18.03.2019

Цель взаимодействия воспитателей с родителями по фгос. Взаимодействие детского сада и семьи в условиях реализации фгос до. взаимодействия с семьями


Принципы взаимодействия с родителями в условиях реализации ФГОС дошкольного образования

В настоящее время российское дошкольное образование переживает переломный период. Повод для грядущих перемен - это изменения в законе "Об образовании в Российской Федерации" и сопутствующий ему Федеральный государственный образовательный стандарт (далее ФГОС) дошкольного образования (далее ДО)
В Законе предусмотрено, что в решении сложных многоплановых задач, связанных с реализацией ФГОС ДО, эксклюзивная роль принадлежит семье. В статье 44 Закона впервые определены права, обязанности и ответственность родителей за образование ребенка. В связи с этим необходимо по-новому взглянуть на взаимодействие дошкольного образовательного учреждения (далее ДОУ) с родителями, с целью создания единого образовательного пространства "семья - детский сад" для их равноправного и заинтересованного партнерства
Новые задачи, встающие перед ДОУ, предполагают его открытость, тесное сотрудничество и взаимодействие с родителями и другими социальными институтами, превращающими детский сад на современном этапе в открытую образовательную систему с более гибким и свободным процессом обучения : Анализируя формы работы с родителями можно условно сформулировать

4 основных направления работы с родителями в условиях реализации ФГОС ДО: познавательное, информационно-аналитическое, наглядно-информационное, досуговое.

Познавательное направление.

Цель: направлено на ознакомление родителей с возрастными и психологическими особенностями детей дошкольного возраста.

Информационно-аналитическое направление.

Цель : направлено на выявление интересов, потребностей, запросов родителей, уровня их педагогической грамотности.

Наглядно-информационное направление.

Цель: даёт возможность донести до родителей любую информацию в доступной форме.

Досуговое направление:

Цель: призвано устанавливать теплые доверительные отношения, эмоциональный контакт между педагогами и родителями, между родителями и детьми


Основные задачи работы:
- установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника;
- объединить усилия для развития и воспитания детей;
- создать атмосферу взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной взаимной поддержки;
- активизировать и обогащать воспитательные умения родителей;
- поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях
.


Принципы взаимодействия ДОУ с родителями:
1) доброжелательный стиль общения ; .Доброжелательный стиль общения педагогов с родителями. Позитивный настрой на общение является тем самым прочным фундаментом, на котором строится вся работа педагогов группы с родителями. В общении воспитателя с родителями неуместны категоричность, требовательный тон. Ведь любая прекрасно выстроенная администрацией детского сада модель взаимодействия с семьей останется «моделью на бумаге», если воспитатель не выработает для себя конкретных форм корректного обращения с родителями. Педагог общается с родителями ежедневно, и именно от него зависит, каким будет отношение семьи к детскому саду в целом. Ежедневное доброжелательное взаимодействие педагогов с родителями значит гораздо больше, чем отдельное хорошо проведенное мероприятие. 2.Преемственность согласованных действий. Главный мотив взаимодействия родителей и педагогов (по словам В.А. Сухомлинского) заключается в том, «...как прошло детство, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира - от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш». Взаимопонимание семьи и детского сада - этого единого пространства, объективной реальности - состоится при согласованности воспитательных целей и задач, позиций обеих сторон, «выстроенных по принципу единства, уважения и требований к ребенку, распределения обязанностей и ответственности
2
) индивидуальный подход ; . Индивидуальный подход к каждой семье. Все семьи отличаются друг от друга. Эти различия зависят от многих факторов: родительской и человеческой культуры, традиций семьи, социального положения, особенностей здоровья членов семьи, ее состава, жилищных условий, образовательного ценза, внутрисемейных отношений, наличия животных в семье, предпочитаемого вида отдыха и многого другого
3)
сотрудничество, а не наставничество Сотрудничество, а не наставничество. Современные мамы и папы в большинстве своем люди грамотные, осведомленные и, конечно, хорошо знающие, как им надо воспитывать своих собственных детей. Поэтому позиция наставления и простой пропаганды педагогических знаний сегодня вряд ли принесет положительные результаты. Гораздо эффективнее будут создание атмосферы взаимопомощи и поддержки семьи в сложных педагогических ситуациях, демонстрация заинтересованности коллектива детского сада разобраться в проблемах семьи и искреннее желание помочь
4)
тщательная подготовка к каждому мероприятию ; . Готовимся серьезно. Любое, даже самое небольшое мероприятие по работе с родителями необходимо тщательно и серьезно готовить. Главное в этой работе - качество, а не количество отдельно взятых, не связанных между собой мероприятий. Слабое, плохо подготовленное родительское собрание или семинар могут негативно повлиять на положительный имидж учреждения в целом
5)
динамичность . Детский сад сегодня должен находиться в режиме развития, а не функционирования, представлять собой мобильную систему, быстро реагировать на изменения социального состава родителей, их образовательные потребности и воспитательные запросы. В зависимости от этого должны меняться формы и направления работы детского сада с семье
Преимущества новой системы взаимодействия ДОУ с семьей:
- положительный эмоциональный настрой педагогов и родителей на совместную работу по развитию и воспитанию
детей;
- учет индивидуальности каждого обучающегося;
- самостоятельный выбор родителями направления в развитии и воспитании ребенка
- укрепление внутрисемейных связей, эмоционального общения, нахождение общих интересов и занятий;
- возможность реализации единой программы развития и воспитания ребенка в ДОУ и семье;
- возможность учета типа семьи и стиля семейных отношений
- открытость детского сада для семьи;
- сотрудничество педагогов и родителей в развитии и воспитании детей;
- создание активной развивающей среды, активных форм общения детей и взрослых, обеспечивающих единые подходы
к развитию ребенка в семье и ДОУ;

Функции работы ДОУ с семьей:
1) ознакомление родителей с содержанием и методикой учебно-воспитательного процесса, организуемого в ДОУ;
2) психолого-педагогическое просвещение родителей;
3) вовлечение родителей в совместную с детьми деятельность
4) помощь отдельным семьям в воспитании детей;
5) взаимодействие родителей с общественными организациями города;
6) распределение обязанностей и ответственности в работе (родители - воспитатель - методист - медперсонал -
заведующая - специалисты) .
Важные моменты:
а) все материалы для ознакомления должны быть эстетически оформлены;
б) содержание материалов необходимо регулярно обновлять, иначе родительский интерес к этой информации быстро
пропадет;
в) оформление материалов должно быть выполнено так, чтобы привлекать внимание родителей (текст - на цветной
бумаге, фотографии детей группы, картинки-символы);
г) содержание предполагаемого материала должно быть действительно интересно большинству родителей
Работа с родителями - это процесс общения разных людей, который не всегда проходит гладко. Естественно, могут возникнуть
проблемные ситуации во взаимоотношениях педагогов и родителей: конфликты между родителями из-за детей, родительские претензии к воспитателям по разным вопросам, жалобы воспитателей на пассивность родителей, невнимание родителей к рекомендациям воспитателей в связи с недостатком авторитета педагога из-за молодого возраст или небольшого опыта
Сегодняшние родители внимательно отнесутся к консультации специалиста: психолога, логопеда, врача. Но, когда дело доходит до воспитания, многие считают себя грамотными в этих вопросах, имеют свое видение проблемы и способы ее решения, не принимая во внимание опыт и образование воспитателя. Для предупреждения таких ситуаций администрация дошкольного учреждения с первых дней пребывания ребенка в детском саду должна поддерживать
авторитет педагога , демонстрировать, что она высоко ценит знания, умения, навыки и педагогические достижения воспитателя
Способы повышения авторитета воспитателя:
- торжественно вручить на родительском собрании почетную грамоту за заслуги ко Дню дошкольного работника или
за высокие показатели в работе по итогам года;
- оформить красивое поздравление ко дню рождения педагога
- организовать благодарственное письмо от родителей выпускников;
- оформить холл фотографиями лучших педагогов детского сада с кратким описанием их личных достижений.
Вывод . Важным моментом в предупреждении проблемных ситуаций является установление личного контакта педагога с родителями, ежедневное информирование о том, как ребенок провел день, чему научился, каких успехов достиг. Отсутствие информации порождает у родителей желание получить ее из других источников, например, от других родителей, от детей группы. Такая информация может носить искаженный характер и привести к конфликтной ситуации
Взаимодействие детского сада с семьей можно осуществлять по-разному. Важно избегать формализма. Для того,чтобы спланировать работу с родителями, надо хорошо знать отношения в семье своих воспитанников. Поэтому начинать необходимо с анализа социального состава родителей, их настроя и ожиданий от пребывания ребенка в детском саду. Проведение анкетирования, личных бесед на эту тему поможет правильно выстроить работу с родителями, сделать ее эффективной, подобрать интересные формы взаимодействия с семьей

Детский сад - первый социальный институт, первое воспитательное учреждение, с которым вступают в контакт родители и где начинается их систематическое педагогическое просвещение. От совместной работы родителей и педагогов зависит дальнейшее развитие ребёнка. И именно от качества работы дошкольного учреждения зависит уровень педагогической культуры родителей, а, следовательно, и уровень семейного воспитания детей.

Сегодня перед большинством детских садов стоит сложная задача - привлечь родителей к педагогическому взаимодействию с ребёнком, уйдя при этом от скучных шаблонов.

Коллективные формы:

Конференции;

Круглые столы;

Индивидуальные формы:

Заочные консультации - ящик (конверт) для вопросов родителей;

Посещение семьи ребенка;

Записи бесед с детьми;

Фотографии;

Выставки детских работ;

В настоящее время российское дошкольное образование переживает переломный период. Повод для грядущих перемен - это изменения в законе «Об образовании в Российской Федерации» и сопутствующий ему Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.

Тематические выставки;

Консультации специалистов;

Почта и телефон доверия;

Конкурс семейных талантов;

Контрольные для родителей;

Портфолио семейного успеха;

Родительская гостиная.

Это

Учет индивидуальности ребенка

воспитании ребенка,

У

В .

В

Важные моменты:

Работа с родителями - это процесс общения разных людей, который не всегда проходит гладко. Сегодняшние родители внимательно отнесутся к консультации специалиста: психолога, логопеда, врача. Но, когда дело доходит до воспитания, многие считают себя грамотными в этих вопросах, имеют свое видение проблемы и способы ее решения, не принимая во внимание опыт и образование воспитателя. Для предупреждения таких ситуаций администрация дошкольного учреждения с первых дней пребывания ребенка в детском саду должна поддерживать авторитет педагога, демонстрировать, что она высоко ценит его знания, умения, навыки и педагогические достижения.

Просмотр содержимого документа
«ФГОС- формы работы с родителями.»

Формы взаимодействия ДОУ и семьи,

изменение форм взаимодействия с родителями

в соответствии с требованиями ФГОС.

Детский сад – первый социальный институт, первое воспитательное учреждение, с которым вступают в контакт родители и где начинается их систематическое педагогическое просвещение. От совместной работы родителей и педагогов зависит дальнейшее развитие ребёнка. И именно от качества работы дошкольного учреждения зависит уровень педагогической культуры родителей, а, следовательно, и уровень семейного воспитания детей.

Сегодня перед большинством детских садов стоит сложная задача – привлечь родителей к педагогическому взаимодействию с ребёнком, уйдя при этом от скучных шаблонов.

К середине 20 века сложились достаточно устойчивые формы работы детского сада с семьей, которые в дошкольной педагогике принято считать традиционными. Условно их можно разделить на следующие группы: индивидуальные, коллективные, наглядно-информационные.

Коллективные формы:

Родительские собрания (общие, групповые) - форма организованного ознакомления родителей с задачами, содержанием и методами воспитания детей определенного возраста в условиях ДОУ и семьи;

Конференции;

Круглые столы;

Экскурсии по ДОУ с целью ознакомления родителей со специалистами, профилем и задачами ДОУ.

Индивидуальные формы:

Педагогические беседы с родителями;

Тематические консультации (проводятся специалистами);

Заочные консультации – ящик (конверт) для вопросов родителей;

Посещение семьи ребенка;

Переписка с родителями, индивидуальные памятки.

Наглядно-информационные формы:

Записи бесед с детьми;

Видеофрагменты организации различных видов деятельности, режимных моментов и занятий;

Фотографии;

Выставки детских работ;

Стенды, ширмы, папки-передвижки.

Это формы работы проверенные временем. Их классификация, структура, содержание, эффективность описаны во многих научных и методических источниках. Рассмотрим каждую из предложенных групп подробнее.

Индивидуальная форма - одна из наиболее доступных форм установления связи с семьей. Предназначены для дифференцированной работы с родителями воспитанников, к ним, прежде всего, относятся беседы с родителями, консультации, направленные на педагогическое просвещение.

Беседа может быть как самостоятельной формой, так и применяться в сочетании с другими, например, она может быть включена в собрание, посещение семьи. Цель педагогической беседы - обмен мнениями по тому или иному вопросу; ее особенность - активное участие и воспитателя и родителей. Беседа может возникать стихийно по инициативе и родителей и педагога. Последний продумывает, какие вопросы задаст родителям, сообщает тему и просит их подготовить вопросы, на которые бы они хотели получить ответ. Планируя тематику бесед, надо стремиться к охвату по возможности всех сторон воспитания. В результате беседы родители должны получить новые знания по вопросам обучения и воспитания дошкольника. Беседа индивидуальна и адресуется конкретным людям.

Консультации организуются с целью ответить на все вопросы, интересующие родителей. Часть консультации посвящается трудностям воспитания детей. Они могут проводиться и специалистами по общим и специальным вопросам, например, развитию музыкальности у ребенка, охране его психики, обучению грамоте и др. Консультации близки к беседам, основная их разница в том, что последние предусматривают диалог, его ведет организатор бесед. Педагог стремится дать родителям квалифицированный совет, чему-то научить. Эта форма помогает ближе узнать жизнь семьи и оказать помощь там, где больше всего она нужна, побуждает родителей серьезно присматриваться к детям, задумываться над тем, какими путями их лучше воспитывать. Главное назначение консультации - родители убеждаются в том, что в детском саду они могут получить поддержку и совет.

Коллективные (массовые) формы подразумевают работу со всем или большим составом родителей ДОУ (группы). Это совместные мероприятия педагогов и родителей. Некоторые из них подразумевают участие и детей.

К коллективным формам относятся родительские собрания (групповые 3-4 раза в год и общие со всеми родителями воспитанников в начале и в конце года), групповые конференции, консультации, «Круглые столы» и др.

Групповые родительские собрания - это действенная форма работы воспитателей с коллективом родителей, форма организованного ознакомления их с задачами, содержанием и методами воспитания детей определенного возраста в условиях детского сада и семьи. Повестка дня собраний может быть разнообразной, с учетом пожеланий родителей. Традиционно повестка дня включает в себя чтение доклада, хотя от этого следует уходить и лучше вести диалог с использованием методов активизации родителей. В то же время, собрания, как общие, так и групповые оставляют родителей в роли пассивных слушателей и исполнителей. Воспитатели проводят эти формы работы в соответствии с интересующей их темы. Время на родительские выступления и вопросы отводится в конце собрания, хаотично, без подготовки. Это также дает недостаточный результат.

Отдельную группу составляют наглядно-информационные методы. Они играют роль опосредованного общения между педагогами и родителями. К ним относятся родительские уголки, тематические выставки стенды, ширмы, папки-передвижки, которые знакомят родителей с условиями, задачами,

Таким образом, анализ традиционных форм работы с семьей показывает, что ведущая роль в организации работы с семьей отводится педагогам. При добросовестном выполнении они полезны и необходимы до сих пор. В то же время, следует отметить, что в современных условиях эти формы работы больших результатов не дает, т.к. невозможно разглядеть проблемы каждой семьи индивидуально. Беседы, консультации в основном исходят от воспитателей и ведутся в том направлении, которое кажется необходимым им, запрос от родителей идет редко. Наглядная пропаганда, чаще всего, оформляется педагогами в виде стендов, тематических выставок. Родители знакомятся с ней чисто механически, когда забирают детей домой из группы. Посещение же семьи воспитателем для выяснения общих условий семейного воспитания в последнее время вызывает недовольство родителей по причине ухудшения экономического положения семей.

В настоящее время российское дошкольное образование переживает переломный период. Повод для грядущих перемен – это изменения в законе «Об образовании в Российской Федерации» и сопутствующий ему Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.

Новые задачи, встающие перед ДОУ, предполагают его открытость, тесное сотрудничество и взаимодействие с родителями и другими социальными институтами, превращающими детский сад на современном этапе в открытую образовательную систему с более гибким и свободным процессом обучения.

Новые задачи диктуют и новые формы взаимодействия с родителями:

- «Круглый стол» по любой теме;

Собеседование, диагностика, тесты, опросы на любые темы, анкетирование;

Интервью с родителями и детьми на определенные темы;

Тематические выставки;

Консультации специалистов;

Устный журнал для родителей;

Семейные спортивные встречи;

Почта и телефон доверия;

Конкурс семейных талантов;

Семейные проекты «Наша родословная»;

Интеллектуальные ринги для детей и родителей;

Контрольные для родителей;

Аукцион секретов воспитания;

Портфолио семейного успеха;

Родительская гостиная.

Преимущества новой системы взаимодействия ДОУ с семьей неоспоримы и многочисленны.

Это положительный эмоциональный настрой педагогов и родителей на совместную работу по воспитанию детей. Родители уверены в том, что ДОУ всегда поможет им в решении педагогических проблем и в то же время никак не повредит, так как будут учитываться мнения семьи и предложения по взаимодействию с ребенком. Педагоги, в свою очередь, заручаются пониманием со стороны родителей в решении педагогических проблем. А в самом большом выигрыше находятся дети, ради которых и осуществляется это взаимодействие.

Учет индивидуальности ребенка . Педагог постоянно поддерживая контакт с семьей, знает особенности и привычки своего воспитанника и учитывает их при работе, что, в свою очередь, ведет к повышению эффективности педпроцесса.

Родители самостоятельно могут выбирать и формировать уже в дошкольном возрасте то направление в развитии и воспитании ребенка, которое они считают нужным. Таким образом, родители берут на себя ответственность за воспитание ребенка.

Укрепление внутрисемейных связей, эмоционального семейного общения, нахождение общих интересов и занятий.

В озможность реализации единой программы воспитания и развития ребенка в ДОУ и семье .

В озможность учета типа семьи и стиля семейных отношений , что было нереально при использовании традиционных форм работ с родителями. Педагог, определив тип семьи воспитанника, сможет найти правильный подход для взаимодействия и успешно осуществлять работу с родителями.

При реализации новой системы взаимодействия с семьей удается избежать тех недостатков, которые присущи старым формам работы с семьей.

Важные моменты:

Все материалы для ознакомления должны быть эстетически оформлены;

Оформление выполняется так, чтобы привлекать внимание родителей (текст на цветной бумаге, фотографии детей группы, картинки-символы);

Работа с родителями – это процесс общения разных людей, который не всегда проходит гладко. Сегодняшние родители внимательно отнесутся к консультации специалиста: психолога, логопеда, врача. Но, когда дело доходит до воспитания, многие считают себя грамотными в этих вопросах, имеют свое видение проблемы и способы ее решения, не принимая во внимание опыт и образование воспитателя. Для предупреждения таких ситуаций администрация дошкольного учреждения с первых дней пребывания ребенка в детском саду должна поддерживать авторитет педагога, демонстрировать, что она высоко ценит его знания, умения, навыки и педагогические достижения.

Взаимодействие детского сада с семьей можно осуществлять по-разному. Важно только избегать формализма. Для того, чтобы спланировать работу с родителями, надо хорошо знать отношения в семье своих воспитанников. Поэтому, начинать необходимо с анализа социального состава родителей, их настроя и ожиданий от пребывания ребенка в детском саду. Проведение анкетирования, личных бесед на эту тему поможет правильно выстроить работу с родителями, сделать ее эффективной, подобрать интересные формы взаимодействия с семьей.


ТРЕБОВАНИЯ ФГОС В соответствии с новыми требованиями роль родителей в реализации ФГОС ДО возрастает как на уровне каждого ДОУ, так и на уровне муниципальной системы дошкольного образования в целом. Задачи, стоящие сегодня перед системой образования, повышают ответственность родителей за результативность учебно-воспитательного процесса в каждом ДОУ, так как именно родительская общественность непосредственно заинтересована в повышении качества образования и развития своих детей. (ФГОС ДО ч. I п. 1.6 п. п. 9) Характерной тенденцией современного периода в развитии отечественного образования является стремление образовательных учреждений к открытости, которая предполагает и участие общества в жизни ДОУ. (ФГОС ДО ч. III п. 3.1 п. п. 5, 6) Немаловажную роль в процессе становления открытости играют родители, которые являются основными социальными заказчиками ДОУ. И взаимодействие педагогов с ними просто невозможно без учета интересов и запросов семьи.


Ц ЕЛИ ДОО ПО ОРГАНИЗАЦИИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С РОДИТЕЛЯМИ: - совместное воспитание и развитие дошкольников; - создание условий для благоприятного климата взаимодействия с родителями; - вовлечение родителей в единое образовательное пространство; - Установление доверительных, партнёрских отношений с родителями


ПРИНЦИПЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С РОДИТЕЛЯМИ Доброжелательный стиль общения педагогов с родителями. Позитивный настрой на общение является тем самым прочным фундаментом, на котором строится вся работа педагогов группы с родителями. В общении воспитателя с родителями неуместны категоричность, требовательный тон. Педагог общается с родителями ежедневно, и именно от него зависит, каким будет отношение семьи к детскому саду в целом. Индивидуальный подход. Необходим не только в работе с детьми, но и в работе с родителями. Воспитатель, общаясь с родителями, должен чувствовать ситуацию, настроение родителей. Здесь и пригодится человеческое и педагогическое умение воспитателя успокоить родителя, посочувствовать и вместе подумать, как помочь ребенку в какой - либо ситуации. Сотрудничество, а не наставничество. Современные родители в большинстве своем люди грамотные, осведомленные и, конечно, хорошо знающие, как им надо воспитывать своих детей. Поэтому позиция наставления и простой пропаганды педагогических знаний сегодня вряд ли принесет положительные результаты. Гораздо эффективнее будут создание атмосферы взаимопомощи и поддержки семьи в сложных педагогических ситуациях, демонстрация заинтересованности коллектива детского сада разобраться в проблемах семьи и искреннее желание помочь.


ПРИНЦИПЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С РОДИТЕЛЯМИ Готовимся серьезно. Любое, даже самое небольшое мероприятие по работе с родителями необходимо тщательно и серьезно готовить. Главное в этой работе - качество, а не количество отдельно взятых, не связанных между собой мероприятий. Динамичность. Детский сад сегодня должен находиться в режиме развития, а не функционирования, представлять собой мобильную систему, быстро реагировать на изменения социального состава родителей, их образовательные потребности и воспитательные запросы. В зависимости от этого должны меняться формы и направления работы детского сада с семьей.


Проведение анкетирования, личных бесед поможет правильно выстроить работу с родителями, сделать ее эффективной, подобрать интересные формы взаимодействия с семьей. Для привлечения родителей в систему работы ДОУ мы повышаем компетентность родителей в вопросах образования и активно сотрудничаем с семьей по введению и реализации ФГОС ДО с использованием различных форм.


О РГАНЫ УПРАВЛЕНИЯ ДОО В ДОО работают органы управления: Управляющий совет, Родительский комитет ДОО, Родительские комитеты групп, в состав которых входят представители родительской общественности. Родители непосредственно участвуют в управлении образовательным процессом учреждения через формирование совместно с администрацией и педагогическим коллективом образовательной политики учреждения.


Т РАДИЦИОННЫЕ ФОРМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ Беседы Посещение семей Проведение мастер-классов Дни открытых дверей Родительские конференции Выставки совместных работ Совместные праздники и развлечения Работа с родительским комитетомоформление папок-передвижек и стендов











Как никогда актуальными к нашему семинару стали слова В.А.Сухомлинского

«Только вместе с родителями,

общими усилиями,

педагоги могут дать детям

большое человеческое счастье».

В.А.Сухомлинского

Не случайно в последние годы начала развиваться и внедряться новая философия взаимодействия семьи и дошкольного учреждения. В основе ее лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а все остальные социальные институты призваны поддерживать и дополнять их воспитательную деятельность.

Семья для ребенка -это ещё и источник общественного опыта. Здесь он находит примеры для подражания, здесь происходит его социальное рождение.

И если мы хотим вырастить нравственно здоровое поколение, то должны решать эту проблему «всем миром»: детский сад, семья, общественность

Тема нашего семинара : «Современные формы взаимодействия с семьей в свете ФГОС». В соответствии с новым законом «Об образовании в Российской Федерации» одной из основных задач, стоящих перед детским дошкольным учреждением является «Взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития личности ребенка». В Ст.44 говорится:

  1. Родители имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка.
  2. Органы государственной власти и органы местного самоуправления, образовательные организации оказывают помощь родителям… в воспитании детей, в охране и укреплении их физического и психического здоровья, развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития

В связи с этим законом в статье 6 части 1 пункта 6 утвержден федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО), который отвечает новым социальным запросам и в котором большое внимание уделяется работе с родителями.

Подчеркнуто, что одним из принципов дошкольного образования является тесное сотрудничество Организации с семьёй п.1.4,

а ФГОС ДО является основой для оказания помощи родителям (законным представителям) в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, в развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития. П1.7.6

Одна из главных задач стандарта направлена на

Обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей. П.1.6. 9

В ФГОС говорится, что работа с родителями должна иметь дифференцированный подход, учитывать социальный статус, микроклимат семьи, родительские запросы и степень заинтересованности родителей деятельностью ДОУ, повышение культуры педагогической грамотности семьи. Также сформулированы и требования по взаимодействию Организации с родителями.

В требованиях к структуре ООП ДО в содержательном разделе Программы должны быть представлены:

- особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников П.2.11.2

Часть программы, формируемая участниками образовательных отношений должно учитывать образовательные потребности, мотивы детей, членов их семей, педагогов.

Дополнительный раздел программы должен содержать краткую презентацию, ориентированную на родителей и доступную для ознакомления.

В требованиях к условиям реализации ООП ДО представлены:

- требования к образовательной среде П.3.1

создаются условия для участия родителей в образовательной деятельности

- Психолого-педагогические условия П.3.2.1

Поддержка родителей в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья

- Условия создания социальной ситуации П.3.2.5

Общение с родителями по вопросам образования ребенка, непосредственное вовлечение их в образовательную деятельность

- условия для консультирования родителей П.3.2.6

Консультирование родителей по вопросам образования и охраны жизни и здоровья детей.

Требования к результатам освоения ООП ДО

Настоящие требования являются ориентиром для

- взаимодействия с семьями

- информирования родителей (законных представителей)

Таким образом, дошкольная организация создают возможности для:

  1. Представления информации о программе семье и всем заинтересованным лицам, вовлеченным в образовательную деятельность
  2. Для взрослых по поиску, использованию материалов обеспечивающих реализацию Программы, в том числе и информационной среде.
  3. Для обсуждения с родителями (законными представителями) детей вопросов, связанных с реализацией Программы.

Результатом внедрения ФГОС в работе с родителями должно стать создание эффективной модели сотрудничества, основанной на личностно-ориентированной модели взаимодействия. Для успешного сотрудничества с родителями необходимо придерживаться принципов взаимодействия:

Позитивный настрой на общение является тем самым прочным фундаментом, на котором строится вся работа педагогов группы с родителями. В общении воспитателя с родителями не уместны: категоричность, требовательный тон.

Педагог общается с родителями ежедневно, и именно от него зависит, каким будет отношение семьи к детскому саду в целом. Ежедневное доброжелательное взаимодействие педагогов с родителями значит гораздо больше, чем отдельное хорошо проведенное мероприятие.

Современные мамы и папы в большинстве своем люди грамотные, осведомленные и, конечно, хорошо знающие, как им надо воспитывать своих собственных детей. Поэтому позиция наставления и простой пропаганды педагогических знаний сегодня вряд ли принесет положительные результаты. Гораздо эффективнее будут создание атмосферы взаимопомощи и поддержки семьи в сложных педагогических ситуациях, демонстрация заинтересованности коллектива детского сада разобраться в проблемах семьи и искреннее желание помочь.

Перед нами поставлена цель: сделать родителей активными участниками педагогического процесса, оказав им помощь в реализации ответственности за воспитание и обучение детей.

Для достижения данной цели, для координации деятельности детского сада и родителей мы работаем над решением следующих задач:

  • Установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника.
  • Объединить усилия семьи и детского сада для развития и воспитания детей.
  • Создать атмосферу взаимопонимания родителей (законных представителей) воспитанников и педагогов детского сада, эмоциональной взаимоподдержки.
  • Активизировать и обогащать умения родителей по воспитанию детей.
  • Поддерживать уверенность родителей (законных представителей) в собственных педагогических возможностях

Современная жизнь и её ритм диктуют детскому саду находиться всё время в режиме развития, а не функционирования, представлять собой мобильную систему, быстро реагировать на изменения социального состава родителей, их образовательные потребности и воспитательные запросы. В зависимости от этого должны меняться формы и направления работы с семьей, которые помогу сплотить вокруг себя родителей.

Все формы с родителями подразделяются на коллективные, индивидуальные и наглядно-информационные.

Для эффективной работы с родителями в новых условиях начинать необходимо с анализа социального состава семьи, их настроя и ожиданий от пребывания ребенка в детском саду. Изучение семьи должно вестись последовательно, системно. Наиболее распространенными методами изучения семьи являются, прежде всего, проведение анкетирования, личные беседы, наблюдения, посещение семьи, которые помогают правильно выстроить работу с родителями, сделать ее эффективной, подобрать интересные формы взаимодействия с семьей.

Метод анкетирования (письменный опрос) позволяет собрать данные, интересующих педагога о потребностях каждой семьи, о проблемах воспитания и развития ребенка, возникающих в семье. Позволяет учесть ее индивидуальные особенности, и др. Анкетирование воспитатели проводят в начале учебного года, в целях знакомства с семьей, изучения их потребностей и в дальнейшей свое работе, в зависимости от поставленных задач.

Важным звеном в индивидуальной работе с родителями является посещение семьи. Оно позволяет воспитателю познакомиться с условиями, в которых живет ребенок, с общей атмосферой в доме. В результате воспитатель может дать родителям более обоснованные рекомендации, найти оптимальные пути создания единой линии воздействия на ребенка в детском саду и дома. Посещая семьи, воспитатель знакомится с опытом семейного воспитания. Кроме того, такие посещения дают воспитателю возможность общаться не только с мамой и папой, но и с остальными членами семьи, часто принимающими участие в воспитании ребенка (с сестрами и братьями, бабушками и дедушками т. д.).

В ходе беседы можно получить необходимые сведения о таких моментах домашнего воспитания, которые для постороннего взгляда скрыты. В процессе беседы родители должны чувствовать, что у педагога нет иной цели, кроме оказания помощи. Это будет способствовать росту доверия и повышать педагогическую эффективность беседы.

Одной из форм дифференцированной работы с родителями являются консультации . Консультации по своему характеру близки к беседе. Разница в том, что беседа - это диалог воспитателя и родителя, а проводя консультацию, отвечая на вопросы родителей, педагог стремится дать квалифицированный совет.

Наблюдение как метод изучения семьи характеризуется целенаправленностью. Педагог заранее определяет, с какой целью, когда, в какой ситуации предстоит наблюдать родителей, их взаимодействие с ребёнком. Обычно это бывает в часы утреннего приёма и во время ухода ребёнка из детского сада. Наблюдательному педагогу бросаются в

глаза многие особенности взаимоотношений взрослого и ребёнка, по которым можно судить о степени их эмоциональной привязанности, культуре общения. По тому, о чём расспрашивают родители ребёнка вечером, какие наказы дают ему утром, можно сделать вывод о приоритетах современного воспитания, об отношении к дошкольному учреждению.

Наши педагоги используют не только наблюдение со стороны, но и создают специальные ситуации, которые помогают глубже узнать родителей:

Совместный труд (приглашаем родителей для оказания помощи в ремонте группы, территории и др.)

Занятия с родителями и детьми.

В процессе включённого наблюдения педагог может увидеть те семейные стороны воспитания, которые при внешнем наблюдении нередко бывают скрыты.

Таким образом, педагог изучает семью, опыт семейного воспитания, преследуя прежде всего интересы ребёнка.

И так, используя этот метод, мы родителей детей, посещающих сегодня дошкольное образовательное учреждение, условно разделили на три группы.

Первая группа - это родители, очень занятые на работе, которым детский сад просто жизненно необходим. Но, несмотря на это, они ждут от детского сада не только хорошего присмотра и ухода за ребенком, но и полноценного развития, оздоровления, обучения и воспитания, организации интересного досуга. Эта родительская группа вряд ли сможет в силу занятости активно посещать консультации, семинары, тренинги. Но при правильной организации взаимодействия они с удовольствием дома изготовят вместе с ребенком семейную работу на конкурс, подберут фотографии на выставку, в удобное для них время примут участие в заранее объявленных мероприятиях, например в веселых стартах или субботнике.

Вторая группа - это родители с удобным рабочим графиком, неработающими бабушками и дедушками. Дети из таких семей могли бы не посещать детский сад, но родители не хотят лишать ребенка полноценного общения, игр со сверстниками, развития и обучения. Задача педагогов — не допустить, чтобы эта родительская группа оставалась на позиции пассивного наблюдателя, активизировать их педагогические умения, вовлечь в работу детского сада.

Третья группа - это семьи с неработающими мамами. Эти родители тоже ждут от детского сада интересного общения со сверстниками, получения навыков поведения в коллективе, соблюдения правильного режима дня, обучения и развития. Задача воспитателя - выделить из этой родительской группы энергичных мам, которые станут членами родительских комитетов и активными помощниками воспитателей.

Первым и решающим условием положительного взаимодействия являются доверительные отношения между педагогами и родителями. Необходимо, чтобы у родителей возник интерес к процессу воспитания, уверенность в своих силах. Во время адаптационного периода у родителей возникает много вопросов, их волнует, как будет чувствовать себя малыш без мамы и папы, как будет привыкать к новой социальной ситуации. Совместно с психологом мы приглашаем родителей для встречи у круглого стола. Это нам позволяет больше узнать родителей, детей и где родители делятся своим опытом и проблемами в воспитании детей раннего возраста, решаются возникающие трудности в процессе адаптации.

К коллективным формам работы с родителями относятся родительское собрание. Подготовка к родительскому собранию начинается задолго до его проведения. Важную роль играет анкетирование, которое позволяет в короткие сроки собрать обширный и разнообразный материал по темам. К предварительной подготовке относятся так же конкурсы, изготовление памяток, приглашений на собрание, оформление благодарностей. Собрания проводим в форме дискуссий, круглых столов, и т.д. Часто педагоги используют видеозаписи деятельности детей, фрагменты занятий. К собраниям готовятся выставки детских работ или стенд с фотографиями из жизни группы.

В настоящее время все больший интерес вызывают такие формы работы с родителями, как исследовательско-проектные, ролевые, деловые игры.

Родители практически всех групп принимают активное участие в проектной деятельности. Совместно с педагогами и детьми разработаны следующие проекты: «Путешествие по детской библиотеке», «Кухня Мордвы», «Город, в котором я живу», «По страницам Красной Книги», «Комнатные растения», «Масленица» и др. Многие проекты являются как бы завершением тематической недели, другие разрабатываются по инициативе самих детей.

Родители приглашаются на открытые занятия, где принимают активное участие в ролевых играх. В процессе этих игр участники не просто «впитывают» определенные знания, а конструируют новую модель действий, отношений. Например: на занятии, по теме «В здоровом теле - здоровый дух», дети вместе с воспитателями учили родителей, как надо правильно делать точечный массаж, и родители с большим удовольствием повторяли все движения за детьми, предлагали свои методы в борьбе с простудой; используя деловую игру на родительском собрании, педагоги узнали для себя, какие взаимоотношения складываются между родителями и ребенком. (использовались вопросы, схемы) В процессе обсуждения темы участники игры с помощью воспитателей пытались проанализировать ситуацию со всех сторон и находили правильное решение.

Стало традицией приглашать родителей будущих школьников на открытые занятия, которые проводятся в конце учебного года. Открытые просмотры очень много дают родителям: они получают воз-можность видеть своего ребёнка в ситуации, отличной от семейной, сравнивать его поведение и умения с поведением и умениями других детей, перенимать у педагога приёмы обучения и воспитательного воздействия.

Не менее эффективная форма работы с родителями - конкурсы.

Регуляр-но проходят конкурсы «Поделки из природного материала», «Подарки для Деда мороза», «Осенние фантазии», «Будущие защитники Отечества» и др. Участвуя в них, родители раскрывали все свои интересы и способности, о которых и сами не подозревали.

Другая эффективная форма работы с родителями - мастер-класс. Инте-ресно прошло, например, занятие, по работе с тестом во второй младшей группе, проводила его Еремина С.В., она учила родителей делать из соленого теста удивительные вещи, Балобановой Н.В. с родителями и детьми логопедической группы по изготовлению кукол оберегов, Прытковой Н.А., она показала родителям технику нетрадиционного рисования, которую можно использовать в работе с детьми в домашних условиях.

А один из пап показал, как можно из простых открыток создать интересную коллекцию.

Праздник в детском саду - это радость, веселье, торжество, которые раз-деляют и взрослые, и дети. Родители - самые дорогие и близкие люди! Они ви-дят, что дети гордятся ими, и им хочется вместе с ними танцевать, петь песни, играть. Пройдут годы, дети забудут песни, но в своей памяти они навсегда со-хранят тепло общения, радость, сопереживание. Родители принимают активное участие в новогодних праздниках, ко дню Защитника Отечества, 8 марта, организуют дни рождения.

В результате проведения праздничных встреч формируются положитель-ные взаимоотношения родителей со своими детьми, устанавливается эмоцио-нальный контакт. Проводимая работа позволяет повысить психолого--педагогическую компетентность родителей в вопросах детско-родительских отношений.

Здоровые дети - надёжное будущее. В систему физкультурно--оздоровительных мероприятий включили День здоровья как эффективную и активную форму работы с детьми и, что очень важно, с их родителями. Мы приглашаем родителей принять участие в спортивных соревнованиях «Папа, мама, я- спортивная семья!», посвященных Дню защитника Отечества, «Весёлые старты», «На природу мы пойдём».

Празднику сопутствует радостная обстановка, музыка, смех, веселье. В сценарии входит не только упражнения оздоровительного и соревновательного характера, но и концертные номера: песни, стихи, загадки. Особое значение имеют сюрпризные моменты, а также награждение участников - дипломами, сладкими призам.

Эмоции, возникающие при проведении мероприятия, воспоминание о нём, объединяет больших и маленьких. Происходит приобщение к здорово-му образу жизни; осуществляется индивидуальный подход к каждому ре-бёнку; привлекаются родители к совместным усилиям по оздоровлению де-тей.

Традиционным стало проведение акции «Подари книгу де-тям».

У многих есть книги и игрушки, из которых дети «выросли». Сколько воспитательных моментов таит в себе эта маленькая акция! Это бережное от-ношение к старым вещам, при этом дети учатся не только принимать подарки, но и делать их - это большой труд, воспитание души.

Задача была организовать это так, чтобы взрослые сами захотели помочь, принести книги и игры. Пусть не новая игра, но теперь ребенок играет с друзьями. А любимая книга стала ещё инте-реснее и звучит по-новому в кругу друзей.

Теперь у нас в группах есть библиотечки, созданные благодаря родителям.

Мы с детьми любим ходить на экскурсии, рядом всегда родители. У них появ-ляется возможность побыть с ребёнком, завлечь, заинтересовать личным при-мером. Из этих походов дети возвращаются обогащенными новыми впечатле-ниями о природе, о насекомых, о своём крае. Затем увлечённо рисуют, делают поделки из природного материала.

В результате у детей воспитывается трудолюбие, аккуратность, вни-мание к близким. Это начало патриотического воспитания, любовь к Родине рождается из чувства любви к семье.

Главная задача наглядной пропаганды - целенаправленное систематическое применение наглядных средств в целях ознакомления родителей с задачами, содержанием, методами воспитания в детском саду, оказания практической помощи семье. В педагогической практике используются и сочетаются различные виды наглядности: натурная, изобразительная, словесно-образная, информационная.

  • Примером информационной пропаганды служит уголок для родителей. Материалы родительского уголка можно разделить по содержанию на две части:

Материалы информационного характера: правила для родителей, распорядок дня, объявления различного характера;

Материалы, освещающие вопросы воспитания детей в детском саду и семье. В них отражается текущая работа по воспитанию и развитию детей. Родители наглядно увидят, как можно оборудовать уголок или комнату для ребенка, получат ответы на поставленные вопросы, узнают, какие консультации будут проводиться в ближайшее время. Самое главное заключается в том, чтобы содержание родительского уголка было кратким, ясным, разборчивым, чтобы у родителей возникло желание обратиться к его содержанию.

  • Эффективной формой работы с родителями являются разнообразные выставки . Например, выставки детских работ: детские рисунки, самодельные игрушки, альбомы и т.д
  • Информационные листки , которые могут нести в себе следующую информацию:
  • объявления о собраниях, событиях, экскурсиях;
  • просьбы о помощи;
  • поздравляем с днем рождения.
  • Памятки для родителей .
  • Родительская газета оформляется самими родителями. Чаще всего оформляются к праздникам.
  • Папки-передвижки , которые формируются по тематическому принципу: «Чтобы наши дети не болели», «Сезонные изменения» и т.д. Папка дается во временное пользование родителям. Когда родители ознакомятся с содержанием папки-передвижки, с ними следует побеседовать о прочитанном, ответить на возникшие вопросы, выслушать предложения и т.д.

Так же информацию о жизни детского сада родители получают, заходя на наш сайт, где даются консультации, советы родителям по интересующим их вопросам.

Хотелось бы сказать об одном важном моменте в системе работы с роди-телями. Каждый человек, сделав какую-нибудь работу, нуждается в оценке сво-его труда. В этом нуждаются и наши родители. Не забывайте хвалить своих ро-дителей. Приятно видеть счастливые глаза взрослых, когда они слышат слова благодарности в свой адрес.

На сегодняшний день можно сказать, что у нас сложилась определённая система в работе с родителями. Использование разнообразных форм работы да-ло определённые результаты: родители, из «зрителей» и «наблюдателей» стали активными участниками встреч и помощниками воспитателя, создана атмосфе-ра взаимоуважения.

Об эффективности проводимой в дошкольном учреждении работы с родителями свидетельствуют:

  • проявление у родителей интереса к содержанию образовательного процесса с детьми;
  • возникновение дискуссий, диспутов по их инициативе;
  • увеличение количества вопросов к педагогу, касающихся личности ребенка, его внутреннего мира;
  • стремление взрослых к индивидуальным контактам с воспитателем;
  • размышление родителей о правильности использования тех или иных методов воспитания;
  • повышение их активности в совместных мероприятиях.

И так, подытожим вышесказанное:

В соответствии с ФГОС детский сад обязан: . информировать родителей (законных представителей) и общественность относительно целей дошкольного образования, общих для всего образовательного пространства Российской Федерации, а также о Программе, и не только семье, но и всем заинтересованным лицам, вовлечённым в образовательную деятельность; . обеспечить открытость дошкольного образования; . создавать условия для участия родителей (законных представителей) в образовательной деятельности; . поддерживать родителей (законных представителей) в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья; . обеспечить вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьёй на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи; . создавать условия для взрослых по поиску, использованию материалов, обеспечивающих реализацию Программы, в том числе в информационной среде, а также для обсуждения с родителями (законными представителями) детей вопросов, связанных с реализацией., что мы и пытаемся делать.

Документы для скачивания:

«Взаимодействие семьи и детского сада в современных условиях»

Воспитание подрастающего поколения в современном обществе является предметом особой заботы. В законе РФ «Об образовании» ст.18.п.1определяется, что родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в детском возрасте. Таким образом, признание государством приоритета семейного воспитания, требует иных взаимоотношений и образовательного учреждения, а именно сотрудничества, взаимодействия и доверительности.

Сотрудничество – это общение «на равных», где никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать. Взаимодействие - предоставляет собой способ организации совместной деятельности, которая осуществляется с помощью общения. Детский сад и семья должны стремиться к созданию единого пространства развития ребенка.

Современные тенденции в развитии дошкольного образования объединены одним важным и значимым критерием - его качеством, которое непосредственно зависит от уровня профессиональной компетентности педагогов и педагогической культуры родителей. Достичь высокого качества образования наших воспитанников, полностью удовлетворить запросы родителей и интересы детей, создать для ребенка единое образовательное пространство возможно только при условии разработки новой системы взаимодействий ДОУ и семьи.

Проблема взаимодействия ДОУ и семьи в последнее время попала в разряд самых актуальных. Изменившаяся современная семья (финансовое и социальное расслоение, обилие новейших информационных технологий, более широкие возможности получения образования) заставляет искать новые формы взаимодействия. Папам и мамам необходимо помнить, что детский сад - только помощник в воспитании ребенка, и потому они не должны перекладывать всю ответственность на педагогов и устраняться от воспитательно- образовательного процесса.

В нашей группе ежегодно разрабатывается план совместной деятельности с родителями воспитанников. Мероприятия составлены таким образом, чтобы они отвечали годовым задачам ДОУ, интересам и потребностям родителей, возможностям педагогов. Проблема вовлечения родителей в единое пространство детского развития в нашем ДОУ решается в трех направлениях:

1) Работа с коллективом ДОУ по организации взаимодействия с семьей, ознакомление педагогов с системой новых форм работы с родителями.

2) Повышением педагогической культуры родителей.

3) Вовлечение родителей в деятельность ДОУ, совместная работа по обмену опытом.

Основные задачи своей работы я вижу в следующем:

1) Установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника;

2) Объединить усилия для развития и воспитания детей;

3) Создать атмосферу взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки;

4) Активизировать и обогащать воспитательные умения родителей;

5) Поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях.

Принципами взаимодействия с родителями является:

1) Доброжелательный стиль общения педагогов с родителями.

Позитивный настрой на общение является тем самым прочным фундаментом, на котором строится вся работа педагогов группы с родителями. В общении воспитателя с родителями неуместны категоричность, требовательный тон. Педагог общается с родителями ежедневно, и именно от него зависит, каким будет отношение семьи к детскому саду в целом.

2) Индивидуальный подход.

Необходим не только в работе с детьми, но и в работе с родителями. Воспитатель, общаясь с родителями, должен чувствовать ситуацию, настроение мамы или папы. Здесь пригодится и человеческое и педагогическое умение воспитателя успокоить родителя, посочувствовать и вместе подумать, как помочь ребенку в той или иной ситуации.

3) Сотрудничество, а не наставничество.

Современные папы и мамы в большинстве своем люди грамотные, и, конечно, хорошо знающие, как им надо воспитывать своих собственных детей. Поэтому позиция наставления и простой пропаганды педагогических знаний, сегодня вряд ли принесет положительные результаты. Гораздо эффективнее будут создание атмосферы взаимопомощи и поддержки семьи в сложных педагогических ситуациях.

4) Готовимся серьезно.

Любое, даже самое небольшое мероприятие по работе с родителями необходимо тщательно и серьезно готовить. Главное в этой работе - качество, а не количество. Слабое, плохо подготовленное родительское собрание или семинар- практикум могут негативно повлиять на положительный имидж учреждения в целом.

5) Динамичность.

Детский сад сегодня должен находится в режиме развития, а не функционирования, представлять собой мобильную систему, быстро реагировать на изменения социального состава родителей, их образовательные потребности и воспитательные запросы.

Для того, чтобы спланировать работу с родителями, надо хорошо знать родителей своих воспитанников. Поэтому начинать необходимо с анализа социального состава родителей, их настроя и ожиданий от пребывания ребенка в д/саду. Проведение анкетирования, личных бесед на эту тему поможет правильно выстроить работу с родителями, сделать её эффективной, подобрать интересные формы взаимодействия с семьей. Ежегодно в сентябре воспитатели групп проводят анкетирование среди родителей воспитанников на тему: «Социальный портрет семьи». По результатам изучения анкет выяснилось следующее: если раньше родители подразделялись на группу служащих и рабочих, то с изменением общественных условий появились предприниматели, неработающие, много неполных семей, есть многодетные семьи. Анализ рисунков воспитанников на тему: «Моя семья», «Мой дом» также помогает понять, как относятся к ребенку дома.

Родители детей, посещающих сегодня дошкольное образовательное учреждение, можно условно разделить на три группы.

Первая группа - это родители, очень занятые на работе, которым д/сад просто жизненно необходим. Но, несмотря на это, они ждут от д/сада не только хорошего присмотра и ухода за ребенком, но и полноценного развития, оздоровления, обучения и воспитания, организации интересного досуга. Эта родительская группа вряд ли сможет в силу занятости активно посещать консультации, семинары, тренинги. Но при правильной организации взаимодействия они с удовольствием дома изготовят вместе с ребенком семейную работу на конкурс, выставку, в удобное для них время примут участие в заранее объявленных мероприятиях.

Вторая группа - это родители с удобным рабочим графиком, неработающими бабушками и дедушками. Дети из таких семей могли бы не посещать д/сад, но родители не хотят лишить ребенка полноценного детского общения, игр со сверстниками, развития и обучения. Задача педагогов - не допустить, чтобы эта родительская группа оставалась на позиции пассивного наблюдателя, их необходимо вовлечь в работу д/сада.

Третья группа -это семьи с неработающими мамами. Эти родители тоже ждут от д/сада интересного общения со сверстниками, получения навыков поведения в коллективе, соблюдение правильного режима дня, обучения и развития. Задача воспитателя выделить из этой родительской группы энергетичных мам, которые станут членами родительских комитетов и активными помощниками воспитателей. На эту родительскую группу воспитателю необходимо опираться в подготовке родительских собраний, проведений праздников, конкурсов, выставок и т.д.

Содерджание работы с родителями реализуется через разнообразные формы. Главное донести до родителей знания. Существует традиционные и нетрадиционные формы общения педагога с родителями дошкольников.

Традиционные формы подразделяются на коллективные (родительские собрания, конференции, круглые столы) и индивидуальные (беседы, консультации, посещение на дому), а также наглядно- информационные (выставки, стенды, ширмы, папки- передвижки).

Нетрадиционные формы организации общения педагогов и родителей.

1) Информационно- аналитические. Сюда входит выявление

интересов, потребностей, запросов родителей, уровня их педагогической грамотности. Проводится с помощью социалистических срезов, опросов.

2) Познавательные. Ознакомление родителей с возрастными и

психологическими особенностями детей дошкольного возраста. Формирование у родителей практических навыков воспитания детей. Проводятся семинары- практикумы, педагогическая гостиная, проведение собраний в нетрадиционной форме, педагогическая библиотека для родителей.

3) Наглядно- информационные. Ознакомление родителей с работой

ДОУ, особенностями воспитания детей. Это информационные проекты для родителей, организация дней (недель) открытых дверей, открытых просмотров занятий и других видов деятельности детей, выпуск газет.

4) Досуговые. Установление эмоционального контакта между

педагогами, детьми. Это совместные досуги, праздники, участие родителей и детей в выставках и т.п.

В работе со всеми родительскими группами мы активно используем разнообразные формы, как традиционные, так и нетрадиционные.

Работая, в этом направление уже больше 5 лет была проведена большая работа с родителями. Родителей знакомлю с жизнью д/сада и их ребенка через родительские собрания, уголки, информационные стенды и газеты, провожу консультации, беседы с показом видеозаписей, развлечения с родителями и наконец, занятия с участием родителей. Убеждаю их о необходимости систематичности этих мероприятий. Ничто так не сближает родителей, педагогов и детей, как совместные мероприятия, которые проходят интересно и разнообразно.

Для меня досуговое направление в работе с родителями оказалось самым привлекательным, востребованным, полезным, но и самым трудным в организации. Это объясняется тем, что любое совместное мероприятие позволяет родителям: увидеть изнутри проблемы своего ребенка, трудности во взаимоотношениях, апробировать разные подходы, посмотреть как это делают другие, т.е. приобрести опыт взаимодействия не только со своим ребенком, но и с родительской общественностью в целом.

Очень теплой традицией стало ежегодное проведение мероприятия в ноябре, посвященное «Дню матери». В таких развлечениях принимают участие как мамы совместно с детьми, так и папы с детьми на «Рыцарском турнире». Родители настолько благодарны всеобщему союзу, что даже пишут в центральных газетах положительные отзывы. Целью этих встреч было: развитие взаимоотношений детей и родителей посредством включения в совместную деятельность, обогатить отношения через эмоциональное общение. Ведь не зря гласит пословица «Ребенок растет не от хлеба, а от радости».

Праздник в д/саду это радость, веселье, торжество, которое разделяют и взрослые, и дети. Родители самые дорогие и близкие люди! Они видят, что дети гордятся ими, им хочется вместе с ними танцевать, петь, играть. Пройдут годы, дети забудут песни, которые звучали на празднике, но в своей памяти они навсегда сохранят тепло общения, радость сопереживания. Мною был разработан и успешно реализован в жизнь группы проект «День рождения» в 2009-2010г. Этот проект не обошелся без участия родителей. Они участвовали в ролях Клоунов, Феи, Весны, Карандаша на праздниках. В.А. Сухомлинский сказал: «Дети - это счастье, созданное нашим трудом. Занятия, встречи с детьми, конечно, требуют душевных сил, времени, труда. Но, ведь и мы счастливы тогда, когда счастливы наши дети, когда их глаза наполнены радостью».

Поэтому я решила – пусть праздничные встречи проходят постоянно и будут яркими, полезными и увлекательными, ведь в результате их проведения формируются положительные взаимоотношения родителей со своими детьми, устанавливаются эмоциональные контакты.

Также было проведено развлечение с участием родителей «Сказка, я тебя знаю» (январь, 2009). Здесь родители и дети показали все свои знания, умения, и конечно же победила «дружба». А вот на открытом мероприятии на город «Осеняя ярмарка» (декабрь,2009) родители тоже вложили большой вклад, сыграв роли Доброго Молодца и Медведя. Дети были в восторге от участия своих родителей на таком празднике.

В нашем д/саду стало традиционным проведение спортивных праздников, посвященных «23 февраля». Наши мальчишки охотно соревнуются с подгруппой пап. При их проведении создаются условия не только для физического развития и укрепления здоровья всех участников, но и для сплочения семьи.

В теплой обстановке, за чашкой чая, проходят чаепития с мамами, бабушками, где проходит чествование женщин- матерей, которые, воспитывая своих детей, дарят тепло своих сердец и другим детям.

Сближению детей и родителей, а также воспитателя способствует и использование такой формы работы как создание роли для родителя на открытом занятии недели «Специалист». Родитель был вовлечен в воспитательно- образовательный процесс группы, с обязательным объявлением благодарности от воспитателей и детей.

Постоянное проведение разнообразных конкурсов и выставок «Чудо- овощ», «Елочка- зеленая иголочка», «Щедрая- осень», «Транспорт- нашего города» и другие, позволяют укрепить взаимодействие д/сада с семьями воспитанников. Важным моментом проведения конкурсов является соревновательный дух, который помогает объединяться родителям одной группы.

В течение года педагогами группы оформляются газеты: «Моя мама- самая любимая»; «Мой папа- солдат»; «Как мы провели лето» и другие. Каждый номер газеты посвящаются определенной теме.

И наконец, совместные субботники с родителями и детьми, на которых проявляются трудовые навыки, как родителей, так и их детей. Основная цель таких мероприятий - укрепления детско-родительских отношений. В результате у детей воспитывается трудолюбие, аккуратность, внимание к близким, уважение к труду.

Хотелось бы сказать об одном важном моменте системе работы с родителями. Каждый человек, сделав какую-нибудь работу, нуждается в оценке своего труда. В этом нуждается и наши родители. «Похвала полезна хотя бы потому, что укрепляет нас в доброжелательных измерениях»- писал Ф. Ларошфуко. Я думаю, что это актуально всегда и везде. Я всегда делаю это при любом удобном случае, и родители платят мне тем же.

В современных условиях д/сада трудно обойтись без поддержки родителей. Именно поэтому многое у нас в группе сделано руками пап и мам наших детей (мебель- кровать и диван, сшита одежда для кукол, постельное белье, нестандартная лесенка и многое другое).

Доверительные отношения устанавливаются постепенно в совместной деятельности родителей с воспитателем. На таких мероприятиях, как «Дни добрых дел»- ремонт группы, игрушек, мебели, помощь в создании предметно-развивающей среды в группе, налаживалась атмосфера мира и теплых взаимоотношений между педагогами и родителями. Мы вместе стремились, чтобы детям в группе было хорошо, уютно.

Воспитание и развитие ребенка не возможны без участия родителей. Чтобы они стали помощниками педагога, творчески развивались вместе с детьми, необходимо убедить их в том, что они способны на это, что нет увлекательнее и благороднее дела, чем учиться понимать своего ребенка, а поняв его, помогать во всем, быть терпеливыми и деликатными, и тогда все получится.

На сегодняшний день можно сказать, что у меня сложилась определенная система в работе с родителями. Использование разнообразных форм работы дало определенные результаты: родители из «зрителей» и «наблюдателей» стали активными участниками встреч и помощниками воспитателя, создана атмосфера взаимоуважения.

Опыт работы показал: позиция родителей как воспитателей стала более гибкой. Теперь они ощущают себя более компетентными в воспитании детей. Родители стали проявлять искренний интерес к жизни группы, научились выражать восхищение результатами и продуктами детской деятельности, эмоционально поддерживать своего ребенка.

Семья и д/сад- два воспитательных феномена, каждый из которых по- своему дает ребенку социальный опыт, но только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир. Для меня это стало возможным только благодаря объединению сил и сотрудничеству. Постепенно ушли непонимание, недоверие родителей. Взаимодействие родителей и д/сада редко возникает сразу. Это длительный процесс, долгий и кропотливый труд, требующий терпеливого, неуклонного следования выбранной цели. Я не останавливаюсь на достигнутом, продолжаю искать новые пути сотрудничества с родителями. Ведь у нас одна цель - воспитывать будущих созидателей жизни. Хочется верить, что наши дети, когда вырастут, будут любить и оберегать своих близких.


© 2024
colybel.ru - О груди. Заболевания груди, пластическая хирургия, увеличение груди