12.04.2019

Как тренируют детей в китае. Воспитание китайских детей. Подход к детям в Швеции


Разумеется, современные принципы воспитания отличаются от древних. Существенно выросло значение образования не только мальчиков, но и девочек. Хотя, как и прежде в большинстве семей рождение мальчика более желанное, чем рождение девочки. В Китае воспитанием детей занимается страна. Для китайских семей вполне нормально отдать в ясли трех месячного ребенка. В раннем возрасте воспитание не очень строго. Обучение ребенка пению, рисованию, письму и счету начинается уже с полутора лет. В Китае очень серьезно относятся к образованию и воспитанию детей, по этому к занятиям в столь раннем возрасте подходят серьезно. Малышей учат быть послушными и сговорчивыми, активными и общительными.

Дошкольное воспитание осуществляется в самых разных формах. Существуют как специализированные учебные заведения, так и частные, детские сады при общественных организациях и предприятиях. Все они придерживаются сочетания двух принципов - воспитания и физического развития. Дошкольные учреждения нацелены на всесторонне развитие ребенка. Создаются все условия для раскрытия способностей ребенка. Этими же принципами руководствуются и школы. Образование обязательно для всех детей с 6 лет.

Школьное образование.

В современном Китае, как и в большинстве стран, учебный год начинается первого сентября. Все школы в Китае имеют свою форму, которую школьники должны носить независимо от того, в каком классе они учатся. Одежда школьника состоит из рубашки, брюк (юбки) и бейсболки, на которой вышита эмблема школы. Все остальные принадлежности, без которых учеба в школах Китая не может быть полноценной, родители покупают самостоятельно. Занятия в школе начинаются с 8 утра и длятся не более восьми часов в день. Вместе с тем, в учебном плане было увеличено количество уроков физкультуры до 70-ти минут в неделю. Китайские школы особенны тем, что в каждом классе в среднем по 30-40 учеников. Процесс обучения поделен на два семестра, итоги которых выставляются в табель.

Школы в Китае проводят двенадцатилетнее образование, которое разделено на три уровня: начальная школа и две ступени средней школы. Каждый год первого сентября на занятия в школы приходит более 400 миллионов учеников с первого по двенадцатый классы. Половина из них - это первоклассники и ученики первой ступени средней школы.

Начальная школа длится 6 лет. Для того чтобы ребенка приняли в первый класс школы в Китае, как и у нас, проводят некое подобие экзаменов, чтобы определить уровень знаний ребенка в виде тестирования. Получив начальное образование после шести лет обучения, школьники сдают свои первые экзамены. Это позволяет ребенку набрать нужное число балов для поступления в среднюю школу. Высокие результаты этих экзаменов позволяют школьнику перейти в среднюю школу при ВУЗе, окончание которой гарантирует поступление в этот университет. Чтобы ребенок получил хотя бы обязательное среднее образование, он должен проучиться в школе как минимум 9 лет: 6 лет в начальной школе и 3 года первой ступени средней школы. Получение полного образования осуществляется уже по желанию родителей и самого школьника. Чтобы иметь возможность продолжить учебу в ВУЗе необходимо закончить все двенадцать классов и сдать выпускные экзамены. Но об этом чуть позже.

В больших городах полное среднее образование получают все дети, в сельской местности - половина. Все учебные заведения стремятся дать детям всесторонне и гармоничное развитие личности: физическое, эстетическое, интеллектуальное, эстетическое воспитание. За последние годы Китай достиг высокого уровня в экономической, банковской, спортивной и научной сферах. И все это благодаря методикам, которыми решаются существующие проблемы воспитания детей.

Вот как описывает воспитание в Китае Эмми Чуа, чья книга вызвала большой резонанс в США и критику в Китае: «Если российские воспитатели считают, что надо в детях вызвать интерес к учебе, то китайские воспитатели считают, что надо действовать просто муштрой. Китайские родители тратят примерно в десять раз больше времени, чем западные родители, на то, чтобы делать вместе с детьми школьные задания .

Китайские родители считают, что их дети обязаны им всем. Причина этого явления не до конца ясна, но, вероятно, это сочетание конфуцианской сыновней почтительности и того факта, что родители пожертвовали многим и сделали многое для своих детей. (И это правда, что китайские матери вкалывают как проклятые, тратя длинные изнурительные часы на то, чтобы персонально учить, тренировать и допрашивать своих детей, шпионить за ними). Во всяком случае, принято считать, что китайские дети должны тратить свою жизнь на погашение долга перед родителями, повинуясь им, и давая им поводы для гордости.

Китайские родители считают, что им лучше знать, что нужно их детям, поэтому они заставляют детей вести себя в соответствии со своими собственными желаниями и предпочтениями. Китайцы не поощряют индивидуальные притязания своих детей, создавая жесткую и требовательную воспитательную среду. Они считают, что лучший способ защитить своих детей-- подготовить их к будущему, позволив им увидеть, на что они способны и вооружив их навыками, привычкой работать и внутренней уверенностью, которую не отнимешь» .

Таким образом, воспитание в Китае опирается на тысячелетние традиции, основанные прежде всего на конфуцианстве, на имперских идеях превосходства китайского народа, что требует усилий, упорства, трудолюбия, необходимости сурового воспитания для закалки воли молодежи, поддержания идеи приоритета коллектива над личностью, всестороннего ее развития на основе сочетания идей частного предпринимательства и государственной коммунистической идеологии. Такие черты характера как вежливость, эрудиция, внутренний самоконтроль. самодисциплина и сейчас считаются приоритетными в воспитании современного Китая. При этом учитываются современные тенденции воспитания, связанные с экспериментальными школами, свободным воспитанием, направленным саморазвитие личности, что подчас приводит к противоречиям с традиционным воспитанием.

Дошкольное воспитание в Китае осуществляется совместными усилиями всего общества в разных формах и по разным каналам. Помимо административных органов просвещения разных ступеней, государство поощряет предприятия, непроизводственные и общественные организации, а также отдельные лица на открытие детских садов согласно соответствующим правилам. Придерживаясь принципа "сочетания воспитания с физическим развитием", все детские сады помогают детям всесторонне развиваться в физическом, умственном, эстетическом и других отношениях, чтобы с юного возраста обеспечить гармоничное развитие личности. В детсадах основным средством воспитания служит игра, там созданы благоприятные условия для развития детей, им обеспечена возможность показать себя и проявлять способности.

Государство выработало цензы квалификации и порядок аттестации воспитателей детсадов. В стране открыто 67 педагогических училищ дошкольного воспитания, в части профессиональных школ учреждены специальности дошкольного воспитания, в результате в основном сформировалась система подготовки и повышения квалификации педагогов дошкольного воспитания. Благодаря принятым государством "Правилам управления детскими садами", "Порядку работы в детских садах" и другим документам управление детсадами поставлено на научную и систематизированную основу.

Стили воспитания детей в Китае существенно отличаются от европейских. В Китае воспитанием детей заботится страна. Для китайских семей вполне нормально отдать в ясли трех месячного ребенка. В раннем возрасте воспитание не очень строго. Маленькие китайцы могут заснуть в любой позе, они спокойны и не прихотливы. Обучение ребенка пению, рисованию, письму и счету начинается уже с полутора лет. В Китае очень серьезно относятся к образованию и воспитанию детей, по этому к занятиям в столь раннем возрасте подходят серьезно. Малышей учат быть послушными и сговорчивыми, активными и общительными.

Покорность и самопринижение – два основных фактора в воспитании китайцев. Ранее в сельской местности ребенок целый день проводил с матерью везде и повсюду, будучи привязанным к ней куском ткани. Грудное вскармливание длилось долгое время, кормили ребенка по требованию, спали малыши с родителями. Вроде бы все вполне нормально, но в тоже время считалось, что пол грязный, и ребенку не разрешали ползать по полу. Большую часть времени малыш сидел на стуле, случалось, что даже привязанным. Со временем стили воспитания изменились, но покорность и принятие всего со смирение остались как основные принципы.

Воспитание девочек и мальчиков Древнем Китае.

Согласно китайским традициям, процесс воспитания детей начинался с момента появления младенца на свет. Например, считалось, что когда малыш сможет самостоятельно донести до рта свою маленькую ручку, необходимо отлучать его от груди, начиная тем самым прививать навыки самостоятельности. Но при этом такое раннее воспитание было абсолютно не навязчивым.

Рождение мальчика – большой праздник в китайской семье. Воспитание мальчика – это важное событие. Согласно народной традиции беременной женщине отправляли в подарок волчка на веревочке, который поможет родить наследника мужского пола. Если рождался мальчик, его одевали в красную одежду, что символизировало радость, и показывали всем знакомым и родственникам. В основе воспитания лежит уважение к отцу семьи и это отражается на содержании воспитания мальчиков и девочек.

Древнего Китая мальчиков обучали основным понятиям, а также представлениям о мироздании. В обязательном порядке изучали три начала, а именно небо, землю и человека; четыре времени года, а также четыре части света. Кроме того, изучалась теория пяти элементов и теория пяти добродетелей, основы музыки, нормы социального поведения и, конечно, китайские ритуалы. Следует отметить, что основными факторами воспитания мальчиков были игры, целью которых была подготовка к последующей трудовой деятельности. Чаще всего игры мальчиков имитировали всевозможные производственные работы, при этом во время таких игр отрабатывались навыки традиционных занятий настоящего китайского мужчины. Проще говоря, в Китае воспитывались настоящие терпеливые труженики, готовые к многочасовой и неустанной работе.

Девочек учили вежливости, песням нравственного содержания, знакомили с календарем. Мальчики же ходили в школу. Девочкам достаточно было научится быть скромными, послушными, пассивными и вести домашнее хозяйство. Мальчиков воспитывали по средствам игр, трудового содержания. В мальчиках воспитывали настоящих тружеников, готовых к трудоемкой многочасовой работе.

Рождение девочки - не столь ожидаемое событие в семье. Девочкам с детства демонстрировали неравноправие с мальчиками. Особенно в селах достаточно распространенными были девичьи имена, которые переводятся как «большая ошибка». И конечно же мальчики и девочки воспитывались отдельно.

Воспитание в современном Китае.

Разумеется, современные принципы воспитания отличаются от древних. Современный Китай сильно отличается от прошлого и внешне и по укладу жизни. Существенно выросло значение образования не только мальчиков, но и девочек. Хотя как и прежде в большинстве семей рождение мальчика более желанное, чем рождение девочки. Дошкольное воспитание осуществляется в самых разных формах. Существуют как специализированные учебные заведения, так и частные, детские сады при общественных организациях и предприятиях. Все они придерживаются сочетания двух принципов – воспитания и физического развития. Дошкольные учреждения нацелены на всесторонне развитие ребенка. Создаются все условия для раскрытия способностей ребенка. Этими же принципами руководствуются и школы. Образование обязательно для всех детей с 6 лет. Начальная школа длится 6 лет, и 3 года – средняя. В больших городах полное среднее образование получают все дети, в сельской местности – половина. Все учебные заведения стремятся дать детям всесторонне и гармоничное развитие личности: физическое, эстетическое, интеллектуальное, эстетическое воспитание.

За последние годы Китай достиг высокого уровня в экономической, банковской, спортивной и научной сферах. И все это благодаря методикам, которыми решаются существующие проблемы воспитания детей.

Мир детства велик и чудесен, но состоит он не только из сказок и игр. Важной стороной жизни растущего поколения является его воспитание. Насколько различны традиции, религии и обычаи народов нашей Земли, настолько отличается и воспитание детей в разных странах мира. Формирование личности идет по законам, сложившимся в обществе за многие века существования тех или иных стран и народностей. Объединяет их лишь одно – любовь к детям, а вот отношение к правилам воспитания у всех свое.

Люди всех народностей любят своих детей, однако к воспитанию подходят по-разному

Как подходят к воспитанию детей в разных странах?

Интерес специалистов к различным системам воспитания привел к появлению целой науки, называемой этнопедагогикой. Обычным родителям просто хочется сравнить методики, взять что-то для себя или наоборот убедиться в совершенстве собственного подхода. Мы решили развить увлекательную тему и представить вам особенности воспитания детей в разных странах в виде небольших содержательных комментариев.

Какие системы существуют в Европе?

Эта статья рассказывает о типовых способах решения Ваших вопросов, но каждый случай уникален! Если Вы хотите узнать у меня, как решить именно Вашу проблему - задайте свой вопрос. Это быстро и бесплатно !

Ваш вопрос:

Ваш вопрос направлен эксперту. Запомните эту страницу в соцсетях, чтобы следить за ответами эксперта в комментариях:

Начнем мы с ближайших наших соседей на Западе, а точнее, с некоторых европейских стран. Объединившись в Евросоюз, страны не потеряли своей аутентичности и сохранили привычные для них системы формирования нового поколения. Основы каждой из них закладывались на протяжении многих столетий в Испании и Англии, Германии и Франции, но сами методики претерпевали изменения, ориентируясь на достижения цивилизации. Какое же оно, воспитание детей в разных странах?


Несмотря на объединение, страны Евросоюза сохранили свою индивидуальность, в том числе и в воспитании детей

Отношения детей и родителей в скандинавских странах

Обычаи викингов и суровая природа наложили свой отпечаток на отношение взрослых к маленьким членам семьи. Детей в скандинавских семьях боготворят, а не просто любят. Большая часть воспитания состоит из развития в маленьком гражданине творческих способностей. Никаких жестких ограничений и безоговорочного подчинения дисциплине. Свобода во всем: в выборе увлечений, режиме дня, занятий. Единственное, на что обращается особое внимание взрослых, – это абсолютная безопасность для ребенка.

Равноправие стоит в основе отношений между родителями и детьми. Взрослые считаются с мнением маленького человечка вплоть до того, что легко меняют свое решение по какому-либо вопросу, если чадо высказывается против него. Детские сады и школы принимают на равных правах здоровых малышей и инвалидов. Педагоги скандинавских государств уверены, что лучший инструмент развития детей – это игра, поэтому все дошкольные и школьные учреждения оборудуются игровыми комнатами.

Подход к детям в Швеции

Шведы подошли к формированию маленькой личности настолько смело, что чуть ли не с детского сада детей в Швеции просвещают по вопросам половых различий, процесса деторождения, проблемам контрацепции. Законы Швеции направлены на исключение насильственных действий в качестве педагогических методов. Родителям запрещается даже голос повышать на свое чадо. Соблюдение установленных правил контролируется социальными работниками.


В Швеции считают необходимыми уроки полового воспитания - профилактику ранней половой жизни и абортов (подробнее в статье: )

Кроме того, сам подопечный может пожаловаться на родителей, тогда взрослых ждет жесткое наказание. Такой подход приводит к тому, что приюты Швеции постоянно пополняются новыми маленькими жильцами.

Дети Швеции признаются полноценной юридической единицей, родителям приходится сдувать с них пылинки, даже за плохое поведение благодарить. Если кто-то из мам или пап Швеции решается отшлепать свое сокровище, он может предстать перед судом.

Педагогические устои Норвегии

Толерантные законы Норвегии не так строги к родителям. Самая главная забота родителей в том, чтобы дети в Норвегии были обеспечены здоровым и полноценным питанием. Рыба и рыбий жир обязательно входят в детское меню. Строго следят и за тем, чтобы на детский стол поступало местное фермерское молоко. Занятия в детских садах направлены на развитие двигательных способностей малышей. Взрослые Норвегии придерживаются мнения, что бег и подвижные игры важнее, чем математика или литература. Кроме того, малышей в Норвегии стараются чаще выводить на улицу, разрешая им копаться в земле и плескаться в воде, объясняя такие действия желанием укрепить иммунную защиту крох.


Норвежским детишкам позволяется проводить много времени на природе, гулять и выплескивать энергию

Французская педагогическая система

Главный критерий французского воспитания детей заключен в прививании детям самостоятельности с раннего возраста. Взрослым жителям Франции важно реализоваться в этой жизни, поэтому юных членов французской семьи стараются отделить от тесного общения, устанавливая определенные ограничения:

  • Малыша с трех месяцев приучают спать в отдельной кроватке. Существуют и четкие разграничения времени: на ребенка и для себя. Чадо рано ложиться спать и никогда не спит в одной кровати с родителями.
  • Детей детсадовского возраста французские мамы активно записывают в кружки, развлекательные студии, спортивные секции. Для работающих мам это оптимальный выход и развить малыша, и найти ему занятие, пока женщина на работе.
  • Французское отношение к малышам отличается мягкостью, наказание может быть только за действительно серьезный проступок. Принято поощрять ребенка за хорошее поведение, лишать развлечений и лакомств за плохие дела.
  • Бабушки и дедушки Франции не нянчатся с малышами, их могут попросить отвести кроху в секцию или кружок, но постоянное пребывание у бабушки не практикуется. Французские старики столь же независимы и свободны от обязательств перед семейными обязанностями, как и молодежь.

Французским деткам с раннего возраста прививают самостоятельность

Как воспитывают детей в Германии?

Знаменитая немецкая пунктуальность и собранность воспитывается с детства. Родители строят воспитание детей в Германии по правилам, основанным на строгости. Малыш должен ложиться спать не позднее 8 вечера, ему запрещается долго сидеть за компьютером или телевизором. Самостоятельность выражается в собирании малышом осколков разбитой чашки или поднятию после падения без помощи взрослых. Кроме того, есть и другие особенности:

  • Бабушки Германии не принимают участие в выращивании крох, мамы с определенного возраста малыша нанимают ему няню, у которой обязательно должно быть медицинское образование. Грудничков женщины берут с собой на прогулку, в кафе, на встречу с подругами.
  • Посещение детского сада начинается с 3-х лет. Ребята помладше этого возраста ходят на занятия в специальные игровые группы в сопровождении родителей или нянь.
  • Программа дошкольных учреждений Германии не подразумевает обучение маленьких граждан чтению и счету. Малышам прививают правила поведения в коллективе и учат дисциплине. Игровые занятия ребенок выбирает сам.
  • Обучение грамоте стартует в начальной школе. Уроки проходят в игровой форме. Планированию жизни, в том числе всех дел и бюджета, отпрысков учат родители.

Учиться грамоте немецкие дети начинают только в школе

Воспитательные методики Испании

Воспитательные процессы в Испании кардинально отличаются от многих стран в Европе. Если внимательно рассматривать законы страны, касающиеся детства, можно сказать, что все они направлены на воспитание взрослых Испании, а не их отпрысков. Нередко родителям выносят суровые наказания за малейшую грубость или строгость в отношении сына или дочки. Малышей в Испании могут забрать из семьи, если посчитают, что родители плохо с ними обращаются. Откровенной цели разлучить маму и малыша не ставится, социальные органы Испании приветствуют участие взрослых в изменении ситуации к лучшему и со временем возвращают ребенка в семью.

Что характерно для Англии?

Чопорная Англия верна королевским традициям и воспитывает из своих маленьких граждан настоящих леди и джентльменов. Тенденция поздних родов, когда родителями впервые становятся в 35-40 лет, позволяет подходить к педагогическому процессу серьезно и основательно. Родители прививают малышам безупречные манеры, с малых лет учат пользоваться столовыми приборами. Приветствуется сдержанность в проявлении эмоций. Встретить на улицах Англии маму, нежно целующую своего кроху или что-то весело с ним обсуждающую, невозможно. Такое близкое общение проходит только в стенах дома, на людях все чинно и сдержанно.


Большинство британских детишек похожи на маленьких взрослых - сдержанных и чинных

Как воспитывают детей в азиатских странах?

Слова известного киногероя о том, что Восток – дело тонкое, находят свое яркое отражение в воспитательных методах стран Азии. Религиозные постулаты оказывают существенное влияние на взаимоотношения взрослых и детей. Родители в азиатских государствах бережно сохраняют сложившиеся в их обществе традиции и, основываясь на них, формируют маленькую личность.

Японская система воспитания

Основа воспитательных принципов Японии – вседозволенность до пятилетнего возраста. Что разрешено малышу до этого срока:

  • Практически любое желание ребенка до 5 лет не вызывает запретных мер от родителей. Желает чадо зарисовать красками все стены в доме – пожалуйста! Хочет перекопать горшок с цветком и рассыпать землю по полу – сколько угодно!
  • Философский подход родителей к малышам означает, что эти 5 лет отведены им для полной свободы, для всевозможных игр и забав. Единственное, что ведется неукоснительно, так это приучение их к вежливости и хорошим манерам. Маленький японец должен правильно ощущать себя частью общества и государства.
  • Общение между детьми и родителями ведется в спокойной тональности, взрослые никогда не повышают голос. Исключены в Японии и телесные наказания. Если малыш расшалился на виду у всех, мама отведет его в сторону и тихо объяснит ему, что так себя вести нельзя.
  • Мамы в Японии никогда не используют шантаж и угрозы в сторону своих маленьких сокровищ. Если произошел конфликт, мама может первой пойти на примирение, при этом мягко показывая малышу, что он огорчил ее.

Как учат жизни в Китае?

Воспитательные традиции в Китае – это образец выращивания из детей вундеркиндов. Рано прекращая кормить малыша грудью, китайская мама отправляет грудничка в ясли. Строгий режим дошкольного учреждения расписан по минутам. Для каждого действия отведено определенное время: сон, занятия, игры, обед по точно установленному времени.

Важным моментом остается обучение китайских малышей уважению к старшим. Повсеместно в Китае развивается чувство коллективизма, трудолюбия, дисциплинированности и взаимопомощи у юных граждан страны.

Зацикленные на раннем развитии своего сокровища, мамы в Китае методично водят малышей в различные секции, кружки, группы интеллектуального развития. Женщины изучают новейшие методики развития интеллектуальных способностей ребенка и абсолютно уверены, что кроха всегда должен быть занят каким-то полезным делом. Разделения на мужские и женские обязанности в Китае нет: мальчик умеет мыть посуду, а девочка легко вобьет гвоздь в стену. Таково китайское отношение к подрастающему поколению.

Родительская педагогика Индии

Родители Индии начинают учить ребенка жизни с пеленок. Большая часть воспитательного процесса ложится на плечи мамы. Женщины стремятся взрастить в малышах любовь ко всему живому на Земле, они взращивают в них уважение к старшим. Обучение ведется в деликатной манере, тихим голосом и с великим терпением к шумным непоседам. Родители не кричат на своих отпрысков, тем более не делают это на улицах. Мамы закрепляют в крохах умение управлять своими эмоциями, учат сдерживать гнев и раздражение, что характерно для Индии. Большинство взрослых индийцев – это благожелательные, приветливые и терпеливые люди.

Здравствуйте, дорогие читатели – искатели знаний и истины!

Китай считается одной из самых перспективных и быстро развивающихся стран современности. Китайцы известны всему миру как очень трудолюбивая и целеустремленная нация. Что же формирует такой характер у подрастающего поколения?

Воспитание детей в Китае имеет свои особенности, о которых мы и хотим поговорить сегодня. Статья ниже расскажет об особенностях китайского воспитания, роли государства и образования в нем, кратко поведает о воспитательных методах в разные временные отрезки: от древних времен до наших дней.

Древний Китай

Древнекитайские мамы практически сразу после родов всегда были заняты работой, домашними хлопотами, поэтому просто привязывали к себе чадо куском материи и носили его с собой повсюду. Детей всегда очень любили, но воспитывали в строгих, иногда даже спартанских условиях. К примеру, пол часто был грязным, поэтому, чтобы ребенок не ползал, его могли даже привязать к стулу.

Часто дети спали в одной кровати с родителями. С рождения младенцев кормили грудным молоком, но, как только он учился подносить ладошки ко рту, считалось, что пора ему есть самостоятельно ложкой.

Древние китайские города

В древности особой радостью считалось появление в семье сына – наследника. Его облачали в красное одеяние как символ счастья и представляли всем родным, близким и дальним. Воспитанию мальчиков уделяли гораздо больше внимания, чем воспитанию девочек.

В сельской местности было распространено женское имя, которое переводится как «большая ошибка».

Девочками прививали основы, которые должны были пригодиться в будущей семейной жизни:

  • покорность;
  • скромность;
  • умение быть хорошей хозяйкой.

Мальчиков, кроме домашнего воспитания, ждало еще и школьное. Там их обучали:

  • календарному летоисчислению;
  • теории мироздания;
  • труду;
  • песнопению;
  • небесным телам;
  • знаниям о Земле;
  • устройству человека;
  • истории;
  • музыкальному искусству.


Школа в Древнем Китае

Ученые говорят, что школы появились еще в 30-х веках до нашей эры. Во времена династий Шан и Чжоу (16-3 столетия до нашей эры) они носили название «сюэ» — там учили считать, писать, стрелять из лука, управлять конем, музицировать, а также отличать плохое от хорошего. В cюэ обучались представители знати, они были как в столичном городе, так и в провинциях.

В cюэ упор делали на самостоятельную работу и уважительные, доверительные взаимоотношения «ученик-учитель».

Влияние конфуцианства

На отношения к детям, начиная с периода 6-5 столетий до нашей эры, когда жил Конфуций, оказали влияние его идеи. Он придерживался традиционного воспитания и считал, что заниматься им нужно не только в детские годы, но и в более старшем возрасте, до конца жизни. Родители должны не только вырастить, но и воспитать хорошего человека для страны.

Конфуций объединил воспитательные и образовательные аспекты в собственной школе. Главными ее методами считалась связь обучающихся со своим наставником, исследование вещей путем сравнительной характеристики, следование идеалам и образцам.


Портрет Конфуция

Ученый считал основой хорошего воспитания так называемый «жень», согласно которому воспитанный человек должен быть:

  • гуманным
  • благородным;
  • честным;
  • искренним;
  • верным;
  • почтительным к окружающим;
  • трудолюбивым.

Чтобы ребенок вырос хорошим и полезным обществу, ему прививали трудолюбие, учили трудиться и правильно обращаться с деньгами, растили в строгости, не баловали. Даже в богатых семьях не принято было выделять большие суммы на будущее молодого человека, и уж тем более он не мог пользоваться родительским положением в обществе – всего он должен был добиться самостоятельно.

Считалось, что то, каким вырастет малыш, во многом зависит от окружающей его обстановки. Поэтому его любили и уважали в семье – среди родственников, соседей, а также в большой семье, которой считалось государство в целом. Этот принцип работал и в обратную сторону – человек с самого детства долженпочтительно относиться к старшим, окружающим и государству в целом.


Конфуций называл одним из главных принципов воспитания «сяо» – почтительность сыновей. Она выражается в уважении к взрослому поколению, семейным ценностям. Интересы семьи должны стоять выше личных интересов.

От средних веков до нашего времени

Конфуцианские устои и воспитательные принципы существовали в разные периоды истории и по большей части сохранились до наших дней. Во время китайского феодализма, когда государство было разделено на множество царств, подчинявшихся одному императору, правитель имел огромное влияние на всех жителей страны.

Императора почитали наравне и даже выше собственных родителей, и на него в первую очередь распространялось правило «сяо».


Портрет Императора. Китайская живопись

С 3 по 10 столетия существующие воспитательные методы и система образования сохранялись, появлялись все новые школы, а также возникли первые университеты. При семье Юань (13-14 века) большую важность приобрели науки вроде математики, медицины, естествознания, астрономии. Эти тенденции сохранились при воцарении империй Мин и Цин (14 - начало 20 века).

Ситуация меняется в 20 веке, при падении императорской власти и приходу к социализму. Система воспитания подверглась большему влиянию государства, демографической политики, новых образовательных учреждений и дисциплин, пропагандирующих социализм.

Принципы воспитания сегодня

Китайские родители, пожалуй, одни из самых строгих, даже авторитарных в мире. У них не принято уделять личности, психической уязвимости детей большое внимание. В стремлении научить младшее поколение дисциплине современные китайцы нечасто прибегают к похвале, а даже за малейшие проступки могут наказывать своих чад.

В Китае есть поговорка, которая гласит, что родители хотят увидеть в каждом мальчике дракона, а в девочке – феникса.

Воспитание призвано в первую очередь взрастить в ребенке важные качества:

  • трудолюбие;
  • целеустремленность;
  • терпение;
  • покорность;
  • уважение к близким;
  • всестороннее развитие;
  • лидерство.


Последний пункт считается китайской национальной особенностью. Ребенок должен быть не просто хорошим, он должен быть лучшим, причем важно, чтобы он преуспел не только в одном направлении, а во всех сразу. Даже за «пять с минусом» школьника могут строго отчитать, требуя объяснений, за что был получен этот «минус».

Одна из самых популярных книг по воспитанию, известная по всему миру сегодня, называется «Боевой гимн матери-тигрицы» и принадлежит перу Эми Чуа – китаянке, которая стала одной из влиятельнейших женщин Америки и по совместительству матерью двоих детей.

Демографическая политика государства

В 70-80 годы прошлого столетия руководство осознало проблему перенаселения страны, поэтому стала набирать обороты государственная демографическая политика, в основе которой лежал принцип «Одна семья – один ребенок». Семьи, где рождалось больше одного ребенка, подвергались высоким налогам, а иногда даже гонениям. Это привело к большому количеству абортов, а также нелегальных родов.


Китай. Снимок 70-х годов

Такая политика сказалась также и на методике воспитания. Во-первых, ребенок становился единственной надеждой, поэтому его заставляли много трудиться, чтобы стать самым умным, сильным, талантливым. Во-вторых, внимание всех родственников — родителей, бабушек, дедушек, дядь, теть — было сконцентрировано на нем одном, и вырастал этакий «маленький император».

Даже сегодня рождение сына считается более привилегированным, и женщины иногда способны на аборт, узнав, что ожидается девочка. Как следствие – мужчин в стране на двадцать миллионов больше, чем женщин, и эта цифра продолжает расти.

Впрочем, становиться слишком эгоистичным ребенку не дает общество – среди полуторамиллиардного населения, в условиях неизменно высокой конкуренции дети сами стремятся учиться, развиваться. С поступлением в школу детство становится все менее беззаботным, ведь школьное воспитание, а с ним семейное, становится все строже.


В 21 веке закон о регулировании рождаемости отменили, но и в наши дни все равно в большинстве семей – по одному ребенку. Дело в том, что детейсодержать дорого, а китайцы привыкли давать своим чадам только самое лучшее – образование, секции, кружки, частные школы, курсы, развивающие игры.

Декретный отпуск китаянок длится всего 3-4 месяца в зависимости от того, в какой провинции она проживает.

Образование

Молодые китайские мамы занимаются развитием младенца еще до его рождения. При беременности они стараются слушать классическую или национальную приятную музыку, наслаждаться природой, смотреть только на прекрасное.

Так как срок декретного отпуска очень короткий, детей с трехмесячного возраста начинают принимать в ясли. Уже здесь они привыкают быть в коллективе и воспринимать себя как его часть.

Иногда китайцы прибегают к услугам няни, которые очень недешевы – до 2 тысяч долларов в месяц, за что их называют «золотыми няньками». Часто их нанимают всего на несколько недель, чтобы мать с их помощью научилась ухаживать за ребенком. Когда есть возможность, роль няни исполняет бабушка ребенка.


Китайские малыши развиваются не по годам:

  • с 1,5 лет обучаются счету, пению, рисованию, физической культуре;
  • к 2,5 годам уже знают несколько стихов и песен;
  • к 3-м – несколько сотен иероглифов;
  • к 4-м – осваивают музыкальные инструменты, посещают спортивные секции, например настольный теннис, боевое искусство вроде у-шу, английский язык, рисование.

С 3 до 6 лет ребята идут в детский сад: обычно детсады государственные, хотя при желании детишек можно отдать в частное заведение, которое стоит на порядок дороже. Если малыш не умеет сам ходить в туалет, одеваться, есть, то его не возьмут в государственный садик.

В Китае говорят, что, когда малышу исполнилось три года, можно уже сказать, каким он станет человеком в будущем.

Шестилетние детки идут в начальную школу, где учатся шесть лет, то есть до достижения 12 лет. С 12 до 15 лет – средняя школа, тоже обязательная. А в старшую школу, которая длится еще три года, берут только самых способных, отличившихся учеников.

Дети, начиная с детсадовских времен, заняты с утра до вечера. В детском саду – развивающие игры, прогулки, после которых следуют занятия, в школе – дополнительные курсы после уроков, выполнение домашних заданий и обязательно – самообразование.


Несмотря на огромную нагрузку, школьники не подвержены стрессам, депрессиям, перегрузкам и нервному истощению. Хотя, возможно, что взрослые просто не придают этому значения.

Отличия от западного воспитания

Воспитательные правила китайцев разительно отличаются от подхода к детям со стороны представителей Запада.

Это проявляется в том, что китайцы:

  • почти не уделяют внимание психическом состоянию, а поход к психологу здесь – большая редкость;
  • отказ от занятий объясняют как лень, упрямство и непослушание, а не усталость;
  • делают упор на нужды коллектива, а не на личные желания;
  • наказывают даже за мельчайшие оплошности;
  • могут заставлять заниматься искусством даже по 3-4 часа в день;
  • заставляют постоянно учиться, чтобы ребенок не просто преуспел, а стал лучшим во всем;
  • очень беспокоятся, если ребенок учится не на одни пятерки;
  • тратят в 10 раз больше времени, чтобы делать или проверять домашние задания;
  • ждут от детей беспрекословного подчинения;
  • считают, что лучше знают, что нужно детям;
  • не разрешают много времени проводить за компьютерными играми, развлекаться и заводить отношения с противоположным полом.

Несмотря на такие ограничения, кажущиеся европейским детям спартанскими условиями выживания, китайцы, когда вырастают, не ненавидят, а наоборот, любят и бесконечно уважают родителей, испытывают чувство огромной благодарности. Повзрослев, они ухаживают за родителями, тем самым убеждая их, что те вырастили достойных людей.


Заключение

Китайское воспитание складывалось еще с древних времен, и его основы мало поменялись за многие столетия. Детей все также растят в строгости, но при этом в атмосфере любви, стараясь прививать трудолюбие, честность, смирение, послушание.

Именно поэтому китайцы – не каждый сам за себя, а только вместе. Для них семья – не только их родные, но и вся страна.

Кажущаяся иногда чрезмерной строгость китайцев по отношению к младшему поколению на самом деле является проявлением заботы. Маленькие китайцы, находясь в условиях постоянной конкурентной борьбы, понимают, что должны учиться, чтобы преуспеть и найти свое место во взрослой жизни. Китайская модель воспитания показывает свою эффективность, и, возможно, жителям Запада можно позаимствовать некоторые ее методы.

Большое спасибо за внимание, дорогие читатели! Надеемся, вам понравилась статья, и вы узнали для себя что-то новое. Если это так, поддержите нас – поделитесь ссылкой на статью с друзьями в социальных сетях. Не стесняйтесь оставлять комментарии, если вам есть что сказать – будем рады искать истину вместе с вами.

И подписывайтесь на наш блог, чтобы получать новые интересные статьи себе на почту!

До скорых встреч!

Невероятное трудолюбие, целеустремленность и терпение китайского народа – во многом заслуга специфической системы воспитания, принятой в этой крупнейшей азиатской стране, показывающей в бурные темпы экономического роста и завидные спортивные успехи. Мы бы, пожалуй, назвали эту систему авторитарной и даже жестокой, но сами китайцы считают ее абсолютно естественной и единственно верной.

Печально известный лозунг «Одна семья – один ребенок», выдвинутый правительством в 80-е годы 20 века, заставил семьи с особой тщательностью подходить к рождению ребенка – права на ошибку у них не было. Женщина решала делать аборт, даже если ее не устраивал пол ребенка (с давних лет рождение мальчика считается в Китае большой радостью, а рождение девочки – неудачей), а о рождении малыша с возможными отклонениями не могло быть и речи. В сельском местности, правда, этого правила никогда не придерживались, «незаконных» детей или вовсе не регистрировали, или привыкли рожать и платить налог. Сейчас государство, убедившись в неэффективности старой стратегии, выдвинуло новый лозунг – двое детей, правда, многие китаянки, решившиеся на стерилизацию, уже не смогут им воспользоваться.

Политика ограничения рождаемости заставляет родителей воспитывать своего единственного малыша (максимум двух) очень строго для того, чтобы он вырос самым лучшим, самым талантливым, образованным, успешным. «Если ты не первый, то ты неудачник» - привычный лозунг китайский родителей. Это не жестокость, а трезвый расчет и забота о будущем своего чада, ведь «выбиться в люди» в миллиардной стране совсем не просто. Умение выживать в конкурентной борьбе прививается малышам с детства.

В отличие от ценностей, которые развиваются в западном обществе, во главу угла китайское общество ставит не личность ребенка и его гармоничное развитие, а лидерство, усердие и умение добиваться цели. Педагоги и родители не усложняют процесс воспитания такими понятиями, как нежная детская психика, самооценка, доверительные отношения с ребенком и т.д. Напротив, они считают, что это европейцы слишком «заморачиваются» проблемами детской индивидуальности. Китайских детей учат покорности, а проявления непосредственности и обычной эмоциональности считаются признаком незрелости и неумения держать себя в руках. При наличии проблем китайские родители ни за что не поведут ребенка к психологу, скорее накажут его или даже выпорют.

Амбициозное государство, понимая ценность «человеческого фактора», ставит целью всесторонне развитие детей. С 3-месячного возраста государство берет на себя воспитание детей, которых уже можно отдать в ясли. С 1,5 лет ребенок начинает получать развернутое и, надо сказать, вполне качественное образование: детей учат музыке, рисованию, развивают умственные и физические способности. С 3 до 6 лет дети ходят в бесплатные садики, которые мало чем отличаются от советских и постсоветских – здесь без лишних изысков детей приучают к труду и коллективному сосуществованию, начинают обучать грамоте. Внимание: ребенка, который в три года не умеет сам себя обслуживать (кушать, одеваться–раздеваться, ходить в туалет, вытирать себе попу и т.д.), в государственный сад НЕ ВОЗЬМУТ. Есть и частные садики, где лучше техническое оснащение, больше внимания уделяется культурному и эстетическому развитию, меньше детей и больше воспитателей. С 6 до 12 дети посещают начальную школу, следующие три года посвящены обязательному среднему образованию. А вот в старшую школу попадают только те, кто достойно учится, и конкуренция очень высока.

Школы в Китае требуют отдельного абзаца. В них дети не просто учатся, а по нашим меркам, просто «вкалывают». Ежедневно школьник встает в 5 утра, чтобы повторить и доделать уроки. В учебном заведении дети находятся весь день, дабы дать родителям возможность полноценно работать. Официально они учатся до 5-6 часов вечера, но на практике после кружков и дополнительных занятий приходят домой после 10 вечера! На каникулы им задают столько, что необходимо заниматься ежедневно не менее 2 часов, причем перед началом учебного года нужно прийти в школу и сдать задание учителю. Самое удивительное, что нервные срывы и переутомления при таком ритме жизни детям Китая не свойственны (или требовательные родители и педагоги их просто не замечают?)

Складывается впечатление, что ребенок для китайца – это некий проект, который в будущем должен обязательно оправдать все надежды родителей. И здесь мама и папа могут быть поистине безжалостными: часами заставлять играть гаммы, не давая ребенку есть, пить и отдыхать, пока у него не получится, так, как надо. Или разорвать открытку ко дню рождения мамы, если она окажется недостаточно хорошо сделана. Они идут на шантаж, угрозы, обман и суровые наказания, лишь бы дети отвечали установленной для них планке. Тратить время впустую, на телевизор или компьютерные игры китайцы не позволяют. Выбор вуза и будущей профессии для ребенка тоже делают взрослые. А уж о том, чего стоят победы маленьких китайских спортсменов, впечатлительным родителям лучше и вовсе не знать.

При этом китайские родители всегда приветливы и действительно любят своих детей. Как все это отражается на психике детей? Сложно сказать, ведь их в младенчества учат слушаться старших, не капризничать и довольствоваться малым. Но ведь штука – китайские дети совершенно открытые, улыбчивые, не «задерганные», ласковые к старшим и воспринимают свою «каторжную» жизнь как норму. В школах не стреляют, учителей не ненавидят.

Итак, китайский стиль воспитания – абсолютная противоположность европейскому, но ведь и трудолюбивые и дисциплинированные китайцы – абсолютная противоположность, к примеру, инфантильным и ленивым испанцам. Что-то в китайском воспитании покажется нам неприемлемым, а что-то и вполне разумным. А если снизить уровень авторитарности и сделать поправку на культурные особенности, мы узнаем в нем старое доброе советское воспитание. Которого иногда очень не хватает моим детям.


© 2024
colybel.ru - О груди. Заболевания груди, пластическая хирургия, увеличение груди