19.03.2019

Трудновоспитуемые дети. Нужна помощь по изучению какой-либы темы


Характеристика трудновоспитуемых детей

Наименование параметра Значение
Тема статьи: Характеристика трудновоспитуемых детей
Рубрика (тематическая категория) Педагогика

Детей с начальной степенью школьной дезадаптации и дидактогениями , педагогически запущенных нужно вовремя выявить и оказать необходимую помощь, устранив причины, вызывающие дезадаптацию и проведя необходимую коррекционную работу по ликвидации пробелов в знаниях и отклонений в поведении.

Дети с хроническими или длительными заболеваниями и ослабленным здоровьем становятся трудновоспитуемыми, в случае если у них не ликвидируются пробелы в знаниях, возникающие из-за длительных пропусков занятий и чрезмерной опеки со стороны родителœей. В современных условиях таких детей можно перевести на нужномное обучение или, в случае если они по физическим показателям в состоянии ходить в школу, только не могут посœещать всœе уроки, приглашать на занятия во внеурочное время и заниматься с ними в щадящем режиме. В остальном к ним нужно относиться как к обычным детям, не идти на поводу их капризов. В некоторых школах, в частности в Москве, в начальных классах открывают классы для больных и ослабленных детей, которые занимаются в другом режиме и под пристальным вниманием медиков. Есть школы с оздоровительным уклоном, в которых оборудованы для больных и ослабленных детей кабинœеты физиотерапии и водных процедур, есть стоматологический кабинœет и др.

Дети с акцентуациями характера. Акцентуации характера – чрезмерное усиление отдельных черт характера и их сочетаний, представляющих крайние варианты нормы. Им присуща тенденция и к социально-положительному (при правильном поведении с ними воспитателœей и адекватном влиянии всœего социального окружения), и социально-отрицательному развитию. Рассмотрим разные типы акцентуации.

Астеническая (астеноневротическая) – проявляется в таких признаках, как быстрая утомляемость, раздражительность, склонность к депрессии, повышенная тревожность, мнительность, нерешительность, склонность к самоанализу, постоянные сомнения, навязчивые мысли.

Гипертимная – для ее представителœей характерны постоянно приподнятое настроение, повышенная психическая активность с жаждой деятельности и тенденцией разбрасываться, не доводя дело до конца, контактность, словоохотливость, энергичность, инициативность и вместе с тем легкомысленность, раздражительность, трудная переносимость условий жесткой дисциплины, вынужденного одиночества, они плохо чувствуют дистанцию в отношениях, особенно с теми, кто старше их.

Демонстративная – носители ее артистичны, обходительны, неординарны в мышлении и поступках, стремятся к лидерству, легко приспосабливаются к другим людям и вместе с тем эгоистичны, лицемерны, недобросовестны в работе, тщеславны.

Дистимная – представители ее серьезны, добросовестны, преданны в дружбе, редко конфликтуют, однако не в меру пассивны, немногословны, склонны к пессимизму, замкнутому образу жизни.

Истероидная – представителям ее свойственны эгоцентризм, жажда постоянного внимания, лживость и желание себя приукрасить, склонность к асоциальным поступкам и лидерству в группах.

Конформная – представители этого типа преувеличенно стремятся к общепринятым нормам в сочетании с недостаточностью умений анализировать свои и чужие поступки, неконфликтны.

Лабильно-эмоциональная – носителям ее свойственна резкая смена настроения исходя из ситуации. Οʜᴎ нервны, возбудимы, очень эмоциональны и чувствительны.

Сензитивная – связана с такими чертами, как повышенная впечатлительность, обостренное чувство собственной неполноценности, застенчивость, робость, боязливость, нерешительность.

Шизоидная – связана с эмоциональной холодностью, замкнутостью, необычностью мышления; ее представители предпочитают общение со взрослыми.

Циклоидная – для нее характерно чередование фаз хорошего и плохого настроения с различными периодами. Во время душевного подъема представители этого типа ведут себя по гипертимному типу , в период спада – по дистимному .

Эпилептоидная – связана с такими чертами, как склонность к злобно-тоскливому настроению, раздражительности, агрессивности, внутренней неудовлетворенности, проявляющихся в форме злости, гнева, ярости, жестокости, конфликтности, злопамятности. Нередко связана с вязкостью мышления, скрупулезностью, педантичностью; большим вниманием к собственному здоровью.

В последние годы большое внимание в психолого-педагогической литературе стали уделять так называемым нестандартным детям: детям-неудачникам и изгоям, застенчивым, левшам, детям ʼʼс характеромʼʼ, медлительным детям.

Застенчивые дети постоянно смущаются, тревожны, нерешительны, у них затруднения в общении, вызванные мыслями о своей неполноценности и отрицательном отношении к себе собеседников, чрезмерная рефлексивность, сосредоточенность на самом себе. Нередко окружающие люди считают застенчивого человека недоброжелательным, высокомерным, не заинтересованным в общении с другими. С одной стороны, нужно считаться с этой их особенностью и не заставлять ребенка совершать действия и поступки, которые требуют публичности и разнообразных контактов. Нередко такие дети стесняются отвечать на уроке у доски, прекрасно зная материал, их целœесообразнее спрашивать письменно, приглашать после уроков для устных ответов, но постепенно их нужно привести к тому, чтобы они преодолели застенчивость хотя бы по отношению к одноклассникам. С другой стороны, нужно постоянно укреплять их веру в себя, постепенно расширять круг их общения и контактов, поддерживая малейшую удачу ребенка в данном направлении.

Медлительным детям свойственна от природы низкая подвижность нервных процессов, она накладывает отпечаток на их работоспособность: они могут справиться с теми же заданиями, что и импульсивные одноклассники, но при этом быстрее устают. У них меньше скорость и точность работы. В силу отмеченных особенностей медлительные дети часто бывают необщительными, замыкаются в себе. Все это обусловливает появление у медлительных детей стрессов и неврозов, связанных с крайне важно стью приспосабливаться к постоянно возрастающему темпу жизни. Такие дети нуждаются в специальной тренировке подвижности, в то время как тренировка посредством постоянного ускорения движений мало успешна. Так же неэффективны в отношении таких детей чрезмерная опека или система жестких требований, что может привести к еще большему ослаблению их подвижности.

Левша – ребенок с функциональным преобладанием левой руки над правой. Кроме явной леворукости, встречается скрытая, когда в непривычных условиях или стрессовой ситуации переученный в детстве левша переходит на левую руку или от природы человек владеет в какой-либо степени обеими руками одинаково (амбидекстрия). До сих пор существует глубоко ошибочное мнение, что леворукость – патология. Леворуких людей, по подсчетам ученых, свыше 10 % населœения земного шара. Леворукость – один из вариантов нормы. Среди левшей много великих людей. Левши в полной мере владеют даже тонкой моторикой (письмо, рисование), нормально проходят всœе стадии физического и психического развития и являются абсолютно полноценными личностями.

У леворукого ребенка есть особенности развития, которые нужно учитывать в процессе воспитания и обучения. Им свойственно чрезмерное двигательное беспокойство, неусидчивость, невнимательность, повышенная возбудимость, или наоборот – отказ от работы. Но всœе эти проявления нельзя снять наказаниями, окриками и собственным раздражением воспитателя. Левши ранимы, требуют бережного и внимательного отношения к себе. Переучивание левшей должно быть категорически запрещено! При переучивании делается попытка изменить деятельность мозга. К примеру, у 90 % праворуких людей речевой центр находится в левом полушарии, а у 70 % леворуких он должна быть в правом полушарии, но может располагаться симметрично и в правом, и в левом полушариях. Переучивание приводит к психическим травмам и неврозам, нарушениям речи.

Одаренные дети – дети, обнаруживающие общую или специальную предрасположенность к чему-либо (к музыке, рисованию, технике и т. д.). Одаренность принято диагностировать по темпу умственного развития – степени опережения ребенком при прочих равных условиях своих ровесников (на этом основаны тесты умственной одаренности и коэффициент интеллектуальности IQ). Значение такого показателя не следует преувеличивать, поскольку первостепенное значение имеет творческая сторона ума. Раньше других можно обнаружить художественную одаренность детей (в области музыки, затем – в рисовании). В области науки быстрее всœего проявляется одаренность к математике и физике. Детей с необычайно ранним умственным развитием или с особенно яркими, чрезвычайными достижениями в какой-либо деятельности называют вундеркиндами .

Почему одаренные дети рассматриваются в группе трудновоспитуемых? Потому что с ними возникает проблем нередко больше, чем с другими категориями сложных детей.

Особенности одаренных детей:

·нестандартное поведение;

·неприязнь к школе (достаточно часто);

·интерес к сложным играм и проблемам, повышенная умственная восприимчивость, постоянная готовность прилагать усилия;

·завышенные личные стандарты и постоянное чувство неудовлетворенности;

·индивидуализм;

·сверхранимость, уязвимость и повышенная чувствительность;

·стремление доводить всœе до полного совершенства (перфекционизм);

· нетерпимость;

·всœепоглощающее любопытство, инициативность;

·трудности контактов со сверстниками;

·десинхронизация развития.

Одаренные дети, как правило, переходят через классы, заканчивают школу в 12–13 лет. Это порождает трудности их социализации, так как они попадают в другую возрастную категорию (младший школьник среди подростков или старшеклассников, подросток среди взрослых студентов). Первый путь работы с такими детьми - ϶ᴛᴏ обучение таких детей в специальных классах с более быстрым и высоким уровнем обучения или обучение в гимназиях и лицеях, которые изначально ориентированы на более способных и развитых детей. Существуют экспериментальные школы для одаренных детей, со специальными нестандартными программами обучения и развития. За рубежом существуют специальные модели обучения одаренных детей: свободный класс, три вида обогащения учебной программы и др.

Для одаренных детей подходит далеко не всякий учитель. Учитель для одаренных, кроме прочих учительских качеств, должен обладать высоким уровнем интеллектуального развития, иметь динамичный характер, чувство юмора, позитивную Я-концепцию, личностную зрелость и эмоциональную стабильность.

Неуспевающие дети. Существует много разных подходов к классификации причин неуспеваемости. Так, причиной может выступать педагогическая запущенность и безнадзорность детей. При слабых интеллектуальных возможностях отсутствие помощи и контроля приводит к глубоким пробелам в знаниях детей и стойкой неуспеваемости. При этом есть категория детей, у которых так называемая относительная неуспеваемость, при которой происходит отставание реального уровня знаний от фактических возможностей учащихся. Это чаще всœего вызвано расхождением между потенциальными возможностями ребенка и предъявляемыми к нему заниженными требованиями. В таких случаях ребенок – отличник в начальной школе превращается в троечника, а то и в неуспевающего школьника при высоком уровне развития интеллекта в средних классах.

Исследователь неуспеваемости Л.С. Славина выделила следующие группы неуспевающих школьников:

·школьники, у которых неправильное отношение к учению;

·усваивающие материал с трудом (низкая обучаемость);

·школьники, у которых не сформированы навыки и способы учебной работы (не умеют учиться);

·учащиеся, не умеющие трудиться;

· школьники, у которых отсутствуют познавательные и учебные интересы.

Неуспеваемость у отдельных школьников может :

· носить эпизодический характер (ослаб контроль, интересы вне школы и др.);

· быть частичной, но относительно стойкой;

· быть по основным или отдельным предметам (слабая способность ученика к предмету и отсутствие интереса к нему, конфликты с учителями и др.);

· общее и глубокое отставание в учении по многим предметам в течение длительного времени.

Преодоление неуспеваемости носит в каждом конкретном случае индивидуальный характер: от чисто воспитательных мер до помощи в преодолении трудностей в усвоении материала и возникших пробелов в знаниях до перевода в классы коррекции и даже вспомогательные школы. Общим в работе с неуспевающими любой категории является тщательная и продуманная диагностика причин неуспеваемости, корректное устранение этих причин, терпение, уважение к личности ребенка вне зависимости от его школьных успехов.

Итак, совершенно очевидно, что ребенок субъектен в педагогическом процессе, что и делает данный процесс очень сложным, но и безгранично интересным для педагога.

ПО МАТЕРИАЛАМ КНИГИ:

Характеристика трудновоспитуемых детей - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Характеристика трудновоспитуемых детей" 2017, 2018.

Все дети уникальны и неповторимы. Однако ни один ребенок не бывает беспроблемным в процессе своего развития и воспитания. По некоторым причинам одни дети бывают сложнее, чем другие. На практике таких детей обычно называют «трудными», понимая их как социально и педагогически запущенных детей. В настоящее время в педагогике используют понятие «трудновоспитуемость ». Это - сознательное или бессознательное сопротивление ребенка или подростка целенаправленному педагогическому воздействию, вызванное самыми разными причинами, включая педагогические просчеты педагогов, родителей, дефекты психического или социального развития, особенности характера, другие личностные характеристики учащихся (воспитанников), затрудняющие социальную адаптацию, усвоение учебных программ и социальных ролей. Это по сути ни что иное, как «сопротивление воспитанию».

Известный врач-психиатр В. Леви пишет: «За годы врачебной практики я вплотную узнал не одну сотню людей, маленьких и больших, которые НЕ здороваются, Не умываются , Не чистят зубы, Не читают книги, Не занимаются (спортом, музыкой, ручным трудом, и т.п.), Не работают, Не женятся, Не лечатся и т.д. и т.п. – только потому, что их к этому понуждали» . (Леви, В. Исповедь гипнотизера. Кн. 2.. Кот в мешке. - М., 1994. С. 58-61). И еще: «Детство – время бессознательных обобщений. Отрицательное отношение к еде легко переходит в отрицательное отношение к людям. Представим себе хоть на минутку, что весь мир стал Заставляющим, Навязывающим, Принуждающим… Ежедневная необходимость сопротивляться… Сдаваться, притворяться сдающимся… Имейте в виду: своим каждодневным насилием вы подавляете у ребенка способность наслаждаться жизнью, радоваться…» (там же. С. 256).

С позиции педагога «трудновоспитуемость» – это трудности в обучении или воспитании. С позиции ребенка – это различные вариации и формы «сопротивления воспитанию (обучению)». По степени сопротивляемости и количеству затрачиваемых времени и сил на коррекцию возникающих проблем «трудновоспитуемые» дети делятся условно на две группы:

Дети, поведение и личность которых поддается достаточно быстрой коррекции – дети с начальной степенью школьной дезадаптации и дидактогениями; педагогически запущенные дети и дети с начальной неуспеваемостью; дети с хроническими заболеваниями или ослабленным здоровьем; дети с акцентуациями характера; нестандартные дети (неудачники, застенчивые, изгои, левши, с характером, медлительные и т.п.);

- «трудновоспитуемые», коррекция нарушений поведения и личности которых требует значительных усилий и времени: дети и подростки с девиантным поведением, беспризорники, бродяги, одаренные, неуспевающие с глубокой степенью запущенности; дети и подростки с нервно-психическими отклонениями; дети из детских домов, приемные дети.


Причины трудновоспитуемости: биологические (наследственная предрасположенность, тяжелая беременность матери и токсикозы, трудные деформирующие роды, физические травмы, инвалидность и пр.); социальные (семья, школа, окружающая среда); социально-биологические. В широком плане – это неблагоприятные условия для полноценного развития личности ребенка, подростка. Определим (напомним) некоторые необходимые понятия.

Дезадаптация – состояние невозможности приспособиться к изменившимся условиям или преодолеть возникающие трудности. Дидактогения – возникновение негативных психических процессов в структуре личности учащихся (угнетенное состояние, фрустрация, страх), вызванное непрофессиональными педагогическими действиями учителей, родителей, воспитателей и т.п., отрицательно сказывающихся на деятельности и межличностных отношениях.

Основные симптомы-критерии дезадаптации : агрессия по отношению к людям, вещам; чрезмерная подвижность; постоянные фантазии; чувство собственной неполноценности, упрямство, неадекватные страхи, сверхчувствительность; неспособность сосредоточиться на работе, неуверенность в принятии решений, повышенная возбудимость и конфликтность, частые эмоциональные расстройства, чувство своего отличия от других, лживость, заметная уединенность, неорганизованность, пассивность, чрезмерная угрюмость и недовольство; достижения ниже норм своего возраста; завышенная самооценка, капризы, эгоизм, инфантилизм, импульсивность, фрондерство (не принципиальное, а из духа противоречия демонстративное недовольство во всем и вся), фиглярство (шут, кривляка); постоянные побеги из школы или из дома; сосание пальцев, обгрызание ногтей, энурез, лицевые тики, дрожание пальцев рук, прерывистый почерк, говорение с самим собой.

Различают следующие виды дезадаптации :

· патогенная – вызывается отклонениями, патологиями психического развития и нервно-психическими заболеваниями, в основе которых лежат функционально-органические поражения центральной нервной системы. По степени и глубине могут быть устойчивой, хронической формы (психозы, психопатии, органические поражения головного мозга, отставание в умственном развитии, дефекты анализаторов) и иметь пограничный характер (повышенная тревожность, возбудимость, страхи, энурез, навязчивые привычки и т.п.). Например, сложно проходит социальная адаптация умственно отсталых детей.

· психическая – связана с половозрастными и индивидуально-психологическими особенностями ребенка, подростка, которые обуславливают их определенную нестандартность, трудновоспитуемость, требующие индивидуального педагогического подхода и в отдельных случаях специальных коррекционных психолого-педагогических программ, которые могут быть реализованы в условиях общеобразовательных учебно-воспитательных учреждений. Бывает устойчивой формы : акцентуации характера, снижение порога эмпатийности (умения сочувствовать и сопереживать), индифферентность интересов (безразличие, равнодушие), низкая познавательная активность, дефекты волевой сферы (импульсивность, расторможенность, податливость чужому влиянию); способные и одаренные дети – и неустойчивой формы : психофизиологические половозрастные особенности отдельных кризисных периодов развития ребенка и подростка, неравномерное психическое развитие, состояния, вызванные психотравмирующими обстоятельствами: влюбленность, развод родителей, конфликт с родителями.

· социальная - нарушение детьми и подростками норм морали и права, асоциальные формы поведения и деформация внутренней регуляции, референтных и ценностных ориентаций, социальных установок.

Выделяют две стадии социальной дезаптации :

- педагогическая запущенность – характеризуется хроническим отставанием по ряду предметов школьной программы, сопротивлением педагогическому воздействию, дерзостью, негативным отношением к учебе, различными социальными проявлениями: сквернословие, курение, хулиганство, пропуски уроков, осложненные конфликтные отношения с учителями, родителями, сверстниками и др.

- социальная запущенность – дети не только плохо учатся, оказывают противодействие педагогическим воздействиям, но и имеют очень узкие интересы, у них не сформированы к-л полезные практические умения и навыки, профессиональная направленность. Для них характерна отчужденность от семьи и школы. Они формируются под воздействием асоциальных, криминогенных группировок, усвоение групповых норм и ценностей которых приводит к деформации сознания, ценностных ориентаций и социальных установок. Социальные отклонения: беспризорничество, бродяжничество, наркомания, пьянство, алкоголизм, правонарушения, аморальное и асоциальное поведение, проституция.

В психолого-педагогической литературе под социально-педагогической запущенностью понимают стойкое, отчетливо выраженное искажение нравственных представлений, невоспитанность чувств, навыков общественного поведения, обусловленные неблагоприятными влияниями микросреды и недостатками педагогического процесса. Возникновение социально-педагогической запущенности длительный процесс, проходящий несколько стадий.

Первая стадия связана с возникновением предпосылок педагогической запущенности, которые формируются преимущественно в дошкольной период. Доминанты отклонений: недостаточное развитие индивидуально-психологических качеств (внимание, усидчивость, память, эмоциональная устойчивость); слабая психолого-педагогическая подготовка к школе (искаженная информация о ней, отсутствие элементарных учебных навыков).

Вторая стадия характеризуется появлением начальных форм отклонений в поведении. Это свойственно обычно учащимся начальных классов. Доминанты отклонений: отсутствие успеха в различных видах деятельности, неумение выполнять требования педагога, слабость внутригрупповых отношений. Проступки носят преимущественно ситуативный характер, осознаются слабо, но могут глубоко переживаться.

На третьей стадии неблагоприятные тенденции в поведении школьника стабилизируются. Это характерно для подростков 10-13 лет. Проступки связаны обычно с нарушением норм жизни класса или школы; носят преимущественно ситуативный, а иногда и преднамеренный характер. Подросток способен осознать нарушение норм, даже переживать его, но невсегда умеет предвидеть отрицательный результат своих действий.

Четвертая стадия связана с возникновением устойчивых признаков асоциального поведения. Она характерна для старших подростков и старшеклассников (14-17 лет). Проступки носят обычно преднамеренный характер. Школьники не только понимают асоциальную направленность своего поведения, но и часто оправдывают свои действия. Подобные состояния являются предпосылкой возможных правонарушений и даже преступлений.

Вместе с тем, социальная дезадаптация - обратимый процесс. При своевременном вмешательстве и коррекции поведение и развитие детей может вернуться или приблизиться к норме. Вспомним опыт работы с трудновоспитуемыми детьми А.С. Макаренко.

Пути предупреждения социально-педагогической запущенности : изучение учащихся, определение видов отклонений, их причин; просветительская работа не только с ребенком, но и с его ближайшим окружением; работа в микросреде, где живет ребенок; организация лечебной работы, если это необходимо; привлечение учащихся к видам деятельности, исходя из доминанты их отклонений.

Таким образом, детей с начальной степенью школьной дезадаптации и дидактогениями, педагогически запущенных, надо вовремя выявить и оказать им необходимую помощь, устранив причины, вызывающие дезадаптацию, и проведя необходимую коррекционную работу по устранению пробелов в знаниях и отклонений в поведении.

Дети с хроническими заболеваниями и ослабленным здоровьем могут быть переведены на полное или частичное домашнее обучение.

Дети с акцентуациями характера имеют тенденцию к социально-положительному развитию при правильном отношении к ним воспитателей и адекватном влиянии на них всего социального окружения. В противном случае развитие может быть социально-отрицательным.

Акцентуация характера (по К. Леонгарду) - чрезмерное усиление отдельных черт характера и их сочетаний, представляющих крайние варианты нормы. Основные типы акцентуации характера: а) астенический (быстрая утомляемость, раздражительность, тревожность); б) циклоидный (чередование фаз хорошего и плохого настроения); в) гипертимный (приподнятое настроение, повышенная активность, жажда деятельности, не доводимая до конца); г) лабильный (резкая смена настроения в зависимости от ситуации); д) сензитивный (повышенная впечатлительность, обостренное чувство собственной неполноценности, боязливость, нерешительность); е) психастенический (высокая тревожность, мнительность, склонность к самоанализу, постоянным сомнениям, замкнутость, интроверсия, неразвитость эмпатии, необычность мышления); ж) эпилептоидный (склонность к злобно-тоскливому настроению, раздражительности, внутренней неудовлетворенности в форме злости, гнева, ярости, жестокости, конфликтности); и) застревающий (повышенная подозрительность, болезненная обидчивость, стойкость отрицательных переживаний, стремление к доминированию, высокая конфликтность, склонность навязывать свое «Я»; к) истероидный (демонстративный – притворство, лживость, фантазирование, авантюризм, тщеславие, стремление «убежать в болезни», завоевать восторженное отношение окружающих); л) дистимный (подавление, унылое настроение, сосредоточенность на мрачных и печальных сторонах жизни); м) неустойчивый (склонность поддаваться влиянию окружающих, к поискам новых впечатлений, компании, контактов); н) конформный (подверженность групповому влиянию).

Особо следует рассмотреть проблему неуспевающих детей . Существует много подходов к классификации причин неуспеваемости. Одна из главных причин – это педагогическая запущенность. Кроме того, отсутствие педагогической помощи и контроля при слабых интеллектуальных возможностях учащихся приводит к пробелам в знаниях и к стойкой неуспеваемости. Есть дети с так называемой относительной неуспеваемостью, при которой происходит отставание реального уровня знаний от фактических способностей учащихся. Это может быть вызвано расхождением между потенциальными возможностями ребенка и предъявляемыми к нему заниженными требованиями.

Исследователь данной проблемы Л.С. Славина выделяет следующие группы неуспевающих школьников: 1) дети с неправильным отношением к учению; 2) усваивающие материал с трудом (низкая обучаемость); 3) дети, у которых не сформированы умения учебной работы;

4) учащиеся, не умеющие трудиться; 5) дети, у которых отсутствуют познавательные и учебные интересы. При этом неуспеваемость может носить эпизодический характер (ослаб контроль, возникли интересы вне школы и т.п.); быть частичной, но относительно стойкой по основным или отдельным предметам (невысокие способности ученика к данному предмету, отсутствие интереса к нему, конфликт с учителем и др.) или носить характер общего и глубокого отставания в учении по многим предметам в течение длительного времени.

Преодоление неуспеваемости в каждом конкретном случае индивидуально: начиная от помощи по преодолению трудностей в усвоении материала и возникших пробелов в знаниях до перевода в классы коррекции и даже во вспомогательные школы. К общим мерам можно отнести тщательную и продуманную диагностику причин явления, корректное их устранение, терпение, уважение к личности ребенка вне зависимости от его школьных успехов.

«Сопротивление воспитанию» характеризуется сложными структурными образованиями в личности школьника – подростка или старшеклассника. Преодоление «сопротивления воспитанию» требует особых условий воспитания или перевоспитания (в т.ч. возможно в учебно-воспитательных учреждениях закрытого типа).

В повседневной педагогической практике можно наблюдать конкретные проявления «сопротивления воспитанию» . Согласно Л.И. Маленковой (2002), к ним можно отнести:

Общение фазическое – бессодержательное общение ради самого процесса общения (установление контактов, обмен информацией, позициями, эмоциональными переживаниями, психическими состояниями и пр.). В числе любимых занятий такие школьники называют: «стоять в подъезде», «ходить по улице», «тусоваться в беседке» и т.п.;

деморализацию моральное разложение, утрата нравственных критериев, падение дисциплины и т.п.;

- комплекс неполноценности – синдром, заключающийся в стойких переживаниях

человека по поводу своих мнимых или реальных недостатков, своей неполноценности в системе межличностных социальных отношений. Результатом его может стать деформация естественного развития личности;

- девиантное поведение – поведение с отклонениями от принятых в обществе правовых или нравственных норм (озорство-хулиганство, кражи («взял без спросу»), драки, другие преступления против личности);

- дистимию – подавленное, унылое настроение, сосредоточенность на мрачных и печальных сторонах жизни;

- отчуждение – система отношений человека с окружающей действительностью, при которой все социальные ценности (дружба, культура, образование, воспитание и их носители, в т.ч. педагоги) осознаются как противоположные его собственным взглядам, устремлениям – от болезненного ощущения несходства до полного неприятия и даже враждебности. Отчуждение выражается в чувстве обособленности, одиночества, отверженности, потере своего «Я».

Каковы возможные пути преодоления «сопротивления воспитанию»? Продуктивно выполнять, например, следующие правила.

1. Придерживайтесь следующей логики: принять воспитанника таким, каков он есть – понять природу возникновения негативных явлений, изучив их причины – найти адекватные меры реабилитации (создание воспитывающей среды, включение в коллективную творческую деятельность, индивидуальный подход и пр.).

2. Используйте в воспитании явление (метод) сублимации: переноса, переключения с одних ценностных ориентаций и видов деятельности на другие, более социально ценные.

3. Начинайте с простого, легкого, но с более быстро ощутимым результатом.

4. Используйте имеющиеся позитивные знания, умения и навыки для формирования новых.

5. Не критикуйте, не низвергайте, а возвышайте, внушайте оптимизм.

6. Используйте приемы похвалы, одобрения, положительных авансов, косвенного неодобрения, шутки, но не насмешки и пр. У каждого человека своя потребность в одобрении. Не советуют хвалить за природные способности, легко дающиеся хорошие результаты в чем-либо, за достигнутое не своим трудом, больше двух раз за одно и тоже, из жалости, из желания понравиться. Очень важно хвалить в случае сформировавшегося комплекса неполноценности.

7. Помогите найти друга, близкого по духу (или животное).

Тема. Трудновоспитуемые дети: сущность, причины, проблемы

  1. Понятие «трудновоспитуемый» в социальной педагогике;
  2. Типичные группы трудновоспитуемых и особенности воспитательной работы с ними,
  3. Формы проявления трудновоспитуемое и проблемы воспитания трудновоспитуемых.

ЛИТЕРАТУРА

  1. . Кащенко В П Педагогическая коррекция Исправление недостатков характера у детей и подростков М, 2000
  2. Лесгафт П Семейное воспитание ребенка и ею значение В 3 ч // Иэбр пед.соч / Сост И Н Рсшетень М, 1988 Ч III
  3. Сорока-Росинский В Н Педагогические сочинения М 1991
  4. . Сухомлинский ВА Трудные дети // Избр произв В 5 т Киев, 1980

1. Понятие «трудновоспитуемый» в социальной педагогике

В истории педагогики первым словосочетанием было «дети трудные в воспитательном отношении».

В настоящее время существует понятие трудновоспитуемый. Трудновоспитуемый ребенок, который для конкретного воспитателя (воспитателей) представляет определенные сложности.

Это проявляется в поведении ребенка, его отношении к
другим детям, воспитателю, воспитательному воздействию.

«Трудный ребенок» сложный в обеспечении направленного развития, обучения и воспитания, обусловленное его особенностями познавательной деятельности, возрастного развития (подросток).

В данных определениях нет принципиального отличия. Поэтому данные понятия будем рассматривать как синонимы.

Первые исследователи проблемы трудновоспитуемых детей в России были врачи. К ним прежде всего обращались родители с этими проблемами, и им приходилось их решать (А. Дернова-Ярмоленко, М. Перфильев).

Ученый—педагог, психолог, юрист и общественный деятель Дриль 1 многие годы жизни посвятил исследованию проблем:

Социального отклонения у детей и путей его преодоления;

Причин, способствующих формированию детей, которые требуют исправления;

Ввел понятие «медико-психологической диагностики» детей в исправительных учреждениях;

Описал особенности воспитательной работы в исправительных учреждениях.

Дриль Дмитрий Андреевич (1846—1910) — ученый, юрист, психолог, педагог и общественный деятель. С его именем связано (становление отечественной криминологии и пенитенциарной (исправительно-трудовой педагогики) Он окончил юридический факультет Московского университета (1873) и там же прошел медицинскую подготовку. Защитил диссертацию по теме «Малолетние преступники» и с 1897 г возглавлял
отдел исправительно-воспитательных заведений при главном тюремном управлении МВД Российской империи Вместе с В М Бехтеревым является основателем психоневрологического института. С осени 1910 г в этом институте начал читать лекции.

Наиболее типичными причинами (факторами) формирования
детей, трудных в воспитательном отношении, Перфильев, Кащенко,
Сухомлинский и другие указывали следующие:

Родитель - 1

Причины потенциального ребенка - 2.

а) наследственные: ребенок наследует от своих предков и родителей психофизиологические особенности своего организма (конституция, темперамент);

Рождение - 3.

б) своеобразия, приобретенные с рождения: недоношенность, хилость и слабость организма, особенности развития и функционирования тех или иных;

Взаимодействие родителя и ребенка – 5 (1, 4).

в) своеобразия, приобретенные в раннем возрасте вследствие
многообразия факторов, обусловливающих уход за ним:

искусственное вскармливание;

передача болезни от кормящей матери;

бытовые условия;

болезни и особенности их протекания;

очевидная или незаметная, но постоянная недостаточность питания;

ушибы головы, травмы;

г) неумение родителей наблюдать и видеть своеобразие ребенка,
нуждающегося в особо направленном развитии и воспитании.

д) педагогические упущения в работе с ребенком.
Условия для потрясений ребенка, с которыми он не может справиться:

— недостаток (отсутствие) должного воспитания в годы раннего
детства
(от года до семи-восьми лет). Чем дальше от рождения начинается воспитание разума, тем более трудновоспитуем человек в интеллектуальном плане.

В умственном воспитании важная роль принадлежит любознательности. Любознательность должна вести к открытиям. Радости открытий.

Если этого не происходит, то у ребенка формируется невосприимчивость, непонятливость, тупость, которые делает его трудным в обучении и воспитании;

несправедливость, оскорбляющая, уязвляющая самолюбие, вызывающая у ребенка возмущение и рождающая в его душе самые разнообразные формы активного и пассивного протеста. То, что у взрослого вызывает легкое волнение, у ребенка может стать источником
большого горя;

грубость и бестактность по отношению к ребенку, способствующие усилению его возбуждения. Пережив подобное состояние,
ребенок нередко прибегает к совершенно неожиданной форме активного протеста — действиям на зло, кривляньем, паясничаньем.
Ему легче предстать в роли беззаботного шалуна, даже шута. В конце
концов окружение привыкает к тому, что он кривляется и паясничает.
Это очень опасное состояние — притупление чувства чести, гордости;

равнодушие по отношению к ребенку, негативно сказывающееся на его нежной, чуткой натуре. Оно вызывает у него потребность
изменения отношения к себе, и он
разными формами старается
привлечь внимание.
Это могут быть истерические проявления, неординарные показные действия, агрессивность по отношению к окружающим;

— стремление некоторых родителей поставить воспитание на
«научную» основу,
что приводит к нивелированию своеобразия собственного ребенка в угоду новомодным тенденциям избранной «педагогики». Часто такие родители используют определенную книгу и пытаются дословно реализовать ее советы в воспитании, увлекаются
специально подобранными игрушками, не соответствующими интересам и потребностям ребенка, создают искусственный круг общения,
выискивают у ребенка «таланты и наклонности», очень часто мнимые
или отвечающие существующей «моде», и начинается дрессировка, ломка ума, чувства и воли ребенка, доходящие до истинной пытки и
каторги для него. В итоге это приводит к деформации его личности,
вплоть до трагедии;

«сильные», «волевые» меры воздействия на ребенка в семье. Послушание и повиновение не должны основываться на страхе, который
порождает обман, лицемерие, подхалимство;

«устройство» родителями своего ребенка в престижные детские
сады, школы, гимназии, без учета его индивидуальных возможностей
и склонностей. В таких учреждениях нередко имеет место перегрузка
ребенка, его неспособность справиться с учебной программой, что
приводит к серьезным нервным срывам, раздражительности и другим
негативным последствиям;

попустительство в воспитании — «свободное воспитание» без
учета его негативных последствий. В этом случае часто воспитание
вообще отсутствует, а впоследствии это ведет к бесконтрольности и
полной неуправляемости в отношении ребенка;

ошибки воспитания, способствующие формированию у ребенка
отрицательных позиций, интересов, привычек, установок и пр.,

отсутствие общественного воспитания, стремление родителей
изолировать ребенка от внешней среды. Изоляция от реальной жизни
формирует «искусственность» и ограниченность личности. Такому
ребенку приходится очень трудно в последующем самопроявлении в
школьной среде, в общении со сверстниками. Он не знает, как лучше
себя вести с ними. Все это способствует его изоляции, сдерживанию
активности, насмешкам сверстников, а порой и издевательствам с их
стороны или, наоборот, его неадекватным действиям и поступкам,
последствия которых трудно прогнозировать;

е) проблемы семьи, отражающиеся на воспитании ребенка:

ребенок, которого не ждали и вызванное этим негативное отношение к нему;

приниженное или недостаточно почетное положение матери в
семье. Неуважение к матери ведет к игнорированию ее воспитательного воздействия и формированию понимания того, что необязательно слушаться тех, кто делает какие-либо замечания и наставления.
У мальчиков от этого может сформироваться негативное отношение
к представительницам противоположного пола;

отсутствие отца или его положительного воспитательного влияния на ребенка, агрессивность семейного быта, способствующая формированию
у ребенка напряженности, переходящей в страх со всеми вытекающими из этого явления негативными последствиями;

самоустранение родителей от воспитания ребенка по различным причинам: «служебной» занятости; из-за желания пожить для
себя, пока молоды; перекладывание воспитания на бабушек, дедушек,
других воспитателей. Такие родители часто считают, что, пока ребе-
нок маленький, он ничего не понимает, а когда подрастет, вот тогда и
займутся его воспитанием и др.;

отсутствие единства требований, согласованности действий в
процессе воспитания;

отсутствие внутренней дисциплины и порядка в семье, положительных воспитательных примеров, фактических образцов для подражания;

Среда - 6

ж) случайно попавшая книга, телевизионная передача далеко не
детского содержания, возбуждающие ранний не по возрасту интерес
и поиск ответа не у родителей, а у знакомых;

з) улица в широком смысле слова, со всеми ее житейскими сторонами:

— отрицательные примеры старших;

— круг новых знакомых далеко не лучшего поведения, совместные
поиски приключений и пр.

Указанные причины приводят к появлению трудных детей.

К трудным детям относятся:

гиперактивные здоровые и нет, чаще «нервные», бойкие, легковпечатлительные, непоседы;

гипоактивные — обыкновенно вялые, бледные, болезненные,
малоподвижные, далеко не так восприимчивые, более упрямые, своенравные, сильнораздражительные и пр.;

отличающиеся повышенной восприимчивостью. Их (особенно маленьких детей) возбуждает или парализует агрессивность школьной суеты — беготня, шум, крик, особенно крик учителя, даже когда он кричит не на них. От крика ученик буквально
цепенеет, застывает. Страх настолько сковывает ребенка, что он не
слышит даже собственного имени; речь учителя теряет смысл, он не
может понять, о чем тот говорит;

одаренные, оказавшиеся в среде отчуждения, неприятия. Такое
явление имеет место, вследствие различных возможностей этого ребенка и основной массы детского коллектива в познавательной деятельности и неадекватности их проявления;

с замедленным умственным развитием (не умственно отсталые,
а нормальные дети), в воспитании которых в дошкольные годы допущены ошибки;

оказавшиеся в состоянии дезадаптации (начало пребывания в
детском саду, переходе из детского сада в школу, при переходе в другой школьный коллектив и пр.) и не умение воспитателей осознать
это, провоцируя неадекватное поведение и негативную деформацию
личности. Данный факт особенно отрицательно проявляется, когда и
сама среда оказывается по отношению к этому ребенку агрессивной;

Факторы способствующие формированию трудновоспитуемости ребенка: наследственность, среда, воспитание. Причина – отсутствие возможности ранней диагностики появления проблем у ребенка. Отсутствие системы профилактической работы.

2. Типичные группы трудновоспитуемых и особенности
воспитательной работы с ними

Сорока-Росинский Виктор Николаевич , педагог. Выпускник Александровской Новгородской мужской гимназии. Продолжил свое обучение на историко-филологическом факультете Петербургского университета. По окончании университета в 1906 году работал в Военно-медицинской академии, где изучал проблемы психологии под руководством В.М. Бехтерева и А.Ф. Лазурского. Одновременно преподавал историю и литературу в средних учебных заведениях Петрограда (в 1918-20 в училище Путиловского завода). В 1920-25 гг. возглавлял «Петроградский отдел народно-индивидуального воспитания им. Ф. М. Достоевского для трудновоспитуемых» (известный главным образом под названием «Школа-коммуна им. Ф. М. Достоевского», ШКИД); в 1925-28 директор школы для трудных подростков; одновременно методист ЛГПИ им. А. И. Герцена на отделении социально-правовой охраны несовершеннолетних (СПОН), готовившем воспитателей для работы с беспризорными и трудными детьми; преподавал в классах для трудновоспитуемых при Торфяном техникуме, в школе для психоневротиков при Педологическом институте (в 1933-36 научный сотрудник института), в средних школах Ленинграда (до 1942 и после 1948); с 1942 в эвакуации, преподавал в Горно-Алтайском педагогическом училище, в Пржевальском педагогическом институте.

В статье «Трудновоспитуемые» (1924) им дана достаточно образная и аргументированная типизация таких детей.

По своей сути они отличаются от своих сверстников в самопроявлении и восприятии воспитательной работы с ними. В широком смысле «трудновоспитуемый» представляет собою отклонение от нормы.
При этом такие отклонения автором характеризуются следующим образом.

Типичные группы по степени отклонения от норм: ниже нормы, выше нормы, частично ниже нормы.

1) Ребенок, по своему развитию находящийся ниже нормы (не соответствующий уровню нормально развитого ребенка его же возраста). Сорока-Росинский называл эту категорию субнормность (от лат.
sub — под и norma — образец).

2) Ребенок, характеризуемый определенной одаренностью, его отличает повышенное развитие в качественном или количественном отношении. Эта категория была названа супранормностъю (от лат.
Isupra — над, выше и norma — образец). К супранормным относятся
одаренные дети, не способные адекватно реализовать свои возможности в условиях среды их жизнедеятельности.

3) Ребенок, характеризуемый уклонением от нормы в узком смысле слова. Такая категория характеризовалась как денормность (от лат.| de — приставка, означающая отсутствие или понижение чего-либо и norma — образец). В каких-то направлениях этот ребенок не достиг уровня нормального развития, что сказывается на его поведении, отношениях, возможности в самореализации.

На практике очень трудно провести черту не только между денормностью и супранормностью, но даже между субнормностью и
супранормностыо. Неумение воспитателя понять особенности ребенка чаще всего выступает основным фактором формирования у него трудновоспитуемое.

Природа отклонения у каждого ребенка своя. По совокупности она
может быть обусловлена влиянием:

А) внешнего фактора — Сорока-Росинский называл это экзогенным
от греч. ехо — снаружи, вне и genos — происхождение) фактором.
Своеобразие детей этой группы объясняется главным образом внешними условиями среды и воспитания;

Б) внутреннего фактора — результата какой-нибудь органической
особенности душевной или-нервной природы ребенка. Такая категория определялась
эндогенным (от греч. endos — внутри и genos — происхождение) фактором. Дети этой группы характеризуются внутренними отклонениями в развитии, сказывающимися на их отношениях и поведении. В этом случае внешние факторы способны ослаблять влияние внутренних или, наоборот, усиливать их негативное проявление.

Изложенное позволило Сороке-Росинскому выделить три типичные группы трудновоспитуемых детей.

Выделение групп на основе источника деформации: одна группа деформаций из-вне; две группы внутренне деформированы.

Первая группа. Это нормальные дети, которые под воздействием
внешних факторов деформированы. Трудновоспитуемость их определяется глубиной деформации личности, ее нравственных (духовных)
основ. Она имеет место в виде:

нормально развитые дети со сравнительно поверхностной де-
формацией личности. Это такая деформация, которая не успела еще
изменить, «изуродовать» нравственные устои (духовности) личности;

нормально развитые дети с глубокой деформацией личности.
Она проявляется в значительных изменениях в психике ребенка, де-
формации нравственных устоев (духовности) личности, в форми-
ровании у него негативных установок, привычек и наклонностей.

Вторая группа. Это дети, которые под воздействием внутренних
факторов имеют психические отклонения (эмоциональная возбудимость, слабость сдерживающих центров и сильная склонность ко всякого рода душевным переживаниям и др.), существенно сказывающиеся на их нравственных позициях, привычках, склонностях и проявлениях. Эти отклонения — следствие тяжелой наследственности, различные органические дефекты периной системы и психики. Такие дети не нуждаются в специальном медицинском режиме. К ним относятся:

дети с общей неустойчивостью психики. Для них характерны,
плохая сопротивляемость психики вредным влиянием, повышенная
эмоциональная возбудимость, слабость сдерживающих центров и сильная склонность ко всякого рода душевным переживаниям. К представителям этой группы относятся психоневротики, истерики, неврастеники, дети с разного рода дефектами в эмоциональной и

волевой сферах. Дать общую характеристику этой группе очень трудно ввиду удивительного разнообразия проявления неустойчивости психики;

дети, имеющие отклонения в психике вследствие дурной наследственности либо из-за тех или иных органических недостатков, приведших к более или менее стойкому повреждению нравственной основы личности.

Исправить такого ребенка в короткий срок невозможно. Он нуждается в специальном (исправительном) образовательном учреждении. Работая с ним, вполне достаточно дать ему знания и привить
умения в области какого-нибудь ремесла, может быть, он найдет впоследствии более выгодным заниматься им, а не противоправными действиями, например воровством;

дети с общей внутренней деформацией психики, сохраняющей
равновесие. Внешне у такого ребенка может быть все благополучно:
он способен прилежно учиться, не нарушать дисциплину, выполнять
общественные поручения, принимать участие в кружковых занятиях.

Однако ему не хватает позитивной (нравственной) внутренней основы (ядра), порядочности, чувства чести. Для него характерны грубость по отношению к воспитателям, беспредметная дерзость, только
чтобы показать себя, похвастать перед товарищами, агрессивность по
отношению к слабым, стремление унизить их, принудить служить
себе, безоговорочно подчиняться, выполнять все, в том числе противоправные действия по его указанию. Все это способствует занятию в
среде сверстников лидерского положения. Такой ребенок способен активно противодействовать работе воспитателей в обычных образовательных учреждениях. Он нуждается в специальном исправительном
учреждении

Третья группа трудновоспитуемых — одаренные дети (супранормные). Человеческая психика настолько богата и разнообразна, законы
ее самоорганизации так сложны и причудливы, что часто выдающиеся
люди оказываются таковыми только потому, что вся энергия их психики сосредоточилась в одной какой-нибудь ее части, дав ей удивительное богатство и силу, но обеднив другие стороны души. Судьба
такого человека зависит иногда от простой случайности. Если внешние условия жизни сложатся так, что ему удастся реализовать сильную и богатую сторону своей психики, все будут считать его выдающимся человеком, и он действительно им станет. При неблагоприятных внешних условиях это будет типичный неудачник. За примерами недалеко ходить: Ньютон был в школе очень неспособным учеником, Бисмарк еле мог двигаться вперед и тоже считался тупицей, Линней только по счастливой случайности не закончил своей карьеры сапожником, Дарвин в юности — типичный шалопай и лентяй, Руссо был дефективен во многих отношениях — и все-таки все эти люди оказались талантливыми во многом благодаря своей активности, самообразованию и самовоспитанию.

Под одаренными натурами подразумевают детей с характерами, в
которых проявляются:

а) способности к творческой переработке воспринимаемых материалов, хотя бы в виде достаточно высокой работоспособности;

б) повышенная одаренность, хотя бы и односторонняя;
в) нормально развитые нравственные чувства.
При отсутствии у ребенка работоспособности или нравственного
чувства, как бы богато одарен он ни был, необходимо признать его отклонения. Подтверждением данного факта, подчеркивает Сороки-
Восинский, выступает сама жизнь. Наиболее типичными представителями трудновоспитуемых среди этой категории детей являются:
а)
дети с психической неустойчивостью и определенной одареннстью. Для этой категории характерны истеричность, демонстративность и бурность проявления чувств, неподчинение правилам дисциплины. При определенных условиях они могут отличаться примерным поведением. Одновременно они обладают достаточной одаренностью, которая может проявляться в соответствующей сфере (артистизм, художественное творчество, мастерство в чем-либо и т.д.), полны творческой энергии, всегда чем-нибудь увлечены и все делают с упоением, вдохновенно, очень серьезно для своих лет относятся к учебе, у них есть свои интересы (например, литература, политика и пр.). Такой ребенок может и не иметь отрицательных привычек, он очень привязывается и к школе, и к отдельным людям, которых считает знающими и которые удовлетворяют его ненасытной жажде знания. Педагог видит в нем высшую, избранную и сложную индивидуальность;

б) дети физически слабые, психически благополучные, со средними
способностями и определенной одаренностью.
Они вполне владеют
собой, способны к проявлению талантливости, имеют свой стиль,
своеобразие в деятельности. О таком ребенке можно говорить, как о
будущей крупной величине в определенной области (например, в литературе, искусстве и пр.), если только вдохновение не оставит его и
будут иметь место соответствующие условия. В школьных занятиях
он проявляет леность, не желая заниматься вместе с классом, не признает никакого авторитета и считает, что сам лучше всяких учителей
знает, чем и как ему заниматься. Увлекается чтением различной литературы, какой-либо практической деятельностью (например, рисованием, искусством или другой, которая его вдохновляет), проявляя
при этом удивительную работоспособность. Это также пример высокой одаренности, соединенной с большой работоспособностью при довольно развитом нравственном чувстве.

в) дети психически и физически здоровые, талантливые, но под воздействием внешних факторов (семьи или улицы) "деформированные.
Такие дети в умственном отношении не проявляют одаренности выше
нормы. Они испорчены средой. Это негативно сказывается на их отношении к учебе, чтению и вообще к каким-либо высшим духовным
запросам. Это практические натуры, с узкоутилитарными устремлениями. Они быстро приспосабливаются к среде, овладевают ситуацией и умеют подчинить себе окружение, превращая его

в средство достижения личных (эгоистичных) целей («рабов» — так характеризовал их Сорока-Росинский). Преодолевать создаваемое ими негативное влияние на окружение исключительно сложно, так как они умело
используют своих «рабов» — неоплатных должников, буквально находящихся у них в рабстве и исполняющих всевозможные поручения за
небольшую плату.

Изложенное выше свидетельствует о достаточно большом разнообразии типов трудновоспитуемых.

3. Формы проявления трудновоспитуемое и проблемы
воспитания трудновоспитуемых

Трудновоспитуемость — явление многоаспектное и одновременно
интегральное. Известный русский ученый, врач и педагог П.Ф. Лесгафт (1837—1909) выделил характерные типы школьников: лицемерный, честолюбивый, добродушный, забитый — мягкий, забитый —
злобный, угнетенный. Причины формирования каждого из них определяются прежде всего теми условиями семейной жизни, в которых
воспитывается ребенок. Любой тип своеобразно проявляется в отношениях со сверстниками и воспитателями. Для воспитателя учет и педагогическая деятельность по преодолению его негативного своеобразия представляет определенные трудности.

Как отмечалось, трудновоспитуемость характеризуется проявлением неприятия требований воспитателя. Практика свидетельствует
о том, что можно выделить следующие формы проявления:

открыто-экстремистское (попытки блокировать, нейтрализовать влияние воспитателя посредством оговора, создания психологического вакуума, «приклеивания» насмешливых кличек,

демонстрации непризнания и т.п.);

скрыто-экстремистское (внешне поддерживая действия воспитателя, особенно в его присутствии, но делая все, чтобы противостоять
их реализации);

открыто-агрессивное в виде бойкота действий воспитателя, своими действиями, открыто активизируя окружающих на противодействие;

саркастическое, проявляющееся не только в недоверии к воспитателю, но и неверии в его цели и способы их достижения;

скрытое-исподтишка, внешне относясь безразлично или поддерживая воспитателя, его положительные и отрицательные действия,
одновременно подстрекая других к противодействию. Одна из самых
омерзительных форм проявления позиции личности;

безразличное, выражающееся в невосприятии и не реагировании
на действия воспитателя;

формальное по отношению к личности и деятельности воспитателя, проявляя недоверие к нему. Оба, и воспитатель, и воспитуемый,
в данном случае как бы живут в совершенно разных временных и пространственных измерениях.

Важнейшая задача различных категорий воспитателей — обеспечение наиболее целесообразной педагогической деятельности по предупреждению трудновоспитуемости детей и подростков. В этих целях
необходимо:

глубокое знание родителями своего ребенка, воспитателями отличительных особенностей воспитанников;

умение педагогически грамотно учитывать многообразие факторов, влияющих на своеобразие развития и воспитания ребенка, формирование у него трудновоспитуемости;

умение наиболее целесообразно реализовать свои воспитательные возможности в работе с ним;

умение научить ребенка видению мира, развивать его умственные способности с самого раннего детства;

умение педагогически грамотно организовывать взаимодействия основных субъектов воспитания.

Педагогу принадлежит важная роль в предупреждении формирования трудных в воспитательном отношении детей. Для достижения
этой цели он может привлекать и других воспитателей, общественность.

Не менее важна задача воспитателей уметь строить воспитательную работу с трудными в воспитательном отношении детьми, разрешая их проблемы.

В воспитательной работе с трудновоспитуемыми требуется особая
настойчивость и педагогическая целесообразность. Интенсивный воспитательный процесс, объектом которого выступает трудновоспитуемый, имеет своей целью известную гармонизацию психики ученика,
придание ей наивысшей устойчивости. Создавая наиболее оптимальные условия для этого, воспитатели способствуют максимальному
раскрытию дарований каждого.

Генеральный путь преодоления трудновоспитуемости в максимальном раскрытии индивидуальности — «самости» ребенка (для
него самого, родителей, воспитателей) и организации единства взаимодействия всех субъектов и объектов по ликвидации этого явления
на основе превращения объекта (трудного ребенка) в активный субъект этого взаимодействия.

Обычные методы и приемы воспитания, которые приводят к хорошим результатам в работе с основной массой детей, к трудным детям
не подходят. Для них нужны другие методы и приемы. У каждого из
них есть что-то особенное, личное, не похожее на иных трудных детей:
свои причины, свои отклонения от нормы, свои пути развития. Для
педагогически грамотной работы с трудновоспитуемыми требуется
прежде всего выявить эти причины и индивидуальные особенности
ребенка.

Так же как врач тщательно исследует организм больного, ищет и
находит истоки болезни, чтобы приступить к лечению, так и педагогу
необходимо вдумчиво, внимательно, терпеливо исследовать, изучать
умственное, эмоциональное, нравственное развитие ребенка, искать и
находить причину, в силу которой он стал трудным. Благодаря полученному знанию он определяет и применяет на практике такие меры
воспитательного воздействия, которые бы учитывали особенности индивидуального мира этого ребенка.

Необходимо, чтобы трудные ученики были для педагогов прежде всего воспитанниками, чтобы учение для них стало сферой утверждения высокого человеческого достоинства. Макаренко подчеркивал: бить на красоту, на чувство собственного достоинства — бить наверняка.

В каждом конкретном случае воспитательная работа имеет свое
содержание. Раскрыть различные технологии воспитания и перевоспитания практически невозможно. Здесь не всегда нужна изоляция
ребенка от естественной среды, обычных условий, в которых он
живет. В то же время в работе с отдельными трудновоспитуемыми
обычные условия воспитания неприемлемы. Им нужны специальные
образовательные (исправительные) учреждения, уровень строгости в
которых, режим и организация воспитательной работы соответствуют
глубине деформации личности и агрессивности проявлений. Обычные учреждения для них бесполезны, а для окружающих их детей они
опасны.

Считается, что «подтянуть» трудного ребенка можно, заставив
его выучить определенный материал. Такой подход ошибочен. Нельзя достигнуть качественного изменения в умственной деятельности
трудного ребенка какими-то чрезвычайными мерами, особыми средствами воздействия на его волю. Нельзя заставить быть умнее.
После использования «волевых» становятся бессильными те средства, которые необходимо применять и которые являются единственным выходом.

В качестве примера воспитательной работы можно привести технологию практики по преодолению трудностей в обучении, изложенную Сухомлинским.

  1. Укреплять у ребенка веру в свои силы и терпеливо ждать того
    момента, когда произойдет хотя бы маленький сдвиг в его умственной
    деятельности. Сдвиг этот по существу очень маленький, с первого
    взгляда он может показаться просто случайной удачей. Но эта удача
    переживается ребенком как радостный успех, из которого он черпает
    новую энергию.
  2. От успеха к успеху — в этом заключается умственное (и не только) воспитание трудного ребенка.
  3. Поддерживать позитивную деятельность ребенка, стимулировать его познавательную активность. Если ему что-то не удалось
    сегодня, то не ругать, не оглушать его «двойкой». Не следует оценивать его результаты, согласно инструкции об оценке успеваемости.
    Такой ребенок требует других критериев оценки. На начальном
    этапе его результаты следует сравнивать с его прежними достижениями. Слабое, хилое растение нуждается в специальном уходе и
    поддержке.
  4. Стараться, чтобы ребенок не оказывался в безысходном положении, в безнадежности.
  5. Исключительная внимательность и терпеливость на уроке, где
    трудный ребенок находится рядом с более способными детьми. Ни
    одним словом, ни одним жестом нельзя дать ему почувствовать, что
    учитель перестал верить в его будущее.
  6. Стремиться, чтобы на каждом уроке трудный ребенок делал
    какой-то, пусть самый незначительный, шаг на пути познания, добивался какого-то успеха.

Не бояться того, что на протяжении нескольких недель, может
быть, и месяцев трудный ребенок выполняет задания не той трудности, что основная масса учащихся. Пусть делает специально подобранные для него задания — оценивайте их результат.

Последовательно, настойчиво и в то же время терпеливо и терпимо относиться к непонятливости грудного ребенка. В этом случае
можно надеяться, что у него наступит то, что можно назвать озарением. Это станет могучим эмоциональным толчком. Душевная чуткость,
знание психики ребенка, терпеливость и настойчивость — все это способствует тому, что умственное развитие трудного ребенка постепенно выравнивается, он перестает быть трудным.

Эти идеи и позиции Сухомлинского получили свое блестящее развитие в опыте педагогов-новаторов в конце XX в. (Ш.А. Амонашвили,
Е.Н. Ильина, В.Ф. Шаталов и др.).

Итак, причины и факторы трудновоспитуемости многоаспектны и
многоуровневы. Они взаимодействуют и взаимообусловлены. Знание
причин, личностный уровень взаимодействия с ребенком — основной
путь к успеху по предупреждению и преодолению трудновоспитуемости.

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

  1. Раскройте сущность понятия «трудновоспитуемый»

Назовите основные наследственные причины формирование детей, трудных в воспитательном отношении.

В чем состоят приобретенные своеобразия, обусловливающие формирование детей, трудных в воспитательном отношении?

Укажите ошибки и упущения родителей в воспитании ребенка, обусловливающие его трудности в воспитании.

В.Н Сорока-Росинский о трудновоспитуемых, характеризующихся глубиной деформации личности под воздействием внешних факторов, и их особенности.

Как характеризовал В.Н. Сорока-Росшский трудновоспитуемых, чье поведение обусловлено воздействием внутренних факторов, и их особенности.

Как характеризовал В.Н. Сорока-Роскнский трудновоспитуемых, чье поведение обусловлено одаренностью, и их особенности?

  1. Назовите основные формы проявления трудновоспитуемости.

Назовите особенности деятельности различных категорий воспитателей по предупреждению трудновоспитуемости.

  1. Назовите особенности деятельности учителей начальной школы но предупреждению формирования детей трудных в воспитательном отношении.
  2. В чем состоят проблемы воспитательной работы с детьми, трудными в воспитательном отношении

В истории педагогики первым словосочетанием было «дети трудные в воспитательном отношении».

В настоящее время существует понятие трудновоспитуемый. Трудновоспитуемый ребенок, который для конкретного воспитателя (воспитателей) представляет определенные сложности.

Это проявляется в поведении ребенка, его отношении к другим детям, воспитателю, воспитательному воздействию.

«Трудный ребенок» сложный в обеспечении направленного развития, обучения и воспитания, обусловленное его особенностями познавательной деятельности, возрастного развития (подросток).

В данных определениях нет принципиального отличия. Поэтому данные понятия будем рассматривать как синонимы.

Первые исследователи проблемы трудновоспитуемых детей в России были врачи. К ним прежде всего обращались родители с этими проблемами, и им приходилось их решать (А. Дернова-Ярмоленко, М. Перфильев).

Трудновоспитуемость предполагает сопротивление воспитательному воздействию, вызванное самыми разными причинами, включая дефекты умственного и физического развития, педагогические просчеты, затрудненную социальную адаптацию к той или иной усваиваемой социальной роли, особенности характера, темперамента, другие личностные особенности и, наконец, отклонения асоциального характера. Как известно, сопротивление воспитательному воздействию не всегда связано с социальной запущенностью, с отклонениями в сознании и поведении подростка. Оно может проявляться и как следствие педагогических просчетов, неумения осуществлять индивидуальный подход в процессе обучения и воспитания. Так, скажем, особо одаренный учащийся может вызывать серьезные затруднения у педагога самостоятельностью своего мышления, неприятием привычных, трафаретных решений, объяснений отдельных явлений, склонностью к спорам, возражениям. Конфликты, возникающие в учебной деятельности, переносятся на взаимоотношения с педагогом, что также представляет особый вид трудновоспитуемости, который отнюдь не создает предпосылок противоправного поведения. Стереотип же «трудный» несет в себе определенные ожидания общественно опасного поведения и предполагает набор вполне определенных типических и социальных качеств, которые хорошо осознаются как самими ребятами, так и взрослыми.

По отношению к подростку термин «трудновоспитуемость» означает невосприимчивость и сопротивляемость воспитуемого педагогическому воздействию. Обусловлено это обычно отставанием личности в положительном развитии, отсюда - проявления недостатков развития, неправильных установок в поведении, отрицательных качеств характера, нездоровых потребностей и т. д. И, как результат, - сначала «трудные» дети и школьники, а затем - взрослые с устойчивыми негативными качествами характера и отклонениями в поведении.

Понятие «трудновоспитуемые дети»

Каждый ребенок по-своему уникален и неповторим, в связи с чем строится индивидуальный подход к его воспитанию и обучению. По ряду различных причин одни дети бывают сложнее, чем другие. Как правило, таких детей называют «трудными», вкладывая в это понятие социальную и педагогическую запущенность. В современной педагогической науке принято использовать термин «трудновоспитуемость», который подразумевает сознательное или бессознательное сопротивление ребенка целенаправленному педагогическому воздействию, вызванное самыми разными причинами. Это могут быть педагогические ошибки учителя или воспитателя, родителей и родственников ребенка, дефекты психического или социального развития, индивидуальные особенности характера и многие другие факторы, затрудняющие социальную адаптацию и усвоение учебных дисциплин.

Педагоги связывают трудновоспитуемость непосредственно со сложностями в ходе учебно-воспитательного процесса, возникающими по причине сопротивления ребенка этому процессу. В зависимости от количества затрачиваемых сил и времени на коррекцию и устранение возникающих проблем трудновоспитуемых детей можно условно разделить на следующие категории: дети с начальной степенью школьной дезадаптации, дети с хроническими заболеваниями или ослабленным здоровьем, дети и подростки с девиантным поведением, беспризорники, неуспевающие с глубокой степенью запущенности.

В качестве причин, приводящих к проблеме трудновоспитуемости, исследователи называют как биологические (наследственная предрасположенность, тяжелая беременность матери, инвалидность и т.д.), так и социальные (семья, школа, окружающая среда). В общем смысле это обусловлено неблагоприятными условиями для полноценного развития личности ребенка.

Специфика работы с трудновоспитуемыми детьми

Работа с трудновоспитуемым ребенком начинается с его всестороннего изучения: семьи и условий его жизни, личных предпочтений, нравственных ориентиров, особенностей поведения. Для того используется в первую очередь метод наблюдения , а также различные анкеты, тесты, диагностики. Полученные результаты позволят выявить причины трудновоспитуемости, правильно поставить задачи, подобрать формы и методы воспитания и обучения.

Учебно-воспитательный процесс таких детей должен опираться прежде всего на принцип гуманно-личностного подход к ребенку. Он разработан и представлен в трудах таких известных педагогов, как Амонашвили Ш. А., Сухомлинский В. А., Штейнер Р. и других. Данный принцип предполагает создание благоприятных условий для развития личности ребенка: помощь в учебе, укрепление положения в классном коллективе, создание обстановки успеха и одобрения, поощрение положительных изменений.

Кроме того, необходимо оказывать необходимую педагогическую помощь родителям трудновоспитуемых детей: учить их понимать ребенка, опираться на его положительные качества, контролировать его поведение и занятия в свободное время.

Весьма значима и работа психолога с трудновоспитуемыми детьми. Он не только исследует психологические особенности ребенка, но и проводит с ним беседы, консультирует родителей, выявляет проблемы семейного воспитания.

Отдельным аспектом работы считается правильная организация свободного времени трудновоспитуемого ребенка с целью приобретения опыта самоутверждения в полезной деятельности, умений и навыков самоорганизации, а также формирования интересов. Для этого дети приглашаются во всевозможные кружки и секции, привлекаются к посещению библиотеки, музеев и театра, организуются их поездки в оздоровительные лагеря. Немаловажно, чтобы ребенок принимал участие в классных и школьных мероприятиях, был ответственным за какое-либо дело.

Понятие «одаренные дети»

Сам термин «одаренность» является производным от понятия «способности».

Определение

Под способностями психологи понимают такие индивидуальные особенности человека, которые проявляются и формируются в процессе деятельности, а также являются условием ее успешного протекания.

Способности могут быть как общие, обеспечивающие продуктивность в осуществлении различных видов деятельности, так и специальные, помогающие достигнуть высоких результатов в конкретной сфере. Дети с общими способностями хорошо учатся по разным предметам, а дети со специальными способностями могут проявлять себя в каком-либо отдельном направлении – музыке, литературе, истории, математике и других.

По поводу наличия способностей и их проявления в психолого-педагогической науке до сих пор ведутся многочисленные дискуссии. Некоторые ученые считают, что человек рождается с индивидуальными задатками – предпосылками развития способностей. Другие утверждают, что способности можно и нужно развивать. Безусловно, врожденные задатки представляют собой мощный фундамент для будущих способностей, однако при определенных условиях можно развить у ребенка какие-либо способности. Наиболее благоприятным периодом для этого единогласно признают дошкольный и младший школьный возраст.

Одаренные дети обладают высоким уровнем развития и наиболее ярко проявляют свои способности. В целом одаренность – это сложное психологическое явление, которое охватывает личность во всех аспектах. Но одаренность по своей структуре неоднородна: она может быть художественной, интеллектуальной, творческой или социальной (организаторской). Зачастую одаренность в специальной области называют также талантом, а если общество всецело признает достижения личности, то говорят о ее гениальности.

Одаренность выделяет ребенка среди других детей. Это связано с особенностями его психосоциального развития: склонность к лидерству, самостоятельность, соревновательный дух, богатое воображение, творческий подход к делу. Организация работы с такими детьми требует от педагога особых знаний, умений и навыков.

Особенности воспитания и обучения одаренных детей

Многие педагоги испытывают некоторые затруднения при работе с одаренными детьми. Это связано с особенностями таких детей: повышенная возбудимость и чувствительность, нетерпеливость, преувеличенные страхи, склонность к самообвинению, предъявление завышенных требований к себе и окружающим. Порой одаренный ребенок даже замыкается в себе или мало общается с окружающими. Кроме этого процессы развития могут протекать неравномерно. Родители и педагоги часто совершают ошибки, требуя гармоничности и разносторонности от всех одарённых детей.

Для того, чтобы распознать одаренного ребенка, необходимо проводить определенные диагностики и использовать различные разработанные психологами методики. Основным методом изучения детской одаренности считается наблюдение за ребенком в процессе его свободного взаимодействия с окружающей средой. Если он постоянно выбирает одно и то же занятие, это может свидетельствовать о наличии у него одаренности в данной области.

Одаренные дети – это будущее государства, и они нуждаются в особом внимании взрослых и в особых условиях жизни, обучения и воспитания для реализации своих способностей.

Для работы с ними разрабатываются специальные образовательные программы и учебные пособия. На практике существуют отдельные классы для обучения детей с более высоким уровнем развития или конкретными способностями. За рубежом уже действуют автономные экспериментальные школы, поддерживающие детскую одаренность. Кроме того, важное место занимает и подготовка специалистов – будущих педагогов, которые будут работать с одаренными детьми. Такие учителя должны обладать высоким уровнем интеллектуального развития, иметь динамичный характер, чувство юмора и эмоциональную стабильность.

Родителям и педагогам следует помогать одаренному ребенку в преодолении возможных препятствий, поддерживать его уверенность в своих силах.


© 2024
colybel.ru - О груди. Заболевания груди, пластическая хирургия, увеличение груди