15.04.2019

Конспект занятия: «О вежливых словах и их применении. Конспект занятия по внеурочной деятельности на тему: "Вежливые слова. Просьба"


Описание работы:

ФГОС НОО ; материал занятия направлен на развитие коммуникативных навыков у младших школьников. " Тип занятия:

комбинированный. Технология занятия:

игровая, коллективного взаимодействия. Образовательная цель:

научить употреблять различные средства выражения вежливости; познакомить с этикетными выражениями просьбы; научить выбирать уместное для данной ситуации средство выражения просьбы; пользоваться интонацией как средством вежливого обращения просьбы. Развивающая цель:

развивать речь детей, мышление, словарный запас. Воспитательная цель:

воспитывать культуру общения, культуру поведения в обществе, сплочение детского коллектива, формировать чувство товарищества. Формирование УУД:

Личностные УУД: 1) формирование готовности и способности обучающихся к саморазвитию 2) формирование мотивации к обучению и познанию 3) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы 4) формирование уважительного отношения к иному мнению Регулятивные УУД: 1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления 2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера 3) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха 4) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии 5) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности Познавательные УУД: 1) осознание целостности окружающего мира, элементарных правил нравственного поведения в мире и людей. 2) формирование умения адекватно, осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной речи 3) установление причинно- следственных связей, построение логической цепи рассуждений, доказательство Коммуникативные УУД: 1) формирование умения строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной форме 2) формирование умения использовать речевые средства и средства для решения коммуникативных и познавательных задач 3) формирования умения слушать и вступать в диалог.

Просмотр содержимого документа
«Конспект занятия по внеурочной деятельности на тему: "Вежливые слова. Просьба"»

Конспект занятия по внеурочной деятельности на тему: "Вежливые слова. Просьба"

Описание работы:

занятие содержит упражнения в употреблении вежливых слов, небольшие инсценировки, иллюстрирующие важность "волшебных слов", детям предлагается проанализировать ситуации и выяснить, как нужно поступать вежливо; дети узнают и систематизируют знания о различии просьбы и приказа.

Данное занятие предназначено для реализации внеурочной деятельности социального, научно-познавательного направления в соответствии с ФГОС НОО ; материал занятия направлен на развитие коммуникативных навыков у младших школьников.
"
Тип занятия:

комбинированный.
Технология занятия:

игровая, коллективного взаимодействия.
Образовательная цель:

научить употреблять различные средства выражения вежливости; познакомить с этикетными выражениями просьбы; научить выбирать уместное для данной ситуации средство выражения просьбы; пользоваться интонацией как средством вежливого обращения просьбы.
Развивающая цель:

развивать речь детей, мышление, словарный запас.
Воспитательная цель:

воспитывать культуру общения, культуру поведения в обществе, сплочение детского коллектива, формировать чувство товарищества.
Формирование УУД:

Личностные УУД:
1) формирование готовности и способности обучающихся к саморазвитию
2) формирование мотивации к обучению и познанию
3) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы
4) формирование уважительного отношения к иному мнению
Регулятивные УУД:
1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления
2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера
3) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха
4) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии
5) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности
Познавательные УУД:
1) осознание целостности окружающего мира, элементарных правил нравственного поведения в мире и людей.
2) формирование умения адекватно, осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной речи
3) установление причинно- следственных связей, построение логической цепи рассуждений, доказательство
Коммуникативные УУД:
1) формирование умения строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной форме
2) формирование умения использовать речевые средства и средства для решения коммуникативных и познавательных задач
3) формирования умения слушать и вступать в диалог.

Ход занятия

Учитель:

Ребята, сегодня на занятие к нам пришёл гость кот Леопольд.

Кот Леопольд хочет рассказать вам о очень важном качестве любого воспитанного человека. Сравните две ситуации:
1)Денис сказал:
–Никита, дай карандаш, и побыстрее.
2)Саша попросил:
– Никита, дай мне, пожалуйста, карандаш, а то мой сломался.
Учитель: Скажите, чем отличаются эти просьбы? (первая невежливая, а вторая вежливая)
Как вы думаете, кому Никита даст карандаш? Почему? Поднимите руку, кто уже догадался, о чём вам расскажет кот Леопольд.
Учитель: Сегодня вы узнаете о вежливых словах и о том, как правильно высказать просьбу. Ребята, а что значит вежливый?

Вежливый - соблюдающий правила приличия, воспитанный

Учитель: А где должны соблюдаться привила приличия? (везде) Вежливость - одно из важнейших качеств воспитанного человека. Раньше слово «вежа» означало «знаток» - тот, кто знает правила приличия и формы выражения доброго отношения к людям.
Учитель: Ребята, подумайте, как можно проявлять вежливость? (жесты, мимика, вежливые слова) Какие вежливые слова вы знаете?

Чтобы лучше вспомнить вежливые слова, мы поиграем в игру «Доскажи словечко». Отвечаем хором.

Встретив зайку, ёж-сосед
Говорит ему: «…» (Привет!)
А его сосед ушастый
Отвечает: «Ёжик, …» (Здравствуй!)
К Осьминожке Камбала
В понедельник заплыла,
А во вторник на прощанье
Ей сказала: «…» (До свиданья!)
Неуклюжий песик Костик
Мышке наступил на хвостик.
Поругались бы они,
Но сказал он «…» (Извини!)
Трясогузка с бережка
Уронила червяка,
И за угощенье рыба
Ей пробулькала: «…» (Спасибо!)
Чудно пел среди ветвей
Голосистый соловей,
И ему на всю дубраву
Воробьи кричали: «…» (Браво!)
Толстая корова Лула
Ела сено и чихнула.
Чтобы не чихала снова,
Мы ей скажем: «…» (Будь здорова!)

Молодцы! Ребята вежливые слова называют ещё волшебными. А почему их так называют? С помощью волшебных слов можно даже грустному или обиженному человеку вернуть хорошее настроение. Вежливые слова оказывают «волшебное» действие на человека. Послушайте рассказ Валентины Осеевой «Волшебное слово», и приготовьтесь отвечать на вопросы.

Валентина Осеева "Волшебное слово"

Учитель:

1.Почему Павлику хотел убежать из дома?
2.Чем он был расстроен?
3.Какое волшебное слово старик сказал Павлику?
4.Как нужно говорить волшебное слово? (глядя прямо в глаза, тихим голосом)
5.Как помогло Павлику волшебное слово?
6.Почему Павлик захотел вернуться к старику?

Учитель: Слово оказалось по-настоящему волшебным. Ребята, поднимите руку те, кому уже приходилось просить о чём-то. А что такое просьба?

Просьба – вежливое обращение к кому-либо, призывающее сделать что-либо.

Учитель: Ребята, как можно выразить просьбу? (жесты, мимика, слова) Сейчас двое из вас покажут сценку, а вам нужно будет её озвучить. (по секркту ребятам дается задание)Сценка: Стоит стул, на котором сидит один из учеников. Один без слов просит другого уступить место.
Учитель: С помощью чего была выражена просьба? Как её выразить с помощью слов? Сейчас двое из вас покажут эту сценку, только со словами.
Учитель: А теперь ещё двое покажут и со словами, и с жестами.
Учитель: Ребята, кот Леопольд приготовил для вас «Словарики вежливых слов»

. (Приложение 1) Дежурные раздайте по одному словарику каждому. Прочитайте вежливые слова про себя. Чтение вслух слов первого столбика. Чтение вслух слов второго столбика.

Учитель:

Какие слова вы раньше не употребляли в своей речи? Составим предложения-просьбы с этими словосочетаниями. Составим словосочетание с первым словом, вторым и т.д. с опорой на словарик вежливых слов.

Учитель:

Ребята, как вы думаете, после этих слов хочется выполнить просьбу? Сейчас будем учиться грамотно выражать обращение с просьбой. А поможет нам в этом план.

План:
1. Обращение.
2. Просьба помочь.
3. Благодарность.

Учитель: В этой последовательности должны строиться обращение с просьбой. С чего начнем? Если это ваш ровесник, то обратимся к нему по имени. А если взрослый человек - по имени и отчеству. Дальше сама просьба. Что обязательно должно быть в просьбе? (волшебное слово) И когда нам ответят согласием, мы должны поблагодарить человека.
Учитель: Сейчас каждый выберет, к кому он обратится с просьбой, проговорит её про себя, а затем озвучит её. Кто будет готов – поднимет руку. У вас есть 1 минута.

Учитель: Прочитайте, как строятся приказ и просьба про себя. В просьбе присутствуют волшебные слова, а в приказе? (Нет)
Просьбу произносят тихим голосом, глядя прямо в глаза, а приказ? (Строгой, повелительной интонацией.)
Просьба выполняется по желанию, а приказ? (Выполняется обязательно.)

?
Учитель: Вежливость проявляется не только в словах, но и на деле. Послушайте несколько ситуаций, и определите, кто поступает вежливо, а кто нет.

Ситуация 1. Мальчик крикнул прохожему: « Сколько времени? ».
Вопросы: Ответит ли прохожий мальчику? Исправьте ситуацию так, чтобы в ней прозвучала вежливая просьба.
Ситуация 2. Два мальчика столкнулись в дверях. Никак не могут разойтись.
Вопросы: Кто из них должен уступить дорогу, если одному 8 лет, а другому 11 лет?
Ситуация 3. Учительница задала вопрос классу. Аня знает ответ и, как и положено ученице подняла руку для ответа. А Стёпа выкрикнул ответ, не дав ответить другим ребятам.
Вопросы: Кто поступил невежливо? Как нужно было поступить Стёпе?
Ситуация 4. На перемене учительница разговаривала с учительницей из параллельного класса. А Оле срочно нужно было что-то спросить, и она перебила разговор.
Вопросы: Кто поступил невежливо? Как нужно было поступить Оле?
Ситуация 5. Петя пришёл на день рождения к Кате. Петя подготовил слова для поздравления, но Катя сразу же с порога выхватила из рук Пети подарок и начала снимать обёртку, ещё не пригласив гостя в дом.
Вопросы: Кто поступил невежливо? Как нужно было поступить Кате?

Учитель: Вот и подошло к концу наше занятие.
1. С чем сегодня познакомил вас кот Леопольд?
2. Как правильно составить просьбу?
3. Назовите вежливые слова.

Приложение 1

Словарик вежливых слов

Пожалуйста... Вы не могли бы...
Будь другом... Не сочти за труд...
Прошу тебя... Если Вам не трудно...
Будьте добры... Будь так любезен...
Сделай милость... Не в службу, а в дружбу...

Тема занятия: «Путешествие по стране ВЕЖЛИВЫХ СЛОВ»

Асино 2013 г.

Пояснительная записка

В нашу разновозрастную группу ходят дети в возрасте 5-6 лет с определенным нравственным багажом. Наблюдая за детьми в начале учебного года, я обратила внимание на то, что у детей все чаще выявляются затруднения в формировании коммуникативных навыков и умений в их поведении, они часто не придерживаются правил поведения, делают «ошибки». В результате незнания этих правил возникают ссоры, жалобы. Дети редко употребляют этикетные формы. Наряду со сложными диагнозами у детей отмечаются агрессивность , нарушения в поведении и деятельности. Речь характеризуется специфическими особенностями, проявляющимися и в сфере этикетного общения (бедность этикетного словаря, наличие лексико-грамматических ошибок при использовании формул речевого этикета, трудности актуализации этикетных выражений)

Уверена, что проблема формирования у дошкольников представлений об этических нормах и правилах речевого поведения является весьма актуальной, именно поэтому тему проекта выбрали «Формирование речевой культуры и навыков общения у детей дошкольного возраста».

Данное занятие было проведено в рамках проекта. Логопедом и воспитателями была проделана большая предварительная работа: разработан и проведён цикл бесед по правилам поведения в общественных местах; чтение художественной литературы ; рассматривание иллюстраций; разучивание стихотворений, пословиц и поговорок; просмотр презентации; оформление книжной выставки по речевому этикету; сюжетно-ролевые игры

Тема занятия: «Путешествие по стране ВЕЖЛИВЫХ СЛОВ»

Цель: формировать у дошкольников представления об этических нормах и правилах речевого поведения.

Закреплять умения быть вежливыми в общении со сверстниками и взрослыми.

Продолжать обогащать словарь детей выражениями словесной вежливости , учить самостоятельно здороваться, прощаться, благодарить, просить извинение.

Учить детей выполнять правила культуры поведения в общественных местах.

Учить детей правилам общения по телефону.

Учить с помощью взрослых и самостоятельно выбирать правильную линию поведения по отношению к людям разного возраста, проявлять уважение к старшим , чуткость к эмоциональному и физическому состоянию старших;

Формировать такие качества личности, как отзывчивость, справедливость и скромность; развивать волевые качества: умение ограничивать свои желания, преодолевать препятствия, подчиняться требованиям взрослых и выполнять установленные нормы поведения, в своих поступках следовать положительному примеру.

ТЕМА: «Путешествие по стране ВЕЖЛИВЫХ СЛОВ».

Ход занятия:

1. Орг. момент.

Дети входят в зал, встают полукругом.

Физминутка:

Придумано кем-то

Просто и мудро

При встрече здороваться:

Доброе утро.

Доброе утро!-

Солнцу и птицам.

Доброе утро!-

Улыбчивым лицам.

И каждый становится добрым, доверчивым…

Доброе утро длится до вечера.

(В. Кривошеев)

Какими словами ещё можно поприветствовать человека?

(здравствуйте)

Здравствуйте!

Поклонившись, мы друг другу сказали,

Хоть были совсем незнакомы.

Здравствуйте!

Что особого тем мы друг другу сказали?

Просто «здравствуйте», больше ведь мы ничего не сказали.

Отчего же на капельку солнца прибавилось в мире?

Отчего на капельку счастья прибавилось в мире?

Отчего же на капельку радостней сделалась жизнь?

(В. Солоухин)

Давайте поприветствуем этим словом наших гостей, передадим им капельку солнца, радости, сердечной теплоты.

А вас, ребята, я приглашаю отправиться в путешествие по СТРАНЕ ВЕЖЛИВЫХ СЛОВ. (1-й слайд)

Отправимся мы на автобусе(2-й слайд), попрошу вас взять билеты и занять свои места согласно указанным местам.

(Дети рассаживаются на стульчики с номерами).

Ой, подождите, кто-то ещё торопится на наш автобус (входят старичок и женщина с ребёнком)

Куда же мы их посадим? (дети на передних стульчиках уступают места)

Ребята, чтобы наш автобус отправился в путь, вспомним правила поведения в общественном транспорте (дети называют).

Молодцы, пристегнитесь ремнями безопасности, поехали! (звучит 2-й куплет песни «Весёлые путешественники» на стихи С. Михалкова. Дети подпевают. Музыка затихает)

(3-й слайд)

Первая остановка. Как она называется? (ребёнок читает) «Приветствие».

Какие слова приветствия вы используете? (ответы)

Кого вы можете поприветствовать словами «здорово», «Привет!»?

Что обозначает слово здравствуйте? (пожелание здравия, здоровья; людям приятно слышать эти слова, приятно и тем, кто их произносит).

Послушайте стихотворение «Здравствуй, Гусь!» (рассказывает ребёнок):

«Здравствуй, Гусь!»

Ко мне бежит огромный Гусь. Я говорю себе:

«Не трусь! Быть может, этот Гусь - ручной, бежит знакомиться со мной».

Но у Гуся свирепый вид

Он угрожающе шипит.

Щипаться будет?

Ну и пусть!

Я улыбнулся:

Здравствуй, Гусь!

Он головой кивнул в ответ.

И мне послышалось:

«Приве-е-ет!»

(Т. Собакин)

Как вы думаете, почему свирепый Гусь вдруг кивнул мальчику и как бы сказал: «Привет!»?

Верно, если ты идешь навстречу с улыбкой, с добрым словом «здравствуй» - это значит, что ты не хочешь причинять вреда, обидеть и, наверное, даже самый сердитый гусь смягчится. Вот какое удивительное слово - «здравствуй»!

Проверим, знаете лм вы, как правильно здороваться, выходите из автобуса.

(4-й слайд)

Дети подходят к экрану, на котором напечатаны ситуации, отвечают на вопросы-ситуации.

(5-й слайд)

ЛОГ.: - Какие молодцы! Вы действительно знаете волшебные слова-приветствия и как их произносить, чтобы сделать людям приятное.

Поудобнее усаживайтесь, наше путешествие продолжается (звучит песенка) (6-й слайд)

Музыка стихла. Автобус остановился.

(7-й слайд)

ЛОГ.: Вот и следующая остановка. «Алло! Алло!» (читает ребёнок)

Звучит запись телефонного звонка.

У кого звонит телефон? (ребенок достаёт сотовый телефон, начинается диалог):

Воспитатель(реплики воспитателя предварительно записаны) :

Здравствуйте. Это говорит Светлана Владимировна. С кем я говорю?

Здравствуйте, Светлана Владимировна! Это Аня Кравец.

Воспитатель:

Аня, я пришла в детский сад, а детей подготовительной группы нет. Скажи, пожалуйста, где они?

Светлана Владимировна, мы с Верой Александровной отправились в путешествие в «Страну вежливых слов». Скоро вернёмся.

Воспитатель:

Хорошо, теперь я спокойна. Буду вас ждать. До свидания, Аня!

До свидания, Светлана Влад.

Ребята, правильно разговаривала Аня по телефону? (ответы детей)

Какие правила общения по телефону мы должны помнить?

(Надо представиться, спросить, кто звонит, вежливо вести разговор, не забыть попрощаться)

Мы не предупредили воспитателя о путешествии, но свою ошибку исправили, ведь предупредить о чём-то – это тоже правило речевого поведения. И теперь можем продолжить наш путь.

Отправляемся. Осторожно, двери закрываются! (8-й слайд)

(звучит песенка, 2-й куплет)

(9-й слайд)

Третья остановка. Ребёнок читает: «Просьба»

Что такое просьба?

(когда мы о чём-то просим)

Как можно попросить о чём-то?

(ответы детей: дайте пожалуйста…Не могли бы вы…)

Вы, конечно, очень хорошо знаете стихотворение «Телефон»? Помните, кто звонил герою стихотворения? (слон, верблюд , крокодил, зайчатки, медведь, тюлень, олень, газели, бегемот) И у всех были самые разные просьбы. Вот, например, как обращались с просьбой мартышки и свиньи:

А потом позвонили мартышки:

Пришлите, пожалуйста, книжки!

А потом позвонила свинья:

Пришлите мне соловья.

Подумайте, чья просьба вежливее? Почему?

Какие еще вежливые слова вы знаете, которые можно использовать при обращении с просьбой?

Действительно, таких слов много. Я хочу вас познакомить с еще одной просьбой.

Ребёнок рассказывает стихотворение «Будьте добры»

«БУДЬТЕ ДОБРЫ»

Сколько просьб начинается с «будьте добры»!

«Скажите, который час?»

«Прочтите,- глаза у меня стары.

«Придите, беда у нас!»

Будьте добры,

Очень прошу!

(Л. Татьяничева)

Как обращается с просьбой герой стихотворения?

Посмотрите на экран. (10-й слайд)

К какой сказке эта иллюстрация?

(«Гуси-лебеди)

К кому обращается Машенька? (к печке)

Почему только во второй раз печка помогла девочке, откликнулась на просьбу, спрятала Машеньку с братцем?

(В первый раз грубо ответила, а во второй – ласково, с уважением (реченька, матушка), не отказалась от угощения.

(11-й слайд)

Назовите сказку по этому рисунку («Сказка о рыбаке и рыбке»)

К кому обращается старик? С какой просьбой?

Почему рыбка выполняет просьбу? (старик обращается к ней ласково, называя государыней-рыбкой, объясняя, что старое корыто давно раскололось)

Сами вы, ребята, умеете вежливо обращаться с просьбой?

Давайте поиграем! Выходите на полянку.

(Дети рассаживаются на полянке, каждый у цветка. В серединке цветов лежат «сюрпризы» с речевыми ситуациями. Логопед читает задание, дети отвечают, используя речевые формулы)

–Молодцы, ну как откажешь в просьбе, когда слышишь вежливое «пожалуйста».

4.Физминутка.

Игра на внимание «Пожалуйста».

Я буду просить вас исполнить задание, но выполнять их надо только тогда, когда я назову “волшебное слово”.

5.Звучит сигнал автобуса.

(12-й слайд)

Автобус зовёт нас в путь (дети возвращаются на свои места) Усаживайтесь поудобнее, поехали!

(звучит 2-й куплет песни, дети подпевают)

(13-й слайд)

Четвёртая остановка «Извините».

Ребята, часто ли вам приходится извиняться?

В каких случаях вы извиняетесь? (когда кого-то обидели, поняли, что поступили неправильно).

Какие используете выражения, принося слова-извинения?

(извините, простите, пожалуйста, примите мои извинения…)

Послушайте стихотворение о поссорившихся подружках. Подумайте, как они могут помириться.

Ребёнок рассказывает стихотворение «ПОССОРИЛИСЬ».

« ПОССОРИЛИСЬ»

Мы поссорились с подругой

И уселись по углам.

Очень скучно друг без друга!

Помириться нужно нам.

Я ее не обижала,

только мишку подержала,

только с мишкой убежала

и сказала: «Не отдам».

Что надо сделать подружкам, чтобы помириться? (отдать мишку и извиниться)

дам ей мишку, извинюсь,

дам ей мячик, дам трамвай

и скажу: «Играть давай!»

Теперь мы точно знаем, как извиняться, но лучше никого не обижать, с уважением относиться друг к другу.

А наше путешествие продолжается (звучит последний куплет песни)

(15-й слайд)

Вот и конечная остановка. Ребёнок читает: «Речевой этикет»

Что такое этикет?

(16-й слайд)

(ребёнок читает стихотв. «Этикет») (17-й слайд)

6.Итог занятия:

Каждый из вас сегодня показал, что знает эти правила поведения. А значит, каждого можно назвать вежливым. Надеюсь, что наше путешествие по СТРАНЕ ВЕЖЛИВЫХ СЛОВ поможет вам стать ещё внимательнее к себе, к близким, к окружающим.

Мне остаётся вам пожелать:

(18-й слайд)

Все эти правила не забывайте,

Везде и всегда о них вспоминайте!

А нашим гостям говорим:

(19-й слайд)

«Не прощайте, а ДО СВИДАНИЯ!»

Дети выходят из автобуса.

ГОУ для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, «Детский дом № 3» г. Хвалынска Саратовской области

Конспект занятия: « О вежливых словах и их применении»
Разработал воспитатель: Усова Алла Павловна
Возраст детей: 7-10 лет

г. Хвалынск

2011г.
Цель : - Научить детей употреблять в своей речи вежливые слова в

различных ситуациях.

Задачи: - учить детей выражать чувства добрыми словами;

Формировать навыки вежливого обращения;

Воспитывать потребность в доброжелательном общении.

Методы : беседа, игра,

Ресурсы : использование компьютерных технологий, конверты, карточки с вежливыми словами, ящик ощущений с предметами (мягкая подушечка, еловая шишка), цветы, жетоны.

Ход занятия:


  1. Организация занятия:
- Ребята, я приглашаю вас в круг, «Круг вежливых слов». Тот, у кого в руках окажется этот красивый цвет скажет вежливое слово, а мы радостно похлопаем каждому вежливому слову. (Дети по очереди произносят вежливых слова) Замечательно, вы знаете много вежливых слов, возьмитесь за руки и скажем вместе: «Добрые слова не лень, Говорить нам целый день!»

2. Сообщение темы занятия

1. Побеседуем

Ребята, вы слышали когда-нибудь, что-нибудь про этикет? Да,- скажите вы,- это: ни на кого не чихай, на ноги не наступай, не ругайся, говори вежливо, дверью не хлопай…

Как вы думаете, что означает это слово «этикет»? (предположение детей)

«Этикет» в переводе с французского «правила поведения». И придуманы они не потому, что кому-то так захотелось, а потому, что людям с ними жить удобнее и радостнее.

Как вы думаете, дети, для чего всем людям нужно знать вежливые слова?

(предположение детей)

Вежливые слова помогают найти друзей: я могу подойти и сказать: «Здравствуй, давай с тобой дружить!»

Вежливые слова помогают мирить, если я обидел друга и хочу помириться, я могу сказать «Прости, пожалуйста».

Вежливые слова помогают быть гостеприимными, когда ко мне приходят гости, я всегда здороваюсь с ними, говорю им: «Проходите, пожалуйста».
-Сегодня мы с вами вспомним вежливые слова и будем употреблять их в разных ситуациях.

- Скажите, где дети могут учиться вежливым словам?

Дома учат родители.

По телевизору идут интересные передачи, о том, как нужно вести себя.

Мультфильмы.

2. Упражнение «Ящик ощущений»

- Ребята, что лежит в этом ящике? (Не видно, ящик закрыт.)

А как можно узнать? (Можно засунуть руки в «окошечки и потрогать» (Дети по одному находят на ощупь предметы)

Погладь предмет. Что ты почувствовал? (Этот предмет мягкий, теплый.)

- Мягкий, как что? (Как облачко, мягкая игрушка, шарик.)

- Что ты почувствовал, когда его гладил? (Мне было приятно, мне, казалось, что «это», что-то доброе, хорошее.)

- Что нащупал в ящике? (Не знаю, что-то колючее, с иголками.)

- Что же ты почувствовал? (Я испугался, что иголки острые, я могу пораниться, мне будет больно.)

- Ребята, вот так и слова добрые и злые, их можно не только услышать, но и почувствовать, вежливые слова приятны для каждого человека, а грубые, злые слова обижают человека, делают ему больно.

Нельзя забывать, что и в слове заключена великая сила. Недаром говорят: «Слово не воробей, вылетит - не поймаешь». И это действительно так. Есть много разных красивых вежливых слов, но очень важно употреблять эти слова вовремя и с правильной интонацией.

3 . - Сейчас мы с вами вспомним эти слова и распределим по конвертам, чтобы в дальнейшем постоянно их употреблять в своей речи.

(На доске большие конверты. Все вежливые слова записаны на отдельных карточках).

1.Слова- приветствия («здравствуйте», «доброе утро», «добрый день»)

2.Слова, обозначающие просьбу («пожалуйста», « разрешите», «будьте добры».

3.Вежливые формы извинений («извините», «простите», «извините, пожалуйста»)

4.Слова благодарности («спасибо», «благодарю»)

5.Слова- пожелания спокойной ночи», «приятного аппетита», «до свидания».

4. ИСТОРИЯ СЛОВА «СПАСИБО»

За что мы говорим «спасибо»? (слайд)

За что, мы говорим «спасибо»?
За все, что делают для нас.
И мы припомнить не смогли бы,
Кому сказали, сколько раз.

Откуда появилось это слово? (слайд)

В древние времена наши предки, говоря слова благодарности, использовали только глагол «благо - дарить»: они произносили:

«Благо-дарствую!», «Благо-дарю!».

Произнесите это слово медленно, что слышите в этот момент?

(Два слова благо - дарю)

Когда же пришло христианство, слово «благодарю» заменили на «спасибо».
Происхождение этого русского слова прекрасно и возвышенно!
Родилось оно в XVI-м веке из словосочетания «спаси Бог». В эти два слова наши предки вкладывали намного больше, чем просто благодарность. Оно очень напоминает пожелание - пожелание спасения, обращения к Богу, Его милующей и спасающей силе. Впоследствии выражение преобразовалось, сократилось. И на свет появилось всем нам знакомое с детства слово «спасибо» .

5. - Как вы думаете, какой город считается самым вежливым? (слайд)

Самым вежливым из крупных городов мира считается Нью-Йорк - здесь чаще всего произносят «спасибо». Москва заняла 30 место в рейтинге вежливости среди 42 «больших» городов. А совсем редко услышать слово благодарности можно в самом населённом городе Индии - Мумбаи .

6 . - Кто из вас знает, что обозначает слово «здравствуйте»? (слайд)

Здравствуйте! – ты скажешь человеку.
- Здравствуй! – улыбнется он в ответ,
И, наверно, не пойдет в аптеку,
И здоровым будет много лет.

С давних времен идет обычай, здороваясь, снимать перчатку с правой руки.

Давайте посмотрим, как приветствуют друг друга в разных странах. (слайд)

Когда-то давным-давно люди воевали и враждовали. Рыцарь, приветствуя, снимал перчатку с правой руки, показывая, что в ладони не спрятано оружие.

В Японии при встрече кланяются друг другу, сложив руки ладонями друг к другу и держа их перед грудью.

В Тунисе – кланяются, поднося правую руку ко лбу, затем к губам, затем к сердцу.

В Тибете – снимают головной убор правой рукой, левую закладывают за ухо и при этом высовывают язык.

В Древнем Риме приветствуют словами: «Хорошо ли вы потеете?», потому, что там всегда очень жарко.

В Древнем Китае приветствовали словами: «Ели ли вы сегодня?» Люди там часто голодали.

На острове Танго - останавливаются на расстоянии, покачивают головой, топают ногой и пощелкивают пальцами.

А кто из вас знает, как приветствуют у нас в России люди друг друга.

У нас в России приветствуют по-разному. При встрече говорят друг другу слова «здравствуй». Близкие и друзья могут сказать друг другу «привет». Молодежь при встрече иногда вместо слова «привет» употребляет слово «салют». Используются для приветствия и другие слова. Если люди находятся на некотором расстоянии, то они здороваются кивком головы, а водители при встрече поднимают руку.

Физминутка. (музыкальная).

Два притопа, два прихлопа, ежики, ежики (пальчики вперед).

Наковальня, наковальня, ножницы, ножницы (кулачок на кулачок).

Побежали, побежали, зайчики, зайчики.

Ну-ка звонче, ну-ка звонче скажите “Здравствуйте!”

Девочки (здравствуйте).

Мальчики (здравствуйте).
7 . - Я предлагаю вам разделиться на три группы. Для этого вытащите жетон из коробки и займите место за столом, такого же цвета, как ваш жетон.

8 . - Задание для каждой группы. Придумайте, как бы могли приветствовать друг друга:

-инопланетяне; -музыканты, -моряки.

9 . - Я предлагаю вам поиграть. Игра называется «Так - не так». На столах лежат конверты с отрывками из стихотворения А. Барто.

Обсудите поведение Медвежонка, помогите ему исправить свои промахи.

Задание для первой группы.

Сыночек дисциплины
Совсем не признает!
Нашел он мед пчелиный -
И грязной лапой в мед!
Родители беседуют -
Мешает он беседе.
Перебивать не следует
Взрослого медведя!

Задание для второй группы.

Вот он примчался к дому.
И первый влез в берлогу -
Медведю пожилому
Не уступил дорогу.
Он мать изводит просто.
Тут разве хватит сил?
Пришел сыночек в гости -
Хозяйку укусил.

Задание для третьей группы.

Не знает он приличий -
Он дом разрушая птичий,
Дерется он в кустах,
В общественных местах.
Вчера пропал куда-то,
Мамаша сбилась с ног.
Взъерошенный, лохматый
Пришел домой сынок
И заявляет маме: -
А Я валялся в яме!

(Воспитатель выслушивает ответы детей, оценивает работу.)

Ребята, как вы думаете, легко ли будет жить Медвежонку? Посоветуйте, как ему помочь? (Ему нужно научиться быть вежливым.)

- Ребята, почему Агния Барто написала:

«Я знаю понаслышке,
и люди говорят,
Что такие мишки есть
среди ребят»?

- Невоспитанными бывают не только медведи, но и ребята.

- Надеюсь, среди вас таких мишек нет и вы все люди воспитанные, умеете культурно себя вести и знаете все вежливые слова? Сейчас мы это и обговорим!

10. Игра «Доскажи словечко».

Если встретился знакомый,
Хоть на улице, хоть дома -
Не стесняйся, не лукавствуй.
А скажи погромче…
(здравствуй).

Вылез Крот на белый свет
И сказал Ежу… (привет).

Если просишь что-нибудь.
То сначала не забудь
Разомкнуть свои уста
И сказать… (пожалуйста).

Если невежей прослыть
Не хотите,
Очень прошу вас, будьте мудры,
Вежливым словом просьбу
Начните:
Будьте… (любезны),
Будьте… (добры).

Порвал Воробей
Паутинные нити.
Чирикнул смущенно:
Ну… (извините)!

Если встретилась компания,
Не поспешно, не заранее,
А в минуту расставания всем скажите:… (До свидания! )

Когда я что-то подарю,
Мне говорят:…(Благодарю)
Тебе подарят что-нибудь -
Благодарить не позабудь!

Если словом или делом
Вам помог кто-либо,
Не стесняйтесь громко, смело
Говорить… (Спасибо!)

Играл Медвежонок на кухне в футбол
И перебил ненароком посуду.
К медведице-маме понурый пришел:
«…(Прости ) меня, мама,
Я больше не буду.

Молодцы! Вы знаете много вежливых слов. А вот умеете ли вы их правильно использовать? Посмотрим, как вы справитесь с новым заданием..

11. Задания: «Ситуации».

1.Мама послала тебя к соседке попросить немного муки. Как ты это сделаешь?

2.Незнакомый человек спрашивает у тебя, как пройти к аптеке. Как ты ему объяснишь дорогу?

3.Ты хочешь пригласить своих товарищей на день рождения. Как ты это сделаешь?

(После инсценировки дети обсуждают ситуацию, решают, как правильнее поступить.)

12. Поиграем. Игра «Вежливые слова»

- Дети встаньте, пожалуйста! Эта игра называется «Вежливые слова». Если я вас прошу выполнить действие и говорю слово «пожалуйста» вы выполняете, а если я забываю сказать это слово, вы не выполняете. Дети похлопайте «пожалуйста!» (дети хлопают)

- А сейчас мы составим букет. Вот ваза: Чтобы поставить в нее цветы нужно назвать вежливое слово. (Дети называют вежливые слова и составляют букет)

- Как вы, ребята, назвали такой букет? (Букет вежливых слов)

3. Заключение

Ребята, мы с вами узнали, что добрые, вежливые слова приятно слушать и говорить; когда мы говорили вежливые слова, мы радуем людей и нас все хорошо понимают.

Тема: « Волшебные слова»

Задачи:

1. Учить детей поддерживать диалог.

2. Побуждать детей употреблять в речи вежливые слова.

3. Учить детей употреблять в речи сложные формы предложения, подбирать, подходящие по смыслу, окончание фраз.

4. Работать над выразительностью речи.

5. Расширение знаний о культуре поведения, введение вежливых слов в активный словарь дошкольников. Воспитывать бережное отношение к речи и к русскому языку.

Оборудование: Карточки с загадками. Выставка книг Б.Заходер «Очень вежливый индюк». В. Осеевой «Волшебные слова». С.Я. Маршак «Урок вежливости». Кукла Незнайка.

Ход занятия.

Воспитатель: - Сегодня к нам в гости пришел Незнайка. Он не знает волшебных слов. Поэтому ему очень грустно, но ему очень хочется узнать эти слова.

А вы знаете эти слова? Поможете Незнайке?

Ответы детей: - (Спасибо, пожалуйста, до свидания, добрый день, доброе утро.)

Воспитатель:- Произнося слово, мы желаем людям хорошего здоровья, приятного настроения, хотим, чтобы весь день у них был радостным.

Послушайте, как сказано об этом в одном из стихотворений. Подумайте, как можно его озаглавить.

(Чтение стихотворения)

(В. Корхин «Доброе утро»).

Солнышко ясное встало

Доброе утро! Сказало.

Доброе утро!-

Кричу я прохожим,

Веселым прохожим,

Доброе утро!-

В ответ

Мне улыбнулся сосед

Доброе утро!-

Повсюду я слышу

Я слышу и вижу

В глазах у девчонок

В глазах у мальчишек

Но если проснешься,

А дождик в окно

Стучит да стучит

А без солнца темно

Доброе утро

Друзья, все равно

Доброе утро

И в холод и в град

Доброе утро!

Не зря говорят

Доброе утро

Велит быть добрей,

Ясней и упорней и веселей.

Придумано щедро;

Доброе утро!

Ребята, как же можно озаглавить это стихотворение?

Дети: (« Доброе утро»).

Решение задач.

Воспитатель:- А сейчас решим все вместе такую задачу: «Мальчик крикнул прохожему: « Сколько времени?». Обращаясь к прохожему, мальчик допустил ошибки. Какие?

Дети:- Мальчик должен был спокойно спросить: «Извините, пожалуйста, не смогли бы Вы сказать, который час?

Воспитатель:- Молодцы! Эту задачку вы решили правильно. Послушайте следующую задачку: «По улице шли двое прохожих. Одному было 60 лет, а другому 7лет. У первого в руках было пять предметов: портфель, три книги, сверток. Одна из книг упала.

У Вас упала книга!- закричал мальчик, догоняя прохожего.

Разве?- удивился тот.

Конечно,- объяснил мальчик. – У Вас ведь было пять вещей: портфель, три книги и сверток, а сейчас осталось только четыре.

Я вижу, ты хорошо знаешь математику - сказал прохожий, с трудом поднимая упавшую книгу,- однако есть правила, которые ты еще не усвоил.

Какие это правила?

Дети:- Мальчик должен был вежливо обратиться к прохожему, так как он пожилого возраста и помочь поднять книгу.

Чтение стихотворения Б.Заходера «Очень вежливый индюк»

Воспитатель:- Задачки решили правильно. Послушайте стихотворение Б. Заходера и ответьте на вопрос: « Почему не шли друзья в гости к индюку?»

Объявился

В доме

Вдруг

Очень Вежливый Индюк.

Раз по тридцать в день,

Не реже,

Он кричал:

Эй вы, невежи!

Заходите, что ли, в гости -

Поучиться

Веж-

ли-

вос-

ти!

Я и сам, - кричал Индюк, -

Доктор Вежливых Наук,

И жена моя - пример

Замечательных манер:

Даже, когда спит она,

Видно, что воспитанна!


Не стесняйся ты, Осёл!

Заходи, садись за стол!

Что же ты молчишь как рыба?

Говори: "Приду, спасибо!"

Ты не будь свиньей, Свинья. -

Ждет тебя

Моя семья!

Только раньше бы

Умыла

Ты свое свиное рыло!

Как ни бился он,

Однако

К Индюку никто не шел -

Ни Корова,

Ни Собака,

Ни Хавронья,

Ни Осел!

Посинел Индюк от злости:

Не идут, нахалы, в гости!

Зря пропали все труды!

Все они - балды-балды!

С высоты

Своего величия:

Не усвоили,

Скоты,

Правила приличия!

Воспитатель:- Почему же звери не хотели идти в гости к Индюку?

Дети:- Потому что он сам был невежа, и обзывал своих друзей. А к такому невеже в гости никто идти не хочет.

Игра «Словарь вежливых слов»

Воспитатель: - Молодцы! Поиграем в игру «Словарь вежливых слов». Послушайте правила игры. Я читаю вам первую строчку, а вы по смыслу дополняете его волшебным словом. Отвечайте все вместе (хором).

1. Растает даже ледяная глыба от слова теплого …(Спасибо).

2.Зазеленеет старый пень, когда услышит…(Добрый день).

3.Если больше есть не в силах, скажем маме мы … (Спасибо).

4.И во Франции, и в Дании на прощание говорят…(До свидания).

Молодцы. Вы все очень хорошо отвечали. Какие же волшебные слова нам встретились?

Дети: (Спасибо, Добрый день, До свидания)

Чтение рассказа В. Осеевой. «Волшебное слово».

Воспитатель:

Сейчас я прочитаю вам рассказ, а вы послушайте внимательно и скажите, какое слово сказал Волшебник мальчику?

(Чтение рассказа).

Беседа по прочитанному.

Вы прослушали рассказ. Какое же слово сказал волшебник мальчику, какое слово ему помогло?

(Ответы……).

А как вы употребляете волшебные слова и где?

(Ответы……..).

Игра «Да или нет».

Воспитатель:

Сейчас мы поиграем. Игра называется «Да или нет». Я задаю вам вопрос, а вы хором отвечайте, но только одним из слов « да» или «нет».

1. Мальчики разговаривают во время показа кинофильма. Правильно ли они поступают?

Дети: Нет.

Воспитатель:

2. Девочка встретила на улице соседку-старушку и помогла ей донести сумку. Правильно сделала девочка?

Дети: Да.

Воспитатель:

3. Мама поехала в деревню к бабушке, и Сережа пожелал ей счастливого пути. Правильно сделал Сережа?

Дети: ДА.

Воспитатель:

4. Девочка уступила дорогу старенькой бабушке. Правильно сделала девочка?

Дети: ДА.

Воспитатель:

5. На перемене Петя налетел на учительницу, не попросив извинения побежал дальше. Правильно поступил Петя?

Дети: Нет.

Подведение итогов.

Воспитатель:- Наше занятие подходит к концу. Вспомните, какие волшебные слова вы знаете?

Дети:- Спасибо, пожалуйста, до свидания, добрый день….

Воспитатель:- Молодцы. На этом занятие Незнайка узнал много волшебных слов. Он вас благодарит и говорит большое спасибо.

Конспект непосредственной образовательной деятельности,

в интеграции с образовательными областями «Познание»,

«Коммуникация» по разделу

«Формирование элементарных математических представлений», «Развитие речи»

в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ОНР

развивающая ситуация «Дерево вежливых слов»

МБДОУ № 4 «Снегурочка» г. Салехард

Воспитатель старшей группы

компенсирующей направленности для детей с ОНР:

Кизыма Галина Васильевна

Дерево вежливых слов

ЗАДАЧИ:

1. Закрепление гласных звуков, порядкового счета в пределах 10.

2. Закрепить знания детей грамматических форм связной речи, знания детей диких животных и их детенышей.

3. Закрепление знаний детей «вежливых» слов, умение их правильно употреблять в речи.

МАТЕРИАЛЫ: буквы, цифры, картинки с изображением диких животных, письмо,

ХОД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:

Воспитатель: Ребята, сегодня к нам пришло письмо от Старичка-Лесовичка.

Он просит помочь лесным жителям, они не могут попасть в лесную школу, потому что злой волшебник заколдовал все вокруг, и только тогда всё оживет, кто на всё сможет найти ответ. Но, чтобы помочь лесным жителям попасть в школу, нам придется преодолеть немало препятствий. Вы готовы?

Ответ детей: Да.

Воспитатель : Ну, вот первое наше препятствие – речка.

Речка, речка глубока, не видать нигде моста,

(Вход в лес завален камнями, изображение камней с числами от 1 до 10).

Воспитатель : Чтобы войти в лес, камни надо разобрать.

Возьмите камень с числом, который идет после числа 5.

Возьмите камень, стоящий перед числом 4.

Возьмите камень с числом стоящим между 7 и т.д.

Воспитатель : Вошли в лес, идем тихо, чтобы не услышал злой волшебник. Как в лесу тихо, как будто все умерли.

Воспитатель : Ребята, а здесь записка, прочитаем?

Ответьте на один опрос – Где живет медведь?

Ответ детей: В берлоге.

Воспитатель : Как зовут детенышей медведицы?

Ответ детей: Медвежата.

Воспитатель : Ответ верный, вот и наши мишки вышли из берлоги.

Воспитатель : Где живет лиса?

Ответ детей: В норе.

Воспитатель: Как зовут детенышей лисы?

Ответ детей: Лисята.

Ответ верный, вот и наша лиса с лисятами

Воспитатель: Где живет заяц?

Ответ детей: Под кустом.

Воспитатель: Где живет белка?

Ответ детей: В дупле.

Воспитатель : Как зовут детенышей белки?

Ответ детей : Бельчата.

Ответ верный, вот и наша белка с бельчатами.

Но, чтобы отправится в лесную школу, мы должны решить следующие задачи:

1) Наступила зима, заяц построил себе домик из снега. Посадил возле домика цветы. Сколько цветов посадил заяц возле домика?

Ответ детей: Зимой цветов не сажают.

Воспитатель : А вот нас встречает Старичок-Лесовичок

Старичок-Лесовичок: Ребята, какие вы молодцы много, преград преодолели.

Воспитатель: А почему ты такой грустный, Старичок-Лесовичок?

Старичок-Лесовичок: Да, злая Фея заколдовала мой лес, и мое самое любимое дерево «вежливых слов». Мой лес оживет и зазеленеет, когда добрые люди к нему придут, и много хороших, добрых слов скажут.

Воспитатель : Ребята, давайте поможем Старичку-Лесовичку оживить лес, и его любимое дерево «вежливых слов».

Воспитатель: Дети, какие вежливые слова вы знаете?

Ответ детей:

Воспитатель: А знаете ли вы, когда их надо говорить и всегда ли вы это делаете?

Ответ детей:

Воспитатель: Сейчас мы пройдем урок вежливости.

– Здравствуйте! Слово, ты откуда? Здравствуйте, что это значит? – значит будьте здоровы – так люди встречаясь, желали друг другу здоровья.

Выходят троя детей и читают стихи, пропуская нужное слово, а остальные дети хором его вставляют.

Дети:

Я надел очки и ласты

И в подводный мир нырнул.

Карасю сказал я: «Здравствуй!»,

Но уплыл молчун глазастый,

Лишь в ответ хвостом вильнул.

Мы по улице шагаем,

Отбиваем четко шаг.

Генерала повстречаем,

Гаркнем: «Здравия желаем!»

Так, что звон стоит в ушах.

Правила хорошего поведения все говорят хором.

Если встретился знакомый,

Хоть на улице, хоть дома-

Не стесняйся, не лукавствуй,

А скажи погромче: «Здравствуй!»

Воспитатель: А есть слово, которым можно поздороваться и попрощаться. Это слово – Привет!

Вылез Крот на белый свет

И сказал Ежу: «Привет!

Не виделись столько лет.

Передавай жене привет.

А теперь прощай. Привет!

И Крота уж нет, как нет».

Воспитатель: Вот еще одно вежливое слово – «Пожалуйста». В этом слове и уважительная просьба и ответное внимание, благодарность и почтение.

Правило для воспитанных детей все говорят хором .

Если просишь что-нибудь,

То сначала не забудь

Разомкнуть свои уста и сказать:

«Пожалуйста!»

Воспитатель: «Будьте здоровы!» Эти слова в старину означали не только доброту, но и силу. Недаром в сказках побеждали «добры молодцы», а одного из русских богатырей звали Добрыня.

Будьте добры ко всем, кто слабей.

Пусть не боится вас воробей.

Согрейте котенка, погладьте щенка

И мотылька не сгоняйте с цветка.

Не обижайте и мошкары.

Не забывайте, будьте добры!

Правило повторяем хором.

Если невежей прослыть не хотите,

Очень прошу вас, будьте мудры,

Вежливым словом просьбу начните:

«Будьте любезны! Будьте добры!»

Воспитатель: «Добро пожаловать!» вас с этими словами встретят с добром.

Медведь медведя в гости звал-

Медком побаловать.

В берлогу дверь открыл, сказал: – «добро пожаловать!»

Воспитатель: В древности, когда хотели поблагодарить человека за доброе дело, говорили ему: «Спаси вас Бог!» и эти слова «спаси есть: «Своего спасибо не жалей».

Все хором повторяем правило.

Если словом или делом

Вам помог кто-либо,

Не стесняйтесь громко, смело говорить: Спасибо!

Воспитатель: «Извините, простите!» надо говорить тогда, когда вы кого-то нечаянно обидели, или причинили неприятность.

Порвал Воробей паутинные нити.

Чирикнул смущенно: «Ну, извините!»,

Паук рассердился: «Ну, извините!»

Испортили сети – муху несите!»


© 2024
colybel.ru - О груди. Заболевания груди, пластическая хирургия, увеличение груди