети призваны подчиняться и почитать родителей. Но выполнять это можно и задавая вопросы, и имея собственное мнение по поводу семейных вопросов. Пользуйтесь фразой «потому что я так сказал» рассудительно. Вы родитель, так или иначе, и последнее слово за вами, но детям нужно знать, что их мнение также уважают в доме. Это значит, что их нужно слушать.

Полностью избежать все эти 10 ошибок невозможно, потому расслабьтесь. Несовершенные и нормальные семьи, как наши, постоянно будут бороться с этими тенденциями. Но необходимо осознавать, что чем больше ваш стиль воспитания определяется этими моделями поведения, тем меньше положительного влияния вы будете оказывать на ваших детей.infoforfamilies.com – служение, основанное Барретом и Дженифер Джонсон. Прослужив в церкви 25 лет, Баррет и Дженифер основали собственное служение «ІnfoForFamilies», направленное на вдохновение людей с помощью проповеди, индивидуальных тренингов и разработки ресурсов. Баррет провел 15 лет в молодежном служении, затем – 8 лет в семейном служении в баптистской церкви «Джонсон Ферри» в Атланте, одной из самых больших церквей на Юге. У него несколько научных степеней Техасского университета «A&M»,а также Юго-Западной Семинарии, но самую мощною сноровку он и его жена Джениффер получили из ежедневной семейной жизни.

И вы, отцы, не раздражайте детей ваших, но воспитывайте их в учении и наставлении Господнем (Еф. 6:4).

Отцы, не раздражайте детей ваших, дабы они не унывали (Кол. 3:21).

С большим сожалением вспоминаю момент, когда мы вместе с родными братьями и сестрами как-то уж сильно расстроили своего отца. До сих пор помню его отчаянные слова: “Полжизни отняли!” Будучи подростком, я не понимал, как можно было отнять у отца через такой пустяк полжизни. Только теперь начинаю до конца осознавать, что значили эти слова.

Ни для кого не секрет, что наше физическое здоровье напрямую связано с нашим эмоциональным, душевным и духовным состоянием. Поэтому, например, сердечникам врачи рекомендуют не расстраиваться и жить спокойной, умеренной жизнью. Но где человек более всего расстраивается, как не в семье? В этой статье мы поговорим о раздражении и о том, что делать, чтобы предупредить не очень благовидные сцены в наших домах.

Кто кого раздражает?

Интересно, что мы, взрослые, читаем и хорошо понимаем только стихи наставления детям, а на то, что говорится родителям, обращаем лишь мимолетное внимание. Вопрос состоит в следующем: кто кого, как правило, раздражает, дети родителей или родители детей? Обычно мамы жалуются, что их раздражают дети. Но Библия говорит, чтобы отцы не раздражали детей.

Раздражать – значит цеплять человека за живое, причинять ему беспокойство, приводя его в возбужденное чувство. Буквально это значит “вызывать гнев”.

Раздражение – это чувство досады и недовольства.

Бог обращается к отцам и говорит, чтобы они не раздражали детей. Знаете, что Бог мне открыл? Когда я прихожу домой в расстроенных чувствах и начинаю укорять жену, мое раздражение передается ей. Расстроенному человеку ведь все не так. Часто о начальнике говорят, что он сегодня не в духе и не стоит к нему идти. Настроение начальника передается всему коллективу. Так и в семье. Мое раздражение передается жене, через жену – детям, а потом все возвращается ко мне. Отцы ответственны за то, чтобы не раздражать своих детей. Дети учатся раздражению у родителей. Но как часто родители сваливают всю вину на детей за свой крик, злобу, напряженную атмосферу. Как говорится, у сильного всегда бессильный виноват.

Как отцы могут раздражать своих детей?

1. Дети раздражаются, когда родители не уделяют им должного внимания. У ребенка есть много вопросов, может, даже по-детски глупых, но для них важных. Например, почему луна идет за нами? Почему сахар белый? Почему вода мокрая?

Мы даже не можем ответить на эти вопросы. Что же мы делаем? Мы просто можем прикрикнуть на ребенка, чтобы он перестал задавать глупые вопросы. Но ребенку более всего хочется общения, внимания к себе. Ему не так важен ответ на вопрос. Он поверит всему, что вы скажете, но он хочет с вами общения.

Многие знают пример с магнитофоном, но я еще раз его приведу, так как он очень ясно передает нужду ребенка. Дочь все время просила, чтобы папа рассказал ей ту же самую сказку. Он уже много раз ей рассказывал ее и, наконец, предложил девочке: “Давай я запишу эту сказку на магнитофон, ты будешь включать его и слушать сколько захочешь”. На что девочка ответила: “Папа, но я ведь не могу сесть на руки магнитофону!”

Люди знают сказки с многочисленными повторениями. Зачем так много повторений? Конечно, есть и другие цели в сказках с повторениями, но одна из главных – дать детям общение с родными, которого они так хотят. Но когда мы не уделяем им внимания, мы раздражаем их, а потом удивляемся, почему это они начинают капризничать, плакать, кричать…

2. Мы можем раздражать ребенка, унижая и оскорбляя его. Часто мамы или папы, не задумываясь, бросаются в адрес ребенка грубыми и даже нецензурными словами. Для мамы ничего не стоит назвать сына дурачок или чурбан, причем это еще, так сказать, считается весьма вежливо. Но если маму так окликнет кто-либо, тогда уж держитесь! А чем ребенок хуже взрослого? На каком основании его можно оскорблять, а если он скажет что-то подобное в адрес взрослого, для него это наказуемо?

Как-то мне пришлось наблюдать, как ведет себя на людях одна, надеюсь, уважаемая учительница средней школы. Она выпивала, курила, говорила непристойные вещи. Но в школе она занималась воспитанием детей и требовала от них не грубить, не хамить, не курить, не употреблять спиртного. Позвольте сказать, что ребенок насквозь видит, как ведет себя взрослый, и для него непонятно, почему мы употребляем разные мерки в отношении себя и его. Такой подход детей раздражает.

3. Детей также раздражает, когда мы игнорируем их нужды. Родители не обращают внимания на маленькие и большие нужды ребенка. Например, однажды ко мне пришла в слезах моя маленькая дочь с куклой в руках, у которой была оторвана нога. Я был занят и не время было “чинить” куклу, но на этот раз я остановился и через минуту-другую вставил ногу кукле на место. Моя, уже теперь счастливая, дочь снова побежала играться. Но ведь я не всегда так поступал. А как часто родители вообще игнорируют нужды ребенка. Сломалась у мальчика машинка – для него это трагедия, а для нас мелочь, на которую не стоит обращать внимания. Это неправильно!

Кто-то скажет, что ведь у детей есть и такие нужды, которые мы не в силах удовлетворить. Да, но мы можем поучаствовать в этих нуждах.

Было время, когда мой сын учился в музыкальной школе. Ему нужно было приобрести трубу, и мы с женой искренне хотели удовлетворить его нужду. Но тогда в Беларуси они не продавались. Как-то раз мы попали во Львов и там, в магазине, увидели новые американские трубы. Поинтересовавшись ценой, мы пришли в отчаяние. На тот момент одна труба стоила более пятисот долларов США. Но что из того, сыну все равно нужна труба. Нам, родителям, трудно перед детьми признавать свое бессилие, но я признал, сказав, что не в силах купить ему трубу. Однако у верующих людей есть выход, и я ему предложил просто молиться Богу о том, чтобы Сам Бог удовлетворил нашу нужду. Прошло немного времени, и Господь ответил на наши молитвы очень просто. Трубы прислали к нам по гуманитарной линии. Мы не заплатили за инструмент ни копейки, только всей семьей поблагодарили Господа.

Однако не всегда так бывает. Часто дети просят того, чего никогда не получат. Однако, во всяком случае, родители должны реагировать на нужды ребенка, предлагая ему честный отцовский ответ.

4. Детей раздражает также предпочтение, которое мы отдаем одному ребенку перед другим. Поэтому ко всем детям в семье надо относиться одинаково с любовью. В противном случае, обиженная сторона постоянно будет приносить проблемы.

5. Родители также могут раздражать детей неразумными требованиями, мелочными придирками. В качестве примера может послужить случай, когда отец заставил сына работать целый день, не предоставив ему времени на подготовку к урокам, а на следующий день сын принесет из школы двойку. Было бы несправедливо требовать, чтобы сын учился только на пятерки в данном случае.

6. Дети очень остро воспринимают факт плохих взаимоотношений между родителями. Если мама и папа конфликтуют между собой – это великий раздражитель ребенка. Можно сказать, что это подобно тому, как если бы ребенка просто колоть раз за разом иглой в самое больное место. Когда рвутся семейные узы, разрыв проходит как раз по сердцу ребенка. Думаю, что об этом не стоит много говорить – это и так понятно. И все же, насколько родители бывают эгоистичны. Они безжалостно рвут ребенка пополам. Это невыносимо! Это рана на всю жизнь.

Результат раздражения детей – уныние

Апостол предупреждает родителей не раздражать детей, чтобы они не унывали. Уныние – это безнадежная печаль, гнетущая тоска. Уныние ведет ребенка к разочарованию и недоверию родителям. Если же они верующие, тогда ребенок никак не может поверить в Бога, в Которого верят родители. Он не понимает, как можно быть верующим и таким черствым. Часто сознательно дети отвергают Бога только потому, что они сами отвержены родителями. Например, Библия говорит, что Бог – это Отец, но если в жизни ребенка отец не проявляет о нем заботы, не участвует в его нуждах, тогда ребенок автоматически считает, что и небесный Отец такой же. Но такой отец ребенку не нужен и он отвращается от веры в Бога.

Фактически ребенок приходит в тупик и лихорадочно ищет выход. Он начинает строить разные и часто самые невероятные и глупые планы. Но для него это выход. Такие дети могут сбежать из дома, присоединиться к группе беспризорников и т.д. Более того, часто уныние ведет ребенка к мыслям о самоубийстве. Ребенку не хочется жить. Родители должны быть внимательны к детям особенно в подростковом возрасте. У всех детей бывает кризис. Не так давно в Германии три подростка спрыгнули с моста высотой 78 метров и разбились. Статистика говорит, что большой процент подростков задумываются над тем, как бы покончить со своей жизнью. Если родители проявят хладнокровие и невнимательность в это время, то роковое решение может сбыться. Что же делать? Мне лично как отцу приходилось неоднократно убеждать каждого из моих детей, что я их люблю и у них все будет хорошо. С каждым ребенком я молился Господу, и вместе мы проходили кризис. Нельзя оставлять детей на выживание. Они нуждаются в нашей родительской поддержке и помощи.

Воспитывайте их в наставлении и учении Господнем.

Воспитание включает в себя направление и исправление. Оно включат в себя в крайних случаях и наказание. Но часто родители понимают, что воспитание детей состоит только в физическом наказании. Как далеко это от того, что имеет в виду Слово Божье. Слово “воспитывать” в данном случае значит заботиться об удовлетворении физических и духовных нужд детей. Русское слово “воспитать” подразумевает питание человека (вос-питать). Питать ребенка родители должны физически и духовно. Питать учением Господним!

Дети имеют нужду в питании духовном. Но материалистически настроенные родители игнорируют эту потребность своих детей, уделяя внимание только насущному хлебу. А, между прочим, все знают, что не хлебом единым будет жить человек. Но для того чтобы питать детей учением Господним, надо самому питаться этим учением. Мама, которая ничего не ест, не может своей грудью накормить ребенка.

Духовное питание должно быть не раз в году, а постоянным.

Наставление же детей связано с практической частью жизни. Необходимо детям показать на деле, как это делается. Недостаточно только учить ребенка здороваться с людьми, а надо показать, как надо здороваться.

Знаю детей моих знакомых, которые никогда не здороваются. А почему? Неужели родители им не говорили о том, что нужно здороваться? Потому что их родители, когда проходят мимо, тоже стараются отвернуть свой взгляд в другую сторону и не поздороваться.

Когда мы наставляем ребенка, он может приходить в отчаяние оттого, что у него ничего не получается. Но мы не должны утве10ысли, что у него так ничего и не получится.

Как-то один мужчина рассказывал мне, что его отец внушил ему мысль, что он ни к чему не годен, у него не так растут руки, как у других. Долго эта мысль была парализующим средством в его труде. Не дай Бог!

Нам надо иметь терпение и долготерпение, чтобы наставить, научить ребенка. И даже, если он действительно не способен, например, к музыке, и тогда нет никакой нужды унижать или оскорблять его. Просто нужно найти ему применение в другой сфере.

Итак, дорогие отцы, не раздражайте своих детей. Это приносит ущерб даже вашему здоровью, не говоря уже об ужасном ущербе, который наносится сердцу и душе ребенка. Воспитывайте детей в наставлении и учении Господнем. Это чрезвычайно важно. С благодарностью Богу вспоминаю своих родителей, которые, при всем нашем скудном положении, находили время, чтобы воспитывать и наставлять нас в учении Господнем. Для меня это оказалось самым главным в жизни. И теперь мечтаю только об одном, чтобы и мои дети когда-то с горечью вспомнили свое непослушание и с радостью и благодарностью Богу вспоминали, как их воспитывали родители в учении и наставлении Господнем.


_________________
Да благословит Бог вас и ваших детей!


© 2024
colybel.ru - О груди. Заболевания груди, пластическая хирургия, увеличение груди