27.02.2019

Фгос до предметно пространственная среда должна быть. Развивающая среда в доу по фгос своими руками. старшая группа. Понятие предметно-развивающей среды


Евгения Кабусь

Разновозрастная группа Николаевского филиала Светлолобовской СОШ №6.

Организация предметно – развивающей среды в ДОУ выстраивается в соответствии с принципами программы «От рождения до школы» под редакцией М. А. Васильевой, Н. Е. Веракса и Т. С. Комаровой.

Пространство нашей группы организовано в виде разграниченных зон, оснащенных различными развивающими материалами (книги, игрушки, материалы для творчества, развивающее оборудование и пр .). Все предметы доступны детям . В соответствии с тематическим планированием образовательного процесса оснащение уголков меняется или дополняется необходимыми материалами.

Подобная организация пространства позволяет дошкольникам выбирать для себя интересные занятия, чередовать их в течение дня, а педагогу дает возможность эффективно организовывать образовательный процесс с учетом индивидуальных особенностей детей. Вся мебель группы расположена вдоль стен, что позволило освободить центральную часть для развития двигательной активности детей. Но в то же время все части пространства имеют подвижные, трансформируемые границы. Пространство группы изменяется в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от интересов и возможностей ребёнка.

Предметно - пространственная развивающая среда в группе организованна с учетом требований ФГОС , где чётко прослеживаются все пять образовательных областей :

Художественно-эстетическое развитие

Речевое развитие

Познавательное развитие

Социально-коммуникативное развитие

Физическое развитие

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «Художественно-эстетическое развитие »

В уголке «Рисования» для развития детей имеется всё необходимое для воплощения новых идей и продуктивной деятельности (трафареты, раскраски, альбомные листы, гуашь, кисти, непроливайки, карандаши, пластилин и т. д.) Эта деятельность, направлена на получение чего-то нового, неповторимого. В приёмной всегда найдётся место для работ детей, их творчества. Оформлен уголок, в котором мы размещаем рисунки и аппликации детей. В уголке рисования постоянно что-то меняется, в зависимости от лексической темы и освоения каких-либо новых техник.

В уголке «Театр» размещены различные маски для разыгрывания сценок, элементы костюмов, а также кукольный театр. Дети с удовольствием принимают на себя различные роли, что повышает интерес к сказкам, к их запоминанию и поднимает настроение.



В музыкальном уголке размещены музыкальные инструменты (ксилофон, маракасы, дудочки, барабан, бубен, губные гармошки и др., а также музыкальный центр.

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «Речевое развитие »

Книжный уголок «Почитай-ка» , содержание которого соответствует возрастным особенностям детей разного возраста, реализуемой в ДОУ образовательной программе.

В этом уголке ребенок имеет возможность самостоятельно выбрать понравившуюся книгу и спокойно её рассмотреть. В процессе внимательного рассматривания иллюстраций, ребенок приобщается к изобразительному искусству.

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «Познавательное развитие »

Уголок природы включает в себя календарь погоды, отмечая погоду в календаре, дети закрепляют знания, полученные в ходе наблюдения за природой. В данном уголке имеются дидактические игры и пособия : «Кто где живёт?» , «Целый год» , «Зоопарк» , «Дары лета» , Большие и маленькие», «Живая география» и др.

Уголок экспериментирования представлен наличием разнообразных емкостей для проведения опытной деятельности с водой и сыпучими, лейка, природный материал для проведения экспериментов.

Уголок сенсорного развития представлен разнообразием игр и пособий на развитие логики , мышления, внимания. Так же имеются разнообразные виды мозаик, лото, различные по форме, цвету и материалу, игры, направленные на развитие мелкой моторики рук .

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «Социально-коммуникативное развитие »

В нравственно-патриотическом уголке размещена государственная символика России. Уголок наполнен художественной литературой по краеведению и литературой о районе, фотографиями животных, растений, местностей родного края.

Уголок ПДД и уголок безопасности содержат в себе макет светофора, плакаты основного правила движения, дорожные знаки, службы экстренной помощи, правила безопасности, правила поведения при пожаре, правила пожарной безопасности, а также различные дидактические игры и иллюстрации.

Уголок дежурства. В данном уголке находятся схема дежурства, фартуки, значки дежурных, фото дежурных. Дежурство предполагает выполнение ребенком работы, направленной на обслуживание группы . Тем самым дети овладевают основными культурными способами деятельности, проявляют инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности.

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «Физическое развитие »

Уголок здоровья содержит в себе как традиционное физкультурное оборудование : обручи, скакалки, мячи разных размеров, кегли, игры на развитие меткости ; так и не традиционное, изготовленное руками педагогов и родителей : массажный коврик для стоп, гантели наполненные песком (для мальчиков) и водой (для девочек) и др.


А так же имеются игровые уголки






Вот так оформлена наша спальня



И приёмная




Вывод : предметно-пространственная развивающая среда в группе позволяет каждому ребёнку найти занятие по душе, имеет характер открытой, незамкнутой системы, помогает осуществлять самостоятельную деятельность детей в развивающих уголках , а не получать уже готовые знания от воспитателя. Содержание предметно- развивающей среды постепенно наполняется разнообразными материалами, играми, иллюстрациями, атрибутами для развития детей .

Публикации по теме:

Музыкальная среда становится одним из компонентов педагогической системы и представляет собой музыкальное оформление жизнедеятельности детей.

Предметно-пространственная развивающая среда в соответствии с ФГОС в средней группе Организованная развивающая предметно-пространственная среда в нашей средней группе предоставляет каждому ребёнку равные возможности приобрести.

Предметно-пространственная развивающая среда в старшей группе в соответствии с ФГОС. Предметно-пространственная развивающая среда в старшей группе в соответствии с ФГОС Вопрос организации развивающей предметно-пространственной.

Организация

развивающей

предметно- пространственной

среды ДОУ в связи с

введением ФГОС.

Старший Воспитатель

МБДОУ №97

Шумских Ольга Анатольевна

Нижний Новгород

2015г

Актуальность создания развивающей предметно – пространственной среды.

Вопрос создания развивающей предметно-пространственной среды на сегодняшний день стоит особо актуально.

Это связано с введением Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, приказ

Министерства образования и науки Российской Федерации утвержденного 17 октября 2013года №1155 и вступившего в силу с

ФГОС ДО это генеральный документ ДО, который раскрывает требования: (в ФГТ – их 2, в ФГОС - 3 Т), к структуре и содержанию программы , к условиям реализации программы, и к результатам программы по дошкольному образованию. Особое внимание по ФГОС уделяется условиям предметно пространственной среде.

В центре предметно-пространственной развивающей среды стоит ребенок с его запросами и интересами, а образовательное учреждение (педагогический коллектив) предлагает качественные образовательные услуги, нацеленные на развитие самобытности, уникальности и индивидуальности каждой личности.

По концепции С.Л. Новоселовой "Развивающая среда - это система материальных объектов деятельности ребенка, функционально модернизирующая содержание развития его духовного и физического облика».

Основной целью ФГОС - создание такой развивающей среды, которая сможет обеспечить творческую деятельность каждого ребенка, позволяя ему реализовать собственные возможности.

Развивающая предметно-пространственная среда - часть образовательной среды, представляющая специально организованным пространством (групповые помещения, специальные помещения (спортивный, музыкальный зал) + прилегающая территория, находящаяся на небольшом удалении, приспособленной для реализации Программы, материалов, оборудования и инвентаря для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учета особенностей.)

Значение развивающей предметно – пространственной

Среды.

Она должна обеспечивать:

1. возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых

2 .двигательной активности детей

3. возможности для уединения (т.к. постоянно в группе находится большое количество детей, ребенку хочется отдохнуть, уединиться, самостоятельно поиграть.)

Предметно – пространственная среда проектируется на основе:

Реализуемой в детском саду образовательной программы;

Требований нормативных документов;

Имеющихся условий, предпочтений, уровня развития детей;

Общих принципов построения.

Пространственная среда включает в себя совокупность пространств, в которой должны прослеживаться определенные направления и образовательные области, их 5

ФГТ ФГОС

1.Познание. 1. Познавательное развитие .

2.Коммуникация. (Коммуникация, Познание)

3.Социализация. 2. Социально - коммуникативное

4.Безопасность развитие. (социализация, труд

5.Труд. безопасность)

6.Чтение худ. лит. 3.Речевое развитие.

7.Худ. творчество 4.Художеств. - эстетич. развитие

8.Музыка музыка, худ. развитие)

9. Здоровье 5.Физическое развитие

10.Физ. культура (здоровье, физич. культура)

Сравнение требований к Развивающей среде:

ФГТ к предметно- ФГОС к предметно-

развивающей среде пространственной среде

  • вариативность вариативность
  • полифункциональность полифункциональность
  • Трансформируемость трансформируемость
  • информативность насыщенность
  • педагогическая доступность

Целесообразность безопасность

3 из них сохранились, а 2 изменились.

При организации предметно - пространственной среды наши сотрудники - воспитатели руководствуются следующими принципами:

1) Насыщенность среды должна соответствовать возрастным возможностям детей и содержанию программы.

Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря должны обеспечивать:

  • игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех категорий воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами (в том числе с песком и водой);
  • двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях;
  • эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением;
  • возможность самовыражения детей.

2) Трансформируемость пространства предполагает возможность изменений предметно - пространственной среды в зависимости от образовательной среды и от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей. Раньше использовались стационарные шкафы с полками, где располагались игры, о трансформированности не было речи, то сейчас дети самостоятельно делят пространство ширмами, маркерами)

3) Полифункциональность материалов предполагает:

  • возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды, например детской мебели, матов, мягких модулей, ширм и т.д.
  • наличие в группе полифункциональных (не обладающих жестко закрепленным способом употребления) предметов, в том числе пригодных для использования в разных видах детской активности, в том числе в качестве предметов -заместителей в детской игре.

4)Вариативность среды предполагает:

  • наличие в группе различных пространств (для игры, конструирования, уединения и пр.), а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей;
  • периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей.

5)Доступность среды предполагает:

  • доступность для воспитанников, всех помещений группы, где осуществляется образовательный процесс;
  • свободный доступ воспитанников, к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности.

6)Безопасность предметно - пространственной среды предполагает соответствие всех ее элементов требованиям по обеспечению надежности и безопасности их использования.

Как известно, основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом деятельности для них является игра. Именно поэтому педагоги-практики испытывают повышенный интерес к обновлению развивающей предметно- пространственной среды ДОУ.

Организация развивающей предметно – пространственной среды в ДОУ с учетом ФГОС строится таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка с учётом его склонностей, интересов, уровня активности.

Воспитатели обогащают среду элементами, стимулирующими познавательную, эмоциональную, двигательную деятельность детей. Предметно - пространственная среда организуется так, чтобы каждый ребенок имел возможность свободно заниматься любимым делом Размещение оборудования по центрам развития (секторам) позволяет детям объединиться подгруппами по общим интересам: конструирование, рисование, ручной труд, театрально - игровая деятельность, экспериментирование. Обязательным в оборудовании являются материалы, активизирующие познавательную деятельность: развивающие игры, технические устройства и игрушки, модели, предметы для опытно - поисковой работы- магниты, увеличительные стекла, весы, мензурки и прочее; большой выбор природных материалов для изучения, экспериментирования, составления коллекций.

Модернизация предметно – пространственной среды предусматривает определенную систему организационных мероприятий с педагогическим коллективом и родителями воспитанников, которая способствует улучшению качества образовательного процесса в ДОУ.

Особое значение в детском саду мы уделяем оснащению предметно - пространственной среды. Наличие полифункциональных материалов; таких как разнообразные маркеры пространства, раскладные перекидные ширмы с различными декорациями, емкости, модульный материал, игровые коврики, лоскуты тканей, позволяют дошкольникам обозначить игровую территорию, изменять игровое пространство по своему желанию. Различные предметы, допускающие самое разнообразное их использование, служат обязательным элементом любой детской игры. С их помощью ребенок может замещать недостающие ролевые атрибуты, реализовать любую идею, найти нестандартное решение.

Важный этап в развитии интеллектуальных способностей детей - развитие знаково - символических функций . С этой целью, во всех группах представлены опорные схемы, планы, модели деятельности, алгоритмы действий, они позволяют систематизировать представления детей, ориентируют в пространстве, развивают мышление, память и речь.

Насыщенная предметно - пространственная среда становится основой для организации увлекательной, содержательной жизни и разностороннего развития каждого ребенка. Развивающая предметная среда является основным средством формирования личности ребенка и является источником его знаний и социального опыта.

Развивающая предметно - пространственная среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала пространства группы и материалов, оборудования и инвентаря для развития детей дошкольного возраста, охраны и укрепления их здоровья, учета особенностей и коррекции недостатков их развития.

При организации предметно - пространственной среды наши сотрудники руководствуются следующими принципами:

1.принцип дистанции позиции при взаимодействии ; Одно из условий среды, которое дает возможность педагогу приблизиться к позиции ребенка, а ребенку « подняться» до позиции воспитателя, это разновозрастная мебель. В современном ДОУ появилась такая мебель, которая легко трансформируется и дает возможность ставить столы по – разному. Психологи утверждают, что дети, сидя за круглым столом, чувствуют себя комфортно и защищено, поэтому активны в учебной деятельности.

2.принцип активности самостоятельности, творчества ;

3.принцип стабильности – динамичности развивающей среды; Предметно - пространственная среда меняется в зависимости от возрастных особенностей воспитанников, периода обучения и реализуемой педагогами программы. Ширмы помогают ограничивать или расширять пространство. Важно помнить, что ребенок не "пребывает" в среде, а преодолевает, "перерастает" ее, постоянно меняется, становится другим в каждую следующую минуту.

4.принцип комплексирования и гибкого зонирования; Жизненное пространство в детском саду должно давать возможность построения непересекающихся сфер активности. Это позволяет детям в соответствии со своими интересами и желаниями в одно и то же время свободно заниматься, не мешая друг другу, разными видами деятельности: физкультурой, музыкой, рисованием, конструированием, шитьем, моделированием, экспериментированием.

5.принцип сочетания привычных и неординарных элементов в эстетической организации среды). В группе должно быть, не только уютно и комфортно, но и красиво. Хороший интерьер группы развивает вкус, чувство прекрасного.

6. принцип открытости и закрытости (природе, культуре, Я - образ). Наблюдая за окружающим миром, они приходят к пониманию того, что природой можно наслаждаться, восхищаться, любоваться, но и, что она нуждается в помощи, в заботливых руках и охране.

Среда организуется таким образом, чтобы способствовать формированию и развитию «Я - образа». Наличие в группе зеркала позволит ребенку рассматривать себя и увидеть, что при общем сходстве с другими детьми он не похож на своих сверстников.(другой цвет глаз, волос, курносый нос, пухлые губы.

7. гендерный принцип реализует возможность для девочек и мальчиков проявлять свои склонности в соответствии с общественными нормами; При создания среды педагоги учитывают возрастные особенности воспитанников, интересы, наклонности мальчиков и девочек. Наблюдения показали, что мальчики любят играть с крупным строителем, машинками, лего, а девочки охотнее играют с куклами - лечат, купают их, ходят в магазин, играют в школу.

8.принцип эмоциогенности среды, индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребёнка и взрослого. Учитывая то, что ребенок в детском саду находится целый день необходимо создавать ему оптимальные условия. Каждому ребенку в детском саду должно быть обеспечено личное пространство: кровать и шкаф для одежды, место для хранения принесенных из дома игрушек, семейного альбома.

Педагогам ДОУ важно так организовать детскую деятельность, в том числе самостоятельную, чтобы воспитанники упражняли себя в умении наблюдать, запоминать, сравнивать, действовать, добиваться поставленной цели. При этом показателем развития ребёнка являются не знания и навыки, а способность организовать свою деятельность самостоятельно: поставить перед собой цель, оборудовать своё рабочее место, спланировать деятельность, приложить волевые усилия, выстроить логическую цепочку действий, добиваться задуманного результата, проявляя при этом положительные культурно-этические качества в общении со взрослыми и сверстниками.

При отборе предметного содержания развивающей предметно – пространственной среды важно ориентироваться на "зону ближайшего развития" (Л.С.Выготский), т.е.на завтрашние возможности детей (то, что не требует усилий, не "работает " на развитие).

Игры, игрушки, пособия не должны находиться в группе в течение года бессменно. Условно их можно разделить на три категории:

- "вчера" (материал исследованный, уже известный, освоенный в личном опыте, используемый в повседневной жизни для приобретения новых знаний.

-"сегодня" ( тот материал, с которым дети начинают знакомиться на занятиях или в других организованных формах взаимодействия со взрослыми).

- " завтра" (содержание с которым предстоит познакомиться в недалеком будущем).

Эмоцианальная насыщенность - неотъемлемая черта развивающей среды. То, что привлекательно, забавно, интересно, ярко, выразительно, пробуждает любопытство и довольно легко запоминается. Эту особенность детской памяти воспитателю надо всегда учитывать.

При создании в группе условий для саморазвития не следует забывать, что мальчики и девочки по- разному смотрят и видят, слушают и слышат, по - разному говорят и молчат, чувствуют и переживают. Так мальчикам требуется больше пространство, чем девочкам, они не могут изо дня в день делать одно и то же. Но и девочки и мальчики должны приобретать опыт творческой, поисковой деятельности, выдвижения новых идей, актуализации прежних знаний при решении новых задач. Разнообразие и богатство сенсорных впечатлений, возможность свободного подхода к каждому центру в группе способствует эмоциональному и интеллектуальному развитию воспитанников обоего пола.

Таким образом, создавая предметно-пространственную среду любой возрастной группы в ДОУ, необходимо учитывать психологические основы конструктивного взаимодействия участников воспитательно-образовательного процесса, дизайн и эргономику современной среды дошкольного учреждения и психологические особенности возрастной группы, на которую нацелена данная среда.

Создавая предметно-развивающую среду необходимо помнить:

1. Среда должна выполнять образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организованную, коммуникативную функции. Но самое главное – она должна работать на развитие самостоятельности и самодеятельности ребенка.

2. Необходимо гибкое и вариативное использование пространства. Среда должна служить удовлетворению потребностей и интересов ребенка.

3. Форма и дизайн предметов ориентирована на безопасность и возраст детей.

4. Элементы декора должны быть легко сменяемыми.

5. В каждой группе необходимо предусмотреть место для детской экспериментальной деятельности.

6. Организуя предметную пространственную среду в групповом помещении необходимо учитывать закономерности психического развития, показатели их здоровья, психофизиологические и коммуникативные особенности, уровень общего и речевого развития. 7. Цветовая палитра должна быть представлена теплыми, пастельными тонами.

8. При создании развивающего пространства в групповом помещении необходимо учитывать ведущую роль игровой деятельности.

9. Предметно-развивающая среда группы должна меняться в зависимости от возрастных особенностей детей, периода обучения, образовательной программы.

Таким образом, создавая предметно-развивающую среду любой возрастной группы в ДОУ, необходимо учитывать психологические основы конструктивного взаимодействия участников воспитательно-образовательного процесса, дизайн и эргономику современной среды дошкольного учреждения и психологические особенности возрастной группы, на которую нацелена данная среда.

Интеграция образовательных областей в процессе организации комплексной предметно-развивающей и игровой среды детского сада. Необходимо обогатить среду элементами, стимулирующими познавательную, эмоциональную, двигательную деятельность детей.

Предметно-пространственная среда организуется так, чтобы каждый ребенок имел возможность свободно заниматься любимым делом.

Предметно-развивающая среда в ДОУ

Учебный центр расположен таким образом, чтобы свет на рабочие столы попадал с левой стороны. Столы для занятий размещены в соответствии с нормами СанПиНа. Доска находится на уровне глаз детей. В учебной зоне размещены: центр творчества, мастерская, уголок природы, кабинет, минибиблиотека, уголок сенсомоторного развития, центр экспериментирования, уголок музыкального развития, патриотический уголок. Такое размещение связано с тем, что расположенные рядом столы и стулья позволяют использовать эти «функциональные помещения» как на занятиях, так и в свободной деятельности, в индивидуальной работе с детьми.

Центр искусства и творчества стимулирует детей к опробованию и реализации творческих способностей, даёт детям возможность получить удовольствие от знакомства с новыми материалами, обогащать их тактильные ощущения. Целью центра творчества является формирование творческого потенциала детей, формирование эстетического восприятия, воображения, художественно-творческих способностей, самостоятельности, активности. В этом центре дети обычно проводят много времени, рисуя, создавая поделки из пластилина, вырезая из бумаги и т. д.

Минибиблиотека представляет собой столик с полочками для книг и иллюстраций к сказкам, произведениям. Минибиблиотека размещена рядом с центром творчества, чтобы дети могли рассматривать книги и здесь же рисовать к ним иллюстрации. Все книги и иллюстрации обновляются 1 – 2 раза в месяц. Новые книги выставляются в соответствии с программой по чтению .

Патриотический уголок , расположенный в зоне холла детского сада, способствует формированию патриотических чувств, знакомит детей с символикой нашей страны

В центре строительства дети могут конструировать как фантастические, так и реалистические сооружения. Занимаясь строительством, дети осваивают очень многие вещи. Оно помогает развивать математические способности, приобретать социальные навыки, дает опыт решения проблем.

В центре драматизации имеются костюмы и предметы, которые дают детям желание разыграть сценки из реальной жизни. Это помогает им лучше разобраться в том, что происходит вокруг, и лучше понять свою роль в мире.

В центре науки воспитатель подбирает материалы, которые дети собирают и разбирают, такие как головоломки и конструкторы. Такие материалы развивают речь, интеллектуальные способности, тонкую моторику и координацию.

Уголок природы расположен непосредственно у окна. Цель: обогащение представлений детей о многообразии природного мира, воспитание любви и бережного отношения к природе, приобщение детей к уходу за растениями и животными, формирование начал экологической культуры. В уголке природы необходимо разместить краеведческие материалы (фотографии посёлка, гербарии растений, типичных для района).

Лаборатория - новый элемент развивающей предметной среды. Она создается для развития у детей познавательного интереса, интереса к исследовательской деятельности и способствует формированию научного мировоззрения. В то же время лаборатория - это база для специфической игровой деятельности ребенка (работа в лаборатории предполагает превращение детей в "ученых", которые проводят опыты, эксперименты, наблюдения). Центр песка и воды - это специальный стол в группе - дает детям прекрасную возможность для познавательных игр, для использования органов чувств. Дети творят, мыслят и общаются.

В бытовой зоне располагается уголок дежурства . Цель: формирование умения выполнять обязанности дежурных, воспитывать положительное отношение к труду, самостоятельность. Чтобы дети могли самостоятельно определять дежурных, мы создали картотеку с предметными картинками, которые каждый день выставляем в специальные рамки.
Игровая зона позволяет создавать условия для творческой деятельности детей, развития фантазии, формирования игровых умений, реализации игровых замыслов, воспитания дружеских взаимоотношений между детьми. В центре игровой зоны на полу находится ковёр – место сбора всех детей. Игровая зона оснащена уголками и атрибутами для сюжетно – ролевых игр, подобранных с учётом возрастных и индивидуальных особенностей детей, куклами, машинами, игрушечными дикими и домашними животными. Для девочек должны быть швейные машинки, утюги, куклы, пупсы, игрушечный домик для кукол; для мальчиков – наборы инструментов, солдатиков, военной техники.

В игровой зоне располагается уголок ряжения и театр , способствующий стимулировать творческие замыслы, индивидуальные творческие проявления. В создании театра игрушек-самоделок активное участие принимают сами дети.

«Интеграция развивающих центров активности детей обеспечивает процесс связности, взаимопроникновения и взаимодействия отдельных образовательных областей содержания дошкольного образования, обеспечивающее целостность познавательно-речевой, физической, художественно-эстетической и социально-личностной сфер развития ребенка в образовательном процессе .

Насыщенная предметно- пространственная среда становится основой для организации увлекательной, содержательной жизни и разностороннего развития каждого ребенка. Развивающая предметно – пространственная среда является основным средством формирования личности ребенка и является источником его знаний и социального опыта.

Мы надеемся, что созданная в нашем детском саду предметно - пространственная среда будет способствовать интеллектуальному, творческому и личностному развитию наших воспитанников, поможет обогатить, их знания и впечатления, а также вызывать позитивное отношение родителей к ДОУ.

Литература

  • Киреева, Л.Г. Организация предметно-развивающей среды: из опыта работы / Л.Г. Киреева // Учитель. – 2009. – С. 143.
  • Кирьянова, Р.А. Принципы построения предметно-развивающей среды в дошкольном образовательном учреждении / Р.А. Кирьянова// Детство-Пресс. – 2010. – С. 5-12.
  • Марецкая, Н.И. Предметно-пространственная среда в ДОУ как стимул интеллектуального. Художественного и творческого развития дошкольника / Н.И. Марецкая// Детство-Пресс. – 2010. – С. 13-40.
  • Нищева, Н.В. Предметно-пространственная развивающая среда в детском саду. Принципы построения, советы, рекомендации /Н.В. Нищева// Детство-Пресс. – 2010. – С. 128.
  • Петровская, В.А. Построение развивающей среды в ДОУ / В.А. Петровская // Москва. – 2010.
  • Полякова, М.Н. Организация развивающей среды в возрастных группах детского сада / М.Н. Полякова // Детство-Пресс. – 2010. – С. 41-62.
  • Ясвин, В.А. Образовательная среда от моделирования к проектированию / В.А. Ясвин // Москва. – 2000.

СОВРЕМЕННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К СОЗДАНИЮ ПРЕДМЕТНО-РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЕ В ДОУ.

Болдырева Н.М.

воспитатель ДОУ №216 ОАО "РЖД"

Все дети, как известно, разные, и каждый дошкольник имеет право на собственный путь развития. Поэтому нам педагогам необходимо создать условия для воспитания, обучения и развития детского коллектива в целом, а также, предоставить каждому воспитаннику возможность проявить индивидуальность и творчество. Одно из важных условий воспитательно-образовательной работы в дошкольном учрежденииправильная организация предметно - развивающей среды. Вопрос организации предметно-развивающей среды ДОУ на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с введением нового Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования. В соответствии с ФГОС программа должна строиться с учетом принципа интеграции образовательных областей и в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников. Решение программных образовательных задач предусматривается не только в совместной деятельности взрослого и детей, но и в самостоятельной деятельности детей, а также при проведении режимных моментов. Требования ФГОС к развивающей предметно-пространственной среде:

1. предметно-развивающая среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала. 2. доступность среды, что предполагает: а). доступность для воспитанников всех помещений организации, где осуществляется образовательный процесс. б). свободный доступ воспитанников к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающих все основные виды деятельности.

В соответствии с требованиями ФГОС к структуре основной общеобразовательной программы ДОУ среда должна: а) соответствовать принципу развивающего образования, цель которого -развитие ребенка; б) сочетать принципы научной обоснованности и практической применимости; в) соответствовать критериям полноты, необходимости и достаточности (позволять решать поставленные образовательные цели и задачи только на необходимом и достаточном материале, максимально приближаться к разумному минимуму);

в) обеспечивать интеграцию образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей, основываться на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса;

г) предусматривать решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования;

д) предполагать построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах взаимодействия педагога с детьми;

е) в полной мере обеспечивать условия для поддержки и развития игровой деятельности детей с учетом возрастных, гендерных, индивидуальных потребностей, интересов и способностей. Как известно, основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом деятельности для них является игра. Именно поэтому педагоги-практики испытывают повышенный интерес к обновлению предметно-развивающей среды ДОУ.

Организация развивающей среды в ДОУ с учетом ФГОС строится таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка с учётом его склонностей, интересов, уровня активности. Необходимо обогатить среду элементами, стимулирующими познавательную, эмоциональную, двигательную деятельность детей.

Предметно-развивающая среда организуется так, чтобы каждый ребенок имел возможность свободно заниматься любимым делом. Размещение оборудования по секторам (центрам развития) позволяет детям объединиться подгруппами по общим интересам: конструирование, рисование, ручной труд, театрально-игровая деятельность, экспериментирование (см. Рис.1.).

Рис.1. Центр художественного и театрального творчества

Обязательными в оборудовании являются материалы, активизирующие

познавательную деятельность: развивающие игры, технические устройства и игрушки, модели, предметы для опытно-поисковой деятельности, роботы-магниты, увеличительные стекла, пружинки, весы, мензурки и прочее; большой выбор природных материалов для изучения, экспериментирования, составления коллекций (Рис.2.).


Рис.2. Центр экспериментирования и природы

Необходимы материалы, учитывающие интересы мальчиков и девочек, как в труде, так и в игре. Мальчикам нужны инструменты для работы с деревом, девочкам для работы с рукоделием. Для развития творческого замысла в игре девочкам потребуются предметы женской одежды, украшения, кружевные накидки, банты, сумочки, зонтики и т. п.; мальчикам - детали военной формы, предметы обмундирования и вооружения рыцарей, русских богатырей, разнообразные технические игрушки (Рис.3.).



Рис.3. Игровой и строительно-конструктивный центр

Важно иметь большое количество подручных материалов (веревок, коробочек, проволочек, колес, ленточек, которые творчески используются для решения различных игровых проблем). В группах старших дошкольников необходимы так же различные материалы, способствующие овладению чтением, математикой: печатные буквы, слова, таблицы, книги с крупным шрифтом, пособия с цифрами, настольно-печатные игры с цифрами и буквами, ребусами. Так же материалы, отражающие школьную тему: картинки о жизни школьников, школьные принадлежности, фотографии школьников – старших братьев или сестер, атрибуты для игр в школу.


Рис.4. Центр занимательной математики

Необходимыми в оборудовании старших дошкольников являются материалы, стимулирующие развитие широких социальных интересов и познавательной активности детей. Это детские энциклопедии, иллюстрированные издания о животном и растительном мире планеты, о жизни людей разных стран, детские журналы, альбомы, проспекты. Насыщенная предметно-развивающая и образовательная среда становится основой для организации увлекательной, содержательной жизни и разностороннего развития каждого ребенка. Развивающая предметная среда является основным средством формирования личности ребенка и является источником его знаний и социального опыта. Создавая предметно-развивающую среду необходимо помнить:

1. Среда должна выполнять образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организованную, коммуникативную функции. Но самое главное – она должна работать на развитие самостоятельности и самодеятельности ребенка.



2. Необходимо гибкое и вариативное использование пространства. Среда должна служить удовлетворению потребностей и интересов ребенка.

3. Форма и дизайн предметов ориентирована на безопасность и возраст

детей.

4. Элементы декора должны быть легко сменяемыми.

5. В каждой группе необходимо предусмотреть место для детской экспериментальной деятельности.

6. Организуя предметную среду в групповом помещении необходимо учитывать закономерности психического развития, показатели их здоровья, психофизиологические и коммуникативные особенности, уровень общего и речевого развития, а также показатели эмоционально-потребностной сферы.


7. Цветовая палитра должна быть представлена теплыми, пастельными тонами.


8. При создании развивающего пространства в групповом помещении необходимо учитывать ведущую роль игровой деятельности.


9. Предметно-развивающая среда группы должна меняться в зависимости от возрастных особенностей детей, периода обучения, образовательной программы.


Важно, что предметная среда имеет характер открытой, незамкнутой системы, способной к корректировке и развитию. Иначе говоря, среда не только развивающая, но и развивающаяся. При любых пополнять и обновлять, приспосабливая к новообразованиям определенного возраста.

Таким образом, создавая предметно-развивающую среду любой возрастной группы в ДОУ, необходимо учитывать психологические основы конструктивного взаимодействия участников воспитательно-образовательного процесса, дизайн и эргономику современной среды дошкольного учреждения и психологические особенности возрастной группы, на которую нацелена данная среда.

Литература

1. Киреева Л. Г. Организация предметно-развивающей среды: из опыта работы

/ Л. Г. Киреева // Учитель. – 2009. – С. 143.

2. Кирьянова Р. А. Принципы построения предметно-развивающей среды в

дошкольном образовательном учреждении / Р. А. Кирьянова// Детство-Пресс. – 2010. – С. 5-12.

3. Марецкая Н. И. Предметно-пространственная среда в ДОУ как стимул

интеллектуального. Художественного и творческого развития дошкольника

/ Н. И. Марецкая// Детство-Пресс. – 2010. – С. 13-40.

4. Нищева Н. В. Предметно-пространственная развивающая среда в детском

саду. Принципы построения, советы, рекомендации /Н. В. Нищева //

Детство-Пресс. – 2010. – С. 128.

Выполнила:

воспитатель Лукьянова Раиса Максимовна

МБДОУ «Детский сад «Теремок» с. Весёлое»

Красногвардейского района

Белгородской области

2016 г

Предметно-пространственная среда ДОО в соответствии с ФГОС ДО

На сегодняшний день стоит особо актуально организация предметно-развивающей среды ДОУ. Это связано с введением нового Федерального государственного образовательного Стандарта ФГОС ДО.
В соответствии с ФГОС ДО программа должна строиться с учетом принципа интеграции образовательных областей и в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников. Решение программных образовательных задач предусматривается не только в совместной деятельности взрослого и детей, но и в самостоятельной деятельности детей, а также при проведении режимных моментов.

Организация развивающей среды в ДОУ с учетом ФГОС ДО должна строиться таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка с учётом его склонностей, интересов, уровня активности.

Необходимо обогатить среду элементами, стимулирующими познавательную, эмоциональную, двигательную деятельность детей.
Предметно-развивающая среда организуется так, чтобы каждый ребенок имел возможность свободно заниматься любимым делом. Размещение оборудования по секторам (центрам развития) позволяет детям объединиться подгруппами по общим интересам: конструирование, рисование, ручной труд, театрально-игровая деятельность, экспериментирование.

Требования к развивающей предметно-пространственной среде включены в раздел Стандарта, посвященного требованиям к условиям реализации Программы, и формулируются следующим образом:

Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала пространства организации, группы, а также территории, прилегающей к организации или находящейся на небольшом удалении, приспособленной для реализации программы (далее - участок), материалов, оборудования и инвентаря для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учета особенностей и коррекции недостатков их развития.

Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать возможность общения и совместной деятельности детей (в том числе детей разного возраста) и взрослых, двигательной активности детей, а также возможности для уединения.

В стандарте предусмотрено, что развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать:

Реализацию различных образовательных программ;

В случае организации инклюзивного образования - необходимые для него условия;

Учет национально-культурных, климатических условий, в которых осуществляется образовательная деятельность;

Учет возрастных особенностей детей.

Развивающая предметно-пространственная среда должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.

Насыщенность среды должна соответствовать возрастным возможностям детей и содержанию программы.

Образовательное пространство должно быть оснащено средствами обучения и воспитания (в том числе техническими), соответствующими материалами, в том числе расходным, игровым, спортивным, оздоровительным оборудованием, инвентарём (в соответствии со спецификой программы).

Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря (в здании и на участке) должны обеспечивать:

Игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами (в том числе с песком и водой);

Двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях;

Эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением;

Возможность самовыражения детей.

Для детей младенческого и раннего возраста образовательное пространство должно предоставлять необходимые и достаточные возможности для движения, предметной и игровой деятельности с разными материалами.

Трансформируемость пространства предполагает возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей;

Полифункциональность материалов предполагает:

Возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды, например, детской мебели, матов, мягких модулей, ширм и т.д.;

Наличие в организации или группе полифункциональных (не обладающих жёстко закреплённым способом употребления) предметов, в том числе природных материалов, пригодных для использования в разных видах детской активности (в том числе в качестве предметов-заместителей в детской игре).

Вариативность среды предполагает:

Наличие в организации или группе различных пространств (для игры, конструирования, уединения и пр.), а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей;

Периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей.

Доступность среды предполагает:

Доступность для воспитанников, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, всех помещений, где осуществляется образовательная деятельность;

Свободный доступ детей, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья, к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности;

Исправность и сохранность материалов и оборудования.

Безопасность предметно-пространственной среды предполагает соответствие всех её элементов требованиям по обеспечению надёжности и безопасности их использования.

Организация самостоятельно определяет средства обучения, в том числе технические, соответствующие материалы (в том числе расходные), игровое, спортивное, оздоровительное оборудование, инвентарь, необходимые для реализации программы.

Требований к предметно-пространственной среде (п. 3.3. ФГОС ДО) могут быть соблюдены в самых разных условиях реализации дошкольного образования, вместе с тем они должны быть дополнены требованиями СанПиНов.

Само понятие развивающая предметно-пространственная среда было введено в лексикон педагогов и дизайнеров после 1988 г., когда вышла концепция дошкольного воспитания.

Классической теоретической основой построения развивающей среды в ДОУ является концепция построения развивающей среды под редакцией В.А. Петровского. В данной разработке получили дальнейшее развитие основные идеи общей концепции дошкольного воспитания применительно к организации условий жизни детей в детском саду, сформулированы принципы построения предметной среды. По мнению авторов концепции, «развивающая предметно-пространственная среда» или в традиционной или классической формулировке предметно-развивающая среда - это организованное жизненное пространство, способное обеспечить социально-культурное становление дошкольника, удовлетворить потребности актуального и ближайшего творческого развития ребенка, становление его способностей.

Под развивающей предметно-пространственной средой следует понимать естественную комфортабельную обстановку, рационально организованную, насыщенную разнообразными предметами и игровыми материалами.

В предметно-пространственной развивающей среде возможно одновременное включение в активную познавательно-творческую деятельность всех детей группы.

Согласно нормативному документу, современная предметно-развивающая среда детского сада (игры, игрушки, дидактический материал, издательская продукция, оснащение и оборудование кабинетов, технические средства обучения, а также их расположение) должна соответствовать следующим принципам.

Принцип насыщенности.

По сравнению с обычной семейной обстановкой среда в дошкольном учреждении должна быть более интенсивно развивающей, провоцирующей возникновение и развитие познавательных интересов ребенка, его волевых качеств, эмоций и чувств.

Развивающая среда тогда является развивающей, когда она соответствует уровню развития ребенка, его интересам и потребностям. Так, воспитатель должен учитывать индивидуальные особенности развития каждого своего воспитанника, знать группу в целом, чтобы не задерживать дальнейшее развитие детей и вместе с тем не ставить перед ними непосильные задачи (такие задачи могут погасить у ребенка желание даже попробовать их разрешить, сдерживают развитие познавательного интереса). При отборе предметного содержания развивающей среды важно ориентироваться на «зону ближайшего развития» (Л.С.Выготский), т.е. на завтрашние возможности детей.

Среда должна быть организована так, чтобы она побуждала детей взаимодействовать с ее различными элементами, повышая тем самым функциональную активность ребенка. Среда должна являться средством реализации творческих гипотез.

Учитывается поло-ролевая специфика : предметно-развивающая среда обеспечивается как общим, так и специфичным материалом для девочек и мальчиков. Если в группе больше мальчиков, то в группе больше конструкторов, кубиков, машин, что позволяет детям строить дома, мосты, арки, гаражи не только на столе, но и на полу. Если девочек больше, чем мальчиков, то чаще разворачиваются игры в "семью", "больницу", "магазин".

Среда должна учитывать двигательную активность детей, давать им возможность осуществлять разнообразные движения, испытывая радость от них. В то же время окружающая обстановка должна иметь свойства и «гасить», тормозить двигательную активность детей, когда это необходимо.

Принцип трансформируемости.

Возможность трансформации пространства, в том числе выполняемой детьми, также может быть реализована с помощью применения раздвижных (и раскручивающихся рулонных) перегородок.

Высота мебели в детском саду должна легко меняться.

Необходимо уходить от:

фундаментального оформления помещений ДОУ пейзажами,

Картинами из сказок или фильмов: оно быстро надоедает и теряет свою

Функциональность, а убрать это сложно. Оформление стен и декоративные элементы должны быть сменяемы и понятны дошкольникам;

Фиксированного фронтального расположения столов и стульев;

Стационарного размещения игровых уголков для сюжетных игр с фиксированными темами и сюжетами («кухня», «больница», «магазин», «Парикмахерская». Содержание игрового уголка должно быть более мобильным, регулярно обновляться.)

Принцип вариативности.

Развивающая среда каждой группы разнообразна. Так, в группах оформляются выставки фотографий "Вот мы, какие", используются семейные альбомы, широко представлены темы образовательных проектов; в развивающей среде представлены схемы, таблицы, игрушки-самоделки, пособия, сделанные руками педагога или в совместном творчестве. В современном детском саду строится работа по комплексно-тематическому принципу. Педагог действует с детьми и обсуждает различные темы; дети участвуют в проектах, в группе появляются материальные результаты проектов, которые должны быть заметны в среде. Соответственно среда должна отражать текущую тему , вокруг которой выстраиваются все виды детской деятельности.

Принцип доступности.

Весьма благоприятная тенденция - приблизить условия дошкольного учреждения к домашним (конкретный пример этого - подушки, на которых дети сидят, мягкие диванчики, использование фотографий ребенка и его членов семьи и т. д.).

Планировка помещений должна быть такова, чтобы каждый мог найти место, удобное для занятий и комфортное с точки зрения его эмоционального состояния: достаточно удаленное от детей и взрослых, или, наоборот, позволяющее ощущать тесный контакт с ними, или же предусматривающее в равной мере и контакт, и свободу одновременно.

Предметно-развивающая среда группы меняется в зависимости от возрастных особенностей детей, периода обучения, образовательной программы.

Для обеспечения доступности материалов и самостоятельного их использования хорошо использовать специальную маркировку, которая должна быть понятна детям и помогает детям размещать все материалы, игры и атрибуты на свои места.

Очень важно, чтобы дети (в особенности старшие дошкольники) принимали активное участие в оформлении помещения своей группы в рамках тематического планирования: рисунки, поделки, макеты, коллажи, схемы, книжки самоделки.

Создаются условия в группе или раздевалке для выставки продуктов детского творчества. Каждый ребенок имеет право выставить свою работу для обозрения сверстников и взрослых, тем самым подчеркнуть собственную индивидуальность и значимость.

Следует шире использовать развивающие возможности прогулки, а для этого необходимо обустроить участок детского сада.

Принцип безопасности.

При обязательном соблюдении требований безопасности следует вариативно использовать различные игры и пособия в различных видах деятельности детей (например, палочки Кюизенера могут быть в центре сюжетно-ролевой игры).

Эффективным приемом обеспечения принципа безопасности в группе детского сада является разработка правил поведения. Правила появляются по мере необходимости в соответствии с потребностями детей и запросов родителей и отражают существующую реальность. Например, в центре сюжетно-ролевой игры можно поместить правила работы с бытовыми приборами. Обеспечению реализации принципа безопасности также будут отвечать правила поведения в группе и на прогулке. Например: «Поиграл - убери игрушки», «Разрешай конфликты мирным путем». Главное условие: правила создаются самими детьми.

Таким образом, необходимо обеспечить индивидуальный комфорт и эмоциональное благополучие каждого ребенка и взрослого . Предметно - пространственная среда организуется таким образом, чтобы каждый ребенок имел возможность заниматься любимым делом.

Размещение оборудования по принципу нежесткого (мягкого) центрирования (зонирования) позволяет детям объединиться подгруппами по общим интересам в различных центрах активности. В различных примерных основных общеобразовательных программах («Детство», «От рождения до школы», «Сообщество», «Мир открытий») предлагаются авторами различный перечень центров активности. Педагог, осуществляя педагогическую деятельность по программе, организует пространство группы в соответствии с предложенным перечнем центров активности и рекомендациями авторов.

Планируя предметно-развивающую среду необходимо знать своеобразие используемой программы, ее отличие от других, и осуществлять это на практике.

Предметно-развивающая среда может быть организована с помощью разделения на центры, уголки, зоны по следующим разделам: игры, театрализации, искусства, науки, строительства, математики, двигательной деятельности, музыки, экспериментирования, литературы и книгоиздательства, творчества и т.д.

Жизненное пространство должно быть таким, чтобы оно давало возможность построения непересекающихся сфер активности. Это позволит детям в соответствии со своими интересами и желаниями свободно заниматься одновременно разными видами деятельности, не мешая, друг другу: физкультурой, музыкой, рисованием, конструированием, экспериментированием, инсценировать сказки, устраивать игры-драматизации рассматриванием иллюстраций и диапозитивов, математическими играми, наблюдениями и т.д. По всей площади группы следует разместить оборудование, стимулирующее двигательную активность ребенка. Специально, в стороне от центров активности, где протекает более спокойная и интеллектуальная деятельность, организовать центр физической культуры или движения и центр строительства.

Все материалы доступны детям: игрушки, дидактический материал, игры выставлены на полках и находятся в открытых пластиковых контейнерах без крышек. Дети знают, где взять бумагу, краски, карандаши, природный материал, костюмы и атрибуты для игр-инсценировок.

Предметная среда имеет характер открытой, незамкнутой системы, способной к изменению, корректировке и развитию. Среда не только развивающая, но и развивающаяся. Практика подсказывает: полностью заменять предметную среду в группе сложно. Но все-таки при любых обстоятельствах предметный мир, окружающий ребенка, необходимо пополнять и обновлять. Только тогда среда способствует формированию познавательной, речевой, двигательной и творческой активности.

Выбор материалов обеспечивается разнообразием и изобилием природных, бросовых, развивающих и дидактических материалов. Дети могут выбрать себе дело по душе в центре активности. Все материалы могут быть использованы по-разному и интегрированы в разные центры активности. Так, например, в центре изобразительной деятельности дети могут рисовать карандашами, фломастерами, красками, делать печати, штампы, могут лепить из обычного пластилина и теста; конструировать из бумаги, картона, коробок, используя любой бросовый и природный материал.

Материалы в центрах активности меняются по мере затухания к ним интереса детей. Игры, игрушки, пособия не должны находиться в группе в течение года бессменно. Условно их можно разделить на три категории: «сегодня» (тот материал, с которым дети начинают знакомиться на занятиях или в других организованных формах взаимодействия со взрослыми); «вчера» (материал исследованный, уже известный, освоенный в личном опыте, используемый в повседневной жизни для приобретения новых знаний); «завтра» (содержание, с которым предстоит познакомиться в недалеком будущем).

Известно, что дети одного и того же возраста отличаются друг от друга своей работоспособностью, знаниями, развитием умений, выносливостью, вдумчивостью, темпом усвоения материала и т. д. Поэтому и требования к детям не могут быть одинаковыми. Одному ребенку можно сразу предложить сложное задание, и он с радостью начнет им заниматься, у другого оно вызовет растерянность. Одному нужны неоднократные повторения, чтобы закрепить необходимые знания, другой все «схватывает на лету». Чуткие и опытные педагоги учитывают это и насыщают предметную среду содержанием, рассчитанным на разные уровни развития ребенка (уровней может быть как минимум три: низкий, средний, высокий). Такая организация пространства является одним из условий среды, которое дает возможность педагогу приблизиться к позиции ребенка.

Эмоциональная насыщенность - неотъемлемая черта развивающей среды. То, что привлекательно, забавно, интересно, ярко, выразительно, пробуждает любопытство и довольно легко запоминается. Эту особенность детской памяти воспитателю всегда надо учитывать. Поэтому на протяжении всего дошкольного периода важно сделать интересным все, что педагог старается организовать для детей. Не следует забывать, что особенно легко запоминается и долго сохраняется в памяти тот материал, с которым ребенок что-то делал сам: ощупывал, вырезал, строил, составлял, изображал.

Создавая условия для гармоничного всестороннего развития ребенка, не стоит забывать и об эстетической составляющей организации пространства. Поэтому в оформлении помещений желательно соблюдать единый стиль и использовать только высокохудожественные произведения профессионалов. Известно, что выбор цвета для стен, мебели, аксессуаров оказывает непосредственное влияние на эмоциональное состояние, следовательно, и на интеллектуальное развитие воспитанников. Все центры активности (уголки) должно быть хорошо освещены. Необходимо продумать освещение всех центров активности (уголков), хорошо, если в центре сюжетно-ролевой игры (игровом уголке), центре литературы (литературном уголке), художественном уголках есть свои источники света. Чем бы ребенок ни занимался в группе, спальне, столовой, он не должен напрягать глаза, чтобы раньше времени не надеть очки.

Мебель, оборудование, пособия, используемые во всех помещениях, принадлежащих группе, должны соответствовать требованиям гигиены, правилам охраны жизни и здоровья детей. Стационарные модули (мебель) прочно крепятся к стенам и между собой. Острые углы и кромки закругляются, что обеспечивает их гигиеническое содержание и предупреждает травматизм.

Таким образом, построение предметно-развивающей среды предполагает опору на личностно-ориентированную модель взаимодействия между взрослыми и детьми. Предметно-развивающая среда должна быть системой, т.е. отвечать определенному возрасту и содержанию деятельности детей, целям воспитания и обучения детей.

Стандарт представляет собой совокупность обязательных требований дошкольного образования и включает в себя требования к структуре программы и ее объему; условиям реализации программы; результатам освоения программы; результатам освоения программы. В свою очередь программа определяет содержание и организацию образовательной деятельности на уровне дошкольного образования и направлена на создание развивающей образовательной среды, которая представляет собой систему условий социализации и индивидуализации детей. Пространство должно быть «пульсирующим», чтобы каждая зона при необходимости могла вмещать всех желающих. Это очень важно в аспекте групповой динамики-тенденции дошкольников увлекаться текущими интересами сверстников и присоединяться к их деятельности.

Создавая предметно-развивающую среду любой возрастной группы в ДОУ, необходимо учитывать психологические основы конструктивного взаимодействия участников воспитательно-образовательного процесса, дизайн и эргономику современной среды дошкольного учреждения и психологические особенности возрастной группы, на которую нацелена данная среда. Развивающая среда способствует установлению, утверждению чувства уверенности в себе, дает возможность дошкольнику испытывать и использовать свои способности, стимулирует проявление им самостоятельности, инициативности творчества активность ребенка в условиях обогащенной развивающей среды стимулируется свободой выбора деятельности. Ребенок играет, исходя из своих интересов и возможностей, стремления к самоутверждению, занимается не по воле взрослого, а по собственному желанию, под воздействием привлекших его внимание игровых материалов.

В таком подходе к организации детской деятельности уже заложен механизм развития ответственности за результат. В ребенке пробуждаются силы, способствующие как можно лучшему осуществлению задуманного.

Развивающая среда выступает в роли стимулятора, движущей силы в целостном процессе становления личности ребенка, она обогащает личностное развитие, способствует раннему проявлению разносторонних способностей.

Используемая литература:

1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (утв. Приказом №1155 от 17 октября 2013года)

2. Новоселова С. Развивающая предметная среда: Методические рекомендации по проектированию вариативных дизайн-проектов развивающей предметной среды в детских садах и учебно-воспитательных комплексах Л.Н. Павлова. 2-е изд. - М.: Айрес Пресс, 2010. – 119 с.

3. Петровский В.А., Кларина Л.М., Смывина Л.А., Стрелкова Л.П.// Построение развивающей среды в дошкольном учреждении. - М.: Научно-методическое объединение «Творческая педагогика»: Новая школа, 1993. ПРЕСС», 2011

4. Перечень оборудования, учебно-методических и игровых материалов для ДОУ. Вторая младшая группа. - М., Центр педагогического образования, 2010

Марина Петрова
Требования к развивающей предметно-пространственной среде в контексте ФГОС ДО

Нормативные требования по организации развивающей предметно-пространственной среды . (слайд №3)

Предметно- развивающая среда организуется на основе следующих принципов :слайд№ 4

1. Принцип открытости обществу и открытости своего "Я" предполагает персонализацию среды каждой группы .

2. Принцип гибкого зонирования заключается в организации различных пересекающихся сфер активности.

3. Принцип стабильности-динамичности развивающей среды . Предметно- развивающая среда группы меняется в зависимости от возрастных особенностей детей, периода обучения, образовательной программы

Требования ФГОС к предметно - развивающей среде : слайд№5-6

Должна обеспечивать возможность общения и совместной деятельности детей (в том числе детей разного возраста) и взрослых, двигательной активности детей, а также возможности для уединения.

- Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать :

Реализацию различных образовательных программ;

В случае организации инклюзивного образования - необходимые для него условия;

Учет национально-культурных, климатических условий, в которых осуществляется образовательная деятельность; учет возрастных особенностей детей.

- Развивающая предметно-пространственная среда должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.

1) Насыщенность среды должна соответствовать возрастным возможностям детей и содержанию Программы.

Игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами (в том числе с песком и водой) ;

Двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях;

Эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно - пространственным окружением;

Возможность самовыражения детей.

Для детей младенческого и раннего возраста образовательное пространство должно предоставлять необходимые и достаточные возможности для движения, предметной и игровой деятельности с разными материалами.

2) Трансформируемость пространства предполагает возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей;

3) Полифункциональность материалов предполагает :

Возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды , например, детской мебели, матов, мягких модулей, ширм и т. д. ;

4) Вариативность среды предполагает :

Наличие в Организации или Группе различных пространств (для игры, конструирования, уединения и пр., а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей;

5) Доступность среды предполагает :

Доступность для воспитанников, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, всех помещений, где осуществляется образовательная деятельность;

6) Безопасность предполагает соответствие всех ее элементов требованиям по обеспечению надежности и безопасности их использования.

Роль предметно - развивающей среды в развитии детей на примере ее основных функций : слайд№ 7

1. Организующей функции – предложить ребенку всевозможный материал для его активного участия в разных видах деятельности. В определенном смысле содержание и вид развивающей среды служат толчком для выбора дошкольником того вида самостоятельной деятельности, который будет отвечать его предпочтениям , потребностям или формировать интересы.

3. Развивающая функция предполагает , что содержание среды каждой деятельности должно соответствовать "зоне актуального развития " самого слабого и находиться в "зоне ближайшего развития " самого сильного в группе ребенка.

Принципы создания ; слайд№8

1. Принцип вариативности

- определяется типом ДОУ , содержанием воспитания, культурными и художественными традициями. Это конкретные варианты среды , разрабатываемые педагогами, не отходя от стержневого проекта предметно- развивающей среды .

2. Принцип целостности образовательного процесса

Наполняемость предметно – развивающей среды должна соответствовать основным четырем направлениям развития ребенка : физическому, социально – личностному, познавательно – речевому и художественно эстетическому. Так если предметно – развивающая среда одной из областей выпадает, то данная среда не отвечает настоящим требованиям , предъявляемым к ней ФГОС ДО .

3. Гендерный принцип

Обеспечение среды как общим , так и специфичным предметным окружением для девочек и мальчиков в равной степени.

4. Принцип учета возрастных особенностей

В качестве ориентиров для подбора материалов и оборудования должны выступать общие закономерности развития ребенка на каждом возрастном этапе.

5. Принцип опережающего развития

Наполнение предметной среды определяется с учетом возрастных особенностей, но, кроме них, необходимо включать материалы и оборудование (приблизительно 15%, ориентированных на детей более старшего возраста (не более чем на год, т. к. дети различаются по уровню своего развития

6. Принцип интеграции

Материалы и оборудование для одной образовательной области, могут использоваться и в ходе реализации другой образовательной области.

7. Принцип информативности

Разнообразие тематики материалов и оборудования, разнообразие предметного окружения и активности детей во взаимодействии с ним. Возможность проявить свой опыт

8. Принцип трансформируемости

Возможность трансформации пространства, помещений и построение непересекающихся сер активности. Дети, не мешая друг другу, в соответствии со своими интересами и желаниями, свободно занимаются разнообразными видами деятельности, изменяя пространство.

9. Принцип эмоционогенности

Индивидуальная комфортность, эмоциональное благополучие каждого ребенка и взрослого.

Примерный перечень зон для организации предметно - развивающей среды :слайд№9

1. – для сюжетно-ролевых и режиссерских игр (театрализованная деятельность, ряжения, освоение социальных ролей и профессий и пр.);

2. – для познавательной активности (экспериментирование с различными материалами, развитие речи , наблюдение за природными явлениями, развитие матем . представлений и пр .);

3. – для самостоятельной деятельности детей (конструирование из материалов, худ-продуктивная деятельность, ознакомление с литературой, выставка детского творчества, центр патриотического воспитания и пр.);

4. – для двигательной активности (спортивные игры, соревнования и пр.) ;

5. – для настольно-печатных и развивающих игр (рассматривание иллюстрированного материала, дидактические игры и пр.) ;

6. – для экспериментирования и наблюдения за природными явлениями (экспериментальные лаборатории, календарь природы, центры для организации различных проектов и пр.);

7. – для отдыха (уединение, общение и пр.) .

Алгоритм формирования предметно - развивающей среды

Функциональный модуль «Игровая» ; слайд №11

Назначение функционального модуля

1. организация пространства для различных, в основном свободных, видов деятельности детей;

2. включение в систему общественных отношений, усвоение детьми норм человеческого общежития;

3. формирование и коррекция индивидуального развития детей ;

4. создание условий для гармоничного развития детей .

Реализуемые виды деятельности

1. Игровая.

2. Коммуникативная.

3. Познавательно-исследовательская.

4. Изобразительная.

5. Музыкальная.

6. Двигательная активность.

7. Восприятие художественной литературы и фольклора.

8. Конструирование из различных материалов.

9. Трудовая.

Функциональный модуль «Творчество»

развитие художественного восприятия дошкольников к различным видам искусств;

развитие детского творчества ;

развитие продуктивной деятельности детей;

Функциональный модуль Речевое развитие

Центр «Мир книги» включает в себя книжный уголок. Содержание книжного уголка соответствует возрастным особенностям детей данного возраста, реализуемой в дошкольном учреждении образовательной программе.

В Центре «Грамотности» находятся различные дидактические игры по развитию речи , серии картин и иллюстраций для установления последовательности событий, наборы парных картинок на соотнесение, разрезные сюжетные картинки и т. д.

Функциональный модуль Познавательное развитие

Центр опытно-экспериментальной деятельности В нем находится материал, для осуществления опытной деятельности : лупы, микроскопы, компасы, мензурки, колбы, мерные стаканчики, лейки, часы и т. д.

Центр «Математики» (игротека) имеет важные развивающие функции . В данном центре располагаются нормативно - знаковый материал : магнитная доска, наборы карточек на сопоставление цифры и количества, наборы кубиков с цифрами и числовыми фигурами, представлены , как различные виды мозаик, современные пазлы.

Центр «Экологии» включает в себя экологическую деятельность. Данный центр содержит в себе различные виды комнатных растений, инструменты по уходу за растениями : фартуки и нарукавники, палочки для рыхления, металлические детские грабли и лопатки, пульверизатор, лейки и др. Для всех растений оформлены паспорта с условными обозначениями, календарь природы и погоды.

В «Нравственно-патриотическом» Центре помещена государственная символика родного города, и России.

В нем находятся пособия, отражающие многонациональность нашей Родины, иллюстрационный материал по ознакомлению детей с климатическими зонами России, образцы народного декоративно-прикладного искусства.

«Музыкально - театрализованный» Центр. В театре дошкольники раскрываются, демонстрируя неожиданные грани своего характера. Здесь размещаются ширма, различные виды театров.

«Строительный» (конструктивный) центр. Его можно перемещаться в любое место группы и организовывать деятельность как с подгруппой детей, так и индивидуально.

Социально-личностное развитие .

Оборудование и пособия размещены таким образом, чтобы дети могли легко подбирать игрушки, комбинировать их «под свои игровые творческие замыслы.

Центр «Безопасности» отражает безопасность дома, на улице (ПДД) и пожарную безопасность. Он оснащён необходимыми атрибутами, игрушками, дидактическими играми. Хорошим дидактическим пособием служит специально оборудованный столик с разметкой улиц и дорог, и дополнительным набором мелкого строительного материала и дорожных знаков.


© 2024
colybel.ru - О груди. Заболевания груди, пластическая хирургия, увеличение груди