18.02.2019

Друзьям делать добро а врагов. Афоризмы и цитаты про доброту. Цитаты и афоризмы по направлению «Доброта и жестокость


ГЕОРГ ФРИДРИХ ГЕНДЕЛЬ

АСТРОЛОГИЧЕСКИЙ ЗНАК: РЫБЫ

НАЦИОНАЛЬНОСТЬ: НЕМЕЦ; ЗАТЕМ ГРАЖДАНИН АНГЛИИ

МУЗЫКАЛЬНЫЙ СТИЛЬ: БАРОККО

ЗНАКОВОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ: «МЕССИЯ» (1741)

ГДЕ ВЫ ЕГО СЛЫШАЛИ: ПО РАДИО, В ТОРГОВЫХ ЦЕНТРАХ И В ЦЕРКВИ НА КАЖДОЕ РОЖДЕСТВО И ПАСХУ

МУДРЫЕ СЛОВА: «Я БЫ ОГОРЧИЛСЯ, УЗНАВ, ЧТО Я ВСЕГО ЛИШЬ РАЗВЛЕКАЛ ИХ. МНЕ ХОТЕЛОСЬ СДЕЛАТЬ ИХ ЛУЧШЕ».

Георг Фридрих Гендель в первую очередь известен одним своим произведением и даже одним фрагментом этого произведения: хором «Аллилуйя» из оратории «Мессия». Равно полюбившийся церковным певческим коллективам и производителям телерекламы, хор «Аллилуйя» - воплощение торжества и радости.

Однако оратория «Мессия» была вовсе не тем торжеством, которого жаждал Гендель. Себя он ценил прежде всего как сочинителя опер, а вовсе не религиозной музыки. Однако многолетние успехи и слава оперного импресарио улетучились вмиг, когда английская публика резко утратила интерес к пышным постановкам композитора. Вот тут-то Генделю и пришлось заняться сочинением чего-либо иного, кроме опер: он взялся за оратории в духе «Мессии» лишь потому, что выбирать было особо не из чего. Так что, когда в следующий раз будете слушать «Аллилуйю» и публика поднимется с мест на первых волнующих аккордах, вспомните: Гендель предпочел бы увидеть подобную реакцию на представлении одной из его опер.

ПАПА, ТЫ МЕНЯ СЛЫШИШЬ?

Отец Генделя был уважаемым врачевателем, полагавшим музыку занятием рискованным и неблагородным. К несчастью, его сын Георг с младых ногтей демонстрировал столь настойчивый интерес к извлечению звуков и сочинению мелодий, что Гендель-старший вынужден был наложить запрет на любые музыкальные инструменты в доме. Напротив, его жена верила в талант сына, поэтому она тайком притащила на чердак маленький клавесин.

Однажды отец взял сына в поездку ко двору герцога Саксен-Вейсенфельса. После службы в часовне мальчик пробрался на хоры и принялся играть на органе. Герцог осведомился, кто сидит за инструментом, и, когда ему сказали, что это сын гостившего при дворе врача, выразил желание познакомиться с обоими. Добрый доктор немедленно посетовал на прискорбную страсть сына к музыке и объявил о своем намерении сделать из Георга юриста.

На что герцог изрек: нельзя губить то, что определенно выглядит как Божий дар. Подчинившись высочайшему давлению и, вероятно, неизбежности, Гендель-старший позволил сыну получить музыкальное образование.

Впрочем, за папашей по-прежнему оставалось последнее слово, и в 1702 году семнадцатилетний Георг поступил на юридический факультет университета Галле. Годом позже отец умер, путы спали, и Георг перебрался в Гамбург играть на клавесине в оперном театре. Мир оперы поглотил Генделя. В 1705 году в Гамбурге были поставлены два его первых оперных сочинения, спектаклям сопутствовал успех, а в 1706-м Гендель двинул на юг, в Италию. Его карьера дала временный сбой в 1707 году, когда папа римский запретил оперные спектакли; пока длился запрет, Гендель переключился на религиозную музыку- позже эта стратегия сослужит ему хорошую службу.

КАК ПОТРАФИТЬ КОРОЛЯМ И ПОВЛИЯТЬ НА ПЕВЦОВ

Известность Генделя росла, по каковой причине на него обратил внимание Георг, курфюрст Ганновера. В 1710 году Георг нанял Генделя на должность капельмейстера (руководителя хора), но пыльный провинциальный Ганновер не глянулся композитору. Не прошло и месяца с начала службы, как, воспользовавшись лазейкой в контракте, Гендель устремляется в космополитическую и обожающую оперу Англию. В Лондоне он сочиняет и ставит замысловатые, экстравагантные спектакли. Одной из самых роскошных постановок была опера «Ринальдо», в которой «участвовали» не только гром, молния и фейерверки, но и живые воробьи, летавшие по сцене. (Однако впечатление от эффектных находок Генделя портила состоятельная публика, восседавшая, по обычаю того времени, прямо на сцене. Мало того что богатые зрители непрерывно болтали друг с другом и нюхали табак, вдобавок они чувствовали себя вправе разгуливать среди декораций. Некий завсегдатай оперы жаловался на знать: как же это раздражает, когда господа бродят там, где, по задумке авторов, бушует океан!)

Спустя некоторое время Гендель все же вернулся в Германию, дабы умаслить взбешенное начальство, однако менее чем через год снова уехал в Англию - «на несколько месяцев», растянувшихся на долгие годы. Но, прежде чем Георг употребил власть, королева Анна умерла, и курфюрст Ганноверский сделался королем Англии Георгом I. Наказывать беглого композитора король не стал; напротив, он во множестве заказывал ему сочинения, в том числе «Музыку на воде» - три оркестровые сюиты, сыгранные для королевских гостей на баржах посреди Темзы.

Гендель продолжал трудиться на оперной ниве, невзирая на помехи в виде закулисных склок. Особенно трудно было управляться с сопрано, бесконечно споривших с композитором из-за длины, сложности и стиля их сольных арий. Когда одна из певиц отказалась петь написанную для нее партию, Гендель схватил ее на руки и пригрозил вышвырнуть в окно. В другой раз соперничающие сопрано воспылали такой завистью друг к другу, что Генделю, дабы их утихомирить, пришлось сочинить две арии абсолютно одинаковой длины, вплоть до равного количества нот. Публика разделилась на две команды - каждая болела за свою исполнительницу, - и на одном из представлений в 1727 году шипение и свист перешли в крики и непристойную ругань. Вечер закончился тем, что конкурирующие певицы, не сходя со сцены, вцепились друг другу в волосы.

ПРИШЕСТВИЕ «МЕССИИ»

К 1730-м годам во вкусах зрителей произошел сдвиг, и не в лучшую сторону для Генделя, - публике надоело слушать оперы на иностранных языках. Композитор упорно продолжал работать, но оперный сезон 1737 года оказался провальным, а сам Гендель слег с физическим истощением. Его состояние было настолько тяжелым, что друзья опасались за его жизнь. Однако он выздоровел, и перед ним с неизбежностью встал вопрос: как укрепить пошатнувшуюся карьеру. Возможно, тогда он и вспомнил о давно прошедших днях в Риме, когда папский запрет вынудил его сочинять религиозную музыку.

КОГДА ОДНА ИЗ СОПРАНО ОТКАЗАЛАСЬ ПЕТЬ АРИЮ, ГЕНДЕЛЬ СХВАТИЛ ЕЕ НА РУКИ И ПРИГРОЗИЛ ВЫШВЫРНУТЬ В ОКНО.

В восемнадцатом веке оратории - религиозные хоровые произведения - по формату походили на оперы, но без декораций, костюмов и специфической театральной напыщенности. Гендель взялся за работу; первые оратории «Саул», «Самсон» и «Иисус Навин» снискали признание публики, несмотря на брюзжание особо религиозных слушателей, подозревавших композитора в том, что он превращает Святое Писание в развлечение. Гендель, благоверный лютеранин всю свою жизнь, возражал: бесцельные забавы не его стезя, он ратует за христианское просвещение, - и добавлял, имея в виду публику: «Я бы огорчился, узнав, что я всего лишь развлекал их. Мне хотелось сделать их лучше».

Самая известная оратория Генделя - по сути, самое прославленное его сочинение, - была написана в 1741 году по заказу лорда-наместника Ирландии для благотворительного представления в Дублине, собранные средства предназначались для помощи различным приютам. Гендель создал «Мессию» - ораторию, повествующую о жизни Христа, начиная с рождения и заканчивая распятием и воскрешением. Слава композитора бежала впереди него - спрос на билеты в Дублине был столь велик, что женщин уговаривали отказаться от кринолинов, с тем чтобы в зале поместилось больше слушателей. С первого же представления оратория «Мессия» стала хитом.

СЖИГАЮ ДОМ

Гендель по-прежнему много и успешно сочинял для увеселения английской знати. В 1749 году ему поручили увековечить в музыке завершение войны за австрийское наследство (ныне хорошо забытой). «Музыка для королевского фейерверка» была впервые исполнена на генеральной репетиции, открытой для публики, - прогон привлек 12 000 слушателей, образовавших трехчасовую пробку на Лондонском мосту. Главное событие состоялось неделей позже в Зеленом Парке. Согласно плану, финальные аккорды должен был увенчать грандиозный фейерверк, но сначала подвела погода: пошел дождь, - а затем разочаровали пиротехники. В довершение одна из ракет угодила в музыкальный павильон, который мгновенно сгорел дотла.

С 1750-х начинается закат карьеры Генделя. У него ухудшалось зрение, и к 1752 году он полностью ослеп. Композитору тщетно пытались поправить зрение, он прибегал к услугам множества врачей, включая бродячего самозванца, «офтальмиатра» Джона Тейлора. Этот знахарь оперировал и Иоганна Себастьяна Баха с тем же успехом. Последние годы жизни Генделя были омрачены тяжкими недугами, он умер 14 апреля 1750 года в возрасте семидесяти четырех лет и был похоронен в Вестминстерском аббатстве.

НАСЛЕДИЕ И НАСЛЕДНИКИ

Музыка Генделя никогда не теряла привлекательности, особенно в Англии. Патриоты викторианской эпохи провозгласили его подлинно английским музыкантом, не смущаясь немецким происхождением композитора. Внушительные фестивали, посвященные его ораториям, проводились ежегодно; самый крупный состоялся в 1859 году с участием оркестра из 500 исполнителей и хора в пять тысяч человек, фестиваль посетило 87 769 слушателей.

В 1920-30-е годы немцы попытались вернуть Генделя на родину. Нацисты активно подхватили начинание, хотя и досадовали на то, что во многих ораториях, написанных на сюжеты из Ветхого Завета, проглядывает чересчур позитивное отношение к евреям. Некоторые произведения были «арианизированы» с помощью новых либретто, в которых персонажей евреев заменили немцами. Так, оратория «Израиль в Египте» превратилась в «Ярость монголов». После Второй мировой войны эти ублюдочные версии благополучно канули в вечность.

Несмотря на всю эту шумиху, Гендель скорее всего был бы разочарован столь восторженным вниманием к его ораториям в ущерб операм. В послевоенный период ситуация начала меняться, и сегодня оперы Генделя регулярно появляются на сцене, если и не всегда на радость публике, то неизменно к одобрению критиков. Как бы то ни было, ни одно музыкальное произведение с английским текстом не звучит так часто и не используется так широко, как «Мессия».

ЛЮБВИ С ПЕРВОГО ВЗГЛЯДА НЕ БЫВАЕТ!

Отправляясь в Ирландию на премьеру «Мессии», Гендель знал, что ему придется работать с незнакомыми певцами и в основном непрофессионалами. Одного баса по имени Дженсон, печатника по профессии, композитору рекомендовали как прекрасного певца, способного петь с листа даже самые заковыристые произведения.

На репетиции, однако, Дженсон лишь невразумительно мычал, листая нотные страницы. Взбешенный Гендель, обругав печатника на четырех языках, возопил:

Негодяй! Не ты ли говорил, что можешь петь с листа?!

Да, сэр, говорил, - ответил Дженсон. - И я могу петь с листа. Но не с первого попавшегося листа.

ДУЭЛЬ КЛАВЕСИНИСТОВ

В 1704 году, когда Гендель играл на клавесине в Гамбургском оркестре, он подружился с молодым музыкантом по имени Иоганн Маттесон. Большой любитель покрасоваться, Маттесон в свои двадцать три года сочинял oпeры, причем не только писал партитуры и дирижировал спектаклями, но также играл на клавесине и пел заглавные партии.

Правда, одно из представлений завершилось почти смертельной схваткой. Давали оперу Маттесона «Клеопатра», в которой композитор-многостаночник исполнял партию Антония. Поскольку Антоний убивает себя по меньшей мере за полчаса до конца оперы, Маттесон, отпев, любил спускаться в оркестровую яму и садиться за клавесин. Однако на том представлении Гендель наотрез отказался уступить ему свое место за инструментом. Разъяренный Маттесон вызвал Генделя на дуэль, и, выйдя на воздух, музыканты затеяли драку. Маттесон едва не прикончил противника ударом в грудь, но лезвие ножа наткнулось то ли на массивную металлическую пуговицу на сюртуке Генделя (по одной версии), то ли на оперную партитуру, засунутую в нагрудный карман (по другой).

Позднее Маттесон похвалялся, утверждая, что научил Генделя всему, что касается композиторского мастерства. Верится с трудом - в отличие от Генделя, ставшего мировой знаменитостью, Маттесон до конца жизни не покидал родной Германии, а его творчество по большей части предано забвению.

КАКОЙ-ТО ТАМ БАХ…

Родившись в одной и той же стране с разницей в возрасте всего в четыре недели, Бах и Гендель, по идее, должны были быть друзьями. В действительности они не были даже знакомы, хотя Бах и предпринимал настойчивые попытки встретиться с коллегой. Гендель, видимо, не слишком жаждал познакомиться со своим соотечественником, что, в общем, не удивительно. Посудите сами: Гендель был любимым композитором короля Англии, а Бах - безвестным деревенским музыкантом. Гендель и предположить не мог, что последующие поколения будут ценить церковного органиста выше королевского композитора.

МИФЫ ВОКРУГ «МЕССИИ»

О создании «Мессии» сложилось немало легенд. Первая касается сроков. Гендель и вправду написал ораторию менее чем за три недели, и часто можно услышать рассказы о том, как он трудился день и ночь, без сна и отдыха, вдохновленный божественным наитием. Не совсем так. Гендель всегда работал быстро, три недели для него - не рекорд. Оперу «Фарамондо» он написал за девять дней. (Скорость создания новых произведений объясняется еще и тем, что Гендель использовал музыку из предыдущих партитур; он постоянно и не колеблясь заимствовал у самого себя - и даже, по уверениям критиков, у других.)

Согласно второй легенде, некий слуга застал Генделя за работой в слезах. Не утирая заплаканного лица, тот сказал: «Уверен, мне явились Небеса и сам великий Господь». Эта история не имеет никаких фактических доказательств и выглядит крайне нехарактерно для композитора, известного суровым нравом и немногословностью.

Наконец, среди публики бытует традиция вставать с мест во время исполнения «Аллилуйи» - якобы начало этой традиции положил Георг II (сын Георга I): он первым слушал хор «Аллилуйя» стоя. Существует ряд объяснений поведению короля - от глубокомысленных (Георг II таким образом чествовал Христа как Царя царей) до медицинских (у Его величества разыгралась подагра, и он поднялся на ноги, чтобы избавиться от неприятных ощущений) и попросту смешных (король задремал на концерте, и торжественные аккорды разбудили его столь внезапно, что он вскочил). Свидетельств современников на сей счет не обнаружено, однако стоять во время «Аллилуйи» вошло у меломанов в столь же твердую привычку, как у футбольных болельщиков - вскакивать, когда на поле забьют гол. И если вы не хотите, чтобы в концертном зале на вас косо посматривали, лучше встаньте.

Из книги Лис пустыни. Генерал-фельдмаршал Эрвин Роммель автора Кох Лутц

ГЕОРГ ФОН КЮХЛЕР (1881–1969) Родился в старинной прусской юнкерской семье. Во время 1-й мировой войны воевал на Сомме, под Верденом и в Шампани. Продолжил службу в рейхсвере, служил в военном министерстве, а в 1937 вступил в должность командующего 1-м военным округом и был

Из книги Документы жизни и деятельности И. С. Баха автора Шульце Ханс-Йоахим

Из книги Командиры элитных частей СС автора Залесский Константин Александрович

Один из наиболее грамотных командиров войск СС Георг Кепплер Этот командир войск СС известен, наверное, меньше всех из тех, чьи биографии собраны в этой книге. И это несмотря на то, что он достиг высших чинов, став обергруппенфюрером СС и генералом войск СС, а кроме того,

Из книги Портреты современников автора Маковский Сергей

Из книги Как уходили кумиры. Последние дни и часы народных любимцев автора Раззаков Федор

ОТС ГЕОРГ ОТС ГЕОРГ (оперный и эстрадный певец; скончался 5 сентября 1975 года на 56-м году жизни).Слава пришла к Отсу в 1958 году, когда на широкий экран вышел фильм Юзефа Хмельницкого «Мистер Икс» (1958) по оперетте Имре Кальмана «Принцесса цирка», где Георг сыграл главную роль.

Из книги Нежность автора Раззаков Федор

Георг ОТС Знаменитый исполнитель роли Мистера Икса в одноименной оперетте имел бурную личную жизнь. В первый раз он женился перед самой войной, но этот брак просуществовал недолго. Женой Отса была красавица Маргот, с которой он познакомился в начале 41-го. Затем судьба их

Из книги Воспоминания автора Лихачев Дмитрий Сергеевич

Леонид Владимирович Георг Леонид Владимирович Георг принадлежал к тем старым «учителям словесности» в наших гимназиях и реальных училищах XIX и начала XX века, которые были подлинными «властителями дум» своих учеников и учениц, окружавших их то серьезной любовью, то

Из книги Память, согревающая сердца автора Раззаков Федор

ОТС Георг ОТС Георг (оперный и эстрадный певец; скончался 5 сентября 1975 года на 56-м году жизни). Слава пришла к Отсу в 1958 году, когда на широкий экран вышел фильм Юзефа Хмельницкого «Мистер Икс» (1958) по оперетте Имре Кальмана «Принцесса цирка», где Георг сыграл главную роль.

Из книги Свет погасших звезд. Люди, которые всегда с нами автора Раззаков Федор

5 сентября – Георг ОТС В Советском Союзе этого певца называли Мистером Иксом в память о его блестящей игре в одноименной оперетте. Именно с этой роли и началась слава этого артиста, которая сделала его известным на всю страну. Эта слава открыла перед артистом двери многих

Из книги История триумфов и ошибок первых лиц ФРГ автора Кнопп Гвидо

Посредник Курт Георг Кизингер «Чувствую себя коренным боннцем!» «Я буду управлять сильно, но не буду выставлять эту силу немецкому народу напоказ в сценках из варьете». «Беда, когда тот, кому поручено править, не делает этого». «Революция пожирает не только своих детей.

Из книги Белый фронт генерала Юденича. Биографии чинов Северо-Западной армии автора Рутыч Николай Николаевич

Георг Федор Александрович Генерал-майорРодился 16 сентября 1871 г. в Эстляндской губернии, в семье титулярного советника. Православного вероисповедания.Окончил 5 классов Юрьевской гимназии и 19 октября 1889 г. вступил на правах вольноопределяющегося 2-го разряда в 89-й пехотный

Из книги Крылов автора Степанов Николай Леонидович

«Милорд георг» Ванюша часто посещал семейство Львова - председателя уголовной палаты и богатого местного помещика. У него было двое сыновей - сверстников Ванюши. Дом Львовых казался мальчику роскошным дворцом. Широкая лестница, обширные покои, красивая мебель, до

Из книги Партитуры тоже не горят автора Варгафтик Артём Михайлович

Георг Фридрих Гендель Госзаказ и шоу-бизнес Когда-то в Московском Художественном театре шел очень необычный спектакль. Он назывался Возможная встреча. В нем были заняты всего два актера, и играли они людей, которые на самом деле никогда друг друга не видели, хотя были и

Из книги Генерал-фельдмаршалы в истории России автора Рубцов Юрий Викторович

Принц Георг-Людвиг Шлезвиг-Голштинский (?–1763) Принц принадлежал к Голштейн-Готторпской династии, представители которой были королями Дании, Норвегии, Швеции, герцогами Шлезвиг-Голштейна и великого герцогства Ольденбург. В орбиту российской политики он попал благодаря

Из книги Самые пикантные истории и фантазии знаменитостей. Часть 2 автора Амиллс Росер

Из книги Великие открытия и люди автора Мартьянова Людмила Михайловна

Беднорц Георг (род. 16 мая 1950 г.) Немецкий физик Йоханнес Георг Беднорц родился в Нойенкирхене (земля Северный Рейн-Вестфалия, Германия). Йоханнес был четвертым ребенком в семье Антона и Элизабет Беднорцов. Родители Беднорца, происходящие из Силезии, потеряли из виду друг

Так бывает почти со всеми, когда ты к человеку с открытым сердцем, а он в ответ поворачивается спиной. Люди не хотят видеть наши добрые поступки, а если хочешь искренне кому-то помочь, так он еще и в душу тебе наплюет. В такие моменты мы задаем себе вопрос: «В чем я виноват? Что я не так сделал?». Почему же так происходит? Ответ вы найдете в этой поучительной притче.

Так бывает почти со всеми, когда ты к человеку с открытым сердцем, а он в ответ поворачивается спиной. Люди не хотят видеть наши добрые поступки, а если хочешь искренне кому-то помочь, так он еще и в душу тебе наплюет. В такие моменты мы задаем себе вопрос: «В чем я виноват? Что я не так сделал?». Почему же так происходит? Ответ вы найдете в этой поучительной притче.

©Igor Morski

Однажды к старому мудрецу в дверь постучалась молодая незнакомка, которая, заливаясь слезами, поведала старцу свою историю.

Я не знаю, как мне дальше жить… - с трепетом в голосе произнесла она. - Всю жизнь я относилась к людям так, как бы хотела, чтобы они относились ко мне, была с ними искренна и открывала им душу… По возможности я старалась делать всем добро, не ожидая ничего взамен, помогала, чем могла. Я действительно делала это всё безвозмездно, но взамен получала зло и насмешки . Мне обидно до боли и я просто-напросто устала… Умоляю, скажите, как мне быть?

Мудрец терпеливо выслушал и затем дал девушке совет:

Разденься догола и пройдись совсем нагой по улицам города, - спокойно произнес старец.

Простите, но я еще не докатилась до такого… Вы, наверное, с ума сошли или шутите! Сделай я такое, то не знаю, что ожидать от прохожих… Глядишь, еще кто-то обесчестит или надругается надо мной…

Мудрец вдруг встал, отворил дверь и поставил на стол зеркало.

Ты стыдишься выйти на улицу нагишом, но почему-то тебе вовсе не стыдно идти по миру с обнаженной душой, раскрытой, как эта дверь, нараспашку . Ты пускаешь туда всех кому не лень. Твоя душа - это зеркало, именно поэтому все мы видим отражение самих себя в других людях . Их душа полна зла и пороков - именно такую безобразную картину они и видят, когда заглядывают в твою чистую душу. Им не хватает силы и мужества, чтобы признать, что ты лучше их, и поменяться. К сожалению, это удел только поистине смелых…

Что же мне делать? Как я могу изменить эту ситуацию, если от меня, по сути, ничего не зависит? - спросила красавица.

А ну-ка пойдем со мной, я кое-что тебе покажу… Посмотри, это мой сад. Вот уже много лет я поливаю эти невиданной красоты цветы и забочусь о них. Признаться честно, я ни разу не видел, как распускаются бутоны этих цветов. Всё, что мне приходилось лицезреть, - это прекрасные распустившиеся цветы, которые манят своей красотой и душистым ароматом.


Дитя, учись у природы. Посмотри на эти замечательные цветы и делай, как они, - раскрывай свое сердце перед людьми осторожно, чтобы никто этого даже не заметил. Открывай душу хорошим людям. Уходи от тех, кто обрывает твои лепестки, кидает под ноги и топчет. Эти сорняки еще не доросли до тебя, поэтому ты ничем им не поможешь. В тебе они будут только видеть уродливое отражение себя . опубликовано

(592 слова) Друг – это человек, от которого мы ждем только добра и помощи. В этом и заключается его роль в нашей жизни. И, разумеется, от врага мы ожидаем совершенно иные поступки и слова: он по умолчанию должен приносить только вред, на то у нас и вражда. Поэтому я согласен с высказыванием историка Ключевского: если от одних людей мы требуем хорошего отношения на основании их статуса, то от других мы бы очень удивились его получить, так как они этого особого положения не имеют. Удивление такого рода сменяется радостью, ведь на одного врага стало меньше, раз он стал вести себя иначе. А вот предательство товарища нам больнее, чем злость того, от кого мы ее ожидаем получить. Поэтому мстим мы обоим, но приятелю даже в большем объеме. Чтобы подтвердить свою позицию, приведу примеры.

В пьесе Н. В. Гоголя «Ревизор» герой приехал в город, где его приняли за проверяющего порядок чиновника. Элита уезда считала надзорные органы враждебными, потому что она понимала, что профессиональный долг этих людей – выявить недостатки и злоупотребления местной правящей клики и лишить ее поста. Поэтому господа начали всячески угождать и лицемерить, проклиная про себя саму надобность проверки. Но Иван быстро осознал выгоду своего положения и начал раздавать благодеяния, завершив свой визит предложением руки и сердца, обращенным к дочери городничего. Антон Антонович был счастлив, такого доброго и покладистого ревизора он и представить себе не мог, поэтому без колебаний согласился отдать свою дочь замуж за едва знакомого мужчину. Сыграло роль не только богатство предполагаемого проверяющего, но и то, что от него подобного поступка никто не ожидал, а потому хитрый городничий позабыл об осторожности и доверился обманщику. А вот многолетняя дружба обитателей города дала трещину, ведь все добро, которым обменивались эти люди, быстро забылось. Они тайком стремились донести друг на друга вымышленному начальству, хотели выставить товарищей преступниками, чтобы самим прибрать к рукам всю власть. Так, справедливость высказывания Ключевского подтвердилась: добро врага герои превозносили, отвечали ему тем же, а хорошее отношений друзей охотно забыли, когда это посулило выгоду. Но в финале стало ясно, что злость чиновников обрушится и на Хлестакова, и на тех «товарищей», кто пытался им насолить в период проверки.

Другой пример описал А. П. Чехов в пьесе «Дядя Ваня». Пока Войницкий безропотно и добросовестно работал во благо Серебрякова, на его доброту и самоотверженность никто не обращал внимания. Профессор все воспринимал как должное, не ценил тех усилий, которые родственник прилагал для его содержания. В конце концов, он явился, чтобы продать имение, принадлежащее его дочери, за которой тоже ухаживал Войницкий. Но терпение главного героя лопнуло: он высказал наглецу то, что накипело за все эти годы тяжкой работы. Он даже попытался застрелить обидчика, но промахнулся. После этого напуганный Серебряков сразу же переменил отношение к родственнику и о продаже усадьбы не заикался. Только увидев откровенную враждебность мужчины, он понял его положение и оценил его готовность оставить все по-старому. Значит, и в этом примере подтверждается справедливость высказывания Ключевского: пока дядя Ваня был другом, его доброту не замечали, а после его превращения во врага все переменилось. Профессор осознал необходимость оставить имение в покое и поблагодарил родственника за решение о дальнейшем своем содержании за счет труда Софьи и Войницкого.

Таким образом, люди и вправду принимают доброту друзей как должное и даже не стремятся соответствовать. Но хорошее отношение врагов они воспринимают с удивлением, поэтому отвечают на него охотно и с большим удовольствием, дабы показать все свои достоинства именно ему, тому, кто в их наличии сомневался. Но стоит товарищу или недоброжелателю навредить, на них обрушится ответная злость, причем близкому человеку достанется даже больше, ведь от обидчиков мы ждем удара, а от тех, кто в тылу, нет. Это совершенно естественная позиция, которой придерживаются многие из нас.

Высказывания о добре

Лишь добро одно бессмертно, зло подолгу не живет! Шота Руставели

Зло, как правило, мстит за себя, но добро не обязательно вознаграждается. Зло гораздо последовательнее. Кароль Ижиковский

Добрый человек не тот, кто умеет делать добро, а тот, кто не умеет делать зла. Василий Осипович Ключевский

Когда я делаю добро, я чувствую себя хорошо. Когда я поступаю плохо, я чувствую себя плохо. Вот моя религия. Авраам Линкольн

Никакое добро не пропадает даром. Древняя Индия, неизвестный автор

Человек часто остается наедине с самим собой, и тогда он нуждается в добродетели; порою он находится в обществе других людей, и тогда он нуждается в добром имени. Никола-Себастиан Шамфор

В молитвах он просто просил богов даровать добро, ибо боги лучше всех знают, в чем состоит добро. Сократ

Если вы злы, то почему умеете творить добро своим детям, а если вы считаетесь добрыми и сердечными, то почему же вы не творите так же добра нашим детям, как и своим? Иван IV Грозный

Всякое беспристрастно решенное дело лишает ложь силы, утверждает истину, создает добро и уничтожает зло подобно пище, которая уничтожает голод, подобно одежде, которая прикрывает наготу, подобно тому, как небо после свирепой грозы проясняется и солнце согревает всех замерзших, подобно огню, который жарит то, что было сырым, подобно воде, которая утоляет жажду. Древний Египет, неизвестный автор

Добрые дела, которые совершаются не из любви к людям и не из заботы о них, а для спасения собственной души, совсем не добрые. Где нет любви, там нет и добра. Николай Александрович Бердяев

Чем жить с дурной славой, лучше умереть с доброй славой. Захиреддин Мухаммед Бабур

Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю. Павел

Только тот может горячо любить добро, кто способен от всей души, непримиримо ненавидеть зло. Иоганн Фридрих Шиллер

Кем довольны все, тот не делает ничего доброго, потому что добро невозможно без оскорбления зла. Николай Гаврилович Чернышевский

Хорошие дела нужно перекрывать новыми хорошими делами, чтобы не выдохлась добрая слава. Марк Порций Катон (старший)

Должно отплачивать за добро и за зло, но почему именно тому лицу, которое нам сделало добро или зло? Фридрих Ницше

Если делаешь добро человеку, чего еще хочешь? Мало тебе сделать нечто сообразное со своей природой — еще ты мзды себе ищешь? Все равно как глаз требовал бы плату за то, что смотрит, или ноги — за то, что ходят. Марк Аврелий

Люби добро, и тогда ты будешь необходимо полезен своему отечеству, не думая и не стараясь быть ему полезным. Виссарион Григорьевич Белинский

Трагедия возникает не тогда, когда добро терпит поражение, а в том случае, когда человек кажется благороднее тех сил, которые его губят. Джордж Оруэлл

Половина следствий хороших намерений оказывается злом. Половина следствий дурных намерений оказывается добром. Марк Твен

Секрет доброго правления: правитель да будет правителем, подданный — подданным, отец — отцом, а сын — сыном. Конфуций

Добро может существовать и без зла; но зло без добра существовать не может. Аврелий Августин

Унция доброй славы весит больше, нежели фунт жемчуга. Мигель де Сервантес Сааведра

О, если бы большинство способно было делать величайшее зло, с тем чтобы быть способным и на величайшее добро! Хорошо бы это было! А то ведь оно не способно ни на то, ни на другое: оно не может сделать человека ни разумным, ни неразумным, а делает что попало. Платон

Расположения сильных мира сего скорее добьется тот, кто помогает им пустить по ветру их добро, нежели тот, кто пытается научить, как его приумножить. Люк де Клапье Вовенарг

Самое могущественное внушение добра есть пример доброй жизни. Лев Николаевич Толстой

Как далеко простираются лучи крохотной свечки! Так же сияет и доброе дело в мире ненастья. Уильям Шекспир

Хороший царь должен друзьям делать добро, а врагов делать друзьями. Аристон Хиосский

Источник зла есть тщеславие, а источник добра — милосердие. Франсуа-Рене де Шатобриан

Нет и не может быть никакого компромисса между добром и злом, правдой и ложью, прогрессом и регрессом. Джузеппе Мадзини

Словно отблеск луны в воде, непрочна жизнь смертных; зная это, непрестанно твори добро. Древняя Индия, неизвестный автор

Кормилицы говорят о своих питомцах, что надо их посылать в школу: если они и не смогут научиться там чему-нибудь доброму, то, во всяком случае, находясь в школе, не будут делать ничего плохого. Лукиан

Юноши добродушны, потому что еще не видели многих низостей. Они легковерны, потому что еще не во многом были обмануты. Они великодушны, потому что жизнь еще не унизила их и они не испытали нужды. Аристотель

Кто слишком много думает о том, чтобы делать добро, тому нет времени быть добрым. Рабиндранат Тагор

Нравственность заключается в совершенном познании добра, в совершенном умении и желании творить добро. Иоганн Генрих Песталоцци

В политике, как и в торговле, необходимо иметь доброе имя. Ни в той, ни в другой обманывать много раз невозможно. Филип Дормер Стенхоп Честерфилд

Благодарность тем, кто делает нам добро, — это общепризнанная добродетель, и проявить благодарность в той или иной форме, пусть даже несовершенно, — это долг человека как перед самим собой, так и перед теми, кто помогает ему. Фредерик Дуглас

Легковерие никогда до добра не доводит. Гай Петроний Арбитр

Какая разница между демоном и человеком? Мефистофель у Гёте говорит: «Я часть той части целого, которая хочет зла, а творит добро». Увы! Человек мог бы сказать о себе совершенно обратное. Федор Михайлович Достоевский

Невидимое существо, что зовется «Доброе имя», суть дыхание всех тех, кто хорошо о нас говорит. Джордж Савил Галифакс

Там, где нет различия между счастьем и несчастьем, между радостью и горем, там нет различия и между добром и злом. Добро — это утверждение; зло — отрицание стремления к счастью. Людвиг Андреас Фейербах

Как неразумен человек, когда от добра, которое он имеет, он еще ищет другого. Не довольствуясь тем, что у него есть, и гоняясь за большим, человек теряет и то, что имел. Маргарита Наваррская

Когда, делая добро, не думаешь ни о себе, ни о других, горсть зерен одарит милостью за тысячу пудов хлеба. Когда, помогая другим, бахвалишься своей щедростью и требуешь от людей благодарности, то сотня золотых не принесет тебе пользы даже и на половину медяка. Хун Цзычен

Меньше греха следовать злу, которое признаешь добром, чем не сметь защищать того, что верно знаешь за добро. Иероним Стридонский

Благородный муж помогает людям увидеть то, что есть в них доброго, и не учит людей видеть то, что есть в них дурного. А низкий человек поступает наоборот. Конфуций

Прикиньте в глубине души своей: если вы с трудом сделаете что-нибудь достойное, труд для вас быстро кончается, а содеянное добро остается с вами на всю жизнь; но если ради удовольствия вы сделаете что-нибудь дурное, удовольствие быстро оставит вас, а дурное дело всегда останется на вас. Марк Порций Катон (старший)

Нет человека праведного на земле, который делал бы добро и не грешил бы; поэтому не на всякое слово, которое говорят, обращай внимание. Ибо сердце твое знает много случаев, когда и сам ты злословил других. Книга Екклезиаста или Проповедника

Такой пустоте, как добро ради добра, вообще нет места в живой деятельности. Георг Вильгельм Фридрих Гегель

Добродетель отважна, и добро никогда не испытывает страха. Я никогда не пожалею о том, что совершил доброе дело. Уильям Шекспир

Целомудрие женщин — это большей частью просто забота о добром имени и о покое. Франсуа де Ларошфуко

Пока человек в состоянии творить добро, ему не грозит опасность столкнуться с неблагодарностью. Франсуа де Ларошфуко

Вознаграждение за доброе дело — это доброе дело, а вознаграждение за грех — это грех. Мудрецы Талмуда

Добродетель и порок, моральное добро и зло — во всех странах определяются тем, полезно или вредно данное явление для общества. Вольтер

Пусть неблагодарность многих не отпугивает вас от того, чтобы делать людям добро; ведь помимо того, что благотворение само по себе и без всякой другой цели — дело благородное, но делая добро, встречаешь иной раз в ком-нибудь одном столько благодарности, что это вознаграждает за всю неблагодарность других. Франческо Гвиччардини

Злым может быть только доброе. Где нет никакого добра, там не может быть и какого-либо зла. Аврелий Августин

Доброму человеку нельзя любоваться казнью злого. Квинт Септимий Флоренс Тертуллиан

Тот, кто делает добро другу, делает добро себе. Эразм Роттердамский

Нечестные средства, с помощью которых многие возвышаются, ясно говорят о том, что и цели также не стоят доброго слова. Мишель де Монтень

Ирландцы — честный народ: доброго слова друг о друге не скажут. Самюэл Джонсон

Я желаю тебе добра, потому и браню тебя — так всегда узнаются истинные друзья! Ханс Кристиан Андерсен

То, что в данное время считается злом, обыкновенно есть несвоевременный отзвук того, что некогда считалось добром, — атавизм старейшего идеала. Фридрих Ницше

Добро — это как будто превосходная степень пользы, это как будто очень полезная польза. Николай Гаврилович Чернышевский

Коварное сердце не найдет добра, и лукавый язык попадет в беду. Соломон

Кто хочет приносить пользу, тот и с буквально связанными руками может сделать бездну добра. Федор Михайлович Достоевский

О характере человека можно судить по тому, как он ведет себя с теми, кто ничем не может быть ему полезен, а также с теми, кто не может дать ему сдачи.

Не завидуй тому, кто силён и богат,
За рассветом всегда наступает закат.
С этой жизнью короткой, равною вздоху,
Обращайся как с данной тебе напрокат!

Не закрывай рот тем, кто открывает тебе глаза. И твердо, став на ноги, не забывай тех, кто поднимал тебя на руках.

Умей ценить того кто без тебя не может, и не гонись за тем, кто счастлив без тебя!

Опыт - это не то, что происходит с человеком, а то, что делает человек с тем, что с ним происходит.

Не тот твой друг, кто за столом с тобою пьет,
А кто в несчастии любом на выручку придет.
Кто руку твердую подаст, избавит от тревог.
И даже вида не подаст, что он тебе помог.

Не бойтесь потерять тех, кто не побоялся потерять вас. Чем ярче горят мосты за спиной, тем светлее дорога впереди.

Если человек сделал тебе больно, не отвечай ему тем же, сделай добро. Ты другой человек. Ты лучше.


© 2024
colybel.ru - О груди. Заболевания груди, пластическая хирургия, увеличение груди