21.04.2019

10 ый месяц развития ребенка. Десятый месяц жизни ребенка. Почему этот возраст так важен


Просмотры: 1 789

В десять месяцев своего формирования ребенок уже довольно многое умеет и осознает. Наверняка Вы уже стали замечать, как ваш малыш проявляет свою индивидуальность в познании этого мира. Он стремится стать самостоятельным, у него формируется свой характер. Малыш становится активным в движениях, громко агукает или же напротив: он очень сосредоточен в своих действиях. Все верно. В 10 месяцев ребенок пытается копировать все, что Вы делаете. И делает это он целеустремленно, а если ему помешать – начнутся возмущения.

В процессе своего развития ребенок проявляет достаточную активность. По этой причине, если провести параллель с прошлыми месяцами, прибавка в весе ребенка постепенно снижается. За десятый месяц формирования малыш набирает в весе около 300-450 г, в росте – примерно 1-1,5 см. Уже в 10-месячном возрасте вес ребенка составляет 8,5-10 кг, а рост – 71-74 см.

Навыки, приобретенные малышом в 10 месяцев своего развития

Что же умеет наш малыш, достигнув десяти месяцев?

  1. Ребенок становится на ножки и стоит без применения какой-либо опоры. Если Вы возьмете своего малыша за одну руку, то он будет пытаться самостоятельно передвигаться.
  2. Он, стоя на ножках, может сесть самостоятельно без Вашей помощи.
  3. Достаточно уверенно берет и держит в обеих ручках предметы: например, чашку двумя руками, а ложку – одной. Изучил и полностью освоил хватание вещей двумя пальчиками. Иногда ребенок предпочитает использовать лишь одну руку. В этом случае не нужно малыша отучать от использования именно той руки, которая ему предпочтительнее.
  4. Большинство детишек в данном возрасте уже достаточно хорошо ползают на четвереньках. Во время движений у ребенка постоянно развивается координация, он может ползти куда захочет. В данном случае Вам стоит его обезопасить.
  5. В 10 месяцев необходимо учить ребенка правильно слазить с дивана. Сначала ребенок должен поворачиваться попой к его краю, а затем свешивать ножки.
  6. Он старается копировать все Ваши движения: самостоятельно открывает и закрывает дверцы шкафов, в комоде выдвигает и задвигает ящики.
  7. Если Вы покажете ему, куда следует катать мячик, он с интересом это сделает и поползет вслед за ним.
  8. В 10 месяцев ребенку очень хорошо удаются различные манипуляции с несколькими предметами. Он может при помощи какой-либо вещи достать ту, которая его заинтересовала: например, скатить со стола мяч при помощи палочки.
  9. Стоя в своей кроватке и держась ручками за перила, ребенок может приседать и подпрыгивать, а также передвигаться по ее периметру.
  10. К концу 10-го месяца у ребенка уже могут вырасти четыре зубика (центральные резцы): два верхних и два нижних. Однако, если зубки еще не появились – не беда. До года они обязательно вырастут.

Психическое развитие ребенка

  1. Многое из того, что Вы говорите, ребенок в 10 месяцев уже понимает. Он пытается повторять простые слова и пальцем показывает на объекты, которые называет.
  2. В таком юном возрасте детишки начинают понимать некоторые шутки.
  3. Малыш пытается подражать родителям: тянет в рот ложечку, пытается разговаривать по телефону, поднося его к уху.
  4. Во время общения пытается жестикулировать: при прощании машет рукой, обнимает.
  5. Ребенок в этом возрасте уже понимает запреты, похвалу, а также может выполнять простые требования взрослых.
  6. Осознанно раскидывает везде предметы, может разрушить построенную игрушечную пирамидку.
  7. Проявляет интерес к другим малышам, хочет их потрогать, протягивает свои ручки.
  8. Пытается найти вещь, которую спрятали от него. Знает, где находятся его игрушки.
  9. Моторика рук ребенка постоянно находится в развитии. Он уже осознанно разжимает и сжимает пальчики. Ему подвластны основные функции: ручки крепко держат спинку кровати во время подъема на ножки.

Тест на формирование малыша в 10-месячном возрасте

Определяем правильное развитие малыша:

  1. В 10 месяцев малыш должен без помощи родителей садиться, вставать, держась за опору, ползти за игрушкой, двумя пальчиками брать вещь.
  2. Ребенок должен говорить короткие слова, а также понимать, что означают некоторые из них. В 10-месячном возрасте малыш должен пробовать повторять за родителями, в среднем, около восьми слов. Его речь должна быть не монотонной.
  3. Ребенок должен голосом и жестами (махи руками, качание головой) привлекать к себе внимание.
  4. Младенец должен уметь выполнять простые просьбы, такие как «возьми» и «дай».

Процесс кормления ребенка в 10 месяцев

Днем ребенок должен питаться обычными продуктами. Грудное молоко необходимо давать перед сном и после, а также дополнительно после кормления вместо воды и сока – 30-50 г. В десятимесячном возрасте ребенку в сутки необходимо 600-700 г молока, поэтому смеси либо грудного молока будет достаточно для первого и последнего кормления. В процессе одного кормления ребенок кушает 200-250 мл.

Также малышу необходимы витамины, белки и жиры в большом количестве. В связи с этим питание у ребенка должно быть достаточно сбалансированным. Еду необходимо варить, а лучше приготовить на пару, жареную пищу полностью исключить. При наличии зубиков следует давать малышу маленькие кусочки банана, персика, картофеля для жевания. Пюре можно измельчать вилкой, а не в блендере как раньше. Также необходимо постепенно вводить в рацион новые продукты.

Бодрствование и сон: режим дня малыша

Режим у малышей остается неизменным примерно до 1-1,5 лет: ночью они спят до десяти часов, днем – два раза по 1,5-2 часа. Очень важно родителям приучить своего малыша к определенному режиму питания и сна. В этом случае он будет кушать с аппетитом и не будет уставать.

Помощь в развитии малыша

Даже если ваш малыш ползает и пытается ходить самостоятельно, не переставайте носить его на руках. Хотя бы в течение одного часа в день носите малыша, разговаривая с ним. Пойте ему песенки, улыбайтесь, говорите, как вы его любите.

Беседуйте с малышом так, будто ему все ваши слова понятны. Реагируйте на его лепетание, поддерживая разговором. При этом не используйте сложные слова и длинные предложения, не говорите сильно быстро.

Малыш уже понимает некоторые шутки. Постоянно развивайте в нем чувство юмора.

Все малыши воспринимают любую игру за реальность. Помните об этом.

Обеспечьте простор в доме для того, чтобы ребенок мог спокойно ползать. В доме необходимо следить за чистотой, изолировать от малыша все опасные предметы. Рассказывайте ребенку об опасных вещах в доме, которые нельзя трогать.

Малыш должен уметь самостоятельно показывать на себе части тела.

В 10 месяцев можно начинать заниматься с ребенком лепкой и рисованием. Необходимо показывать малышу, как правильно рисовать, лепить шарики, колбаски.

Не следует ребенку давать много игрушек. Двух-трех будет достаточно. Также их необходимо периодически менять.

Ежедневно отводите ребенку время для чтения. Читайте малышу короткие сказочки, пусть он слушает и самостоятельно переворачивает странички.

Ежедневно занимайтесь гимнастикой с ребенком. Особенно необходимо уделять внимание ходьбе:

— приседание, вставание с поддержкой;

— ходьба на четвереньках;

— в положении лежа сгибание и разгибание ножек;

— ходьба с поддержкой за ручки.

Каждое занятие должно длиться около двадцати минут. После этого ребенку необходим отдых.


Ребенку 10 месяцев. Консультирует невропатолог. Гимнастика от 9 до 12 месяцев.
Что умеет ребенок в 10 месяцев?
Здоровье ребенка в 10 месяцев.
Кормление ребенка в 10 месяцев. Питание ребенка в 10 месяцев.
Питание ребенка на 10 месяце жизни
Деcятимесячный ребенок. Что может вызвать у вас беспокойство.
Малышу 10 месяцев. Приучение к дисциплине.

Общие сведения:

Обычно на десятом месяце жизни малыш уже уверенно сидит без опоры с прямой спиной, из этого положения самостоятельно встает на ножки, придерживаясь за опору (кроватка, манеж) и шагает вдоль нее, перебирая ручками.

Очень важная сфера - развитие движений кисти и пальцев. Обученный ребенок вкладывает игрушки одна в другую, разбирает простую пирамидку. Появляется способность взять небольшой предмет двумя пальцами: большим и указательным - это необходимый этап на пути к формированию координации тонкой моторики.

Многие родители после 8-9 месяцев перестают заниматься с ребенком гимнастикой, считая, что он и так достаточно подвижен. Между тем гимнастика ребенку по-прежнему полезна: она активизирует обмен веществ, укрепляет "отстающие" группы мышц, способствует более гармоничному развитию.

Наступило время серьезно позаботиться об обуви малыша (хотя некоторые родители покупают ботиночки и туфельки заранее) - ведь от того, какой будет его первая обувь, во многом зависят правильное развитие стопы, красота походки и даже правильная позиция позвоночника. Нельзя позволять ребенку подолгу стоять и тем более ходить босиком (по гладкой поверхности), в носочках или пинетках - это может способствовать развитию плоскостопия. Самая лучшая обувь - это кожаные ботиночки с фиксированным подъемом, супинатором и каблучком высотой 0,5-0,8 см. Подошва ботиночек, если она гладкая, протирается наждачной бумагой. Если нет супинатора, родители могут сами слегка приподнять внутренний край стельки и подложить кусок ваты. На прогулке удобны теплые мягкие сапожки, менее желательны валенки вследствие их жесткости.

Обычно десятимесячного ребенка уже можно водить по полу за две руки, а еще лучше с помощью старого русского способа - на полотенце, пропущенном под мышки, или на специальных "волнах" с нагрудником. Поскольку плечевой пояс у ребенка к этому возрасту уже достаточно развит, его используют как естественную опору - в отличие от "ходунков", такой способ обучения ходьбе не вредит ребенку, а способствует формированию нормальной походки. И очень хорошо приговаривать при этом какую-нибудь ритмичную считалочку, например: "Раз-два-три-че-тыре, Катю мы ходить учили" и т.п.

Чувство ритма у детей к этому возрасту обычно достаточно развито для усвоения не только простых стихов, но и более сложных - и это необходимо использовать, читая ребенку родные русские стихи Пушкина, Лермонтова, Некрасова. "Есть сила благодатная в созвучье слов живых" - многие возбудимые дети при этом успокаиваются без всяких лекарств.

В этом возрасте ни рацион ребенка, ни режим питания не меняются.

Малыша по-прежнему кормят 5 раз в день - обычно в 6, 10, 14, 18 и 22 часа, хотя есть некоторые дети, которые сами переходят на 4-разовое питание - если малыш здоров, то это допустимо. Общий суточный объем пищи в этом возрасте и до конца первого года жизни составляет 1-1,2 литра. Нельзя недокармливать ребенка, но недопустимо и перекармливать. Сейчас уже доказано, что избыточное питание на первом году жизни (особенно, если ребенок искусственник) может в будущем способствовать ожирению и заболеваниям желудочно-кишечного тракта.

Важно предоставить своему ребенку возможность заняться исследованием и изучением всего, что его окружает, поощрять всестороннее развитие крохи.

Быстрый и ловкий!

Ваш малыш уже умеет сидеть, поворачивать корпус, наклоняться, вставать, держась за опору, и передвигаться вдоль нее, залезать на невысокие предметы (кресло, диван), присаживаться и вставать из любого положения.

Способы передвижения у детей этого возраста могут существенно отличаться: один хорошо ползает, другой передвигается, держась за опору, а третий начинает ходить самостоятельно. Не стоит торопить события: ребенок сделает свой первый шаг, когда будет полностью к этому готов и физически, и психологически. Лучше основательно подготовиться к этому моменту, укрепляя мускулатуру, совершенствуя координацию движений и равновесие. Для этого подойдут физические упражнения, выполнять которые нужно каждый день.

Упражнение «Маятник». Это отличная тренировка для вестибулярного аппарата, работа которого и обеспечивает сохранение равновесия при ходьбе. Возьмите ребенка под мышки и раскачивайте из стороны в сторону, как маятник. Амплитуда раскачиваний может варьировать, только соблюдайте осторожность и не напугайте малыша. Покружитесь вокруг своей оси сначала в одну сторону, потом в другую.

Упражнение «Поехали!». Посадите кроху к себе на колени и совершайте коленями подпрыгивающие движения:

Ехали мы, ехали
В лес за орехами,
На кочку попали –
В ямку упали! Бух! (Нужно раздвинуть колени, чтобы ребенок как бы провалился в «ямку».)
Другой стишок к этой игре:
По кочкам, по кочкам,
По бугорочкам!
По узеньким тропинкам,
В ямку – бух!

Упражнение «К облакам». Держа малыша под мышки, поднимите его высоко: «Полетел самолет в небо, к солнышку!», а затем плавно опустите: «Самолетик вернулся на землю». Повторите несколько раз.
Такая зарядка доставит малышу море удовольствия и положительных эмоций.

Упражнение «Соберем игрушки» . На краешек дивана или журнального столика положите игрушки на небольшом расстоянии друг от друга. Чтобы дотянуться от одной игрушки до другой, кроха будет вынужден сделать маленький шажок, держась за опору. Так он будет передвигаться, пока не осмотрит все игрушки. Можно предложить малышу складывать по одной игрушке в корзинку. Дотягиваясь до предметов, ребенок тренирует пространственную ориентацию и координацию движений. Кроме того, взяв игрушки в руки, малыш отпускает опору, а значит – учится сохранять равновесие в положении стоя.

Игра с мячиком. Ребенок сидит или стоит. Дайте ему в руки небольшой мячик. Возьмите мяч из рук крохи, затем вновь отдайте ему, протягивая то справа, то слева, то сверху, то снизу. Повторите манипуляции 8–10 раз, не забывая при этом разговаривать с малышом, хвалить его. Хорошо, если это упражнение станет одной из любимых игр ребенка.

В период от 8–10 месяцев необходимо обеспечить малышу свободу движений, стимулировать его желание лазать, преодолевать препятствия, садиться и вставать из различных положений: детский организм нуждается в разнообразных движениях в большей степени, чем взрослый.

Десятимесячный ребенок способен координировать действия рук. Малыш раскладывает вокруг себя много различных предметов, по очереди с ними играет, разбирает предметы и находит интересующий. Ему нравится вкладывать кубики в коробочку, маленькую матрешку – в большую. Он может не только держать в каждой руке по игрушке, но и осуществляет с ними разные действия (стучит друг о друга, пробует ставить один предмет на другой, вкладывает меньший предмет в больший).

Для совершенствования этих навыков нужны соответствующие игрушки: кубики, стаканчики разных размеров, вкладывающиеся друг в друга; пирамидка, матрешка, деревянные бруски строительного конструктора, сортеры – емкости с прорезями для вкладывания фигурок. Прежде чем дать крохе игрушки для самостоятельной игры, нужно показать, как с ними действовать. Кроме основных функций игрушки, ребенок может обнаружить новые способы ее применения. Колечки от пирамидки можно разбросать вокруг себя, коробку сортера – потрясти, послушав, как перекатываются внутри фигурки, а стаканчиками-вкладышами – накрывать мелкие предметы. Понаблюдайте за игрой малыша, не мешая ему открывать новые возможности игрушек, придумывать и воплощать новые способы игры с ними.

Как взрослый!

Этот возраст интересен тем, что дети начинают копировать поведение и действия взрослых. Феномен подражания очень важен в развитии крохи – таким образом малыш познает окружающий мир, усваивает способы действия с предметами, образцы поведения в социальной среде.

Ребенок уже достаточно овладел движениями рук, кистей, пальцев и мимикой, чтобы повторять все за взрослыми. Он протягивает руку при встрече с дедушкой (как папа!), машет на прощание ручкой или посылает воздушный поцелуй (как мама!), мешает ложкой кашу – словом, стремится совершать разные действия по примеру взрослых. Подражая маме, папе или старшему братику, малыш будет бить по барабану, нажимать на кнопочки, качать мишку, совать ложку кукле, тереть ручки под водой.

Теперь важно показывать ребенку разные способы поведения и действий с предметами. И конечно, следить за собственными действиями и поступками, чтобы случайно не предоставить малышу нежелательный пример. На основе подражания организуйте ситуации, в которых ребенок может проявить свою самостоятельность.

Хорошие манеры. Малыш может самостоятельно пить из чашки, держа ее двумя руками. Попробуйте дать ему ложку – возможно, он будет пытаться черпать из тарелки. Предложите крохе вытереть рот салфеткой после еды.

В ванной. Дайте ребенку мочалку – пусть он натирается ею. При этом полезно проговаривать части тела: «Помой сам ручки, животик, ножки».

Изучаем окружающий мир

Возрастают любопытство и любознательность ребенка. Знакомство малыша с окружающим миром расширяет свои горизонты. Важно поощрять исследовательскую активность крохи, его стремление получить как можно больше новых впечатлений.

На прогулке. Гуляя с малышом, мама может немного рассказать ему о детях, взрослых, животных, встречающихся на пути. Можно собирать и рассматривать веточки, листочки, камешки. Обратите внимание крохи на форму и цвет собранных предметов. Покажите ребенку, как собрать в кучу камешки, прутики или листья. Это будет не только способствовать улучшению его двигательной активности, но и стимулировать развитие осязания. Возьмите несколько находок домой, чтобы их как следует изучить; только следите за тем, чтобы малыш не тянул эти предметы в рот. Пусть кроха узнает, что есть много интересного не только рядом, но и вдалеке от него. Посмотрите вместе, как садится солнце, покажите малышу облака и тучи, рассмотрите вечернее небо: как много там маленьких звездочек, какая круглая луна.

Упражнение «Величина, форма, цвет» . Приготовьте 4–6 предметов разной формы и величины: большой надувной мяч, кубики – большой и поменьше, маленькую игрушку (например, от «киндер-сюрприза»), ложку, машинку и т.д.

Подавайте предметы по очереди, называя их и обозначая цвет. Обратите внимание, как кроха держит разные предметы: большой мяч он возьмет двумя руками, маленькую игрушку – большим и указательным пальчиками, ложку зажмет в кулачке. Это говорит о том, что малыш способен координировать движения и правильно осуществлять захват предметов разного размера.

Игра «Дождик, дождик, пуще!» . В этом возрасте ребенка необычайно привлекает изучение свойств воды. С водой лучше всего играть в ванной во время купания.

В детской ванночке вполне можно устроить дождь. Небольшая пластмассовая коробка легко превращается в «тучку», нужно только проделать в ней маленькие дырочки. Пусть малыш сам нальет в коробочку воды, а вы поднимите ее повыше: «Смотри, какой сильный дождь!».

Полезно переливание воды из небольшого стаканчика в ванну, пусть кроха сам попытается зачерпнуть водичку из ванны маленьким стаканчиком.

Воду можно впитать губкой. Незаметно вылейте на стол небольшое количество воды: «Ой, водичка пролилась! Давай мы сейчас вытрем лужицу! Посмотри, лужа становится все меньше и меньше. И вот стол снова сухой. Водичка впиталась в губку. Давай ее выжмем». Предложите ребенку вытереть воду самостоятельно при помощи губки. Таким образом, с помощью простых игр-манипуляций малыш познает разные свойства жидкости: впитывание, перетекание из одного резервуара в другой, осваивает понятия «мокрый – сухой».

Развиваем ручки и пальчики

Постепенно совершенствуются движения рук, что позволяет ребенку использовать предметы как орудия. Уже в 10 месяцев малыш координирует действия рук, когда каждая рука выполняет свою задачу: например, одной рукой он поднимает куклу, а другой – держится за опору. В этот период он более активно помогает при одевании: снимает носок, засовывает ногу в ботинок.

Предлагайте малышу большие предметы. Стройте вместе с ним башни из кубиков или строительного конструктора, научите нажимать на клавиши игрушечного пианино.

Тренировка мелкой моторики и развитие чувствительности пальцев влияют на интеллектуальную деятельность ребенка и развитие речи. Продолжайте устраивать крохе уроки рисования, лепки из пластилина.

Игра «Сюрприз в банке» . В небольшие емкости (подойдут пластиковые контейнеры для хранения продуктов) насыпьте крупу, в каждую емкость – разную. Крупа может быть любая: гречка, рис, пшено, манка, а также бобовые – фасоль или горох. Это будут сенсорные «ванночки» для маленьких ручек. Пусть малыш запустит руку в каждую банку и пошевелит там рукой, посмотрит, как сыплется крупа сквозь пальцы.

После ознакомления с игрой усложните задание. В каждую банку с крупой заройте по небольшой игрушке. Покажите ребенку, как надо разрывать крупу, чтобы найти сюрприз. Малыша может надолго увлечь такое занятие. Эта игра очень полезна для тренировки чувствительности пальцев. Кроме того, манипуляции с крупой обладают массажным эффектом, активизирующим рецепторы пальчиков и ладошек ребенка. Занятие должно проходить под присмотром взрослых, чтобы малыш не ел крупу или не вдохнул ее.

Упражнение «Шнурочки-узелочки». Вам понадобятся разноцветные шнурки. Несколько шнурков оставьте без изменений, а на некоторых завяжите по 4–5 узелков. Предлагайте крохе для ощупывания и изучения то гладкие, то узловатые шнурочки, чтобы он учился сравнивать полученные ощущения.

Во время купания. Приготовьте 2–3 небольшие губки или мочалки (желательно разной фактуры). Покажите ребенку, как нужно сжимать губку, чтобы потекла вода. Малыш будет с удовольствием следовать всем вашим указаниям и гордиться своей понятливостью. Усиливая или ослабляя нажим, кроха учится координировать свои действия и укрепляет кисти рук.

Развитию мелкой моторики способствуют игры с песком, пальчиковая гимнастика – выполнение специальных упражнений для пальчиков в игровой форме, массаж ручек: поглаживание и растирание каждого пальчика, ладоней и кисти, перебирание четок из бусин и пуговиц. Перекладывание орехов, камешков, фигурных макаронин, ватных палочек помогает малышу в совершенстве освоить «пинцетный захват» (большим и указательным пальцами).

Постарайтесь, чтобы ребенок делал все обеими руками, а не только правой. Ведь в этом возрасте гораздо активнее развивается правое полушарие мозга, за которое «отвечает» левая рука. А действие двумя руками одновременно (особенно когда они выполняют разные движения) ведет к развитию межполушарных связей.

Первые слова

В этом возрасте кроха активно подражает жестам, выражениям лица, разным звукам, которые слышит от взрослых (смех, кашель, щелканье языком). Подражание действиям и звукам переходит в подражание словам по мере того, как ребенок учится не только произносить звуки, но и понимать обращенную к нему речь.

Горячее и холодное. Позвольте малышу потрогать внешнюю сторону чашки с очень теплым чаем (теплым, а не горячим, чтобы ребенок не обжегся) и скажите: «Горячо! Чай горячий!», а затем кубик льда: «Холодно! Лед холодный». Вместо этих предметов можно использовать стаканы с теплой и холодной водой, горячую кашу и холодное молоко и т.д. Важно иллюстрировать эти понятия по очереди: например, сначала горячее, затем холодное.

Вверх – вниз. Медленно поднимайте ребенка в воздух, а затем опускайте его на землю, приговаривая: «Полетели вверх!», «Опустились вниз!». Положите кубик на шкаф, затем снимите его на пол, покачайте ребенка на качелях.

Большой – маленький. Положите большой мяч рядом с маленьким, покажите ребенку в зеркале, что мама большая, а малыш – маленький.

Мокрый – сухой. Сравните влажную губку с сухим полотенцем, только что вымытые волосы ребенка – с вашими сухими волосами.

Ребенок в возрасте 10 месяцев хорошо произносит цепи парных слогов: «ма-ма», «па-па», «та-та» без назначения. Он реагирует, когда его зовут по имени, когда просят дать какой-либо предмет.

Поощрять ребенка к разговору не менее важно, чем рассказывать что-либо ему. Если даже вы еще не разбираете ни одного произнесенного им слова, внимательно слушайте лепет и отвечайте: «Ах, как интересно!» или: «Думаешь, это так?», тем самым поощряя кроху на новые речевые эксперименты.

Посадите малыша к себе на колени и раскройте книгу. Прочтите стишок, небольшой рассказ или просто расскажите, что нарисовано на картинке, чем занимаются персонажи. Попросите ребенка показать названный предмет. Если на картинке животное, расскажите, как оно «разговаривает». Например, гусь – «га-га», собачка – «ав-ав», кошка -«мяу- мяу». Попробуйте установить связь между невнятными словами ребенка и теми предметами, которые они могут обозначать. Когда вам трудно перевести, что у вас просит ребенок, показывайте на возможные предметы («Ты хочешь мячик? Бутылочку? Пирамидку?»), предоставляя ему шанс ответить утвердительно. Вероятно, вы оба не раз будете близки к отчаянию, прежде чем просьбы ребенка станут более понятными, но если вы будете продолжать вести себя как переводчик, то это ускорит языковое развитие малыша. В то же время, кроха будет чувствовать удовлетворение от того, что его стараются понять.

Используя упрощенные взрослые выражения вместо детской речи, вы поможете ребенку быстрее начать говорить правильно: «Саша хочет бутылочку?» – это лучше, чем «Сяся хо ба-ба?».

Побуждайте ребенка отвечать либо словами, либо жестами, предлагайте ему выбор: «Ты хочешь хлеб или крекер?», «Ты хочешь надеть пижаму с мишкой или с машинкой?», а затем предоставляйте ему возможность жестом или голосом определить свой выбор, который затем вы должны назвать.

Малыш способен выполнять несложные просьбы и указания. В этом возрасте кроха может выполнить только одну простую команду. Вместо того чтобы попросить: «Пожалуйста, подними ложку и дай ее мне», попробуйте сформулировать просьбу в несколько этапов: «Пожалуйста, подними ложку», а когда ребенок это сделает, добавьте: «А теперь дай ложку маме».

Поощряйте вашего ребенка произносить слова, когда он использует невербальные средства общения (показывая, издавая неразборчивые звуки), чтобы выразить свое желание. Попросите его: «Скажи маме, что ты хочешь». Малыш затрудняется с ответом? Предложите ему выбор, например: «Ты хочешь мячик или грузовик?». Если вы по-прежнему получите невербальный ответ, назовите предмет сами: «Ах, ты хочешь мячик!», а затем передайте ему мяч.

Постарайтесь в следующий раз – таким же терпеливым и нетребовательным способом – активизировать ребенка на произношение звуков и слов.

Важные достижения десятого месяца:

  • ребенок переступает вдоль опоры, залезает на невысокие предметы, садится и встает из любого положения;
  • координирует движения, способен одной рукой держать игрушку, другой – держаться за опору;
  • быстро и ловко берет мелкие предметы большим и указательным пальцами;
  • наблюдая за взрослыми, подражает их жестам, выражениям лица, звукам;
  • обогащается понятийный словарь, лепет становится разнообразнее (новые слоги, звуки, звуковые сочетания);
  • начинает осознавать некоторые понятия: «горячо – холодно», «сухой – мокрый», «большой – маленький» и т.д;
  • любит изучать свойства разных предметов;
  • понимает и выполняет некоторые просьбы;
  • осознанно произносит первые слова: «мама», «папа», «баба» и др.

Екатерина Ракитина

Время на чтение: 9 минут

А А

Десятимесячный ребенок активно познает окружающий мир и получает первый опыт общения с новыми людьми. Он стремительно развивается физически и психологически. Родственникам доставляет огромное удовольствие видеть успехи малыша, принимать участие в его забавах, помогать в приобретении новых полезных навыков. Наблюдая за его развитием, родители невольно начинают сравнивать своего малыша с другими детьми. Чтобы избежать необоснованных тревог, нужно знать, что должен уметь ребенок в 10 месяцев. Это поможет подобрать развивающие игры и методы воспитания, вовремя увидеть возможные проблемы и избежать их. Узнаем, что про развитие ребенка в 10 месяцев говорит Комаровский.

Физическое развитие: таблица роста и веса

Несмотря на то, что все дети индивидуальны, медики придерживаются основных показателей согласно возрасту. Благодаря возросшей физической активности, малыш меньше прибавляет в весе, чем раньше: в среднем десятимесячные детки поправляются на 300-450 грамм в месяц, при этом рост увеличивается примерно на 1-1,5 см.

Рост и вес ребенка в 10 месяцев, а так же размеры головы и родничка представлены в таблице:

Навыки ребенка в 10 месяцев

Перечень того, что должен уметь делать 10-месячный ребенок, достаточно разнообразен. Двигательные навыки малыша поднимаются на новый уровень, он готов учиться самостоятельно ходить.

  • Ребенок должен хорошо садиться из положения лежа или стоя и уверенно сидеть, при этом поворачиваться в стороны, не теряя равновесия. Ползая, без особых усилий преодолевать небольшие препятствия. Например, залезть на небольшое возвышение и правильно слезть с него.
  • Держась за перекладины кровати, манеж, мебель или другие устойчивые предметы вставать на ноги и довольно долго стоять. А, если опора позволяет, то и передвигаться на несколько шажков вдоль нее.
  • Со временем движения будут все уверенней и ребенок научится перемещаться, опираясь на предметы одной рукой, в другой он сможет нести игрушку. В этом случае родителям нужно поощрять ребенка. Это приближает момент, когда малыш будет делать свои первые самостоятельные шаги.

Скорость и этапы перехода от ползания к хождению индивидуальны.

Некоторые дети мало ползают, предпочитая сразу становиться на ножки. Другие, даже освоив навыки хождения, предпочитают перемещаться ползком.

  • Ребенок должен уметь откусывать и пережевывать твердую пищу, кушать ложкой и пить из чашки с помощью мамы.
  • Малыш осознано выбрасывает игрушки из кроватки и манежа. Открывать дверцы шкафов и выбрасывать оттуда все вещи – еще одно его любимое занятие. Ребенок в этом возрасте часто ломает игрушки, не сердитесь. Ему просто интересно узнать, из чего состоит игрушка, а рассчитывать силу он пока не умеет.
  • Продолжается развитие мелкой моторики рук. Ребенок учится брать небольшие предметы двумя пальчиками: большим и указательным. Складывая пирамидку или пытаясь вложить один предмет в другой, проявляет завидное упорство.

Ребенок по-прежнему все тянет в рот. Следите, чтобы он не делал этого с грязными, хрупкими, опасными для здоровья предметами.

Аспекты понимания:

  • Понимает, что вы от него требуете. Например, на вашу просьбу дает игрушку, катит мячик, повторяет движения и звуки.
  • Подражает простым действиям взрослых: засовывает зубную щетку в рот, к уху прикладывает телефон, пытается самостоятельно кушать с ложки.
  • При встрече со знакомыми людьми малыш машет «привет», а при расставании – «пока» или посылает «воздушный поцелуй», обнимается.
  • Прекрасно различает, когда его ругают и хвалят. Может выражать недовольство, если запрещают что-то делать или взять.
  • Проявляется мышление. Чтобы добраться до нужной игрушки, все попавшиеся на пути предметы разлетаются по сторонам. Детям до года вообще очень нравится кидать предметы, экспериментируя со всеми попавшими под руку вещами.
  • Начинает проявляться интерес к другим деткам и желание играть и ними.

Психическое развитие

Общение с крохой в этом возрасте доставляет массу удовольствия! Малыш открыт и эмоционален, радуется и расстраивается очень искренне, каждый день удивляет новыми навыками и способностями.

Однако, стоит помнить, что 10-месячный ребенок — настоящий манипулятор. Он уже понимает слова «да» и «нет», но зачастую, с помощью плача, пытается «раздвинуть» рамки дозволенного. В этом возрасте самое время заняться воспитанием малыша — мягко, но настойчиво ему следует показать, что его любят, но некоторые вещи делать нельзя.

Не злоупотребляйте словом «Нельзя». Запрещайте ребенку только тогда, когда его действия могут нанести вред ему или окружающим. Объясните малышу, почему нельзя

В десять месяцев ребенок должен:

  • Откликаться на свое имя, понимать некоторые просьбы взрослых и выполнять их.
  • Понимать слова «нельзя» и «нет». Доктор Комаровский советует говорить эти слова редко, но твердо. Нельзя отменять свой запрет, даже если ребенок сильно плачет. Правила должны быть согласованы со всеми членами семьи. Не должно быть такого, чтобы папа запретил что-то делать, а мама разрешила.
  • Ребенок должен повторять за окружающими их действия. Если вы покажете, как катать машинку, раскладывать кубики, кормить куклу, укачивать зайчика, он будет это повторять. Но обобщать и переносить свои действия на другие подобные игрушки малютка еще не может. Поэтому показывайте одно и то же действие, используя различные предметы.
  • Ребенок узнает членов семьи по голосу, а по тону понимает настроение. Хорошо воспринимает музыку, под детские песенки приседает, хлопает в ладоши, притопывает.
  • У малыша появляется понимание того, что предметы пропадают из его поля зрения не навсегда, они могут возвращаться. Поэтому он начинает спокойно воспринимать ситуацию, когда мама выходит из комнаты, оставляя его на некоторое время одного.
  • У детей в 10 месяцев начинает появляться понятие о постоянстве величин. То есть, увидев знакомый предмет издали, когда он кажется меньше, чем есть на самом деле, ребенок тем не менее в состоянии правильно определить его величину.
  • Малыш имитирует звуки, которые слышит вокруг, подражает речи взрослых, варьирует громкость произношения. Может говорить простые слоги и слова, например, мама, баба, дай. Впрочем, некоторые дети ограничиваются лепетом и не произносят отдельные слова достаточно долго. В этом нет ничего страшного, если вы видите, что кроха воспринимает многое из того, что вы ему говорите. Если вы хотите ускорить процесс, больше разговаривайте с малышом, рассказывайте ему сказки, читайте детские книжки. Показывайте свою радость при удачной попытке произнести слово. Чаще повторяйте короткие стандартные легкие в произношении фразы, побуждая ребенка повторять их за вами.


Эмоциональное развитие

Десятимесячный ребенок уже не так сконцентрирован на маме и начинает проявлять интерес к окружающим, хотя и опасается незнакомых людей и новых мест. Он может достаточно долго играть сам или вместе с другими детьми.

Образ жизни 10 месячного ребенка должен быть разнообразным. Привычная домашняя обстановка, игрушки, постоянно знакомые лица быстро превращаются в обыденность. Кроме прогулок на свежем воздухе, старайтесь посещать с ребенком магазины, ходить в гости, ездить на машине, бывать в общественных местах. Конечно, приучать к обществу необходимо постепенно, без нанесения психологического вреда ребенку.

В этом возрасте ребенок проявляет чувство юмора, он смеется над некоторыми действиями взрослых и повторяет их. Некоторые дети проявляют чувство ревности. Оказавшись не в центре внимания родных, капризничают. Появляется привязанность к определенным занятиям и вещам, например игрушкам или еде. Малыш может плакать, если ему не давать любимую игрушку, принимать вместо нее какую-либо другую он категорически отказывается.

Для ребенка очень важно понимать, как к его действиям относятся родители. Если он подмечает, что какое-то его действие нравится взрослым, он целенаправленно будет воспроизводить его, ожидая поощрения.

Ребенок должен видеть, как играют другие дети, и пытаться следовать их развлечениям. Родителям рекомендуется как можно чаще посещать детские площадки. Игры и забавы вызывают положительные эмоции и повышенную активность.

Если к концу десятого месяца малыш не выбрасывает игрушки, не может покивать головой в знак согласия и помахать ручкой на прощанье, не делает попыток повторять движения за окружающими, проконсультируйтесь у доктора.

В этом возрасте разница между детьми на искусственном и грудном вскармливании практически стирается. Прикорм становится основным видом питания, порции и разнообразие растут. Если вы не приучили ребенка кушать ложкой самостоятельно — сейчас самое время.

Чтобы ваш ребенок был здоров, стоит придерживаться основных правил и рекомендаций педиатров:

Запрещено:

  • Грибы, соленья, копчености
  • Острые, жареные, кислые блюда
  • Специи
  • Крупные куски
  • Перекармливание (не пытайтесь ребенка накормить против его желания — «за маму, за папу, за всех соседей поименно»)
  • Баловство за столом (приучайте ребенка к культуре питания и к бережному отношению к еде. Это облегчит и ему, и вам жизнь впоследствии). Если вы видите, что ребенок заскучал, начал играть с едой, перекладывать или переливать — значит он наелся. Не заставляйте его доедать, просто в следующий раз положите чуть меньше, лучше дать добавки. Со временем ваш малыш поймет, как надо себя вести за столом
  • Не приучайте ребенка просить со взрослого стола. Ваша еда для него чересчур соленая, пряная, жесткая — т.е. не подходит для нежного желудочка малыша. Кроме того, так он не будет «кусочничать» в школьном возрасте и не испортит себе желудок
  • Овощи и нежирное мясо на пару (не жарить!)
  • Небольшие порции (соразмерно возрасту)

Основные нюансы:

  • Обязательно в питании должны присутствовать витамины: соки, фруктовые пюре лучше давать в первой половине дня.
  • Вся еда должна быть вареной или приготовленной на пару, не жирной, но питательной.
  • В рационе должно быть: нежирное мясо и рыба по 50 г; яичный желток; кисломолочные продукты (опять-таки не жирные) 150 г; фруктовое пюре 100 мл;овощное пюре 200 г; адаптированная молочная смесь 200 мл. Добавляем в еду сливочное и подсолнечное масло по 5 г (отдельно друг от друга).

Развивающие игры

В своих видео уроках Евгений Комаровский всегда делает акцент на то, что родители должны уделять достаточное количество времени ребенку, а не надеяться, что познать мир и учиться всему новому он должен самостоятельно. Первый год жизни малыша считается фундаментом для дальнейшего развития. Совместные игрылучший способ для получения новой информации.

Десятимесячный ребенок играет увлеченно, в этот период ему нужны разнообразные по форме, цвету, назначению и новые занятия. Игры должны основываться на том, что умеет ребенок в 10 месяцев, и давать возможность дальнейшего развития.

Игры на координацию

  • Играйте в «Ладушки», рассказывая стихи или считалки, иллюстрируйте слова движениями и характерными звуками, предлагая ребенку повторять все за вами.
  • Водите с малышом хоровод, выполняйте ритмичные движения, держа его за обе ручки. Танцуйте под музыку с крошкой на руках. Можете покачать или покружить его.
  • Предложите ребенку с небольшого расстояния забросить разные по форме, весу и размерам игрушки в ящик.

Игры

  • Пересыпание достаточно мелких предметов, например фасоли, камешков или пуговиц, из одного ведерка в другое. Контролируйте ребенка в этот момент, чтобы он не потянул это в рот!
  • Открывание и откручивание крышечек разного размера от кастрюлек, баночек, бутылок.
  • Игра с сыпучими веществами. Предложите ребенку сгрести ладошками в горку или наоборот рассыпать по поверхности стола крупу, пересыпать ложечкой из одной емкости в другую манку или чай.
  • Игра со снегом. Покажите как слепить снежок, если не получится — лепите сами и давайте ребенку бросать.
  • Разрывание на мелкие кусочки листов бумаги или пресного теста.

Желательно, чтобы играя, ребенок использовал обе руки. Это будет способствовать развитию обоих полушарий головного мозга и связей между ними.

Обучающие игры

  • Игры с пирамидками, кубиками, матрешками или другими предметами, которые можно сначала разобрать на части, а потом обратно соединить в одно целое.
  • Ролевые игры: в телефон, кормление кукол, катание машинок — остаются важным для обретения новых знаний.
  • Игры в прятки в различных вариациях: от простого закрывания глаз ладошками до поиска игрушки, спрятанной под подушкой, или бабушки в соседней комнате.
  • Приветствуются все виды рисования – карандашами, фломастерами, мелками, красками пальчиками и ладошками.

Если у ребенка не получается манипулировать некоторыми предметами — используйте метод пассивных движений, когда взрослый человек управляет руками ребенка, выполняя поставленную задачу. Несколько повторов — и ребенок справится самостоятельно.

Режим дня и время сна

У детей первого года жизни режим дня постоянно меняется. Так, в 10 месяцев ребенок может перейти с 3-х на 2-х разовый сон. Если раньше сон длился 40 минут в утреннее и вечернее время, а дневной — 1,5-2 часа, то теперь все по-другому.

  • Просыпаясь в 6-7 утра, продолжительность бодрствования продлится до 10-10:30 часов дня. В это время будет второй завтрак, а после — первый сон длительностью 1,5-2 часа.
  • После пробуждения кроха играет — можно отправиться на прогулку.
  • Ближе к 14:00 наступает время обедать, а потом опять можно заняться изучением мира.
  • В 15:00 – 15:30 подходит время второго сна, длительность которого может быть до 2 часов. После сна можно повторить прогулку.
  • Не стоит укладывать ребенка позже 22:00.

Гигиенические процедуры

На вопрос «зачем ребенка купать каждый день» некоторые мамы отвечают — чтоб он был чистым. Однако, целью водных процедур является не только чистый ребенок, но и:

  • Активное движение и выплеск накопившейся энергии;
  • Закаливание организма;
  • Предотвращение кожных заболеваний;
  • Положительные эмоции для всех.

Совместное времяпрепровождение и общение в процессе водных процедур помогают укрепить эмоциональную связь с ребенком не только мамам, но и папам. Очень важно, чтобы при купании участвовал и папа малыша. Ребенку надо видеть, что рядом сильный отец, который его любит.

Посмотрите видео о том, чем можно занять малыша во время купания:

Приучение к горшку

К концу первого года жизни ребенок должен быть . Для этого потребуется время и терпение.

9-10 месяцев — лучший возраст для знакомства ребенка с горшком. Пусть в 10 месяцев он еще плохо будет понимать для чего нужен этот предмет, зато в 1,5 года вы с уверенностью сможете обходиться целый день без подгузника.

Ребенок в десять месяцев продолжает активно развиваться эмоционально-психологически и физически. Младенец осваивает все больше новых навыков и при перемещениях ползком чувствует себя довольно уверенно. В этом возрасте большая часть детей уже умеет вставать на ноги, и начинается подготовка их мышц и систем, отвечающих за координацию, к сложному процессу хождения. Таким образом, развитие ребенка в 10 месяцев должно быть направлено на закрепление существующих навыков и тренировке мускулов для того, чтобы малыш скорей начал ходить.

Физическое развитие: умения и навыки

  • ребенок должен уметь садиться без помощи взрослых, подниматься на ноги и передвигаться, держась за опору в десять месяцев;
  • вставая на ноги, десятимесячный ребенок должен полностью опираться на стопу;
  • дети пытаются самостоятельно залезть на родительскую кровать или взобраться на лестницу;
  • координация и логическое мышление малыша в десять месяцев достигает уровня, позволяющего ребенку успешно вставлять один предмет в другой, собирать пирамидку и строить башни;
  • развиваются мышцы кисти, и теперь малыш не только умеет хватать, но и осознанно разжимает пальцы;
  • десятимесячный грудничок любит разглядывать и трогать других детей; также он должен уметь отличать себя от других малышей на фото или видео;
  • развитие мелкой моторики позволяет малышу в десять месяцев играть с некрупными игрушками;
  • десятимесячный младенец стремится делать все самостоятельно и подражает взрослым, копируя их действия и разговоры;
  • ребенок в десять месяцев должен уметь осмысленно действовать обеими руками, одной он может держать игрушку, а другой рукой трясти погремушку;
  • малышу нравится получать результат своих действий, поэтому он с удовольствием бросает предметы, «играет» на музыкальных инструментах и нажимает кнопки игрушек, проигрывающих мелодии;
  • поскольку в среднем у ребенка десяти месяцев во рту должно быть три пары зубов, он может пережевывать твердую пищу. Питание малыша теперь перестает представлять из себя пюре, грудничок должен уметь кушать цельнозлаковые каши и овощные рагу;
  • в возрасте десяти месяцев жизни у ребенка определяется ведущая рука. Протяните малышу игрушку, он может взять ее правой рукой, если он правша, или левой, если он левша. Не нужно насильно вкладывать ребенку предметы именно в правую руку, поскольку это может оказать негативное влияние на функции его мозга.

Но не все дети одинаково развиваются, одни полны исследовательского интереса и неустанно ползают по дому, другие будут спокойно катать машинку или играть в своем «развивающем центре», а третьи будут лениться и висеть на маминых руках. Ваша задача на этом этапе – постараться мягко направить малыша в нужную сторону и способствовать освоению навыков – как двигательных, так и игровых .

Эмоции и психологическое развитие

На десятом месяце жизни психологическое развитие ребенка делает шаг вперед. У малыша укрепляется связь мышления и моторики, а значит, он лучше начинает контролировать свои движения и осознавать, что именно они влияют на другие объекты. В этом возрасте скоординированные действия развивают интеллект.

Освоение новых навыков настолько увлекают детей в десять месяцев жизни, что порой, даже упав и слегка ударившись, они не плачут, а продолжают делать то, что начали. Но такое упорство и «мужество» касается только двигательной активности.

Если у ребенка не выйдет что-то задуманное в процессе игры, то он обязательно горько заплачет от обиды.

К десяти месяцам малыш хорошо приспосабливается к бытовым обстоятельствам – он может узнать по мелодии, чей звонит телефон, понимает, что если зазвонил домофон – кто-то придет в гости.

Дети прекрасно чувствуют эмоции взрослых и перенимают выражения наших лиц. Важно избегать подавленного или раздраженного настроения в присутствии ребенка . Даже если вы поссорились с кем-то из членов семьи, перед малышом, то вам нужно делать вид, будто все хорошо, улыбаться и разговаривать со всеми ласковым голосом.

К десяти месяцам жизни у большинства детей исчезает явное неприятие незнакомцев, они начинают улыбаться совершенно посторонним людям на улице, лопотать на своем языке с гостями и делать попытки пригласить их в свои игры. В знакомой обстановке наедине с привычными для него близкими людьми младенец чувствует себя в безопасности, он общителен и дружелюбен.

Уход

Поскольку малыш в десять месяцев передвигается не только ползком, но и может встать на ноги, держась за шкаф, и «исследовать» полки, важно убрать из ставших доступных младенцу мест предметы, опасные для него, и те, которые может повредить он сам.

Обращайте внимание на походку малыша и на то, как он держит спинку, когда передвигается с поддержкой. Уже сейчас, когда грудничок делает первые шаги, вы должны приобрести для него правильную обувь. Сандалии должны быть впору ребенку, иметь негнущуюся подошву и твердый задник.

Выбор неправильной обуви, ношение слишком маленьких или чересчур больших ботиночек, а также полное их отсутствие при обучении ребенка ходьбе могут деформировать его стопу.

Как бы тщательно и часто вы ни мыли полы, они все равно будут нестерильными, поэтому ежедневное купание младенца еще рано отменять. Не надо намыливать малыша с ног до головы каждый день, такой чрезмерный уход только . Достаточно дать ему вдоволь наиграться в воде, а потом сполоснуть его душем.

Рост и вес

Темпы прибавки роста и веса с десятого месяца жизни снижаются, в среднем за этот период малыш подрастет на 1,5 см и станет тяжелей на 400 грамм.

Питание

К десятому месяцу жизни ребенок начинает изучать свойства еды, трогает ее руками, размазывает по столу, крошит и бросает. Такие игры, хоть и выглядят неправильными, но помогают развитию младенца и позволяют ему лучше познавать мир через питание. Со временем этот исследовательский интерес пропадет, и в еде ребенок будет видеть только еду.

На десятом месяце грудничок все еще питается молоком или дважды в день — на самый первый завтрак и последний ужин.

Питание малыша уже должно обогатиться появлением яичного желтка, творога и мясного пюре. Чтобы ребенку было интересней кушать каши, вы можете добавлять в них кусочки освоенных младенцем фруктов и ягод. Поскольку перечень продуктов, которые успешно воспринимает организм малыша, уже довольно внушительный, вы можете изменять питание ребенка в зависимости от состояния его здоровья. Если грудничок страдает от запоров – ему поможет овсяная каша с черносливом, если же, наоборот, его стул чересчур жидкий – покормите его рисовой кашкой с грушей.

Сон

На десятом месяце жизни малыша родители отмечают, что их чадо с трудом укладывается спать днем, долго засыпает, и установившийся строгий режим дня то и дело из-за этого . Если ваш ребенок ведет себя таким же образом, значит, пришло время переводить младенца на один дневной сон и вечером укладывать его спать пораньше.

Сейчас возможно проявление некоторых нервных расстройств, обнаружить их можно, наблюдая за тем, как спит грудничок. Если после относительно спокойного дня он вздрагивает и , — обратитесь к невропатологу.

Поскольку ребенок становится более самостоятельным, а мама, освобожденная прикормом от дневного грудного вскармливания, может отлучиться из дома по своим делам, малыш может капризничать перед сном и требовать присутствия родителей для убаюкивания. Это нормальное явление у десятимесячных детей, даже тех, кто спокойно засыпал без родителей. Некоторое время вам придется уступать малышу и быть рядом, пока дитя не уснет.

Воспитание

Ребенок в десять месяцев уже должен усвоить слово «нельзя», произносить его нужно только тогда, когда малыш совершает какой-то неправильный или опасный поступок, — и непременно строгим, но спокойным тоном. Младенец, почувствовав ваше настроение и услышав запрет, обязательно горько и обиженно расплачется, — с этого момента и начинается воспитание. Вы должны упорно и твердо стоять на своем, так малыш осознает, что ваши решения не изменяются .

Поскольку грудничок уже вполне умеет копировать наши движения и чувствовать наше настроение, сейчас самое время научить его сопереживать. Если малыш ударит игрушку, возьмите ее на руки, покачайте и погладьте по головке, жалея. Потом дайте «обиженную» игрушку ребенку, попросив его проделать то же. Когда грудничок освоит процесс «жаления», можете пользоваться этим его умением, когда вы чувствуете себя уставшей или страдаете от головной или менструальной боли. Сочувствуя вам, младенец будет обнимать вас, гладить по головке и целовать. Очень важно дать понять малышу, что вы не железная, и у вас есть свои слабости и потребности.

Речь

На десятом месяце жизни ребенок продолжает совершенствовать свои речевые навыки и пытается произносить те слова, которые чаще всего слышит от вас.

Игры и занятия с малышом

Малыш продолжает осваивать сюжетные и ролевые игры, он видит, как вы играете с его машинками, куклами и зверятами, и тоже пытается их покормить, «прогуляться» с ними и уложить в импровизированную кроватку спать.

Детям в десять месяцев все еще нравятся игры-потешки с движениями – «Сорока-белобока», «Мальчик-пальчик», «Гули-гули», помимо позитивных эмоций они несут для малыша развитие логики и координации.

Некоторым мамам удается привить своим детям стремление к порядку. В десять месяцев малышам начинает нравится не только опустошать коробки с игрушками, но и складывать предметы обратно. Заметив, что младенец убирает разбросанное в коробку, похвалите его, и ваше одобрение обязательно подвигнет его на продолжение уборки .

Грудничкам на десятом месяце жизни очень нравится заниматься с мелкими предметами. Насыпьте ему в тазик разных круп и макарон, – малыш будет увлеченно перебирать их пальчиками и рассматривать. Естественно, после таких игр вам придется выметать пол, но такие манипуляции очень полезны для развития мелкой моторики.


© 2024
colybel.ru - О груди. Заболевания груди, пластическая хирургия, увеличение груди