12.04.2019

Порядок определения стажа государственной службы. Порядок назначения и выплаты пенсии госслужащим по выслуге лет. Обстоятельства, которые подтверждают возможность получения пенсии


Рарог А.И. Настольная книга судьи по квалификации преступлений: практ. пособие. - 5-е изд., перераб. и доп. - М.: "Проспект", 2013.

    ПОНЯТИЕ КВАЛИФИКАЦИИ ПРЕСТУПЛЕНИЙ.

Важное место в применении уголовного законазанимаетквалификация преступлений. Под ней в науке уголовного права обычно понимаетсяустановление соответствия или тождества признаков совершенного общественно опасного деяния признакам предусмотренного уголовным законом преступления . Вывод о таком соответствии или тождестве (или при отрицательном ответе - несоответствии) делается путем сопоставления признаков фактически совершенного деяния с признаками уголовно-правовой нормы, формулирующей тот уголовно-правовой запрет, который, как это предполагается, и нарушен этим деянием. Сопоставление происходит только по признакам соответствующей уголовно-правовой нормы. Иные характеристики совершенного деяния, не предусмотренные ею, во внимание не принимаются, хотя они и могут иметь важное значение для уголовной ответственности лица, например для назначения наказания, или приобретать важное значение доказательственного плана. Но как выделить те признаки, которые имеют квалификационное значение? Для этого служит конструкция состава преступления, т. е., как отмечалось в гл. 6 учебника, совокупность установленных уголовным законом объективных и субъективных признаков, характеризующих общественно опасное деяние как преступление.

Составлюбого преступления (кража это или хулиганство, убийство или разбой) обязательно включает четыре элемента: объект, объективную сторону, субъект, субъективную сторону. Содержание же признаков того либо другого состава преступления, характеризующих названные элементы, может существенно отличаться. Например, для состава убийства, совершенного без отягчающих или без смягчающих обстоятельств, предусмотренного ч. 1 ст. 105 УК, не являются признаками состава преступления место и время совершения убийства (независимо от их особенностей налицо состав именно этого преступления).

Для состава незаконной охоты такой признак, как место совершения преступления, напротив, является обязательным (входит в этот состав), и от него (как и от других признаков, указанных в уголовном законе, формулирующих этот состав) будет зависеть решение вопроса о признании соответствующего деяния уголовно наказуемой охотой (в п. «г» ч. 1 ст. 258 УК таким признаком является, например, территория заповедника или заказника). В связи с этим определить заранее, сколько именно признаков, характеризующих данное общественно опасное деяние, образуют состав конкретного преступления, без обращения к соответствующей уголовно-правовой норме, с которой сопоставляется данное деяние, нельзя. И если признаки совершенного деяния совпадут с признаками уголовно-правовой нормы, то налицо будет то соответствие, которое необходимо для квалификации преступления, для окончательного вывода о том, что это деяние подлежит квалификации именно по данной статье УК, а не по какой-либо другой.

Квалификация преступления всегда есть уголовно-правовая оценка фактических обстоятельств дела. Их установление - необходимое условие правильной квалификации. Каждое преступление сопровождается большим количеством различных обстоятельств и фактов. Однако далеко не все они имеют уголовно-правовое значение, т. е. не все влияют на преступность и наказуемость содеянного. Уголовно-правовое значение имеют только те фактические обстоятельства, которые одновременно являются признаками соответствующего состава преступления.

За установлением фактических обстоятельств уголовного дела следует выбор уголовно-правовой нормы, в соответствии с которой и квалифицируется совершенное лицом общественно опасное деяние, запрещенное уголовным законом. Установление уголовно-правовой нормы не состоит лишь в формальном выборе нормы права. Необходимо проверить, является ли норма действующей, не вносились ли в нее изменения, выяснить вопросы ее действия во времени и в пространстве, удостовериться в правильности (подлинности) текста правового акта, содержащего норму, в соответствии с которой происходит квалификация преступления. Правильная квалификация преступления невозможна и без уяснения смысла и содержания соответствующей правовой нормы, т. е. без ее толкования.

Установление фактических обстоятельств дела и установление уголовно-правовой нормы соотносятся друг с другом как отдельное и общее. Так, уголовно-правовая норма об ответственности за кражу дает собирательный образ всех проявлений этого преступления через такие признаки, как «тайное хищение чужого имущества» (ч. 1 ст. 158 УК). Конкретные проявления тайного способа хищения разнообразны, однако все они содержат признаки, сформулированные в уголовно-правовой норме об ответственности за кражу. Все они (несмотря на те или иные различия фактического исполнения кражи) совпадают между собой, так как лицо, совершившее любую кражу, считает, что оно совершает се незаметно от других, т. е. тайно. Поэтому при квалификации рассматриваемого преступления отбрасываются все случайные характеристики кражи, отличающие одну кражу от другой, а в расчет принимаются только объединяющие признаки, сформулированные в уголовном законе («тайное хищение чужого имущества»).

Итоговый вывод о том, что установленные фактические обстоятельства соответствуют установленной уголовно-правовой норме, формулирующей определенный состав преступления, по своей логической форме соответствует дедуктивному силлогизму. В нем установленные фактические обстоятельства служат меньшей посылкой. В качестве же большей посылки выступает уголовно-правовая норма, к которой «примеряют» установленные факты. Однако процесс квалификации в целом нельзя сводить только к дедукции, так как достижение истины при квалификации преступления невозможно без взаимосвязи дедукции и индукции. Например, установление фактических обстоятельств дела, как и всякое накопление фактов, происходит преимущественно индуктивным путем.

Сопоставление фактических обстоятельств дела и уголовно- правовой нормы осуществляется по методике, проверенной многолетней судебной и прокурорско-следственной практикой. Суть ее заключается в сопоставлении фактических данных с уголовно-правовой нормой по всем элементам состава преступления. По общему правилу процесс квалификации преступления обычно начинается с установления объекта и объективной стороны преступления, а заканчивается установлением субъекта и субъективной стороны. При этом квалификация преступления может быть признана правильной лишь тогда, когда все без исключения обстоятельства, связанные со всеми элементами преступления, имеются в наличии и точно соответствуют признакам того или иного состава преступления, предусмотренного уголовным законом.

Квалификация преступления осуществляется в ходе предварительного расследования уголовного дела (дознания, предварительного следствия), предания суду, судебного разбирательства и вынесения приговора. Она же входит и в задачу кассационного и надзорного разбирательства по уголовному делу. Итоги квалификации преступления, т. е. вывод о том, что данное деяние содержит состав преступления, соответствующий установленной уголовно-правовой норме, отражаются в важнейших уголовно-процессуальных актах: в постановлении о возбуждении уголовного дела и в отказе от его возбуждения, в постановлении о привлечении в качестве обвиняемого, в постановлении о применении в отношении подозреваемого (обвиняемого) меры пресечения, в обвинительном заключении, в обвинительном приговоре и т. д. В них квалификация преступления фиксируется путем точного наименования всех тех статей уголовного закона, в соответствии с которыми подлежит уголовной ответственности и наказанию лицо, совершившее преступление. Следует подчеркнуть, что при квалификации содеянного должны быть точно указаны статьи как Обшей, так и Особенной частей УК, в которых так или иначе сформулированы признаки установленного состава преступления. При этом если отдельные признаки состава, а тем более виды состава (основной, при смягчающих обстоятельствах, квалифицированный) обособлены в самостоятельных частях, а также пунктах статьи Особенной части УК, это должно быть также учтено в квалификации.

Так, если кража имущества совершена группой лиц по предварительному сговору, содеянное должно квалифицироваться по п. «а» ч. 2 ст. 158 УК. Также должны указываться и статьи Обшей части УК, формулирующие условия ответственности за предварительную или совместную преступную деятельность (например, ст. 30, 34 УК). Например, если при совершении убийства без отягчающих и смягчающих обстоятельств наряду с исполнителем был и пособник, то его действия должны квалифицироваться по ч. 5 ст. 33 и ч. 1 ст. 105 УК. Если же исполнитель такого преступления не смог достичь поставленной цели (например, выстрелил в потерпевшего, но промахнулся), то его действия следует квалифицировать как покушение на убийство, т. е. по ч. 3 ст. 30 и ч. 1 (или ч. 2) ст. 105 УК.

Квалификация преступления - один из ответственнейших моментов в деятельности правоприменительных органов. В связи с этим уголовно-процессуальный закон наделяет правоприменителя самыми широкими полномочиями в принятии им решения о квалификации преступления. Это же обусловливает и полную ответственность соответствующего правоприменителя за принятое им по делу решение, выразившееся в квалификации преступления.

Значение квалификации преступления многопланово. Поскольку установление в том или ином деянии признаков соответствующего состава преступления достигается только путем квалификации, то она выступает правовым обоснованием привлечения лица к уголовной ответственности, применения мер процессуального принуждения, предъявления обвинения, предания суду, назначения наказания, направления в соответствующее исправительное учреждение (квалификация может влиять, например, на определение режима отбывания наказания в виде лишения свободы) либо исполнения иного наказания, т. е. правовым обоснованием уголовной ответственности и наказания лица, совершившего преступление, либо освобождения его от уголовной ответственности и наказания. Таким образом, квалификация преступления отражает не только охранительные уголовно-правовые отношения, но и смежные с ними уголовно-процессуальные и уголовно-исполнительные отношения. Во всех указанных случаях правильная квалификация преступлений есть непременное соблюдение принципа законности в деятельности суда, прокурорских, следственных органов и органов дознания. Вместе с тем надо иметь в виду, что сложность процесса квалификации, а также недостатки в деятельности правоохранительных органов (невнимательное отношение к делу, недобросовестность или низкая профессиональная подготовка отдельных работников этих органов) приводят иногда к ошибкам в квалификации преступлений.

Именно квалификация является официальным признанием наличия юридического факта (события преступления), порождающего охранительное уголовно-правовое отношение, и ею, следовательно, определяется содержание прав и обязанностей субъектов этого отношения. Эти права и обязанности вытекают из той уголовно-правовой нормы (или норм), в соответствии с которой квалифицируется преступление. Такое признание означает, что государство в лице суда (с помощью прокурорско- следствснных органов, а также органов дознания) вправе подвергнуть соответствующее лицо (совершившее преступление) специфическим мерам государственного принуждения, в конечном счете - уголовному наказанию. Такому праву корреспондирует обязанность преступника подвергнуться указанным мерам. Однако те же правоприменительные органы осуществляют возникшее у них при этом право в сочетании с их обязанностями привлекать лицо, совершившее преступление, к уголовной ответственности в соответствии с определенной формой вины (нельзя, например, привлекать к ответственности за умышленное преступление, если деяние совершено по неосторожности), основываясь на том, как уголовный закон формулирует объект и объективную сторону этого преступления и какую дает характеристику субъекту и субъективной стороне этого преступления. По отношению к самому преступнику эти обязанности правоприменительных органов являются его субъективным правом. И все это определяется формулировкой обвинения, основанной на квалификации преступления, выступающей правовым обоснованием уголовной ответственности преступника. Следует отмстить, что квалификация, отграничивающая преступное поведение от непреступного, стоит и на страже прав и законных интересов лиц, не совершивших преступного деяния.

Цель квалификации состоит в правовой оценке факта жизненной реальности, установлении при этом нормы права, ему соответствующей. Такой вывод обусловлен тем, что правовая норма отыскивается только лишь для того, что бы в последствии на ее основе дать оценку факту жизненной реальности, так как он является главенствующим, его оценка и является окончательным этапом, целью квалификации.

По общему правилу квалификация осуществляется полномочными лицами, в чьем производстве находиться уголовное дело: следователем, дознавателем, прокурором, судом (судьёй). Только они вправе составлять процессуальные документы, имеющие юридическую силу и влекущие правовые последствия.

Вместе с тем, следует помнить, что в теории уголовного процесса имеется и иная позиция. Она расширяет круг лиц, осуществляющих оценку доказательств. Например, защитник, потерпевший, обвиняемый и пр., так же могут влиять на квалификацию, заявляя ходатайства о проведении каких либо следственных и иных действий, в результате проведения которых квалификация может измениться. Такие действия опосредованно влияют на квалификацию, поскольку правовые последствия наступают после удовлетворения ходатайства со стороны лица, ведущего производство по делу.

Правильная квалификация преступления имеет важное криминологическое значение , так как на ее основе выявляется качественная структура преступности и разрабатываются действенные меры по предупреждению и пресечению преступлений. Неправильная же квалификация может дать искаженную картину состояния и динамики преступности, что повлечет ошибки в планировании профилактической работы.

Квалификация преступления имеет значение и для правотворчества, так как успехи или трудности в квалификации показывают законодателю степень правоприменительной эффективности тех или иных уголовно-правовых норм и могут стать основанием для внесения в них соответствующих изменений и дополнений.

В науке уголовного права чаще всего рассматривается и исследуется квалификация отдельных видов преступлений (против личности, против собственности и т. д.), что является предметом изучения Особенной части уголовного права. Кроме того, исследуются и научные основы квалификации преступлений (общие принципы и методы, используемые при квалификации любых преступных деяний).

Значение квалификации:

    в общесоциальном смысле: правильная квалификация связана с укреплением законности и правопорядка, обеспечения прав и интересов личности, восстановление социальной справедливости; занимает определенное место в формировании правового государства; это результат реализации уголовной политики государства.

    уголовно-правовое значение: правильная квалификация – гарантия соблюдения законности при осуществлении правосудия; выражает юридическую природу деяния; обеспечивает гарантию соблюдения прав, интересов личности, общества, государства; обеспечивает правильное применение норм уголовного закона; это условие правильного применения норм уголовно-процессуального кодекса; позволяет правильно охарактеризовать состояние борьбы с преступностью, установить тенденции преступности как социального явления, определить эффективные пути борьбы с преступностью.

    ВИДЫ КВАЛИФИКАЦИИ ПРЕСТУПЛЕНИЙ.

В зависимости от особенностей квалификации могут быть выделены ее разновидности.

По моменту развития:

1) квалификация как процесс: выявление признаков деяния; выбор уголовно-правовой нормы; мыслительные операции субъекта квалификации; процесс оформляется в виде процессуальных документов.

2) квалификация как результат этого процесса: вывод о соответствии признаков деяния признакам состава преступления.

По субъекту:

1) официальная: это квалификация, которая производится уполномоченными государственными органами (судом, следователем, прокурором, органом дознания). Ее отличительная особенность в том, что она влечет юридические последствия (наказание, другие формы ответственности, реабилитацию и т. п.);

2) неофициальная: это квалификация, производимая любыми заинтересованными неуполномоченными государством лицами. Чаще всего – это ученые, преподаватели, специалисты, студенты, журналисты и т.п. Неофициальная квалификация, естественно, не влечет юридических последствий. Однако было бы серьезной ошибкой считать, что она не имеет никакого значения. Разбор тех или иных жизненных ситуаций, уяснение закона важны сами по себе независимо от того, кем производятся, тем более когда это делают высококвалифицированные специалисты. При этом углубляются знания о социальных процессах, вырабатывается культура мышления, формируется правосознание в том числе и тех, кто производит официальную квалификацию. В некоторых случаях выступления в печати могут послужить поводом для пересмотра дела, изменения квалификации. Таким образом, неофициальная квалификация оказывает прямое влияние на квалификацию официальную.

В литературе выделяется еще один вид квалификации - полуофициальной, которая дается Пленумом Верховного Суда РФ в постановлениях, посвященных практике применения уголовного закона. Но в таких постановлениях речь идет не об уголовно-правовой оценке конкретных преступлений, а о практике применения судами какой-то группы норм УК. Разъяснения, даваемые Пленумом Верховного Суда РФ, являются научно-практическими рекомендациями по применению закона ко всем случаям совершения рассматриваемого вида (или видов) преступлений, но не квалификацией преступления.

По степени завершенности:

1) первоначальная: это квалификация, осуществляемая по первичной информации (при устных и письменных сообщениях, рассмотрении заявлений и жалоб, на стадии возбуждения уголовного дела);

2) предварительная: это квалификация, осуществляемая на предварительном следствии (при предъявлении обвинения, назначении дела к рассмотрению и т.п.;

3) окончательная: это квалификация, совершаемая судебными инстанциями (в том числе верховными судами).

1) квалификация по отдельным признакам состава: предполагает раздельную юридическую оценку по элементам и признакам состава (объекту, объективной стороне, субъекту и т.п.);

2) квалификация по составу в целом: требует оценки всех составных частей преступления в целом, в их единстве;

3) квалификация отдельных преступлений: представляет собой рассмотрение индивидуального акта поведения и сопоставление его с признаками конкретного состава преступления;

4) квалификация групп преступлений: предполагает оценку группы сходных индивидуальных актов, например, преступлений против личности;

5) квалификация различных форм преступления: подразумевает юридическую оценку стадий преступления, соучастия, множественности и т.п.;

6) квалификация непреступных деяний: включает разбор деяний, образующих добровольный отказ, необходимую оборону и т.д.

По степени точности:

1) правильная: квалификация точно соответствующая закону. Правильная квалификация преступлений имеет огромное юридическое значение. Во-первых, она позволяет отграничить уголовно наказуемое деяние от иных правонарушений и аморальных поступков. Во-вторых, она является важной предпосылкой назначения законного и справедливого наказания, поскольку неправильная квалификация может повлечь назначение наказания по статье УКс более строгой или менее строгой санкцией, чем санкция той статьи УК, которая фактически была нарушена. В-третьих, она служит основанием дифференциации условий отбывания наказания в виде лишения свободы в зависимости от категории совершенного преступления. В-четвертых, в зависимости от квалификации и категории совершенных преступлений устанавливается рецидив, опасный и особо опасный рецидив, что влечет различные правовые последствия. В-пятых, в зависимости от квалификации и категории совершенного преступления по-разному решаются вопросы об условно-досрочном освобождении от отбывания наказания, о замене наказания более мягким, об истечении сроков давности, о возможности освобождения от уголовной ответственности, о применении или неприменении амнистии и т.д. В-шестых, она является предпосылкой правильного применения многих уголовно-процессуальных положений (о подследственности, подсудности, процессуальных сроках, видах мер пресечения и т.д.). В-седьмых, правильная квалификация преступлений имеет немалое криминологическое значение (отражение действительного состояния и структуры преступности в уголовной статистике, разработка и применение мер предупреждения преступлений разных видов и т.д.).

2) неточная: квалификация, которая верно отражает признаки основного состава (наличие оснований для ответственности), но не соответствует по факультативным признакам (наличию квалифицирующих или смягчающих обстоятельств);

3) неправильная: не соответствует закону по существенным признакам (основного состава). В теории уголовного права возник вопрос, можно ли считать квалификацию правильной, если она основана на неполных фактических данных. Куринов Б.А. полагал что, на этот вопрос нельзя дать однозначного ответа. По его мнению, все дело в том, какова причины неполноты установления фактических обстоятельств дела. Если она связана с объективной невозможностью их получения, например, из–за уничтожения доказательств преступником, недостаточностью технических возможностей выявления следов преступления, когда следственные органы и суд сделали все необходимое для их обнаружения, тогда квалификация на основе добытых ограниченных данных не может считаться неправильной.

Однако если неполнота данных обусловлена недобросовестным сбором информации, то Куринов Б.А. считал такую квалификацию неправильной. На наш взгляд, с мнением Куринова Б.А. безоговорочно согласиться нельзя и оно требует уточнения. Действительно, любое исследование ограничено объективными возможностями получения информации. Но ее значение для квалификации может быть различно. Если при оценке умышленного убийства не были установлены объективно имеющиеся данные о его особой жестокости, то такую квалификацию нельзя признать неправильной, ибо сущность юридической оценки убийства от этого не изменится, хотя квалификация будет неточной.

Однако если в деле недостает данных об участии подозреваемого в убийстве, то в этом случае нельзя делать какого – либо вывода и выносить юридическую оценку, ибо в таком случае речь идет о наличии самого основания для ответственности. Такое дело следует приостановить до получения необходимых данных. Возможно, они никогда не будут получены, значит юридическая оценка вообще не может быть дана.

Критикуемая позиция не исключает юридической оценки и в последнем случае, с чем нельзя согласиться. Не следует забывать, что уголовно – правовая квалификация может послужить основанием для иных форм правовой ответственности, повлечь иные юридические последствия (в том числе и положительного характера). Лицо, признанное например виновным в совершении преступления, может быть уволено с работы, обязано возместить причиненный вред. Вот почему квалификация по неполным данным, имеющим существенное значение, не допустима, хотя бы получение необходимых дополнительных данных было объективно невозможным.

Задачей правоприменителя является, естественно, правильная кваплификация. Но поскольку в реальности имеют место и случаи отступления от закона и ошибки, то следует выделять и неправильную квалификацию.

Квалификация будет неправильной, если:

1. применена не та статья уголовного закона, которая предусматривает данный случай, а другая. Например, кража (ст. 158 УК РФ) квалифицирована как присвоение (ст. 160 УК РФ);

2. единичное преступление расценено как множественность.

3. множественность преступлений квалифицирована как единичное преступлений.

Неправильная квалификация искажает социальную сущность совершенного деяния (преувеличивает или занижает его опасность, необоснованно относит к социально опасным неопасные деяния или наоборот), влечет неосновательное усиление или снижение ответственности. Неправильная квалификация не обеспечивает достижение целей, провозглашаемых уголовным законом, может вызвать крайне отрицательные социальные последствия (потерю работы, разрушение семьи и т. п.). При определенных условиях неправильная квалификация может сама рассматриваться как преступление (привлечение заведомо невиновного к уголовной ответственности – ст. 299 УК РФ, незаконнное освобождение от уголовной ответственности – ст. 300 УК РФ, вынесение заведомо неправосудного приговора – ст. 305 УК РФ). Неточная квалификация не имеет столь негативных последствий как неправильная, однако она осложняет достижение целей наказания и может привести к нарушениям прав человека. Наоборот, правильная квалификация верно отражает социальную сущность деяния, обеспечивает достижений целей уголовной ответственности, утверждает в обществе справедливость, укрепляет законнность и правопорядок, способствует упрочению морали и нравственности.

    ПРОЦЕСС КВАЛИФИКАЦИИ ПРЕСТУПЛЕНИЙ.

Квалификация как процесс познания юридической сущности совершенного преступления состоит в использовании таких логических форм мышления, как понятие, суждение, умозаключение. Квалификация как вывод о юридической сущности совершенного деяния носит форму дедуктивного умозаключения, где функцию большей посылки выполняет суждение о законодательных признаках преступления данного вида (кражи, изнасилования, лжепредпринимательства и т.п.), то есть о его законодательной модели, а роль меньшей посылки играет суждение о юридических признаках деяния, совершенного в реальной действительности.

Квалификация как процесс познания протекает во времени, опирается на некую информационную основу и подчинена определенным закономерностям, поэтому в ней можно выделить несколько этапов. Вопрос о количестве и сущности таких этапов в литературе решается весьма неоднозначно.

Например, В.Н. Кудрявцев считает, что первый этап квалификации означает выдвижение версии относительно уголовно-правовой оценки деяния на стадии возбуждения уголовного дела, второй - на стадии привлечения лица в качестве обвиняемого, третий - это квалификация, сформулированная в обвинительном заключении, четвертый - на стадии предания суду, пятый - в судебном приговоре, шестой - в судебном акте кассационной или надзорной инстанции. Думается, квалификация преступлений на любой стадии уголовного процесса обладает общими чертами и закономерностями, в том числе и поэтапным характером, поэтому подмену понятия этапа квалификации понятием стадии уголовного процесса вряд ли можно признать обоснованной.

Теперь есть смысл разобрать конкретный пример, чтобы увидеть в действии логику УК РФ.

Гражданка N обратилась в больницу X по поводу искусственного прерывания беременности (аборта) на 11-й неделе беременности.

В результате оперативного вмешательства беременность была прервана, но произошла перфорация матки, что вызвало внутреннее кровотечение, не замеченное оперирующим врачом D, не проявившим необходимой внимательности и осторожности. Женщина ушла домой, а к вечеру у нее развилась сильная слабость, появились боли внизу живота, обильные выделения из половых органов, тошнота и рвота. «Скорая помощь» госпитализировала ее, но женщина скончалась в результате потери крови.

1. Объектом рассматриваемого преступления являются общественные отношения, обеспечивающие безопасность жизни человека, в данном случае – отношения между оперирующим врачом D больницы Х и гражданкой N, основанные на бланкетных диспозициях, содержащихся в законодательстве, нормативных актах, правилах и предписаниях об охране здоровья граждан.

2. Объективная сторона преступления выражается в том, что врач D, имея все необходимое (операционную, инструмент, ассистентов и иные необходимые условия), провел операцию некачественно, допустил грубую ошибку и не отследил возникшего кровотечения. Врач D обязан был в своей работе руководствоваться действующим законодательством об охране здоровья граждан, нормативными актами, правилами, знаниями о достижениях медицины, изложенных в специальной литературе по этому вопросу, и своей должностной инструкцией, что исключило бы ошибку.

3. Смерть потерпевшей находится в явной причинной связи с действиями врача, что подтвердилось актом патолого-анатомического вскрытия трупа: обескровливание органов.

4. Субъект преступления – специальный; им является лицо медицинской профессии, осуществляющее функции в соответствии с данной профессией, каковым в нашем случае и является врач D.

5. Для установления степени вины необходимо отделить одну форму вины от другой: умысел от неосторожности. Для этого изначально необходимо отделить действие по производству аборта от действия, приведшего к перфорации, поскольку преступление – это всегда конкретное, определенное опасное действие. Действия врача изначально были направлены на производство аборта, а не на перфорацию матки. Действие по производству аборта не является общественно опасным, если выполнено квалифицированно. Действие по перфорации является опасным – именно оно подлежит наказанию.

При определении умысла, несмотря на то что речь идет об осознании общественной опасности действий и врач должен сознавать эту опасность при производстве аборта, вред, сопровождающий деяние, не наказуем. Врач не сознавал того, что перфорировал матку. Таким образом, осознавания им опасности не было (противоположное доказать в данной ситуации почти невозможно), а значит, не было и умысла на преступление. Этого достаточно, чтобы снять вину за убийство по ст. 105, в частности и по п. г) ч. 2 этой статьи: «убийство: … женщины, заведомо для виновного находящейся в состоянии беременности».

Тогда возникает необходимость в установлении вида неосторожности: легкомыслия или небрежности.

Поскольку при легкомыслии лицо сознает, что в результате его действий опасность возникнуть может, но надеется ее избежать или предотвратить, то речь всегда идет о неком преднамеренном действии, опасных последствий которого удастся избежать. Этого нельзя сказать о действии врача, который вовсе не собирался перфорировать матку. Тем более он не мог заранее надеяться на какое-либо предотвращение опасности, поскольку не собирался делать ничего опасного. Таким образом, и легкомысленной вины здесь нет.

Несмотря на то что врач не осознавал косвенных последствий аборта в виде перфорации, он тем не менее должен был предвидеть такую возможность, обладая специальными познаниями в той области медицины, которой обучался и в ней работал. К тому же перфорация матки – явление не единичное и описано в медицинской литературе довольно широко, в частности и по вопросу того, как ее не допустить. Тем более, работая хирургическим инструментом в теле человека, он должен был предполагать возможность повреждения стенок матки, с которыми соприкасался инструмент.

Таким образом, врач D при необходимой внимательности и предусмотрительности должен был (в силу служебных обязанностей и знаний) и мог (был вменяем, ничто ему не мешало) предвидеть наступление последствий хирургического вмешательства в виде перфорации матки и избежать их.

Тогда невнимательное отношение к своему делу, непредусмотрительность по отношению к результатам своих действий дает нам субъективную сторону преступления, указывая на небрежность.

Поскольку речь идет также о причинении смерти «вследствие ненадлежащего исполнения лицом своих профессиональных обязанностей», то состав преступления налицо и врач должен нести наказание по ч. 2 ст.109 УК РФ.

Статья 109. Причинение смерти по неосторожности

2. Причинение смерти по неосторожности вследствие ненадлежащего исполнения лицом своих профессиональных обязанностей -

наказывается ограничением свободы на срок до трех лет либо лишением свободы на тот же срок с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

6. На этом бы все и закончилось, если бы врач заметил кровотечение, принял бы меры к спасению женщины, но она все равно умерла бы. Скажу по опыту: следователь точно остановился бы на этом.

Однако в данном случае врач не только перфорировал матку, но не заметил ни этого, ни возникшего кровотечения, т. е. не оказал медицинскую помощь. Это приводит к необходимости переосмыслить квалификацию и посмотреть на ч. 2 ст. 124 УК РФ:

Статья 124. Неоказание помощи больному

1. Неоказание помощи больному без уважительных причин лицом, обязанным ее оказывать в соответствии с законом или со специальным правилом, если это повлекло по неосторожности причинение средней тяжести вреда здоровью больного, – наказывается штрафом в размере до сорока тысяч рублей, или в размере заработной платы, или иного дохода осужденного за период до трех месяцев, либо исправительными работами на срок до одного года, либо арестом на срок от двух до четырех месяцев.

2. То же деяние, если оно повлекло по неосторожности смерть больного либо причинение тяжкого вреда его здоровью, – наказывается лишением свободы на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

С момента перфорации матки возникновения кровотечения гражданка N считается больной по этому поводу, и кровотечение является новым заболеванием, требующим немедленной медицинской помощи. Врач D должен был диагностировать это состояние, пронаблюдать женщину в течение хотя бы нескольких часов (до 24), но не сделал этого.

Состав преступления очевиден – бездействие, повлекшее за собой смерть (неоказание помощи больному).

Объект преступления прежний – безопасность жизни человека. Объективная сторона – та же, за исключением обычно предъявляемых требований уже не к производству абортов, а к диагностике и лечению кровотечений.

Субъективная сторона – та же.

Таким образом, мы имеем дело со своего рода двойным преступлением, которое в соответствии со ст. 17 УК РФ могло бы расцениваться как совокупность преступлений. Однако совокупность преступлений складывается либо из двух или более различных преступлений, совершенных двумя или более самостоятельными действиями (реальная совокупность), либо из двух или более преступлений, выполненных одним действием (идеальная совокупность).

Идеальную совокупность, а также реальную совокупность преступлений, объединенных единством намерения, следует отличать от сложных (или многосоставных) преступлений, когда законодателем сводятся в единый состав различные преступления, одно из которых служит этапом, методом, способом совершения всего преступления в целом. В таких случаях отдельная квалификация соответствующих преступлений не требуется, так как, конструируя сложный состав, законодатель отразил в размере соответствующего наказания повышенную опасность таких преступлений.

Термин «Квалификация» переводится с латинского языка, как качество. В связи с этим определение «квалификация преступлений» можно расшифровать как отнесение содеянного к какому-либо классу или виду по качественным признакам. Квалификация преступлений имеет огромное значение при их расследовании и определении меры наказания за содеянное, поэтому данный термин и сам процесс, следует изучить более детально. В статье будет рассмотрено понятие квалификации преступлений, а также правила данного процесса, его виды, этапы и проблематика.

Теория и основы квалификации преступных действий

Говорить о квалификации преступлений в уголовном праве нужно в двух смыслах:

  • как о действии;
  • как о результате действия, его правовой оценке и опасности совершенного для общества.

Чтобы понять достаточно сложную формулировку, необходимо разобраться на примере. Для примера можно взять такое общественно опасное деяние как хищение. С одной стороны, это изъятие чужого имущества, а с другой нажива. С точки зрения квалификации преступления большее значение имеет подчеркивание связи деятельности и результата, чем поиск их различий.

Понятие квалификации преступлений вызывает определенные споры у ученых, занимающихся теорией права. Основные расхождения во мнениях связаны с сущностью квалификации преступного деяния, а именно, что она собой представляет – выявление и закрепление тождества между признаками деяния и состава преступления либо соответствия.

Правильная квалификация имеет огромное значение, ведь от нее зависит ряд правовых последствий:

  • признание наличия оснований для привлечения к уголовной ответственности;
  • возможность или недопустимость уголовной ответственности, как меры наказания;
  • вид и способ наказания;
  • вид учреждения, в котором будет содержаться осужденный в случаи назначения такой меры как содержание под стражей;
  • возможность признания преступления рецидивным;
  • возможность подачи прошения на досрочное освобождение и т. д.

Уголовно-правовая оценка совершенного преступления является ответственным мероприятием. От качества его проведения напрямую зависит не только будущее обвиняемого, но и нормальное функционирование системы правосудия.

Виды квалификации


Существует несколько видов квалификации преступлений. В зависимости от оснований квалификация подразделяется на официальную и неофициальную, правовую и неправовую, позитивную и негативную. Квалификация преступных деяний может иметь философскую, логическую, правовую и психологическую основу. Вышеперечисленные основы следует разобрать более детально:

  • Философская основа опирается на соотношение единичного и общего. Единичное отображает качественную определенность изучения явления, а именно его своеобразие и индивидуальность. Общее является абстракцией, отображающей типичные признаки явления;
  • Логическая основа характеризуется тем, что квалификация преступления является продуктом интеллектуальной деятельности. В ее основе лежат дедуктивные умозаключения, при этом большее значение имеют уголовно-правовые нормы (УПН), а меньшее – признаки содеянного. На основе этого можно сделать вывод о подобии фактических признаков содеянного и характеристик состава, предусмотренного уголовно-правовой нормой;
  • Правовая основа опирается на уголовный закон, а точнее состав преступления, как достаточное основание для привлечения к ответственности. Большая часть признаков правовой основы описана в статьях Особенной части УК РФ. Остальные признаки можно найти в Общей части УК РФ;
  • Психологическая основа заключается в том, что квалификация является мыслительным процессом осуществляемым лицом в связи с наличием необходимости решить конкретную задачу.

На итоги искомого решения могут оказывать влияние многие превосходящие обстоятельства эмоционального и интеллектуального характера.

Значение квалификации преступлений


Квалификация преступных действий имеет огромное значение в применении уголовного законодательства. Как и было сказано выше, под таким действием, как квалификация, подразумевается установление соответствия признаков общественно опасного деяния признакам уголовного законодательства. Вывод о наличии такого соответствия вырабатывается путем сопоставления характеристик, фактически содеянного с признаками УПН. Допустимо выполнение сопоставления только по признакам соответствующей правовой нормы. Прочие характеристики не учитываются, хотя и могут иметь значение при назначении уголовной ответственности.

Важным вопросом является выделение признаков, которые имеют значение при квалификации преступления. Чтобы выделить требуемые признаки нужно изучить конструкцию состава преступления, то есть понять субъективную и объективную сторону противоречившего закону деяния.

Состав каждого преступления обязательно включает в себя несколько элементов:

  • объект;
  • субъект;
  • объективную сторону;
  • субъективную сторону.

Содержание признаков состава преступления, характеризующих названые элементы, может значительно отличаться. Например, для состава убийства без смягчающих и отягчающих обстоятельств, не являются признаками место и время преступного деяния. В то же время для несанкционированной охоты такой признак имеет определяющее значение. Именно согласно ему охота может быть признана незаконной, например, если она велась в заповедной зоне.

Таким образом, нельзя сразу определить, сколько именно признаков, характеризующих преступное действие, образуют его состав. Если признаки совершенного преступления совпадут с признаками УПН, то можно определить соответствие, которое требуется для квалификации.

Квалификация преступления всегда является уголовно-правовой оценкой обстоятельств рассматриваемого дела. Обстоятельства дела должны быть выявлены правильно, в противном случае возможно допущение ошибки при проведении квалификации. Каждое преступное деяние сопровождено множеством обстоятельств и фактов. Но не все они имеют значение при квалификации преступления. Изучая правила квалификации преступлений можно понять, что при выполнении подобных действий учитываются только те обстоятельства, которые являются признаками состава преступного деяния.

После установления фактических обстоятельств рассматриваемого дела, необходимо осуществить выбор УПН, в соответствии с которой и будет квалифицировано преступное деяние. Указанное действие не заключается в формальном выборе нормы. Этот этап квалификации преступления достаточно важен. При его выполнении необходимо:

  • Проверить, является ли подходящая норма действующей;
  • проверить, не вносились ли в норму изменения;
  • выяснить ее действие во времени и пространстве;
  • удостовериться в верности текста правового документа.

Помимо этого, нужно уяснить смысл содержания правового акта. Без этого невозможно правильно квалифицировать преступное действие.

Проблема квалификации преступлений в большей степени обусловлена тем, что установление обстоятельств рассматриваемого дела и установление УПН соотносятся между собой как отдельное и общее. Например, УПН, гласящая об ответственности за кражу, позволяет получить лишь собирательный образ всех преступных деяний подобного вида (1 часть статьи 158 УК РФ). В то же время конкретные проявления хищения достаточно разнообразны, тем не менее содержатся в указанной норме.

Несмотря на те или иные различия, например, в фактическом исполнении кражи, проявления совпадают тем, что лицо совершившее преступление, считает, что действие было выполнено тайно. Таким образом, при проведении квалификации нужно отбросить все несущественные характеристики, в которых заключается отличие одой кражи от другой, и сконцентрироваться на главной особенности, являющейся объединяющим признаком.


Вывод о том, что фактические обстоятельства совпадают с УПН, соответствует дедуктивному силлогизму. Тем не менее, процесс квалификации нельзя сводить только к дедукции. Это обусловлено тем, что достижение истины нереально без связи дедукции и индукции. Установление обстоятельств и накапливание фактов выполняется индуктивным путем.

Сопоставление обстоятельств и УПН осуществляется с помощью методики проверенной годами судебной и следственной практики. Смысл методики сведен к сопоставлению данных полученных в ходе разбора преступления и УПН. Согласно общепринятому правилу квалификация начинается с выявления объекта и объективной стороны преступного деяния, а заканчивается выявлением субъекта и субъективной стороны.

Квалификация признается правильной лишь при условии того, что все обстоятельства имеются в наличии и абсолютно соответствуют составу преступления, предусмотренного УК РФ.

Где должен содержаться результат квалификационного мероприятия?

Квалификация преступного деяния осуществляется на этапе предварительного расследования по заведенному уголовному делу. Кроме того, она является одной из задач кассационного и надзорного разбирательства. Итог проведенного процесса, соответствующей УПН, должен содержаться в следующих уголовно-процессуальных актах:

  • постановление о возбуждении дела по уголовному преступлению или отказ от его возбуждения;
  • постановление о привлечении гражданина в качестве обвиняемого по рассматриваемому делу;
  • постановление о применении меры пресечения;
  • обвинительное заключение;
  • обвинительный приговор.

Результат квалификационных мероприятий, проведенных по уголовному преступлению, фиксируется путем точного перечисления наименований всех статей УК, в соответствии с которыми лицо подлежит ответственности за содеянное.

При квалификации преступления необходимо указывать статьи как Общей, так и Особенной части Уголовного кодекса.

Квалификация преступления – это важный и ответственный момент в работе органов следствия, к которому нужно подходить максимально ответственно. Стоит отметить, что любое преступное деяние может быть переквалифицировано, если в ходе следствия открылись новые обстоятельства, например, умышленное убийство может быть переквалифицировано в неумышленное и наоборот.

Такое понятие, как квалификация преступлений, его основы, принципы, методики, виды и этапы, являются предметом дискуссий в кругах теоретиков права. Некоторые моменты становятся предметом жарких споров и, конечно же, многостраничных монографий.

1. Оплата труда гражданского служащего производится в виде денежного содержания, являющегося основным средством его материального обеспечения и стимулирования профессиональной служебной деятельности по замещаемой должности гражданской службы.

2. Денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью гражданской службы (далее - должностной оклад) и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы (далее - оклад за классный чин), которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего (далее - оклад денежного содержания), а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат (далее - дополнительные выплаты).

3. Размеры должностных окладов и окладов за классный чин федеральных государственных гражданских служащих устанавливаются указом Президента Российской Федерации по представлению Правительства Российской Федерации. По отдельным должностям гражданской службы указом Президента Российской Федерации может устанавливаться денежное содержание в виде единого денежного вознаграждения, в котором учтены должностной оклад, оклад за классный чин и ежемесячные надбавки к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе, за особые условия гражданской службы, за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, но не учтены премии и ежемесячное денежное поощрение.

4. Размеры должностных окладов и окладов за классный чин государственных гражданских служащих субъекта Российской Федерации устанавливаются в соответствии с нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.

5. К дополнительным выплатам относятся:

1) ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе в размерах:

при стаже гражданской службы в процентах от 1 года до 5 лет 10 от 5 до 10 лет 15 от 10 до 15 лет 20 свыше 15 лет 30;

2) ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы в размере до 200 процентов этого оклада;

3) ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, в размерах и порядке, определяемых законодательством Российской Федерации;

4) премии за выполнение особо важных и сложных заданий, порядок выплаты которых определяется представителем нанимателя с учетом обеспечения задач и функций государственного органа, исполнения должностного регламента (максимальный размер не ограничивается);

5) ежемесячное денежное поощрение;

6) единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальная помощь, выплачиваемые за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих.

6. Размеры ежемесячного денежного поощрения, выплачиваемого федеральным гражданским служащим, устанавливаются по федеральным государственным органам дифференцированно указами Президента Российской Федерации.

7. Порядок выплаты ежемесячной надбавки за особые условия гражданской службы определяется представителем нанимателя.

8. Порядок выплаты материальной помощи за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих определяется соответствующим положением, утверждаемым представителем нанимателя.

9. В случаях, установленных законодательством Российской Федерации, к денежному содержанию гражданского служащего устанавливается районный коэффициент (коэффициент).

10. Гражданским служащим производятся другие выплаты, предусмотренные соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.

11. Размеры окладов денежного содержания по должностям федеральной гражданской службы ежегодно увеличиваются (индексируются) в соответствии с федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год с учетом уровня инфляции (потребительских цен). Решение об увеличении (индексации) размеров окладов денежного содержания по должностям федеральной гражданской службы принимается Президентом Российской Федерации по представлению Правительства Российской Федерации.

12. Размеры окладов денежного содержания по должностям гражданской службы субъекта Российской Федерации ежегодно увеличиваются (индексируются) в соответствии с законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации на соответствующий год с учетом уровня инфляции (потребительских цен). Увеличение (индексация) размеров окладов денежного содержания по должностям гражданской службы субъекта Российской Федерации производится в соответствии с законодательством субъекта Российской Федерации.

13. Федеральным гражданским служащим, замещающим должности гражданской службы в государственном органе, находящемся за пределами территории Российской Федерации, денежное содержание выплачивается в иностранной валюте и в рублях в порядке и размерах, установленных Президентом Российской Федерации и Правительством Российской Федерации.

14. По отдельным должностям гражданской службы может устанавливаться особый порядок оплаты труда гражданских служащих, при котором оплата труда производится в зависимости от показателей эффективности и результативности профессиональной служебной деятельности, определяемых в срочном служебном контракте. К гражданским служащим, оплата труда которых производится в указанном особом порядке, не применяются условия оплаты труда, установленные иными частями настоящей статьи. Обобщенные показатели эффективности и результативности деятельности государственных органов, принятия и исполнения управленческих и иных решений, а также правового, организационного и документационного обеспечения исполнения указанных решений, общие для государственных органов и гражданских служащих, утверждаются соответственно Президентом Российской Федерации и Правительством Российской Федерации.

15. Перечень должностей гражданской службы, по которым может устанавливаться особый порядок оплаты труда, а также порядок установления оплаты труда гражданских служащих, предусмотренный частью 14 настоящей статьи, утверждаются соответственно указом Президента Российской Федерации по представлению Правительства Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

16. Оплата труда, предусмотренная частью 14 настоящей статьи, производится в пределах установленного фонда оплаты труда гражданских служащих.

17. Специфические показатели эффективности и результативности деятельности государственного органа, принятия и исполнения управленческих и иных решений, а также правового, организационного и документационного обеспечения исполнения указанных решений утверждаются правовым актом государственного органа в соответствии с особенностями его задач и функций.

Как известно, в нашей стране всем, кто достиг определённого установленного возраста, полагается выплата трудовой пенсии. В России она выплачивается женщинам, достигшим 55 лет, и мужчинам, которым исполнилось 60 лет. Те люди, которые работали на государственных должностях, также имеют право на получение пенсии. Она рассчитывается в соответствии с законодательством Российской Федерации. В 2017 году вступили в силу некоторые изменения, которые касаются данной темы в том числе. В этой статье мы поговорим о размере и расчёте пенсии госслужащих, расскажем о том, каким критериям необходимо соответствовать человеку для получения такой выплаты. И конечно, нельзя забывать об актуальных нововведениях, которые применяются на практике в настоящее время.

Порядок пенсионного обеспечения

Как уже было отмечено, человек, достигший пенсионного возраста, имеет право на получение денежных средств от государства. На размер выплат влияет такой фактор, как стаж работы в государственных учреждениях. Доплата к пенсии госслужащим за выслугу лет производится лишь в том случае, если человек в своё время трудился в федеральной или муниципальной организации. Стоит отметить, что региональная власть оказывает непосредственное влияние на получение пенсии такими сотрудниками. Денежная выплата производится из таких источников, как бюджет Российской Федерации, субъектов и регионов.

С начала 2015 года вступила в действие поправка, которая позволяет работникам Пенсионного фонда тоже получать пенсию как госслужащим. Страховая выплата будет начислена только в том случае, если работник этого учреждения в течение жизни осуществлял пенсионные отчисления. Согласно законодательству, государственный служащий может выбрать себе один из двух видов выплат: страховой и по выслуге лет.

Если человек выбирает второй вариант, то есть возможность ещё и получать часть страховой премии. Такая дополнительная выплата предусмотрена некоторыми субъектами и муниципальными учреждениями. Но правило остаётся неизменным - только в случае осуществления пенсионных отчислений. Пенсия госслужащего, как ни странно, не сильно отличается от выплат обычному человеку, который всю жизнь работал на заводе. Но об этом подробнее расскажем ниже.

Обстоятельства, которые подтверждают возможность получения пенсии

Нужно сказать, что есть несколько факторов, совокупность которых даёт право на получение пенсии. Среди них:

  • возрастное ограничение, 55 лет женщинам и 60 лет мужчинам соответственно;
  • стаж работы в государственном учреждении не менее 15 лет;
  • обычная трудовая деятельность продолжительностью не менее 1 года непрерывно;
  • увольнение по нескольким причинам: соглашение обеих сторон, собственная инициатива, обстоятельства, наступление которых никто не может предотвратить, достижение определённого возраста, ликвидация организации.

Если работник предпочитает пенсию по выслуге, то ему необходимо понимать, что для этого нужно проработать на госслужбе не менее 15 лет. Однако и при меньшем стаже можно получать выплаты от государства. Эта возможность расписана в седьмой статье закона «О пенсионном обеспечении».

Выход на пенсию госслужащих установлен общими правилами, которые регулируют и момент получения ежемесячных выплат по достижении определённого возраста. Если же человек работал более 25 лет, из них последние 7 лет беспрерывно, то можно в этом случае уволиться по собственному желанию. При наступлении такой ситуации возраст работника не имеет значения.

Что касается пенсии по выслуге, то одним из условий считается невозможность получения страховых выплат государственным служащим. Однако это утверждение не совсем верно, и выше мы объяснили почему.

Размер пенсии госслужащих

Следует сразу обозначить, что сумма пенсионных ежемесячных выплат напрямую зависит от заработной платы государственного работника. Если человек трудился 15 лет или более, размер выплат устанавливается в 45 % от зарплаты. Стоит отметить, что сюда входит и часть положенной страховой части. Не учитываются при этом пенсионные, которые были заработаны гражданами после окончания работы на госслужбе. Кроме этого, отдельно считаются и льготные выплаты, которые входят в страховую часть платежа. Например, полагается надбавка при достижении человеком возраста 80 лет и в случае ухода за нетрудоспособными гражданами.

Расчёт пенсии госслужащего индивидуален, поэтому точную цифру назвать будет крайне тяжело. Тем более что ежегодно размер выплат увеличивается на 3 %. Но здесь есть важное ограничение. Совокупный платёж, включая различные льготные условия, основную страховую пенсию и дополнительные выплаты за выслугу лет, не должен превышать отметки в 75 % от заработной платы.

Пример расчёта

Выше были рассмотрены условия выплаты пенсии госслужащим, теперь подробнее поговорим о размере платежа. При расчёте учитывается доход работника в период последнего года труда до момента увольнения или достижения определённого возраста. За основу берутся коэффициенты: 2,8, если речь идёт об окладе, в денежном эквиваленте эта цифра равняется 0,8 ставки. При этом не берутся в счёт неоплаченные отпуска, больничные и т. д.

Если последние отсутствуют, то расчёт пенсии госслужащего осуществляется следующим образом: доход за каждый месяц последнего года складывается и в итоге делится на 12, а затем умножается на коэффициент 0,8. В ситуации, когда существуют неоплаченные отпуска, считают так: годовой доход (за вычетом этих периодов) делится на количество рабочих дней и умножается на 12. Если человек проживает и трудится на Крайнем Севере или в другом льготном регионе, он получает соответствующую надбавку и доплату.

Как узнать долю страховой части?

Если говорить о страховой пенсии, то имеется в виду та часть, которую возможно получить при оформлении пенсии по выслуге лет. В 2015 году законодательство немного изменилось, а вместе с ним и порядок расчёта. Рекомендуется для самостоятельного изучения почитать два Федеральных закона: «О страховых пенсиях» и «О трудовых пенсиях».

В первом есть определение страховой доли. Она считается как отношение пенсионного капитала к предполагаемому периоду выплаты в месяцах. Пенсионный капитал формируется в промежуток времени между назначением выплат по выслуге и фактическим уходом на заслуженный отдых. Поменялся и принцип расчёта. Пенсия госслужащих в России определяется при помощи положений новейшего законодательства и плюс ко всему применения коэффициентов. Стоит отметить, что, если гражданин трудоспособен, в большинстве случаев он продолжает работать, благодаря чему увеличивает свою долю.

В страховой стаж включили отпуск по уходу за ребёнком. Этот факт не может не радовать.

Начисление пенсии на практике

Несмотря на большое количество плюсов, нужно признать тот факт, что расчёт пенсии по выслуге лет далёк до идеала. Всё чаще получается так, что госслужащие получают меньшие выплаты, чем обычные граждане. Даже если работник посвятил государственному учреждению половину жизни, это не сделает его пенсию выдающейся. По этому поводу зафиксировано на сегодняшний день огромное количество судебных разбирательств. Люди недоумевают, почему им так мало платят, хотя они больше 15-20 лет проработали на одном месте.

Система надбавок к пенсии госслужащим оказалось настолько сложной, что во время применения её на практике возникает много вопросов. Обычно человек подаёт в суд, однако статистика обращений явно не радует. Ведь в большинстве случаев суд принимает сторону государственных учреждений, а работник и дальше получает копейки.

Согласно законодательству, человек имеет право на получение пенсии по выслуге лет, если трудился на госслужбе 15 лет или более. Однако сейчас люди всё меньше задумываются о надобности выбирать этот вид выплат. Чтобы такие платежи не обесценились, следует изменить свою политику при расчёте пенсии. Стоит учитывать и страховую пенсию, тогда сразу будут видны положительные результаты.

Государственный служащий достоин большей оплаты, ведь в противном случае теряется вся ценность должности. Большинство людей стремится попасть в муниципальное учреждение, но если ничего не менять в лучшую сторону, желающих будет всё меньше, если в один момент вообще не исчезнут.

Основные изменения в законодательстве, 2017 год

В этом году уже стартовала реформа, которая призвана поэтапно восстановить пенсионную систему нашей страны. Изменения касаются прежде всего муниципальных и государственных служащих, а также тех, кто на постоянной основе находится на должности. Теперь постепенно предельный возраст будет повышаться, ежегодно на 6 месяцев. Планируется, что возрастное ограничение для мужчин и женщин будет составлять 65 и 63 года соответственно. Первые достигнут этой отметки к 2026, вторые - к 2032 году.

Пенсия федеральным госслужащим тоже претерпела изменения. Например, депутат Госдумы может рассчитывать на доплату к страховой пенсии только после пяти лет нахождения на должности. Этот шаг ориентировочно позволит сэкономить около 700 млн руб. Конечно, в масштабе страны эта сумма не такая уж и большая. Но первые шаги сделаны, что уже хорошо, осталось только идти по правильному пути.

Также поменялся размер пенсии по старости госслужащим. Теперь для получения выплаты необходимо работать от 15 до 20 лет. Конкретная цифра будет зависеть от того, какой год сейчас на дворе. Также следует отметить, что сумма будет рассчитываться как процент от заработной платы. В данном случае в зависимости от стажа работы человек может претендовать на долю от 45 до 75 %.

Небольшие трудности

Правительство России осознаёт, что стране необходима пенсионная реформа, и поэтому в 2017 году она начала действовать. Дело в том, что на данный момент в стране насчитывается около 45 млн пенсионеров, и 15 млн из них продолжают работать. Рост такого населения не приведёт ни к чему хорошему, скоро половина всех работающих людей будет состоять из пенсионеров. Предпосылкой реформы стало постепенное увеличение средней продолжительности жизни, и с этим нужно было что-то делать.

Пенсионный Фонд нуждается в дополнительном финансировании, а проблема сама себя не решит. Поэтому один из наиболее объективных и эффективных выходов - увеличение пенсионного возраста для госслужащего. Поговаривают, что вскоре это нововведение коснётся и остальной категории граждан.

Получается так, что увеличивается порог возраста для выхода на пенсию, при этом повышаются требования к госслужащему. Стаж работы должен быть не менее 15 лет, а вскоре эта цифра увеличится до 17 или 18. Преимуществом изменений будет сохранение опытных специалистов, а также снижение расходов государства на пенсионный фонд. Это только первый шаг на пути к достижению пенсионного баланса. Чтобы в конечном счёте достичь цели, необходимо ежедневно усердно работать.

Другие нововведения

Пенсия госслужащим начисляется только в том случае, если соблюдены все необходимые для этого условия. В настоящее время добавили перечень причин увольнения, при которых сохраняется право на получение выплаты.

Среди них выделяют:

  • прекращение трудовой деятельности в связи с закрытием государственного учреждения;
  • если человек попал под сокращение, осуществляемое в установленном законом порядке;
  • при достижении максимально возможного возраста при замещении должности;
  • использование права выхода на заслуженный отдых;
  • резкое появление проблем со здоровьем, которые не позволяют занимать конкретную должность в дальнейшем.

Если же человек уволился по другим причинам, то никакого пенсионного обеспечения ему выплачено не будет.

Что касается повышения заработной платы, то стоит отметить, она не предусмотрена. Однако государство в течение 2017 года планирует провести индексацию ежемесячного пособия, её размер будет составлять 5,5 %.

Особенность региона

То, что мы относили к госслужащим, в равной степени актуально и для муниципальных работников. Чтобы последний мог получать пенсию по выслуге, необходимо для начала потрудиться в течение пятнадцати с половиной лет. Размер выплат составит процент от заработной платы, в данном случае это 45 %. Естественно, эта сумма будет выдаваться с учетом страховой части по старости и различных повышений, установленных законодательством.

Однако размер пенсии зависит от региона, в котором проживает и работает человек. Если рассматривать столицу страны, то там пенсия госслужащего будет составлять 55 % от заработной платы. Практически во всех остальных регионах установлен лимит - 45 %.

Чтобы не возникло проблем, а затем и судебных разбирательств, лучше всего в местном отделении пенсионного фонда узнать, как рассчитывается размер выплат государственным служащим и какие условия необходимо выполнить для их получения.

Заключение

На самом деле проблема пенсии довольно актуальна в наши дни. Огромное количество людей жалуется на маленький размер выплат, и государство старается сделать всё возможное для исправления ситуации. Это сложная проблема, на решение которой потребуется несколько лет как минимум.

Что же касается денежного вознаграждения должностных лиц, госслужащих, то здесь совсем плохо. В большинстве случаев пенсия государственного работника значительно уступает выплате человеку, который работал в частной компании. Чтобы исправить положение, в 2017 году выпущена программа реформ, которая способна изменить текущее положение дел. Люди, которые всю жизнь проработали на государство, обязаны получать привилегии. В любом случае нам ничего не остаётся, как только ждать и надеяться на лучшее.


© 2024
colybel.ru - О груди. Заболевания груди, пластическая хирургия, увеличение груди