23.03.2019

Сын гипноза. Детский гипноз - детские легенды. Непосильная работа для мозга: «переварить» не удастся


Гипноз: самоучитель. Управляй собой и окружающими Зарецкий Александр Владимирович

Методы гипнотизации детей и подростков

Гипнотическое воздействие на детей и подростков имеет свои особенности, которые необходимо учитывать при проведении внушения. Безусловно, в возрасте 13–18 лет в принципе подойдут все изложенные ранее методы гипнотизации, однако даже в этом случае необходимо учитывать личностные особенности ребенка, его возраст, интеллектуальный уровень, понимание произносимых слов.

До начала гипнотического воздействия на ребенка с ним необходимо подружиться. Юный пациент должен полностью доверять вам

Естественно, нет смысла начинать психотерапию, если ребенок наотрез от нее отказывается. Невозможно достичь гипнотического транса, если существует страх перед гипнозом, недоверие к гипнотизеру. Очень важна во всех случаях тщательно проведенная предварительная беседа, во время которой необходимо познакомиться с ребенком, его увлечениями, рассказать о безопасности и эффективности гипноза:

Давай с тобой познакомимся… Расскажи мне о своих проблемах. Что ты хочешь изменить в себе, готов ли ты к этим изменениям? Я помогу тебе, но для этого мы должны стать друзьями, доверять друг другу. Я помогу тебе справиться с твоими проблемами, только если ты расскажешь мне все, как есть на самом деле… Ты слышал когда-нибудь о гипнозе? Это такое приятное состояние дремоты и покоя, которое наступает у всех людей, когда они принимают удобную позу, расслабляются и слушают то, что им говорят. В этом состоянии организм сам начинает справляться со своими проблемами. Важно, чтобы ты расслабился, успокоился и постарался представить свое любимое место, где ты обычно отдыхаешь. Ты не будешь спать, это будет просто отдых, приятная дремота. Ты будешь слышать мои слова и в любой момент сможешь открыть глаза, встать и уйти, если ты этого действительно захочешь. Но ведь ты пришел сюда именно для того, чтобы вылечиться (избавиться от вредной привычки, стать спокойным, уверенным в себе и т. п.), поэтому сам заинтересован в быстром решении своей проблемы. Я помогу тебе в этом…

Очень хорошо провести психологическое тестирование с определением личностных особенностей испытуемого. Необходимо заранее обозначить основную цель воздействия: развитие уверенности в себе, снятие болезненных симптомов, осознание истоков проблем.

Проводить гипноз детям младше 4 лет не рекомендуется, в таком возрасте возможно внушение и во время естественного сна, и в бодрствующем состоянии. А вот в 8-12 лет, когда ребенок подрастает, у него повышается внушаемость и происходит снижение страха и недоверия, гипнотизация будет наиболее эффективна.

Из обычных методов гипнотизации хороша фасцинация (очаровывание взглядом) в сочетании со словесным внушением или одно вербальное воздействие. Повышает внушаемость проведение гипноза в группе. Применение у детей монотонных раздражителей (метронома, музыки), пассов нежелательно - они только отвлекают, мешая расслаблению и погружению в сон.

Все большее распространение получают в детской практике недирективные методы гипнотизации с использованием представлений, воображения, сказкотерапии, игровых элементов. Перед началом сеанса внушения желательно научить ребенка общаться с гипнотизером во время гипнотического воздействия. Обычно договариваются, что ребенок будет отвечать на вопросы поднятием того или иного пальца. Затем переходят непосредственно к гипнотизации.

Используемая в детском гипнозе методика «любимое место» - не что иное, как один из вариантов визуализации

Существует множество методов воздействия, основанных на принципах эриксоновского гипноза. Подробнее о них заинтересованный читатель узнает из книги С. А. Игумнова «Клиническая психотерапия детей и подростков». Эти методы можно разделить по преимущественному воздействию на определенный анализатор.

Использование зрительных представлений для достижения гипнотического транса может быть реализовано различными способами.

? «Любимое место» - ребенка просят подумать о любимом месте, где он когда-нибудь был или только хочет побывать:

Вспомни место, где ты был и куда ты хочешь приезжать снова и снова. Если такого места нет, вообрази, придумай его… Сделай это место уютным и прекрасным… Представь, что ты ходишь в любимом месте, наслаждаешься красотой и покоем…

? «Посчитай животных»:

Какое животное тебе нравится больше всего? Отлично. Представь, что ты сидишь в красивом уютном местечке вместе со своим другом - щенком. Чтобы получше представить себе это место, закрой глаза и расслабься… Почувствуй, как это теплое создание с мягким мехом преданно смотрит на тебя… А теперь представь, что щенок изменил свой цвет и теперь он пятнистый или полосатый. Начиная что-то представлять, ты понимаешь, как много ты можешь… Представил - и твой любимый щенок стал черным, а вот он уже белый… А вот ты видишь себя играющим уже с двумя щенками, с тремя… Ты можешь рассказать мне о том, что видишь и чувствуешь…

? «Длинная дорога»:

Представь, что ты стоишь на длинной-длинной дороге. Это не просто дорога, это дорога твоей жизни. Позади - начало твоей жизни, впереди - будущее. Посмотри внимательно - кругом люди с их разными судьбами, радостными и грустными событиями… Среди них и твоя жизнь… Ты можешь повернуть назад, в прошлое, и исправить свои ошибки, избавиться от страхов и болезней, а можешь двинуться вперед - в будущее и стать сильным, уверенным в себе, жизнерадостным…

? «Телевизионные фантазии»:

Ты говорил мне, что любишь смотреть самые разные телепередачи, а какая программа у тебя самая любимая? (Если ребенок называет приемлемый вариант: мультфильм, детскую телепрограмму, не связанный с насилием, жестокостью, продолжают дальше.) Теперь представь себе, что ты устраиваешься в уютном кресле возле телевизора… Где стоит телевизор? Хорошо… Нажимай на пульт, найди свой любимый канал… Вот и твоя любимая передача… Тебе все хорошо видно и слышно? Дай мне знать, что это так и есть, подними один палец вверх… Хорошо, продолжай смотреть, тебе удобно, спокойно, ты отдыхаешь и набираешься сил…

Из методов гипнотизации, воздействующих на слуховой анализатор, используют аудиозаписи любимых музыкальных произведений и песен ребенка, проводя на фоне их прослушивания соответствующие гипнотические внушения. В этом случае сначала включают нужный аудиофайл и молча вместе с ребенком слушают музыку. Через несколько минут прослушивания начинают произносить мягким, убаюкивающим голосом слова, описывающие погружение в сон. Видя, что ребенок начинает засыпать, тем же мягким вкрадчивым голосом произносят основную фразу внушения, направленную на решение проблемы.

Из комбинированных методов гипнотизации детей и подростков хорошо работает представление езды на велосипеде, занятий любимым видом спорта, путешествия в дальние страны. Приведем пример одной из таких методик, названной «Ковер-самолет» (С. А. Игумнов. Клиническая психотерапия детей и подростков).

Представь себе, что ты собрался на пикник и пришел с теми людьми, которых очень любишь, в свое самое любимое место. Ты принес с собой свои любимые кушанья и напитки. Ты можешь понюхать, как вкусно они пахнут, и попробовать их. Представь, что ты играешь со своими лучшими друзьями (подругами). Теперь, когда ты закончил еду, питье и игру со своими друзьями, ты видишь ковер, расстеленный на земле. Он окрашен в твой любимый цвет, он мягкий и удобный. Ты можешь сесть или лечь на него. Представь, что это волшебный ковер-самолет, а ты - его пилот. Ты управляешь его движением. Ты можешь летать очень низко, чуть выше травы, или высоко - выше деревьев, если тебе так хочется. Ты пилот и можешь лететь туда, куда захочешь, с той скоростью, с какой ты хочешь. Ты можешь приземлиться и навестить друзей, или приземлиться в зоопарке или любом другом месте, где тебе хочется побывать. Ты можешь лететь над деревьями и видеть птиц, сидящих в гнездах. Ты можешь ускорять и замедлять полет. Это так приятно - двигаться туда, куда ты хочешь. Все время полета ты чувствуешь себя очень комфортно. Ты можешь найти удобное место для посадки и приземлиться туда на своем ковре-самолете. Когда ты приземлишься, дай мне знать об этом, подняв один палец.

Представление ребенком езды на велосипеде и одновременное внушение через сказочный рассказ - комбинированный метод гипнотизации

У детей дошкольного и младшего школьного возраста, боязливых и недоверчивых, панически боящихся врачей, хорошо использовать метод сказкотерапии, встраивая в волшебную историю необходимые гипнотические фразы. Вспомните пример такой сказки из раздела о гипнотизации в состоянии естественного сна. Отличный вариант для детей от 4 до 12 лет, который может использоваться и наяву, и в просоночном состоянии, и в гипнотическом трансе. Применение сказкотерапии способно незаметно, исподволь менять представления ребенка об окружающем мире, обществе, настраивать на доброту, сострадание, отзывчивость к чужому горю. Метод тонкий, можно сказать, ювелирный. Но использование возможностей сказочного мира для изменения ребенка требуют обширных знаний, опыта построения сказочной истории и вкрапления в нее гипнотических внушений. Это тема для отдельной книги.

Сказкотерапия эффективна не только у детей, но и у взрослых, только сказки для них разные

Идеомоторные методы гипнотизации детей и подростков основаны на мысленном представлении движения в какой-либо части тела, причем в результате такого представления движение действительно происходит наяву. Применяются эти методы обычно у детей старше 7–8 лет. Один из таких способов гипнотизации:

Давай ты вытянешь свои руки вперед, разведешь их на ширину плеч, повернешь ладони внутрь, друг к другу… А теперь пофантазируем. Представь, что твои ладони - это сильные магниты, которые с неудержимой силой притягиваются друг к другу. Это происходит непроизвольно, ведь магниты не могут не притягиваться. Мощные магниты тянут твои руки все ближе и ближе друг к другу, стремясь соединить их. Магниты работают все сильнее, и руки уже близко-близко, они вот-вот соединятся… Когда руки соединятся вместе и твои ладони соприкоснутся, ты сможешь сбросить эти придуманные магниты, опустить и расслабить свои руки, глубоко вздохнуть и полностью расслабиться на выдохе… Все тело вслед за руками расслабляется и наполняется покоем…

Применяются и другие техники: левитация руки (внушение, что рука становится легкой и постепенно поднимается вверх), опускание руки (или пальца) (внушение обратного процесса - поднятая рука тяжелеет и опускается вниз), «Могучий дуб» (хорошо при групповой гипнотерапии) и другие методики внушения.

Хорошо зарекомендовал себя при различных болевых синдромах у детей метод гипноанальгезии. Обезболивание может осуществляться прямым внушением (вызывается чувство онемения, местной анестезии), путем представлений об удалении боли прочь из организма, переносе боли в другое место, а также при отвлечении от неприятной процедуры и внушении чувств, противоположных боли (расслабления, отдыха, комфорта, отличного настроения). Используются и различные методики косвенного внушения.

В групповой гипнотерапии у детей эффективна методика «Могучий дуб»

Отдельный раздел работы с болью - онкологические заболевания у детей. Здесь применяется комплексная методика, направленная на общее успокоение и нечувствительность к любой боли, замещение боли положительными ощущениями, локальное воздействие на болезненный участок тела. Важно обучить ребенка приемам саморегуляции (лучше всего это получается с помощью методики «Ключ», о ней еще поговорим подробнее), чтобы он сам мог снимать внезапно возникшую боль, снижать интенсивность постоянной боли. Ребенок в таком состоянии должен чувствовать внимание и поддержку окружающих, причем главное для него не сострадание в их глазах, а реальная помощь, общение, положительные эмоции, совместные игры. И в заключение этого раздела хочется напомнить о существовании еще одной сферы применения гипнотерапии у детей и подростков. Это гипнопедия (обучение в гипнозе) и гипнокоррекция (коррекция нарушений поведения у детей и стимуляция учебных навыков при их задержке). Подробнее об этих методиках мы поговорим в соответствующих разделах книги.

Из книги Безопасность вашего ребенка: Как воспитать уверен­ных и осторожных детей автора Статмен Пола

Глава 3 Превратим послушных детей в осторожных детей Все малыши уязвимы для преступников, но слишком послушные, ласковые и вежливые дети чаще становятся жертвами сексуальных насильников. Дети, приученные к мысли, что самоуверенное поведение неуважительно, не обладают

Из книги Гипноз и самогипноз. 100 секретов вашего успеха автора Гончаров Геннадий Аркадьевич

Приёмы гипнотизации Усыпление отвлечением внимания Путь по кривой иногда оказывается короче пути по прямой.Этот способ основан на использовании волнения или чувства страха у впервые подвергающихся гипнозу.Даже самый закоренелый скептик, волею обстоятельств

Из книги Педагогическая психология: хрестоматия автора Автор неизвестен

Другие приемы гипнотизации Усыпление по ЛевенфельдуК началу XX столетия метод вербального (словесного) гипноза окончательно принял современные черты. Вот, например, как он выглядел у известного в то время немецкого исследователя и практика гипноза

Из книги Не на тех напали! или Как бороться с грубостью автора Ковпак Дмитрий

Жутикова Н. В. Различные дидактогении у детей и подростков Малыш нуждается в няне, всем детям нужны воспитатели – это известно всем. Однако из принявших на себя эту роль не все понимают, почему и зачем нужен воспитатель.Многие эту функцию сводят к тому, чтобы дать детям

Из книги Гипноз: самоучитель. Управляй собой и окружающими автора Зарецкий Александр Владимирович

Глава 12. Спиногрызы и оглоеды Грубость детей и подростков Проблемы

Из книги Русские дети вообще не плюются автора Покусаева Олеся Владимировна

Методы гипнотизации Как вы уже знаете, перед сеансом гипноза необходимо выполнить определенные мероприятия: подготовить помещение, провести предварительную беседу с обратившимся за помощью, определить его внушаемость.Пробы на гипнабельность иногда могут стать

Из книги Психология воли автора Ильин Евгений Павлович

Современные методы получения информации детьми. Польза и вред телевизора и компьютера для здоровья и развития детей. Как помочь ребенку чувствовать себя уверенно в современном информационном мире Моей дочке сейчас пять лет. Недавно мы с ней вместе посмотрели сказку

Из книги Скрытые сокровища. Путеводитель по внутреннему миру ребенка автора Оклендер Вайолет

11.6. Нарушения в развитии волевой сферы у умственно отсталых детей и детей с задержками психического развития Отклонения в развитии волевой сферы у детей с умственной недостаточностью были выявлены во многих исследованиях (Э. Я. Альбрехт ; Л. С. Выготский ; Л. В.

Из книги Терапия нарушений привязанности [От теории к практике] автора Бриш Карл Хайнц

Глава 4 Усиление чувства собственного «я» у детей и подростков Ребенку нужна опора внутри самого себя, чтобы выразить свои заблокированные эмоции. Дети, пережившие травму, жестокое обращение, надругательство, смерть близкого или развод родителей, аккумулируют связанные

Из книги Арт-терапия детей и подростков автора Копытин Александр Иванович

Общие положения психотерапии детей и подростков Указания Боулби нужно модифицировать следующим образом для проведения психотерапии с детьми. Детский терапевт должен проявлять доброжелательное внимание, быть надежной психической и физической базой для ребенка,

Из книги Психология отношений межличностной значимости автора Кондратьев Юрий Михайлович

1.2. Арт-терапевтические вмешательства при различных эмоциональных и поведенческих нарушениях у детей и подростков Арт-терапевтическая работа с детьмиИспользуемые в настоящее время в разных странах формы и методы арт-терапевтической работы с детьми весьма

Из книги автора

Глава 4 Арт-терапевтические методы диагностики и коррекции эмоциональных расстройств у детей и подростков. Графические индикаторы депрессии и агрессии На сегодняшний день диагностика и коррекция депрессивных состояний и агрессии среди детей и подростков является не

Из книги автора

4.1. Рисуночные тесты Сильвер как средство диагностики депрессивных состояний и агрессивности среди детей и подростков Американский арт-терапевт Р. Сильвер разработала несколько диагностических, коррекционных и развивающих методик, в том числе: Рисуночный тест Сильвер

Из книги автора

4.3. Методы арт-терапевтической коррекции депрессивных состояний и агрессивности у детей и подростков При наличии в рисунках детей и подростков признаков депрессивного состояния и агрессивности применению методов арт-терапевтической профилактики и коррекции должно

Из книги автора

Глава 6 Развитие познавательных и творческих способностей детей и подростков средствами арт-терапии Одной из задач применения арт-терапии в работе с детьми и подростками может являться развитие их познавательных и творческих способностей. Решение этой задачи

Из книги автора

Параграф 4 Особенности отношений межличностной значимости в профессионально специализированных интернатах для особо одаренных детей и

Трудность заключается в том, что дети, конечно же, очень внушаемы, но поддаются гипнозу по-разному, в зависимости от возраста, - возможно, это связано с тем, насколько сформировалась кора головного мозга. Можно утверждать, что легко гипнотизировать детей старше девяти лет. В период половой зрелости способность поддаваться гипнозу несколько ослабевает, но затем снова возвращается.

Поскольку дети быстро реагируют на всевозможные раздражения, трудно ожидать, что можно надолго отключить их сознание, но повлиять на этот процесс можно. При этом надо помнить, что дети реагируют на малейшие изменения в поведении гипнотизера.

Это означает, что гипнотизер должен особенно тщательно контролировать свои мысли, поскольку они могут выразиться непроизвольно и перенестись на ребенка. Особенно отчетливо ребенок ощущает неуверенность гипнотизера, это может поставить под вопрос действенность гипноза. Если же вы излучаете неколебимую уверенность в себе, то гипноз порой удается даже на очень маленьких детях. Мне многократно удавалось погружать в гипноз семилетних, а однажды даже четырехлетнюю девочку.

Выбор техники введения в гипноз
Очень важно выбрать подходящую технику интродукции, адаптированную к миру представлений ребенка. Для детей моложе десяти лет я использую, как правило, технику непрямого введения в гипноз. Я прошу родителей на первый сеанс принести с собой любимую игрушку ребенка и ни в коем случае не упоминать, что ребенок идет на сеанс гипноза. Возможно, родителям стоит сделать вид, что они сами будут подвергаться гипнозу. Можно сказать ребенку, что его плюшевый мишка или кукла заболели и их надо полечить.

Пример непрямого введения в гипноз
После непродолжительной беседы с родителями я обычно обращаюсь к плюшевому медведю и спрашиваю, что у него болит. Ребенок охотно рассказывает, чем «болен» мишка. Я продолжаю беседовать с медведем и говорю ему: «Ты заболел, и мы тебя вылечим. Ну-ка, ляг на диван и закрой глазки». Ребенок ложится рядом с игрушкой, но не может закрыть глаза.

Тогда я продолжаю беседу, обращаясь уже к ребенку: «Мишка такой маленький и глупый, совсем не умеет закрывать глазки и спокойно лежать. Ну-ка, покажи ему, чтобы он знал, как это делать. Покажи медведю, пусть он посмотрит».

Ребенок охотно демонстрирует своей игрушке, как нужно укладываться спать, как закрывать глаза. Тут я начинаю введение в гипноз, как это делаю обычно, но всякий раз ссылаюсь на медведя. Например, так:
«Сейчас ты покажешь мишке, как надо спокойно лежать с закрытыми глазами. Мишка научится этому от тебя, но ты должен ему долго показывать, чтобы он понял. Вот так - теперь закрой глазки и лежи тихохонько, как мышка, пока я не скажу тебе, что ты можешь открыть глаза. Тогда твой плюшевый медведь всему правильно научится.

Ты лежишь спокойно-спокойно, а теперь покажи мишке, как надо спокойно дышать. Ты дышишь спокойно и равномерно, совершенно спокойно и совершенно равномерно, а руки и ноги лежат свободно и не двигаются. Они совсем спокойные и неподвижные, а твое дыхание равномерное и свободное, абсолютно равномерное. Глаза все время остаются закрытыми, и ты успокаиваешься, тебе спокойно и хорошо. И мишке стало хорошо и спокойно. Ты так здорово показал ему, как надо успокаиваться. Ты еще покажешь мишке, как ты здорово можешь лежать спокойно с закрытыми глазками. Ты совершенно спокоен, ты дышишь спокойно и равномерно. Ручки и ножки не движутся, не напряжены. И во сне ты представляешь что-то хорошее. Все, что я тебе скажу, ты будешь слышать отчетливо и будешь все выполнять. Ты сразу же сделаешь то, о чем я тебе скажу. Это очень важно, иначе твой мишка не выздоровеет. Поэтому сразу же сделай все, что я скажу. Иначе ты не можешь поступить. Все, что я скажу, ты сделаешь немедленно. Ты сделаешь все, что я тебе сейчас скажу, чтобы мишка твой был здоров».

Почти во всех случаях этого достаточно, чтобы начать гипноз. Теперь можно уже непосредственно начать лечение малыша. Если, скажем, родители жаловались, что он плохо успевает в школе, можно начать гипноз следующими словами:
«Твой мишка теперь очень внимателен в школе, он хочет стать умным и смышленым. И ты теперь будешь очень внимательно слушать учителя и тщательно делать все задания. Ты больше не будешь отвлекаться на уроке. Если ты знаешь ответ, то всегда будешь подымать руку, чтобы учитель заметил, как ты прилежно начал заниматься. И дома ты будешь делать школьные задания сосредоточенно и внимательно, не отвлекаясь. Ты начнешь играть только после того, как сделал все уроки. Начиная с этого момента ты будешь писать аккуратнее и красивее, чем прежде. С каждым днем ты будешь все аккуратнее и красивее писать. Ты и теперь пишешь аккуратно, но будешь писать все лучше и лучше».

После того как необходимое внушение сделано, не забудьте этап кодирования - для введения в гипноз на следующем сеансе. Можно сказать, например, так:
«Ты запомнил все, что я сказал, и ты будешь все внимательно выполнять. Ты выполнишь и то, что я скажу теперь. Начиная с этого момента достаточно, чтобы я погладил тебя по волосам, и твои глаза сразу же закроются. Ты не сможешь больше держать их открытыми. Ты сразу станешь спокойным, как сейчас. Ты это очень хорошо запомнил и всегда будешь действовать, как сейчас. Так что, как только я в следующий раз поглажу тебя по волосам, глаза у тебя сразу же закроются. Ты снова погрузишься в это чудесное состояние покоя, как теперь. Ты это очень хорошо запомнил и всегда будешь действовать именно так. Сейчас я досчитаю до трех. После этого ты откроешь глаза. Руки и ноги снова станут легкими и подвижными, ты будешь чувствовать себя бодрым и отдохнувшим. Один-два-три... Открой глаза! Ты свежий и бодрый, ты чувствуешь себя превосходно».

Второй сеанс после кодирования
Если вы поступите таким образом, то на следующем сеансе достаточно будет погладить ребенка по волосам, как его глаза немедленно закроются и наступит гипнотическое состояние. Но вначале я говорю ребенку, что именно буду делать, чтобы не нарушить доверие, которое установилось между нами. Например, я говорю:
«Я рад, что ты снова пришел ко мне в гости. Сейчас я проведу рукой по твоим волосам, и глаза у тебя сразу же закроются. Ты снова погрузишься в то чудесное состояние, в каком был в прошлый раз. Как только я проведу рукой по твоим волосам, они закроются, руки и ноги перестанут тебя слушаться, ты погрузишься в чудесное состояние покоя, даже более глубокое, чем в прошлый раз».

Первая детская гипнотическая терапия была проведена в XIX в. С тех пор методика набирает популярность. Специалисты утверждают, что в возрасте от 7 лет разум наиболее восприимчив к внушению. В состоянии транса легче поменять деструктивные установки ребенка на позитивные, что поможет ему справиться с проблемами. Техника способна избавить и от вредных наклонностей: чрезмерного увлечения компьютером, привычки грызть ногти и др.

Использование гипнотерапии

Родителям необходимо понимать, что гипноз для детей не является решением любой проблемы. Усилия, сделанные гипнотизером, не заменят лечение медикаментами при острых соматических болезнях. Гипнотерапию не следует использовать, если у ребенка имеются проблемы с психикой.

Гипнотический метод лечения отличают от других психологических методов его явные плюсы.

Он отлично проявил себя в разрешении проблем психологического, психоэмоционального и поведенческого спектров. Специалисты рекомендуют детский гипноз в случаях:

  • при негативных привычках, например, ребенок грызет ногти;
  • для решения проблем, от которых страдают сосредоточение, внимательность, память;
  • при затруднениях в общении с другими детьми;
  • при страхах, связанных с учебной активностью: волнение перед экзаменами;
  • при явных фобиях: боязнь высоты, темноты;
  • после психотравмирующих случаев: развод родителей, смерть домашнего питомца;
  • при расстройствах дневной активности: неоправданном проявлении агрессии;
  • при зависимости от игр.

Преимущества перед медикаментозным лечением

Набирающая популярность методика детского и подросткового гипноза характеризуется надежностью методик. Обычно большая часть юных пациентов боится медицинских воздействий, в особенности вакцинации, но у детей нет заблуждений и фобий перед гипнотерапией: многие чада чувствуют себя хорошо во время процесса терапии.

Еще один плюс детской гипнотерапии - стойкий результат.

Во время лечения фобий и страхов при помощи анксиолитиков эффект наступает немедленно, но и препараты работают недолгое время. В отличие от использования медикаментов, результат, полученный после процесса гипноза, остается не только на долгое время, но и абсолютно ликвидирует проблему. Большой плюс гипнотической терапии - полное отсутствие вредных побочных эффектов. Этот факт становится главным доказательством для родителей в выборе гипнотической терапии как способа лечения своего ребенка. Однако они должны осознавать, что ответственность за детский гипноз несет не только непосредственно гипнотизер, но и они сами.

Можно выделить следующие преимущества детского гипноза:

  • надежность методик;
  • стойкость результата;
  • устранение проблемы;
  • отсутствие побочных эффектов.

Пределы гипнотерапии

В детском возрасте фантазия считается особенно развитой, поэтому гипнотизировать детский мозг намного легче. Этот вид воздействия хорошо помогает для избавления от фобий или вредных привычек. В таких случаях проводят специальные упражнения, связанные с внушением с помощью образов: к негативным привязывается ассоциация ребенка с привычкой.

Трудность состоит в том, что дошкольники и школьники (от 7 до 9 лет) не могут адекватно и целостно излагать свои мысли. Дети не способны сами понять явления, уточнить детали и описать вещи, перед которыми испытывают страх, не могут ясно выразить собственные тревоги. Из-за этого к гипнотерапии не прибегают для лечения детей младше 7 лет. Этот возрастной лимит - понятие крайне условное, потому что формирование и развитие головного мозга происходит у всех в индивидуальном темпе.

Использование гипноза возможно в случаях необходимости помощи детям для установления прочного контакта и взаимоотношений между терапевтом и пациентом.

У юного больного не должно быть страха, он должен абсолютно доверять гипнологу, который будет лечить. Нужно, чтобы ребенок понимал, доктор откровенен с ним, переживает за происходящее в его внутреннем мире и хочет сделать лишь одно: помочь ему. От личности гипнотерапевта, его навыков педагогического характера и действий зависит успех процедуры, но важным является и сам процесс детского гипноза.

Подготовка доктора и родителей к сеансу решит напрямую результат всей терапии. Для достижения максимального эффекта нужна гарантия того, что родители на первый сеанс принесут любимые игрушки ребенка - они станут зоной, где будет сфокусировано внимание малыша и дадут возможность ввести его в состояние покоя.

Родители должны понимать, что гипноз не решает проблемы, а лишь эффективно помогает с ними справиться. Гипнолог не может просто ввести ребенка в гипнотическое состояние и внушить тому, чтобы он стал умным.

Процесс гипноза

Необходимо провести заблаговременную беседу с гипнологом, где определится возможность внушаемости и подготовленности психики к сеансу.

После этого можно приступать к гипнозу, который длится около 20 мин. и состоит из нескольких этапов:

  • расслабление: ребенок устраивается в кресле, гипнолог просит его закрыть глаза и вводит его в состояние полной релаксации с помощью определенных фраз под звуки медитативной мелодии, после чего пациент впадает в легкий транс;
  • устранение проблемы: гипнотерапевт произносит специальные фразы, с помощью которых внушает пациенту нужные мысли или идеи, направленные на борьбу с проблемой;
  • вывод из состояния транса: специалист использует обратный счет от 10, при озвучивании цифры 1 пациент приходит в себя отдохнувшим и бодрым.

Прибегая к такой методике, вы сможете безболезненно избавить свое чадо от ряда проблем: страхов, депрессий, вредных привычек.

Заключение

Каждый детский рассудок воспринимает гипноз по-своему. Родителям настоятельно рекомендуется тщательно слушать гипнотерапевтов и прибегать к помощи только проверенных специалистов, которые точно помогут их ребенку.

Гипнотизирование детей

Трудность заключается в том, что дети, конечно же, очень внушаемы, но поддаются гипнозу по-разному, в зависимости от возраста, - возможно, это связано с тем, насколько сформировалась кора головного мозга. Можно утверждать, что легко гипнотизировать детей старше девяти лет. В период половой зрелости способность поддаваться гипнозу несколько ослабевает, но затем снова возвращается.

Поскольку дети быстро реагируют на всевозможные раздражения, трудно ожидать, что можно надолго отключить их сознание, но повлиять на этот процесс можно. При этом надо помнить, что дети реагируют на малейшие изменения в поведении гипнотизера.

Это означает, что гипнотизер должен особенно тщательно контролировать свои мысли, поскольку они могут выразиться непроизвольно и перенестись на ребенка. Особенно отчетливо ребенок ощущает неуверенность гипнотизера, это может поставить под вопрос действенность гипноза. Если же вы излучаете неколебимую уверенность в себе, то гипноз порой удается даже на очень маленьких детях. Мне многократно удавалось погружать в гипноз семилетних, а однажды даже четырехлетнюю девочку.

Выбор техники введения в гипноз ребенка

Очень важно выбрать подходящую технику интродукции, адаптированную к миру представлений ребенка. Для детей моложе десяти лет я использую, как правило, технику непрямого введения в гипноз. Я прошу родителей на первый сеанс принести с собой любимую игрушку ребенка и ни в коем случае не упоминать, что ребенок идет на сеанс гипноза. Возможно, родителям стоит сделать вид, что они сами будут подвергаться гипнозу. Можно сказать ребенку, что его плюшевый мишка или кукла заболели и их надо полечить.

Пример непрямого введения в гипноз

После непродолжительной беседы с родителями я обычно обращаюсь к плюшевому медведю и спрашиваю, что у него болит. Ребенок охотно рассказывает, чем «болен» мишка. Я продолжаю беседовать с медведем и говорю ему: «Ты заболел, и мы тебя вылечим. Ну-ка, ляг на диван и закрой глазки». Ребенок ложится рядом с игрушкой, но не может закрыть глаза.

Тогда я продолжаю беседу, обращаясь уже к ребенку: «Мишка такой маленький и глупый, совсем не умеет закрывать глазки и спокойно лежать. Ну-ка, покажи ему, чтобы он знал, как это делать. Покажи медведю, пусть он посмотрит».

Ребенок охотно демонстрирует своей игрушке, как нужно укладываться спать, как закрывать глаза. Тут я начинаю введение в гипноз, как это делаю обычно, но всякий раз ссылаюсь на медведя.

Например, так:«Сейчас ты покажешь мишке, как надо спокойно лежать с закрытыми глазами. Мишка научится этому от тебя, но ты должен ему долго показывать, чтобы он понял. Вот так - теперь закрой глазки и лежи тихохонько, как мышка, пока я не скажу тебе, что ты можешь открыть глаза. Тогда твой плюшевый медведь всему правильно научится.

Ты лежишь спокойно-спокойно, а теперь покажи мишке, как надо спокойно дышать. Ты дышишь спокойно и равномерно, совершенно спокойно и совершенно равномерно, а руки и ноги лежат свободно и не двигаются. Они совсем спокойные и неподвижные, а твое дыхание равномерное и свободное, абсолютно равномерное.

Глаза все время остаются закрытыми, и ты успокаиваешься, тебе спокойно и хорошо. И мишке стало хорошо и спокойно. Ты так здорово показал ему, как надо успокаиваться. Ты еще покажешь мишке, как ты здорово можешь лежать спокойно с закрытыми глазками. Ты совершенно спокоен, ты дышишь спокойно и равномерно.

Ручки и ножки не движутся, не напряжены. И во сне ты представляешь что-то хорошее. Все, что я тебе скажу, ты будешь слышать отчетливо и будешь все выполнять. Ты сразу же сделаешь то, о чем я тебе скажу. Это очень важно, иначе твой мишка не выздоровеет. Поэтому сразу же сделай все, что я скажу. Иначе ты не можешь поступить. Все, что я скажу, ты сделаешь немедленно. Ты сделаешь все, что я тебе сейчас скажу, чтобы мишка твой был здоров».

Почти во всех случаях этого достаточно, чтобы начать гипноз. Теперь можно уже непосредственно начать лечение малыша. Если, скажем, родители жаловались, что он плохо успевает в школе, можно начать гипноз следующими словами:

«Твой мишка теперь очень внимателен в школе, он хочет стать умным и смышленым. И ты теперь будешь очень внимательно слушать учителя и тщательно делать все задания. Ты больше не будешь отвлекаться на уроке.

Если ты знаешь ответ, то всегда будешь подымать руку, чтобы учитель заметил, как ты прилежно начал заниматься. И дома ты будешь делать школьные задания сосредоточенно и внимательно, не отвлекаясь. Ты начнешь играть только после того, как сделал все уроки. Начиная с этого момента ты будешь писать аккуратнее и красивее, чем прежде. С каждым днем ты будешь все аккуратнее и красивее писать. Ты и теперь пишешь аккуратно, но будешь писать все лучше и лучше».

После того как необходимое внушение сделано, не забудьте этап кодирования - для введения в гипноз на следующем сеансе. Можно сказать, например, так:

«Ты запомнил все, что я сказал, и ты будешь все внимательно выполнять. Ты выполнишь и то, что я скажу теперь. Начиная с этого момента достаточно, чтобы я погладил тебя по волосам, и твои глаза сразу же закроются. Ты не сможешь больше держать их открытыми. Ты сразу станешь спокойным, как сейчас. Ты это очень хорошо запомнил и всегда будешь действовать, как сейчас.

Так что, как только я в следующий раз поглажу тебя по волосам, глаза у тебя сразу же закроются. Ты снова погрузишься в это чудесное состояние покоя, как теперь. Ты это очень хорошо запомнил и всегда будешь действовать именно так. Сейчас я досчитаю до трех. После этого ты откроешь глаза. Руки и ноги снова станут легкими и подвижными, ты будешь чувствовать себя бодрым и отдохнувшим. Один-два-три... Открой глаза! Ты свежий и бодрый, ты чувствуешь себя превосходно».

Второй сеанс после кодирования

Если вы поступите таким образом, то на следующем сеансе достаточно будет погладить ребенка по волосам, как его глаза немедленно закроются и наступит гипнотическое состояние. Но вначале я говорю ребенку, что именно буду делать, чтобы не нарушить доверие, которое установилось между нами. Например, я говорю:

«Я рад, что ты снова пришел ко мне в гости. Сейчас я проведу рукой по твоим волосам, и глаза у тебя сразу же закроются. Ты снова погрузишься в то чудесное состояние, в каком был в прошлый раз. Как только я проведу рукой по твоим волосам, они закроются, руки и ноги перестанут тебя слушаться, ты погрузишься в чудесное состояние покоя, даже более глубокое, чем в прошлый раз».

Введение в гипноз с помощью сказки

«Сегодня я расскажу тебе сказку. Это сказка про маленькую девочку, такую маленькую, как ты. Эта девочка совсем не хотела учиться. Ну-ка, ляг поудобнее на этот диван, закрой глазки и слушай...

Жила-была девочка, которая не хотела ходить в школу. И совсем не хотела делать то, что задал учитель. Ей хотелось бегать по улицам и играть. Родители были очень расстроены этим, ведь им хотелось иметь умную девочку. Однажды эта девочка повстречала умного старого человека. Она рассказала ему, что не любит ходить в школу. Старик покачал головой и сказал девочке: «Возможно, сейчас ты этого не понимаешь, но, когда станешь старше, тебе понадобятся все знания, которые дают в школе.

Тогда ты будешь плакать, что не слушала родителей. Ты не найдешь работы. Потому что ничему не училась, и у тебя не будет денег. Тебе не на что будет купить еду и красивые игрушки. Но пока ты еще маленькая, у тебя много времени и ты все можешь изменить. Если будешь прилежно учиться и хорошо делать задания, то потом станешь зарабатывать много денег и сможешь покупать себе все прекрасные вещи, какие только захочешь.

И однажды в твоей жизни появится красивый и умный человек, который тебе очень понравится, и вы поженитесь. Он будет очень гордиться, что у него такая умная и прилежная жена. Он будет очень любить и баловать тебя. Ты видишь, как важно ходить в школу и хорошо делать задания. И раз ты это поняла, то с сегодняшнего дня будешь охотно ходить в школу и прилежно учиться...»

Маленькая девочка пообещала мудрому старику прилежно учиться и всегда аккуратно выполнять домашние задания. Она поблагодарила за добрый совет, с удовольствием и радостью начала ходить в школу и стала умной девушкой, у которой исполнились все ее желания. Ты ведь тоже хочешь быть такой, как эта девочка. Ты охотно будешь ходить в школу и сначала делать уроки, а потом уже играть в игрушки. Родители очень порадуются. А позднее все твои желания исполнятся».

Вы убедитесь, что во время гипноза мало кто так охотно подыгрывает вам, как дети. Главное - проникнуть в их мир представлений. Тогда в каждом случае вам будет сопутствовать успех.


Гипноз очень эффективен для детей . Дети не боятся гипноза , так как доверяют людям и у них очень живое воображение. Эти особенности - идеальны для гипноза (особенно дети от 8 до 16 лет - идеальные объекты для гипноза).
Рассмотрите следующие требования для успешного проведения гипноза с детьми :
1. Ребенок должен доверять терапевту или родителям, которые работают с ним. Ребенок должен чувствовать, что терапевт волнуется за него и работает, чтобы помочь ему.
2. Ребенок должен верить, что достигнет поставленных целей. Некоторые родители делают ошибку, когда утверждают: "Тебе не на что рассчитывать. Ты тупой и ленивый", и т. д.. Следует избегать подобных заверений, чтобы ребенок был уверен в себе.
3. Гипноз должен приносить удовольствие и радость. Гипнотизер должен использовать игры, куклы и другие приемы для успешного и приятного проведения гипноза с детьми.
4. У ребенка должно быть желание решить какую-либо проблему. Одного желания родителей недостаточно. Существует простой подход для того, чтобы настроить ребенка на успех. Например, ребенок соглашается повысить свою успеваемость в школе, а вы разрешаете ему заниматься спортом (или чем-либо другим, что ему нравится). Подсознательно ребенок ставит эти две области на один уровень и считает их самыми важными.

При помощи самогипноза ребенок может избавиться от следующих проблем:

Перестать мочиться в постели.
Перестать сосать палец.
Улучшить успеваемость.
Избавиться от страхов.
Улучшить поведение.
Родители могут самостоятельно проводить упражнения, описанные в этой статье, с детьми. Предпочтительно сделать кассету с этими упражнениями.
Необходимо обеспечить развитие ребенка во всех областях. Если ребенок научится решать свои проблемы самостоятельно, он вряд ли станет агрессивным, импульсивным и т. д. Например, у чрезмерно импульсивных детей очень низкая самооценка, они подвержены депрессии и одиночеству в зрелом возрасте.
Очень важно, чтобы ребенок научился с самого раннего возраста разрешать проблемы и обсуждать их с другими. Сильная личность (ребенок) очень внимательно относится к чувствам других и принимает правильные решения на протяжении всей жизни.
См. статью: Нужны ли артисты на детских праздниках?
Правильное применение самогипноза может помочь ребенку
:

Оценить важность идеи.
Найти правильное решение проблемы.
Внимательно относиться к тому, как его действия отразятся на других.
Быть образцом для сверстников.
Научиться просить помощи в различных ситуациях.
Повысить самооценку и стать более сильной личностью.
Родители не должны ожидать от ребенка всего и сразу. Если вы будете "давить" на ребенка, у него разовьется низкая самооценка, и он будет очень беспокойным. С другой стороны, дети, которых не заставляют, становятся уверенными в себе и гармонично развивают свои способности.
Дети, которые изучают самогипноз, живут в гармонии со своим внутренним и окружающим миром. Гармония внешнего и внутреннего мира ведет к совершенству.
Эти дети энергичны и уверены в себе на протяжении всей жизни.

Упражнение по самогипнозу
Когда вы учите детей пользоваться самогипнозом, всегда помните об их интеллектуальном уровне. Вы можете сделать самогипноз веселым, проведя его например, в игровой форме. Это будет для них наиболее интересно, и они лучше будут усваивать информацию.
Вот элементарное упражнение для избавления от фобий.
Представьте, что вы сидите перед телевизором, смотрите его и видите себя звездой какой-либо программы. Вы видите, как выполняете ежедневные дела и иногда сталкиваетесь с ситуациями, которые вас пугают. Разница между реальной и визуальной жизнью в том, что у вас больше нет страхов.
Сконцентрируйтесь на этом чувстве, и вы заметите, как избавились от ваших страхов и счастливы.
Современная музыка звучит в течение трех минут. У вас нет страхов, и вы хорошо себя чувствуете в любых ситуациях.
Дети в возрасте от 8 до 16 лет лучше всего поддаются гипнозу. Ваши дети сочтут эти упражнения забавными и полезными.

ХОРОШАЯ КОНЦЕНТРАЦИЯ И УЛУЧШЕНИЕ УСПЕВАЕМОСТИ

Упражнение по самогипнозу
Каждый ребенок должен научиться концентрироваться при помощи подсчетов в уме 20 минут ежедневно в течение трех недель. Попробуйте попрактиковать это простое упражнение.
Глубоко вздохните, наполните вашу грудь воздухом и задержите его до тех пор, пока гипнотизер не скажет, что достаточно. Слушайте медленный отсчет от одного до пяти, а вы во время этого сделаете пять сильных вдохов. С каждым вдохом и выдохом вы расслабляетесь все сильнее и сильнее, вы входите в гипнотическое состояние все глубже и глубже.
1 - глубоко вздохните, расслабляясь все сильнее и сильнее. 2 - вдыхайте все глубже и глубже, все больше и больше поддаваясь гипнотическому состоянию. 3 - дышите еще глубже, еще сильнее расслабляйтесь, все сильнее и сильнее. 4 - еще сильнее расслабляйтесь, вы входите в глубокий транс. 5 - очень-очень глубоко вдохните, очень-очень расслабьтесь.
И снова глубоко вздохните, наполните вашу грудь воздухом и задержите воздух до тех пор, пока гипнотизер не скажет, что достаточно. Выдохните настолько быстро, насколько возможно, когда вы так сделаете, то почувствуете, как погружаетесь в кресло и расслабляетесь намного сильнее. Сделайте очень глубокий вдох, наполните грудь. Задержите воздух (сделайте перерыв на 10 секунд). Расслабьтесь.
Теперь представьте в своем воображении таблицу сложения, которая начинается с примера "1 + 1 =2", продолжайте постепенно складывать, пока не дойдете до девяти: "9 + 9 = 18". Сконцентрируйтесь на этом задании. Если вы не можете сконцентрироваться, вернитесь к началу таблицы и снова ее повторите.
Выйдите из транса как обычно или просто откройте глаза.
Существуют наиболее совершенные методы развития ребенка - ребенок должен находиться под гипнозом, думая о чем-либо в течение минуты. Затем попросите ребенка сконцентрироваться на каком-нибудь сложном школьном задании. Скажите ему, что очень бы хотели, чтобы он выполнил задание.
Теперь выберите наиболее интересные моменты из задания и попросите ребенка, чтобы он сконцентрировал свое внимание на выполнении задания. Похвалите успехи ребенка и повторите этот прием, пока ребенок не научится концентрироваться.

УЛУЧШЕНИЕ ПАМЯТИ ПЕРЕД ЭКЗАМЕНАМИ

У детей есть естественный талант воображения, следует использовать его для улучшения памяти.
Упражнение по самогипнозу
Следующее упражнение поможет вам улучшить память:
У вас прекрасная память, и вы будете ее задействовать, чтобы удачно сдать экзамены. Когда вы выполняете упражнение ежедневно, ваша память постепенно улучшается. Вы можете с легкостью вспомнить все, что изучали.
Когда вы войдете в экзаменационную аудиторию, то будете уверенны, расслабленным и спокойным. Когда вы будете читать вопросы, ваша память сразу же активируется и вы легко и правильно ответите на поставленные вопросы.
Вы заметите, что повторяя 20, 20, 20, вы быстро войдете в глубокий гипнотический транс и сможете задействовать ваше подсознание для ответа на трудные задания. Ответы на все вопросы будут моментально приходить в вашу голову.
Представьте, как вы находитесь в классе и слушаете результаты экзаменов. Вы получаете "пять", а учитель говорит, что гордится вами (за вашу безупречную сдачу экзамена). Сконцентрируйтесь на том, как приятно быть подготовленным и показать свои знания на экзамене.
Современная музыка звучит в течение трех минут.
Выйдите из транса как обычно.

Техника открытого пространства
Вот еще один визуальный метод, который покажется вашим детям легким и забавным:
Пусть ребенок представит пространство в голове так, чтобы он мог с легкостью увидеть потолок или небо, если он на улице.
Затем скажите ему, чтобы он посмотрел на потолок, но его глаза закрыты и он не может открыть их. Когда он попробует посмотреть через воображаемое пространство в голове, он поймет, что физически невозможно открыть глаза.
Так как физически невозможно открыть глаза, когда ваши глазные яблоки направлены в другую сторону, то при помощи этого метода вы научитесь концентрироваться на гипнозе и получать от него пользу.


СОСАНИЕ ПАЛЬЦА

Сосание пальца у большинства детей обычно проходит к четырем годам. Некоторые дети неосознанно сосут палец, когда они уставшие, сонные, когда им скучно или они голодны.
Упражнение по самогипнозу
Примените следующее упражнение, чтобы избавиться от сосания пальца:
Представьте, что вы в классе и идете к доске. Вы видите яркую надпись на доске: "Я сосу палец".
Возьмите тряпку и сотрите эту надпись. С этого момента вы не будете сосать палец. Вы никогда не захотите сосать палец.
Рассмотрим следующее упражнение, чтобы избавиться от этой вредной привычки.
Ваши родители хотят, чтобы вы избавились от сосания пальца, но разве это честно? Мы всегда должны быть честны.
Я не вижу причины почему вы не можете сосать палец столько, сколько хотите. Разве вы не согласны? Вы должны сосать каждый палец. Не так ли?
С этого момента, когда бы вы ни сосали палец, не забывайте обо всех пальцах на ваших руках. Если вы этого не сделаете, вы больше не будете сосать ваш палец, так как это нечестно! Не так ли?


ЕСЛИ ВЫ МОЧИТЕСЬ В ПОСТЕЛЬ

Лужи в постели - это первый признак того, что у ребенка стресс. При помощи гипноза ребенок быстро избавится от этой нежелательной привычки.
Упражнение по самогипнозу
При помощи следующего упражнения вы избавитесь от этого:
Представьте, что вы смотрите вашу любимую телевизионную программу дома. Поставьте эту программу на перемотку и переключите на другой канал, по которому будут показывать вас.
Понаблюдайте за вашими повседневными делами на экране телевизора (как вы обедаете, возвращаетесь со школы, играете с вашими друзьями, ужинаете с семьей и т. д.). Представьте, что вы счастливы и уверены в себе.
Запомните, вы никогда не будете пить перед сном, а когда проснетесь, сразу же пойдете в туалет. Вы теперь будете знать, что ваша кровать - сухая.
Представьте, как вы просыпаетесь среди ночи, если вам нужно в туалет, и после туалета возвращаетесь и продолжаете спать. Представьте, как вы просыпаетесь утром в сухой постели и вас хвалят ваши родители. Приступайте к этому немедленно.

Выйдите из транса как обычно.

НЕПОСЛУШАНИЕ

Дети очень часто плохо себя ведут, так как хотят привлечь к себе внимание. Вызывающее поведение демонстрирует, что ребенок зол и не боится наказания или плохого отношения со стороны родителей.
Упражнение по самогипнозу
Следующее упражнение поможет справиться с непослушным ребенком:
Представьте, как вы сидите перед телевизором и смотрите, как вы принимаете участие в телешоу. Этот эпизод будет связан с вашим поведением. Сначала представьте какую-либо ситуацию, из-за которой ваши родители всегда сердятся на вас.
В течение трех минут слушайте современную музыку.
Теперь представьте, как вы просите у родителей купить что-нибудь или сходить куда-либо. Ваши родители из-за вашего отвратительного поведения отказывают вам. Они наказывают вас, оставляя без обеда, отправляя в вашу комнату, забрав из нее телевизор на целую неделю.
Теперь представьте, как вы исправились и ваши родители счастливы. Также вообразите, как они вас награждают подарками и т. д. Почувствуйте, как это приятно.
В течение трех минут слушайте современную музыку.
С этого момента вы ведете себя так, как видели с экрана телевизора и теперь больше никогда вы не будете наказаны, а ваши родители - расстроены.
Выйдите из транса как обычно.

ВЫВОДЫ

Шаги, которые детям (и родителям) следует предпринять:
Практикуйте самогипноз ежедневно, используя приемы, описанные в этой статье.
Перепрограммируйте подсознание вашего ребенка при помощи внушений и визуальных образов.
Запрограммируйте ребенка на решение повседневных проблем и улучшите его поведение при помощи самогипноза.
Продолжайте использовать самогипноз даже после очевидного прогресса.
Как родителям, вам необходимо использовать эти методы для улучшения поведения и состояния ребенка.
Следует обратить внимание на задержку речевого развития ребенка. Причины задержки речевого развития могут быть как психологические, так и зависеть от физиологических особенностей ребенка. Лечение проводится детским психологом.

Далее - Омоложение организма
Статья:


© 2024
colybel.ru - О груди. Заболевания груди, пластическая хирургия, увеличение груди