02.05.2019

Причины конфликта воспитателя детского сада и ребенка. Как уладить конфликты в детском саду между родителями? Не люб ты мне


Дорогие мамочки, очень нужен совет. Ребёнок не хочет ходить в сад. Каждый день со слезами умоляет не вести туда. Началось всё с подготовки к одному концерту. У нас в группе есть две девочки, которым всегда дают главные роли, а другие дети так, на подпевках. Кстати, многие родители это заметили! В общем, один раз на репетиции мой ребёнок вышел в первый ряд. Дочку отругали и выгнали из зала, аргументировав это тем, что она вышла в первый ряд и мешала тем двум детям показывать свои таланты.

Доча ходит в ясельную группу. Ну как ходит - неделя через три, но это и понятно- адаптационный период. Зарегистрированы с мамами в группе в Вотсапп, лично с ними не знакома, на собрания ходил муж.
До этого пару раз обсуждалась тема про мальчика, который кусается и ведет себя агрессивно с детьми. С мамой разговаривали, мама разговаривала с сыном, ходила к воспитателям, к заведующей, просила уделять сыну более пристальное внимание.. В садике ей в этом отказали.

Сразу скажу, что кукла не садиковская. Её принесла в группу девочка, которая ходит туда вместе с моей внучкой. Деткам по 6 лет. Историю рассказал мой сын, отец внучки. Итак. Вчера их с женой вызывает в садик заведующая по просьбе мамы той девочки. Та буквально обрушилась на моих детей с требованием полностью возместить ущерб от сломанной куклы, которая стоит 2000 рублей. А сломала её, по словам её дочки наша Диана.

Здравствуйте, девочки! Нужна консультация!!!
У нас патовая ситуация в саду, посему очень и срочно нужна юриста!!!
Дело в том, что в нашей группе есть мальчик, мать которого не просто неадекватная, а по всем признакам имеет явные психические отклонения. Ребенка дома избивает, не кормит. Наши воспитатели носят ему одежду, докармливают дополнительными порциями.
При этом мать ориентирует своего ребенка на агрессию: ты будешь милиционером, давай сдачи.

Сегодня отвела сына в садик. Пошел с удовольствием, взяли игрушки - рейнджеров - самураев, чтобы поиграть с друзьями. Без капризов, веселый.
Ушла.
Вечером за сыном пошла золовка, я малую укладывала. Привела и говорит, чтото он вяленький. Воспитательница наша сейчас в отпуске, заменяет другая и наша старая нянечка. Вот нянечка золовке сказала, что Ярик капризничал с обеда. Отказывался от еды.
Я потрогала лоб, а мой зайка горит. Температуру измерила 39.3
Дала парацетамол, поставила цефекон Д.

Дорогие странамамочки. Прошу совета. Только сначала попрошу вас, давайте не будем обсуждать кто кому бы что сделал, это долго и ни к чему не приведет. Я просто опишу вам ситуацию, а вы помогите советом как урегулировать конфликт.
Теперь к делу.
В октябре месяце 2013 года в нашей группе произошло ЧП, причем по вине самих детей. Как вы понимаете, маленькие забияки не могу т спокойно двигаться, как бы их ни останавливали и тормозили. И вот...

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ КУЙБЫШЕВСКОГО РАЙОНА-ДЕТСКИЙ САД "РОМАШКА" (ДОУ "РОМАШКА")

РАЗРАБОТКА РОДИТЕЛЬСКОГО СОБРАНИЯ

НА ТЕМУ: "КОНФЛИКТ ВОСПИТАТЕЛЬ -РОДИТЕЛЬ"

Выполн ено : Гаевская Е.П .,

воспитатель

2014 г.

Конфликт воспитатель-родитель. Причины возникновения и пути решения.

Мир постоянно информационно усложняется. Чтобы сохранять уровень компетентности, необходимо все время чему-либо учиться, заниматься самообразованием на протяжении всей жизни. Непрерывное образование становится потребностью. Современная семья все чаще нуждается в разнообразных знаниях: медицинских, педагогических, психологических, юридических. Деятельность педагогического коллектива детского сада не может оставаться в стороне от изменяющейся ситуации в социуме. Работа с семьей должна учитывать современные подходы к этой проблеме. Главная тенденция обучать родителей самостоятельному решению жизненных задач. Это подразумевает изменения в системе "воспитатель - родитель", требует усилий от педагогического коллектива ДОУ.

Все мы знаем, что полноценное воспитание дошкольника происходит в условиях одновременного влияния семьи и дошкольного учреждения. Поэтому, наша основная задача сделать так, чтобы родители стали нашими активными помощниками и единомышленниками.

Мы часто сетуем на то, что родителям безразличны наши усилия, что они не хотят идти на контакт, что не интересуются жизнью своих детей. А задумывались ли мы когда-нибудь о том, что, возможно, это мы не можем расположить людей к общению, заинтересовать, сделать так, чтобы в детских садах было тепло и уютно не только детям, но и их родителям.

Воспитатель - это работник дошкольного учреждения, который не только непосредственно отвечает за жизнь и здоровье вверенных ему детей, но и осуществляет воспитательно-образовательную работу в соответствии с программой детского сада.

Родитель - это "заказчик", который приводит своего ребенка в детский сад и хочет, чтобы в нем для его любимого (а, зачастую, и единственного ребенка) были созданы самые благоприятные условия. У родителя ребенок один (два, три). У воспитателя - в среднем от 15 до 30. И это тоже нужно учитывать, потому что количество персонального внимания на каждого ребенка обратно пропорционально количеству детей. И он также заинтересован в том, чтобы обеспечить детям благоприятные условия, не забывая про свои образовательно-воспитательные обязанности.

Упражнение « Яблоко и червячок»

Сядьте поудобнее, закройте глаза и представьте на минуту, будто вы – яблоко. Спелое, ароматное, наливное яблоко, которое живописно висит на веточке. Все любуются вами, восхищаются. Вдруг откуда не возьмись, подползает к вам червяк и говорит: «сейчас я тебя буду есть! Что бы вы ответили червяку? Откройте глаза и запишите свой ответ.

Сегодня будем говорить с вами о конфликтах в системе «воспитатель - родитель». Слово «конфликт» в переводе с латинского означает « столкновение ».

Конфликт является нормой общественной жизни. Вместе с тем, психологи подчёркивают необходимость создания механизмов психологического регулирования и разрешения конфликтных ситуаций. Поскольку профессиональное общение в системе «педагог - родитель» таит в себе целый ряд таких ситуаций, умение грамотно выбрать стратегию поведения в конфликтной ситуации для воспитателя крайне важно.

Причины конфликтов между педагогом и родителями различны: родитель не удовлетворён положением ребёнка в коллективе, отношением к нему воспитателя, организацией воспитательно-образовательного процесса в целом и т.д.

Что чаще всего может стать поводом для непонимания и недовольства?

Со стороны родителей это:

с ребенком мало занимаются в саду;

не создают должных условий для укрепления его здоровья;

не могут найти подход к ребенку;

используют непедагогические методы в отношении ребенка (моральные и физические наказания);

плохо следят за ребенком (не вытерли сопельки, не сменили трусики, не переодели грязную футболку);

ребенка заставляют есть или, наоборот, не следят, чтобы он все съедал;

ограничивают свободу ребенка;

часто наказывают и жалуются на ребенка, если его поведение не устраивает воспитателей;

не принимают меры в отношении гиперактивных и агрессивных детей, особенно если их ребенка укусили (что нередко случается в яслях), ударили, поцарапали.

У воспитателей тоже есть «свой список» претензий к родителям:

неуважительно относятся к персоналу детского сада, могут отчитать на повышенных тонах при ребенке;

забывают оплатить квитанции, вовремя внести плату за дополнительные занятия;

забывают положить детям в шкафчик сменную одежду;

приводят детей в садик совершенно неподготовленными (без элементарных навыков самообслуживания, не привыкших к режиму дня садика);

поздно забирают детей;

плохо воспитывают детей (чрезмерно балуют или, наоборот, не уделяют должного внимания ребенку; обычно к таким детям очень сложно найти подход);

предъявляют необоснованные претензии к персоналу, придираются к мелочам.

Специалисты, как правило, выделяют четыре стадии прохождения конфликта:

· Возникновение конфликта (появление противоречий)

· Осознание данной ситуации как конфликтной хотя бы одной стороной

· Конфликтное поведение

· Исход конфликта

Упражнение «Нужны ли конфликты с родителями?» Устно

Группа делится на две команды: одна подбирает аргументы в пользу того, что конфликты с родителями недопустимы, другая отстаивает позицию, что конфликты в общении с родителями необходимы. В течение 5 минут каждая подгруппа записывает свои аргументы, затем зачитывает их вслух.

Положительные и отрицательные стороны конфликтов

Положительные

Отрицательные

· Получение социального опыта

· Нормализация морального состояния

· Получение новой информации

· Разрядка напряжённости

· Помогает прояснить отношения

· Стимулирует позитивные изменения

· Настроение враждебности

· Ухудшение социального самочувствия

· Формализация общения

· Умышленное и целенаправленное деструктивное поведение

· Эмоциональные затраты

· Ухудшение здоровья

· Снижение работоспособности

Вывод: Таким образом, мы выяснили, что конфликты могут носить не только отрицательные черты, но и быть полезными. Самое главное, уметь правильно разрешать их.

Поскольку профессиональное общение в системе «педагог – родитель» таит в себе целый ряд таких ситуаций, умение грамотно выбрать стратегию поведения в конфликтной ситуации для воспитателя крайне важно.

Психологи предлагают 5 способов выхода из конфликтных ситуаций (раздать таблицы)

Конкуренция (соревнование) предлагает сосредоточение внимания только на своих интересах. Полное игнорирование интересов партнера

Избегание (уклонение) характеризуется отсутствием внимания, как к своим интересам, так и к интересам партнера

Компромисс – достижение «половинчатой» выгоды каждой стороны.

Приспособление предполагает повышенное внимание к интересам другого человека в ущерб собственным.

Сотрудничество является стратегией, позволяющей учесть интересы обеих сторон.

В педагогической практике существует мнение, что наиболее эффективным способом выхода из конфликтной ситуации являются компромисс и сотрудничество. Однако любая из стратегий может оказаться эффективной. Поскольку у каждой есть свои как положительные, так и отрицательные стороны.

А теперь вспомним ваши ответы из упражнения «Яблоко и червячок» и соотнесите к способам выхода из конфликтных ситуаций.

( Н-р: «Сейчас как упаду на тебя и раздавлю» - соревнование, «Вон посмотри, какая там красивая груша» - избегание, «Ну, хорошо, откуси половинку, остальное оставь моим любимым хозяевам» - компромисс, «Такая, видно, у меня доля тяжкая» - приспособление, «Посмотри, на земле уже есть упавшие яблоки, ты их ешь, они тоже вкусные» - сотрудничество ).

Необходимо выработать у воспитателей умение позитивно разрешать конфликты и профессионально анализировать конфликтные ситуации в процессе взаимодействия «воспитатель-родитель»; способствовать осознанию воспитателем причин и последствий конфликта.

Конфликтные ситуации в процессе взаимодействия воспитателя с родителями воспитанника могут возникнуть по разным причинам. Перед воспитателем ДОУ стоит задача найти правильный выход из сложившейся ситуации.

Для формирования правильного умения вести себя с родителями и общаться без клнфликтов предлагаю ряд упражнений.

Упражнение «Ваши предложения»

Задание. Сформулировать и записать несколько рекомендаций по проведению мероприятий, которые могут помочь сплотить воспитателей и родителей.

Инструкция. Для выполнения задания необходимо разделиться на подгруппы: каждая представляет свой перечень мероприятий и объясняет целесообразность их реализации.

Упражнение «Предъявление конфликтной ситуации».

Цель: игровое моделирование способов поведения педагога в ситуациях разрешения противоречий между воспитателем и родителями. Необходимо показать развязку данной ситуации, выбрав внутри группы роль воспитателя и роль родителя.

Упражнение «Список претензий к родителям».

Цель: осознание воспитателем невозможности построения общения на взаимных претензиях.

Инструкция: наша работа предполагает постоянное ежедневное общение с родителями детей. В жизни бывает всякое, мы не всегда довольны друг другом, иногда наши самые близкие люди вызывают у нас отрицательные эмоции, наши родители не устраивают нас. Давайте проанализируем наше недовольство родителями группы и назовем это списком претензий, претензии вносим напротив каждой фамилии, необходимо быть предельно откровенным, ведь претензии могут быть даже самыми незначительными, но обязательными конкретными.

Вывод: чтобы принять людей, нужно понять, чем они вас не устраивают.

Упражнение «Желаю Вам...».

Цель: Развивать умение доброжелательно общаться с родителями.

Инструкция: сделать комплимент сидящему рядом педагогу, выступающему в роли одного из родителей вашей группы. Лучший комплимент - похвала успехов их ребенка.

Психологическая зарядка.

Для поддержания стабильного психологического состояния у вас и родителей, а также для профилактики различных профессиональных психофизических расстройств важно уметь забывать. Как бы «стирать» из памяти конфликтные ситуации.

Упражнение на стирание антистрессовой ситуации. Сядьте и расслабьтесь. Закройте глаза. Представьте перед собой чистый альбомный лист бумаги. Карандаши ластик. Медленно нарисуйте на листе негативную ситуацию, которую необходимо забыть. Это может быть реальная картинка. Мысленно возьмите ластик и начинайте последовательно «стирать» с листа бумаги представленную ситуацию. Стирайте до тех пор, пока картинка не исчезнет с листа. Откройте глаза. Произведите проверку. Для этого закройте глаза и представьте тот же лист бумаги. Если картинка не исчезла, снова возьмите ластик и «стирайте» до ее полного исчезновения. Через некоторое время методику можно повторить.

Психологические рекомендации, при правильном поведении человека в противоречащей, предконфликтный и конфликтной ситуации, таковы :

Решать спорный вопрос в настоящем времени, не упоминая прошлые обиды, конфликты.

Адекватно воспринимать, сознавать суть конфликта с точки зрения психологических механизмов - интересов, нужд, целей и задач сторон. Чаще задавать вопрос: " Правильно ли я Вас понял (поняла)?", это поможет избежать умственных барьеров.

Быть открытым в общении, доброжелательным и стремиться к созданию климата взаимного доверия.

Попробовать понять позицию оппонента "изнутри", поставив себя на его место.

Не говорить обидных, унижающих достоинство личности слов, не употреблять неутешительных эпитетов. Резкость вызывает резкость.

Уметь аргументированно высказать свои намерения в случае неудовлетворения требований.

В минуты торжества над другим давайте ему возможность » спасти себя", то есть выйти из ситуации с достоинством.

Искореняя недостатки других людей, сделайте так, чтобы эти недостатки выглядели легко поправимыми.

Краткий курс доброжелательных отношений

Шесть важных слов: «Я признаю, что допустил эту ошибку».
Пять важных слов: «Ты сделал это просто чудесно».
Четыре важных слова: «А как ты считаешь?»
Три важных слова: «Вы посоветуйте, пожалуйста».
Два важных слова: «Искренне благодарю».
Важнейшее слово: «Мы».

И напоследок еще немного. Иногда отзывы о детских садах напоминают передачу про интриги, скандалы и расследования. Мамы и папы шпионят за воспитателями, подслушивают, что происходит в группе, ищут любую мелочь, чтобы придраться к педагогу, ведь их самый лучший ребенок достоин только самого лучшего воспитателя. За царапину они, по крайней мере, на словах, грозятся "порвать" или "встретить в темном переулке" эту "воспиталку", "чужую тетку", которая никогда не полюбит ребенка. Но ведь воспитатель в садике и не должен любить детей как родных. Для этого у ребенка есть родители. Воспитатели выполняют свою работу, работу очень сложную и, на мой взгляд, достойную большого уважения. И если родитель настроен на негатив, скорее всего по закону притяжения он его и получит. Детский сад - это не рай и не ад для ребенка, это такой же этап в его жизни, как школа, институт, и от умения выстраивать правильно отношения с людьми, работающими с нашими детьми, зависит во многом то, как будет складываться их жизнь в детском саду.

Елена Овчинникова
Опыт педагогической работы по теме: «Конфликты между детьми 4–5 лет и методы их решения»

Наша главная задача – не заглядывать

В туманную даль будущего, а действовать

Сейчас в направлении, которое нам видно.

Томас Карлел.

Человек не может жить, трудиться, удовлетворять свои материальные и духовные потребности, не общаясь с другими людьми. С самого рождения он вступает в разнообразные отношения с окружающими. Общение является необходимым условием существования человека и вместе с тем, одним из основных факторов и важнейшим источником его психического развития.

В дошкольном возрасте мир ребёнка уже не ограничивается семьёй. Значимые для него люди – это не только мама, папа или бабушка – но и другие дети, сверстники. И чем старше будут ребёнок, тем важнее для него будут контакты и конфликты со сверстниками . В детских группах складываются межличностные отношения, отражающие взаимосвязи участников этих групп. Изучение отклонений в развитии межличностных отношений на самых первых этапах становления личности представляется актуальным и важным, прежде всего потому, что конфликт в отношении ребёнка со сверстниками может выступить в качестве серьёзной угрозы для личностного развития. Именно поэтому необходима информация об особенностях развития детской личности в трудных, неблагоприятных условиях на этом этапе её развития, когда начинают закладываться основные стереотипы поведения. Психологические основы важнейших отношений личности к окружающему социальному миру, к себе самому, уточнение знаний о причинах, о природе, логике развития конфликтных отношений и возможных способах своевременной диагностики и коррекции приобретает первостепенное значение. Опасность заключается в том, что появившиеся у ребёнка отрицательные качества в связи с особенностью дошкольного возраста определять всё дальнейшее формирование личности могут обнаружиться и в дальнейшей жизни, препятствуя развитию полноценных отношений с окружающими людьми. Необходимость ранней диагностики и коррекции нарушений общения со сверстниками вызвана тем существенным обстоятельством, что в каждой группе детского сада есть дети, отношения которых со сверстниками значительно искажены. Все такие отношения остро переживаются и несут массу разнообразных эмоций.

Работая на группе среднего возраста можно отметить, что дети 4 – 5 лет предпочитают больше общаться со сверстниками, чем со взрослыми. Ребёнку необходимо внимание и сотрудничество ровесников, признание его успехов. У детей этого возраста, по мнению Козлова С. А, повышенная конфликтность , так как это переходный возраст от младшего к дошкольному.

Из выше сказанного можно сделать вывод, что общение ребёнка со взрослыми и сверстниками – необходимое условие полноценного социального развития. Поэтому необходимо обогащать положительный опыт общения ребёнка с окружающими людьми, чтобы ребёнок стремился к общению, отвечал требованиям партнёров по общению, приобретал гибкость и пластичность в социальном поведении.

Наше учреждение имеет особенность пребывания в нём детей. Дети находятся в ДОУ всего один год, приходя из разных дошкольных учреждений города и района. Поэтому появляется сложность в общении между детьми , затягивается период адаптации, что, несомненно, влияет на здоровье детей. В связи с этим возникла потребность в изучении теоретического материала и разработки серии практических занятий.

Анализ психолого – педагогической литературы по проблеме

социально-эмоционального развития.

Раскрытие понятия «социальное развитие»

В связи с потребностью общества последних лет вошёл термин «социальное развитие» , осуществляемое в связи с потребностью общества. В широком смысле слова социальное развитие включает в себя все виды развития (нравственное, трудовое, физическое и др.) . Главная цель социального развития заключается в формировании человека, готового к выполнению общественных функций, как внешних воздействий, так и внутренних сил, которые свойственны человеку, как всякому живому, и развитие человека - очень сложный процесс.

Развитие ребёнка не только сложный, но и противоречивый процесс – означающий превращение его из биологического индивида в социальное существо- личность.

В процессе развития ребёнок вовлекается в различные виды деятельности (игровую, трудовую, учебную и др.) и вступает в общение (с родителями, сверстниками, посторонними людьми и пр., проявляя при этом присущую ему активность. Это содействует приобретению им особого социального опыта .

Для нормального развития ребёнка с самого его рождения, важное значение имеет общение. Только в процессе общения ребёнок может освоить человеческую речь, которая, в свою очередь, играет ведущую роль в деятельности ребёнка и в познании и освоении им окружающего мира.

По мнению Л. С. Выготского важную роль при развитии личности ребёнка играет внешнее целенаправленное воздействие на этот процесс. Эффект внешних воздействий зависит от тех внутренних сил и факторов, которые определяют индивидуальное реагирование на них каждого развивающегося человека, а также от мастерства взрослого, который влияет на формирование личности ребёнка.

Движущими силами в развитии личности ребёнка являются противоречия, которые возникают между возрастающими потребностями ребёнка и возможностью их удовлетворения. В процессе развития происходит формирование ребёнка как личности, отражающей социальную сторону его развития, его общественную сущность.

Социализация - непрерывный процесс, который продолжается на протяжении всей жизни человека. Однако наиболее интенсивно он протекает в детстве и в юности, когда закладываются все базовые ценностные ориентации, устанавливаются основные социальные нормы и отклонения, формируется мотивация социального поведения.

Процесс социализации ребёнка, его формирования и развития, становления как личности происходит во взаимодействии с окружающей средой, которая оказывает на этот процесс решающее влияние посредством самых разных социальных факторов.

Наиболее важное значение для социализации ребёнка имеет социум. Эту ближайшую социальную среду ребёнок осваивает постепенно. Если при рождении ребёнок развивается в основном в семье, то в дальнейшем он осваивает всё новые и новые среды – дошкольные учреждения, компании друзей и т. д. С возрастом освоенная «территория» социальной среды всё больше и больше расширяется. При этом ребёнок как бы постоянно ищет и находит ту среду, которая для него в наибольшей степени комфортна, где ребёнка лучше понимают, относятся к нему с уважением. Для процесса социального развития важное значение имеет, какие установки формирует та или иная среда, в которой находится ребёнок, какой социальный опыт может накапливаться у него в этой среде.

Дошкольный возраст - время активной социализации ребёнка, вхождение в культуру развития общения со взрослыми и сверстниками, пробуждение нравственных и этических чувств.

По мнению Д. Б. Эльконина, социально-эмоциональное развитие ребёнка проявляется в гуманистической направленности его активности, в стремлении выражать своё отношении к миру в соответствии с культурными традициями, принятыми в обществе. Что касается понятия «социальное развитие» , оно отражает необратимое, направленное закономерное изменение социальных явлений или процессов, в результате которого они переходят в новое качественное состояние.

Социальное развитие- это процесс, во время которого ребёнок усваивает ценности, традиции, культуру общества в котором ему предстоит жить. Играя, занимаясь, общаясь со взрослыми и сверстниками, он учится жить рядом с другими; учитывая их интересы, правила и нормы поведения в обществе.

Л. С. Выготский считает, что дошкольный возраст - особо ответственный период в воспитании, т. к. является возрастом первоначального становления личности ребёнка. Дошкольный период детства благоприятен для формирования у ребёнка основ коллективистских качеств, а также гуманного отношения к другим людям. Если основы этих качеств не будут сформированы в дошкольном возрасте, то вся личность ребёнка может стать ущербной, и в последствии восполнить этот пробел будет чрезвычайно трудно. Для нормального развития ребёнка важное значение имеет общение.

Чувство симпатии, дружелюбие проявляются у многих детей очень рано - уже на втором, третьем году жизни. Характер детских взаимоотношений зависит в основном от условий воспитания в семье и детском саду. Четырёх летние дошкольники, посещающие детский сад с большим желанием объединяются в различной деятельности. Между некоторыми детьми устанавливаются дружеские отношения : они предпочитают играть, трудиться, разговаривать, делиться радостями и огорчениями с определёнными товарищами. Маленькие дети обладают ещё неразвитым чувством добра и зла. Для них оценка поступка определяется его последствиями : одобрением или наказанием. Они могут следовать только чётко установленным правилам чаще всего, не понимая их сути. Поэтому им трудно приспосабливать эти правила даже к незначительно меняющимся обстоятельствам. Постепенно внешняя регуляция начинает играть всё меньшую роль. На её место приходит собственная внутренняя оценка поступка. При этом дети учитывают обстоятельства, в рамках которых совершается действие, а справедливость поступка, определяют уже не его последствия, а намерения лежащие в основе.

Внутренние этические дистанции возникают уже в дошкольном возрасте. В отличии от раннего детства, в то время между ребёнком и взрослым возникают новые взаимоотношения. Их связь видоизменяется. Однако, несмотря на то, что ребёнок уже может действовать самостоятельно, без посторонней помощи, у него сохраняется потребность в совместной деятельности со взрослыми, стремлении непосредственно участвовать в их жизни. Не имея возможности принимать участие во всех сторонах, ребёнок начинает подражать взрослым, воспроизводить их действия, поступки и взаимоотношения в игровой форме. Взрослый для ребёнка является центром любой ситуации. Положительные взаимоотношения с ним составляют основу для переживания ребёнком эмоционального благополучия.

Большое значение для усвоения этических норм в дошкольном возрасте имеет игра. В игре дети берут на себя роли взрослых людей, и таким образом, в воображаемом плане, подчиняясь правилам ролевой игры, усваивают типичные формы их поведения и нормы взаимоотношений. Так у детей формируется представления что хорошо, что плохо, что можно делать, а чего нельзя; как следует вести себя с другими людьми и как относиться к своим собственным поступкам. У детей необходимо развивать социальную восприимчивость, способность понять особенности, интересы, потребности других. Проявление заботы, внимания, помощь другому связаны с развитием мотивационного компонента социальной компетентности. Добра, чуткости, справедливости, благородство, отзывчивость, откровенность формируются через надлежащие мотивы поведения, так как каждый мотив ребёнка, если он приобретает устойчивость, в будущем может стать частью его характера.

Раскрытие понятия «эмоциональное развитие»

Эмоциональное развитие является одним из важнейших направлений развития личности. Известно, что детские эмоции характеризуются импульсивностью и лишь со временем перерастают в устойчивые привязанности, симпатии или антипатии, на основе которых складываются более глубокие чувства (любовь, ненависть и др.) . Эмоции играют важную роль в жизни детей, помогая воспринимать действительность и реагировать на неё. Чувства господствуют над всеми сторонами жизни дошкольника, придавая им особую окраску и выразительность, поэтому эмоции, которые он испытывает, легко прочитываются на лице, в позе, в жестах, во всём поведении.

Эмоциональная среда является важной составляющей в развитии дошкольника, так как никакое общение, взаимодействие не будет эффективным, если его участники не способны, во-первых, «читать» эмоциональное состояние другого, а во-вторых, управлять своими эмоциями. Понимание своих чувств и эмоций также является важным моментом в становлении личности растущего человека. Эмоции помогают ребёнку приспособиться к той или иной ситуации. Эмоции ребёнка - это «послание» окружающим его взрослым о его состоянии.

В дошкольном возрасте чувства господствуют над всеми сторонами жизни ребёнка, придавая им окраску и выразительность. На этом возрастном этапе реакции ребёнка достаточно импульсивны, выражение эмоций носит непосредственный характер. Регулирование эмоций – одна из сторон детского психосоциального развития.

По мнению Т. А. Данилиной, эмоции – особые психические состояния, связанные с врождёнными реакциями человека, его потребностями и мотивами. Эмоции имеют отрицательный и положительный характер. Ребёнок познаёт окружающий мир и делает это не отвлечённо и бесстрастно, а переживает происходящее с ним, формирует своё собственное отношение к тому, что его окружает, выбирает одни виды деятельности и ситуации и отвергает другие. Познание всегда эмоционально. Любые психические процессы всегда окрашиваются эмоциями – будь то ощущение или воображение, мышление или память. Умеренно положительные эмоции повышают чувствительность детей, мобилизуют все силы организма для активного восприятия любой информации. А отрицательные создают напряжённость или подавленность, что ухудшает способность адекватно воспринимать окружающий мир, интенсивно «проживать» жизненные ситуации.

Наш мир – это вечная борьба противоположностей. Важно научить детей не отступать перед трудностями, не падать духом, спокойно и мужественно принимать неудачи и ошибки. Эмоциональные состояния проявляются и в поведении. Можно по мимике, пластике тела, жестам, голосу определить во власти какой эмоции пребывает ребёнок. Широкое применение получила классификация эмоций, предложенная К. Изардом. Он разделил эмоции на фундаментальные и производные. К первым относятся :

Интерес и волнение;

Радость;

Удивление;

Горе – страдание;

Отвращение;

Презрение;

Остальные эмоции относятся к производным.

Как показывают наблюдения, данные виды эмоций полностью проявляются у дошкольников.

Психологи Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубенштейн считают, мотивы и эмоции формируются на протяжении детства в результате овладения ребёнком опытом предшествующих поколений и усвоение вырабатываемых обществом нравственных норм и идеалов.

Наиболее сильный и важный источник переживаний ребёнка – его взаимоотношения с другими людьми, взрослыми и детьми . Когда окружающие ласково относятся к ребёнку, признают его права, проявляют к нему внимание, он испытывает эмоциональное благополучие – чувство уверенности и защищённости. Обычно в этих условиях у ребёнка преобладает бодрое, жизнерадостное настроение. Эмоциональное благополучие способствует нормальному развитию личности ребёнка, выработке у него положительных качеств, доброжелательного отношения к другим людям. Поведение окружающих по отношению к ребёнку постоянно вызывает у него разнообразные чувства : радость, гордость, обиду и т. д. Ребёнок с одной стороны, остро переживает ласку, похвалу, с другой – причинённое ему огорчение, проявленную к нему несправедливость.

Дошкольники испытывают чувства любви, нежности к близким людям, прежде всего к родителям, братьям, сёстрам, часто проявляют к ним заботу, сочувствие. Взаимоотношения с другими людьми, их поступки – важнейший, но конечно, не единственный источник чувств. Радость, нежность, сочувствие, удивление, гнев и другие переживания могут возникнуть у него по отношению к животным, растениям, игрушкам, предметам и явлениям природы. Знакомясь с человеческими действиями и переживаниями, ребёнок склонен приписывать их предметам. Наиболее важная особенность развития дошкольника : все его эмоциональные проявления становятся чётким отражением поступков, которые в свою очередь имеют чёткую выраженную мотивацию. Эмоциональное развитие в дошкольный период имеет ещё одну особенность, которая в конечном итоге будет определять всю систему реакций ребёнка, а потом подростка, и взрослого. Эмоциональные реакции ребёнка формируются, преломляясь через призму общения, связываясь всегда с ситуацией непосредственного взаимоотношения с другим человеком. Эмоциональная коммуникативность заключается в том, что ребёнок может нормально взаимодействовать с людьми по правилам, нормам и одновременно оценивать эти правила и нормы, соответствующим образом реагируя на них.

Конфликт и методы его решения

Изучение проблемы в социологии, психологии и других отраслях научного значения имеет давние традиции. Появившись с первыми человеческими сообществами, конфликты представляли собой повседневные явления. В настоящее время конфликты рассматриваются как сложное социальное явление и неизбежный спутник социальных отношений. В них проявляются и разрешаются противоречия, возникающие между людьми .

Существуют различные определения конфликта , но все они подчёркивают наличие противоречия, которое принимает форму разногласий, если речь идёт о взаимодействии людей. Конфликты могут быть скрытыми или явными, но в основе их лежит отсутствие согласия. Поэтому конфликт (ссора, столкновение, спор) определяется как отсутствие согласия между двумя и более сторонами, как столкновение противоположно направленных, не совместимых друг с другом тенденций в сознании индивидов, в межличностных и межгрупповых взаимодействиях, связанное с отрицательными эмоциональными переживаниями.

В основе любого конфликта лежит конфликтная ситуация – скрытое или открытое противоборство двух или нескольких участников, включающее либо противоречивые позиции сторон по какому – либо поводу, либо противоположные цели или средства их достижения в данных условиях, либо несовпадение интересов. Конфликтная ситуация , как правило, зарождается во взаимоотношениях и вызревает в практической деятельности, её возникновению способствует более или менее длительный период скрытой, обоюдной или односторонней неудовлетворённости.

В книге В. Я. Зедгенидзе «Предупреждение и разрешение конфликтов у дошкольников » подробно изложены ключевые теоретические аспекты детской конфликтологии и её основные понятия, описаны причины возникновения детских конфликтов . При этом особое внимание уделяется психологическим проблемам детских конфликтов . Причины, вызывающие конфликты , так же разнообразны, как и сами конфликты . Конфликты возникают почти во всех сферах человеческой жизни. Рассмотрим конфликты , которые возникают между детьми в дошкольном возрасте.

В дошкольном возрасте мир ребёнка уже, как правило, неразрывно связан с другими детьми . И чем старше становится ребёнок, тем большее значение для него приобретают контакты со сверстниками. Очевидно, что общение ребёнка со сверстниками – это особая сфера его жизнедеятельности, которая существенна от общения со взрослыми. Близкие взрослые обычно внимательны и доброжелательны к малышу, они окружают его теплом и заботой, учат определённым навыкам и умениям. Со сверстниками всё происходит иначе. Дети менее внимательны и доброжелательны, они обычно не слишком стремятся помочь друг другу, поддержать и понять сверстника. Они могут отнять игрушку, обидеть , не обращая внимание на слёзы.

В дошкольном возрасте конфликтных ситуаций великое множество и во многих из них порой бывает трудно разобраться. Все детские ссоры обычно разрешаются сами с собой, и поэтому к ним надо относиться как к естественным явлениям жизни. Небольшие ссоры и стычки можно расценивать как первые жизненные уроки взаимодействия с людьми одного круга, момент взаимодействия с окружающим миром, этап обучения методом проб и ошибок , без которого ребёнок не может обойтись. Наблюдения за детьми в конфликтной ситуации свидетельствуют о том, что часто её участники по-разному разрешают возникшие проблемы. Одни пытаются решить спор силовыми методами для достижения своих целей, другие же, хорошо владеющие коммуникативными методами , улаживают свои споры и разногласия более мирным ненасильственным способом. Это и есть два основных способа разрешения конфликтной ситуации : деструктивный и конструктивный. Деструктивные способы предполагают либо уход от ситуации, либо агрессивное её разрешение , либо привлечение внешних средств для разрешения конфликта . Конструктивные выходы из конфликта предполагают продвижение в ситуации и её разрешение .

Психологический анализ процесса развития конфликтной ситуации с учётом её сущности, целей, динамики, особенности участников, их эмоционально – психологического состояния свидетельствует о том, что в профилактике и предупреждении конфликтов важным является формирование группы, т. е. взаимоотношений между детьми . Также эффективным средством предупреждение детских конфликтов является недопущение споров, так как в споре детям редко удаётся сохранять самообладание. Споря, они горячатся, делают обидные замечания, допускают грубость.

Конфликтная ситуация перерастает в конфликт в основном при совместных игровых действиях ребёнка и сверстников. Подобная ситуация возникает в случаях, когда имеются противоречия : между требованиями сверстников и объективными возможностями ребёнка в игре или между ведущими потребностями ребёнка и сверстников (потребности находятся за пределами игры) . В обоих случаях речь идёт о несформированности ведущей игровой деятельности дошкольников, что способствует развитию психологического конфликта .

Также причинами может являться недостаточная инициативность ребёнка в установлении контактов с ровесниками. Отсутствие между играющими эмоциональных устремлений, когда, например, желание командовать побуждает ребёнка оставить игру с любимым товарищем и вступить в игру с менее приятным, но податливым сверстником. В результате таких взаимодействий могут возникнуть два вида противоречий : разногласие между требованиями сверстников и объективными возможностями ребёнка в игре и разногласование в мотивах игры ребёнка и сверстников.

Существует несколько основных подходов в разрешении конфликтов в детском коллективе. Наиболее типичное определение понятия разрешения конфликта , на которое можно сослаться, дано в словаре «социальной работы » . Согласно этому определению решение конфликта понимается как имитация или минимизация проблем, разделяющих стороны; обычно осуществляется через поиск компромисса, достижения согласия. Учёные рассматривают решение конфликтов :

Как «устранение полностью или частично причин, породивших конфликт , либо изменение целей участников конфликта » (Васильева В. Л. 1977)

Как «достижение соглашения по спорному вопросу между участниками » (Дмитриев А и др. 1993) .

Разрешение конфликта во многом зависит от умения взрослого вовремя заметить момент перерастания разногласия, дискомфорта в конфликтную ситуацию .

Какие бы конфликты не происходили между детьми , и всё же общение с другими детьми приносит дошкольнику ни с чем не сравнительное удовольствие. Ведь уже начиная с 4-летнего возраста, сверстник становится для ребёнка более предпочтительным и привлекательным, чем взрослый. Если перед дошкольником стоит выбор – с кем играть или гулять : с приятелем или с мамой, - большинство детей сделают выбор в пользу сверстника.

Попадая в детский сад, ребёнок начинает находиться в новых, непривычных для него условиях, в окружении незнакомых ему взрослых и детей, с которыми приходится налаживать взаимоотношения. В этой ситуации взрослые должны объединить усилия для обеспечения эмоционального комфорта ребёнка. Именно поэтому эмоциональное развитие ребёнка является основой нравственного воспитания. Дошкольники отличаются особой искренностью и непосредственностью как в общении с другими, так и в проявлении собственных чувств. Если эти качества поддерживать, то дети вырастут добрыми, эмоционально отзывчивыми.

Для того, чтобы по мере возможности, учить детей избегать конфликтов рекомендуется проводить методы их профилактики . Как мы знаем, что конфликты в детском коллективе легче предупредить, чем разрешить. Наиболее перспективное предупреждение конфликтов на ранних стадиях и , прежде всего, на стадии их зарождения.

Определяющим фактором в профилактике детских конфликтах является направленность процесса воспитания. Воспитание должно быть направленно на приучение к определённым социальным нормам взаимоотношений и взаимодействий, соблюдение которых является важным аспектом в социальном становлении личности ребёнка.

Описание материала: Проблема конфликта между родителями и педагогами - это глобальная проблема общества в целом, самой системы образования. Существует также множество субъективных причин, которые даже при очень хорошем воспитателе и замечательном устройстве детского сада порождают сложные отношения. О том, как предотвратить эти противоборства предлагаю познакомиться в этой статье. Материал будет полезен как воспитателям, так и родителям дошкольников.
Цель: профилактика конфликтов между воспитателями и родителями дошкольников.

Детское дошкольное учреждение – это структура со своими законами и задачами, с другой стороны, этот коллектив состоит из индивидуальных личностей – педагогов, родителей, детей. От стремления наладить контакт между сторонами и выработать сотрудничающую позицию будет зависеть комфортность обстановки, что в первую очередь важно для детей. Часто от согласованности подхода к воспитанию ребенка в семье и в саду зависит его психологический комфорт, эффективность овладения различными навыками и умениями. Огромную роль играет личность воспитателя, следовательно, сам характер работы в детском саду предъявляет к воспитателям высокие требования - постоянная эмоциональная напряжённость, высокий уровень ответственности, наличие конфликтов воспитателя с детьми, и их родителями и многое другое.
Каковы же причины возникновения конфликтов между воспитателями и родителями? Почему зачастую родители и воспитатели просто не умеют прислушиваться друг к другу и встают по разные стороны баррикад?
Конфликты могут происходить как по объективным, так и по субъективным причинам.
Объективные причины – например, недобросовестное отношение воспитателей к своему делу, их низкая квалификация.
Субъективные причины действуют, как правило, и со стороны родителей, и со стороны воспитателей :
- неоправданно позитивные или неоправданно негативные ожидания родителей от дошкольного учреждения. Неоправданно позитивное отношение возникает тогда, когда родители, отдавая ребенка в детский сад, думают о том, что детский сад « всему научит», а родителям ничего не нужно будет делать. Ожидания родителей оказываются напрасными, возникает огромное напряжение между родителями и педагогами;
- другая субъективная причина конфликтов связана с тем, что воспитатель порой становится для родителей символом власти, неким контролером, который оценивает их действия, поучает их. Когда воспитатель оценивает ребенка, дает какие - то рекомендации, родитель очень часто ошибочно считает, что оценивают его самого, его состоятельность как человека и родителя;
- еще одна причина – чем квалифицированнее воспитатель, чем больше он любит свою работу, тем более ревностно он относится к детям, пытаясь передать родителям своё представление о самых разных сторонах воспитания и развития ребенка. В сознании родителей может сложиться мнение, что воспитатель « навязывает» им свою точку зрения. Естественно, такие нравоучения воздействуют на родителей очень негативно;
- будучи весьма прозорливыми психологами, дети быстро понимают, что взрослого интересуют, прежде всего, негативные рассказы о детях или воспитателях, и, подлаживаясь под родителя, ребенок начинает сочинять такие истории "специально для мамы". Это обычно происходит в возрасте 5-6 лет, когда дети уже понимают, как можно манипулировать людьми. Искусственно создавая конфликт, они стоят в стороне и смотрят, "что произойдет", получая от этого жгучее удовольствие и утоляя свое любопытство. Поэтому родители должны научиться спокойно и с пониманием относиться к таким вещам.
Любой родитель имеет свои представления о том, как нужно воспитывать детей, но в рамках каждого дошкольного учреждения существуют свои определенные педагогические методы. Современные родители придерживаются различных методов и теорий воспитания, и часто бывает, что их концепция полностью противоречит принятой в детском саду системе. Поэтому, не информируя родителей на начальной стадии, мы закладываем множество конфликтов. Но родители должны также понимать, что привычные методы воздействия на ребенка могут не работать, когда их чадо находится в окружении других детей.
Теперь коснемся проблем, которые возникают со стороны воспитателей.
Когда обращаешься к последним и спрашиваешь, каких знаний им не хватает для работы с детьми, они практически все в один голос говорят, что не знают, как работать с родителями! Действительно, все родители разные, это взрослые люди, и к каждому нужно найти определенный подход. Можно даже сказать, что большинство воспитателей боятся родителей, потому что воспринимают их как, во-первых, некую силу, которая борется за ребенка, за власть над ним; во-вторых, как контролеров, которые придут и проверят, что они делают; в-третьих, воспитатели просто не умеют правильно общаться и доносить информацию о ребенке в неагрессивной форме. Удивительно, но большая часть воспитателей никогда не обращается к родителям за помощью по поводу воспитания детей! Представление о том, что педагоги должны именно поучать родителей, не разбирающихся в вопросах воспитания собственного отпрыска, формируется, видимо, еще в рамках учебного заведения. А почему воспитатели не могут обращаться к родителям за такой помощью, ведь родители находятся с малышом с самого дня его рождения и знают своего ребенка гораздо лучше?!
Самый эффективный путь разрешения конфликтов между воспитателем и родителем - это хорошая работа воспитателя. Если он действительно работает с душой, увлечен ею, "горит" на работе, то родители прощают ему многое. У такого воспитателя, как правило, вообще не возникает конфликтов! Однако в большинстве случаев конфликты все-таки имеют место. Но их можно свести к минимуму!
Воспитателям:
1) информировать родителей в том, что будет происходить в детском саду и группе, не только в плане расписания и распорядка, но и в плане взаимоотношений и педагогических воздействий.
2) показать родителям, как "безболезненно" разрешать конфликты, если они возникают. Можно в дополнение к родительскому договору создавать специальную памятку, в которой будут прописаны правила поведения себя в конфликтной ситуации.
3) научиться педагогам грамотно доносить информацию до родителей. Например, сообщая что-либо негативное про ребенка, всегда начинать с положительного отзыва и только, потом формулировать проблему.
4) использование воспитателем различных форм и методов в работе с родителями
(беседы и консультации с психологом, анкетирование, дни открытых дверей и многое другое).
Родителям:
1) Родителям, прежде всего, нужно помнить, что детский сад не заменит родительского воспитания.
2) Родители должны понимать, что поведение ребенка, который попадает в детский сад, кардинально меняется.
3) Родители также должны учиться доносить до воспитателей информацию в неконфликтной форме.
Проблема конфликта между родителями и педагогами - это глобальная проблема общества в целом, самой системы образования. Существует также множество субъективных причин, которые даже при очень хорошем воспитателе и замечательном устройстве детского сада порождают сложные отношения. Но, к счастью, большинство родителей и воспитателей понимают, что единственно правильный и лучший выход состоит вовсе не в непрерывном противоборстве или пассивном бездействии, а в серьезном и вдумчивом сотрудничестве. Прислушиваться друг к другу и действовать сообща - это нелегкий труд, но он сполна вознаграждается гармоничным развитием и счастьем наших детей.
Литература:
1. Глебова С. В. Детский сад - семья: аспекты взаимодействия. - Воронеж: ТЦ "Учитель", 2005.
2. Голицина Н. С. Копилка педагогических идей. Работа с кадрами. - М.: "Издательство Скрипторий 2003", 2006
3. Павленко Т., Рузская А. «Почему они конфликтуют?» // Дошкольное воспитание, 2003, №1, с. 72-78.

Марина Кобзарь
Причины конфликта воспитатель-родитель, пути решения.

Конфликт воспитатель-родитель . Причины возникновения и пути решения .

Мир постоянно информационно усложняется. Чтобы сохранять уровень компетентности, необходимо все время чему-либо учиться, заниматься самообразованием на протяжении всей жизни. Непрерывное образование становится потребностью. Современная семья все чаще нуждается в разнообразных знаниях : медицинских, педагогических, психологических, юридических. Деятельность педагогического коллектива детского сада не может оставаться в стороне от изменяющейся ситуации в социуме. Работа с семьей должна учитывать современные подходы к этой проблеме. Главная тенденция обучать родителей самостоятельному решению жизненных задач . Это подразумевает изменения в системе "воспитатель - родитель ", требует усилий от педагогического коллектива ДОУ.

Все мы знаем, что полноценное воспитание дошкольника происходит в условиях одновременного влияния семьи и дошкольного учреждения. Поэтому, наша основная задача сделать так, чтобы родители стали нашими активными помощниками и единомышленниками.

Мы часто сетуем на то, что родителям безразличны наши усилия, что они не хотят идти на контакт, что не интересуются жизнью своих детей. А задумывались ли мы когда-нибудь о том, что, возможно, это мы не можем расположить людей к общению, заинтересовать, сделать так, чтобы в детских садах было тепло и уютно не только детям, но и их родителям.

Воспитатель - это работник дошкольного учреждения, который не только непосредственно отвечает за жизнь и здоровье вверенных ему детей, но и осуществляет воспитательно -образовательную работу в соответствии с программой детского сада.

Родитель - это "заказчик", который приводит своего ребенка в детский сад и хочет, чтобы в нем для его любимого (а, зачастую, и единственного ребенка) были созданы самые благоприятные условия. У родителя ребенок один (два, три) . У воспитателя - в среднем от 15 до 30. И это тоже нужно учитывать, потому что количество персонального внимания на каждого ребенка обратно пропорционально количеству детей. И он также заинтересован в том, чтобы обеспечить детям благоприятные условия, не забывая про свои образовательно-воспитательные обязанности .

Упражнение «Яблоко и червячок»

Сядьте поудобнее, закройте глаза и представьте на минуту, будто вы – яблоко. Спелое, ароматное, наливное яблоко, которое живописно висит на веточке. Все любуются вами, восхищаются. Вдруг откуда не возьмись, подползает к вам червяк и говорит : «сейчас я тебя буду есть! Что бы вы ответили червяку? Откройте глаза и запишите свой ответ.

Сегодня будем говорить с вами о конфликтах в системе «воспитатель - родитель » . Слово «конфликт » в переводе с латинского означает «столкновение» .

Конфликт является нормой общественной жизни. Вместе с тем, психологи подчёркивают необходимость создания механизмов психологического регулирования и разрешения конфликтных ситуаций . Поскольку профессиональное общение в системе «педагог - родитель» .

Старинная английская игра

Цель : внести оживление в работу группы, обсудить некоторые причины возникновения конфликтов .

Содержание : Для этой игры понадобится небольшого размера приз победителю (это может быть конфета , маленькая игрушка, сувенир и т. д.). Требование к призу одно : он не должен быть хрупким, так как в процессе игры существует вероятность того, что он упадет на пол. Тренер заранее упаковывает приз (заворачивает в бумагу, кладет в коробку, перевязывает ленточками, заклеивает скотчем и т. д.).

Перед началом игры группа садится в круг, стулья придвинуты максимально близко друг к другу. Тренер включает веселую музыку и передает большой сверток с призом одному из сидящих рядом с ним участников. Тот, получив сверток, тут же передает его по кругу следующему игроку, тот - следующему и т. д. Внезапно музыка прекращается, и участник со свертком в руках быстро начинает разворачивать приз. Он может это делать до тех пор, пока вновь не зазвучит музыка. С момента звучания музыки приз снова «путешествует» по кругу до следующей музыкальной паузы. Как только музыка замолкает, участник с призом в руках продолжает распаковывать его и при появлении звуков музыки передает по кругу дальше. Приз достается тому, кто сумеет окончательно развернуть его и взять в руки.

Обсуждение : После того как участники поделились своими впечатлениями об игре, тренер задает следующие вопросы : «Если бы нас с вами попросили снять фильм о конфликтных людях на примере данной игры, то где и в какие моменты мы могли бы разыграть конфликты ? Из-за чего могли бы возникнуть конфликты ? Кто мог бы стать их потенциальными участниками и почему? (Например, конфликт мог бы возникнуть в мо-мент остановки музыки между участником, который разворачивает приз, и участниками, сидящими рядом. Можно было бы обвинить тренера в том, что он имеет предвзятое отношение к некоторым участникам и использовал это в моменты включения и выключения музыки и т. д.).

Далее тренер предлагает участникам ответить вопросы : «Как можно было бы изменить инструкции к игре, чтобы снизить вероятность появления конфликтов (Сделать инструкцию более четкой, ввести некоторые ограничения и т. д.) В каком случае 6ыло бы интереснее играть : в первом (как мы играли) или во втором (смоделированном варианте?

Причины конфликтов между педагогом и родителями различны : родитель не удовлетворён положением ребёнка в коллективе, отношением к нему воспитателя , организацией воспитательно -образовательного процесса в целом и т. д.

Что чаще всего может стать поводом для непонимания и недовольства?

Со стороны родителей это :

С ребенком мало занимаются в саду;

Не создают должных условий для укрепления его здоровья;

Не могут найти подход к ребенку;

Используют непедагогические методы в отношении ребенка (моральные и физические наказания) ;

Плохо следят за ребенком (не вытерли сопельки, не сменили трусики, не переодели грязную футболку) ;

Ребенка заставляют есть или, наоборот, не следят, чтобы он все съедал;

Ограничивают свободу ребенка;

Часто наказывают и жалуются на ребенка, если его поведение не устраивает воспитателей ;

Не принимают меры в отношении гиперактивных и агрессивных детей, особенно если их ребенка укусили (что нередко случается в яслях, ударили, поцарапали.

У воспитателей тоже есть «свой список» претензий к родителям :

Неуважительно относятся к персоналу детского сада, могут отчитать на повышенных тонах при ребенке;

Забывают оплатить квитанции, вовремя внести плату за дополнительные занятия;

Забывают положить детям в шкафчик сменную одежду;

Приводят детей в садик совершенно неподготовленными (без элементарных навыков самообслуживания, не привыкших к режиму дня садика);

Поздно забирают детей;

Плохо воспитывают детей (чрезмерно балуют или, наоборот, не уделяют должного внимания ребенку; обычно к таким детям очень сложно найти подход);

Предъявляют необоснованные претензии к персоналу, придираются к мелочам.

Специалисты, как правило, выделяют четыре стадии прохождения конфликта :

Возникновение конфликта (появление противоречий)

Осознание данной ситуации как конфликтной хотя бы одной стороной

Конфликтное поведение

Исход конфликта

Упражнение «Нужны ли конфликты с родителями Устно

Группа делится на две команды : одна подбирает аргументы в пользу того, что конфликты с родителями недопустимы, другая отстаивает позицию, что конфликты в общении с родителями необходимы. В течение 5 минут каждая подгруппа записывает свои аргументы, затем зачитывает их вслух.

Положительные и отрицательные стороны конфликтов

Положительные Отрицательные

Получение социального опыта

Нормализация морального состояния

Получение новой информации

Разрядка напряжённости

Помогает прояснить отношения

Стимулирует позитивные изменения Настроение враждебности

Ухудшение социального самочувствия

Формализация общения

Умышленное и целенаправленное деструктивное поведение

Эмоциональные затраты

Ухудшение здоровья

Снижение работоспособности

Вывод : Таким образом, мы выяснили, что конфликты могут носить не только отрицательные черты, но и быть полезными. Самое главное, уметь правильно разрешать их.

Поскольку профессиональное общение в системе «педагог – родитель» таит в себе целый ряд таких ситуаций, умение грамотно выбрать стратегию поведения в конфликтной ситуации для воспитателя крайне важно .

Психологи предлагают 5 способов выхода из конфликтных ситуаций (раздать таблицы)

Конкуренция (соревнование) предлагает сосредоточение внимания только на своих интересах. Полное игнорирование интересов партнера

Избегание (уклонение) характеризуется отсутствием внимания, как к своим интересам, так и к интересам партнера

Компромисс – достижение «половинчатой» выгоды каждой стороны.

Приспособление предполагает повышенное внимание к интересам другого человека в ущерб собственным.

Сотрудничество является стратегией, позволяющей учесть интересы обеих сторон.

В педагогической практике существует мнение, что наиболее эффективным способом выхода из конфликтной ситуации являются компромисс и сотрудничество. Однако любая из стратегий может оказаться эффективной. Поскольку у каждой есть свои как положительные, так и отрицательные стороны.

А теперь вспомним ваши ответы из упражнения «Яблоко и червячок» и соотнесите к способам выхода из конфликтных ситуаций .

(Н-р : «Сейчас как упаду на тебя и раздавлю» - соревнование, «Вон посмотри, какая там красивая груша» - избегание, «Ну, хорошо, откуси половинку, остальное оставь моим любимым хозяевам» - компромисс, «Такая, видно, у меня доля тяжкая» - приспособление, «Посмотри, на земле уже есть упавшие яблоки, ты их ешь, они тоже вкусные» - сотрудничество).

Необходимо выработать у воспитателей умение позитивно разрешать конфликты и профессионально анализировать конфликтные «воспитатель-родитель » ; способствовать осознанию воспитателем причин и последствий конфликта .

Конфликтные ситуации в процессе взаимодействия воспитателя с родителями воспитанника могут возникнуть по разным причинам . Перед воспитателем ДОУ стоит задача найти правильный выход из сложившейся ситуации.

Для формирования правильного умения вести себя с родителями и общаться без клнфликтов предлагаю ряд упражнений.

Упражнение «Ваши предложения»

Задание. Сформулировать и записать несколько рекомендаций по проведению мероприятий, которые могут помочь сплотить воспитателей и родителей .

Инструкция. Для выполнения задания необходимо разделиться на подгруппы : каждая представляет свой перечень мероприятий и объясняет целесообразность их реализации.

Упражнение «Предъявление конфликтной ситуации » .

Цель : игровое моделирование способов поведения педагога в ситуациях разрешения противоречий между воспитателем и родителями . Необходимо показать развязку данной ситуации, выбрав внутри группы роль воспитателя и роль родителя .

Упражнение «Список претензий к родителям» .

Цель : осознание воспитателем невозможности построения общения на взаимных претензиях.

Инструкция : наша работа предполагает постоянное ежедневное общение с родителями детей. В жизни бывает всякое, мы не всегда довольны друг другом, иногда наши самые близкие люди вызывают у нас отрицательные эмоции, наши родители не устраивают нас. Давайте проанализируем наше недовольство родителями группы и назовем это списком претензий, претензии вносим напротив каждой фамилии, необходимо быть предельно откровенным, ведь претензии могут быть даже самыми незначительными, но обязательными конкретными.

Вывод : чтобы принять людей, нужно понять, чем они вас не устраивают.

Упражнение «Желаю Вам.» .

Цель : Развивать умение доброжелательно общаться с родителями.

Инструкция : сделать комплимент сидящему рядом педагогу, выступающему в роли одного из родителей вашей группы. Лучший комплимент - похвала успехов их ребенка.

Психологическая зарядка.

Для поддержания стабильного психологического состояния у вас и родителей, а также для профилактики различных профессиональных психофизических расстройств важно уметь забывать. Как бы «стирать» из памяти конфликтные ситуации .

Упражнение на стирание антистрессовой ситуации. Сядьте и расслабьтесь. Закройте глаза. Представьте перед собой чистый альбомный лист бумаги. Карандаши ластик. Медленно нарисуйте на листе негативную ситуацию, которую необходимо забыть. Это может быть реальная картинка. Мысленно возьмите ластик и начинайте последовательно «стирать» с листа бумаги представленную ситуацию. Стирайте до тех пор, пока картинка не исчезнет с листа. Откройте глаза. Произведите проверку. Для этого закройте глаза и представьте тот же лист бумаги. Если картинка не исчезла, снова возьмите ластик и «стирайте» до ее полного исчезновения. Через некоторое время методику можно повторить.

Решать спорный вопрос в настоящем времени, не упоминая прошлые обиды, конфликты .

Адекватно воспринимать , сознавать суть конфликта с точки зрения психологических механизмов - интересов, нужд, целей и задач сторон. Чаще задавать вопрос : " Правильно ли я Вас понял (поняла?", это поможет избежать умственных барьеров.

Быть открытым в общении, доброжелательным и стремиться к созданию климата взаимного доверия.

Попробовать понять позицию оппонента "изнутри", поставив себя на его место.

Не говорить обидных, унижающих достоинство личности слов, не употреблять неутешительных эпитетов. Резкость вызывает резкость.

Уметь аргументированно высказать свои намерения в случае неудовлетворения требований.

В минуты торжества над другим давайте ему возможность» спасти себя", то есть выйти из ситуации с достоинством.

Искореняя недостатки других людей, сделайте так, чтобы эти недостатки выглядели легко поправимыми.

Краткий курс доброжелательных отношений

Шесть важных слов : «Я признаю, что допустил эту ошибку» .

Пять важных слов : «Ты сделал это просто чудесно» .

Четыре важных слова : «А как ты считаешь?»

Три важных слова : «Вы посоветуйте, пожалуйста» .

Два важных слова : «Искренне благодарю» .

Важнейшее слово : «Мы» .

И напоследок еще немного. Иногда отзывы о детских садах напоминают передачу про интриги, скандалы и расследования. Мамы и папы шпионят за воспитателями , подслушивают, что происходит в группе, ищут любую мелочь, чтобы придраться к педагогу, ведь их самый лучший ребенок достоин только самого лучшего воспитателя . За царапину они, по крайней мере, на словах, грозятся "порвать" или "встретить в темном переулке" эту "воспиталку ", "чужую тетку", которая никогда не полюбит ребенка. Но ведь воспитатель в садике и не должен любить детей как родных. Для этого у ребенка есть родители. Воспитатели выполняют свою работу, работу очень сложную и, на мой взгляд, достойную большого уважения. И если родитель настроен на негатив, скорее всего по закону притяжения он его и получит. Детский сад - это не рай и не ад для ребенка, это такой же этап в его жизни, как школа, институт, и от умения выстраивать правильно отношения с людьми, работающими с нашими детьми, зависит во многом то, как будет складываться их жизнь в детском саду.

Список литературы

1. Р. С. Немов Психология, т -2. - М., 2003.

2. Г. В. Ложкин Практическая психология конфликта . - К., 2000.

3. Е. М. Семенова Тренинг эмоциональной устойчивости. - М., 2005.

При составлении презентации несколько слайдов взяты с презентации Сафиной Ольги Андреевны (педагога-психолога МБ ДОУ «Детский сад № 209» ) «Деловая игра»


© 2024
colybel.ru - О груди. Заболевания груди, пластическая хирургия, увеличение груди