21.04.2019

Советы по воспитанию детей. Как воспитывать ребенка, чтобы не навредить ему


Бить или не бить? Как носилие порождает новое насилие. Воспитание начинается с любви?

В представленном материале родители могут познакомиться с первыми " уроками морали".

Так же родители могут узнать о типах личности ребенка: чувствительный ребенок, авантюрный ребенок, умник, обязательный ребенок.

как правильно наказывать своих детей.

Какова роль внушения при воспитании ребенка и что такое внушаемость. Какие они" внушаемые дети"?

Представлены общие советы по воспитанию детей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Советы родителям по воспитанию детей

  • Бить или не бить - вот в чем вопрос.

НАСИЛИЕ порождает новое НАСИЛИЕ

Ясно одно: даже «легкий шлепок» не годится в качестве воспитательного средства. Битье вызывает у детей ту же реакцию, что и у нас, взрослых. Мы отрицательно относимся к тем, кто по отношению к нам применяет насилие. Насилие порождает ответное насилие - железный закон. Малыши - даже если по ним сперва ничего не заметно - тоже мечтают о мести. И находят способы отплатить родителям. Например, провоцируя их. Это делал старший сын той моей знакомой. Он каждый день забивал унитаз туалетной бумагой - и каждый раз получал за это по рукам. Наконец вышедшая из себя мать задала ему настоящую трепку. В тот же вечер он снова забил унитаз бумагой.

При этом родители вовсе не хотят бить ребенка. Во время опроса 67% матерей и отцов заявили, что для них побои не являются воспитательной мерой. Тем не менее, 44,6% подростков сообщили, что часто получали оплеухи, 30,8% помнят, что дело хотя бы раз доходило до побоев. Лишь 18% указали, что их никогда не били. Таким образом, многие родители дают волю рукам, хотя считают это неправильным. Часто они испытывают из-за этого чувство вины. Матери говорят, что они бьют детей потому, что не знают, как поступить. Или действуют под нажимом собственной матери (или мужа), настаивающих: «За эти дерзости надо его (ее) крепко проучить». Проверим себя: когда мы особенно рискуем сорваться? Обычно тогда, когда чувствуем свое бессилие, срываем свое раздражение на ребенке, который довел нас до белого каления. То, что родители могут иногда выйти из себя, -нормально. То, что в состоянии аффекта возникает желание «крепко врезать» этому маленькому извергу, - по-человечески можно понять. Но никак не принять. Мы чувствуем это по жгучему стыду и огорчению, которые охватывают нас из-за того, что мы не смогли сдержаться - даже если это был «всего лишь» шлепок. Самое меньшее, что потом можно сделать, это попросить прощения. Надо учиться как-то обуздывать свою ярость. Я, например, мысленно считаю до десяти - пока пик озлобления не пройдет. Одна из моих подруг яростно стирает, пока ей самой не станет смешно. Помогает также, если на какое-то время выйти из комнаты.

Часто все усугубляется тем, что нервы у нас и так уже на пределе. Потому что поссорились с мужем... Потому что измучили тяжелые проблемы и мы не знаем, что делать с нашими страхами и заботами. В таких случаях срывы случаются чаще.

НЕПОСЛУШНЫЕ хотят внимания

Семья - очень чувствительная структура. Каждый влияет на других, чувствует настроение других. Если в доме что-то не ладится, то это замечает и ребенок. Он становится строптивым - и тем самым еще больше раздражает родителей: им кажется, что они вообще уже ни с чем и никогда не смогут справиться.

Разумеется, отказ от побоев не означает, что детям все должно сходить с рук. Надо установить определенные границы и следить, чтобы они соблюдались. В рискованных ситуациях надо действовать решительно: на улице взять непослушного ребенка за руку, как бы он ни сопротивлялся, двухгодовалого малыша, который дергает других за волосы, увести, даже если он будет реветь. Отличие от битья: я не унижаю ребенка оскорблением, а изменяю ситуацию - это продолжается до тех пор, пока он не поймет, что надо отказаться от нежелательного поведения.

Мать удирающих мальчишек могла бы объяснить им, что позволит ходить в сад лишь в том случае, если они не будут убегать на улицу. Если же они все-таки убегут, не выпустит больше их из дому. Это должно повторяться до тех пор, пока они не станут соблюдать уговор. Одновременно матери следует поразмыслить, что скрывается за этой провокацией. У детей, которые злят родителей, всегда есть какое-нибудь скрытое желание, например, они хотят, чтобы им уделялось больше внимания. Так, упомянутая мать подрабатывает в качестве няни. На своих времени почти не остается. Тем не менее она могла бы выкроить часок в день, посвящаемый играм и общению только со своими мальчиками. Это покажет им: не надо каждый раз что-нибудь вытворять, чтобы добиться внимания мамы.

  • Воспитание начинается с любви

Сначала главным кажется здоровье. «Доктор, - вопрошает начинающий родитель, - с моим ребенком все в порядке? Он не болен?» Немного привыкнув к малышу, к новому распорядку жизни, в первые месяцы после рождения мамы и папы продолжают сгорать от нетерпения, беспокойства и радостного любопытства: когда улыбнется первый раз? вовремя ли научился переворачиваться? как, он уже должен сидеть сам? Дождемся ли наконец первых робких шагов, первых понятных слов?

Затем вопросы усложняются, становятся почти философскими размышлениями: а каким он будет, мой ребенок, когда вырастет, выйдет ли из него порядочный человек... Трудно в это поверить, но способность сопереживать, умение поступать бескорыстно закладывается в самом раннем детстве. То, что в будущем будет определять поведение человека - доброта, щедрость, открытость души - все это берет начало из тех нехитрых занятий малыша, центром, смыслом которых неизменно является он сам.

Мораль: гены или воспитание? Младенцы не отделяют себя от окружающего мира. Не в этом ли кроется причина того, что некоторые новорожденные начинают плакать при звуке плача другого ребенка? Возможно, такой «рефлекторный» плач означает дар восприятия чужого страдания, примитивную форму сопереживания уже у самых маленьких детей. Это также наводит на размышления о том, что некоторые принципы морали закладываются с самого рождения. Ученые давно установили: отзывчивые родители воспитывают в большинстве случаев добрых и внимательных детей. Один из недавних экспериментов американских психологов, в котором участвовали дети первых лет жизни, показал, что близнецы в большей степени, нежели двойняшки, проявляют аналогичную наклонность помогать людям. Объяснение этому явлению предлагается самое простое: близнецы имеют более близкий набор генов. Значит, становление личности находится в компетенции самой Природы, а воспитание лишь корректирует властный почерк Создателя... Однако эксперты полагают, что говорить о «плохих» и «хороших» генах было бы неверным. Скорее всего гены влияют на «рисунок» химических процессов, протекающих в мозге, который, как известно, отвечает за поведение человека.

И все-таки гены - это всего лишь часть сложного процесса формирования характера. Знакомство ребенка с этическими нормами поведения в обществе было и остается прерогативой родителей. Ведь даже младенцы, которым не под силу воспринимать долгие лекции о морали, невольно впитывают в себя жизненные правила задолго до того, как они сами - и даже их родители - начинают это осознавать.

Учите брать, отдавая

Первые уроки морали просты и естественны. Посредством ставших классикой нашей жизни игр «в куличики» и «в прятки» родители передают ребенку сложный комплекс правил - умение планировать свои действия, подчиняться очередности. Когда кроха видит, как его нежное «агу» повторяют любимые мамины губы, учится синхронизировать взгляды с родителем, он получает в наследство наиважнейшую мудрость общения с окружающими. Такого рода общение, когда не только берешь, но и отдаешь, является основным принципом морали. Иными словами, золотым правилом каждого родителя должны быть слова: поступай с другими так, как желаешь, чтобы поступали с тобой. Малыши, для которых привычны объятия, внимание, забота проявляют больше склонностей к внимательному и заботливому поведению. Дети, выросшие в атмосфере эмоционального голода,недополучившие в раннем детстве положенной квоты тепла и ласки, чаще оказываются биологически неспособными сопереживать, проявлять сострадание, им труднее устанавливать дружеские и личные контакты. Исследования мозга ребятишек, испытывающих очевидный дефицит участия со стороны взрослых, дали такие результаты:отдел головного мозга, отвечающий за способность к эмоциональным привязанностям, так никогда и не достигает своего нормального развития. Малыши, по отношению к себе испытавшие жестокость, демонстрируют склонность ударить или оскорбить плачущего ребенка. Учась ползать, а затем ходить, маленькие исследователи окружающего пространства приобретают представление о своих месте и роли в этом мире. К двум годам малыши горячо радеют за последовательность в поступках и совершенно не выносят нарушений их собственных «правил». Такой блюститель законов может, например, буквально прийти в ярость, если перед выходом на прогулку сначала наденете на него шапочку, а затем перчатки, а не наоборот, как он привык.

Социальная справка: стыд, гордость или...

Вместе с тем дети непрерывно проверяют, испытывают границы их нового мира. Чаще всего при помощи родителей. Малыш полутора лет скорее всего будет ждать руководства матери или отца, окажись он в незнакомой ситуации. Эксперты называют это «социальной справкой», которая помогает ребенку не только сориентироваться в конкретной незнакомой ситуации, но и сформировать моральные эмоции гордости и стыда. Гордость - это настоящее торжество духа, награда за правильный поступок или поведение. Ярчайшие знаки такого переживания - широкая улыбка, слегка выпяченная грудка. Ощущение стыда, с другой стороны, возникает тогда, когда ребенок создает мысленные образы неодобрительного вида родителя. Чувство стыда - непременная часть процесса взросления, оно укрепляет понятия о том, что некоторые типы поведения просто недопустимы. Если маленький ребенок не испытал чувства стыда к 2-3 годам, в дальнейшем можно ожидать самых немыслимых проблем - так считают американские психологи.

Багаж нашего детства

Наконец, приходит умение говорить. В этот период родителям следует особенно тщательно заняться обучением позитивному - хорошим манерам, стремлению к альтруизму. Говоря малышу «давай скажем друг дружке спасибо», вы одновременно покажите ребенку пример хорошего тона и равноценность сторон в вашем маленьком сообществе с ним. Такие совместные усилия более эффективны по сравнению с откровенными командами. Как только дети учатся имитировать речь и жесты взрослых - они начинают копировать и поступки, перенимать моральные установки взрослых. Здорово иметь перед собой хороший пример! А что делать малютке, который слышит, как мать в очередной раз просит бабушку сказать кому-то по телефону, что ее нет дома? Не ленясь говорить супругу или супруге «спасибо» и «пожалуйста» так часто, как это только возможно, вы наверняка зароните семена вежливости в сознание сына или дочки, которые дадут прекрасные всходы. Когда речь идет о воспитании ребенка, уроки в школе морали проводятся ежедневно, без выходных. Ведь детские годы никогда не кончаются - моральный багаж первых лет остается с человеком на всю жизнь!

  • Типы личности ребенка

Если вы сможете определить, к какому типу личности относится ребенок, вам будет легче понимать друг друга.

Каждый ребенок - уникальный, неповторимый, каждый отличается от других. И тем не менее некоторые дети похожи друг на друга в гораздо большей степени, чем остальные. Они предпочитают одни и те же игры, у них похожие увлечения, похожее отношение к порядку, спорту, домашним заданиям, они примерно одинаково реагируют на стресс, радость или ссору. То, что у детей сходный или сильно различающийся тип поведения, зависит не от возраста или степени родства, а от типа личности.

Различают четыре основных типа: впечатлительная, чувствительная натура; здравомыслящий, обязательный ребенок; эмоциональный авантюрный тип и стратегически планирующий свои действия умник.

Сам по себе каждый тип логичен и представляет собой вполне нормальное явление. Школьный психолог Кристина Каниал-Урбан разработала эту детскую типологию в ходе своей многолетней практики, опираясь также на опыт, накопленный американскими исследователями. При этом надо иметь в виду, что в чистом виде данные типы практически не встречаются. Иногда это смешанные формы (в частности, чувствительной натуры и обязательного ребенка), но обычно налицо заметное преобладание одного из типов. Стоит выяснить, к какой группе относится собственное чадо. Это поможет лучше оценить своего ребенка, его способности, его слабые стороны и с большей чуткостью учитывать их. К примеру, то, что хорошо для авантюрного типа, может не подойти для умника. То, что обязательному ребенку необходимо для его безопасности, чувствительной натурой воспринимается уже как ограничение. Важно принять как должное то, что ваш ребенок относится к данному основному типу личности, не пытаться переделать его. Это все равно не удастся, но будет иметь серьезные последствия. Для ребенка хуже всего, если его воспитание будет противоречить типу его личности, ведь тем самым он как бы получает послание: то, что ты такой -ненормально. Это смущает ребенка и может даже довести до болезни. Воспитание в соответствии с типом личности, напротив, поможет ребенку оптимально развиваться, укреплять свои сильные стороны, обрести чувство уверенности и защищенности. Это особенно важно, когда возникают большие и маленькие кризисы: проблемы с друзьями, в школе, разлука с родителями, утрата любимого человека.

Мы опишем четыре типа личности в их основных проявлениях и укажем, как лучше обращаться с ребенком соответствующего типа.

Чувствительная натура

ЧТО ТИПИЧНО. Это коммуникабельный ребенок, чуткий, с развитой интуицией. Ему нужна близость с другими людьми, с семьей, со сверстниками. Он хочет тесно общаться с ними, заботиться о других, одаривать их. И больше знать о них. Какой женщиной была моя прабабушка? Как жил мой дедушка, когда был маленьким мальчиком? Никакой другой тип не интересуется так сильно тем, каковы другие люди (в первую очередь члены семьи), как они себя чувствуют.

Дети, относящиеся к этому типу, восторгаются сказками и разными историями, поэтому они замечательные слушатели и хорошие рассказчики. Обычно они рано начинают говорить, очень способны в обучении иностранным языкам. В ролевых играх они полностью погружаются в свою роль. То же относится к миру фантазий. Не следует оставлять их одних у телевизора: они настолько отождествляют себя с действующими лицами, что в драматические моменты действия нуждаются в поддержке. Дети этого типа очень хотят быть любимыми и ценимыми, им постоянно необходимо подтверждение того, что они представляют собой нечто особенное, ценное.

КОГДА СТАНОВИТСЯ ТРУДНО. Чувствительной натуре трудно проводить границу между Я и ТЫ. Они - "сливающиеся", буквально перетекают в любимого человека. Это подвергает их опасности отказа от собственного Я и полного растворения в личности другого - потому что они считают хорошим то, что считает хорошим любимый ими человек. Из-за этого они легко забывают о собственных потребностях. В семьях, которые придают большое значение спорту и другим активным занятиям, ребенок, относящийся к типу чувствительной натуры, часто чувствует себя беспомощным. В таком случае ему нужен единомышленник из взрослых, разделяющий его склонности.

КАК ОН РЕАГИРУЕТ НА НЕПРИЯТНОСТИ. Он еще больше, чем обычно, ищет близости с другими, буквально цепляется за них. Некоторые реагируют эмоциональными взрывами, плачут и рыдают. Другие уходят в себя, страдают молча. Многие еще больше погружаются в мир своих фантазий.

ПРАВИЛЬНЫЙ СТИЛЬ ВОСПИТАНИЯ

В будни и в кризисы: чувствительной натуре нужен человек (кто-нибудь из родителей, дедушка или бабушка), который давал бы простор и пищу его воображению, его характерным качествам. Рассказывал бы ему сказки, занимался рисованием, посвящал в историю семьи. Такому ребенку необходимо признание его дарований, его эстетического чутья (красивые одежды!) и время для мечтаний. Высмеять фантазера - значит, нанести ему глубокую обиду. Обычно такие дети хорошо чувствуют себя в школах, уделяющих особое внимание развитию творческих способностей учеников. Они нуждаются в утешении, уверенности и как можно большей близости. Особенно в кризисных ситуациях. Если эта повышенная потребность в близости не удовлетворяется, кризис усиливается. Важна также чуткая индивидуальная похвала ("Как замечательно ты это сделал!"). Помогают также истории о разрешении каких-либо проблем, в которых ребенок того же возраста справляется с аналогичным затруднением.

Авантюрный ребенок

ЧТО ТИПИЧНО. Ему часто не хватает времени, потому что мир так увлекателен, полон приключений, испытаний на смелость. Авантюрным детям требуется активность - чуть ли не круглые сутки. Они - увлекающиеся, коммуникабельные натуры, познающие мир всеми своими чувствами. Идеально справляются с неприятностями, не боятся рисковать, охотно экспериментируют. То, что перестало их интересовать, они просто бросают. Неудивительно, что в их детской комнате часто царит хаос. Там рядом с компьютерной игрой может лежать всякий хлам.

У них сильна потребность в движении, они с аппетитом едят, открыто проявляют свои эмоции. Их проблемы: время (часто опаздывают), деньги (не умеют обращаться с ними) и школа. В школе им скучно, поэтому они мешают занятиям и часто выступают в роли клоуна класса. Домашние задания либо не выполняют, либо выполняют поверхностно.

КОГДА СТАНОВИТСЯ ТРУДНО. В семье, придающей большое значение порядку и контролю, авантюрному ребенку приходится несладко, потому что он вечно вызывает неудовольствие. Поэтому такой ребенок больше всего страдает и от нашей школьной системы.

КАК ОН РЕАГИРУЕТ НА НЕПРИЯТНОСТИ. Еще большим беспокойством. Стремление к движению превращается в беспрестанную активность, потребность в стимулах - в перевозбуждение, многообразие интересов - в импульсивность. В затруднительных ситуациях такие дети часто теряют столь важное для них чувство самосохранения, при малейшем разочаровании впадают в буйную ярость. В конечном итоге такой ребенок может испытыватьтрудности в общении с детьми).

ПРАВИЛЬНЫЙ СТИЛЬ ВОСПИТАНИЯ

Давать волю до определенных пределов -элементарное требование применительно к авантюрному типу. Обязательные правила и твердое руководство настоятельно необходимы, равно как и контакты со сверстниками (даже если авантюрный ребенок, относящийся к типу "Я", стремится к независимости). В случае возникновения проблем в школе надо не запрещать, например, спортивные занятия, а уделить больше внимания режиму и порядку. Такие дети нуждаются в ком-то, кто вместе с ними убирал бы в комнате, организовывал бы рабочее место, показывал им. как можно дать приемлемый выход приступам ярости - например, с помощью груши для тренировки боксера, активных физических упражнений

Ребенок Умник

ЧТО ТИПИЧНО. Обычно весьма разумный и всегда поступающий обдуманно - тип интеллектуального ребенка. Он всегда задает дополнительные вопросы, хочет знать все досконально, стремится понять мир, чтобы чувствовать себя уверенно. Какие-либо групповые действия и буйные игры в составе команды для него обычно не очень привлекательны, он больше предпочитает общаться с другом, подругой. Или с компьютером. В его комнате на первый взгляд царит хаос, но, в отличие от авантюрного типа, он сразу находит то, что нужно, потому что у него свой собственный порядок. Дети-умники очень рано начинают вести себя как взрослые, иногда не по годам разумны. Им нравится участвовать в размеренной беседе и поэтому они охотно присоединяются к взрослым. Они ориентируются на результат, преследуют самостоятельно поставленные перед собой цели. К самим себе предъявляют высокие требования, стремятся достичь большего.

КОГДА СТАНОВИТСЯ ТРУДНО. Ребенок-умник не владеет искусством угождать, поэтому он часто выглядит высокомерным, холодным, легко становится аутсайдером. При всем при том это чрезвычайно ранимый ребенок.

КАК ОН РЕАГИРУЕТ НА НЕПРИЯТНОСТИ. Обычно высшее правило у детей этого типа - сохранять невозмутимость. В трудные периоды они становятся еще более рассудительными, не дают воли эмоциям. Показательно, что, например, после развода родителей такие дети по-прежнему ведут себя хорошо, однако их спокойствие лишь напускное, в эмоциональном же плане они обедняют себя. В результате они утрачивают контакт с самими собой и своими близкими. Чувствуя какую-то угрозу для себя, дети-умники реагируют на нее - совершенно неожиданно для других - крайне эмоционально, вплоть до приступов ярости. При неудачах, например в школе, они легко теряются, пытаются добиваться еще большего совершенства, что может превратиться в навязчивое состояние.

ПРАВИЛЬНЫИ СТИЛЬ ВОСПИТАНИЯ

С детьми-умниками выражения типа "Ты сейчас же сделаешь это, потому что я так хочу" вряд ли помогут чего-либо добиться. Чем старше они становятся, тем меньше можно рассчитывать на авторитет, поскольку они считают решающей инстанцией самих себя. Тому, кто хочет, чтобы они что-то сделали, надо убедить их. Они руководствуются только пониманием. В случае неудач в школе такой ребенок настоятельно нуждается в поддержке. Важно снова и снова подчеркивать его способности, подкреплять его уверенность в себе - и разъяснять ему, что ошибки тоже важны, что без них было бы невозможно двигаться вперед. В случае эмоциональных затруднений родители могут деликатно поддержать ребенка, заводя разговор о собственных чувствах. К примеру: "Я очень огорчена этим и думаю, что ты испытываешь то же самое". Скорее всего, он будет смотреть в сторону, скривив рот. но этого достаточно. Не следует ожидать от него большей демонстрации печали.

Обязательный ребенок

ЧТО ТИПИЧНО. Он в совершенстве владеет искусством быть полезным. Чувство принадлежности к семье тоже является высшей ценностью. Такие дети стремятся добиться большей близости тем, что делают (в отличие от типа чувствительной натуры) что-нибудь осмысленное, практичное, охотно помогают по дому, берут на себя определенные обязанности (например, накрыть на стол), но больше любят делать что-либо вместе с матерью или отцом.

Ужасно переживают, если их не похвалят. Хорошо приспосабливаются к школьной системе с ее правилами, поскольку у них нет проблем с дисциплиной, усердием,порядком. Трудности возникают, когда в свободный час им надо самим выбирать себе занятие. Это реалистически мыслящие дети, способные добиваться выдающихся результатов. Они любят семейные праздники, им интересно, как ведут себя родственники.

КОГДА СТАНОВИТСЯ ТРУДНО. Распо-ложением обязательного ребенка нередко злоупотребляют, поскольку он всегда готов помочь. В трудных обстоятельствах или после развода он легко входит в роль заменителя одного из родителей. Такой ребенок склонен некритично, без должного осмысления, перенимать правила и мнения других людей. Тот, кто слишком рано ожидает от него самостоятельности, тем самым ставит перед ним непосильную задачу. В семьях без четкого распорядка дня, без постоянного времени приема пищи, устойчивых ритуалов такой ребенок чувствует себя беспомощным, ему нужен ясный порядок.

КАК ОН РЕАГИРУЕТ НА НЕПРИЯТНОСТИ. Старается быть еще более послушным. Обязательный ребенок ведет себя невероятно хорошо, из страха выполняет все действительные или даже воображаемые требования. Цепляется за ритуалы что может довести его до навязчивых состояний, но может и угрожать: "Если мне нельзя включать компьютер, уйду к папе!"

ПРАВИЛЬНЫЙ СТИЛЬ ВОСПИТАНИЯ

Обязательный ребенок особенно сильно нуждается в обратной связи, похвале, подтверждении его способностей - и в постоянных вопросах о том, чего ему хотелось бы. В трудные периоды это особенно необходимо. Хорошо предлагать ему различные варианты - на выбор. Родителям следует давать ему больше указаний о том, как ему поступать в жизни. Не предъявлять к нему чрезмерных требований в отношении самостоятельности. Разумно, если он будет выполнять домашние задания по частям и так, как объяснила учительница. Там, где велик удельный вес свободных занятий, такой ребенок обычно чувствует себя неуверенно.

  • ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ НА www.kid.ru

Наказывая, подумай: зачем наказываешь?

  1. Наказание не должно вредить здоровью – ни физическому, ни психическому. Если сомнение: наказывать или не наказывать – не наказывай!
  1. Никакой «профилактики» наказаний, наказаний «на всякий случай».
  1. Одно наказание – за все проступки сразу, а не за каждый по очереди. Салат из наказаний – не блюдо для детской души!
  1. Наказание – не за счет награды за заслуженное. Никогда не лишайте ребенка похвалы и награды за заслуженное. Никогда не отнимайте подаренного! Отменять можно только наказания. Хороший поступок в плохом не виноват!
  1. Лучше не наказывать, чем наказывать запоздало!
  1. Ребенок не должен бояться наказания, он должен больше бояться не вашего гнева, а огорчения. Если отношения с ребенком нормальные – ваше огорчение для него наибольшее наказание, если не будет слишком частым.
  1. Наказание не должно нести унижения. Оно не должно восприниматься ребенком как торжество вашей силы над его слабостью, как унижение его человеческого достоинства.
  1. Наказан – значит, прощен в полном смысле слова. Страница перевернута, и не мешайте воспоминаниями о плохом жить ему и себе.

Ребенок, обойденный вниманием, часто старается привлечь внимание равнодушного родителя любым поступком, вызвать ненависть, которая для него легче, чем равнодушие. При дефиците любви наказанием для ребенка становится сама жизнь, и тогда наказание ищется им как последний шанс на любовь. Иной больше поверит данному сгоряча шлепку, чем словам и поцелуям.

Внушаемость – ворота души, открытость другому, способность верить. Начинаясь с инстинктивного подражания, с «заражения» чувствами и непроизвольного подчинения – как у животных, внушаемость связывает и согласует вновь прибывшее существо с окружающими, делает ребенка человеком своего места и своего времени. Но внушаемостью человек не исчерпывается, не заканчивается, а лишь начинается.

При внушении:

  1. Давайте себе время. Не веди себя с ребенком, как саморазрядный автомат, не давая себе времени оглянуться и подумать. Научитесь выдерживать паузы. Сначала – ориентация, потом – реакция. Дети не уважают суетливость. Некоторая медлительность действует на них внушающим образом. «Лучше ничего не сказать, чем не сказать ничего».
  1. Давайте ребенку время. Ребенок не автомат.
  1. Не внушайте отрицательное. Внушайте положительное.
  1. Каждый день с ребенком начинать с радостью, заканчивать с миром.
  1. Не внушайте нереальное. Сказки нужны, но знание жизни еще нужнее.
  1. Будьте уверены. Без уверенности в себе, в своей правоте нельзя воспитывать человека.
  1. Не бойся проиграть в борьбе умов, важно, чем закончиться встреча душ.
  1. Давая пример ребенку, думайте о безупречности образца, но и о духе взаимоотношений. Если они доверительны, искренни с обеих сторон – ребенок возьмет от образца все лучшее.
  1. Уважайте тайну. Труднейшее искусство дистанции.
  1. Учитывайте состояние ребенка.

У внушаемого судьба особенно зависит от того, кому он поверит, кого полюбит, кому отдаст душу. Воспитывается не тот, кого любят, а тот, кто любит.

«Для жизни, для поддержания нашего духа нам нужна наша собственная любовь к детям. Для воспитания нам надо, чтобы дети любили нас. А точнее – чтобы они любили хоть кого – нибудь, чтобы они вообще были способными любить».

Общие советы для родителей.

  1. Если хочешь, чтобы ребенок уважал вас, уважайте его сами. Признавайте в каждом ребенке личность.
  1. Критикуя поступки ребенка, не переходите на личность. Осуждайте поведение, а не ребенка.
  1. Не требуйте от ребенка того, что не соответствует его возрастным или индивидуальным возможностям.
  1. Если есть необходимость в «проработке» ребенка, связанный с назиданиями и упреками, помните, что они действенны только в течение 2 – 3 минут.
  1. Не стремитесь любой ценой получить от ребенка признание им ошибок и обещание «больше так не делать». Это всегда или фальшь, или унижение, которого ребенок чаще всего не прощает, особенно если это унижение ты заставил его пережить публично.
  1. Увидев, как ваш ребенок вздрагивает при внезапном громком звуке или при движении вашей руки – родитель, испугайся и задумайся!
  1. Ваша тревожность, уныние, депрессия, страх передаются ребенку, ваша взрывоопасность заразительна.
  1. Умейте слушать детей. Не торопитесь высказать свое мнение по каждому поводу.
  1. Учите ребенка делать бескорыстные подарки, если хотите сами получать от него их в старости.


Правильный (согласно возрасту) подбор методов обеспечивает успех в нелегком деле – воспитании. Дело в том, что особенности воспитательного воздействия на дошкольника и подростка существенно разнятся, поэтому наши советы родителям по воспитанию детей содержат комплекс действий для каждого возрастного периода детства.

Первые шаги в воспитании малыша

С самого рождения человека основа воспитания – любовь. Беззащитный малыш нуждается в родительском проявлении чувств. Советы психолога помогут это понять. К полугоду дети распознают ласковый тон, способны уловить строгие нотки в голосе. Поэтому показывайте малышу интонацией, когда вы поощряете его или что-то запрещаете. С этого времени берет начало процесс воспитания как таковой.

В годовалом малыше нужно воспитывать самостоятельность. Разложите игрушки и дайте право выбрать. Создав безопасные условия, выйдите из комнаты на непродолжительное время. Приступайте к воспитанию навыков самообслуживания: собрать игрушки, отнести тарелочку. Не забывайте хвалить малыша и не ругайте, если не все получилось.

Проявляйте внимание, играйте, разговаривайте, создавайте семейные традиции. В раннем возрасте закладываются основы нравственного воспитания, которые заключаются в объяснении «хорошо» и «плохо». Именно сейчас следует заложить фундамент нравственности. Создание доверительных отношений крайне важно в воспитании.

Не отмахивайтесь от детских вопросов, не обманывайте, воспитайте в детях уверенность в родительской защите.

Воспитываем дошкольника в игре

Игра, являясь в этот возрастной период ведущей деятельностью, – отличный инструмент воспитания. В ролевых играх акцентировать внимание на воспитательных аспектах намного легче. Проанализируйте поступки героев вместе. Малыш уже может дать оценку своим и чужим действиям, разграничить «можно» и «нельзя», «хорошо» и «плохо». Он подражает взрослым, поэтому следите за словами, произносимыми в его присутствии и своими действиями, объясняйте свои поступки с точки зрения морали.

У дошкольника активно формируется мировоззрение, начинается становление характера, ему прививаются нормы поведения, устанавливаются границы дозволенности, что подразумевает ответственность родителей за воспитание детей. Дошкольный возраст – пик развития самостоятельности, дети могут быть упрямыми, агрессивными. Поощряйте проявления независимости, но не допускайте манипуляций от детей, проявляйте твердость.

Рекомендации психолога для родителей дошкольников основываются на формировании привычки помогать старшим и желания заботиться о близких, развитии ответственности за поступки. Правильные действия родителей в этом периоде становятся залогом счастливой дальнейшей жизни детей.

Особенности воспитания младших школьников

Младший школьный возраст характерен формированием устоев, жизненных принципов, характеристик личности. Конечно, огромная роль в воспитании принадлежит школе, где учителя при поддержке психолога корректируют поведение. Не допускайте нравоучений со своей стороны, детям хватает этого в учебной деятельности, если поведение нуждается в корректировке, лучше поговорите о проблеме в атмосфере доброжелательности.

Поддерживайте школьника в его начинаниях, радуйтесь вместе успеху, хвалите за старания. В случае неудачи также дайте понять, что он всегда может рассчитывать на поддержку. Обсудите сложившуюся ситуацию, попросите мысленно найти верное решение и увидеть свои недочеты. Работа над ошибками – важнейший элемент воспитания.

Начните беседы на важные темы жизни, дайте возможность младшему школьнику почувствовать себя взрослым и значимым человеком. В этом возрасте самое время начать работу над нежелательными характеристиками личности: упрямство, эгоизм, агрессия, лень. Не тяните с этим делом, ведь со временем сделать корректировку будет намного сложнее. В случае трудностей прибегните к помощи школьного психолога.

Преодолеваем подростковый период вместе

Без сомнения, воспитание в этом периоде требует много сил. Подросток переживает перестройку ценностей, стремится к волевой деятельности, у него появляется чувство «взрослости». Главный совет психолога – проявить терпение.

Не поддавайтесь на провокации, не допустите отдаления ребенка, принимайте участие в его жизни. Помните про ответственность родителей за воспитание детей.

Сверстники для подростка являются значимыми людьми, он прислушивается к их мнению, поддается влиянию, делится с ними переживаниями. Будьте ему другом. Интересуйтесь приятелями детей, увлечениями, мечтами. Не ставьте ультиматумов, а объясните свою позицию. Покажите подростку, что любите его и полностью доверяете, но сильно переживаете, поэтому устанавливаете сроки прихода домой, например.

Поддержка как основа воспитания в юности

Юношеский возраст – вершина воспитательного процесса. Для этого периода основные советы психолога: поддержка, помощь в выборе будущей профессии, предоставление большей свободы. Помните, сейчас перед вами не просто ваше чадо, а сформировавшаяся личность.

Дети стали старше, но это не уменьшает вашего участия в их жизни. Советуйтесь, делитесь мыслями, проявляйте заботу. Юноши и девушки вступают в мир взрослых, где им необходима поддержка родителей. Поймите и примите детей, даже если их взгляды, интересы и мечты отличаются от ваших представлений. Дети – ваша часть, но не собственность. Вы дали им жизнь, вырастили, а теперь позвольте быть самими собой.

Памятка для родителей по воспитанию детей

Памятки для родителей по воспитанию детей содержат перечень правильных и нежелательных действий.

Что нужно помнить

Памятка правильных действий родителям о воспитании детей:

  • Будьте последовательны и логичны в своих действиях. Поступки родителей крайне важны детям.
  • Проводите больше времени вместе, учитывайте интересы детей. В воспитании обязательна поддержка и участие.
  • К воспитательным воздействиям подходите с учетом возрастных и индивидуальных характеристик.
  • Устанавливая правила, сами не забывайте об их выполнении.
  • Уважайте детей, цените их «Я».
  • Признайте уникальность детей, разрешите им быть самими собой.
  • Демонстрируйте свою любовь. Дети должны знать, чувствовать, ощущать свою нужность.
  • Давайте детям время высказать свои суждения, мысли. Создайте атмосферу доверия, где можно задать любой вопрос и получить ответ.
  • Разговаривайте с детьми. Дайте понять суть ограничений и запретов.
  • Спрашивайте о детских переживаниях. Рассказывайте о своих.

Что следует забыть

Десять «не» в воспитательном процессе:

  • Не унижайте.
  • Не вымещайте злость и обиды на детях.
  • Не спешите наказывать. Используйте все возможные другие методы. Убедитесь, что задание подходит возрасту и развитию.
  • Не ставьте ультиматумы. Договаривайтесь, объясняйте свою позицию.
  • Не сравнивайте с другими.
  • Не критикуйте на людях.
  • Не бойтесь строгости, но будьте справедливы.
  • Не занимайтесь воспитательными воздействиями в плохом настроении.
  • Не забывайте хвалить.
  • Не стесняйтесь признавать неправоту своих действий.

В заключение

  1. В воспитании главенствующую роль играет учет физиологических и психологических характеристик, индивидуальных параметров личности детей и, безусловно, возрастных особенностей;
  2. Обязанности родителей по воспитанию предполагают развитие личности и формирование системы ценностей;
  3. Любите ребенка таким, каков он есть, с его взглядами и суждениями, тогда воспитание принесет желаемые плоды.

Любить своих детей – дар особого рода. Он состоит не в том, чтобы передавать свои знания и опыт, а в том, чтобы «с радостью наблюдать распускающуюся жизнь и наслаждаться соприкосновением с душой ребенка». Так утверждала знаменитая итальянская учительница Мария Монтессори, так думаем и мы. Но подобное восприятие приходит, лишь когда мы внимательно вглядываемся в мир своего ребенка, чувствуем, что на самом деле сейчас является для него главным. И помогаем ему расти – в своем ритме, в соответствии со своим возрастом, своей индивидуальностью.

В каждом возрасте у наших детей есть основные, приоритетные задачи развития. И свои трудности. Хотелось бы вам предложить некоторые .

до 5 лет

1. «Мне не хочется с ним играть».

Действительно, игры с ребенком иногда требуют от родителей усилий. Но они оправдывают себя, ведь игра – прекрасный способ укрепить ваши отношения. Многим родителям трудно признаться себе в том, что они совсем не любят детские игры. Сколько стыда и вины они испытывают, понимая, что ставить кубик на кубик ил возить машинкой по ковру им неимоверно скучно. Особенно непросто тем взрослым, которые по разным причинам забыли, что такое быть ребенком. Возможно их собственные родители не любили с ними играть и призывали заняться серьезными делами.

И теперь эти взрослые просто не знают, как это – играть. Им трудно быть спонтанными, а ситуации требующие внутренней свободы и легкости, болезненны для них. И они, так же как когда-то их родители, выбирают «полезные», развивающие занятия.

Конечно, мы имеем право не любить детские игры и время от времени отказываться играть с сыном или дочерью. Но все же стоит делать над собой усилие – время от времени, хотя бы на десять минут. Совместная игра укрепляют нашу связь с ребенком, помогает понять, как он прожил этот день и что сейчас чувствует, это особенно важно, если он не любит рассказывать о себе или ему не хватает для этого слов. В ролевых играх дети проживают свои страхи, обиды, сомнения. Поэтому не стоит учить их играть «правильно», говоря, например: «Какой злой крокодил! Пусть он попросит прощение за то, что всех покусал». Наоборот, пользуясь ситуацией, можно помочь осознать свои чувства, спрашивая: «А почему он кусался? Он разозлился? А на что? А как тем зверятам, которых он покусал? Они испугались?» Внимательно слушая ребенка, вы увидите, что его беспокоит, играя с ним, научите понимать мотивы своих поступков и действий других людей.

Попробуйте найти в игре и свой интерес, а для этого доверьтесь во всем ребенку – его импровизации, его логике действий, его вере в предлагаемые обстоятельства. И вы, скорее всего, почувствуете азарт, легкость – бесценные качества, которые немногим из нас удается в себе сохранить.

2. «Он потерял любимую игрушку…»

Пропажу любимого мишки или куклы ребенок переживает как катастрофу. Не пытайтесь его отвлечь, найдите силы разделить с ним эту потерю. «Это всего лишь игрушка» – при виде рыдающей дочери или сына так хочется призвать на помощь здравый смысл! Утешить, развеселить. Но так можно добиться лишь обратного – обесценить детское горе. Наша реакция объяснима: слезы ребенка вызывают чувство вины, желание срочно что-то предпринять, помочь.

Но мы не готовы вынести его горе, потому что и себе редко позволяем горевать. И утешаем порой потому, что хотим избежать собственных переживаний. Каждый из нас горюет над потерей того, что для него ценно. А ценность всегда субъективна. Для других это старый потрепанный мишка, а для ребенка он друг, самый настоящий и, может быть, куда более верный, чем его реальные друзья. Он так же дорог, как мама, потому что делал все, что делала она: согревал, утешал, слушал, понимал, был всегда рядом. И если ребенку предложить завтра же купить нового медведя, он расстроится еще больше. А мы сами бы захотели бы поменять лучшего друга на нового?

Иногда родители тревожатся: ребенок так сильно переживает из-за «какой-то» игрушки, но будет ли он когда-нибудь так же безутешно горевать о нас самих? Но, позволяя ребенку плакать сейчас, мы даем ему шанс научиться ценить, а не обесценивать, чувствовать боль, а не делать вид, что все отлично. Поэтому лучше в такой ситуации – это дать ребенку время выплеснуть свое горе, переживая вместе с ним. Потом он утешится и будет готов к тому новому, что преподнесет ему жизнь. Но у него останется опыт горя, разделенного с близким человеком, и память о том, что было ему по-настоящему дорого.

3. «Он все время хвастается».

Дошкольник хвастается своими вещами или умениями? Переключите его внимание с собственных достижений на удовольствие от игры, творчества и избегайте ситуаций конкуренции.Примерно с трех лет дети начинают хвастаться: «Смотрите, что у меня есть!», «А я вот так умею делать!» Это естественный этап взросления: ребенок учится утверждать себя. Но у некоторых дошкольников хвастовство доминирует в поведении на протяжении нескольких месяцев. Они болезненно реагируют на преимущества других детей, то и дело принижая их достоинства: «Вот у меня есть, а у тебя нет!», «Я умею, а ты нет!»

Часто так ведут себя дети, чьи родители хотят видеть их самыми лучшими. Установка взрослых на успех (осознанная или нет) вызывает у ребенка ненасыщаемую потребность в похвале и превосходстве над другими и становится главным мотивом его поступков. К себе и окружающим он начинает относится исключительно оценочно и больше всего на свете боится оказаться хуже других. Ребенок чувствует тревогу и неуверенность, что в свою очередь, компенсируется хвастовством.

Не оценивайте и не сравнивайте его с другими детьми: не хвалите, а поддерживайте и одобряйте. До пяти лет старайтесь избегать соревновательных игр, где неминуемо возникает конкуренция и где победа – главная цель. Присмотритесь, если у него возможность играть, рисовать, конструировать – в свое удовольствие. Важно, чтобы он перестал мыслить в категориях «лучше – хуже» и получал радость от процесса игры.

Обратите внимание: Вкус к жизни – это дар. Способность испытывать радость от чувственного контакта с миром перенимается на бессознательном уровне. Нельзя заставит ребенка полюбить то, что любим мы сами. Гораздо важнее передать детям саму способность получать удовольствие: они переймут ее, чтобы приложить к чему-то другому, своему.

4. «Он не хочет спать отдельно».

Ваш сын или дочь скоро пойдет в первый класс и по-прежнему продолжает спать в родительской постели. Не откладывайте решение об отделении. Умение спать самостоятельно – важное условие успешного развития ребенка. Расстаться с мамой на целую ночь – значит остаться наедине со своими фантазиями и переживаниями. Страхами и проблемами…

А потому научиться спать одному – для некоторых детей такая непростая задача. Иногда взрослые настаивают на том, что их ребенок легковозбудим или слишком хрупок, а каждая их робкая попытка приучить его спать отдельно заканчивается детскими слезами, ссорами взрослых и «разбитой» ночью для всей семьи. Именно поэтому дети в таких семьях до пяти – шести лет продолжают спать вместе с родителями (или с одним из них).

Важно понять, что, соглашаясь на компромисс, мы тем самым лишаем ребенка возможности взрослеть: преодолевать страхи, учиться создавать для себя уютное и комфортное пространство, самостоятельно искать выход из трудной ситуации. Кроме того, оставаясь в маминой постели, дошкольник учиться контролировать….поведение родителей. Особенно часто эта ситуация встречается в семьях, где мамы растят ребенка самостоятельно или же между супругами складываются напряженные отношения. В этом случае родители неосознанно проецируют свои тревоги и собственную незащищенность на ребенка: его присутствие рядом удовлетворяет их потребность чувствовать тепло и близость родного человека.

Зоя Разумная
Консультация для родителей «Советы по воспитанию детей»

Консультация для родителей

Детский состав учреждения «Центр социальной помощи семье и детям Почепского района», в котором я работаю, неоднороден по возрасту, полу, умственному и физическому развитию. Но, в основном, все они – дети с разрушенной системой социальных связей, с искаженными личностными установками, с расшатанным психофизическим здоровьем…

Мы даем детям не только тепло, уют, еду, кров, защиту прав, но по возможности стараемся восстановить или компенсировать опыт семейной жизни.

Семейное воспитание – это основа основ. Нельзя дать ребенку, вырванному из семьи полноценное воспитание, это просто невозможно! Поэтому крайне необходимо работать не только с ребенком, но и со всей семьей в целом.

Воспитатели, социальные педагоги нашего центра ведут активную работу в этом направлении в форме консультаций, бесед, родительских собраний, посещений родителей по месту жительства.

Воспитывает все – люди, вещи, явления,

но прежде всего и дольше всего – люди.

Из них на первом месте – родители и педагоги А. С. Макаренко

1. Всегда разговаривайте с ребенком, как со взрослым человеком, сюсюкать с ребенком не стоит.

2. Беседуя с ребенком, избегайте многословия, чтобы ребенок смог уяснить главный смысл вашего разговора.

3. Умейте слушать детей. Не торопитесь высказать свое мнение по каждому поводу.

4. При общении с ребенком могут возникнуть споры. Вы взрослый человек и всегда сможете доказать свою правоту. Но стоит ли всегда стоять на своем?

Иногда в споре ребенку нужно уступить, пусть он не чувствует себя вечно неправым. Своим примером вы научите ребенка уступать, признавать поражения и ошибки.

5. Ваша беседа может стать внушением, но такое внушение должно носить характер тонкого, разнообразного и последовательного влияния на ребенка.

6. Разговаривая с ребенком, не ставьте ему ультиматум, даже если он провинился. Читать нотации, насмехаться и допускать сравнения не в пользу ребенка. Это значит унизить его, ранить и оттолкнуть от себя.

7. Воспитание будет иметь результат только при условии тесного контакта между взрослым и ребенком. Такой контакт может наладиться только при позитивном настрое в отношениях и позитивном, ярком общении друг с другом.

8. Не стремитесь любой ценой получить от ребенка признание им ошибок и обещание «больше так не делать». Это всегда или фальшь, или унижение, которого ребенок чаще всего не прощает, особенно если это унижение ты заставил его пережить публично.

9. Стройте разговор с детьми в доверительном и спокойном тоне – так вы скорее донесете до него свои мысли и требования. Не бойтесь быть строгим, всегда будьте справедливым.

10. Разговаривайте с ребенком «глаза – в глаза». Так вы лучше поймете друг друга. Ребенок будет уверен, что его проблемы поняты и действительно вас интересуют.

11. Увидев, как ваш ребенок вздрагивает при внезапном громком звуке или при движении вашей руки – родитель, испугайся и задумайся!

12. Ваша тревожность, уныние, депрессия, страх передаются ребенку, ваша взрывоопасность заразительна.

13. Учите ребенка делать бескорыстные подарки, если хотите сами получать от него их старости.

14. Научите его умению высказывать суждения, задавать вопросы, отстаивать свои принципы путем диалога. Все это поможет ребенку при общении с другими людьми.

15. Помните, что вам нужно обязательно привить ребенку три самых важных навыка: слушать, слышать, и вступать в диалог с другим человеком.

Успешными людьми становятся те, кто обладает развитыми коммуникативными способностями.

На память приходят слова Сухомлинского: "Ребенок - это зеркало семьи, как в капле воды отражается солнце, так в детях отражается нравственная чистота родителей".

Дорогие, друзья и коллеги, благодарю за внимание. Желаю всего самого доброго!

Публикации по теме:

Консультация для родителей по фольклорному воспитанию Слово “фольклор”, в буквальном переводе с английского, означает народная мудрость. Фольклор - это создаваемая народом и бытующая в народных.

Консультация для родителей «Советы Винни-Пуха. Кто ходит в гости» КТО ХОДИТ В ГОСТИ (советы Винни Пуха) Если вы не хотите, чтобы поход в гости с вашим 3-5- летним малышом, вспоминался как кошмарный сон,.

Консультация для родителей по гендерному воспитанию «Откуда я взялся?» До недавних пор считалось совершенно справедливым отвечать на вопрос ребенка «Откуда я взялся?» следующим образом: «Купили в магазине»,.

Консультация для родителей по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников Консультация для родителей по нравственно- патриотическому воспитанию дошкольников. Важной задачей педагога является воспитание патриотических.

Советы для родителей по подготовке детей к детскому саду. Уважаемые родители! Вы приняли решение, что вашему малышу пора в детский сад. Помните, именно от Вас во многом зависит то, как пройдет адаптация.

Советы родителям по физическому воспитанию Советы родителям по физическому воспитанию. Совет1. Поддерживайте интерес ребенка к занятиям физической Культурой,ни в коем случае не высказывайте.

Советы родителям по физическому воспитанию детей СОВЕТ 1. Поддерживайте интерес ребёнка к занятиям физической культурой, пример взрослых в этом вопросе чрезвычайно важен. Как Вы относитесь.

Быть хорошими родителями – нелёгкое дело, поэтому миллионы супружеских пар изучают различные книги и пособия о том, как правильно обращаться со своим ребёнком. Применяя 12 советов по воспитанию детей, многие мамы и папы уже достигли успеха. Итак, в чём кроется их секрет? Каким правилам они следуют, чтобы создать гармоничные отношения со своими чадами?

1. Терпение на пределе – это нормально

Как часто бывает, что дети не обращают внимания на замечания родителей, а иногда даже яростно сопротивляются их наставлениям. Когда наступает критический момент, мамы и папы опускают руки – уступают ребёнку. Поступая так, они хотят сохранить мир, проявляя терпение, хотят быть «хорошими родителями». Но тем самым родители утрачивают свой авторитет – если дети хорошенько нажмут, то под давлением получат желаемое.

Важно помнить, что потерять терпение может каждый, все мы люди и каждый может выходить из себя, в этом нет ничего плохого. Сдержать гнев и раздражение на самом деле сложно, особенно, если дети всё делают как будто бы на зло. Чадо должно понимать, что вам не нравится такое поведение, вы не можете пойти на поводу у сына или дочери. Позвольте вашим эмоциям проявляться, а не затаивайте их внутри себя, давайте ребенку и себе понять, что вы не согласны с ситуацией. Накопившийся негатив впоследствии обязательно найдёт выход, только тогда могут пострадать все члены семьи, а дети больше всего.

2. Научите ребёнка радоваться игрушки, а не подсчитывать ее цену

Приобретая дорогостоящую игрушку для малыша, родители нередко просят относиться к ней с особым трепетом, постоянно напоминая о том, сколько она стоит. Но для ребёнка это не имеет значения, ведь он ещё не может оценивать вещи и предметы, исходя их денежных затрат.

Понимание ценности денег к нему придёт позже, а когда дети маленькие, им одинаково интересно играть как с простыми безделушками, так и дорогими игрушками . Даже игра с простым листом бумаги или пакетом иногда им кажется более увлекательной, чем с радиоуправляемым вертолётом.

3. Наказание – проявление любви

Считаете ли вы себя плохими родителями, если вам приходится наказывать детей? Когда сын или дочка совершают глупые поступки, вы имеете право сердиться на них, а значит, и наказывать. Порицание – это любящая мера, без него ребёнок не научится видеть границы дозволенного.


Благодаря своевременному наказанию дети начинают понимать, что у каждого их действия есть свои последствия , они вырастают людьми, умеющими отвечать за свои поступки. Помните, что быть хорошими родителями – совершенно не означает, что нужно смотреть сквозь пальцы на плохое поведение своего чада и всё ему позволять.

4. Не бойтесь отказывать

Как приятно отвечать утвердительно на все просьбы малышей, ведь они так искренне радуются! Но постоянное «да» может привести к проблемам в отношениях несколько лет спустя. Ребёнок, не приученный к отказам, со временем станет требовать всё больше, что тогда делать родителям ? Смогут ли они исполнять все капризы и просьбы подростка?

Не стоит бояться отказывать пока ещё маленьким детям, проявите твёрдость, когда это нужно, сказав своё твердое «нет». Впервые отказав ребёнку, вы можете встретить отпор в виде слёз, капризов, истерики, но не поддавайтесь, если решение принято, придерживайтесь своего слова. Однажды уступив малышу под действием капризов, впоследствии станет ещё сложнее отказать ему в чём-то ещё.

5. Воспитывайте детей самостоятельными

Не доверяя детям выполнение мелких заданий по дому, совершая всю работу за них, вы добьётесь только одного – когда они вырастут, то не смогут сделать элементарных вещей, таких как разогреть себе еду или вымыть посуду. Приучать ребёнка к самостоятельности нужно с раннего детства. Обращайтесь к ним с просьбой помочь собрать игрушки, вытереть пыль .


Если дочь хочет помыть тарелку, разрешите ей, даже если результат будет не самый лучший, всё равно похвалите девочку за инициативу и старание. Никогда не говорите ребёнку, что у него не получится, не делайте работу за него. Такие слова отобьют охоту вообще браться за какое-нибудь дело в будущем. Поступая так, родители не дают возможности малышам развить самостоятельность.

Мамам на заметку!


Девочки привет) вот не думала, что и меня коснется проблема растяжек, а еще буду писать про это))) Но деваться некуда, поэтому пишу тут: Как я избавилась от растяжек после родов? Очень буду рада, если и вам мой способ поможет...

6. Не лишайте себя права на отдых

Обязанность воспитывать детей – это работа, требующая постоянных усилий и внимания, к тому же, она круглосуточная. Уволиться с неё нельзя, получить отпуск тоже. Но мамам и папам всё равно нужно отдыхать, чтобы восстановить силы. Иногда стоит взять так называемый отгул.

Научите ребёнка понимать ваши потребности в сне и отдыхе . Поясните, что пока мама полежит, дети могут занять себя чем-то интересным, — порисовать, слепить фигурку из пластилина или просто посмотреть мультики. Приучайте их к тому, что нужно играть тихо и не обращаться с многочисленными просьбами к маме, когда она отдыхает. Однако соблюдайте меру – малыши не должны надолго оставаться без присмотра взрослых, вы-то будете отдохнувшими, а вот ребенок – предоставленным самому себе.

7. Формируйте привычку правильно питаться с малых лет

Полноценное и правильное питание в раннем возрасте – то, чему нужно научить своих детей, ведь от этого зависит здоровье человека. Если вы сами выбираете полезные продукты, пусть и ребёнок перенимает у вас эту привычку. Ошибочно полагать, что пока дети маленькие, им можно кушать всё – и сладости, и чипсы. Это не означает, что малыши должны питаться лишь кашами и овощами, но не стоит вносить в их ежедневный рацион фаст-фуд или другие вредные продукты .


Наибольшую опасность здесь представляют бабушки – они постоянно думают, что их внуки голодны, предлагая им то пирожки, то блинчики. Тактично, но строго объясните пожилым родственникам, что, проявляя излишнюю заботу и любовь к малышам, они наносят вред их здоровью.

8. Появление детей – не конец жизни

Быть родителями – не значит отказаться от собственных интересов и развлечений. Конечно, у мам и пап не так много времени на встречи с друзьями и походы в кино, как раньше, когда дети ещё не появились на свет. Но и вовсе лишать себя какой-то эмоциональной разгрузки нельзя. Важно научиться совмещать родительские обязанности со своими интересами, найти золотую середину.

9. Интересуйтесь жизнью ребёнка

Проявляя интерес к тому чем занимается и увлекается малыш, вы строите надёжное основание для хороших отношений в будущем. В раннем детстве ребёнок может с энтузиазмом рассказывать вам о покемонах, свинке Пеппе и других любимых героях, новых игрушках и мультфильмах.

Вникая в слова детей, узнавая их мир, вы становитесь близкими друзьями. Когда малыш подрастёт, он станет делиться с вами уже более взрослыми проблемами и увлечениями, зная, что вы не отмахнётесь от него, а поддержите и выслушаете.

10. Родителям нужно уметь просить прощения

Базировать свое воспитание на принципе «мама всегда права» и упорно не признавать свои ошибки в корне неправильно. Все ошибаются – и дети, и взрослые. А раз вы учите малыша просить прощения за свои проступки, будьте так добры следовать собственным правилам и тоже признавать свою вину.

Да, это может быть непросто, но ничего постыдного в этом нет. Такие объективные соблюдения правил в вашей семье позволят построить гармоничные и теплые отношения с вашим чадом на равных.

11. Наступил предел – возьмите тайм-аут

Бывают ситуации, когда атмосфера накаляется почти до предела, когда эмоции, сменяя друг друга переполняют и готовы выплеснуться наружу. В таком случае стоит взять тайм-аут – попросите бабушку или подругу взять детей хотя бы на час-два, чтобы дать себе возможность восстановить спокойствие.


Чувствуете, что наступает пик эмоционального перевозбуждения, остановитесь, уйдите в другую комнату хотя бы на 20 минут, примите душ, подумайте о предстоящей поездке на море. Так вы избежите множества конфликтных ситуаций и научитесь сохранять спокойствие.

12. Ваши дети – самые лучшие на свете

Для родителей их ребёнок, даже взрослый (а именно ребенком для вас он будет и в 5, и в 45) всегда будет самым лучшим, красивым, умным, милым и добрым. Не бойтесь своих чувств, а проявляйте их как можно чаще . Некоторые мамы и папы полагают, что чрезмерная любовь и забота только избалует их детей, поэтому начинают критиковать их. Не лишайте ребёнка поддержки и нежности, ведь именно они действуют эффективнее, чем любые воспитательные меры.

Мамам на заметку!


Девочки привет! Сегодня я расскажу вам, как же мне удалось прийти в форму, похудеть на 20 килограммов, и, наконец, избавиться от жутких комплексов полных людей. Надеюсь, информация окажется для вас полезной!


© 2024
colybel.ru - О груди. Заболевания груди, пластическая хирургия, увеличение груди