02.03.2019

Рабочая программа по кружку экология. Программа экологического кружка «Экологическая тропа. Г) Педагогическая идея состоит в выработке мотивации


Муниципальное образовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа № 2 г. Читы

Программа экологического кружка

Экологический калейдоскоп

Возраст 12-14 лет

учитель географии МОУ СОШ № 2

Чита 2008

Пояснительная записка

Развитие технического мира и общества приводит к возникновению многих экологических проблем. Необходимым условием их эффективного решения является экологическое образование учащихся.

Человечество радуют стремительные открытия в науке, технике, современных технологиях. На фоне этих положительных изменений, увеличивается нагрузка на окружающую среду. Поэтому наша задача заключается в том, чтобы воспитать то поколение, которое будет знать, что каждое неосторожное движение тела, руки, мысли несет за собой необратимые экологические последствия.

Цель: создание благоприятных условий для формирования экологически грамотной личности, понимающей ответственность за сохранение природного и культурного наследия родного края и имеющей активную жизненную позицию.

Образовательные задачи:

Формирование системы экологических знаний, экологической культуры.

Систематизация знаний по экологическим проблемам Забайкальского края.

Анализ экологических проблем Забайкальского края и России.

Развивающие задачи:

Развитие диалектического мышления.

Развитие кругозора, воли, наблюдательности, памяти, внимания.

Развитие умений и навыков, необходимых для проведения исследований.

Развитие межвозрастного взаимодействия и обучения.

Воспитательные задачи

Воспитание чувства ответственности за свои действия, поступки в окружающей среде, экологическим проблемам.

Выработать основные правила поведения в природе.

Основные формы и методы организации изучения курса

Рассказ, беседа, сюжетная игра (суд, путешествие, агитбригада, калейдоскоп, конференции и т.д.), экскурсии, практические работы, наблюдения, опыт, исследования, проектирование, конкурсы, операции, акции.

Принципы обучения

Принцип научности;

Принцип связи обучения с жизнью;

Принцип систематичности и последовательности кобучении;

Принцип доступности;

Принцип наглядности;

Принцип сознательности и активности учащихся.

Прогнозируемый результат. Основные требования к знаниям и умениям

Учащиеся должны знать:

Понятия экология, экологическая культура, экосистема, здоровый образ жизни;

Роль природы в жизни человека;

Особенности экологической обстановки Забайкальского края;

Последствия влияния человека на рельеф, климат, воду, почву, растительный и животный мир.

Охраняемых животных и растений Забайкальского края и России

Учащиеся должны уметь:

Самостоятельно планировать, работать, анализировать и оценивать результаты деятельности;

Уметь проводить наблюдения за состоянием воды, воздуха, почвы, растений и животных;

Уметь решать творческие задачи;

Уметь давать оценку результатов деятельности людей, применять знания на основе нравственных принципов;

Делать выводы и проводить анализ результатов своей деятельности;

Пропагандировать идеи экологии;

Уметь представить творческий отчёт в доступной иразнообразной форм.

Программа предусматривает:

Выступление учащихся перед родителями, учащимися;

Активное участие в общешкольных, районных, муниципальных, региональных мероприятиях;

Раскрытие внутренних резервов личности учащихся;

Работать над преемственностью учащихся от начального звена до старшего звена;

Использование разнообразных современных технологий обучения и воспитания.

Отслеживание результатов:

Конкурсы;

Викторины;

Олимпиады;

Выставки;

Конференции.

Тематический план кружка

п/п

Содержание программы

    Введение

    Экологическая азбука. Как сделать наш дом безопасным. Зоны экологической опасности микрорайона. Экология нашего города. Всегда ли собака друг человека? Экологический светофор. Город опасный и безопасный. Экологические знаки. Мой дом- моя крепость. Экологический капустник. Веселый круговорот. Практические задания: конкурс дизайнеров, конкурс поделок, фотоконкурс.

    Путешествие на Титовскую сопку. Экскурсия на Титовскую сопку. Я- исследователь. Задания для почемучек. Я- наблюдатель. А мне интересно. А мне не все равно. Я сам.

    Тема экологии в творчестве поэтов, писателей, композиторов. Люблю тебя, моя Россия. Вивальди, Чайковский и другие. Маленький принц и 21 век. Народное творчество о природе.

    Экологическая библиотека. Обзор книг: «Четырехэтажная тайга», «Моя страна Сибирь», «Это удивительное Забайкалье».

    Здоровый образ жизни . Чипсы, жвачки, конфеты. Польза и вред. Зеленая аптека. Расскажи мне обо мне. Красиво! Вкусно! Полезно! Здоровье в саду и на грядке. Лекарственные животные. Кожа-зеркало здоровья. Акция «Наркомания – знак беды». О вреде табака, алкоголя и наркотиков. Мы дружим и поём – без наркотиков живём.

    Мы познаём природу. Слово о родном крае. Экологическая тропа. Сохраним планету голубой и зеленой. Экологический калейдоскоп. Судьба озера Кенон. Памятники природы. Природа - лучшая аптека. Наш русский лес.

    Учимся решать экологические проблемы 21 века. Экспедиция по следам цивилизаций. Глобальные проблемы, глобальные решения. Как прокормить человечество. Этика экологической ответственности.

Литература для учителя

    Аджиева Е.М. 50 сценариев классных часов.- М.: Центр «Педагогический поиск», 2000 г.

    Алексеев В.А. 300 вопросов и ответов по экологии.- Ярославль «Академия развития», 1998 г.

    Балабанова В.В. «Предметные недели в школе».- Волгоград: «Учитель», 1997г.

    Бухвалов В.Л. «Развитие учащихся в процессе творчества и сотрудничества».- М.: Центр Педагогический поиск, 2006 г.

    Гречихина Т.И., Кравченко М.А. «Играем в КВН».- Екатеренбург из-во «Возяковой Т.И.», 2000 г.

    Ермаков Д.С., Зверев И.Д. Учимся решать экологические проблемы.- М.: Школьная пресса, 2002г.

    Плешнер В.Г. , Бухвалов В.А.- М.: Центр «Педагогический поиск» 2000г.

    Смекалова Е.П. Каледоскоп школьных дел выпуск №2.- М.: «Псков» 2000 г.

    Соколов А.В. Сценарии школьных праздников книга 2- М.: «Школьная пресса» 2001 г.

    Степанова Е.Н. Классному руководителю о воспитательной системе класса. – М.: Центр «Педагогический поиск», 2000г.

    Хинн О.Г. Я познаю мир. Дет. Энциклопедия М.: ООО «Издательство АСТ», 1997г.

Литература для учащихся

    Банников А.Г. «Мир животных и его охрана».- М.: Педагогика 1978 г.

    Граубин Г.Р. «Моя страна Сибирь» М.: Молодая гвардия 1988 г.

    Граубин Г.Р. «Четырёхэтажная тайга».- Иркутск Восточно - Сибирское книжное издательство, 1982 г.

    Коптелов Л.Е. Это удивительное Забайкалье.- Иркутск Восточно-сибирское книжное издательство, 1990г.

    Куренная И.Г. Чита – город во времени.- Чит: из-во Стиль 2001 г.

    Хинн О.Г. Я познаю мир.- М.: «Издательство АСТ» 1997г.

Управление образования администрации Большемурашкинского района

Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей

Центр развития творчества детей и юношества

Образовательная программа

«Юный эколог»

(2 года обучения с 12 лет)

Учитель МБОУ Большемурашкинская СШ Воронцова Лариса Юрьевна

Большое Мурашкино

2015 год

Пояснительная записка

«Экологическое образование –

это не часть образования, а

новый смысл и цель современного

образовательного процесса».

В условиях современной системы образования важную роль играет

экологизация всей системы образования и воспитания подрастающего поколения. Одним из первых принципов экологического образования считается принцип непрерывности - взаимосвязанный процесс обучения, воспитания и развития человека на протяжении всей его жизни. Именно «Экология» ,как важнейшая наука, помогает понять учащимся своё место в природе и выявить последствия деятельности человека в окружающей среде.

Взаимодействие природы и человека очень сложно. Без перестройки нашего сознания и отношения к природе жизнь человека на Земле может погибнуть гораздо раньше, чем мы предполагаем. Вот почему каждому нужно бережно относиться к природе, её богатствам во избежание катастрофы на Земле. Каждый ребёнок, в любом возрасте, должен понимать, что он всего лишь частичка природы и нанося вред ей,он губит и себя.

Ещё в начальной школе детей знакомят с объектами природы, учат наблюдать и охранять живые существа. В среднем и старшем звене у школьников развивается логическое мышление, исследовательские способности, умения составлять и обобщать полученные факты, использовать справочную и специальную литературу.

Качество обучения по экологии и биологии напрямую связано с кружковой работой. В ходе кружковой работы учащимся приходится

решать задачи теоретического и прикладного характера, приобщаться к практической натуралистической деятельности широкого познавательного характера. Она обогащает урок, позволяет преодолеть некоторую ограниченность содержания и дополнить его результатами исследовательской деятельности. В ней заложены богатые возможности осуществления углубленного изучения предметов.

Школьники, занимаясь в кружке «Юный эколог», приобретают необходимые знания и умения по курсу «Экология растений» и «Экология животных».Как известно, растения - это «лёгкие планеты» и поэтому каждый человек должен осознавать необходимость изучения, охраны и восстановления растений, а также сохранения животных, как неотъемлемой части природных сообществ.

Если погибнет флора и фауна, то погибнет и всё человечество.

Данная тема является очень актуальной на современном этапе и создание программы, реализация которой будет осуществляться через кружковую деятельность, является важной и своевременной.

Программа составлена на основе сборника программ «Экологическая составляющая курса биологии в основной школе», « Внеклассная работа по биологии и экологии» под. ред. Евдокимовой Р. М., « Нравственно-экологическое воспитание школьников» под. ред. Литвиновой Л. С.

ЦЕЛЬ:

Развитие экологической культуры поведения учащихся в окружающей среде, повышение уровня теоретической и практической подготовки в области экологии и биологии.

ЗАДАЧИ 1 ГОДА:

1. Изучение растительности родного края.

2. Умение анализировать собственное поведение в природе, формирование личной ответственности за состояние окружающей среды.

3. Развитие творческого мышления, умения предвидеть последствия природообразующей деятельности человека.

4. Привлечение учащихся, имеющих повышенный интерес к изучению флоры, к научной работе, знакомить их с методами и приёмами простейших научных исследований, учить работе с научной литературой.

5. Развитие коммуникативных качеств, умение работать в группах.

ЗАДАЧИ 2 ГОДА:

1.Изучение животного мира родного края.

2. Изучить влияние условий окружающей среды на животных, состав животного мира в разных местах обитания

3.Рассмотреть многообразие взаимных связей разных животных, показать роль человека в сохранении экологического равновесия в природе.

4.Применение знаний и умений при работе в НОУ, участие в конференциях, проведении открытых мероприятий.

СРОКИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ:

Программа рассчитана на 2 учебных года. Нагрузка 1-го года обучения 4 часа в неделю-144 часа, 2-го – 4 часа в неделю-144 часа. Работа распределена на три этапа:

1. Мотивационно-организационный (изучаются интересы учащихся, ставятся цели и задачи, ознакомление с планом работы).

2. Теоретический (изучается основной материал программы, проводятся лекции, беседы, конкурсы, работа с научной литературой).

3.Практический (проводятся наблюдения, экскурсии, опыты).

ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ

Учащиеся должны знать :

1.Основы экологии растений и животных.

2.Особенности строения и значение растений и животных.

3.Влияние экологических факторов на жизнедеятельность растительных и животных организмов.

Учащиеся должны уметь:

1.Классифицировать растения и животные на экологические группы по отношению к абиотическим факторам.

2. Определять возрастные состояния растений и животных, влияния на них антропогенного фактора.

3. Работать с научной и специальной литературой.

ФОРМЫ ПОДВЕДЕНИЯ ИТОГА

В течение учебного года проводятся следующие мероприятия:

Творческие отчёты

Выпуск газет, альбомов

Участие в учебно-исследовательских конференциях

Тематические вечера для младших школьников

Подготовка и показ презентаций

C

1ГОД -144 часа

Введение

Всего-10 часов.

Теории-6 часов

Практики-4 часа

(изучаются экологические понятия, значение растений, диагностика «Моё отношение к природе», экскурсия в природу)

Всего-72 часа

Теория-30 часов

Практика-42 часа

(рассматривается значение света, тепла, воды, воздуха, почвы для жизнедеятельности растений).

Флора родного края

Всего-34 часа

Теория-12 часов

Практика-22 часа

(изучается природное разнообразие растений Нижегородской области, их приспособленность к местным условиям, влияние деятельности человека на сообщества).

Охрана растительного мира

Всего-28 часов

Теория-9 часов

Практика-19 часов

(изучаются редкие и охраняемые растения, охраняемые территории, красная книга).

C ОДЕРЖАНИЕ ДОП « ЮНЫЙ ЭКОЛОГ».

2 ГОД -144 часа

Введение

Всего-13 часа.

Теории-7 часов

Практики-6 часов

(правила техники безопасности, повторяются экологические понятия, значение животных и условия их существования)

Всего-13 часов

Теория-8 часов

Практика-5 часов

(рассматривается значение света, тепла, воды, воздуха, почвы для жизнедеятельности животных).

Всего-28 часов

Теория-11 часов

Практика-17 часов

(изучается животный мир наземно-воздушной, водной, почвенной сред обитания и особенности приспособленностей животных к данным средам.)

Всего-17 часов

Теория-6 часов

Практика-11 часов

(разбираются внутривидовые и межвидовые отношения животных и значение данных взаимодействий)

Фауна родного края

Всего-44 часа

Теория-15 часов

Практика-29 часов

(изучается природное разнообразие животных Нижегородской области, их приспособленность к местным условиям, влияние деятельности человека на них).

Охрана животного мира

Всего-20 часов

Теория-8 часов

Практика-12 часов

(изучаются редкие и охраняемые животные, заповедники и охраняемые территории, красная книга).

Подведение итога

Всего-9 часов

Теория-3 часа

Практика-6 часов

(организация и проведение экскурсии, подготовка и проведение экологического праздника в начальной школе).

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ТВОРЧЕСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ «ЮНЫЙ ЭКОЛОГ» (1 год обучения -144 часа)

Наименование тем

всего

теория

практика

Введение

Влияние абиотических факторов на растения: значение света-15 значение тепла-14 значение воды-14 значение воздуха-10 значение почвы-14 изменение растений в течении жизни-5

Флора Нижегородской области: природное разнообразие-26 ядовитые и лекарственные растения области-8

Охрана растительного мира: редкие и охраняемые растения-14

последствия деятельности чел-ка-10 красная книга-4

Итого:

Первый год обучения

РАЗДЕЛ

ФОРМЫ ЗАНЯТИЙ

ПРИЕМЫ И МЕТОДЫ

ФОРМА ПОДВЕДЕНИЯ ИТОГОВ

введение

Лекции, беседы, практикум

Тестирование, доклады, наблюдения, лаб. Работы.

микроскоп

Круглый стол

Влияние абиотических факторов на растения

гербарии

Эссе, конкурс

Флора Нижегородской области

Лекции, экскурсии, беседы

Натуральные объекты, таблицы, гербарии

викторина

выпуск газеты

Охрана растительного мира

Лекции, экскурсии

Практические занятия, сообщения

Рабочий инвентарь

Уборка территории,праздник

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ТВОРЧЕСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ «ЮНЫЙ ЭКОЛОГ» (2 год обучения – 144 часа)

Наименование тем

всего

теория

практика

Введение

Влияние абиотических факторов на животных:

значение света-2

значение тепла-2

значение воды-2

значение воздуха-2 значение почвы-2

группы питания животных-3

Животный мир разных сред обитания:

животные суши-10 животный мир воды-10 животные почвы-5 приспособленность животных к смене времён года-3

Влияние биотических факторов на животных:

внутривидовые отношения-6

межвидовые отношения-7 изменение численности животных-4

Фауна родного края:

Общая характеристика животных, зональность-8

Природные зоны-6

Беспозвоночные-5

Разнообразие позвоночных-15

Промысловые и опасные животные-10

Охрана животного мира: редкие и охраняемые животные-16 красная книга-4

Подведение итога

Итого:

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

Второй год обучения

РАЗДЕЛ

ФОРМЫ ЗАНЯТИЙ

ПРИЕМЫ И МЕТОДЫ

МЕТОДИЧЕСКИЙ И ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ

ТЕХНИЧЕСКОЕ ОСНАЩЕНИЕ ЗАНЯТИЙ

ФОРМА ПОДВЕДЕНИЯ ИТОГОВ

введение

Лекции, беседы, практикум

Доклады, наблюдения, прак. Работы.

Учебная и научная литература, таблицы, натуральные объекты

Эссе

Влияние абиотических факторов на животных

Практикум, лекции, технология критического мышления

Лаб. Работы, наблюдения, сообщения

Специальная литература, натуральные объекты

слайды

Мини-конференция

Животный мир разных сред обитания

Беседы, практикум, ТРКМ

Прак. Работы, сообщения.

Научная и специальная литература, таблицы, рисунки.

презентация

Кроссворды,синквейны.

Влияние биотических факторов на животных

Сообщения, наблюдения

Практич. работы

Научная и специальная литература, таблицы, рисунки

конкурс

Фауна Нижегородской области

Лекции, экскурсии, беседы

Практические занятия, сообщения

таблицы, рисунки

слайды

выпуск газеты

Охрана животного мира

Лекции, экскурсии

Практические занятия, сообщения,

экскурсия

Научная литература, красная книга, таблицы

Подготовка и проведение праздника.

Используемая литература для учителя:

    Экология, элективные курсы. 9 класс. М. В. Высоцкая. Волгоград: Учитель, 2006.

    Биология, элективные курсы. 9 класс. И. П. Чередниченко. Волгоград. Изд-во «Учитель».2006.

    Нравственно-экологическое воспитание школьников. Л. С. Литвинова. Москва, 2005.

    Предметные недели в школе: биология, экология, здоровый образ жизни. В. В. Балабанова. Волгоград, изд-во «Учитель», 2003.

    Внеклассная работа по биологии и экологии. Р. М. Евдокимова. Саратов, изд-во « Лицей», 2005.

Используемая литература для ученика:

    Экология растений. Пособие для учащихся школы. А. М. Былова.–Москва, «Вентана-Граф», 2002.

    Биологическое краеведение, Нижегородская область. Учебное пособие, 6 класс. Нижний Новгород, 2007.

    Экология животных. Пособие для учащихся школы. А. М. Былова.–Москва, «Вентана-Граф», 2004.

Программа кружка «Юный эколог»

Объяснительная записка

Кружок «Юный эколог» разработан как дополнение к курсу по окружающему миру в начальной школе. Он призван решать следующие задачи:

    расширение энциклопедических представлений младших школьников;

    углубление теоретических знаний учащихся в области экологии;

    обеспечение более широкой и разнообразной практической деятельности учащихся по изучению и охране окружающей среды.

Программа экологического кружка отражает все аспекты содержания экологического образования:

 научно-познавательного;

 ценностного;

 нормативного;

 практически-деятельностного.

Научно-познавательный аспект содержания, развивающий интерес младших школьников к проблемам окружающей среды и формирующий представление о научной картине мира, представлен материалом, раскрывающим свойства предметов и явлений, их многообразие, связи между ними.

Трудно вычленить какие-то отдельные вопросы, развивающие научно познавательный аспект содержания: для младших школьников весь комплекс знаний об окружающей среде окрашен интересом, что очень важно в деле формирования отношения детей к своему дому  природно-социальному окружению.

Ценностный аспект содержания раскрывает детям многогранную значимость изучаемых объектов в жизни природы и человека. До сих пор в практике обучения младших школьников нередко преобладала трактовка ценности с утилитарно-практических позиций, что обедняло отношение детей к окружающему, снижало их любознательность, эстетическую отзывчивость, милосердие, сочувствие, сопереживание

Нормативный аспект содержания экологического образования  это правила (предписания и запреты) поведения человека и его деятельности в природном и социальном окружении. Следование общечеловеческим нормам морали  показатель общей культуры поведения каждого человека в отношениях между людьми, с природными объектами, к своему здоровью и здоровью окружающих людей и т.п. Основы экологической культуры, как и любой другой, закладываются в детском возрасте. Вот почему именно в начальной школе необходимо уделять особое внимание раскрытию этого аспекта содержания.

Программа экологического кружка построена по четырем основным направлениям: - - познавательном;

 познавательно-развлекательном;

 практическом;

 исследовательском.

Познавательное направление работы кружка включает цикл познавательных мероприятий (используются следующие формы: дидактические игры, беседы, путешествия, спектакли, викторины), которые способствуют более глубокому расширению экологических знаний младших школьников.

Познавательно-развлекательное направление работы ставило целью знакомства учащихся начальных классов с компонентами живой и неживой природы, влияние деятельности человека на эти компоненты в игровой занимательной форме: это  театрализованные представления на экологическую тему, праздники, утренники, устные журналы, экологические игры, игры-путешествия.

Изучение растительного и животного мира, почв, водоемов, ландшафтов родного края, связанное с практическими делами (практическое направление работы кружка «Юный эколог»)  посадкой деревьев и кустарников, охраной уникальных и редких цветов, озеленением класса, охраной муравейников, подкормкой птиц, способствовало привитию бережного отношения младших школьников к родной природе.

Исследовательское направление работы кружка осуществляется в рамках следующих мероприятий : экскурсий, фенологических наблюдений, опытов, которые способствуют развитию мышления, анализу полученных результатов.

Программа может быть реализована при проведении внеучебной воспитательной работы, в рамках кружка; программа рассчитана на младших школьников.

К концу года учащиеся должны знать:

    Связь между человеком и природой.

    Природу родного края.

    Связь между состоянием природы и здоровьем человека.

К концу года учащиеся должны уметь:

    Различать изученные группы растений и животных.

    Вести наблюдения в природе под руководством руководителя.

    Выполнять правила поведения в природе.

    Изготовлять домики для птиц.

    Изготовлять экологические памятники.

Программа составлена из расчета одно занятие в неделю.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ЗАНЯТИЙ КРУЖКА «Юный эколог»

п/п

Тема

Кол-во часов

Дата

Утренник «Мир вокруг нас»

Сентябрь

Театрализованное представление на экологическую тему: «Новые при-ключения Маши и Вити».

Сентябрь

Работа над проектом «Мое дерево».

Выставка детских рисунков на эко-логическую тему: «Давайте сохраним планету».

Сентябрь

Путешествие по экологической тропинке (I часть).

Сентябрь

Беседа «Перелетные птицы. Их охрана».

Октябрь

Праздник «Золотая волшебница осень».

Конкурс на лучший осенний букет.

Октябрь

Операция «Большие дела маленьких рук» (Сбор корма для птиц).

Октябрь

Экскурсия «Удивительное рядом».

Фенологические наблюдения «Осенние явления».

Октябрь

Путешествие за капелькой воды. Проблема чистой воды и здоровье человека.

Ноябрь

Утренник «В гостях у жителей под-водного царства».

Ноябрь

Опыт «Волшебница вода».

Ноябрь

Спектакль «Зачем зимой снег».

Декабрь

Утренник «Здравствуй, гостья зима»

Декабрь

Подготовка материалов для эко-логической тропинки. Конкурс рисунков «Снежные узоры».

Декабрь

Опыты «Почему идет снег?» «Поче-му снег бывает разным?»

Декабрь

Беседа «Лиственные и хвойные растения зимой».

Январь

Путешествие на родину комнатных растений. Уход за комнатными растениями.

Январь

Опыт «Защитные свойства снега» (роль снега на растения зимой).

Январь

Устный журнал «Зимующие птицы. Кто как проводит зиму».

Февраль

Операция «Синица» изготовление и развешивание кормушек, подкормка птиц.

Февраль

Экскурсия «Следы». Фенологические наблюдения.

Февраль

Дидактическая игра «Первоцветы. Узнай растение по листу». Беседа «Встреча пернатых друзей».

Март

Праздник весны. Конкурс «Птичий КВН».

Март

Очистка аллеи от сушняка. Операция «Скворец» изготовление птичьих гнездовий.

Март

Беседа «Что мы знаем о насекомых и их охране». Чтение и обсуждение книг и статей в журналах о природе и ее охране.

Апрель

Экологическая игра «Пестрый мир насекомых»

Апрель

Операция «Муравей».

Апрель

Экскурсия на луг. Фенологические наблюдения.

Апрель

Турнир-викторина «Охраняемые растения КБР».

Игра-путешествие «По лесным тро-пинкам».

Работа по проекту «Мое дерево». Озеленение школьного двора.

Путешествие по экологической тропинке (II часть). Лекарственные растения.

Образование и воспитание школьников в области окружающей среды является в настоящее время одним из приоритетных направлений работы с молодежью и является актуальной.

Актуальность программы. Проблема охраны природы – одна из наиболее актуальных проблем современности, поэтому школьников с юных лет необходимо научить любить, охранять природу и приумножать природные богатства родного края. Привить бережное отношение к природе и научить школьников разумно использовать научные и технические достижения на благо природы и человека – одна из задач экологического кружка.

Программа кружка рассчитана на группу учащихся 6 - 9 классов , содержание и структура курса построены в соответствии с логикой экологической триады: общая экология – социальная экология – практическая экология, или охрана природы.

В целом кружок позволит полнее реализовать воспитательный и развивающий потенциал природоведческих знаний, обеспечит более надёжные основы экологической ответственности школьников.

Цель работы кружка по экологии: научить детей любить, беречь, улучшать окружающий мир.

Задачи:

    развитие познавательного интереса учащихся, их творческой активности;

    овладение навыками поведения в окружающей природной среде и простейшими способами самостоятельного постижения природных закономерностей;

    воспитание понимания эстетической ценности природы;

    развитие любознательности и желания получать знания об окружающем мире;

    формирование положительного отношения к окружающему миру;

    нравственное развитие личности, воспитание чувств;

    научить учащихся пользоваться научной литературой;

    научить любить природу, правильно её использовать;

    раскрытие творческих способностей, воображения и фантазии;

    воспитание трудолюбия, развитие умений работать с текстом, рисунками, природным материалом.

Основные направления работы по программе:

познавательно-исследовательское:

    подготовка исследовательских проектов;

духовно-творческое:

    выставки рисунков;

    фотовыставки;

    театрализованные представления;

просветительское:

    проведение тематических экскурсий по изучению природы родного края;

    изготовление листовок, плакатов на экологическую тему;

    выступления агитбригады перед учащимися начальной школы;

природоохранное:

    уход за комнатными растениями;

    изготовление скворечников и кормушек;

    охрана птиц;

туристско-оздоровительные:

    День здоровья;

    Практикумы экологически грамотного покупателя;

Формы, методы и средства организации экологического воспитания:

а) традиционные;

б) активные;

в) инновационные.

Режим занятий : 70 часов - 2 раза в неделю.

Ожидаемый результат. В ходе реализации программы экологического кружка учащиеся должны проявлять:

    познавательный интерес к изучению природы, роли человека в ней;

    бережное отношение к природе;

    творческую активность к познанию окружающего мира и своего места в нём, при этом соблюдая основное правило поведения в природе: не навреди!

    самоопределение себя как личности, способной к саморегуляции;

    духовно-нравственные качества, восприятие себя как человека и гражданина.

К концу года учащиеся должны знать:

    предмет изучения экологии, основные законы экологии;

    связь между человеком и природой;

    многообразие экологических групп комнатных растений;

    основные экологические проблемы родного края и пути их решения;

    природу родного края;

    связь между состоянием природы и здоровьем человека.

К концу года учащиеся должны уметь :

    изготавливать гербарий, поделки из природных материалов;

    различать изученные группы растений и животных;

    осуществлять систематический уход за живыми организмами;

    изготовлять экологические памятки, этикетки комнатных растений;

    вести наблюдения в природе под руководством учителя;

    выполнять правила поведения в природе;

    прокладывать маршрут экологической тропы;

    уметь защищать свой проект, отстаивать свою позицию;

    изготавливать листовки, газеты, выполнять рисунки на экологическую тематику;

    участвовать в экологических викторинах, конкурсах, спектаклях.

Формы подведения итогов:

    выставки рисунков;

    фотовыставки;

    листовки, буклеты, газеты;

    тематические альбомы;

    театрализация.

Ориентировочный тематический план

Вступление (3 часа). Что изучает экология? Экологические организации, их значение. Значение экологического движения в школе. Цели, задачи и направления работы кружка. Правила поведения в природе. Экологические знаки. Изучение календаря экологических дат.

Практические занятия:

    Изучение календаря экологических дат.

Тема 1. Взаимосвязи в природе (16 часов). Осенние явления в жизни природы. Листопад, его значение для растений. Писатели и поэты о красоте осени. Народные приметы, связанные с поведением живых организмов. Особенности внешнего строения коры деревьев. Изучение опухолей на растениях. Исследование динамики изменения климата по годичным кольцам деревьев. Определение температурного и ветрового режима в городе. Бытовой мусор. Проблема его утилизации.

Практические занятия:

    Исследование опухолей растений.

    Каким воздухом мы дышим?

Экскурсии:

    Исследование опухолей растений в лесопарке.

    Каким воздухом мы дышим?

Тема 2. Уникальный мир живой природы (15 часов). 30 ноября – Всемирный день домашних животных. Наши питомцы, их повадки. Уход за ними. Путешествие на родину комнатных растений. Правила посадки, размножения комнатных растений, уход за ними. Цветы в легендах и мифах. Рекорды животного и растительного мира. Зимующие птицы. Удивительный подводный мир.

Практические занятия

    Изучение растений классного зелёного уголка.

    Составление памяток за растениями в кабинете географии.

    Роль комнатных растений.

    Цветы в легендах и мифах.

    Птицы Московской области.

    Викторина «Птицы России».

    Рекорды животного мира.

    Игра «Счастливый случай».

    Викторина «Живые барометры в животном и растительном мире».

    Фотоконкурс «Мы в ответе за тех, кого приручили».

Экскурсии:

1. Зимующие птицы. Акция «Накормим птиц!»

Тема 3. Экология жилища (13 часов). Экология жилья человека. Опасные предметы в квартире. Культура еды. Экологически грамотный покупатель. Правила обращения с лекарственными препаратами. Водосбережение. Энергосбережение. Альтернативные источники энергии.

Практические занятия:

    Изучение традиций питания в России.

    Деловая игра «Что обозначают индексы пищевых добавок

Тема 4. Экологические катастрофы и их последствия (7 часов).

Почему исчезли динозавры? Глобальное потепление или похолодание? Земная кора в движении. Кладбище химического оружия на дне моря. Припять: город-призрак.

Практические занятия:

    Земная кора в движении.

    Защита от космических визитеров.

    Устный журнал «Берегите свою планету».

Тема 5. Охрана природы (15 часов). Кодекс охотника и браконьерство. Постановка экологической сказки «Лесной спецназ». ООПТ Подмосковья. Проведение викторины для учеников начальной школы. Книга рекордов собак и кошек. Дети Маугли. Духовный путь Лыковых.

Практические занятия:

    Подготовка и постановка экологической сказки « Лесной спецназ, или Кто спасет зеленый лес?».

    Виртуальная экскурсия. ООПТ Подмосковья.

    Викторина «Азбука эколога».

    «Удивительный мир животных» конкурс-игра.

    Развлекательная игра «Путешествие ручейков».

    «Удивительное рядом» викторина для учеников начальной школы.

    Экологический марафон.

Подведение итогов работы (2 часа).

Практические занятия:

Календарно-тематическое планирование

(70 часов; 2 часа в неделю)

Занятия: вторник и четверг с 14.00 до 14.45

Экскурсия

ВСТУПЛЕНИЕ (3 часа)

Что изучает экология? Экологические организации, их значение.

Цели, задачи и направления работы кружка. Изучение календаря экологических дат.

Правила поведения на природе. Инструктаж по ТБ во время экскурсий.

ТЕМА 1. ВЗАИМОСВЯЗИ В ПРИРОДЕ (16 часов)

Осенние явления в жизни природы. Листопад, его значение для растений. Писатели и поэты о красоте осени.

Особенности внешнего строения коры деревьев.

Исследование опухолей растений в лесопарке усадьбы Пехра-Яковлевское.

Народные приметы, связанные с поведением живых организмов.

Интеллектуальная игра «Удивительный мир животных».

Исследование динамики изменения климата по годичным кольцам древесных растений.

12-13

Каким воздухом мы дышим?

Определение ветрового режима в городе.

Температура воздуха в городе.

Бытовой мусор. Проблема утилизации.

Викторина «Очисти планету от мусора».

18-19

Работа над выпуском стенгазеты «Бытовым отходам – вторую жизнь!»

Познавательная игра «Подружись с природой».

ТЕМА 2. УНИКАЛЬНЫЙ МИР ЖИВОЙ ПРИРОДЫ (15 часов)

Путешествие на родину комнатных растений.

22-23

Изучение растений классного зелёного уголка. Составление памяток по уходу за растениями.

Роль комнатных растений.

Цветы в легендах и мифах.

Самые удивительные растения.

Птицы Московской области.

Викторина «Птицы России».

Зимующие птицы.

Акция «Накорми птиц!».

Рекорды животного мира. Интеллектуальная игра.

Рекорды растительного мира. Игра «Счастливый случай».

Живые барометры в растительном и животном мире. Викторина.

Удивительный подводный мир. Просмотр в/ф.

Мы в ответе за тех, кого приручили. Фотоконкурс.

Курьезы и тайны природы.

ТЕМА 3. ЭКОЛОГИЯ ЖИЛИЩА (13 часов)

Экология жилья: от избы к современной квартире.

Опасные предметы в квартире человека.

Культура еды: изучение традиций питания в России.

Что обозначают индексы пищевых добавок? Деловая игра.

Правила обращения с лекарственными препаратами.

Экологически опасные факторы в быту.

Водосбережение.

Учет водопотребления в семье.

Энергосбережение. Альтернативные источники энергии. Просмотр в/ф

Энергопотребление в моей семье.

Оценка материально-жилищного уровня жизни семьи.

ТЕМА 4. ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ КАТАСТРОФЫ И ИХ ПОСЛЕДСТВИЯ

(7 ЧАСОВ)

На пути к гибели… Почему исчезли динозавры?

Глобальное потепление или похолодание?

Земная кора в движении.

Кладбище химического оружия на дне моря.

Припять: город-призрак.

Защита от космических визитеров.

«Берегите свою планету!» Устный журнал.

ТЕМА 5. ОХРАНА ПРИРОДЫ (15 часов)

Кодекс охотника и браконьерство.

56-58

Подготовка экологической сказки «Лесной спецназ, или Кто спасёт зелёный лес?»

Театрализация экологической сказки «Лесной спецназ, или Кто спасёт зелёный лес?»

ООПТ Подмосковья. Виртуальная экскурсия.

Экологическая игра «Птичья школа».

Викторина «Азбука эколога»

«Удивительный мир животных». Конкурс-игра.

«Путешествие ручейков». Развлекательная игра.

«Удивительное рядом». Проведение викторины для учащихся начальной школы.

Экологический марафон.

Книга рекордов собак и кошек.

Дети Маугли.

Не таежный тупик, а духовный путь Лыковых.

Подведение итогов работы. Презентация подготовленного материала.

Литература

    Алексеев, В.А. 300 вопросов и ответов о животных. Ярославль: «Академия развития», «Академия К», 2010.

    Алексеев, В. А. 300 вопросов и ответов по экологии. Ярославль: «Академия развития», 2008.

    Анашкина, Е.Н. 300 вопросов и ответов о домашних животных. Ярославль: «Академия развития», 2000.

    Голубев И.Р., Новиков Ю.В. Окружающая среда и ее охрана. Книга для учащихся. М: Просвещение, 2005.

    Горлов А.А. Жить в согласии с природой. М., 2003.

    Державина Т.Б. Экскурсии в природу: пособие для учителя. М.: Мнемозина, 2010.

    Завьялова О.Г. Азбука экологии. М., 2007.

    Ильин М.П. Школьный гербарий (Пособие для учителей). М. : «Просвещение», 2013 г.

    Мурманцев В.С., Юшкин Н.В. Человек и природа. М., 2001.

    Панарков М.А. Школьные походы в природу. М.: «Просвещение», 2005.

    Пелевин В.И. Охрана природы. М.: Наука, 2001.

    Тайны живой природы. М.: Росмэн, 2005 г.

    Чернова Н.М. Экология животных. М.: Изд. центр «Вентана – Граф», 2007.

    Чижевский А.У. Экология: Энциклопедия “Я познаю мир”. Издательство АСТ, 2004.

    Энциклопедия для детей. Том 19. Экология. М.: Аванта +, 2005. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ЭКОЛОГИЧЕСКОГО КРУЖКА

    «ТАЙНЫ ПРИРОДЫ»

    Программу составила

    учитель географии

    Кулагина С.А.

    г.о. БАЛАШИХА

Муниципальное образовательное учреждение

Новосёлковская средняя общеобразовательная школа

Утверждаю Директор школы

_______________

Угрюмова В. А.

Программа

дополнительного образования

творческого объединения « Здоровье человека и окружающая среда»

Возраст обучающихся: 10 - 16 лет.

Программа рассчитана на 3 года обучения.

Руководитель: учитель географии

1 квалификационной категории Солдатова Нина Николаевна.

Арзамасский район

д. Бебяево, д. 40 в.

2010 год.

Список

экологического кружка «Здоровье человека и окружающая среда»

  1. Андрианова Екатерина -11 а класс
  2. Гордеевцев Вадим -10 класс
  3. Глушенкова Алёна - 9 а класс
  4. Евстигнеев Влад - 6 класс

5. Ильина Анастасия -11 а класс

  1. Ледянкина Маша -10 класс
  2. Молотков Дима - 6 класс
  3. Савельева Юлия -11 а класс
  4. Сиднева Алёна -11 а класс
  1. Солдатова Анастасия - 11 а класс
  2. Солдатов Влад - 6 класс
  3. Степанцева Альбина -11 а класс
  4. Сычёв Дима - 6 класс
  5. Сулин Миша - 10 класс
  6. Шубин Илья -10 класс
  7. Чуева Маша - 9а класс

Пояснительная записка

Образование и воспитание школьников в области окружающей среды, а также сохранение здоровья и здорового образа жизни является в настоящее время одним из приоритетных направлений работы с молодёжью. Чем раньше начинается формирование экологической культуры, здорового образа жизни у детей, чем целесообразнее организовать этот процесс, тем выше эффективность воспитания. Научная организация процесса экологического воспитания требует чёткого определенья всех его звеньев выявления связей и зависимостей. Здоровье - не всё. Но всё без здоровья - ничто. (Сократ)

Человек - высшее творение природы. Но для того чтобы сполна насладиться её сокровищами он должен знать природу уметь приспособиться к ней не навредить себе и природе и самое главное должен отвечать по крайней мере одному требованию - быть здоровым.

Возможно, поэтому большая часть ответственности за спасение здоровья ребят берет на себя школа, которая ещё со времён Аристотеля призвана обучать и воспитывать жить в гармонии с природой, а значит и предостерегать ребёнка от тех возможных проблем, с которыми ему предстоит столкнуться во взрослой самостоятельной жизни.

Таким образом, учитывая актуальность выделенной проблемы, возникает необходимость реализации целостной профилактической системы, целью которой является создание условий для формирования у учащихся устойчивых установок на гармоничную связь с природой укрепление здоровья и здорового образа жизни.

Основания для разработки программы:

Закон РФ «Об образовании»

Конвенция ООН о правах ребенка.

Национальная доктрина образования в Российской Федерации.

Типовое положение об образовательном учреждении дополнительного образования детей.

Закон Российской Федерации «Об основах системы профилактики
безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».

Целевая программа: "Профилактика заболеваний и оздоровления детей, подростков и учащейся молодежи образовательных учреждений Арзамасского района.

Участники реализации программы:

1.Обучающиеся дети и педагоги МОУ Новоселковская СОШ. 2.Родители детей.

Сроки реализации программы: 2010-2012 г.г.(3 года)

Этапы реализации:

  1. Информационно-аналитический: анализ работы по экологическому воспитанию, здоровому образу жизни среди детей и подростков, выявление возможных путей их решения.
  2. Организационно-деятелъностный: обеспечение системы
    организационной работы, направленной на реализацию основного содержания программы.
  3. Этап педагогического последействия: систематизация полученных результатов.

Актуальность программы и основные положения экологического воспитания и привития здорового образа жизни учащихся.

В век новых технологий человек перестает ощущать себя частью природы, действует как её хозяин и преобразователь, что ведет к формированию утилитарного подхода к окружающей среде, что в свою очередь ведет к её загрязнению и негативному влиянию на здоровье подрастающего поколения. Но сохранение и укрепление здоровья детей одна из наиболее важных и сложных задач современности. В настоящее время только незначительная часть выпускников нашей школы являются полностью здоровыми, поэтому воспитание в данном направлении приобретает социальную значимость.

Что же понимается под экологической культурой и здоровым образом жизни? Это качество личности включающее в себя следующие компоненты:

  1. Интерес к природе и здоровому образу жизни.
  2. Знание о природе, взаимосвязях в природе, воздействии человека на
    природу.
  3. Чувства эстетические и нравственные.
  4. Позитивная деятельность и поведение в природе.
  5. Мотивы деятельности в природе (гуманистические, познавательские,
    эстетические, санитарно - гигиенические и др.)

Основными аспектами здорового образа жизни являются пропорциональное соотношение взаимодействия человека и природы, правильная организация свободного времени и досуга, в том числе и при выходе детей на природу.

Организация досуга детей и подростков является одним из основных приоритетных направлений деятельности экологического кружка, созданного при МОУ Новоселковская СОШ.

После проведенного мною анализ была выявлена проблема: школьники получают достаточно большой объем теоретических знаний, а на практике в силу объективных и субъективных причин, применять их не могут.

Для решения данной проблемы кружок имеет практическую направленность составлен с учетом психолого-физиологических особенностей младшего, среднего и старшего школьного возраста.

Данная программа будет осуществляться в МОУ Новоселковская СОШ на

экологическом кружке.

Таким образом, в области экологического воспитания и здорового образа жизни ставятся следующие цели и задачи.

Цель: формирование экологической культуры и пропаганды здорового образа жизни среди детей и подростков.

Задачи:

8. Раскрыть закономерности развития организма человека о тесной связи с окружающей природной средой, способствовать формированию ответственного отношения к своему здоровью.

  1. Дать представление об отрицательном взаимодействии на организм человека и негативных последствий, связанных с загрязнением окружающей природы.
  2. Обеспечить комплексный подход в реализации программы во взаимодействии со специалистами (социологами, мед. работниками, СОВД, МЧС, социальными педагогами, психологами)

Ожидаемые результаты.

Эта программа направлена на организацию деятельности учащихся по изучению ближайшего природного окружения и участия в реальной природоохранной деятельности своей деревни, района, области, республики.

Экологическое образование по данной программе предполагает не только получения знаний, но и воспитание экологической культуры, а также формирование умений практического характера, что позволяет учащимся нести реальный вклад в сбережение природы своей местности.

Деятельность учащихся должна быть ориентирована на мониторинг окружающей среды своей местности.

Общение с природой - это главное условие формирования экологической ответственности по отношению к природной среде.

Сохранение здоровья подрастающего поколения - важнейшая задача семьи и школы. В условиях дальнейшего ухудшения состояния окружающей среды решение этой задачи особенно актуальны. Поэтому необходимо усиление гигиенического и физического обучения и воспитания школьников, способствующего сохранению здоровья.

Особую роль приобретает программа школьного обучения, в процессе которого закладываются фундамент отношений человека с окружающим миром, и начинает просыпаться интерес к своему организму.

Школьникам среднего возраста свойственна высокая познавательная активность, направленная в окружающий мир к широкому кругу явлений, социальной природной действительности, стремление общения с природой, поэтому целесообразно вести ученый процесс современной школы экологический кружок «Здоровье человека и окружающая среда».

В течении занятий экологического кружка « Здоровье человека и окружающая среда» будут сформированы компетенции:

1. Знание зависимости здоровья человека от состояния окружающей среды и здорового образа жизни;

2. Умение оздоровлять окружающую среду внося посильный вклад в улучшение санитарно-гигиенических и экологических условий жизни человека;

3. Развиваться умения и навыки, направленные на сохранение и укрепление
индивидуального здоровья учащихся;

4. Овладение экологической культурой учащимися.

Приоритетное направление деятельности - создание условий для его самореализации, стимулирование творческой активности и развитие индивидуальных задатков и способностей.

Кружок рассчитан на учащихся в возрасте с 10 до 15 лет, талантливых и любознательных, интересующихся биологией, экологией, химией, географией. Оптимальное количество детей в группе 15 человек. Переход от одного года обучения проходит по принципу повторения и обобщения.

В работе кружка рассчитано использование познавательных игр, экскурсий, диспутов, практической работы на местности, соматометрические измерения, встречи с интересными людьми (врачами, студентами, лесником, агрономом).

Принципы организации экологического воспитания.

  1. Процесс формирования ответственного отношения к природе является
    составной частью общей системы воспитания, актуальным её направлением.
  2. Процесс формирования экологической культуры строится на взаимосвязи
    глобального, регионального и краеведческого подходов к раскрытию современных экологических проблем.
  3. В основе формирования бережного отношения к природе лежит единство интеллектуального, эмоционального восприятия окружающей среды и практической деятельности по её улучшению

4. Процесс формирования экологической культуры школьников опирается
на принципы систематичности, непрерывности, и междисциплинарности
в содержании и организации экологического образования.

Формы, методы и средства организации экологического

воспитания:

а) традиционные;

б) активные инновационные.

Наиболее действенным средством экологического воспитания является разнообразная деятельность детей (учебная, познавательная, художественная, творческая, игровая). Особую роль играет природоохранительная деятельность школьников. Виды ее многообразны:

По защите природной среды (спасание животных, попавших в беду; борьба с мусором; изготовление кормушек и домиков для птиц, установка табличек в местах распространения охраняемых растений);

По предупреждению дурных поступков в природе и борьбе с ними (участие в «зеленом» патруле, рейдах в природу);

По улучшению природной среды (посадка растений, озеленение склонов, расчистка леса от сушняка);

По пропаганде и разъяснению идей охраны природы (беседы с товарищами, родителями, взрослыми, изготовление плакатов, выпуск стенгазет, подготовка радиопередач);

По сохранению и использованию эстетических ценностей природы (сбор природного материала, изготовление панно, поделок из природного материала).

Основным критерием эффективности работы по формированию экологической культуры школьников является единство экологического сознания и поведения.

Механизм реализации программы

Координацию деятельности по реализации программы осуществляет «Экологический кружок», организованный в МОУ Новоселковская СОШ.

В состав кружка входят участники образовательного процесса, заинтересованные в организации и совершенствовании деятельности по экологическому воспитанию и воспитанию здорового образа жизни.

Экологический кружок определяет содержание конкретных мероприятий по реализации программы, организует их выполнение, обсуждает предложения, направленные на повышение эффективности в работе.

Основными исполнителями мероприятий Программы являются учащиеся, посещающие экологический кружок, педагоги.

Оценка эффективности реализации Программы.

Оценка эффективности Программы осуществляется на основе обобщенных оценочных показателей, включающих целенаправленность воспитательного процесса, его системный, содержательный и организационный характер, научную обоснованность методов и использование современных технологий воспитательного воздействия, широту охвата объектов воспитания.

В результате изучения данной программы учащиеся должны ЗНАТЬ:

Определения основных экологических понятий (факторы среды, лимитирующие факторы)

  1. О типах взаимодействия организмов
  2. Современные проблемы охраны природы
  3. О рациональном использовании и охране водных ресурсов
  4. О современном состоянии, использовании и охране растительности
  5. Вредные для здоровья факторы
  6. О норме и режиме питания
  7. Об охраняемых территориях и объектах своей местности.
  8. Влияние окружающей среды на рост и развитие растений

Учащиеся должны УМЕТЬ:

  1. Решать простейшие экологические задачи
  2. Применять знания экологических правил при анализе различных видов
    хозяйственной деятельности
  3. Определять уровень загрязнения воздуха и воды
  4. Подкармливать и охранять птиц
  5. Объяснять влияние различных факторов абиотической, биотической и
    социальной среды на здоровье отдельного человека и демографические
    показатели.

Мероприятия по реализации программы

1.Познавательно - игровые:

  1. Мы друзья природы - турнир викторина «Охраняемые растения и животные
    территории д. Бебяево.
  2. Жалеть надо уметь - КТД «Мой маленький друг», о животных, содержащихся дома.
  3. Наш друг - лес - экологические игры: «Тайны лесной тропинки», «Робинзоны»,
    «Птичья столовая», «Сбор грибов».
  4. Как мы помогаем природе?! - Эстафета любимых занятий (уход за растениями,
    животными, выращивание растений, фотоохота, рыбалка, изготовление поделок из
    природного материала, сбор марок и открыток о природе).
  5. О культуре поведения в природе - комплексное мероприятие - человек, природа,
    искусство.
  6. Учитесь доброте: Экскурсии: «Музей природы», «Тропики, тайны, голоса».

2. Тематические беседы:

  1. Удивительное рядом.
  2. Наш друг лес.
  3. Тайны бионики.
  4. Звери и птицы зимой.
  5. Зеленая аптека.
  6. Где живут наши меньшие братья.
  7. О тех, кого мы не любим.
  8. Как мы познаем природу.

3. Просмотры фильмов:

  1. Вода - это жизнь.
  2. Растения и животные
  1. Тундры
  2. Лесотундры
  3. Лесов
  4. Степей
  5. Пустынь и полупустынь
  1. Океан - загадка мира.
  2. Природные катаклизмы.
  3. Экологические кризисы на земле.

4. Развлекательные:

  1. Конкурс чтецов, певцов, музыкантов (по произведениям о природе).
  2. Праздники Весны, Лета, Осени, Зимы.
  3. Праздник цветов.
  4. Праздник птиц.
  5. Праздник «лесной карнавал».
  6. Утренник «Природа и искусство».
  7. Экологический праздник «Театр на столе с витаминной страной».

5. Практические:

  1. Мастерская «Самоделкина». Изготовление кормушек, домиков для птиц.
  2. Операция «Первоцвет». Очистка от мусора памятника воинам ВОВ.
  3. Озеленение класса.
  4. заготовка кормов для птиц.
  5. Операция «Мой школьный двор - моя забота».
  6. Наш выбор - здоровье.
  7. Полоса препятствий - практическое занятие по профилактике вредных привычек.
  8. Школа хороших манер - конкурс.

Раздел 1. Природа своей местности

Ориентирование на местности: по Полярной звезде и по Солнцу. Определение сторон горизонта на местности. Определение азимутов.

Ландшафты и экосистемы своей местности. Освоение местности человеком. Население своей местности. Хозяйственная деятельность и быт населения, преобладающие профессии. Изменение ландшафтов и экосистем под влиянием естественных причин и деятельности человека.

Оценка, высказывание суждений о мерах по улучшению условий жизни населения своей местности. Охраняемые территории и объекты своей местности.

Уход за ландшафтом.

Изучение литературы о родном крае - книг, журналов, газет. Посещение краеведческого музея, других достопримечательностей. Встреча с интересными людьми своего края. Изучение картосхемы своего края. Оформление материалов наблюдений.

Раздел П. Растительный организм

Строение растительной клетки. Жизнедеятельность клетки. Внешнее и внутреннее строение семени, типы семян. Значение семян в природе и жизни человека

Внутреннее строение корня. Строение и значение побегов у растений. Видоизмененные побеги. Внешнее и внутреннее строение листа

Внешнее и внутреннее строение листа. Видоизменения подземных побегов

Строение, функции и типы цветков. Соцветия. Многообразие и значение плодов

Корневое питание растений. Космическая роль зеленых растений. Фотосинтез

Роль воды в жизни растений. Экологические группы по отношению к воде. Вегетативное размножение растений. Рост и развитие растений

Влияние окружающей среды на рост и развитие растений. Подцарство водоросли

Подцарство Папоротникообразные. Подцрство Покрытосеменные Семейства двудольных растений. Пасленовые, Крестоцветные, сложноцветные Класс Однодольные растения. Семейство Злаковые. Хозяйственное значение злаковых. Эволюция высших растений Дары Старого и Нового Света

Разнообразие бактерий Царство Грибы. Общая характеристика Лишайники. Приспособленность организмов к совместной жизни. Смена сообществ.

РАЗДЕЛ 3 «Окружающая среда и здоровье человека»

Тема 1. Здоровье и окружающая среда человека.

Здоровье человека.

Практическая работа. Соматометрические измерения человека

Тема2. Учитесь быть здоровым!

Движение и красота человека. Физическая культура в жизни человека.

Активный отдых. Подвижные игры на свежем воздухе

Закаливание и его роль в укреплении здоровья. Простудные заболевания и их

предупреждения. Учитесь быть здоровым!

Гигиена питания. Режим и правила питания. Сервировка и оформление

обеденного стола. Гигиена твоего жилища. Чистота в доме и квартире

Практическая работа. Сервировка и оформление обеденного стола.

Подвижные игры на свежем воздухе

Тема 3. Медицина против болезней

Растения лечат и калечат. Путешествие с комнатными растениями.

Гиподинамия. Движение - это твоё лекарство. Красивая походка. Изучение

физического развития и функционального состояния организма.

Практическая работа. Оказание первой медпомощи. Правила хранения лекарств и обращение с ними.

Раздел 4. Человек, вода, водоем

Тема 1. Вода и водоем в жизни человека.

Связи местного населения и отдельного человека с водой и водоемом:

потребности в пресной воде для питья и хозяйства.

Воды исследуемой территории: виды вод местности, водные ресурсы.

Источники снабжения водой местного населения. Ведение наблюдений и

исследования.

Практическая работа. Ведение наблюдений и исследования. Тема 2. Виды водопользования на исследуемой территории. Особенности местности, прилегающей к исследуемому водоему: степень

населения, густота гидрологических объектов, степень использования

водоемов в хозяйстве и быту, их состояние, охрана от истощения и

загрязнения.

Целебные воды. Химический состав некоторых минеральных вод.

Воздействие их на организм. Минеральные источники своей местности.

Оценка их состояния. Использование местным населением. Оборудование

источника. Составление плана расположения водных источников

исследуемой территории.

Практическая работа Химический состав некоторых минеральных вод Тема 3. Исследование прилегающей к водоему местности. Связь водоема с другими компонентами территории. Зависимость его состояния от состояния исследуемой территории. Особенности рельефа. Поверхностный сток воды в водоем. Загрязнение водоема поверхностными водами. Причины и меры предупреждения. Тип грунта исследуемой территории (глинистый, песчаный, торфяной и т. д.). Зависимость состояния грунтовых и поверхностных вод.

Практическая работа Исследование прилегающей к водоему местности

Тема 4. Свойства и качества воды.

План описания водоема. Условия, необходимые для жизнедеятельности обитателей водоемов; температура, прозрачность золы, наличие течений, концентрация кислорода, углекислого газа, биогенных веществ.

Физические свойства воды (теплоемкость, скрытая теплота плавления, парообразование, плотность воды). Зависимость температуры воды в водоеме от климата местности, характера водоема, свойств воды.

Органолептические свойства воды (запах, вкус, цвет). Различение запахов: естественного и искусственного происхождения. Норма на запах. Способы определения запахов.

Зависимость вкуса воды от ее химического состава.. Жесткость воды. Способы определения и устранения жесткости воды. Практическая работа Органолептические свойства воды (запах, вкус, цвет).

Учебно-тематический план

экологического кружка «Здоровье человека и окружающая среда»

по программе – 144 часа, по плану – 70 часов (2 часа в неделю)

Цель первого года обучения: формирование экологической культуры и пропаганды здорового образа жизни среди детей и подростков.

Задачи:

  1. Усвоение ведущих идей основных понятий и научных факторов, на основе которых определяется оптимальное воздействие человека на природу и природы на человека, способствующие здоровому образу жизни и укрепление его посредством взаимодействия с природой.
  2. Понимание многосторонней ценности природы как источника материального и духовного развития общества, а так же приобретения здоровья.

Тема

Форма занятия

Кол-во часов по плану

Кол-во часов

Дата

Корректировка

Теоретические

Практические

Раздел 1. Природа своей местности. 18 час.

Введение. Что мы будем изучать на экологическом кружке?

Вводная лекция элементами беседы.

Дискуссия.

Турнир викторина «Мы друзья природы»

Нижегородская область, Арзамасский район, д.Бебяево на карте нашей Родины

Рассказ учителя, беседа с учениками. Рассказы стихов о родных просторах. Работа с картой с Нижегородской обл

Ориентирование на местности; определение сторон горизонта, азимута.

Экскурсия №1 работа с компасом

Ландшафты и экосистемы своей местности.

Экскурсия №2 выделение природных компонентов земли и природной зоны.

Население своей местности

Рассказ учителя. Конкурс чтецов, певцов, музыкантов, связанных с фольклором своей местности

Хозяйственная деятельность быт населения, преобладающие профессии

Диспут: удивительное – рядом

Изменение ландшафтов и экосистем под влиянием естественных причин и деятельности человека

Экскурсия №3 посещение музея «затерянный мир»

Оценка, высказывание суждений о мерах по улучшению условий жизни населения своей местности и экологической обстановки.

Рассказ учителя, дискуссия

Проектная работа №1 «Вот моя деревня»

Уход за ландшафтами

Уборка около школ, дороги к школе, памятника военным в ВОВ

Изучение литературы о родном крае

Беседа библиотекаря. О книгах, журналах, газетах своей местности

Встреча с интересными людьми своего края

Встреча с родителями детей. Рассказы стихов, песни

Оформление материалов наблюдений

Выпуск стен, газеты на тему: «Природа своего края

Раздел 2 Человек, вода, водоем

12 часов

Связи местного населения и отдельного человека с водой и водоемами: потребности в пресной воде для питья и хозяйства

Исследовательская работа 1. Определение потребления воды жителями села

Вода исследуемой территории: виды вод местности, водные ресурсы

Ведение наблюдений и исследований для исследовательской работы №1

Особенности местности, прилегающей к исследуемому водоему: степень населения, гидрологических объектов, степень использования водоемов в хозяйстве и быту, их состояние, охрана от истощения и загрязнения.

Экскурсия №4 на очистные сооружения, р. Тешу. Ведение наблюдений и исследований для исследовательской работы № 1.

Целебные источники: белые, серые, голубые глины, химический состав, воздействие на организм, воды р. Теши, использование местным населением.

Проектная работа №2

«Значение природной химии для улучшения состояния водоемов, здоровья людей.

Загрязнение водоемов. Причины и меры предупреждения.

Экскурсия №5 на р. Тешу ведение наблюдений и исследований для проектной работы №2.

Органолептические свойства водопроводной воды.

Исследовательская работа №2

Практическая работа №1

Способы определения и устранения жесткости воды.

Раздел 3. Растительный организм 10 часов

Значение семян в природе и жизни человека.

Пр.р. №2. Выращивание в комнатных условиях растений

Влияние окружающей среды на рост и развитие растений.

Исследовательская работа №3 «Влияние света на рост и развитие растений»

Болезнетворные, ядовитые растения.

Лекция «Растения лечат и калечат»

Исчезающие растения.

Исследовательская работа №4 «Какие растения на территории д. Бебяево записаны в Красную книгу»

Растения, употребляемые в пищу.

Практ. Работа №3 «Заготовка и хранение пищевых продуктов»

Раздел 4. Окружающая среда и здоровье человека.

Введение. Представление о здоровье. Воспитание культуры здоровья.

1. Лекция 2. Игра путешествие для 1-4 классов «Откуда берутся грязнули» 3. Конкурс рисунков: «Солнце, воздух и вода - наши лучшие друзья» Для 5-6 классов

Как мы растем и развиваемся

Пр. раб №4 «Соматометрические измерения человека»

Движение и красота человека

«Свет мой, зеркальце, скажи...» познавательная программа

Физическая культура в жизни человека. Активный отдых.

Беседа. Встреча со спортсменами

Простудные заболевания и их предупреждение.

Агитационно-тематическое мероприятие: «Мы в ответе за свое здоровье»

Закаливание и его роль в укреплении здоровья

Беседа Конкурсная программа: «Здоров будешь, все добудешь»

Учитесь быть здоровыми

Устный журнал

  1. стр «Движение-это жизнь»
  2. стр «Пешком или автобус»
  3. стр «Закаляйся-как сталь»
  4. стр «Будь стройным»

5 стр «Советы бывалого»

Гигиена питания

Игровая программа: «Путешествие в волшебную страну Витаминию»

Режим и правила питания

Пр. раб №5 Анкетирование

Сервировка и оформление обеденного

стола

Пр. раб №6 Сервировка стола Познавательная программа «овощи на твоём столе- здоровье обеспечат на 100 лет»

Гигиена твоего жилища

Лекция с элементами беседы

Чистота в доме, в квартире, в классе

Игра викторина «Школа хороших манер»

Красивая походка- хорошее здоровье

Развлекательная программа «Юморины»

Изучение физического развития функционального состояния организма

Исследовательская работа №5«Исследование функционального состояния школьников по различным пробам»

Правила оформления НИР

Оформление результатов исследования

Методы экологических исследований в работе с учащимися

Лекция

Общий план изложения научной работы

Рассказ

Экскурсия №6 в лес.


Примерный тематический план занятий 2 года обучения

Цель второго года обучения: формирование экологической культуры и пропаганды здорового образа жизни среди детей и подростков.

Задачи:

  1. Овладение прикладными знаниями, практическими умениями и навыками рационального природоиспользования, развитие способности оценить состояние природной среды, принимать правильные решения по её улучшению.
  2. Выработка умений предвидеть возможные последствия своей деятельности в природе и не навредить своему здоровью.
  3. Формирование понятий о взаимосвязях в природе и применение их для укрепления своего здоровья.

Тема

Кол-во часов по плэну

Кол-во часов фактич.

В том числе

Дата

Корректир.

Теорет.

Практич.

Раздел 1. Природа своей местности.

Строение земной коры Нижегородской области

Геологические процессы своей местности.

Природа соей местности.

Завод при переработке пород.

Раздел II. Растительный организм.

Строение растительной клетки.

Жизнедеятельность клетки.

Космическая роль зелёных растений.

Фотосинтез.

Влияние окружающей среды на рост и развитее растений.

Дары Старого и Нового Света.

Грибы.

6

12.

Приспособленность растений к совместной жизни.

6

13.

Взаимосвязь организмов и неживой природы.

6

14.

Экскурсии по сезонам года.

6

Раздел III. Окружающая среда и здоровье человека.

15,

Представление о здоровье.

6

16.

Воспитание культуры здоровья.

6

17.

Учитесь быть здоровыми.

6

18.

Режим и правила питания.

6

19.

Гигиена тела.

6

20.

Изучение физического развития и функционального состояния организма.

6

21.

Вредные привычки.

10

Раздел IV. Человек, вода и водоём.

22.

Источники снабжения водой местного населения.

4

23.

Ведение наблюдений и исследований.

5

24.

Определение РН - воды.

15

25.

Определение 0 2 воды.

15

26.

Определение нитратов воды.

15

27.

Определение железа воды.

15

28.

Определение кишечной палочки в воде.

14

29.

1

Примерный тематический план занятий 3 года обучения

Цель третьего года обучения: формирование экологической культуры и пропаганды здорового образа жизни среди детей и подростков.

Задачи:

  1. Развитие духовной потребности в общении с природой, осознание её облагораживающего воздействия на организм человека, стремление к познанию окружающей природы в единстве с переживаниями нравственного характера.
  2. Формирование стремления к активной деятельности по улучшению и сохранению природной среды, пропаганде природоохранительных знаний, нетерпимого отношения действия людей, наносящих вред природе и тем самым своему здоровью.
  3. Раскрыть закономерности развития организма человека о тесной связи с окружающей природной средой, способствовать формированию ответственного отношения к своему здоровью.

№ п/п

Тема

Кол-во часов по плану

Кол-во часов фактически

В том числе

Дата

Корректировка





Теоретически

Практически



Раздел 1 Исследование пищевых продуктов

1

Методы Исследований

27

2

Методика Исследований

27

3

Исследования мясных блюд

27

4

Исследования молочных продуктов

27

5

Исследования хлебобулочных изделий

27

6

Исследования овощей

27

7

Исследования фруктов

27

8

Оформление результатов

27

Список литературы, используемый педагогом:

  1. А.А. Обухов. Исследовательская работа школьников Российская Академия
    Наук «Я и Земля» / Народное образование. 2005год.
  2. Берестецкий О.А. «Биологические основы плодородия почвы» - М, Колос -
    2006год.
  1. Боева А.И., Переславцев А.А. «Влияние удобрений на почвенную
    микрофлору». Научные труды. Воронежского сельскохозяйственного
    института - 2005 год.
  2. Величковский Б.Т., Кирпичев В.И., Суравегина И.Т. здоровье человека и
    окружающая среда. Учебное пособие. М.: Новая школа 2009год- 240с
  3. Губарева Л.И., Мизирева О.М., Чурилова Т.М. Экология человека:
    Практикум для вузов. - М.: Гуманитарн. изд. центр ВЛАДОС, 2003. - 112с.
  4. Гуминский А.А., Леонтьева Н.Н., Маринова К.В. Руководство к
    лабораторным занятиям по общей и возрастной физиологии. М.:
    Просвещение, 1990.239с.
  5. Каневский 3. Крик о помощи //Знание-сила, 1990.-№1
  6. Методические указания по организации научно-исследовательской
    работы учащихся / Под общ. ред. Л.В. Егорова - Чебоксары. 2009. 106с.
  1. Руководство к лабораторным занятиям по гигиене детей и подростков /
    Под ред. В.Н. Кардашенко. М.: Медицина 2006. 264с.

12.Судаков К.В. и др. Основы физиологии функциональных систем. - Москва 2007

СПИСОК ПЕКОМЕНДУМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

ДЛЯ ДЕТЕЙ И РОДИТЕЛЕЙ:

  1. Горлов А.А. Жить в согласии с природой. - М., 2003
  2. Каневский 3. Крик о помощи// Знание - сила, 1990. - №1
  3. Лаптев Л.П. Азбука закаливания. -.: Фис 2009
  4. Мурманцев B.C., Юшкин Н.В. Человек и природа. - М.: 2001
  5. Копыт Н.Я., Скворцов Е.С. Алкоголь и подростки. - М.: Медицина,
    2008
  6. Руденко И. Наследство Жана Нико. - М.: Медицина, 2003
  7. Шанцева Н.Н. Наш выбор-Здоровье Волгоград 2009. Издательство
    Учитель
  8. Афанасьев С. Веселые конкурсы для больших и маленьких 1000
    советов из газеты «Комсомольская, правда» Москва Аст-Пресс, 2004 .


© 2024
colybel.ru - О груди. Заболевания груди, пластическая хирургия, увеличение груди