05.02.2019

Конспект нод по познанию в старшей группе. Конспект занятия по познанию в старшей группе. Дидактическая игра «Путаница»


Консультация для педагогов ДОУ на тему:

«Формирование основ безопасности жизнедеятельности у детей дошкольного возраста»

Подготовила

воспитатель МБДОУ «Детский сад

комбинированного вида № 8 «Аистенок»

Микляева Оксана Викторовна

Формирование основ безопасности и жизнедеятельности детей в условиях дошкольного образовательного учреждения является актуальной и значимой проблемой, поскольку обусловлена объективной необходимостью информирования детей о правилах безопасного поведения , приобретения ими опыта безопасного поведения в быту . Нами совместно с родителями ведется в этой области целенаправленная работа.

формировать безопасного безопасности жизни и здоровья детей безопасности

Важно не только оберегать ребенка от опасности, но и готовить его встрече с возможными трудностями, формировать представление о наиболее опасных ситуациях, о необходимости соблюдения мер предосторожности, прививать ему навыки безопасного поведения в быту совместно с родителями, которые выступают для ребенка примером для подражания. Понятие безопасности в ДОУ ранее включало в себя только охрану жизни и здоровья детей . Но современный мир изменил подход к проблеме безопасности , в неё вошли и такие понятия как экологическая катастрофа и терроризм.

При ознакомлении детей с первоначальными основами безопасности должны быть определены следующие цели:

    формирование основ по сохранению и укреплению здоровья;

    воспитание безопасного поведения , способности предвидеть опасные ситуации, по возможности избегать их, при необходимости действовать.

Работа с детьми по ОБЖ включает целый комплекс задач:

    знакомство с бытовыми источниками опасности, с необходимыми действиями в случае опасности, формирование представления о способах безопасного поведения в быту ;

    развитие основ экологической культуры, воспитание любви , ответственного и бережного отношения к родной природе;

    воспитание грамотного участника дорожного движения;

    воспитание чувства взаимопомощи и товарищества.

Реализация данных задач и формирование первоначальных основ безопасности осуществляется с учетом следующих основных принципов :

    системность и последовательность (любая новая ступень в обучении детей опирается на уже освоенное в предыдущем);

    доступность (усложнение материала происходит с учетом возрастных особенностей детей );

    включение в деятельность (игровую, познавательную, поисковую и другие виды) ;

    наглядность (техника безопасности лучше всего воспринимается через богатый иллюстративный материал);

    динамичность (интеграция задач в разные виды деятельности) ;

    психологическая комфортность (снятие стрессовых факторов) .

Этапы реализации данных задач:

1 этап - заинтересованность детей , актуализировать, уточнить и систематизировать их знания о правилах безопасности ;

2 этап - ввести правила в жизнь детей , показать разнообразие их проявлений в жизненных ситуациях , тренировать в умении применять эти правила;

3 этап - на основе усвоенных знаний и умений помочь осознанно овладеть реальными практическими действиями.

Формы организации учебно - воспитательного процесса :

Занятия;

Заучивание стихотворений;

Сбор фотоматериалов;

Игры – занятия;

Заучивание правил безопасного поведения ;

Беседы;

Дидактические игры;

Подвижные игры;

Чтение художественной литературы;

Рассматривание иллюстраций по теме;

Наблюдения;

Экскурсии;

Театрализованные представления;

Сюжетно – ролевые игры;

Игры - тренинги;

Просмотр мультфильмов;

Трудовая деятельность;

Продуктивная деятельность;

Отгадывание загадок;

Развлечения;

Досуги;

Обыгрывание ситуаций правильного и неправильного поведения;

Встреча с интересными людьми;

Участие в различных конкурсах;

Личный пример взрослых.

Наряду с традиционными формами обучения в ДОУ , большое внимание уделяется организации различных видов деятельность и приобретению детьми опыта. Ведь всё, чему мы учим детей , они должны уметь применять в реальной жизни , на практике.

Ребенок попадает в различные жизненные ситуации , в которых он может просто растеряться. Во-первых, надо дать детям необходимую сумму знаний общепринятых человеком нормах поведения. Во-вторых, научить адекватно, осознанно действовать в той или иной обстановке, помочь дошкольникам овладеть элементарными навыками поведения дома, на улице, в парке, в транспорте и в – третьих, развивать у дошкольников самостоятельность и ответственность.

Решение задач обеспечение безопасного , здорового образа жизни возможно лишь при постоянном общении взрослого с ребенком на равных: вместе ищем выход из трудного положения, вместе обсуждаем проблему, ведем диалог, вместе познаем, делаем открытия, удивляемся.

Для формирования навыков безопасного поведения у дошкольников необходимо создать предметно – развивающую среду в группе. В неё входят:

1. Уголок безопасности , который содержит материалы: щит безопасности с различными видами розеток, выключателей, замков; макет улицы с дорожными знаками, разметкой для транспорта и пешеходов, светофор; атрибуты для сюжетно-ролевых игр «Водители и пешеходы» , «Регулировщик» , «Спасатели» , «Скорая помощь» и т. д. План- схема микрорайона, в котором находится детский сад, с отметкой опасных участков, мест, благоприятных для игр; плакаты по ОБЖ по темам «Если ты потерялся на улице» , «Внимание! Терроризм!» , «Пожарная безопасность для дошкольников » и др; альбомы «Лекарственные растения» , «Ядовитые растения и грибы» , «Профессии» , «Валеология, или Здоровый малыш» , «Если малыш поранился» и др.

2. Игротека, которая содержит: дидактические игры «Опасно – не опасно» , «Продолжи ряд» , «Назови одним словом» , «Четвертый – лишний» , «Так – не так» и др. ; настольно – печатные игры « Основы безопасности » , «Большая прогулка по городу» , «Хорошо – плохо» , «Валеология» , «Дорожные знаки» , «Чрезвычайные ситуации дома» и др.

3. Библиотека, в которой имеются познавательная и художественная литература, фотоальбомы, иллюстрации для рассматривания и обсуждения различных ситуаций.

Л. Толстой «Пожар» , «Пожарные собаки» ;

В. Житков «Пожар» , «В дыму» ;

С. Маршак «Пожар» , «Рассказ о неизвестном герое» , «Сказка о глупом мышонке» ;

Т. Шорыгина «Зеленые сказки» , «Осторожные сказки» ;

К. Зайцева «Уроки Айболита» ;

Сказки «Волк и козлята» , «Три поросенка» , «Красная Шапочка» , «Заюшкинаизбушка» , «Колобок» , «Кот, петух и лиса» и др.

Ю. Соколова «Правила безопасности » ;

И. Серяков «Улица, где все спешат» , «Ученый дружок» ;

Е. Пермяков «Торопливый ножик» ;

А. Иванов «Азбука безопасности . Как неразлучные друзья в огне не горели», «как неразлучные друзья в воде не тонули» , «Как неразлучные друзья дом охраняли» ;

И. А. Яворская «Дети и дорога» ;

И. Лешкевич «Светофор» ;

Н. Носов «Автомобиль» ;

Г. Юрмин «Любопытный мышонок» ;

А. Дорохов «Подземный переход» , «Заборчик вдоль тротуара» , «Шлагбаум» ;

Л. Гальперштейн «Трамвай и его семья» ;

А. Дмоховский «Чудесный островок» ;

В. Семернин «Запрещается – разрешается» ;

А. Северный «Три чудесных цвета» .

Работа с родителями - одно из важнейших направлений воспитательно -образовательной работы в ДОУ. Ведь круг проблем, связанный с безопасностью ребенка , невозможно решить только в рамках детского сада, поэтому необходим тесный контакт с родителями. Ничто не воспитывает с такой убедительностью, как наглядный пример взрослых.

Цель работы с родителям - объяснить актуальность, важность проблемы безопасности детей , повысить образовательный уровень родителей по данной проблеме, обозначить круг правил, с которыми необходимо знакомить прежде всего в семье.

В работе с родителями используется:

    информационно -аналитическое направление: проведение опросов. анкетирование родителей;

    познавательное направление: родительские собрания, семинары-практикумы;

    наглядно- информационное направление : организация дней открытых дверей, открытый просмотр занятий и других видов деятельности, информация на стенде , папки-передвижки, разработка памяток;

    досуговое направление: совместное проведение праздников, досугов, экскурсий; выставки семейных творческих работ, изделий из бросового и природного материала.

Благодаря проделанной работе ожидаются результаты:

    Полученные ребенком знания и предоставления о себе и своем здоровье позволят найти способы укрепления и сохранения здоровья.

    Приобретенные навыки помогут осознанно выбрать здоровый образ жизни .

    Полученный опыт позволит избежать несчастных случаев.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Министерство профессионального образования Свердловской области

Управление образования администрации города Екатеринбурга

Отдел образования администрации Октябрьского района

на тему: "Система работы по формированию основ безопасности жизнедеятельности дошкольников"

Исполнитель: воспитатель МБДОУ № 253

Трясцина М.Е.

Екатеринбург - 2013

1. Формирование основ безопасности жизнедеятельности дошкольников как часть многоаспектного явления социального развития

2. Создание условий для ознакомления детей с основами безопасности

3. Определение эффективности использованных методик и приемов в работе по основам безопасности

Заключение

Список литературы

Приложения

1. Формирование основ безопасности жизнедеятельности дошкольников как часть многоаспектного явления социального развития

Общеизвестно, что детство - это уникальный период в жизни человека, именно в это время формируется здоровье, происходит становление личности. Опыт детства во многом определяет взрослую жизнь человека. В начале пути рядом с беззащитным и доверчивым малышом находятся самые главные люди в его жизни - это родители и воспитатели. Благодаря их любви и заботе, эмоциональной близости и поддержке, ребенок растет и развивается, у него возникает доверие к миру и окружающим его людям.

Несомненно, каждый родитель хочет, чтобы жизнь его ребёнка была умной и праздничной, наполненной богатым содержанием, солнечной и удачливой. Но главное - научить детей быть счастливыми. Сегодня реальность такова, что в современном мире никто не застрахован ни от социальных потрясений, ни от стихийных бедствий, ни от экологических катаклизмов, ни от роста преступности, ни от экономической нестабильности. К сожалению, наша ментальность "игнорирует" бесценность человеческой жизни, поэтому "сверхзадача" состоит в том, чтобы дети поняли: человеческий организм - сложное, но в высшей степени хрупкое создание природы, и себя, свое здоровье, свою жизнь надо уметь беречь и защищать.

Об актуальности данной темы можно говорить много и все будет главное. Как сберечь здоровье детей? Как помочь разобраться в многообразии жизненных ситуаций? Как научить помогать друг другу? Анализируя понятие "экстремальный", "безопасность", мы поймем: то, что для взрослого не является проблемной ситуацией, для ребенка может стать таковой. Особую тревогу мы испытываем за маленьких беззащитных граждан - дошколят. С первых лет жизни любознательность ребенка, его активность в вопросах познания окружающего, поощряемая взрослым, порой становится небезопасным для него. Формирование безопасного поведения неизбежно связано с целым рядом запретов. При этом взрослые люди, любящие и опекающие своих детей, порой сами не замечают, как часто они повторяют слова: "не трогай", "отойди", "нельзя". Или, напротив, пытаются объяснить что-либо путем долгих и не всегда понятных детям наставлений. Все это дает обратный результат.

Дошкольный возраст - оптимальный период формирования социальных навыков и трудно питать иллюзии, что они в более зрелом возрасте сами собой возникнут. Отсутствие социальных навыков отражается на коммуникативном развитии: не умеют поддерживать разговор, отсутствует содержательная активная деятельность.

Работая в детском саду, замечаешь, что дети стали несамостоятельными, безынициативными, не могут принимать самостоятельно решения, не знают к кому обратиться за помощью, не умеют принимать правильное решение в экстремальных ситуациях, не знают правила поведения по технике безопасности. Главная цель по воспитанию безопасного поведения у детей - дать каждому ребенку основные понятия опасных для жизни ситуаций и особенностей поведения в них. Безопасность-это не просто сумма усвоенных знаний, а умение правильно вести себя в различных ситуациях. Эта проблема представляется настолько актуальной, что послужила мне основанием для выбора данной темы.

Цель работы: ознакомление детей дошкольного возраста с правилами и нормами безопасного поведения.

Создать условия по ознакомлению дошкольников с основами безопасного поведения;

Формировать представление дошкольника о безопасности поведения в различных ситуациях;

Воспитывать у детей осознанное отношение к правилам и нормам поведения;

Учить детей выходить из сложных, проблемных ситуаций, не навредив своему здоровью и здоровью окружающих;

Разработать систему работы по формированию основ безопасной жизнедеятельности детей с участием родителей и педагогов;

Апробировать и внедрить в практику инновационные технологии, которые будут способствовать воспитанию культуры безопасного поведения;

Подготовить мониторинг для отслеживания эффективного уровня усвоения знаний и навыков безопасного поведения детей.

Направления и методы работы: реализация программы происходит по трём направлениям:

Работа с детьми:

· первичный мониторинг;

· ОД в режимных моментах;

· самостоятельная деятельность;

· продуктивная деятельность;

· игровая деятельность.

Работа с родителями:

· родительские собрания;

· анкетирование;

· индивидуальные беседы;

· совместные мероприятия-развлечения с детьми;

· изготовление газеты и книжки-малышки на тему: "Опасные предметы дома".

Работа с педагогами:

· консультации;

· семинары-практикумы;

· изучение методической литературы;

· открытые просмотры НОД.

Работа с детьми. В данном разделе ставились задачи - выявить уровень знаний по основам безопасности жизнедеятельности.

Для выявления уровня знаний по основам безопасности жизнедеятельности с детьми всей группы была проведена диагностика и её результаты показали, что преобладает средний и низкий уровень сформированности представлений о безопасности жизни у детей (Приложение). Поэтому решила, что необходимо систематизировать знания воспитанников в данном направлении.

В своей работе я взяла за основу программу Н.Н. Авдеевой, О.Л. Князевой, Р.Б. Стеркиной "Основы безопасности детей дошкольного возраста", где дан материал, с помощью которого у детей появится потребность следовать правилам поведения в экстремальных ситуациях. Авторы программы дифференцировали ее на пять основных направлений:

1. Ребёнок и другие люди. Основная мысль этого направления - ребёнок должен помнить, что именно может быть опасно в общении с другими людьми.

2. Ребёнок и природа. Задача работы по этому направлению рассказать детям о взаимосвязи и взаимозависимости всех проблемных объектов, чтобы дети поняли - земля - наш общий дом, а человек - часть природы.

3. Ребёнок дома. В этом направлении рассматриваются вопрос, связанные с предметами домашнего быта, являющимися источниками потенциальной опасности для детей.

4. Здоровье ребёнка. Уже с дошкольного возраста это направление программы предлагает воспитывать у детей ценности здорового образа жизни, сознательную заботу о собственном здоровье и здоровье окружающих, дети знакомятся с правилами оказания элементарной первой помощи.

5. Ребёнок на улицах города. Дети знакомятся с правилами поведения на улицах города, правилами дорожного движения.

Реализация каждого блока предполагает выполнение алгоритма (Приложение).

У детей шестого года жизни небольшой багаж знаний о правилах поведения в дорожно-транспортных ситуациях, поэтому каждый блок начинается с занятий познавательного цикла ("Путешествие в "Светофорию", "Огонь-не шутка", "Один дома"). Чтобы занятия проходили интересно и продуктивно, в гости приходит фея Светофория, которая знакомит детей с правилами дорожного движения. Занятие "Огонь - не шутка" я проводила в форме исследовательской деятельности. Т.е. мы с детьми проводили опыты и наблюдали, как ведёт себя огонь с различными материалами, такими как: вата, тонкая материя, щепка, железная монетка.

Теоретические знания подкрепляются продуктивной деятельностью (рисованием, аппликацией, ручным трудом, пространственным моделированием), а затем реализуются в самостоятельной деятельности и повседневной жизни за пределами ДОУ.

Большое внимание уделяется игровой деятельности, которая помимо дидактических игр включает в себя строительные, подвижные, сюжетно-ролевые и игры-фантазии. По окончании каждого специально организованного занятия дети попадают в предметно-развивающую среду группы, где могут применить полученные навыки в игровой деятельности: играх-тренингах, дидактических, подвижных и сюжетно-ролевых играх.

Игра. Даёт ребёнку "доступные для него способы моделирования окружающей жизни, которые делают возможным освоение, казалось бы, недосягаемой для него действительности" (А.Н. Леонтьев). В играх ребёнка отражаются наиболее значимые события, по ним можно проследить, что волнуют общество, какие опасности подстерегают ребенка дома. От содержания игры зависят поступки детей в тех или иных ситуациях, их поведения, отношения друг к другу. Отражая в игре события окружающего мира, ребенок как бы становится их участником, знакомится с миром, действуя активно. Он искренне переживает все, что воображает в игре. Именно в искренности переживаний ребенка и заключена сила воспитательного воздействия игры. Так как в игре дети в основном отображают то, что их особенно поразило, то неудивительно, что темой детских игр может стать яркое, но отрицательное явление или факт. В своей работе я использовала словесно-наглядные, настольно - печатные, дидактические, сюжетно-ролевые игры: "Мы пожарные", "Служба спасения", театрализованные игры: постановка спектакля "Кошкин дом". Рассмотрели плакаты, иллюстрации. Провела итоговое занятие, где выявила уровень усвоения детьми правил пожарной безопасности, умения выбирать правильный выход из создавшейся ситуации. В ходе занятия обыграли ситуации:

* Ты дома один. Загорелся телевизор. Что делать?

* На сковороде загорелось масло, твои действия?

* На тебе загорелась одежда, как поступить?

* В детском саду возник пожар, твои действия?

Для закрепления знаний используются экскурсии, целевые прогулки, наблюдения, беседы, чтение художественной литературы, организуются вечера досуга и инсценировки художественных произведений, разыгрывание дорожных ситуаций. безопасность жизнедеятельность дети методика

Беседа. Для того чтобы понять, что именно дети знают, думают, чувствуют, я использовала беседы, дискуссии - это позволило избежать передачи уже известных им знаний или таких, которые они пока не могут использовать из-за их непонятности или удаленности от реальной жизни. В то же время, опираясь на уже имеющиеся у детей знания и представления, я смогла выделить те направления, по которым необходимо провести специальное обучение и выбрать адекватную методику (занятие, игра, чтение, беседа, тренинги). Иногда тема не всегда укладывается в одно занятие, поэтому я проводила по отдельным темам несколько занятий или продолжала эту работу в различных видах деятельности. Я убедилась, что прямолинейное, декларативное требование соблюдать принятые в обществе правила поведения чаще всего оказывается малоэффективным. Тем не менее, можно выделить такие правила поведения, которые дети должны выполнять неукоснительно, так как от этого зависят их здоровье и безопасность. Для этого очень важно найти адекватный способ объяснения детям этих правил, а затем следить за их выполнением. Я думаю, что безопасность - это не просто сумма усвоенных знаний, а умение правильно себя вести в различных ситуациях. Кроме того, дети могут оказаться в непредсказуемой ситуации на улице и дома, поэтому надо стимулировать развитие у них самостоятельности и ответственности. Надо уделить больше внимания организации различных видов деятельности, направленных на приобретение детьми определенного навыка поведения, опыта. Ведь все, чему учат детей, они должны уметь применять в реальной жизни, на практике.

Наблюдение. Особое место занимает наблюдение. Оно обогащает социальный опыт ребенка. Что - бы ни делал ребенок, он всегда наблюдает и все запоминает (поведение взрослых в опасных ситуациях, взаимоотношения с другими людьми). Процесс наблюдения у ребенка всегда активен, даже если внешне эта активность выражается слабо. Именно из него ребенок черпает "материал" для формирующего миропонимания, для своей "картины мира". В эту картину мира может войти не только положительное, но и то, что малышу было бы видеть педагогически нецелесообразно. Роль наблюдения усиливается, если оно осуществляется, как бы изнутри, то есть ребенок наблюдает за деятельностью, поступками, взаимоотношениями людей, участвуя в них (тушит подожженные листья, закрывает все краны с водой, прежде чем уйти куда-то, тушение зажженной свечи). При этом дети включаются и в общую эмоциональную атмосферу, наблюдая за тем, как взрослые выражают свое настроение, как радуются и грустят; перенимают социально принятые формы выражения чувств. Наблюдение стимулирует развитие познавательных интересов, рождает и закрепляет правила обращения с опасными предметами.

Художественная литература . Является одновременно источником знаний и источником чувств. Мной были отобраны литературные произведения разных жанров: сказки, рассказы, стихи, пословицы, загадки. Произведения с разным содержанием: познавательные - Е. Хоринский "Спичка-невеличка", И. Тверабукин "Андрейкино дежурство", Б. Житков "Пожар в море", Л. Толстой "Пожар", "Пожарные собаки"; С. Маршак "Рассказ о неизвестном герое", "Пожар"; юмористические - С. Я. Маршак "Кошкин дом", "Колобок", "Приключения Буратино", К. Чуковский "Телефон", "Айболит", Н. Носов "Телефон". Особое место я уделяла сказке. Сказка способствует развитию сердечных чувств, благородству души, желание доставлять людям радость. Картинки в книгах тоже могут стать средством приобщения детей к ознакомлению основ безопасности, так как конкретизируют его через наглядность, образность. Это детские энциклопедии, серия книг "Я познаю мир", "Азбука здоровья в картинках" К. Люцис; "Учимся вежливости"; "Уроки Айболита" Г. Зайцев.

Методы ознакомлени я детей с основами безопасности:

Метод сравнения . Дети могут сравнить: огонь - это хорошо или огонь - это плохо. При использовании этого метода необходимо определить, с какого сравнения начинать - со сравнения по сходству или сравнения по контрасту. Сравнение по контрасту даётся детям легче, чем по подобию. Метод сравнения помогает детям выполнять задания на группировку и классификацию. Для того чтобы группировать, классифицировать предметы, явления, требуются умения анализировать, обобщать, выделять существенные признаки. Все это способствует осознанному усвоению материала и вызывает интерес к нему. Например, предлагаю детям изображения на картинках. Даётся задание: отобрать предметы, которые будут нужны пожарному при тушении пожара и предметы, которые горят. Прием классификации способствует познавательной активности, если используется не как самоцель, а в контексте близкой и понятной для ребенка задачи: отобрать предметы для тематической выставки, картинки для альбома и т.д.

Метод моделирования ситуаций . Детей целесообразно научить составлять план - карту группы, участка дошкольного учреждения, дороги в детский сад и др. Дети учатся располагать предметы в пространстве, соотносить их, "читать" карту. Задания типа "Составим план - карту групповой комнаты, отметим опасные места красными кружочками". Моделирование таких ситуаций: дым в группе, дым из соседнего дома, прорвало водопровод, что ты будешь делать, подай ножницы правильно, нашел таблетку в группе, твои действия. Моделирование ситуаций дает ребенку практические умения применить полученные знания на деле и развивает мышление, воображение и готовит ребенка к умению выбраться из экстремальных ситуаций в жизни. Для развития воображения и творческого начала важно ставить детей в ситуацию поиска решения логических и практических задач. Например, нужно забить гвоздь, а молотка нет. Какой вариант решения задачи предложат дети? Они могут сказать, что можно попросить молоток у плотника. А если сегодня плотника нет, а работу надо сделать обязательно? Воспитатель всякий раз усложняет для детей задачу. Дети предлагают забить гвоздь предметом, который не подходит по материалу, по форме и т.д. Не следует с подсказкой, очень полезно, чтобы дети проявили гибкость мышления и самостоятельно нашли правильный ответ. Таким образом, воспитатель постоянно обращает внимание детей на разные предметы, вызывая интерес к их строению, функции, назначению, и правила безопасного обращения с ними.

Игровые приемы. Повышают качество усвоения познавательного материала и способствуют закреплению чувств. Одним из приемов может быть воображаемая ситуация: воображаемое путешествие к древним людям, встреча с воображаемыми героями и т.п.

Например, "Давайте мысленно представим, что мы с вами в далеком прошлом, спичек не было, как же добывали огонь древние люди (древние люди терли палочку о палочку, били одним камнем о другой, высекая искры). Там никто не знал, что есть другие способы добычи огня. Что мы расскажем им об этих способах?".

"К нам в гости пришел Незнайка, давайте ему расскажем об опасных ситуациях в группе и дома". Игровое "как будто…" раскрепощает детей, снимает обязательность изучения и делает этот процесс естественным и интересным. Например, "Как будто бы к нам в город приехал человек, который никогда здесь не был. Что мы ему покажем в групповой комнате, как расскажем об основах безопасности в группе?" Повышению эмоциональной активности помогают игры-драматизации, которые можно включать в занятия (после прочтения художественного произведения, при подготовке концерта).

Придумывание сказок на разные темы . Придумаем сказку "Как я спасал куклу от пожара…о доме, где я живу и где много электрических приборов…". Повышению активности детей помогают игры-драматизации, которые можно включать в занятия (после прочтения художественного произведения "Кошкин дом", при подготовке развлечения). Сильное воздействие на чувства оказывает сочетание разнообразных средств на одном занятии. Например, чтение художественного произведения с последующим рассматриванием иллюстраций или картин; чтение и последующая изобразительная деятельность. В зависимости от цели занятия, возрастных особенностей детей воспитатель отбирает художественные средства и продумывает приемы, усиливающие воздействие этих средств на эмоциональную сферу ребенка.

Большое внимание уделяла психологическому благополучию детей. Дети чрезвычайно впечатлительны, внушаемы. Организуя деятельность детей, учитывала эти особенности и формировала веру каждого ребенка в свои силы и возможности, оптимистический взгляд на все происходящее. В общении выступала как партнер, который взаимодействует на равных, но при этом много знает и умеет.

Также, во время непосредственной образовательной деятельности, образовательной деятельности в режимных моментах, и самостоятельной деятельности детей учитывала эмоциональное восприятие детьми информации по данной теме.

Используя игровые технологии; интеграцию; технологии исследовательской деятельности; информационно-коммуникативные технологии, я обратила внимание, что повысился интерес воспитанников к данной теме, активность детей в участии мероприятий направленных на формирование представлений в области безопасного поведения в различных чрезвычайных ситуациях, активизировалось участие родителей в воспитательном процессе.

Взаимодействие с родителями . В воспитании детей неоспорима роль семьи. Каков эталон родителей, ориентированный на воплощение этой цели? Это - "идеальные родители", то есть строящие гармоничные взаимоотношения в семье на основе житейской мудрости, терпения, взаимопонимания, уважения, истины, красоты, добра. Это - родители, которые показывают положительный пример своим детям. Важно, чтобы родители осознали, что нельзя требовать от ребенка выполнения какого-либо правила поведения, если они сами не всегда ему следуют. Их особая родительская ответственность заключается в том, чтобы дома было как можно меньше опасных ситуаций. Необходимо направлять деятельность родителей в то русло, которое созвучно задачам содержанию образовательной работы в группе. Важно, чтобы родители осознали, что нельзя требовать от ребенка выполнения какого-либо правила поведения, если они сами не всегда ему следуют. Это осуществляется на родительском собрании с целью информирования о совместной работе и стимулирования их активного участия в ней, в ходе бесед, консультаций, с помощью информации в "уголках родителей", отражающих текущие события, несущие конкретные знания, рекомендации. Сетка занятий на неделю мало, о чем скажет родителям. Но им будет интересно узнать, чем их дети будут заниматься в течение недели. И не исключено: взрослые охотно включатся в "домашние задания", которые иногда задают детям. По каждому разделу с родителями проводились консультации, давались домашние задания. Я провела тестирование на тему "Откуда опасность", где были заданы ряд вопросов:

1. В порядке ли в вашей квартире электропроводка, газовая плита?

2. Выключаете ли вы телевизор по окончанию просмотра передач?

4. Храните ли вы в квартире легковоспламеняющиеся вещества (бензин, керосин и т.п.)?

5. Сушите ли вы белье над горящими газовыми горелками?

6. Как вы объясняете ребенку, что нельзя баловаться с огнем?

7. Что знает ваш ребенок об электричестве?

Формы работы с родителями: родительские собрания, беседы, папки-передвижки, консультации-практикумы.

"Не оставляйте детей без присмотра".

"Что нужно делать при пожаре".

"Как знакомить детей с основами безопасности". "Ожог у ребенка" (консультация ст. м/с).

"Как устанавливать елку".

"Не допускайте шалостей с огнем".

"Как вести себя во время пожара".

"Ребенок и огонь: обеспечить безопасность". "Отчего происходит пожар".

"Предметы, требующие осторожного обращения".

"Использование и хранение опасных предметов". "Личная безопасность".

"Обращение с электрическими приборами".

"Правила поведения при пожаре".

Было проведено открытое занятие на тему: "Опасные предметы".

Провела ряд игр: дети делятся на 2 команды (огонек, уголек.)

1. На столах перед командами лежат карточки с цифрами. Из них нужно правильно составить номер телефона пожарной охраны.

2. каждая команда должна вспомнить как можно больше пословиц и поговорок об огне.

3. Какая команда отгадает больше загадок.

4. Члены команды поочередно должны добежать до телефона, набрать номер пожарной охраны и сообщить о пожаре, правильно и четко называя свой домашний адрес.

В свободное время почитать детям рассказы "Пожар", "Пожарные собаки" Л. Толстого, "Пожар", "Дым", "Пожар в море" Б. Житкова, В. Гальченко "Первая тревога", Ю.Л. Смирнов "Огонь" (книжка для талантливых детей и заботливых родителей), А. Гостюшин "Шаг за шагом. Безопасное поведение, ч. 1,2".

Взаимодействие с педагогами . Основной целью взаимодействия педагогов стало содействие сохранности психоэмоционального и физического здоровья детей, развитие гармоничной личности, формирование основ безопасной жизнедеятельности и культуры здоровья. Все педагоги ДОУ, медработник, администрация ДОУ и родители были вовлечены в педагогический процесс. Успех педагогической работы с детьми зависит от правильного организованного взаимодействия всего коллектива ДОУ. Именно комплексный подход позволяет:

* объединить усилия всех субъектов педагогического процесса;

* преодолеть разобщенность в работе (единые перспективные планы, тетради взаимодействия, обследование и др.).

2. Создание условий для ознакомлени я детей с основами безопасности

Предметно - развивающая среда (уголок безопасности, познавательно-агитационные материалы, иллюстративные стенды для детей и взрослых, подборка литературы, подборка иллюстрационного материала, информационный уголок для родителей) организована с учетом федеральных государственных требований, что способствует организации содержательной образовательной деятельности и разностороннего развития каждого ребенка, созданию благополучного эмоционального - психологического климата в группе.

Также, одной из основных задач является обогащение игровой среды такими элементами, которые могли бы стимулировать познавательную активность детей. Были изготовлены разнообразные учебные пособия по ознакомлению детей с основами безопасности: альбомы "Опасные предметы дома", "Профессия пожарных", "Служба "01", "02", "03", "Спичка - невеличка", "Пожары", "Опасные ситуации в жизни детей" (ребенок и другие люди, ребенок дома, здоровье ребенка).

Для развития познавательной активности детей важно, чтобы информация, заложенная в среде, не обнаруживала себя сразу полностью, а побуждала ребёнка к её поиску. С этой целью в группе отведено место, где разложены разные дидактические игры "Черный ящик", "Умники и умницы", "Добрые и плохие поступки", "Что необходимо пожарному?", "Горит - не горит", "Предметы - источники пожара", "Разложи картинки по порядку", "Собери картинку". Детей это очень интересует, они подолгу стоят, рассматривают, думают, рассуждают. Используя обычные предметы детской мебели можно создать в группе уголок, обеспечив свободный доступ детей к находящимся там материалам. Этим самым детям предоставляется возможность выбрать интересующую их игру, пособие и играть индивидуально или совместно с другими детьми, небольшой подгруппой. Готовясь к проведению тематических вечеров досуга, должен учитываться опыт детей, имеющийся материал. При этом надо включать материал, помогающий развивать не только умственное активность ребят, смекалку, конструктивные умения, но и осуществлять разносторонние развитие детей, формировать у них такие жизненно важные качества, как находчивость, самостоятельность, быстрота, ловкость, привычка к трудовому, умственному, физическому усилию. Важно способствовать воспитанию уверенности в себе, воли, развитию апатии, доброжелательного отношения к людям.

3. Определение эффективности использованных методик и приемов в работе по основам безопасности

Проводя такую работу по ознакомлению детей с основами безопасности, добилась того, что дети продемонстрировали высокий уровень знаний и умений в решении поставленных задач. У детей появилось стремление расширять свой кругозор по данной теме, желание выявлять и вникать в существующие в нашем мире связи и отношения. Появилась потребность утвердиться в своем отношении к окружающей действительности, следовать правилам поведения в определенных ситуациях. Этим самым мы сохраняем жизнь и здоровье детей, способствуем формированию осознанного поведения в опасных ситуациях.

На итоговых занятиях и в индивидуальной беседе было выявлено, что дети на много лучше осведомлены в вопросах, касающихся безопасности жизнедеятельности и умеют применять свои знания в реальной ситуации осмысленно. По результатам проделанной работы получены следующие уровни знаний детей по основам безопасности жизнедеятельности.

Проводя планомерную работу по разделу "Ребенок дома", пришла к такому выводу, что обучение детей не ограничивается только одними занятиями, значительную часть знаний и умений ребенок усваивает без специального обучения - в повседневном общении с взрослыми, сверстниками, в ходе игр, наблюдений, опытов. Главная задача педагога: помочь ребенку приобрести полноценные знания вне занятий. В повседневной жизни, в ходе ситуаций (естественных и специальных) отрабатываются, закрепляются, расширяются знания детей, их умения, обогащаются чувства, упрочиваются познавательные интересы, способности.

Заключение

Подводя итоги о проделанной работе, можно сказать, что вопрос о формировании основ безопасности жизнедеятельности является актуальным. Это, прежде всего, связано с потребностью общества в социально адаптированной личности. Неопределенность современной окружающей среды требует не только высокую активность человека, но и его умения, способности адекватного поведения. Дошкольный возраст - период впитывания, накопления знаний. Успешному выполнению этой важной жизненной функции благоприятствуют характерные способности детей этого возраста: повышенная восприимчивость, впечатлительность, наивно-игровое отношение ко многому из того, с чем они сталкиваются. И здесь важна роль педагога, который подбирая правильные методы и приемы, вводит ребенка в социальный мир.

К.Д. Ушинский писал, что "образование уменьшает число опасностей, угрожающих нашей жизни, уменьшает число причин страха и, давая возможность измерить опасность и определить ее последствия, уменьшает напряженность страха ввиду этих опасностей". Поэтому, в дальнейшей своей работе необходимо продолжать формирование основ безопасного поведения детей, включая новые методы и приемы:

§ экскурсии в пожарную часть;

§ участие в проведении занятий инспектора по пожарному надзору;

§ использование приёма "домашнее задание", для закрепления знаний, полученных в детском саду по теме "Безопасное поведение дома";

§ проектная деятельность детей и родителей;

§ создание презентаций по каждому блоку;

§ разработка и апробация перспективного плана работы с детьми и родителями в рамках программы;

§ внедрение программы доп. образования по формированию ОБЖ у детей, в рамках работы кружка "Будь здоров, малыш!".

Используемая литература

1. Белая К.Ю. Формирование основ безопасности у дошкольников. - М., 2012.

2. Анастасова Л.П., Иванова И.В., Ижевский П.В. Жизнь без опасностей.

3. Авдеева Н.Н., Князева О.Л., Стеркина Р.Б. Безопасность. - С. П., 2002.

4. Белая К.Ю. Как обеспечить безопасность дошкольников. - М., 2000.

5. Богданов В.В., Попова С.Н. История обыкновенных вещей. - М., 1992.

6. Виноградова Н.Ф., Куликова Т.А. Дети, взрослые и мир вокруг. - М., 1993.

7. Волчкова В.Н., Степанова Н.В. Конспекты занятий в старшей группе детского сада. - В., 2004.

8. Дыбина О.В. Рукотворный мир. - М., 2000.

9. Дьяченко О.М. Чего на свете не бывает. - М., 1991.

10. Князева О. Мои помощники //Дошк. воспитание 2000, №2.

11. Овчаренко Л.Н. Предотвратить беду. - М., 1988.

12. Ротенберг Р. Расти здоровым. Детская энциклопедия здоровья. - М., 1993.

Приложение 1

Формы организации работы по формированию основ безопасности жизнедеятельности

Вид деятельности

раз в месяц

Форма организации

фронтальная

Подгрупповая

Игровая деятельность

(сюжетно - ролевые, дидактические)

Подгрупповая

Индивидуальная

Продуктивные:

(рисование,

конструирование,

Подгрупповая

Индивидуальная

фронтальная

Игровые тренинги

Подгрупповая

Индивидуальная

Развлечения

фронтальная

Экскурсии

фронтальная

Приложение 2

Приложение 3

Алгоритм реализации совместной деятельности детей и взрослых

Приложение 4

Вопросник для проверки знаний детей по теме "Дорожная азбука"

Фамилия, имя ребенка ________________

Возрастная группа ___________

Дата заполнения "_____"____________200 __ г.

"_____"____________200 __ г.

"_____"____________200 __ г.

Ответ ребенка

Уровень сформированности представлений о транспортных средствах, об улице (виды перекрестков), о правилах перехода проезжей части.

1. Что такое улица?

2. Как регулируется движение на улице?

3. Какие сигналы светофора ты знаешь? Что они обозначают?

4. Какие светофоры стоят на улицах города?

5. Для чего на светофоре устанавливается временной сигнал?

6. Чем отличаются транспортный и пешеходный светофоры?

7. Как называется человек, который регулирует движение на дороге?

8. Что помогает регулировщику управлять движением?

9. Где должны ходить пешеходы?

10. Что такое перекресток?

11. Где и как нужно переходить дорогу?

12. Чем опасен для пешехода зонтик и капюшон?

13. Как обозначается пешеходный переход?

14. Какие пешеходные переходы ты знаешь?

15. Почему нельзя отвлекаться при переходе улицы

16. Где на проезжей части можно переждать поток машин?

17. Где должны ездить автомобили?

18. Чем отличается грузовой транспорт от пассажирского транспорта?

19. Какие виды пассажирского транспорта ты знаешь?

20. Для чего нужен пассажирский транспорт? Где его ожидают люди?

21. Что такое тормозной путь?

Знание дорожных знаков (с использованием наглядного материала - дорожных знаков)

22. Для чего нужны дорожные знаки?

23. Какие дорожные знаки ты знаешь?

24. Покажи и назови запрещающие знаки.

25. Покажи и назови информационно-указательные знаки.

26. Покажи и назови предупреждающие знаки.

27. Покажи и назови знаки сервиса.

Уровень культуры поведения детей на улице и в транспорте

28. Что такое общественный транспорт?

29. Какие ты знаешь правила поведения в транспорте?

30. Чего нельзя делать в транспорте?

31. Какие ты знаешь правила поведения на улице?

32. Чего нельзя делать на дороге?

33. Где можно кататься на велосипеде, самокате, роликовых коньках?

34. Для чего нужны шлем, наколенники и налокотники?

Знание правил поведения на железной дороге

35. Какие ты знаешь правила поведения на железной дороге?

36. Что такое шлагбаум?

37. Для чего нужен семафор?

38. Как регулируется движение поезда и электричек?

Примечания:

· Опрос проводиться в несколько этапов.

· Каждый правильный ответ оценивается в один балл.

Приложение 5

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Анализ программ и современных подходов в вопросе социального развития личности дошкольника и формирования основ безопасности жизнедеятельности. Определение уровня знаний детей по основам безопасности. Система работы, эффективность использованных методик.

    курсовая работа , добавлен 05.11.2009

    Факторы и ситуации, оказывающие отрицательное влияние на человека. Системно-структурная модель основ безопасности жизнедеятельности (ОБЖ) как науки, её цели. Классификация и характеристика опасностей. Определение приемлемого риска и системы безопасности.

    презентация , добавлен 17.12.2014

    Опасное воздействие техносферы и ее отдельных элементов, разработка систем и методов защиты. Обучение населения основам безопасности жизнедеятельности и подготовка специалистов. Оказание первой медицинской помощи. Нормативная база как правовая основа.

    реферат , добавлен 18.08.2009

    Проблемы условий жизнедеятельности. Системный анализ безопасности жизнедеятельности. Процесс взаимодействия человека с природой и антропогенной средой. Логическое дерево причин и опасностей недостатка питьевой воды. Принципы обеспечения безопасности.

    курсовая работа , добавлен 31.10.2011

    Образование в области безопасности жизнедеятельности. Обязанности руководителя производственного процесса. Задачи специалиста в области безопасности жизнедеятельности. Перспективы развития в этой области. Здоровье человека и информационная стратегия.

    реферат , добавлен 13.05.2009

    Защита человека в техносфере от негативных воздействий антропогенного и естественного происхождения и достижение комфортных условий жизнедеятельности как предмет изучения безопасности жизнедеятельности. Воздействие и нормирование негативных факторов.

    презентация , добавлен 03.09.2015

    Характеристика понятий, терминов и определений безопасности жизнедеятельности. Основы национальной безопасности, ее виды, правовое регулирование и органы обеспечения. Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

    реферат , добавлен 01.10.2011

    Экономические последствия и материальные затраты обеспечения безопасности жизнедеятельности. Международное сотрудничество в области безопасности жизнедеятельности. Международные финансовые организации по оказанию экономической взаимопомощи странам.

    реферат , добавлен 09.11.2012

    Методические приемы для активизации процесса обучения на уроках основ безопасности жизнедеятельности. Условия организации игровой деятельности. Особенности возрастного развития подростков. Развитие творческой активности в процессе игровой деятельности.

    курсовая работа , добавлен 11.11.2009

    Правовые основы, порядок организации и осуществления производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности. Обеспечение промышленной безопасности опасных производственных объектов. Экспертиза безопасности технических устройств.

Формирование основ безопасности жизнедеятельности в процессе непосредственно образовательной деятельности детей старшего дошкольного возраста

Голубкина Татьяна Алексеевна, воспитатель МБДОУ детский сад № 35 г. Балашиха Московской области
Описание работы: Предлагаю Вашему вниманию автореферат выпускной квалификационной работы на тему: «Формирование основ безопасности жизнедеятельности в процессе непосредственно образовательной деятельности детей старшего дошкольного возраста». Данная работа будет интересна воспитателям ДОУ, родителям дошкольников старшего возраста, методистам.
Детство это уникальный период в жизни человека, именно в это время формируется здоровье, происходит становление личности. Опыт детства во многом определяет взрослую жизнь человека. С первых лет жизни любознательность ребенка, его активность в вопросах познания окружающего, поощряемая взрослым, порой становится небезопасным для него. Формирование безопасного поведения неизбежно связано с целым рядом запретов. Все это дает обратный результат. Дети стали несамостоятельными, безынициативными, не могут принимать самостоятельно решение, не знают к кому обратиться за помощью, не умеют принимать правильное решение в экстремальных ситуациях, не знают правила поведения по технике безопасности.
Необходимо методически грамотно строить работу по основам безопасности детей дошкольного возраста. Главная цель по воспитанию безопасного поведения у детей - дать каждому ребенку основные понятия опасных для жизни ситуаций и особенностей поведения в них
Безопасность - это не просто сумма усвоенных знаний, а умение правильно вести себя в различных ситуациях Проблема нашего исследования – это как с помощью непосредственно образовательной деятельности сформировать систему знаний по безопасности жизнедеятельности?
Объектом нашего исследования будет работа по формированию основ безопасности жизнедеятельности.
Данный объект будет рассмотрен нами на предмет использования непосредственно образовательной деятельности для формирования знаний по основам безопасности жизнедеятельности.
Мы можем предположить, что усвоение основ безопасности жизнедеятельности будет осуществляться более эффективно, если:
- эта работа будет вестись целенаправленно с помощью непосредственно образовательной деятельности,
- создать специальные условия развития и воспитания,
- учитывать психологические закономерности развития дошкольника и его возрастные особенности.
Цель нашего исследования определить систему работы по формированию основ безопасности жизнедеятельности у детей старшего дошкольного возраста при организации непосредственно образовательной деятельности.

Для достижения поставленной цели нам необходимо решить следующие задачи:
1.Изучить методическую, психолого-педагогическую литературу по данной проблеме.
2. Проанализировать ФГОС дошкольного воспитания и программы « от рождения до школы» по проблеме исследования.
3.Определить эффективные методы ознакомления детей с основами безопасности жизнедеятельности.
4.Подобрать рекомендации воспитателям и советы для родителей по особенностям организации работы по основам безопасности жизнедеятельности на занятиях и в повседневной деятельности.
В работе предполагается использовать следующие методы: анализ психолого-педагогической литературы, наблюдение, эксперимент.
Исследование проводилось с детьми старшей группы Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада № 35 комбинированного вида города Балашихи, микрорайон Керамик старшая группа, количество детей - 20.
На первом этапе исследовательской работы мы изучали уровень знаний по основам безопасности жизнедеятельности у детей.
Для оценки уровня сформированности знаний по основам безопасности жизнедеятельности были выделены интегральные показатели:
1.Соблюдает правила пребывания в детском саду, на участке.
2.Знает правила дорожного движения в соответствии с возрастом.
3.Умеет спокойно передвигаться по детскому саду. Соблюдает правила безопасного передвижения в помещении.
4.Знает, что при необходимости взрослые звонят по телефону(01,02,03).
5.Знает правила поведения с незнакомыми людьми.
6.Имеет навыки культуры поведения в природе.
7.Имеет знания, как одеваться по погоде.
Результаты первичной диагностики знаний по основам безопасности жизнедеятельности у детей мы поместили в таблицу 1и в процентном соотношении на рисунке 1 мы получили следующие результаты: высокий уровень знаний по основам безопасности жизнедеятельности, т.е. (знания, сформированы) равен -28,6% (6 человек) средний уровень знаний по основам безопасности жизнедеятельности, т.е. (знания, сформированы не полно) равен - 50,7% (10 человек) и низкий уровень знаний по основам безопасности жизнедеятельности, т.е. (знания, не сформированы) равен - 20,7 %(4 человека).
На втором этапе нашей исследовательской работы, мы проводили работу, направленную на формирование знаний по основам безопасности жизнедеятельности у старших дошкольников, а также восполнение пробелов знаний в этой области. Преобладающим способом сообщения новых знаний является чтение стихов, рассказов, сказок, рассматривание иллюстраций, плакатов. Для развития познавательной активности детей мы в группе отвели место для дидактических игры «Черный ящик», «Умники и умницы», «Добрые и плохие поступки», «Что необходимо пожарному?», «Горит - не горит», «Предметы - источники пожара», «Разложи картинки по порядку», «Собери картинку». Детей это очень заинтересовало, они стали активно применять в игровой деятельности.
Используя детский журнал «Безопасность» Н.Н.Авдеевой, О.Л.Князевой, Р.Б. Стёркиной познакомили детей с различными службами 01, 02, 03, 04. Мы провели специальное занятие на тему «Службы «01», «02», «03» всегда на страже». В ходе данной работы такие дети запомнили номера телефонов службы спасения и как ими пользоваться. Дети научились самостоятельно оценивать обстановку, используя полученные знания, умения и навыки. Для того чтобы у детей был интерес к занятию, мы закрепили полученные знания в спортивно-ролевой игре «Пожарные». Мы организовали и подготовили материал к занятию «Опасные предметы дома», где закрепили представление об опасных для жизни и здоровья предметах с которыми они встречаются в быту.
Мы провели беседу «Пожар в лесу», с целью донести детям то, что на природе так же необходимо неукоснительно соблюдать некоторые правила поведения. Познакомили детей с правилами пожарной безопасности в лесу. Провели игры, по данному направлению работы.
Мы провели занятие «Автомобили, история их возникновения». Целью, которого было научить детей правильно вести себя на улицах и дорогах города, дать понятие «регулировщик», познакомить с историей возникновения автомобиля; развивать умения анализировать дорожные ситуации, умение применять знания на практике; воспитывать культуру поведения на улицах и дорогах города, упражнять в различии сигналов регулировщика, закреплять знания о дорожных знаках. На занятии мы использовали художественное слово, проблемные ситуации, сюрпризные моменты, наглядность, вопросы причинно-следственного характера. Перед занятием с детьми была проведена беседа по правилам поведения на дорогах, рассматривание дорожных знаков.
Для работы с родителями мы разработали рекомендации. Формы работы с родителями: беседы, папки-передвижки.
На заключительном этапе нашего исследования мы провели повторную беседу, понаблюдали за изменениями в поведении детей в повседневной деятельности, проконтролировали состояние уровня знаний по основам безопасности жизнедеятельности, для опровержения или подтверждения выдвинутой нами гипотезы.
Изучив уровни сформированности знаний по основам безопасности жизнедеятельности у детей, мы получили следующие результаты: высокий уровень знаний по основам безопасности жизнедеятельности, т.е. (знания, сформированы) равен - 42,1% (8), средний уровень знаний по основам безопасности жизнедеятельности, т.е. (знания, сформированы не полно) равен -45,8%, и низкий уровень знаний по основам безопасности жизнедеятельности, т.е. (знания, не сформированы) равен -12,1%.
На основании полученных данных после определения уровня сформированности знаний по основам безопасности жизнедеятельности старших дошкольников, на начальном этапе и на конечном этапе, мы можем сравнить данные и сделать общий вывод о влиянии целенаправленной работы на формирование основ безопасности жизнедеятельности.
На первоначальном этапе мы видим, что в старшей группе 20,7 % с низким уровнем, 50,7% со средним, и высоким 28,6% уровнем сформированности знаний по основам безопасности жизнедеятельности старших дошкольников. На конечном этапе мы видим, что в старшей группе, низкий уровень знаний стал равен 12,1 % ,средний уровень 45,8 %, а высокий уровень достиг 42,1%. Согласно полученным сводным данным, мы можем сделать вывод о том, что после проведенной нами работы, а именно применения серии занятий, бесед т.е. непосредственно образовательной деятельности высокий уровень сформированности знаний по основам безопасности жизнедеятельности старших дошкольников повысился на 13,5 %, средний повысился на 4,9%. А показатели низкого уровня знаний по основам безопасности жизнедеятельности понизились на 8,6%.
Мы вполне основательно можем считать, что наше предположение доказано. Усвоение основ безопасности жизнедеятельности будет осуществляться более эффективно, эта работа будет вестись целенаправленно, будут, созданы специальные условия воспитания, будут учтены психологические закономерности развития дошкольников. Но данную работу с детьми группы нужно проводить и далее.

Аксана Попова
Формирования основ безопасности жизнедеятельности дошкольников

Сегодня реальность такова, что в современном мире никто не застрахован ни от социальных потрясений, ни от стихийных бедствий, ни от экологических катаклизмов, ни от роста преступности. И наша «сверхзадача» состоит в том, чтобы дети поняли : человеческий организм – сложное, но в высшей степени хрупкое создание природы, и себя, свое здоровье, свою жизнь надо уметь беречь и защищать.

Дошкольный возраст – важнейший период, когда формируется личность и закладываются прочные основы опыта жизнедеятельности , здорового образа жизни . Малыш по своим физиологическим особенностям не может самостоятельно определить всю меру опасности. Поэтому на взрослого человека возложена миссия защиты своего ребенка.

Особенно внимательно нужно относиться к детям подготовительной группы, ведь они – будущие школьники, которым совсем скоро придется самостоятельно переходить дорогу, выполнять обязанности пешехода и пассажира, а также сталкиваться с потенциально опасными для человека и окружающего мира природы ситуациями. Работа по обучению основам безопасности жизнедеятельности должна проводиться систематически. Для того чтобы она принесла результаты, недостаточно одного занятия или беседы с детьми. И еще одно важное требование : детям недостаточно теоретических знаний, они должны применять их на практике.

Учитывая, что большую часть времени дошкольники проводят вне дома , главная роль в обучении дошкольников основам безопасной жизнедеятельности принадлежит воспитателям дошкольных образовательных учреждений.

Для этого нужно создать условия для ознакомления детей с основами безопасности :

Воспитательная среда : необходимо создание атмосферы душевного тепла и эмоционального благополучия, и в которой ребенок будет чувствовать себя уверенным, устойчивым к стрессам.

Предметная среда : в первую очередь это безопасная среда , в которой имеется место, для ознакомления ребенка с основами безопасности (альбомы, дидактические игры, книги, макеты, различные виды театра, атрибуты для сюжетно-ролевых игр и пр.

Духовная среда. Это отношение среди людей, основанное на любви , доверии друг к другу, интереса всех к каждому и каждого ко всем. Нужно стараться не создавать такие ситуации, где не были отрицательные эмоции. Заплаканный ребенок не в состоянии что – либо воспринять и осознать.

В работе с детьми используются разнообразные эффективные формы работы с детьми по данной теме :

Образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов; индивидуальная работа с детьми, игровые упражнения, объяснение, напоминание, показ, ролевые игры, беседы, наблюдения на прогулке, создание проблемных ситуаций, экскурсии по ДОУ, по территории сада, за пределы участка;

Образовательная деятельность, осуществляемая в процессе организации различных видов детской деятельности : беседы, объяснение, рассказ, чтение художественной литературы, рассматривание иллюстраций, дидактические игры, сюжетно-ролевые игры, продуктивные виды деятельности, творческие задания, тематические досуги, ситуативное обучение, упражнения;

Самостоятельная деятельность детей : продуктивные виды деятельности, настольно-печатные игры, дидактические игры, рассматривание иллюстраций, самообслуживание;

Взаимодействие с семьями детей : творческие задания, беседа, консультации, открытые просмотры, совместные игры, тематические досуги, наглядно-просветительская работа.

Обучая воспитанников, можно понять, что изобретательность должна быть в том, чтобы дети даже не догадались о том, что их чему-то учат, не боялись ошибиться, свободно рассуждали, сами находили свои ошибки, и испытывали радость от собственных открытий.

Методы ознакомления детей с основами безопасности .

1. Метод сравнения. Метод сравнения помогает детям выполнять задания на группировку и классификацию. Дети могут сравнить : огонь – это хорошо или огонь – это плохо. Сравнение по контрасту даётся детям легче, чем по подобию.

2. Метод моделирования ситуаций. Моделирование ситуаций дает ребенку практические умения применить полученные знания на деле и развивает мышление, воображение и готовит ребенка к умению выбраться из экстремальных ситуаций в жизни .

3. Метод повторения. В организованной образовательной деятельности он выступает как ведущий метод. Повторение приводит к появлению обобщений, способствует самостоятельному формулированию выводов , повышает познавательную активность.

4. Экспериментирование и опыты. Экспериментальная деятельность дает ребенку возможность самостоятельно находить решение, подтверждение или опровержение собственных представлений

5. Игровые приемы. Повышают качество усвоения познавательного материала и способствуют закреплению чувств. Одним из приемов может быть воображаемая ситуация : «К нам в гости пришел Незнайка, давайте ему расскажем об опасных ситуациях в группе и дома».

Составление творческих рассказов способствует развитию творческого воображения, использование опыта, закреплению знаний. Придумаем сказку «Как я спасал куклу от пожара…» . Повышению активности детей помогают игры-драматизации, которые можно включать в занятия (после прочтения художественного произведения «Кошкин дом» , при подготовке развлечения).

В группах необходимо организовать уголки ОБЖ, которые могут быть оснащены :

Дидактическими играми;

Учебными макетами, перекрестками;

справочной литературой : энциклопедии, справочники;

Строительным конструктором с блоками среднего и маленького размера;

транспортом : специальный транспорт (скорая помощь, пожарная машина, машина полиции) ;

Настольно-печатными играми;

Макетом нашего микрорайона с разметкой, дорожными знаками, транспортом, светофорами, мелкими игрушками-куклами;

Разными альбомами на данную тему, детскими рисунками;

Аудиокассетами, видеозаписями, художественными произведениями по правилам безопасности ;

Альбомами со стихами и загадками, книжками-раскрасками;

Иллюстрациями об опасных ситуациях в жизни детей ;

семейными проектами : «Дорожные знаки» ; «Правила пользования велосипедом» , «Правила дорожного движения, которые мы соблюдаем со своей семьей» , и др.

Для системной работы по ОБЖ с дошкольниками в воспитательно-образовательном процессе мы используем программу Н. Н. Авдеевой, О. Л. Князевой, Р. Б. Стеркиной «Безопасность » , где дан материал, с помощью которого у детей появляется потребность следовать правилам поведения в экстремальных ситуациях. Она разработана на основе проекта государственного стандарта дошкольного образования , реализует шесть основных направлений :

Ребенок и другие люди;

Ребенок и природа;

Ребенок дома;

Здоровье ребенка;

Эмоциональное благополучие ребенка;

Ребенок на улицах города

В своей работе можно использовать разнообразные эффективные формы работы с детьми :

1. комплексные занятия;

2. беседы;

3. ознакомление с художественной литературой;

Литература заставляет ребенка задуматься и почувствовать то, что затруднительно и невозможно для него в повседневной жизни .

Примером для детей служат литературные произведения :

сказка «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» , «Кошкин дом» , «Пожар» , С. Я. Маршака, Е. Пермяк «Как Огонь Воду замуж взял» ; Л. Толстой «Пожарные собаки» ; С. Михалков «Дядя Степа» ; Г. -Х. Андерсен «Сказка про спички» ; Т. Нуждина «История спички» ; С. Маршак «Рассказ о неизвестном герое» , «Электрическая лампочка» . - Б. Житков «Пожар» . - Е. Хоринская «Спичка-невеличка» ; М. Кривич «Где работает огонь» ; Г. Остер «Вредные советы» ; Б. Житков «Пожар в море» и др.

4. беседы по иллюстрациям, сюжетным картинам;

5. развлечения, досуги;

6. игры (словесные, дидактические, подвижные, ролевые) ;

- Основным средством ознакомления детей с правилами безопасности в быту считаю дидактические игры оформленные мной : «Четвертый лишний» , «Хорошо - плохо» , «Если случится беда?» , «Что нужно для пожарного щита?» и др.

7. экскурсии по ДОУ, по территории сада, за пределы участка;

8. наблюдения;

9. эксперименты и опыты;

10. игровые тренинги;

11. «минутки безопасности » ;

12. моделирование заданных ситуаций;

13. рассматривание иллюстраций и альбомов;

Важным моментом освоения дошкольниками знаний и умений безопасного поведения считается ситуативно-имитационное моделирование. Общение детей в игровых ситуациях, «проговаривание» правил поведения, имитация действий с потенциально опасными бытовыми предметами дают возможность формировать опыт безопасности .

В своей работе можно использовать метод проектов. Он актуален и очень эффективен, в процессе проектирования ребенок может выступать не только как заказчик и исполнитель, но и как эксперт. Тематика проводимых проектов разнообразна, например : «Берегись бед, пока их нет» , «Школа пешеходных наук» , «Путешествие в большой мир» и др.

Использование ИКТ (интерактивных досок, компьютеров, аудионосителей) – неотъемлемая часть проведения данных мероприятий. Применение компьютерной техники позволяет разнообразить образовательную деятельность, сделать её нетрадиционной, яркой, насыщенной, помогает использовать разные способы подачи нового материала. Дети имеют возможность смотреть обучающие фильмы : «Уроки тетушки Совы» , сказки : «Петя в стране светофора» и др.

Также можно предложить детям презентации на темы : «Пожар в лесу» , «Кто работает с огнем» , «Тело» , «Убережем себя от беды» , «Ознакомление с правилами дорожного движения» .

С целью обеспечения преемственности между детским садом и семьей по вопросу воспитания основ безопасности жизнедеятельности можно привлечь родителей к активному участию в педагогическом процессе, через :

Совместные рисунки, поделки для выставки;

Совместные рисунки для альбомов;

Дни открытых дверей;

Помощь в изготовлении атрибутов для игр;

Совместные развлечения и досуги;

Совместные прогулки;

Родительские собрания;

Индивидуальные консультации по запросам родителей;

- оформление стендов и родительских уголков;

Анкетирование;

Цикл консультаций и информационных бюллетеней «Один дома» , «Домашние животные» , «Как уберечь себя от пожара?» , «Советы родителям» , «Поведение в транспорте» , «Весеннее половодье» и др.

Реализуя принципы системности и последовательности обучения детей основам безопасности , необходимо работать в тесном контакте со всеми участниками педагогического процесса - воспитатели, инструктор по физической культуре, музыкальный руководитель, педагог – психолог. Также можно организовать сотрудничество с детской библиотекой, школой, музеем.

Итак, можно сказать, что вопрос формирования основ безопасности жизнедеятельности является актуальным . Важно не только оберегать ребенка от опасности, но и готовить его встрече с возможными трудностями, формировать представление о наиболее опасных ситуациях, о необходимости соблюдения мер предосторожности, прививать ему навыки безопасного поведения . Систематическая работа с детьми по обучению правилам ОБЖ, использование эффективных, современных методов и приемов, учет возрастных особенностей дадут в будущем положительные результаты.


© 2024
colybel.ru - О груди. Заболевания груди, пластическая хирургия, увеличение груди