23.02.2019

Развитие детей посредством театрализованной деятельности. Дипломная работа: Особенности организации театрализованной деятельности в старшем дошкольном возрасте. Театр – это волшебный мир. Он даёт уроки красоты


Ложкина Тамара Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ "Детский сад №231"
Населённый пункт: Ярославль
Наименование материала: Из опыта работы
Тема: "Развитие творческих способностей детей посредством театрализованной деятельности."
Дата публикации: 08.12.2017
Раздел: дошкольное образование

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №231»

ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ

Развитие творческих способностей детей

посредством театрализованной деятельности.

Воспитатель: Ложкина Тамара Николаевна

Ярославль 2017

Театр – это волшебный мир. Он даёт уроки красоты,

морали и нравственности. А чем они богаче,

тем успешнее идёт развитие духовного мира детей…

Б.Н. Теплов

Введение

Современные дошкольные учреждения ищут новые подходы к образованию.

Я, как и многие педагоги, занята поиском нетрадиционных путей во

взаимодействии с детьми, решая при этом ряд важных вопросов:

Как сделать каждое занятие с ребенком интересным и увлекательным, просто и

ненавязчиво рассказать ему о красоте и многообразии мира;

Как научить ребенка всему, что ему пригодится в этой сложной современной

жизни, как интересно можно жить в этом мире;

Как воспитывать и развивать основные его способности: слышать, видеть,

чувствовать, понимать, фантазировать и придумывать.

Опираясь на поставленную задачу, меня, как воспитателя творческого,

привлекла театрализованная деятельность. Это один из самых, пожалуй,

эффективных способов воздействия на детей, в котором наиболее полно и ярко

проявляется принцип обучения: учить играя. Театрализованные игры пользуются

у детей неизменной любовью. Театрализованная деятельность является

источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребенка,

приобщает его к духовным ценностям. «В процессе этого сопереживания, - как

отмечал психолог и педагог, академик Б.М. Теплов, - создаются определенные

отношения и моральные оценки, имеющие несравненно большую

принудительную силу, чем оценки, просто сообщаемые и усваиваемые».

Изучив современную методическую литературу, я выбрала материал для

внедрения его в практику своей группы, а так же пришла к выводу, что используя

данный материал, можно повысить интерес к театрально - игровой деятельности.

Актуальность опыта работы.

В соответствии с целевыми ориентирами, которые обозначены во ФГОС ДО

«Ребенок на этапе завершения дошкольного образования должен обладать

развитым воображением, проявлять инициативу и самостоятельность в разных

видах деятельности, активно взаимодействовать со взрослыми и сверстниками».

Все эти личностные характеристики особенно ярко развиваются в

театрализованной деятельности.

Театрализованная деятельность в детском саду – это прекрасная возможность

раскрытия творческого потенциала ребенка, воспитание всестороннего развития

личности. В театре ребенок раскрывает все свои возможности, он чувствует себя

не самим собой, а тем героем, которого играет. Поэтому у него пропадает

стеснительность, скованность движений, исчезают имеющиеся комплексы.

Практическая значимость состоит в том, что накопленный материал (комплекс

сценариев, досугов с детьми, театрализованных постановок, разработка

театральных игр) может быть использован при проведении праздников,

развлечений, в повседневной жизни детей и в работе дошкольного учреждения.

Научная новизна и теоретическая значимость опыта состоит в рассмотрении

проблемы развития творческих способностей дошкольников средствами

театрального искусства, в разработке форм и методов работы с детьми, как на

занятиях, так и в совместной деятельности, в обозначении основных

направлений.

Цель: Создание атмосферы творчества, социально-эмоционального развития

детей через театрализованную деятельность.

Задачи:

1. Создать условия для развития творческой активности детей в театрализованной

деятельности.

2. Приобщать детей к театральной культуре (знакомить с устройством театра,

театральными жанрами, с разными видами кукольных театров).

3. Обеспечить условия для взаимосвязи театрализованной с другими видами

деятельности в едином педагогическом процессе (музыкальные занятия,

физкультурные досуги, экскурсии и т.д.).

4. Создать условия для совместной театрализованной деятельности детей и

взрослых (постановка совместных спектаклей с участием детей, родителей,

сотрудников, организация выступления детей старших групп перед младшими).

5. Способствовать самореализации каждого ребенка и созданию благоприятного

микроклимата, уважения к личности маленького человека.

Ведущая педагогическая идея опыта работы: всестороннее развитие личности

ребёнка через театрализованную деятельность.

Воспитательные возможности театрализованной деятельности огромны: её

тематика не ограничена и может удовлетворить любые интересы и желания

ребёнка. Речь их становится более выразительной, грамотной.

Полученный положительный эмоциональный заряд от показа спектакля,

приобретённая вера в свои силы повышает самооценку детей. Их игровая

деятельность активизируется, приобретает творческий характер, эмоциональную

насыщенность. Именно театрализованная игра развивает мышление,

воображение, тренирует память и образное восприятие, совершенствует речь.

По данному направлению я работаю несколько лет. В своей работе использовала

различные формы организации театрализованной деятельности.

Формы организации театрализованной деятельности:

1. Совместная организованная театрализованная деятельность взрослых и детей.

2. Самостоятельная театрально - художественная деятельность, театрализованные

игры в повседневной жизни.

3. Мини-игры, мини-сценки в ходе иной непосредственно-образовательной

деятельности.

4. Посещение театров в ДОУ или вне детского сада с родителями.

Театрализацию в работе с детьми я начала с младшего возраста. В группе

оборудовали театральный уголок, а также «тихий уголок», где ребёнок может

побыть один и прорепетировать какую-нибудь роль или просмотреть

иллюстрации к театрализации. В зоне театрализованной деятельности разместили

разные виды кукольного театра – пальчиковый, би-ба-бо, плоскостной, театр

теней, театр на ложках, маски, ладошковый театр, платочный театр, реквизиты и

декорации. Следующим этапом работы было: подбор игр на развитие слуха,

звукоподражания, пальчиковая, артикуляционная и дыхательная гимнастика,

сценарии сказок, театрализованных игр, этюды. Так же мною был разработан

перспективный план проведения театральных игр и развлечений, досугов с

родителями. Подготовлены и проведены родительские собрания, анкеты для

родителей, памятки, консультации.

литературного произведения или сказки, но и с жестами, мимикой, движениями,

костюмами. Развитию творческой активности детей способствовали как занятия

по театрализованной деятельности, так и индивидуальная работа с каждым

ребёнком.

Просмотр кукольных спектаклей

Игры-драматизации

Упражнения для социально-эмоционального развития детей

Упражнения по дикции

Упражнения на развитие детской пластики

Пальчиковый игротренинг

Упражнения на развитие выразительной мимики, элементы искусства

пантомимы

Дидактические игры по сказкам с использованием интерактивной

Мультимедиа

В своей работе я использую интернет-ресурсы:

maam- Международный образовательный портал МААМ. RU

htth://o –detstve – О детстве

htth://solnet.ee/ - Детский портал Солнышко

dohcolonoc – Всё для воспитателей детских садов

На сегодняшний день одним из наиболее ярких, развивающих, интересных,

значимых методов, как для взрослых, так и для детей, является проектная

деятельность. Участие в проекте помогает ребенку почувствовать свою

значимость, ощутить себя полноправным участником событий, способствует

усилению позиций «Я сам», «Я сделаю», «Я умею». В своей работе я часто

использую метод проектов, не исключение и театрализованная деятельность.

Развитие театральной деятельности и накопление эмоционально-чувственного

опыта у детей – длительная работа, которая требует участие родителей. Важно их

выступление в тематических вечерах, где дети вместе с родителями становятся

равноправными участниками. Они исполняют роли, являются авторами текстов,

изготавливают декорации, шьют костюмы и т.д. В любом случае совместная

работа педагогов и родителей способствует интеллектуальному, эмоциональному

и эстетическому развитию детей.

Театр в нашем саду «живет» давно. Стало хорошей традицией, проведение

утренников с включением театрализованной постановки. Используем спектакли и

родительского

собрания.

Количество

родителей

собрания

увеличилось в разы. Спектакли – это еще и развлечения для младших детей.

Опыт работы показывает, что дети с большим желанием участвуют в постановке

сказок. Ждут с нетерпением, когда же еще будет следующая репетиция.

Творческое взаимодействие музыкального руководителя и педагога дает

возможность детям получить массу впечатлений и эмоций. Занимаясь развитием

творческих способностей детей средствами театрализованной деятельности в

процессе наблюдения, я обратила внимание на следующее:

У детей после первого года обучения улучшилась способность к импровизации,

особенно при прочтении художественных произведений;

Дети стали активно пользоваться средствами выразительности (мимика, жесты,

движения);

Повысилась эмоциональная отзывчивость;

Дети стали больше проявлять активность, инициативность;

У детей развиваются нравственно-коммуникативные и волевые качества

личности (общительность, вежливость, чуткость, доброта, умение довести дело

или роль до конца);

У детей появилось желание придумывать, сочинять, рассказывать сказку;

Дети стали проявлять стойкий интерес к театрализованной деятельности.

За 3 года работы количество детей с высоким уровнем творческого развития в

театрализованной деятельности увеличилось на 44%. При выполнении творческих

креативность, показала высокое качество выполненной работы.

С учетом анализа собственного опыта пришла к выводу, что система

проделанной работы оказалась наиболее оптимальной, адекватной и эффективной.

На протяжении этих трех лет дети показали свои достижения на праздниках,

конкурсах, развлечениях. Их выступления отличались ярким, артистическим

исполнением. Я, как педагог, занимаясь развитием творческих способностей детей

средствами театрализованной деятельности, получаю удовольствие, радость от

самого процесса совместной творческой деятельности.

Наташа Рыбалко

1. Актуальность.

Сочетает в себе средства и способы развития творческих и речевых способностей ребенка, развитие эмоционально-волевой сферы.

Театрализованная деятельность позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи ребенка , интеллектуального и художественно-эстетического воспитания. Участвуя в театрализованных играх , дети становятся участниками разных событий из жизни людей, животных, растений, что дает им возможность глубже познать окружающий мир. Одновременно театрализованная игра прививает ребенку устойчивый интерес к родной культуре, литературе, театру . Огромно и воспитательное значение театрализованных игр . У детей формируется уважительное отношение друг к другу. Они познают радость, связанную с преодолением трудностей общения, неуверенности в себе. Увлеченность детей театрализованной игрой , их внутренний комфорт, раскованность, легкое, неавторитарное общение взрослого и ребенка, почти сразу пропадающий комплекс «я не умею» - все это удивляет и привлекает. Очевидно, что театрализованная деятельность учит детей быть творческими личностями, способными к восприятию новизны, умению импровизировать.

2. Цель : развитие речи детей посредством театрализованной деятельности .

3. Задачи :

Создание предметно – развивающей среды , способствующей развитию интереса к театрализованной деятельности .

Подбор литературных произведений для театрализованных игр : с понятной для детей моральной идеей, с динамичными событиями, с персонажами, наделенными выразительными характеристиками.

Формирование умения эмоционально воспринимать содержание сказки, чувствовать и понимать её характер.

- развитие у детей художественно – речевых исполнительских способностей - выразительности, эмоциональности исполнения, умения применять разнообразные интонации, выражающие характер сказки.

Воспитание у детей положительных черт характера (отзывчивости, доброжелательности, сочувствия, способствующих лучшему взаимопониманию в процессе общения.

Привлечение родителей к активному участию в театрализованных праздниках и развлечениях .

4. Тип проекта :

- по количеству участников : целевая группа;

- по направленности : познавательно-творческий; творческо-речевой;

- по продолжительности : краткосрочный 01.02. 2018- 30.04. 2018 года.

5. Этапы реализации проекта :

1 этап – Подготовительный - Подбор материала, литературы по теме проекта.

2 этап – Основной - Работа по реализации проекта.

3 Этап - Заключительный - Выступление на пед. часе с презентацией о проделанной работе по данному проекту.

6. Перспективный план работы над проектом.

22.02.18г. Изготовление атрибутов к сказке «Три медведя»

Цель : Заинтересовать и побудить родителей к изготовлению театральных кукол с последующим их использованием в театрализованной деятельности для детей дошкольного возраста .

Форма и место проведения : Группа детей старшего возраста совместно с родителями. Ответственные : Воспитатели, дети, родители.

1.03.18г. Показ настольного театра детям младшей группы по сказке «Три медведя» Цель : Учить детей принимать на себя определенную роль, имитировать действия и интонацию голоса героев сказки.

Форма и место проведения

Ответственные : Воспитатели, дети.

07.03.18г. Показ сценки «Две бабушки»

Цель : Развитие артистических способностей детей через театрализованную деятельность .

Форма и место проведения : Группа детей старшего возраста.

Ответственные : Воспитатели, дети.

14.03.18г. Поход в Гремячевскую школу на сказку «Муха – цокотуха»

Цель : Привлекать детей к

Форма и место проведения : Гремячевская школа.

Ответственные : Воспитатели, работники Гремячевской школы.

20.03.18г. - Чтение сказки «Лиса и заяц»

Показ сказки детьми «Лиса и заяц»

Рисование «Была у зайчика избушка лубяная, а у лисы – ледяная» (по

сказке «Лиса и заяц» )

Цель : - Познакомить с персонажами сказки, вызвать интерес и желание запомнить сюжет сказки и отдельные строки героев.

Учить детей принимать на себя определенную роль, имитировать действия и интонацию голоса героев сказки.

Продолжать развивать образные представления, воображение. Формировать умения передавать в рисунке образы сказок, строить сюжетную композицию, изображая основные объекты произведения.

Форма и место проведения : Группа детей старшего возраста.

Ответственные : Воспитатели, дети.

29.0318г. Поход в Гремячевский ДК на сказку «Колобок»

Цель : Формировать у детей интерес к играм – драматизациям; развивать память , зрительное и слуховое внимание, образное мышление, воображение; воспитание любви, добра, бережного отношения к окружающему миру через сказку.

Форма и место проведения : Гремячевский ДК.

Ответственные

4.04.18г. Показ сказки «Царевна лягушка» Игра – викторина «Персонажи любимых книг» Цель : Познакомить детей с русской народной сказкой; учить слушать сказку в инсценированном варианте; развивать способность следить за действиями; желание отвечать на простые вопросы.

Форма и место проведения : Гремячевский ДК.

Ответственные : Воспитатели, дети, работники ДК.

11.04.18г. Мероприятие посвященное Пасхи Показ сказки «Пасхальный колобок»

Цель : Привлекать детей к театрально-игровой деятельности ; вызывать интерес к устному народному творчеству.

Форма и место проведения : Гремячевский ДК.

Ответственные : Воспитатели, дети, работники ДК.

19.04.18г. Создание альбома «Виды театра »

Цель : Дать необходимые знания о том, что такое театр , какие бывают виды театра . Форма и место проведения : Группа детей старшего возраста.

Ответственные : Воспитатели, дети.

27.04.18г. Мероприятие посвященное 9 Мая Цель : Учить детей имитировать движения, мимику, интонацию. Познакомить с событиями праздника.

Форма и место проведения : Подгруппа детей старшего возраста МБДОУ д/с №33 «Дельфин» .

Ответственные : Воспитатели, дети.

7. Взаимодействия : С детьми и воспитателями разновозрастной группы с 1 до 3 лет «Колобок» , с Гремячевским ДК, с Гремячквской школой, с родителями.

8. Оборудование : атрибуты кукольного театра , детская литература, магнитофон, книги, изобразительные материалы.

9. Ожидаемые результаты :

Умение владеть навыками выразительной речи ;

Умение передавать различные чувства, используя мимику, жест, интонацию;

Проявлять интерес, желание к театральному искусству ;

Передавать образы сказочных персонажей характерными движениями;

Взаимодействовать коллективно и согласованно, проявляя свою индивидуальность;

Умение последовательно высказывать свои мысли;

Умение произносить одну и ту же фразу с разными интонациями;

Умение владеть своими чувствами, держатся уверенно перед аудиторией;

Умение владеть правилами хорошего тона, поведения, этикета общения со сверстниками и взрослыми;

10. Результат :

Благодаря проделанной работе дети стали более сознательно пользоваться языковыми средствами при передаче своих мыслей и в различных ситуациях речевого общения, повысилась речевая активность, появился живой интерес к самостоятельному познанию и размышлению. Кроме этого в любых видах деятельности дети получают эмоциональный подъём, проявляют позитивные качества характера такие как : находчивость, взаимопомощь, смелость, умение сопереживать, умение работать в коллективе, силу воли, целеустремленность, эстетические потребности личности, излучают энергию, бодрость, любят творческие задания, с удовольствием участвуют в театральных постановках , кукольных спектаклях, играх - драматизациях

Выводы. Особых трудностей и проблем в ходе реализации проекта не было. Влияние театрализованной деятельности на развитие речи детей огромно . С помощью театрализованных деятельности можно решать практически все задачи программы развития речи , с помощью чего проявляются их творческие способности. Отношение к проекту положительное, такая форма работы с детьми является наиболее действенной. Ребенок, увлеченный театральной постановкой учится многому, учится тому, как навыки, полученные в театральной игре можно использовать в повседневной жизни.




Толстогузова Ирина Геральдовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МКДОУ д/с №451
Населённый пункт: Новосибирск
Наименование материала: статья
Тема: "Развитие речи посредством театрализованной деятельности"
Дата публикации: 12.08.2018
Раздел: дошкольное образование

«Развитие речи посредством театрализованной деятельности» (из опыта

работы воспитателя Толстогузова И.Г.)

дошкольников

произношения звуков речи и других ее качеств: темпа, силы голоса, речевого

общения, слабо развитую связную речь. Далеко не каждый ребенок может

построить

развернутый

придумать

собственную

воспитателя

заботиться

своевременном

формировании

правильности,

предупреждая

исправляя различные нарушения.

Театрализованная

деятельность

эффективных

способов

воздействия на детей, в котором наиболее полно и ярко проявляется принцип

обучения: учить играя. Театральные игры являются важнейшим фактором,

стимулирующим развитие у детей связной речи. В театральной игре каждый

ребенок мог бы проявить свои эмоции, чувства, желания и взгляды причем не

публично

стесняясь

присутствия

слушателей. Опыт педагогической работы показал, что, театрализованная

игра оказывает большое влияние на речевое развитие ребенка. Стимулирует

активную

расширения

словарного

совершенствует

артикуляционный аппарат. Ребенок усваивает богатство родного языка, его

выразительные средства. Используя выразительные средства и интонации,

соответствующие характеру героев и их поступков, старается говорить четко,

чтобы его все поняли. В театрализованной игре формируется диалогическая,

эмоционально

насыщенная

усваивают

произведения,

последовательность

развитие

причинную

обусловленность.

Театрализованные

способствуют

усвоению

элементов

речевого

интонация,

модуляция

обогащают

впечатлениями, знаниями, развивают интерес к художественной литературе,

активизируют

разговорную

способствуют

нравственно-

эстетическому воспитанию, позволяет решать многие актуальные проблемы

педагогики

психологии,

связанные

художественным

нравственным

воспитанием,

развитием

коммуникативных

личности,

развитием

воображения, фантазии, инициативности, раскрепощенности и т. д. Целью

нашей работы по театрализованной деятельности является: овладение детьми

полноценной речью, без чего невозможно успешное обучение в школе, а это

одна из важнейших задач, стоящих перед ребенком дошкольного возраста.

Мы определили основные направления нашей деятельности: постепенный

переход ребенка от наблюдения театрализованной постановки взрослого к

самостоятельной игровой деятельности; от индивидуальной игры и «игры

рядом» к игре в группе из трех-пяти сверстников, исполняющих роли; от

имитации

действий

сочетании

передачей

основных

освоению

созданного

простого

«типичного»

театрализованной игре.

малышами,

обратили

внимание

костюмам

фигуркам

шапочкам,

дошкольников, это привлекало прежде всего, из за возможности переодеться,

а значит измениться. Постепенно мы стали формировать интерес детей к

театрализованным играм. Организовывали просмотр небольших кукольных

спектаклей старшими детьми, взяв за основу содержание знакомых потешек,

стихов и сказок. Мы начали знакомство с театральной игрой через игры -

имитации. Игра-имитация отдельных действий человека, животных и птиц

проснулись-потянулись,

воробышки

крыльями)

имитация

основных

человека

(выглянуло

солнышко

обрадовались:

улыбнулись,

захлопали

запрыгали

Игра-имитация

последовательных

действий

сочетании

передачей

основных

эмоций героя (веселые матрешки захлопали в ладошки и стали танцевать;

зайчик увидел лису, испугался и прыгнул за дерево). Игра-имитация образов

хорошо знакомых сказочных персонажей (неуклюжий медведь идет к домику,

храбрый петушок шагает по дорожке) .

К началу года в средней группе дети стали говорить лучше, но речь их еще

недостаточно сформировалась. Теперь нашей задачей стало - стимулировать

желание детей включаться в спектакль. Познакомив детей с разными видами

настольный

плоскостного

фланелеграфе, включили в процесс освоения детьми мини постановок по

Благодаря

системным

занятиям

развилась

активная

выработались игровые умения. Учась быть доброжелательными зрителями,

забывали

говорить

актерской

самостоятельно

использовать

некоторые

средства

возраста

направлена

стимулирование

интереса

творчеству

импровизации. Постепенно дети включилась в процесс игрового общения с

театральными куклами.

Дети подросли… и вырос их интерес к театрализованным играм. В старшей

группе нашей задачей стало поддержать их интерес к театрализованной игре,

помочь освоить игры драматизации, которые отличаются более сложным

интересными

образами

оригинальными

языковыми

средствами.

В работе с детьми мы использовали:

многоперсонажные

игры-драматизации

трехчастных

сказок с элементами волшебства, о животных ("Зимовье зверей", "Лиса и

волк", "Гуси-лебеди", "Красная Шапочка");

Игры-драматизации по текстам рассказов на темы "Дети и их игры", "Ребята

и зверята", "Труд взрослых";

Постановка спектакля по произведению.

За счет освоения в системе театрализованной игры у детей расширился

игровой опыт, связная речь, улучшилась интонационная выразительность,

появились умения направленные на позитивные взаимодействия с другими

участниками игры. Также умение договариваться, разрешать конфликтные

ситуации самостоятельно. Мы, со своей стороны, старались больше уделять

внимание

развитию

интереса

творчеству

импровизации

разных средств выразительности, подвели детей к идее о том, что одного и

ситуацию,

показать

по-разному,

В подготовительной группе направляли свою работу на углубление интересов

определенному

театрализованной

деятельности,

повышение

интереса к театральной культуре, способности к самовыражению. Стараемся

поощрять умение детей самостоятельно в логической последовательности

составлять план задуманного им театрального действия, обращаем внимание

на умение детей свободно владеть связной речью. Организовывали сюжетно-

уделялось

внимание

зрителям,

правилам поведения зрителей при посещении театра.

участием

воспитанников

подготовительной

поставлено

несколько

спектаклей

"Теремок",

"Колобок",

медведя".

выступления

обретали

уверенность в себе, речь их становилась отчетливой, яркой, интонационно

выразительной.

постановкам

спектаклей,

привлекались

родители,

давалось домашнее задание: выучить с детьми слова, изготовить декорации

для спектаклей и приготовить атрибуты для своего ребенка. Этот творческий

процесс доставлял радость всем: и детям, и родителям.

Таким образом, театрализованная деятельность один из самых эффективных

способов

воздействия

наиболее

проявляется

обучения:

активизации

совершенствования

словарного

грамматического

звукопроизношения,

темпа, выразительности речи. А участие детей в театрализованных играх

доставляет

вызывает

активный

увлекает,

психологический комфорт пребывания детей в дошкольном учреждении.

Воспитатели: Капралова Наталия Васильевна, Андрейчева Наталья Николаевна, МБДОУ ДС № 65 “Колосок” Старооскольского городского округа

Проект посвящён актуальной проблеме – обучению детей дошкольного возраста правилам дорожного движения. Все мы живем в обществе, где надо соблюдать определенные нормы и правила поведения в дорожно-транспортной обстановке. Зачастую виновниками дорожно-транспортных происшествий являются сами дети, которые играют вблизи дорог, переходят улицу в неположенных местах, неправильно входят в транспортные средства и выходят из них. Приводят к этому элементарное незнание основ правил дорожного движения и безучастное отношение взрослых к поведению детей на проезжей части. У детей отсутствует защитная психологическая реакция на дорожную обстановку, которая свойственна взрослым. Они ещё не умеют в должной степени управлять своим поведением. Желание постоянно открывать что-то новое, непосредственность часто ставят их перед реальными опасностями в быстро меняющейся дорожной обстановке. Вот почему с самого раннего возраста необходимо учить детей безопасному поведению на улицах, дорогах, в транспорте и правилам дорожного движения. В этом должны принимать участие и родители, и дошкольные учреждения.

Поэтому главная задача родителей и педагогов – доступно разъяснить правила ребёнку, а при выборе форм обучения донести до детей смысл, опасность несоблюдения правил, при этом, не исказив их содержания.

Важность дошкольного приобретения навыков аргументируется тем, чтобы именно при переходе из детского сада в школу, ребёнок мог легко ориентироваться в ближайшем пространственном окружении, умел наблюдать и правильно оценивать дорожные ситуации, владел навыками безопасного поведения в этих ситуациях.

Цель нашей работы – формирование и развитие у детей навыков осознанного безопасного поведения на дороге.

Гипотеза состоит в предположении того, что положительная эффективность у детей старшего дошкольного возраста по формированию навыков безопасного поведения на улице может быть достигнута, если в театрализованную деятельность будет включена информация по безопасности дорожного движения.

Исходя из поставленной цели и выдвинутой гипотезы, мы решаем следующие задачи:

1. Познакомить детей со значением дорожных знаков, научить понимать их схематическое изображение для правильной ориентации на улицах и дорогах.

2. Формировать навыки безопасного поведения в дорожной среде.

5. Расширять словарный запас детей по дорожной азбуке.

6. Развивать навыки культуры общения со взрослыми и сверстниками в различных ситуациях.

7. Воспитывать дисциплинированность и сознательное выполнение правил дорожного движения, культуру поведения пешеходов.

8. Активизировать работу по пропаганде правил дорожного движения и безопасного образа жизни среди родителей.

9. Способствовать самореализации каждого ребенка и созданию благоприятного микроклимата, развивать творческие способности.

Воспитательные возможности театрализованной деятельности широки. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всём его многообразии через образы, краски, звуки, умело поставленные вопросы заставляют их думать, анализировать, делать выводы и обобщения. С умственным развитием тесно связано и совершенствование речи. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребёнка, совершенствуется звуковая культура речи, её интонационный строй. Исполняемая роль, произносимые реплики ставят малыша перед необходимостью ясно, чётко, понятно изъясняться. У него улучшается диалогическая речь, её грамматический строй.

Понимая значение театрализованных игр в воспитании и обучении ребёнка дошкольного возраста, мы используем это в своей работе по ознакомлению дошкольников с правилами дорожного движения.

В основу нашего опыта работы легли следующие принципы:

1. Принцип индивидуального и дифференцированного подхода, т. е. учет личностных, возрастных особенностей детей и уровня их психического и физического развития.

2. Принцип взаимодействия «дети – дорожная среда». Чем меньше возраст ребенка, тем легче формировать у него социальные чувства и устойчивые привычки безопасного поведения. Пластичность нервной системы ребенка позволяет успешно решать многие воспитательные задачи.

3. Принцип взаимосвязи причин опасного поведения и его последствия: дорожно-транспортного происшествия. Дошкольники должны знать, какие последствия могут подстерегать их в дорожной среде.

4. Принцип возрастной безопасности. С раннего детства следует постоянно разъяснять детям суть явлений в дорожной среде, опасность движущихся объектов. Необходимо формировать, развивать и совершенствовать восприятия опасной дорожной среды, показывать конкретные безопасные действия выхода из опасной ситуации.

5. Принцип социальной безопасности. Дошкольники должны понимать, что они живут в обществе, где надо соблюдать определенные нормы и правила поведения. Соблюдение этих правил на дорогах контролирует Госавтоинспекция.

6. Принцип самоорганизации, саморегуляции и самовоспитания. Этот принцип реализуется при осознании детьми правил безопасного поведения. Для подкрепления самовоспитания нужен положительный пример взрослых, следовательно необходимо воспитывать и родителей детей.

Новизна опыта заключается в том, что формирование навыков безопасного поведения на дороге у дошкольников в процессе театрализованной деятельности решается на основе комбинации элементов известных методик.

Педагогические технологии, используемые в работе:

1. Имитационная (моделирующая) технология обучения

Анализ конкретной ситуации. Задается реальная ситуация, которая имела те или иные последствия (положительные или отрицательные). Воспитанники должны вычленить проблему, сформулировать ее, определить, каковы были условия, какие выбирались средства решения проблемы, были ли они адекватны и почему и т. д. В данном случае анализируется уже свершившееся действие.

Решение ситуаций. Моделируется нерешенная ситуация. Воспитанники должны не только сформулировать проблему, но, разделившись на группы, разработать варианты ее решения. Затем организуется “защита” решений, коллективное обсуждение.

2. Информационно-коммуникационные технологии

Мультимедийные презентации позволяют представить обучающий и развивающий материал как систему ярких опорных образов, наполненных исчерпывающей структурированной информацией в алгоритмическом порядке. В этом случае задействуются различные каналы восприятия, что позволяет заложить информацию не только в фактографическом, но и в ассоциативном виде в память детей. Использование мультимедийных презентаций по обучению дошкольников правилам дорожного движения позволяет обеспечить наглядность, которая способствует комплексному восприятию и лучшему запоминанию материала.

Преимущества компьютера: предъявление информации на экране компьютера в игровой форме вызывает у детей огромный интерес; несет в себе образный тип информации, понятный дошкольникам; движения, звук, мультипликация надолго привлекает внимание ребенка; обладает стимулом познавательной активности детей; предоставляет возможность индивидуализации обучения; позволяет моделировать жизненные ситуации, которые нельзя увидеть в повседневной жизни.

3. Проблемно-диалогическая технология

Образовательная деятельность строится на основе познавательно-поисковой деятельности. Вначале ООД перед детьми ставится цель в виде проблемы. Затем выстраивается цепочка вопросов и заданий, подводящая детей к «открытию» новых знаний.

Виды вопросов: вопросы на установление причинно-следственных связей (Почему? Что будет если?..); вопросы, предполагающие выбор определенного варианта ответа (К какому вида транспорта можно отнести плот? Это грузовой или пассажирский вид транспорта?); проблемная ситуация (Нужно перейти дорогу, а светофора нет. Что делать?); вопросы, требующие осознания способа действия (как ты узнал?).

Использование театрализованной деятельности в воспитательно-образовательном процессе в дошкольном учреждении – это один из самых новых и актуальных вопросов в отечественной дошкольной педагогике. Игры-драматизации, постановка спектаклей старшими дошкольниками для детей младшего возраста обеспечивают наглядность, которая способствует комплексному восприятию и лучшему запоминанию материала.

Встреча с героями сказок несет в себе заряд положительных эмоций, что усиливает эффективность образовательной деятельности. Кроме того, введение элементов театрализованной игры в структуру организованной образовательной деятельности способствует сокращению части с объяснением и показом, продлевая тем самым длительность самостоятельной творческой деятельности ребёнка. Использование театрализованной деятельности в системе обучения детей в ДОУ позволяет педагогам решать комплекс взаимосвязанных задач, связанных с развитием безопасных действий на дороге.

В своей работе по формированию знаний о правилах дорожного движения у дошкольников мы используем различные виды театра: кукольный, настольный, пальчиковый, театр игрушек, театр картинок.

Для обобщения знаний детей по правилам дорожного движения мы, начиная со старшей группы, используем следующие формы работы: беседа-диалог, игра-драматизация, спектакль, инсценировка, кукольный театр, пантомима и другие.

К режиссерским играм в ДОУ относятся настольные театрализованные игры: настольный театр игрушек, настольный театр картинок, теневой театр, театр на фланелеграфе и по данной теме для детей в ДОУ созданы разнообразные условия для проживания всей глубины темы. Тут ребенок или взрослый сам не является действующим лицом, он создает сцены, ведет роль игрушечного персонажа – объемного или плоскостного. Он действует за него, изображает его интонацией, мимикой и самостоятельно решает проблемные ситуации. Пантомима ребенка ограничена. Ведь он действует неподвижной или малоподвижной фигурой, игрушкой. Игры-драматизации основаны на собственных действиях исполнителя роли, который при этом может использовать куклы бибабо или персонажи, надетые на пальцы. Ребенок в этом случае играет сам, преимущественно использует свои средства выразительности: интонацию, мимику, пантомиму. Участвуя в играх-драматизациях, ребенок как бы входит в образ, перевоплощается в него, живет его жизнью, тем самым разбирая разные ситуации на дорогах города. Игры-драматизации с пальчиками – атрибуты ребенок надевает на пальцы, но, как и в драматизации, сам действует за персонажа.

Импровизация – разыгрывание темы, сюжета без предварительной подготовки, очень сложная, но и интересная игра. Воспитание будущих пешеходов как часть общей культуры закладывается в детстве.

Театрализованная деятельность позволяет ребёнку решать многие проблемные ситуации опосредованно от лица какого-либо персонажа.

Полученные знания дети закрепляли в театрализованных играх: «В гостях у инспектора ГИБДД», «Пешеходы», «Светофор – лучший друг», «Автошкола»; представлениях: «Школа светофорных наук», «Правила дорожные детям знать положено»; инсценировании сказок «на новый лад» «Колобок», «Теремок», «Репка» и т. д. с использованием элементов ПДД; также в игровых тренингах на различные темы, например, «Если ты потерялся на улице», «Ты с мамой вошёл в автобус. Свободное место было только одно. Как ты поступишь? » и т. д.

Реализация данного проекта позволила сформировать у детей необходимые представления и навыки безопасного поведения на улицах и дорогах:

1. Обогащен словарный запас детей по лексическим темам: «Безопасность дорожного движения», «Транспорт в городе», « Профессии на транспорте».

2. Систематизированы представления о различных видах транспорта, о правилах дорожного движения и дорожных знаках.

3. Изготовлены макеты дорожных знаков для самостоятельных игр, атрибуты для театрализованных игр.

4. Повышена компетентность родителей в вопросах касающихся правил дорожного движения и безопасного поведения ребёнка на улицах города.

Имитационная игра

Сценарий театрализованного представления «Правила дорожного движения» (по мотивам русской народной сказки «Теремок»).

Цель: формировать знания детей о правилах дорожного движения, дорожных знаках предупреждающего и запрещающего значения.

Закреплять знания детей о дорожных знаках;

Развивать устную связную речь;

Развивать актерское мастерство, фантазию у детей;

Воспитывать навыки осознанного пользования знаниями дорожного движения в повседневной жизни.

Материал: шапочки с изображением животных, настольный макет по ПДД. Игрушки: машина, автобус, велосипед, теремок.

Воспитатель показывает шапочки с изображением героев сказки.

– Дети, как вы думаете из какой сказки эти звери? (ответы детей)

– Правильно. Сказку эту мы знаем. А давайте придумаем новую сказку «Теремок» на новый лад. Как вы думаете, зачем нам дорога с домами и улицами? (ответы детей)

– Молодцы! Мы придумаем сказку «Теремок» с правилами дорожного движения. И так помогайте мне. Дети вместе с воспитателем начинают сказку.

Стоит в поле Теремок, Теремок. Он не низок, не высок, не высок

Вдруг по дороге Мышка бежит, увидала дорожный знак и стоит (дорожный знак «Пешеходный переход»)

Воспитатель: «Подскажите, ребята, что нужно сделать Мышке? » (перейти дорогу по пешеходному переходу)

– Правильно. Молодцы! Перешла Мышка по пешеходному переходу дорогу и пришла к Теремку. Стучит в дверь.

Никто не ответил Мышке. Зашла она в Теремок и стала жить поживать.

Вдруг по дороге Заяц бежит, увидал дорожный знак и стоит… (дорожный знак «Автобусная остановка»)

Воспитатель: «Подскажите, ребята, что нужно сделать Зайке? » (встать на остановке, дождаться автобуса и доехать на нем до Теремка)

– Правильно. Молодцы! Сел Заяц в автобус и приехал к Теремку. Стучит в дверь.

Кто, кто в Теремочке живет? Кто, кто в невысоком живет?

А Мышка ему отвечает: «Я Мышка-норушка. А ты кто? »

Заяц: «А я Зайка-попрыгайка»

Мышка: «Заходи! Давай вместе жить».

Зашел Зайка в Теремок и стали они жить да поживать. А мы дольше сказку продолжаем.

Стоит в поле Теремок, Теремок. Он не низок не высок, не высок.

Вдруг по дороге Лисичка бежит, увидала дорожный знак и стоит… (дорожный знак «Велосипедная дорожка»)

Воспитатель: «Подскажите, ребята, что делать Лисичке? » (ответы детей)

Правильно. Села Лисичка на велосипед и поехала к Теремку. Стучит в дверь.

Кто, кто в Теремочке живет? Кто, кто в невысоком живет?

Мышка ей отвечает: «Я Мышка-норушка»

Зайка: «Я Зайка-попрыгайка. А ты кто? »

Лиса: «А я Лисичка-сестричка. Давайте вместе жить»

Зашла Лисичка в Теремок и стали они вместе жить да поживать. А мы дальше сказку продолжаем.

Стоит в поле Теремок, Теремок. Он не низок, не высок, не высок.

Вдруг по дороге Волк бежит, увидал чудо трехглазое и стоит… (светофор)

Воспитатель: «Помогите, ребята, Волку. Подскажите, что ему надо делать? (ответы детей).

Правильно. Перешел Волк дорогу на зеленый свет светофора и пришел к Теремку. Сучит в дверь.

Кто, кто в Теремочке живет? Кто, кто в невысоком живет?

Мышка ему отвечает: «Я Мышка-норушка»

Заяц: «Я Зайка – попрыгайка»

Лиса: «А я Лисичка-сестричка. А ты кто? »

Волк: «А я Волк – зубами щелк. Давайте вместе жить».

Зашел Волк в Теремок и стали они жить да поживать. А мы дальше будем сказку рассказывать.

Стоит в поле Теремок, Теремок. Он не низок, невысок, невысок.

Вдруг по дороге Медведь на машине мчится. Увидел знак…

– Какой знак увидел Медведь? (дорожный знак «Проезд запрещен»)

Какой это знак, ребята? (запрещающий).

– Но не обратил внимания Медведь на запрещающий дорожный знак «Проезд запрещен» и помчался дальше. Да так быстро, что со всего маху врезался в Теремок. Теремок пошатнулся и развалился, а из него выскочили испуганные звери. Стали Медведя ругать, что он не соблюдает ПДД. Стыдно стало Косолапому. Попросил Медведь у всех прощения. Предложил построить новый Теремок.

Звери: «Хоть и виноват Медведь, мы ему поможем.

Чем о Теремке жалеть, лучше новый сложим! »

Воспитатель: «И стали они жить поживать и дорожные знаки и правила соблюдать. Вот и сказке конец, а кто слушал молодец!

Моделирование

Цель: организовать самостоятельную работу слушателей для усвоения ими эффективных способов обучения.

Задание: составить из набора слов окончание сказки «Колобок» на «новый лад».

По дорожке Колобок

Вкривь и вкось, и даже в бок

От бабули укатился

И, представьте, заблудился.

Как ему домой добраться,

Чтоб с лисой не повстречаться?

На пути его дорога,

И до дома уж немного…

Но пешеходный переход

Лишь только в метрах ста вперед,

А дом напротив оказался,

Тут Колобок наш растерялся.

1) Герой решил не рисковать

И к переходу побежать.

Ведь знают все, и даже дети,

Что жизнь важней всего на свете!

(Рисковать, решил, не, герой, переходу, и, побежать, к, все, и, знают, дети, ведь, даже, важней, на, всего, жизнь, что, свете)

2) Подумал: «Здесь пройду легко,

Опасно это, скажем честно.

(Легко, подумал, пройду, здесь, далеко, перехода, до, было, неизвестно, дальше, что, честно, скажем, опасно, это)

3) Свой вариант.

Рефлексия

Цель: обсуждение результатов совместной работы, а также увиденного и услышанного на мастер – классе.

На столах имеются грустные и веселые смайлики, участникам предлагается оценить предложенную работу.

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Детский сад компенсирующего вида 49»

муниципального образования города Братска.

Из опыта работы

«Исправляем речевые нарушения

посредством

театрализованной деятельности»

Подготовила воспитатель

Борейко Людмила Владимировна

2018год

Театрализованная деятельность - это самый распространенный вид детского творчества. Она близка и понятна ребенку, глубоко лежит в его природе и находит свое отражение стихийно, потому что связана с игрой. Любую выдумку, впечатления из окружающей жизни ребенку хочется воплотить в живые образы и действия. Входя в образ, он играет любимые роли, стараясь подражать тому, что видел, что его заинтересовало, получая огромное эмоциональное наслаждение. Театрализованная деятельность способствует развитию у детей скрытых возможностей и индивидуальных способностей. Самым популярным и увлекательным направлением в дошкольном воспитании является театрализованная деятельность.

Мы знаем о том, что игра – это ведущая деятельность ребёнка дошкольного возраста. В игре ребёнок преодолевает трудности. А исправление недостатков речи – огромный труд. Поэтому, объединив усилия с педагогом – психологом – окружить ребёнка игрой так, чтобы он не заметил, что занимается тяжёлой работой. В этом нам помогают средства театрализованной деятельности. Театрализованные игры пользуются у детей нашей группы огромной любовью. Дети с удовольствием включаются в игру, отвечают на вопросы кукол, выполняют их просьбы, дают советы, перевоплощаются в тот или иной образ. Весело смеются, когда смеются персонажи, грустят вместе с ними, предупреждают об опасности, плачут над неудачами любимого героя, всегда готовы прийти к нему на помощь. Участвуя в театрализованных играх, дети знакомятся с окружающим миром через образы, краски, звуки. Большое и разностороннее влияние театрализованных игр на личность ребёнка позволяет использовать их как сильное, но ненавязчивое педагогическое средство, ведь дети во время игры чувствуют себя раскованно, свободно.

Таким образом, возникла идея - создания системы мероприятий по развитию речи детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности

Я поставила перед собой следующие задачи

Учить детей разыгрывать несложные представления по знакомым литературным произведениям, используя выразительные средства (интонацию, мимику, жесты);

Поддерживать интерес детей театрализованной игре путем приобретения игровых умений и навыков, способствовать воспринимать художественный образ, следить за развитием и взаимодействием персонажей;

Развивать эмоциональность и выразительность речи, артистические способности через театрализованную игру;

Воспитывать у детей устойчивый интерес к театру, организуя их собственную театрализованную игру;

Обогатить уголок театрализованной деятельности;

Заинтересовать родителей в приобретении, изготовлении разных видов театра и дать сведения о способах обыгрывания дома детьми.

В своей работе я уделяю большое внимание использованию театральных игр в режимных моментах. Это может быть сказочный герой или персонаж, которые помогают детям освоить те или иные навыки, использование народного фольклора, потешек, прибауток, стихотворений. Также используем голос персонажа, озвученный в мультимедийном пособии. Использование театрализованной деятельности в режимных моментах позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся всех областей. Участвуя в таких играх , дети становятся участниками разных событий из жизни, что дает им возможность глубже познать окружающий мир

Недоразвитие речевых средств снижает уровень общения, способствует возникновению психологических особенностей, порождает специфические черты общего и речевого поведения. У некоторых детей отмечаются такие психологические особенности как замкнутость, робость, нерешительность, порождаются такие специфические черты общего и речевого поведения как ограниченная контактность, замедленная включаемость в ситуацию общения, неумение поддерживать беседу, вслушиваться в звучащую речь. Речевые нарушения затрудняют, а иногда вообще делают невозможным развитие коммуникативной компетентности детей.

Согласно новым требованиям государственного стандарта образования в Российской Федерации овладение детьми дошкольного возраста средствами общения и способами взаимодействия с взрослыми и сверстниками определяется как важнейшее интегративное качество. Человек без коммуникации не может жить среди людей, развиваться и творить.

Развитие речи средствами театрализованной деятельности в нашей группе значительно повышает эффективность развития познавательных, двигательных и эмоциональных способностей дошкольников с ограниченными возможностями здоровья.

Поэтому совместно с педагогом- психологом мы включаем в свою работу здоровьесберегающие технологии;

Артикуляционные, дыхательные гимнастики, динамические паузы;

Ритмопластику, логоритмику, пальчиковые игры,

Релаксацию, арттерапию – музыкотерапия, звукотерапия, сказкотерапия, оригамитерапия;

Мимическую гимнастику;

Личностно-ориентированное взаимодействие педагога и детей,

Дифференциацию и индивидуализацию-создание условий для детей, имеющих различные способности, основанные на индивидуальных возможностях;

Игровые технологии;

Интегрированное обучение;

Взаимодействие с семьёй;

Использование ИКТ;

В своей работе я стремлюсь использовать любые способности и возможности детей. Пассивные дети преодолевают свои страхи, возбудимые, испытывая эмоции своих героев, становятся более спокойными и уравновешенными. Каждый ребенок, чувствуя поддержку взрослого и других детей, испытывает радость и желание участвовать в следующих постановках. У большинства детей, под влиянием специально организованной совместной театральной деятельности наблюдается развитие лучших речевых возможностей, формируются произвольное восприятие, знания об окружающем мире, погружение в смысл сказки, произвольность памяти, развиваются элементы воображения.

Сочетание различных видов деятельности в процессе театрализованной игры способствует развитию эмоциональной, речевой, двигательной, познавательной сфер. Через театрализованную деятельность происходит всестороннее развитие ребенка, значительно облегчается его социализация и адаптация к условиям жизни в обществе.

В своей работе по развитию речи посредством театрализованной деятельности я использую следующие виды театра:

-Театральные сценки с масками.

-Театр теней.

- Пальчиковый театр способствует развитию речи, внимания, памяти; формирует пространственные представления; развивает ловкость, точность, выразительность, координацию движений; повышает работоспособность, тонус коры головного мозга, стимулирует кончики пальцев, движение кистями рук, игра с пальцами ускоряют процесс речевого и умственного развития.

-Театр картинок, фланелеграф и магнитная доска развивают творческие способности, содействуют эстетическому воспитанию, развивают ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.

Конусный, настольный театр помогает учить детей координировать движения рук и глаз, сопровождать движения пальцев речью, побуждает выражать свои эмоции посредством мимики и речи.

Театр на перчатке оказывает потрясающее терапевтическое воздействие: помогает бороться с нарушениями речи, неврозами, помогает справиться с переживаниями, страхами, перчаточная кукла передает весь спектр эмоций, которые испытывают дети.

Посредством кукол Би-ба-бо , одетой на руку, дети говорят о своих переживаниях, тревогах и радостях, поскольку полностью отождествляют себя с куклой. При игре в в Би-ба-бо невозможно играть молча, поэтому именно эти куклы мы чаще всего используем в своей работе.

Игра-драматизация самый «разговорный» вид театрализованной деятельности. В этой игре идёт целостное воздействие на личность ребёнка, его раскрепощение, самостоятельное творчество, развитие ведущих психических процессов. Ни один другой вид театрализованной деятельности так не способствует развитию артистизма, выразительности движений и речи, как игра-драматизация.

Благодаря проделанной работе мы видим результат.

1.Повышается эмоциональная выразительность.

2. Расширяется словарный запас.

3. Улучшается уровень речевого развития.

4. Формируется монологическая и диалогическая речь.

5. Дети усваивают элементы речевого общения.

6. Совершенствуется координация речи и движения.

Вывод.

Благодаря нашей совместной работе дети стали более сознательно пользоваться языковыми средствами при передаче своих мыслей в различных ситуациях речевого общения, повысилась речевая активность, пополнился словарный запас, появился живой интерес к самостоятельному познанию и размышлению.

С помощью театрализованных занятий можно решать практически все задачи программы развития речи. И наряду с основными методами и приемами речевого развития детей можно и нужно использовать богатейший материал словесного творчества народа.

Увлеченный привлекательным замыслом театральной постановки ребенок учится многому, учится тому, как навыки, полученные в театральной игре можно использовать в повседневной жизни.

Перспектива . Планирую продолжать работу по данному направлению совместно с педагогами нашего детского учреждения..

Список литературы :

1. Григорьева Т. С. Программа «Маленький актёр» : для детей 5-7 лет .

Методическое пособие. - М.: Творческий Центр «Сфера» , 2012.

2. Доронова Т. Н. Играют взрослые и дети. –М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2006.

3. Ушакова О. С. Развитие речи и творчества дошкольников: Игры, упражнения, конспекты занятий /Под ред. О. С. Ушаковой. - М.

4. Маханева М. Д. Театрализованные занятия в детском саду : Пособие для работников дошкольных учреждений. – М.:ТЦ «Сфера» , 2001.

5. Мигунова Е. В. Театральная педагогика в детском саду. – М.: ТЦ Сфера, 2009.

6. Филичева Т. Б., Туманова Т. В. Совершенствование связной речи : Учеб. -метод. пособие. - М.: Соц. - полит. журн., 1994.


© 2024
colybel.ru - О груди. Заболевания груди, пластическая хирургия, увеличение груди