30.03.2019

Психологическая адаптация ребенка к доу. Адаптация первоклассников: этапы, трудности, советы. Физическая и психологическая составляющие


За несколько последних лет в Закон о лизинге были внесены поправки и дополнения, что помогло разрешить и четко определить некоторые спорные моменты. В статье рассмотрены основные пункты данного закона и наиболее значимые изменения.

Федеральный закон

Правоотношения в сфере лизинга в российском законодательстве регулируются рядом нормативно-правовых актов, основной из которых Федеральный закон « . Действующая версия датируется 3 июля 2018 года.

Основные понятия

Лизинг – это возникающие на основании лизингового договора отношения экономического характера.

Ключевые участники:

  • лизингодатель – арендодатель;
  • лизингополучатель – арендатор;
  • продавец арендуемого предмета.

Договор лизинга – это договор, согласно которому лизингодатель берет на себя обязательство совершить покупку имущества и далее предоставить его в аренду лизингополучателю на установленных условиях.

Предмет

Предметом лизинга могут выступать:

  • оборудование;
  • транспорт;
  • здания и сооружения;
  • предприятия;
  • прочее имущество непотребляемого характера.

Субъекты

Лизингодатель – физическое или юр. лицо, которое покупает предмет лизинга у продавца с дальнейшей передачей его для временной эксплуатации и владения в (аренду) лизингополучателю на договорных условиях.

При этом договор может устанавливать два варианта:

  • имущество и его продавец выбирается лизингополучателем;
  • выбор имущества и продавца осуществляется подателем услуги лизинга.

Лизингополучатель – физическое или юр. лицо, которое арендует предмет лизинга на определенных условиях (срок, плата и т.д.).

Право собственности на предмет лизинга может быть как переходящим, так и не переходящим к лизингополучателю в зависимости от того, что предусмотрено договором.

Продавец — физическое или юр. лицо, которое осуществляет продажу имущества для лизинговой сделки . Передача имущества производиться лизингодателю или непосредственно лизингополучателю.

Данный момент должен быть оговорен договором купли-продажи. При этом продавец может быть одновременно и арендатором в той же сделке (возвратный лизинг).

Субъекты могут быть как резидентами, так и нерезидентами РФ.

Видео: Д.В. Корчагов об изменении

Договор должен быть составлен в письменной форме и содержать:

  • срок действия;
  • детальное описание имущества, передаваемого в лизинг;
  • права и обязанности сторон;
  • порядок передачи имущества;
  • указание балансодержателя имущества;
  • порядок и размер выплат по договору;
  • выкупная цена предмета лизинга.

В договоре необходимо прописать процедуру возврата предмета лизинга подателю услуги лизинга или передачи его в собственность клиенту.

Наиболее значимые изменения закона о лизинге

Последняя корректировка Закона о лизинге – Федеральный закон от 3 июля 2018 года №360-ФЗ. Данный нормативно-правовой акт вносит дополнения в виде 3-го пункта статьи 10 Закона о лизинге.

Новый пункт гласит, что сведения о заключаемых лизинговых договорах необходимо вносить в Единый федеральный реестр.

Стал возможен и для физических лиц

Вплоть до 2010 года статья 3 Закона о лизинге гласила, что лизинговое имущество может быть использовано только для осуществления предпринимательской деятельности.

По этой причине физические лица, не являющиеся ИП, не могли стать субъектами подобной сделки. ФЗ от 08.05.2010 №83-ФЗ откорректировал данную статью, убрав вышеуказанную формулировку.

Теперь для физических лиц нет запрета на участие в лизинговых сделках в качестве лизингополучателя.

Исключены ограничения по срокам

Ранее в Законе были предусмотрены некоторые ограничение по срокам лизингового договора. Они должны были соответствовать срокам амортизации предмета лизинга или превышать его.

Ранее это был 3-й пункт статьи 7 Закона о лизинге, который в действующей редакции исключен. Он значительно усложнял процесс финансовой аренды имущества с длительной амортизацией, например, недвижимости.

В действующей редакции подобные ограничения отсутствуют, поэтому минимальный срок лизинга не устанавливается.

Исключен пункт о бесспорном изъятии имущества

Текст закона откорректирован путем исключения положений, которые наделяли лизингодателя правом изымать в бесспорном порядке лизинговое имущество при нарушении лизингополучателем договорных обязательств.

Действующая редакция закона гласит, что лизингодатель может потребовать досрочно расторгнуть договор и возвратить арендуемое имущество (п. 2 статья 13 ФЗ №164-ФЗ от 29.10.98).

У лизингодателя остается право на бесспорное списание просроченного долга в случае невыплат более 2 платежей подряд (п. 1 статья 13 ФЗ №164-ФЗ от 29.10.98).

Авансы могут быть включены в договор

Законодатели рассматривают аванс в лизинговой сделке как кредитование арендодателя арендатором (п. 1 ст. 823 ГК РФ). В рамках одного правоотношения это было запрещено статьей 9 Закона о лизинге. Таким образом, договор лизинга не мог содержать условие об авансовом платеже, но это основное требование практически всех лизинговых компаний.

Теперь статья 9 исключена из тела Закона о лизинге, и в договоре можно прописывать эту важную информацию.

Изменение размера лизинговых платежей

В старой версии Закона о лизинге изменение размера лизинговых платежей было регулируемо только Гражданским кодексом РФ.

Статья 614 ГК РФ гласит, что пересмотр платежей по аренде можно осуществлять не чаще 1 раза в год. Это значительно затрудняло взаимодействие сторон, поскольку существует необходимость внесения в договор пункта о пересмотре платежа.

Закон от 29.01.2002 №10-ФЗ внес дополнение в пункт 2 статьи 28 Закона о Лизинге – в обновленной версии платежи по лизинговому договору можно корректировать не чаще 1 раза в три месяца.

Лизинговые платежи

Согласно закону лизинговые платежи – это совокупная сумма выплат по лизинговому договору (статья 28 Закона о лизинге).

Сюда включены:

  • затраты лизингодателя, которые он несет при покупке и передаче имущества арендатору;
  • стоимость прочих услуг согласно договорным условиям;
  • доход лизинговой компании;
  • выкупная цена (если договором предусмотрен выкуп).

Досрочное погашение

Как показывает практика, податели услуг лизинга неохотно идут на вариант досрочного погашение при условии, что не истекло 6-12 месяцев с момента заключения сделки. Это связано со значительной потерей выгоды в виде процентов удорожания.

Однако Закон о лизинге в пункте 1 статьи 19 в редакции 2018 года не упоминает о том, что лизингодатель вправе запрещать погашать сумму долга раньше срока.

Но лучше, если возможность досрочного погашения как полного, так и частичного, прописана в договоре, равно как и возможность досрочно расторгнуть договор. Закон указывает на досрочное расторжение лишь в случае с невыплатами (статья 13 ФЗ №164-ФЗ).

В противном случае существует риск начисления штрафных санкций за нарушение графика платежей. Пункт 2 статьи 28 Закона о Лизинге говорит, что размер, способ и периодичность платежей должны быть указаны в договоре.

Чтобы избежать проблем, необходимо соблюсти следующий алгоритм:

  • прежде внесения досрочных выплат необходимо составить письмо к руководству лизинговой фирмы (заказным письмом или лично);
  • при одобрении досрочного погашения заключается дополнительное соглашение с информацией о правилах оплаты и новом графике платежей (при частичном погашении).

В той же части 2 статьи 28 ФЗ №164-ФЗ указано, что график платежей не может быть пересмотрен чаще, чем 1 раз в три месяца.

Досрочный выкуп

Досрочный выкуп подразумевает досрочное погашение всей суммы долга и расторжение лизингового договора с передачей имущества в собственность лизингополучателя.

Данный вопрос регулируется следующими статьями:

  • статья 11 ФЗ №164-ФЗ в пункте 1 указывает, что правом собственности на имущество обладает лизингодатель;
  • статья 15 ФЗ №164-ФЗ в части 5 гласит, что клиент должен возвратить имущество лизинговой компании или приобрести его по договору купли-продажи;
  • статья 19 ФЗ №164-ФЗ говорит, что в договоре может быть прописано право перехода собственности на предмет лизинга лизингополучателю по окончании договора или до этого момента;
  • статья 28 ФЗ №164-ФЗ допускает включение в сумму лизинговых платежей выкупной стоимости имущества.

Таким образом, досрочный выкуп возможен при условии, когда договор четко указывает на возможность выкупа и перехода права собственности лизингополучателю. Действия при досрочном погашении полной суммы и выкупе имущества сходны предыдущей главой.

Корректировки в Федеральном законе о лизинге значительно упростили процедуру лизинговых сделок. Основные изменения касаются снятия запрета на лизинг физическим лицам и отсутствие указаний по минимальным срокам, а также по другим значимым вопросам.

Целями настоящего Федерального закона являются развитие форм инвестиций в средства производства на основе финансовой аренды (лизинга) (далее - лизинг), защита прав собственности, прав участников инвестиционного процесса, обеспечение эффективности инвестирования.

В настоящем Федеральном законе определены правовые и организационно-экономические особенности лизинга.

Глава I. Общие положения

№ 83-ФЗ в пункт 1 статьи 1 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2011 г.

1. Сферой применения настоящего Федерального закона является лизинг имущества, относящегося к непотребляемым вещам (кроме земельных участков и других природных объектов), передаваемым во временное владение и в пользование физическим и юридическим лицам.

Федеральным законом от 8 мая 2010 г. № 83-ФЗ статья 1 настоящего Федерального закона дополнена пунктом 2, вступающим в силу с 1 января 2011 г.

2. В случае, если лизингополучателем является бюджетное учреждение, положения пункта 1 настоящего Федерального закона применяются с учетом положений законодательства Российской Федерации, устанавливающих особенности правового положения бюджетных учреждений, положения абзаца второго пункта 2 статьи 28 настоящего Федерального закона на бюджетные учреждения не распространяются.

В настоящем Федеральном законе используются следующие основные понятия:

лизинг - совокупность экономических и правовых отношений, возникающих в связи с реализацией договора лизинга, в том числе приобретением предмета лизинга;

договор лизинга - договор, в соответствии с которым арендодатель (далее - лизингодатель) обязуется приобрести в собственность указанное арендатором (далее - лизингополучатель) имущество у определенного им продавца и предоставить лизингополучателю это имущество за плату во временное владение и пользование. Договором лизинга может быть предусмотрено, что выбор продавца и приобретаемого имущества осуществляется лизингодателем;

лизинговая деятельность - вид инвестиционной деятельности по приобретению имущества и передаче его в лизинг.

Федеральным законом от 8 мая 2010 г. № 83-ФЗ в пункт 1 статьи 3 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2011 г.

1. Предметом лизинга могут быть любые непотребляемые вещи, в том числе предприятия и другие имущественные комплексы, здания, сооружения, оборудование, транспортные средства и другое движимое и недвижимое имущество.

Федеральным законом от 26 июля 2006 г. N 130-ФЗ пункт 2 статьи 3 настоящего Федерального закона изложен в новой редакции

2. Предметом лизинга не могут быть земельные участки и другие природные объекты, а также имущество, которое федеральными законами запрещено для свободного обращения или для которого установлен особый порядок обращения, за исключением продукции военного назначения, лизинг которой осуществляется в соответствии с международными договорами Российской Федерации, Федеральным законом от 19 июля 1998 года № 114-ФЗ "О военно-техническом сотрудничестве Российской Федерации с иностранными государствами" в порядке, установленном Президентом Российской Федерации, и технологического оборудования иностранного производства, лизинг которого осуществляется в порядке, установленном Президентом Российской Федерации.

1. Субъектами лизинга являются:

лизингодатель - физическое или юридическое лицо, которое за счет привлеченных и (или) собственных средств приобретает в ходе реализации договора лизинга в собственность имущество и предоставляет его в качестве предмета лизинга лизингополучателю за определенную плату, на определенный срок и на определенных условиях во временное владение и в пользование с переходом или без перехода к лизингополучателю права собственности на предмет лизинга;

лизингополучатель - физическое или юридическое лицо, которое в соответствии с договором лизинга обязано принять предмет лизинга за определенную плату, на определенный срок и на определенных условиях во временное владение и в пользование в соответствии с договором лизинга;

продавец - физическое или юридическое лицо, которое в соответствии с договором купли-продажи с лизингодателем продает лизингодателю в обусловленный срок имущество, являющееся предметом лизинга. Продавец обязан передать предмет лизинга лизингодателю или лизингополучателю в соответствии с условиями договора купли-продажи. Продавец может одновременно выступать в качестве лизингополучателя в пределах одного лизингового правоотношения.

2. Любой из субъектов лизинга может быть резидентом Российской Федерации или нерезидентом Российской Федерации.

1. Лизинговые компании (фирмы) - коммерческие организации (резиденты Российской Федерации или нерезиденты Российской Федерации), выполняющие в соответствии с законодательством Российской Федерации и со своими учредительными документами функции лизингодателей.

2. Учредителями лизинговых компаний (фирм) могут быть юридические, физические лица (резиденты Российской Федерации или нерезиденты Российской Федерации).

3. Лизинговая компания - нерезидент Российской Федерации - иностранное юридическое лицо, осуществляющее лизинговую деятельность на территории Российской Федерации.

4. Лизинговые компании имеют право привлекать средства юридических и (или) физических лиц (резидентов Российской Федерации и нерезидентов Российской Федерации) для осуществления лизинговой деятельности в установленном законодательством Российской Федерации порядке.

Исключена

1. Основными формами лизинга являются внутренний лизинг и международный лизинг.

При осуществлении внутреннего лизинга лизингодатель и лизингополучатель являются резидентами Российской Федерации.

При осуществлении международного лизинга лизингодатель или лизингополучатель является нерезидентом Российской Федерации.

2. Договор лизинга может включать в себя условия оказания дополнительных услуг и проведения дополнительных работ.

Дополнительные услуги (работы) - услуги (работы) любого рода, оказанные лизингодателем как до начала пользования, так и в процессе пользования предметом лизинга лизингополучателем и непосредственно связанные с реализацией договора лизинга.

Перечень, объем и стоимость дополнительных услуг (работ) определяются соглашением сторон.

1. Сублизинг - вид поднайма предмета лизинга, при котором лизингополучатель по договору лизинга передает третьим лицам (лизингополучателям по договору сублизинга) во владение и в пользование за плату и на срок в соответствии с условиями договора сублизинга имущество, полученное ранее от лизингодателя по договору лизинга и составляющее предмет лизинга.

При передаче имущества в сублизинг право требования к продавцу переходит к лизингополучателю по договору сублизинга.

2. При передаче предмета лизинга в сублизинг обязательным является согласие лизингодателя в письменной форме.

Исключена

Глава II. Правовые основы лизинговых отношений

1. Права и обязанности сторон договора лизинга регулируются гражданским законодательством Российской Федерации, настоящим Федеральным законом и договором лизинга.

2. При осуществлении лизинга лизингополучатель вправе предъявлять непосредственно продавцу предмета лизинга требования к качеству и комплектности, срокам исполнения обязанности передать товар и другие требования, установленные законодательством Российской Федерации и договором купли-продажи между продавцом и лизингодателем.

1. Предмет лизинга, переданный во временное владение и пользование лизингополучателю, является собственностью лизингодателя.

2. Право владения и пользования предметом лизинга переходит к лизингополучателю в полном объеме, если договором лизинга не установлено иное.

3. Право лизингодателя на распоряжение предметом лизинга включает право изъять предмет лизинга из владения и пользования у лизингополучателя в случаях и в порядке, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации и договором лизинга.

Исключена

Статья 13. Обеспечение прав лизингодателя

1. В случае неперечисления лизингополучателем лизинговых платежей более двух раз подряд по истечении установленного договором лизинга срока платежа их списание со счета лизингополучателя осуществляется в бесспорном порядке путем направления лизингодателем в банк или иную кредитную организацию, в которых открыт счет лизингополучателя, распоряжения на списание с его счета денежных средств в пределах сумм просроченных лизинговых платежей. Бесспорное списание денежных средств не лишает лизингополучателя права на обращение в суд.

2. Лизингодатель вправе потребовать досрочного расторжения договора лизинга и возврата в разумный срок лизингополучателем имущества в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, настоящим Федеральным законом и договором лизинга.

В этом случае все расходы, связанные с возвратом имущества, в том числе расходы на его демонтаж, страхование и транспортировку, несет лизингополучатель.

Исключена

1. Договор лизинга независимо от срока заключается в письменной форме.

2. Для выполнения своих обязательств по договору лизинга субъекты лизинга заключают обязательные и сопутствующие договоры.

К обязательным договорам относится договор купли-продажи.

К сопутствующим договорам относятся договор о привлечении средств, договор залога, договор гарантии, договор поручительства и другие.

3. В договоре лизинга должны быть указаны данные, позволяющие определенно установить имущество, подлежащее передаче лизингополучателю в качестве предмета лизинга. При отсутствии этих данных в договоре лизинга условие о предмете, подлежащем передаче в лизинг, считается не согласованным сторонами, а договор лизинга не считается заключенным.

4. На основании договора лизинга лизингодатель обязуется:

приобрести у определенного продавца в собственность определенное имущество для его передачи за определенную плату на определенный срок, на определенных условиях в качестве предмета лизинга лизингополучателю;

5. По договору лизинга лизингополучатель обязуется:

принять предмет лизинга в порядке, предусмотренном указанным договором лизинга;

выплатить лизингодателю лизинговые платежи в порядке и в сроки, которые предусмотрены договором лизинга;

по окончании срока действия договора лизинга возвратить предмет лизинга, если иное не предусмотрено указанным договором лизинга, или приобрести предмет лизинга в собственность на основании договора купли-продажи;

выполнить другие обязательства, вытекающие из содержания договора лизинга.

6. В договоре лизинга могут быть оговорены обстоятельства, которые стороны считают бесспорным и очевидным нарушением обязательств и которые ведут к прекращению действия договора лизинга и изъятию предмета лизинга.

7. Договор лизинга может предусматривать право лизингополучателя продлить срок лизинга с сохранением или изменением условий договора лизинга.

Исключена

1. Лизингодатель обязан предоставить лизингополучателю имущество, являющееся предметом лизинга, в состоянии, соответствующем условиям договора лизинга и назначению данного имущества.

2. Предмет лизинга передается в лизинг вместе со всеми его принадлежностями и со всеми документами (техническим паспортом и другими), если иное не предусмотрено договором лизинга.

3. Лизингополучатель за свой счет осуществляет техническое обслуживание предмета лизинга и обеспечивает его сохранность, а также осуществляет капитальный и текущий ремонт предмета лизинга, если иное не предусмотрено договором лизинга.

4. При прекращении договора лизинга лизингополучатель обязан вернуть лизингодателю предмет лизинга в состоянии, в котором он его получил, с учетом нормального износа или износа, обусловленного договором лизинга.

5. Если лизингополучатель не возвратил предмет лизинга или возвратил его несвоевременно, лизингодатель вправе требовать внесения платежей за время просрочки. В случае, если указанная плата не покрывает причиненных лизингодателю убытков, он может требовать их возмещения.

6. В случае, если за несвоевременный возврат предмета лизинга лизингодателю предусмотрена неустойка, убытки могут быть взысканы с лизингополучателя в полной сумме сверх неустойки, если иное не предусмотрено договором лизинга.

7. Произведенные лизингополучателем отделимые улучшения предмета лизинга являются его собственностью, если иное не предусмотрено договором лизинга.

8. В случае, если лизингополучатель с согласия в письменной форме лизингодателя произвел за счет собственных средств улучшения предмета лизинга, неотделимые без вреда для предмета лизинга, лизингополучатель имеет право после прекращения договора лизинга на возмещение стоимости таких улучшений, если иное не предусмотрено договором лизинга.

9. В случае, если лизингополучатель без согласия в письменной форме лизингодателя произвел за счет собственных средств улучшения предмета лизинга, неотделимые без вреда для предмета лизинга, и если иное не предусмотрено федеральным законом, лизингополучатель не имеет права после прекращения договора лизинга на возмещение стоимости этих улучшений.

1. Лизингодатель может уступить третьему лицу полностью или частично свои права по договору лизинга.

2. Лизингодатель имеет право в целях привлечения денежных средств использовать в качестве залога предмет лизинга, который будет приобретен в будущем по условиям договора лизинга.

3. Лизингодатель обязан предупредить лизингополучателя о всех правах третьих лиц на предмет лизинга.

1. Договором лизинга может быть предусмотрено, что предмет лизинга переходит в собственность лизингополучателя по истечении срока договора лизинга или до его истечения на условиях, предусмотренных соглашением сторон.

2. Федеральным законом могут быть установлены случаи запрещения перехода права собственности на предмет лизинга к лизингополучателю.

1. В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, права на имущество, которое передается в лизинг, и (или) договор лизинга, предметом которого является данное имущество, подлежат государственной регистрации.

Специальные требования, предъявляемые законодательством Российской Федерации к собственнику регистрируемого имущества (авиационной техники, морских и других судов, другого имущества), распространяются на лизингодателя или лизингополучателя по взаимному соглашению.

2. Предметы лизинга, подлежащие регистрации в государственных органах (транспортные средства, оборудование повышенной опасности и другие предметы лизинга), регистрируются по соглашению сторон на имя лизингодателя или лизингополучателя.

3. По соглашению сторон лизингодатель вправе поручить лизингополучателю регистрацию предмета лизинга на имя лизингодателя. При этом в регистрационных документах обязательно указываются сведения о собственнике и владельце (пользователе) имущества. В случае расторжения договора и изъятия лизингодателем предмета лизинга по заявлению последнего государственные органы, осуществившие регистрацию, обязаны аннулировать запись о владельце (пользователе).

1. Предмет лизинга может быть застрахован от рисков утраты (гибели), недостачи или повреждения с момента поставки имущества продавцом и до момента окончания срока действия договора лизинга, если иное не предусмотрено договором. Стороны, выступающие в качестве страхователя и выгодоприобретателя, а также период страхования предмета лизинга определяются договором лизинга.

2. Страхование предпринимательских (финансовых) рисков осуществляется по соглашению сторон договора лизинга и не обязательно.

3. Лизингополучатель в случаях, определенных законодательством Российской Федерации, должен застраховать свою ответственность за выполнение обязательств, возникающих вследствие причинения вреда жизни, здоровью или имуществу других лиц в процессе пользования лизинговым имуществом.

4. Лизингополучатель вправе застраховать риск своей ответственности за нарушение договора лизинга в пользу лизингодателя.

1. Ответственность за сохранность предмета лизинга от всех видов имущественного ущерба, а также за риски, связанные с его гибелью, утратой, порчей, хищением, преждевременной поломкой, ошибкой, допущенной при его монтаже или эксплуатации, и иные имущественные риски с момента фактической приемки предмета лизинга несет лизингополучатель, если иное не предусмотрено договором лизинга.

2. Риск невыполнения продавцом обязанностей по договору купли-продажи предмета лизинга и связанные с этим убытки несет сторона договора лизинга, которая выбрала продавца, если иное не предусмотрено договором лизинга.

3. Риск несоответствия предмета лизинга целям использования этого предмета по договору лизинга и связанные с этим убытки несет сторона, которая выбрала предмет лизинга, если иное не предусмотрено договором лизинга.

1. На предмет лизинга не может быть обращено взыскание третьего лица по обязательствам лизингополучателя, в том числе в случаях, если предмет лизинга зарегистрирован на имя лизингополучателя.

2. Взыскания третьих лиц, обращенные на имущество лизингодателя, могут быть отнесены только к данному объекту права собственности лизингодателя в отношении предмета лизинга. К приобретателю прав лизингодателя в отношении предмета лизинга в результате удовлетворения взыскания в обязательном порядке переходят не только права, но и обязательства лизингодателя, определенные в договоре лизинга.

Исключена

Исключена

Утрата предмета лизинга или утрата предметом лизинга своих функций по вине лизингополучателя не освобождает лизингополучателя от обязательств по договору лизинга, если договором лизинга не установлено иное.

Глава III. Экономические основы лизинга

Исключена

1. Под лизинговыми платежами понимается общая сумма платежей по договору лизинга за весь срок действия договора лизинга, в которую входит возмещение затрат лизингодателя, связанных с приобретением и передачей предмета лизинга лизингополучателю, возмещение затрат, связанных с оказанием других предусмотренных договором лизинга услуг, а также доход лизингодателя. В общую сумму договора лизинга может включаться выкупная цена предмета лизинга, если договором лизинга предусмотрен переход права собственности на предмет лизинга к лизингополучателю.

2. Размер, способ осуществления и периодичность лизинговых платежей определяются договором лизинга с учетом настоящего Федерального закона.

Если лизингополучатель и лизингодатель осуществляют расчеты по лизинговым платежам продукцией (в натуральной форме), производимой с помощью предмета лизинга, цена на такую продукцию определяется по соглашению сторон договора лизинга.

Если иное не предусмотрено договором лизинга, размер лизинговых платежей может изменяться по соглашению сторон в сроки, предусмотренные данным договором, но не чаще чем один раз в три месяца.

3. Обязательства лизингополучателя по уплате лизинговых платежей наступают с момента начала использования лизингополучателем предмета лизинга, если иное не предусмотрено договором лизинга.

4. В целях налогообложения прибыли лизинговые платежи относятся в соответствии с законодательством о налогах и сборах к расходам, связанным с производством и (или) реализацией. Исключена

Федеральным законом от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ пункты 3 и 4 статьи 34 настоящего Федерального закона признаны утратившими силу с 1 января 2005 г.

Федеральным законом от 23 декабря 2003 г. № 186-ФЗ действие пункта 3 статьи 34 настоящего Федерального закона приостановлено с 1 января по 31 декабря 2004 г.

Федеральным законом от 24 декабря 2002 г. № 176-ФЗ действие пунктов 3 и 4 статьи 34 настоящего Федерального закона приостановлено с 1 января по 31 декабря 2003 г.

Утратила силу

Предупреждение, ограничение и пресечение монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции на рынке услуг по лизингу обеспечиваются федеральным антимонопольным органом в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации.

Глава IV. Государственная поддержка лизинговой деятельности

Мерами государственной поддержки деятельности лизинговых организаций (компаний, фирм), установленными законами Российской Федерации и решениями Правительства Российской Федерации, а также решениями органов государственной власти субъектов Российской Федерации в пределах их компетенции, могут быть:

разработка и реализация федеральной программы развития лизинговой деятельности в Российской Федерации или в отдельном регионе как части программы среднесрочного и долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации или региона;

создание залоговых фондов для обеспечения банковских инвестиций в лизинг с использованием государственного имущества;

долевое участие государственного капитала в создании инфраструктуры лизинговой деятельности в отдельных целевых инвестиционно-лизинговых проектах;

меры государственного протекционизма в сфере разработки, производства и использования наукоемкого высокотехнологичного оборудования;

финансирование из федерального бюджета и предоставление государственных гарантий в целях реализации лизинговых проектов (Бюджет развития Российской Федерации), в том числе с участием фирм-нерезидентов;

предоставление инвестиционных кредитов для реализации лизинговых проектов;

предоставление банкам и другим кредитным учреждениям в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, освобождения от уплаты налога на прибыль, получаемую ими от предоставления кредитов субъектам лизинга, на срок не менее чем три года для реализации договора лизинга;

предоставление в законодательном порядке налоговых и кредитных льгот лизинговым компаниям (фирмам) в целях создания благоприятных экономических условий для их деятельности;

создание, развитие, формирование и совершенствование нормативно-правовой базы, обеспечивающей защиту правовых и имущественных интересов участников лизинговой деятельности;

предоставление лизингополучателям, ведущим переработку или заготовку сельскохозяйственной продукции, права осуществлять лизинговые платежи поставками продукции на условиях, предусмотренных договорами лизинга;

отнесение при осуществлении лизинговых операций в агропромышленном комплексе к предмету лизинга племенных животных;

создание фонда государственных гарантий по экспорту при осуществлении международного лизинга отечественных машин и оборудования.

Глава V. Право инспектирования и контроля

1. Лизингодатель имеет право осуществлять контроль за соблюдением лизингополучателем условий договора лизинга и других сопутствующих договоров.

2. Цели и порядок инспектирования оговариваются в договоре лизинга и других сопутствующих договорах между их участниками.

3. Лизингополучатель обязан обеспечить лизингодателю беспрепятственный доступ к финансовым документам и предмету лизинга.

1. Лизингодатель имеет право на финансовый контроль за деятельностью лизингополучателя в той ее части, которая относится к предмету лизинга, формированием финансовых результатов деятельности лизингополучателя и выполнением лизингополучателем обязательств по договору лизинга.

2. Цель и порядок финансового контроля предусматриваются договором лизинга.

3. Лизингодатель имеет право направлять лизингополучателю в письменной форме запросы о предоставлении информации, необходимой для осуществления финансового контроля, а лизингополучатель обязан удовлетворять такие запросы.

Глава VI. Заключительные положения

Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

Предложить Президенту Российской Федерации привести свои нормативные акты в соответствие с настоящим Федеральным законом.

Правительству Российской Федерации в течение шести месяцев привести свои нормативные акты в соответствие с настоящим Федеральным законом.

Президент Российской Федерации Б. Ельцин

Москва, Кремль

Словарь юридических терминов определяет лизинг как финансовую услугу, благодаря которой физические лица могут приобретать дорогостоящие материальные единицы товара (автомобиль, строительное оборудование, специальную технику) под кредитование. Также понятие включает в себя аналогичный процесс приобретения основных средств труда (фондов) хозяйствующими субъектами юридического лица, то есть предприятиями. Иными словами – это аренда на долгий срок с возможностью выкупа товара по остаточной стоимости в будущем. Для регламентации ключевых процессов данной услуги был разработан закон , касающийся финансовой аренды.

Общие сведения

Датой принятия ФЗ 164 о лизинге Госдумой РФ приходится 11 сентября 1998 года, одобрение закона Советом Федерации датируется 14.10.1998. Новейшая версия закона была опубликована 16.10.2017 г. Федеральный закон от 29.10.1998 N 164-ФЗ «О финансовой аренде (лизинге)» включает в себя шесть глав. Каждая из них обстоятельно раскрывает и описывает основополагающие положения лизинга как услуги, позволяющей эффективно развивать инвестиции и финансовую аренду на производстве, обеспечивая защищенность для прав собственников на каждом этапе процесса.

Основное содержание глав закона

  • В первой главе 164 ФЗ можно ознакомиться с общими положениями и сферами применения лизинга в современной юридической практике. Федеральный закон определяет предметом аренды любое непотребляемое имущество (как движимое, так и недвижимое), которое отдается в собственность на время (сроки и условия определяются договором). При этом участки земли и/или другие природные объекты под это определение не подпадают. Особый статус установлен для военно-технического вооружения, лизинг которого регламентирует другой закон. 164 ФЗ о финансовой аренде прописывает права и обязанности субъектов лизинга и лизинговых фирм. Акцент в главе делается на виды лизинга, среди которых выделяют внутреннюю и международную форму, а также так называемый сублизинг, позволяющий передавать права на эксплуатацию арендуемого имущества третьим лицам;
  • Вторая глава детально раскрывает суть правовых основ процесса. Важно отметить, что данная глава на протяжении функционирования закона подвергалась значительным изменениям (были исключены 5 статей) для максимального соответствия актуальному юридическому процессу. Основной упор в главе делается на правовой аспект для всех участников лизингового процесса. Для этого подробно оговариваются моменты уступки или перехода прав на имущество и возможные риски, включая утрату арендуемого объекта или предмета;
  • Третью главу закона можно определить как экономическую. В ней оформлены важнейшие положения о лизинговых платежах как о финальных (общих) суммах выплаты за предоставляемую услугу. При этом учитывается, что основным документом для определения размера, способа и периодичности выплат по аренде остается актуальный договор, заключенный между участниками процесса. Как сфера, облагаемая налогом, лизинговый платеж соотносится с затратами, которые связывают с производством и сбытом;
  • В четвертой главе закона рассматриваются методы поддержки финансовой аренды имущества государством. Описываются способы защиты и гарантии для лизингового процесса на государственном уровне. Учтены моменты кредитования, направленного на реализацию проектов, связанных с лизингом;
  • Глава пятая 164 ФЗ исследует инспектирование и контроль сделок лизинга. В шестой главе указаны заключительные моменты закона.

Также вам будет интересно узнать о последних изменениях, внесенных в Федеральный закон №294. Подробности

Последние изменения, внесенные в 164 ФЗ

Как уже было сказано выше, последняя редакция закона датируется 16.10.2017 г. на этапе принятия ФЗ номер 295. Основные изменения коснулись статьи 36 (абзац 14) о мерах поддержки данной услуги государством. Была дополнена фраза об отнесении к предмету финансовой аренды животных племенной породы. В новой версии под ними подразумевается крупный рогатый скот, выращиваемый под разведение.

В статье 36 ФЗ 164 дается детальное описание способов протекционизма для лизинговых процессов со стороны государства.

Раскрыты следующие подпункты:

  • Федеральная программа развития финансовой аренды в масштабах для отдельно взятых регионов и по стране в целом;
  • Залоговые фонды – формирование и привлечение инвестиций от банков;
  • Применение в лизинговом процессе госкапитала в качестве доли;
  • Защита и гос.поддержка для разработок оборудования последнего поколения;
  • Лизинг и дотации из бюджета РФ, привлечение фирм-нерезидентов;
  • Осуществление проектов лизинга с применением кредитов;
  • Налоги – порядок оказания условий по освобождению от выплат;
  • Развитие максимально эффективной среды для деятельности фирм, занимающихся лизингом;
  • Улучшение и регламентация базы норм и прав для протекции субъектов, вовлеченных в лизинговую процедуру;
  • Регулирование правил лизинга при использовании сельскохозяйственной продукции;
  • Финансовая аренда машинной техники и оборудования, произведенного в РФ.

Скачать текст закона о лизинге в последней редакции

Лизинг прочно вошел в современную жизнь весомой части общества. Знать главные правовые положения и нюансы данного закона – значит, быть хорошо подготовленным к основным моментам, с которыми можно встретиться при вовлечении в процесс финансовой аренды в качестве любой стороны. 164 ФЗ о финансовой аренде (лизинге) в последней редакции доступен в полной версии для изучения любому желающему.

Социальная адаптация детей к ДОУ

дипломная работа

1.3 Особенности социально - психологической адаптации детей к ДОУ

С приходом ребенка в дошкольное учреждение его жизнь существенным образом меняется: строгий режим дня, отсутствие родителей или других близких взрослых, новые требования к поведению, постоянный контакт со сверстниками, новое помещение, таящее в себе много неизвестного, а значит потенциально опасного, другой стиль общения.

Все это обрушивается на ребенка одновременно, создавая для него стрессовую ситуацию, которая может привести к невротическим реакциям (капризы, страхи, отказ от еды, частые болезни, психическая регрессия и т. д.).

Адаптацию в условиях дошкольного учреждения нужно рассматривать процесс вхождения ребенка в новую для него среду и болезненное привыкание к ее условиям .

Как определено научными исследованиями самый оптимальный возраст для адаптации в ДОУ - 6 месяцев, пока у ребенка еще не выработался стереотип на домашние условия. А самая критическая ситуация для адаптации - это возраст от 6 месяцев до 1 года 6 месяцев.

Выделяются два основных критерия успешной адаптации ребёнка к ДОУ: внутренний комфорт (эмоциональная удовлетворенность) и внешняя адекватность поведения (способность легко и точно выполнять требования среды) .

В ходе комплексного исследования, проведенными учеными в разных странах выделено три фазы адаптационного процесса:

1) острая фаза, которая сопровождается разнообразными колебаниями в соматическом состоянии и психическом статусе. Что приводит к снижению веса, частым респираторным заболеваниям, нарушению сна, снижению аппетита, регрессу в речевом развитии (длится в среднем один месяц);

2) подострая фаза характеризуется адекватным поведением ребенка, то есть все сдвиги уменьшаются и регистрируются лишь по отдельным параметрам на фоне замедленного темпа развития, особенно психического, по сравнению со средними возрастными нормами (длится 3-5 месяцев);

3) фаза компенсации характеризуется убыстрением темпа развития, в результате дети к концу учебного года преодолевают указанную выше задержку темпов развития .

Важнейший компонент адаптации - согласование самооценок и притязаний ребенка с его возможностями и реальностью социальной среды.

Существует ряд критериев, по которым можно судить, как адаптируется ребенок к жизни в организованном детском коллективе.

К основным критериям адаптации ребенка к условиям ДОУ относятся:

* поведенческие реакции;

* уровень нервно - психического развития;

* заболеваемость и течение болезни;

* главные антропометрические показатели физического развития (рост, вес) .

Различают степени тяжести прохождения адаптации к детскому саду:

1. Легкая адаптация:

Временное нарушение сна (нормализуется в течение 7-10 дней);

Аппетита (норма по истечении 10 дней);

Неадекватные эмоциональные реакции (капризы, замкнутость, агрессия, угнетенное состояние и т.д.), изменения в речевой, ориентировочной и игровой активности приходит в норму за 20-30 дней;

Характер взаимоотношений со взрослыми и двигательная активность практически не изменяются;

Функциональные нарушения практически не выражены, нормализуются за 2-4 недели, заболеваний не возникает. Основные симптомы исчезают в течение месяца (2-3 недели нормативно).

2. Средняя адаптация: все нарушения выражены более и длительно: сон, аппетит восстанавливаются в течение 20-40 дней, ориентировочная деятельность (20 дней), речевая активность (30-40 дней), эмоциональное состояние (30 дней), двигательная активность, претерпевающая значительные изменения, приходит в норму за 30-35 дней. Взаимодействие со взрослыми и сверстниками не нарушается. Функциональные изменения отчетливо выражены, фиксируются заболевания (например, острая респираторная инфекция).

3. Тяжелая адаптация (от 2 до 6 месяцев) сопровождается грубым нарушением всех проявлений и реакций ребенка. Данный тип адаптации характеризуется снижением аппетита (иногда возникает рвота при кормлении), резким нарушением сна, ребенок нередко избегает контактов со сверстниками, пытается уединиться, отмечается проявление агрессии, подавленное состояние в течение долгого времени (ребенок плачет, пассивен, иногда происходит волнообразная смена настроения). Обычно видимые изменения происходят в речевой и двигательной активности, возможна временная задержка в психическом развитии. При тяжелой адаптации, как правило, дети заболевают в течение первых 10 дней и продолжают повторно болеть в течение всего времени привыкания к коллективу сверстников.

4. Очень тяжелая адаптация: около полугода и более. Встает вопрос, - стоит ли ребенку оставаться в детском саду, возможно, он «несадовский» ребенок .

Для того чтобы ребенок мог быстро и безболезненно адаптироваться к условиям дошкольного учреждения, необходимо готовить его к поступлению в детский сад.

Для успешной адаптации ребенка к условиям дошкольного учреждения взрослым необходимо сформировать у него положительную установку на детский сад, позитивное отношение к нему. Это зависит от профессионального мастерства воспитателей, атмосферы тепла, доброты, внимания.

Трудности адаптации возникают в тех случаях, когда ребенок встречает непонимание, его пытаются вовлечь в общение, содержание которого не отвечает его интересам, желаниям. Ребенок должен быть готов к тому уровню общения, который задает атмосфера детского сада. Как показывает опыт детских психологов, дети далеко не всегда обладают необходимыми для той или иной группы детского сада навыками коммуникации.

Невыполнение основных педагогических правил при воспитании детей приводит к нарушениям интеллектуального, физического развития ребенка, возникновению отрицательных форм поведения.

На процесс адаптации ребенка влияют достигнутый уровень психического и физического развития, состояние здоровья, степень закаленности, сформированность навыков самообслуживания, коммуникативного общения со взрослыми и сверстниками, личностные особенности самого малыша, а также уровень тревожности и личностные особенности родителей. Дети, имеющие отклонения в этих сферах труднее адаптируются к новым микросоциальным условиям. У них может развиваться эмоционально-стрессовая реакция, приводящая к нарушению здоровья . Для профилактики подобных реакций необходима организация медико-психолого-педагогического сопровождения детей в период их подготовки и адаптации к пребыванию в дошкольном образовательном учреждении (ДОУ).

Однако как бы ни готовили ребенка к ДОУ, все равно он, особенно в первые дни, находится в состоянии стресса.

Влияет на адаптацию тип темперамента ребенка. Замечено, что быстро привыкают к новым условиям сангвиники и холерики. А вот флегматикам и меланхоликам приходится туго. Они медлительны и поэтому не успевают за темпом жизни детского сада: не могут быстро одеться, собраться на прогулку, поесть, выполнить задание. Их часто подгоняют, причем не только в садике, но и дома тоже, не давая возможность побыть с собой.

Практика показывает, что основными причинами тяжелой адаптации к условиям ДОУ являются :

Отсутствие в семье режима, совпадающего с режимом дошкольного учреждения,

Наличие у ребенка своеобразных привычек,

Неумение занять себя игрушкой,

Отсутствие элементарных культурно-гигиенических навыков,

Отсутствие навыка общения с незнакомыми людьми.

Адаптационный период можно условно разделить на несколько этапов:

I этап - подготовительный.

Его следует начинать за 1-2 месяца до приема ребенка в детский сад. Задача этого этапа - сформировать такие стереотипы в поведении ребенка, которые помогут ему безболезненно приобщиться к новым для него условиям.

Коррекцию необходимо провести в домашних условиях, и делать это следует постепенно, не торопясь, оберегая нервную систему ребенка от переутомления.

Необходимо обратить внимание на формирование навыков самостоятельности. Ребенок, умеющий есть, самостоятельно одеваться и раздеваться, в детском саду не будет чувствовать себя беспомощным, зависимым от взрослых, что положительно скажется на самочувствии. Умение самостоятельно занять себя игрушками поможет ему отвлечься от переживаний, на некоторое время сгладить остроту отрицательных эмоций.

Как только в семье посчитают, что все эти задачи успешно решены и малыш подготовлен к приходу в ДОУ, наступает следующий этап - в работу включается педагог, который непосредственно будет работать с ребенком в детском саду.

II этап - основной.

Главная задача данного этапа - создание положительного образа воспитателя. Родители должны понимать важность этого этапа и стараться установить с воспитателем доброжелательные отношения.

Воспитатель, узнавая ребенка, со слов родителей, смогут найти подход к ребенку значительно быстрее и точнее, а ребенок в свое время начнет доверять воспитателю, испытывая при этом чувство физической и психической защиты.

III этап - заключительный.

Ребенок начинает посещать детский сад по 2-3 часа в день. Затем ребенка оставляют на сон. Следует помнить, что в процессе привыкания в первую очередь нормализуются настроение, самочувствие ребенка, аппетит, в последнюю очередь - сон .

Таким образом, социально - психологическая адаптация детей к ДОУ -- сложный и активный процесс, проходящий у каждого ребёнка по - разному, успех которого обусловлен рядом объективных и субъективных факторов, таких как возраст ребенка; состояние здоровья; уровень развития; характеристика нервной системы; умение общаться с взрослыми и сверстниками; сформированность предметной и игровой деятельности; приближенность домашнего режима к режиму детского сада.

Взаимосвязь агрессивности и социально-психологической адаптации у подростков

Овладевая разнообразным социальным опытом, человек на протяжении всей своей жизни сталкивается с новыми обстоятельствами, с необходимостью адаптации к новым условиям, выработки новых шаблонов поведения...

Наличие проблемной ситуации является обязательным условием начала процесса адаптации. Это своего рода пусковой механизм. А.А. Налчаджян, кроме проблемных, выделяет еще и фрустрирующие ситуации. По его мнению...

Особенности психологической адаптации учащихся подросткового возраста на уроках физической культуры

В период всей жизни человека - с момента рождения и до самой смерти - его непрерывно сопровождает процесс адаптации. Этот процесс неразделим с самим понятием "жизнь": немыслима жизнь без адаптации...

Особенности самоотношения сирот в юношеском возрасте

Различные аспекты психического развития детей-сирот нашли свое отражение в работах Й.Лангмейера, З.Матейчека, В.С.Мухиной, А.М.Прихожан, О.Е.Смирновой, Н.Н.Толстых, Л.А.Вяткиной, Е.П.Пашиной, А.Х.Рязановой, Г.Т.Хоментаускаса, М.Ю.Кондратьева, Н.К...

Особенности социально-психологической адаптации детей с особенностями психофизического развития в группе интегрированного обучения и воспитания

Проблема социальной и психологической адаптации вынужденных переселенцев и пути ее коррекции

Психокоррекционная работа по преодолению социально-психологических адаптационных трудностей детей из неблагополучных семей

Социальная адаптация детей к ДОУ

Цель: выявить условия успешной адаптации ребёнка к ДОУ. Задачи: 1. Изучить теоретические подходы к проблеме социально - психологической адаптации в психологии; 2. Рассмотреть психологические особенности детей раннего возраста. 3...

Социально-педагогическая подготовка детей-сирот подросткового возраста к передаче в замещающую семью

Адаптация ребёнка в замещающей семье - двухсторонний процесс, в котором и родители, и ребёнок должны решить задачи, связанные с изменением состава и функционально-ролевой структуры семьи...

По мнению И.А. Винтина, процесс социально-психологической адаптации как специфический момент в развитии и становлении личности студента имеет особое значение . Во-первых, потому...

Социально-психологическая адаптация детей с синдромом Дауна в семье

1.1 Причины и особенность заболевания в отечественной и зарубежной литературе Синдром Дауна - врожденное нарушение развития, проявляющееся умственной отсталостью, нарушением роста костей и другими физическими аномалиями...

Социально-психологическая адаптация пожилых людей

Процесс социально психологической адаптации в пожилом возрасте зависит как от личностных качеств...

Понятие “адаптация”, в настоящее время, используется в разных областях науки: в биологии, философии, социологии, социальной психологии, этике, педагогике, экологии и др.. Первоначально термин “адаптация” (от лат...

Социально-психологическая адаптация студентов с различной саморегуляцией поведения

Многочисленными исследованиями установлено, что эффективность, успешность обучения во многом зависит от возможностей студента освоить новую среду, в которую он попадает, поступив в вуз. Начало занятий...

Проблеме адаптации детей к школе в современных психологических исследованиях уделяется большое внимание. Несмотря на это, по данным исследователей, число дезадаптированных учащихся продолжает оставаться достаточно высоким (Л.Н. Винокуров, В.Е. Каган и др). В связи с чем данная проблема продолжает интересовать психологов и не теряет актуальности.

Ребенку, впервые переступившему порог школы, предстоит адаптироваться к новым условиям. По данным разных исследователей, продолжительность адаптации может колебаться от нескольких недель и месяцев до года. Этот период традиционно считается одним из самых сложных для младшего школьника.

Изучая историю проблемы школьной дезадаптации, исследователи отмечают, что в отечественной педагогики и психологии она долгое время не поднималась, либо рассматривалась косвенно, в основном в ее биологическом аспекте. Одной из причин игнорирования психологического аспекта данной проблемы называется вероятность возможности «бросить тень на отечественную систему образования, на советскую школу…» (Степанов С., 2000).

Обращение к вопросам школьной дезадаптации именно в ее психологическом аспекте произошло, по разным данным, в конце второй половины прошлого столетия. В отличие от биологического понимания адаптации как приспособления организма к условиям среды существования (от лат. adaptation ─ приспособление), под школьной адаптацией в психологической науке стало пониматься, соответственно, психологическое приспособление к условиям школы. Важно отметить, что одновременно с началом обучения в школе, первоклассник вступает и в новый психологический возраст ― младший школьный возраст, с сопровождающими этот момент сменой ведущего типа деятельности, новой социальной ситуацией развития, возрастными новообразованиями, переживанием кризиса семи лет.

Известно, что процесс адаптации, понимаемый как приспособление ребенка к школе, к требованиям и условиям обучения, может иметь два варианта своего развития. Его результатом может стать как адекватный психологический механизм, обеспечивающий в конечном итоге благополучную адаптацию, так и неадекватный механизм, приводящий к дезадаптированности ребенка. Следует отметить, что, проявляться дезадаптация может не только в таких «традиционных» признаках, как неуспеваемость и плохое поведение, но и как «психогенное заболевание», и «психогенное формирование личности ребенка, нарушающее его субъективный и объективный статус в школе и семье и затрудняющее учебно-воспитательный процесс» (В.Е. Каган, 1984). То есть как болезненное состояние, возникающее под воздействием психотравмирующих факторов. Это может быть и психологическая атмосфера класса или школы в целом, особенности взаимоотношений с учителем и др. При этом, по данным исследователей, примерно от пяти до двадцати процентов таких детей нуждаются в психотерапевтической помощи, а «еще больший процент детей нуждается в психологической помощи и профилактике в их допсихотерапевтических формах. Именно на этот контингент и должна быть ориентирована работа возрастных психологов-консультантов» (Бурменская Г.В.,1990). Дополняя данную мысль, С. Степанов говорит о том, что фактически, такая помощь должна исходить от школьных психологов. С нашей точки зрения, это действительно так. В современной школе работу с дезадаптированными детьми может и должен взять на себя именно педагог-психолог. Однако, осуществление этой работы должно происходить в обязательном сотрудничестве с учителем и родителями.

В психологической литературе рассматриваются различные содержательные характеристики процесса адаптации, выделяются его виды и уровни.

В исследованиях А.Л. Венгера выделяются три уровня адаптации к школьному обучению: высокий, средний и низкий. Каждый уровень предполагает определенную степень развития следующих содержательных характеристик: общего отношения к школе, интереса к учебной деятельности, особенностей поведения, статусного положения в классе.

Так, при высоком уровне адаптации, с точки зрения исследователя, первоклассник положительно относится к школе, требования воспринимает адекватно; учебный материал усваивается ребенком легко, глубоко и плотно; ребенок решает усложненные задачи; прилежен, внимательно слушает учителя; выполняет поручения без лишнего контроля; проявляет большой интерес к самостоятельной работе; готовится ко всем урокам; занимает в классе благоприятное статусное положение.

При среднем уровне адаптации ребенок также положительно относится к школе, ее посещение не вызывает у него отрицательных переживаний; понимает учебный материал, если учитель излагает его подробно и наглядно; усваивает основное содержание учебных программ; самостоятельно решает типовые задачи; бывает сосредоточен только тогда, когда занят чем-то для него интересным; общественные поручения выполняет добросовестно; дружит со многими одноклассниками.

Первоклассник с низким уровнем адаптации отрицательно или индифферентно относится к школе, нередко жалуется на нездоровье. Доминирует подавленное настроение, наблюдаются нарушения дисциплины, объясняемый учителем материал усваивается фрагментарно, самостоятельная работа с учебником затруднена. При выполнении самостоятельных учебных заданий не проявляет интереса; к урокам готовится нерегулярно, ему необходим постоянный контроль, систематические напоминания и побуждения со стороны учителя и родителей. Ребенок сохраняет работоспособность и внимание только при удлиненных паузах для отдыха; близких друзей не имеет, знает по именам и фамилиям лишь часть одноклассников (Венгер А.Л., 2001).

С нашей точки зрения, данная классификация отражает все основные характеристики детей в зависимости от уровня адаптации. Однако, исходя из практического опыта, отметим, что дети с низким уровнем адаптации все же достаточно часто имеют друзей, знают имена и фамилии всех своих одноклассников, а вот уровень развития произвольности (в том числе и произвольности поведения), коммуникативных способностей, действительно, часто не позволяет им занимать в классе «благоприятное статусное положение».

Исходя из рассмотренной классификации, к дезадаптированным детям, с нашей точки зрения, можно отнести детей со средним и низким уровнем развития этого процесса. Важно отметить, что понятие школьной дезадаптации не распространяется на детей с нарушениями учебной деятельности, вызванными отклонениями в интеллектуальном развитии, олигофренией.

Исследования младших школьников Г.Г. Кравцова и Е.Е. Кравцовой (1985) позволили им выделить три основные сферы трудностей первоклассников, которые, по нашему мнению, также могут соотноситься с рассматриваемыми уровнями школьной адаптации ребенка и характеризуют факторы, приводящие к ее нарушению. Первая группа трудностей обусловлена непониманием детьми специфической позиции учителя, его профессиональной роли, неправильным восприятием ситуации урока. Вторая группа трудностей связывается с недостаточным развитием общения и способности взаимодействовать с другими детьми, со сверстниками. Третья группа трудностей обусловлена специфическим отношением ребенка к самому себе, к своим возможностям и способностям, к своей деятельности и ее результатам. Безусловно, все эти трудности, в зависимости от степени их выраженности, могут приводить к различным проблемам прохождения процесса школьной адаптации ребенка и, соответственно, способствовать различной степени выраженности дезадаптации.

К рассмотренным «школьным факторам», негативно влияющим на процесс адаптации и способствующим дезадаптации ребенка, мы считаем необходимым отнести и авторитарный стиль педагога, что подтверждается результатами многочисленных педагогических и психологических исследований. А также такой существенный фактор, как семья, включающий в себя, в частности, неадекватный стиль семейного воспитания, стиль взаимоотношений с ребенком в семье; неблагоприятный психологический климат в семье, нарушенный характер взаимоотношений в системах «родитель ─ ребенок», «родитель―родитель».

Для изучения рассматриваемой нами проблемы интересен подход О.В. Хухлаевой, которая в рамках изучения психологического здоровья детей в некоторой мере затрагивает проблему адаптации в целом и адаптации ребенка к социальной среде в частности. Говоря о необходимости определения понятия нормы, автор исходит из понимания нормы, основываясь на анализе взаимодействия человека с окружающей средой. Это предполагает, прежде всего, гармонию между умением человека адаптироваться к среде и умением адаптировать среду в соответствии со своими потребностями. При этом подчеркивается, что чем старше становится человек, тем в большей степени проявляется необходимость приспособления его самого к условиям среды, а не наоборот. Изучая проблему психологического здоровья детей, О.В. Хухлаева выделяет три его уровня, каждый из которых включает в себя определенный уровень адаптации к социальной среде. Креативный (преобладание устойчивой адаптации к среде, наличие резерва сил для преодоление стрессовых ситуаций и активного творческого отношения к действительности, наличие созидательной позиции), адаптивный (в целом адаптированы к социуму, однако имеют несколько повышенную тревожность, не имеют запаса прочности психологического здоровья), ассимилятивно-аккомодативный (нарушение баланса между процессами ассимиляции и аккомодации).

На наш взгляд, данная классификация может быть успешно использована при определении уровня психологической адаптации детей к школе. Вслед за автором, мы считаем возможным рассматривать три уровня психологической адаптации детей: дети с устойчивой адаптацией (соответствует креативному уровню по О.В. Хухлаевой), дети, проявляющие отдельные признаки дезадаптации (адаптивному уровню), дети с нарушенной адаптацией (ассимилятивно-аккомодативному или дезадаптивному уровню). Уровни адаптации мы предлагаем выявлять путем применения комплекса различных диагностических методик, среди которых немаловажная роль отводится проективным методикам. Данная классификация уровней является, на наш взгляд, наиболее приемлемой в практической работе психолога с детьми и позволяет вырабатывать и при необходимости корректировать индивидуальную программу психолого-педагогического сопровождения детей, вырабатывать рекомендации для учителя и родителей в отношении конкретного ребенка или группы детей.

Подводя краткий итог, отметим, что проблема школьной дезадаптации является содержательно очень широкой и объемной. Несмотря на ее активное исследование в современной психологии она остается недостаточно изученной в силу своей многоаспектности. Изучение процесса школьной адаптации первоклассника, исходя из практической направленности работы педагога-психолога, предполагает выявление уровней, которые определяются на основании анализа диагностических данных, а также содержательного (качественного) анализа психологических трудностей, испытываемых ребенком в адаптационный период. Исходя из этого может строиться коррекционно-развивающая работа с учащимися, испытывающими трудности процесса школьной адаптации.
© Все права защищены


© 2024
colybel.ru - О груди. Заболевания груди, пластическая хирургия, увеличение груди