30.03.2019

Фразы известных педагогов. Система и опыт работы а. с. макаренко


На протяжении всей своей жизни человек так или иначе взаимодействует с социумом и строит отношения с окружающими людьми. В детские годы дружба, как правило, рождается на основе взаимных интересов и увлечений, однако, взрослея, мы начинаем оценивать окружающих нам людей по поступкам, и они в свою очередь оценивают нас по такому же принципу.

Как добиться уважения окружающих? Каждый человек хочет, чтобы его уважали, и никогда сознательно не будет совершать поступков, портящих его репутацию. Но, в силу различных комплексов и внутренней неуверенности, бывает так, что человек не умеет себя правильно «подать», из-за чего люди не воспринимают его слова и действия всерьез. Это создает массу трудностей, особенно, если дело касается взаимоотношений в коллективе. Психологам, работающим в сфере межличностных отношений, удалось определить несколько главных факторов, влияющих на то, как нас воспринимают окружающие люди.

Хотите добиться уважения к себе и повысить свой авторитет в глазах коллектива? Тогда вам необходимо ознакомиться с главными советами ведущих психологов мира и постараться незамедлительно начать пользоваться ими в жизни.

1. Занимайте как можно больше свободного пространства

Неуверенный в себе человек подсознательно желает спрятаться, скрыться и не мешать окружающим. В реальной жизни это проявляется в привычке сидеть на краешке стула или кресла, а также держаться поближе к стенке или входной двери. И даже если окружающие вас люди не владеют методами глубинного психологического анализа, на подсознательном уровне они воспринимают эту привычку как неумение отстаивать свои позиции. Поэтому, общаясь с коллегами или начальством, психологи рекомендуют сидеть на всей поверхности стула, при этом держа спину ровно. Если же вы ведете беседу стоя, постарайтесь занять положение в центре помещения, напротив собеседника.

2. Разговаривайте медленно, но четко

Многие люди, в силу своей эмоциональности, любят тараторить, доказывая оппоненту свою точку зрения. Чаще всего эта привычка появляется в раннем детстве, когда ребенок пытается привлечь внимание занятых родителей, быстро рассказывая им о волнующих событиях. Однако, если вы переживаете о том, как добиться уважения в коллективе, вам нужно научиться доносить свою мысль медленно и четко, иначе собеседник просто не сможет в полном объеме усвоить вашу информацию. Чтобы избежать излишней эмоциональности в своем разговоре, психологи рекомендуют всегда обращать внимание на дыхание. Во время разговора дыхание должно быть ровным и спокойным.

3. Не улыбайтесь во время серьезных разговоров

Искренняя улыбка и добродушный взгляд, пожалуй, являются самыми главными составляющими для гармоничного общения в неформальной обстановке. Однако, если в данный момент вы информируете подчиненных о новых задачах или пытаетесь донести до собеседника важную мысль, ведите диалог без улыбки, иначе ваши оппоненты не смогут оценить важность и серьезность вашей речи. Но, в то же время, чтобы добиться к себе уважения и хороших человеческих отношений, не нужно постоянно играть роль «снежной королевы». Завершите свой монолог добродушной улыбкой и ненавязчивой шуткой, которая избавит собеседников от лишнего напряжения.

4. Помогайте без лишней эмоциональности

Рано или поздно каждый человек может оказаться в затруднительном положении, когда ему просто необходима сторонняя физическая, моральная или материальная помощь. Как правило, желание помочь практически всегда сопровождается большим эмоциональным посылом. Вместе с помощью мы пытаемся доказать человеку, почему получилось так или иначе, открыть ему глаза на его ошибки и рассказать о собственном опыте. Но чаще всего, оказавшись в беде, человек нуждается лишь в конкретной помощи, будь то денежная или моральная поддержка. Поэтому, если вы можете помочь человеку делом - помогайте, но совершайте это без лишней эмоциональности, которая внесет негативные краски в ваш добрый поступок.

5. Меньше жестов - больше спокойствия

Как заставить себя уважать - пожалуй, этот вопрос больше всего интересует руководителей и людей, чья работа связана с публичными встречами и выступлениями. По мнению психологов, излишняя жестикуляция и ненужные телодвижения отвлекают слушателей от той главной мысли, которую вы пытаетесь донести, и, к тому же, выдают ваши сомнения и неуверенность. Во время собеседований, презентаций и отчетов, постарайтесь жестикулировать как можно меньше и обязательно избавьтесь от привычки теребить в руках кольцо или ручку, поправлять одежду и волосы.

6. Следите за осанкой и руками

Чтобы добиться уважения окружающих, достаточно усвоить один простой психологический прием: никогда не сутультесь и не сжимайте плечи, т.к. на подсознательном уровне это расценивается окружающими как признак слабости и неуверенности. Кроме того, во время серьезной беседы не нужно скрещивать ноги и руки, поскольку эти жесты расцениваются, как желание поскорее закончить разговор и спрятаться.

7. Реагируйте на слова собеседника

Довольно часто, потеряв нить разговора с собеседником, мы погружаемся в собственные мысли, слушая его в пол-уха. Однако эта невнимательность может быть расценена коллегой или начальником как знак неуважения и пренебрежения. Поэтому, ведя диалог, даже если он превращается в монолог вашего оппонента, старайтесь время от времени реагировать на его слова кивком или улыбкой. Но в то же время учтите, что эта реакция должна быть уместной.

8. Сохраняйте зону личного пространства

Психология человека устроена таким образом, что для комфортного самочувствия ему необходимо всегда находиться в зоне личного пространства. Границы этой зоны определяются степенью близости людей. Естественно, что если вблизи находятся родственники или близкие люди, это не вызывает дискомфорта. Однако, если зона личного пространства будет нарушена малознакомыми людьми или коллегами, скорее всего, подсознательно этот факт вызовет у человека тревогу и агрессию по отношению к нарушителю. Поэтому, если вы заботитесь о том, чтобы добиться уважения на работе, не подходите к своим коллегам и начальству ближе, чем на расстояние вытянутой руки.

9. Держите зрительный контакт

Человек не сможет поверить словам своего собеседника, если в этот момент он не будет видеть его взгляда. Однако, в то же время, пристальный взгляд подсознательно расценивается как вызов или угроза. Лучше всего во время беседы чередовать прямой зрительный контакт и ненавязчивый отвод взгляда в сторону. Однако в момент произношения наиболее важных информативных моментов, постарайтесь держать человека в прямом зрительном контакте.

10. Будьте искренними

Кроме того, существует еще одно правило, благодаря которому вы наверняка добьетесь расположения и уважения окружающих. И это правило заключается в искренности. Постарайтесь в любых, даже самых спорных ситуациях, выражать свои настоящие мысли и намерения.

В чем заключался успех А. С. Макаренко? В том, что в своих школах коммунах он подобрал замечательный Дружный преподавательский Коллектив, из Честных, Порядочных, и Неравнодушных к детям людей, своих Единомышленников, которых он лично научил и проинструктировал как надо обращаться с трудными детьми и подростками. А. С. Макаренко – была разработана единая программа действий по перевоспитанию трудных, запущенных детей и малолетних преступников. Весь коллектив, А. С. Макаренко и все его помощники преподаватели работали одной дружной командой по единым правилам и принципам. А главное, А. С. Макаренко видел во всех этих детях беспризорниках — обыкновенных людей и относился к ним по человечески, с уважением, с сильным желанием сделать всё возможное, чтобы эти дети все исправились и выросли хорошими и образованными людьми.

Макаренко говорил: «Как можно больше УВАЖЕНИЯ и доверия к человеку, и как можно больше ТРЕБОВАНИЙ к нему»! А мы знаем, что все дети очень чувствительны на хорошее к себе отношение, когда их уважают и видят в них живых людей. Дети – всегда отвечают на добро — добром, в отличии от взрослых людей! Макаренко старался научить детей хорошим отношениям и дружбе между собой, учил детей помогать друг другу и всячески искоренял любые грубые отношения между детьми, когда старшие и сильные обижают тех, кто их слабее и младше. Макаренко старался всех детей, своих воспитанников — загрузить какими-либо обязанностями и делом, и требовал точного их исполнения, потому что хорошо знал, что все дурные поступки детей – от безделья.

Дети – НЕ ДОЛЖНЫ болтаться БЕЗ ДЕЛА, иначе они — начинают заниматься дурными делами, быстро ПОРТЯТСЯ и становятся Плохими!

Макаренко хорошо понимал, как важно воспитывать в детях чувство ответственности и организатора. Потому что, когда человек за что-либо отвечает и с него строго требуют выполнения тех или иных обязанностей, тогда он проникается чувством личной ответственности и начинает думать как лучше выполнять свои обязанности, в нем начинают развиваться Творческие начала.

Антоном Семеновичем Макаренко была разработана уникальная система воспитания честных граждан и перевоспитания правонарушителей и малолетних преступников. Он преследовал одну главную цель – воспитание сознательных, честных, активных, самостоятельных и трудолюбивых граждан. Для этого он требовал объединения всех и воспитанников и воспитателей — в единый, монолитный и дружный коллектив, так, чтобы придать силу коллектива каждому члену коллектива, учитывая, что коллектив думает и действует намного лучше, чем отдельная личность.

У каждого ребенка изначально существуют четыре главных потребности:

1. Потребность к Труду.

2. Потребность к Общению.

3. Потребность к Образованию и обучению.

4. Потребность к Самоутверждению и к Самостоятельности.

Эти потребности надо и необходимо развивать, чтобы формировать из ребенка не разрушителя, а созидателя.

Макаренко широко применял методы трудового воспитания и обучение профессии, чередуя занятия по обучению профессии и выполнение каких-либо работ с занятиями в школе. Причём процесс приучения человека к труду, если мы действительно хотим, чтобы наши дети – Полюбили труд, то ТРУД — должен обязательно — НРАВИТЬСЯ человеку, потому что человек не должен заниматься тем, что ему не доставляет морального и душевного удовлетворения! Макаренко показал, что труд, который воспитанникам нравится, должен обладать определенными положительными качествами. Труд должен быть хорошо организованным, коллективным, высокопроизводительным, качественным и хорошо оплачиваемым, а главное, чтобы человек видел сам реальные результаты своего труда, его важность, ценность и пользу и смог бы гордиться им особой рабочей гордостью за свой труд.

Всё это, как мы теперь знаем, дало отличные результаты. Дети не только получили хорошее образование и профессиональные трудовые навыки, но главное, они приучились к созидательному Труду и дисциплине, ведь любая работа, делаемая на совесть в известной мере Дисциплинирует человека, приучает его к добросовестности и к личной ответственности, пробуждает в человеке творческий потенциал, а главное, насаждает в человеке добрые привычки и избавляет от дурных. Труд помогает развивать не только физические навыки, но и развивает духовные качества.

Потребность в общении в системе Макаренко дается как умение перенимать опыт окружающих людей. Он мотивировал эту потребность тем, что «материалом для будущего человека не может быть ограниченный набор семейных впечатлений или поучений отцов, а им может стать сама жизнь и общение с людьми во всех многообразных проявлениях». Тем самым система невольно заставляет человека сочетать личное с общественным, делиться передовым опытом и получать его, учиться решать проблемы и ощущать мир глазами коллектива. Человеку должен общаться с людьми, надо только внимательно следить за тем с кем ребенок общается и с какой целью, и пресекать любое общение с плохими людьми, чтобы человек не подпал под их негативное влияние и не научился плохому. Что же касается потребности в самоутверждении, то Макаренко понимал её как морально-эстетическую. Задачей современного педагога в данном вопросе является то, чтобы не отбить у человека интерес и желание в какой-либо деятельности. Самоутверждаться человек может и должен в работе, в учебе, в спорте или в какой-либо другой сфере деятельности. Но в любом случае для него одинаково значимо и необходимо, и одобрение и осуждение. Педагогу надо только следить за тем, чтобы у человека не развивались нежелательные негативные качества: гордость, высокомерие, возвеличивание своей личности, презрение к тем, кто хуже и слабее, тщеславие, хвастливость, ложь, зависть, соперничество, эгоизм и т. д. Система Макаренко из такой ситуации предлагает довольно эффективное решение: дать человеку почувствовать отношение коллектива к нему лично. Поэтому, очень важно следить за процессом самоутверждения человека в коллективе, обращая его внимание на то, что он является частью коллектива.

Макаренко считал, что хорошо организованный, ДРУЖНЫЙ КОЛЛЕКТИВ – обладает большой СИЛОЙ и Способен ПЕРЕВОСПИТЫВАТЬ самых трудных и неподдающихся никакому воспитанию ребят. Он говорил, что коллектив – это не толпа, это по сути объединение единомышленников. Настоящий коллектив обладает большой созидательной силой, но в тоже время нельзя впадать и в другую крайность, когда коллектив начинает Топтать личность человека, начинает низводить человека до положения «винтика». Надо помнить, что мнение большинства – не всегда означает истину. Если мнение коллектива начинают навязывать каждому его члену – то это означает, что коллектива уже Нет, а есть небольшая кучка авторитетных людей, которая по тем или другим причинам начинает манипулировать и использовать, якобы мнение большинства, часто подтасованное, в каких-то своих корыстных целях. Коллектив – рождается там, где между людьми завязались Хорошие отношения, есть дружба и взаимопомощь, взаимное доверие и уважение к каждому члену коллектива, где уважается мнение каждого человека и с ним считаются, люди себя чувствуют свободно и легко. Если этого нет – то НЕТ и коллектива, а есть просто сборище равнодушных к друг другу людей, толпа или преступная банда. Всё это вместе означает, что педагог, воспитатель или руководитель, люди, которые призваны организовывать, возглавлять и руководить коллективом – являются слабыми, низкого профессионального уровня, непригодными работниками, которые просто занимаются не своим делом и должны немедленно оставить эту работу и заняться другим делом.

Всё зависит от руководителя коллектива! Если руководитель сам человек порядочный, грамотный профессионал, хорошо относится к людям – то он легко формирует и создает дружный коллектив. Если руководитель человек непорядочный, высокомерный и равнодушный к людям – он никогда не сможет создать хороший коллектив, такой человек своей деятельностью приносит большой вред и его надо немедленно освобождать от должности. Хороший педагог, воспитатель или руководитель очень хорошо понимает важность и необходимость создания дружного коллектива, потому, он с первых дней своей работы, приложит все возможные усилия для того, чтобы заслужить признание и уважение со стороны своих учеников, воспитанников или подчиненных, и объединить их в дружный коллектив. Поэтому, если человек проработал на должности руководителя более полугода и во вверенном ему коллективе не сложились и даже не начинали слаживаться хорошие, уважительные отношения между людьми, каждый человек существует сам по себе, да еще есть и конфликты, члены коллектива, ученики, воспитанники или подчиненные не уважают, не доверяют и плохо относятся к своим учителям, к воспитателям или к руководителям – то это говорит о том, что этот педагог, воспитатель или руководитель — слабый, низкого профессионального уровня, что он не справляется со своей работой и со своими обязанностями, и потому не может дальше оставаться на своей должности. Он должен уйти.

Макаренко утверждал, что он не смыслит процесс воспитания без НАКАЗАНИЯ. По крайней мере без реальной угрозы наказания со стороны коллектива. Коллектив имеет полное право защищать себя от нарушителей порядка. У Макаренко были педагогические способы наказания. Это наряд, лишение отпуска в выходной день, лишение карманных денег, домашний арест, различные виды выговоров, общественный бойкот и, как крайняя мера для самых невменяемых и неисправимых – изгнание из воспитательного учреждения. Педагогическое наказание – это способ выразить негативное отношение коллектива к негативным поступкам. В чем же заключается сущность наказания? Сущность наказания заключается в том, что человек переживает то, что он осужден всем коллективом, зная, что он действительно поступил неправильно, то есть в наказании нет подавленности, а есть переживание совершенной ошибки или дурного проступка, и есть переживание отрешение от коллектива, хотя бы минимальное. Поэтому и к наказанию нужно прибегать лишь в том случае, когда Общественное Мнение, то есть мнение всего коллектива полностью стоит на стороне необходимости применения к провинившемуся какого-либо наказания. Там, где коллектив не на вашей стороне, — добавлял А. С. Макаренко, — там, где мы воспитатели не сумели убедить коллектив в необходимости и справедливости применения наказания и там, где ваше решение будет решением отрицаемым всем коллективом, там наказание производит не полезное, а вредное впечатление; и только, когда вы чувствуете, что весь коллектив на вашей стороне и думает и считает также как и вы — только тогда и можно наказывать. Только тогда наказание принесет пользу провинившемуся, когда и сам провинившийся понимает, что он действительно Виноват, и что он справедливо несет заслуженное наказание.

А. С. Макаренко в 1937 году заявил о главной ПРИЧИНЕ появления и развития детской и молодёжной преступности. Он сказал, что — не только Среда виновата в том, что дети СТАНОВЯТСЯ преступниками, а первую очередь, ВИНОВАТЫ — ПЛОХИЕ родители и Плохие педагоги. Преступники растут не только в малообеспеченных и бедных семьях, но и в хорошо обеспеченных богатых семьях. Преступления совершают и выходцы из богатых семей. Все преступники, как малолетние, так и взрослые – все они ВОСПИТЫВАЛИСЬ и росли в семьях, ходили учиться в школы. Значит, дело не только в объективных тяжелых условиях жизни, но прежде всего, в субъективных – в НЕПРАВИЛЬНОМ Воспитании детей.

Если ребенок ПЛОХО воспитан, то в этом — ВИНОВАТЫ в первую очередь, только Родители, или Воспитатели, если ребенок живет и воспитывается не дома в семье, а например, в детском доме. Тем более возмутительно, если люди, которым было доверено воспитание детей оказались сами Невоспитанными и Непорядочными людьми, а главное, совершенно Равнодушными к детям – как такие люди могут правильно воспитывать и учить детей чему-то доброму, если они каждый день — сами Подают Дурной Пример своим воспитанникам, своим высокомерием, грубостью, несправедливостью и безразличием как к детям так и к своей работе.

…Самые лучшие мальчики в условиях плохо организованного коллектива под негативным воздействием Неправильного воспитания Плохих воспитателей очень быстро — становятся Дикими зверушками. Это так и есть. Соберите самых лучших детей, поставьте возле них Плохих педагогов, и через месяц они Разнесут и колонию, и детдом, и школу и самих этих педагогов». Таким образом существует не проблема воспитания и перевоспитания правонарушителей, а проблема создания и организации системы правильного воспитания. (А. С. Макаренко. Соч. т. 5.)

Сегодня по радио и по телевидению мы постоянно слышим многочисленные рассуждения о причинах увеличения количества преступников особенно среди молодежи. Обвиняют в основном чиновников, политиков и экономистов. Они довели страну до воровства и вранья. Да, виноваты чиновники и министры! Виноваты политики! Виноваты экономисты, виноваты МВД и Прокуратура! И это правда!

Но эта правда не должна скрывать – самых главных ВИНОВНИКОВ Плохого воспитания детей – это, то, что ВИНОВАТЫ в этом в первую очередь, — сами РОДИТЕЛИ, которые являются — Непорядочными, грубыми и пошлыми людьми — ОБЫВАТЕЛЯМИ, которых совершенно не интересуют собственные дети и потому их дети растут сами по себе, являясь по существу беспризорными детьми при живых родителях. Во вторых, – это ПЛОХИЕ преподаватели и воспитатели, низкого профессионального уровня, которые являются непорядочными, недобросовестными и часто грубыми людьми, полностью равнодушных к детям, потому что не способны их любить.

Плохих преподавателей и воспитателей отличает прежде всего — абсолютно Формальный, РАВНОДУШНЫЙ подход к ВЫПОЛНЕНИЮ своих обязанностей, их ВОЛНУЕТ только их ЗАРПЛАТА, а до детей и их проблем — им НЕТ никакого дела, дети им совершенно не нужны. Они заняты только собой и своими проблемами, и потому не переживают за детей, которых они по долгу службы обязаны воспитывать, не стремятся сделать всё для того, чтобы из детей вырастали хорошие, образованные и воспитанные люди.

А. С. Макаренко считал, что Высокомерных, Грубых и Равнодушных к детям людей – педагогов и воспитателей и близко — НЕЛЬЗЯ Подпускать к детям, потому что такие люди не воспитывали, а наоборот — ПОРТИЛИ детей одним своим присутствием, и потому Макаренко старался ИЗБАВЛЯТЬСЯ от таких педагогов наставников.

Поэтому из опыта А. С. Макаренко можно сделать следующий вывод. Для того, чтобы остановить вал преступности и разложения, развращения и оглупления наших детей и молодежи необходимо провести по всей стране — обязательное обучение всех родителей правилам и методам Православного Воспитания детей. Надо ужесточить требования к родителям и ввести их Личную Ответственность за воспитание детей и ввести в ряде случае Уголовную Ответственность. Необходимо увеличить требования к педагогам и воспитателям, проводить более строгий отбор при наборе студентов в пединституты и не принимать туда людей, которые явно не способны быть педагогами. Необходимо выявить всех плохих педагогов и воспитателей и немедленно их уволить.

Необходимо очень строго подходить к назначению руководителей школ, гимназий, училищ, техникумов и вузов – на эти должности ДОЛЖНЫ Подбираться только очень ПОРЯДОЧНЫЕ люди, профессионалы своего дела. Всех равнодушных, корыстных и непорядочных руководителей, в том числе руководителей районного, городского и областного отделов образования необходимо немедленно снять с о своих должностей и уволить, назначив на эти должности порядочных людей. Дело в том, что хороший руководитель подбирает себе в свой коллектив только порядочных людей и избавляется от плохих работников. Плохой руководитель подбирает точно таких людей, как и он сам и не дает работать, выживает под всякими предлогами хороших людей. Если сумеем осуществить хотя бы эти преобразования – ситуация в нашей стране начнет быстро меняться к лучшему.

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

«Жирновский нефтяной техникум»

Суркова Любовь Анатольевна,

мастер производственного обучения

Моё восприятие А.С.Макаренко в контексте современных проблем воспитания.

«Воспитательный процесс - процесс постоянно длящийся, и отдельные его детали разрешаются в общем тоне семьи, а общий тон нельзя придумать и искусственно поддерживать. Общий тон, дорогие родители, создается вашей собственной жизнью и вашим собственным поведением».

Макаренко Антон Семенович

Роль А.С. Макаренко в современной теории семейного воспитания чрезвычайно велика. На основе своей практической деятельности Макаренко разработал стройную теорию воспитания ребенка, которая применима в любой стране и в любую эпоху.

Антон Сергеевич Макаренко осуществил беспримерный в педагогической практике опыт массового перевоспитания детей-беспризорников, выступал с критикой теории воспитания, ориентированной на авторитарность и анархизм. Является одним из теоретиков коллективного воспитания, разработал его принципы: воспитание в коллективе и через коллектив; уважение и требование к личности; принцип параллельного действия. Развивал теорию семейного воспитания. Цель нравственного воспитания видел в воспитании чувства долга, чести, воли, характера и дисциплины.

Известный педагог пытался учесть в целях, содержании, методе воспитания, как позицию человека, так и позицию общества, отдавая предпочтение последнему.

Общественный характер воспитания обнаруживается в том, что оно является коллективистским. В связи с этим Макаренко подчеркивал, что воспитанник, кто бы он ни был, никогда не может выступать в жизни как носитель некоего личного совершенства, только как добрый или честный человек. Он всегда должен выступать, прежде всего, как член своего коллектива, как член общества, отвечающий за поступки не только свои, но и своих товарищей. Метод Макаренко по формированию коллектива применительно к нашему времени ориентирован на решение политических, нравственных задач, вытекающих из природы демократии и интересов трудящихся масс. Он основан на таком труде, который не только обеспечивал коллективу достаточно высокий материальный уровень, но и приносил большой доход в пользу государства.

Показателем социальности воспитания по Макаренко выступает то обстоятельство, что воспитание осуществляется не только в государственном учреждении, но и в основной ячейке общества – семье. Именно в семье, по его мнению, закладываются основы характера человека, создается фундамент его воспитанности.

Опыт А.С. Макаренко по сочетанию воспитания с производительным трудом и созданию на этой основе коллектива сейчас приобретает особую значимость. Именно он выявил социальную сущность коллектива, раскрыл стадии его развития, разработал теорию первичного коллектива, разработал методику параллельных воспитательных воздействий в коллективе, обосновал роль перспектив, труда, эстетики, игры, мажорного тона, режима и дисциплины в формировании детского коллектива. Все эти идеи применимы к сегодняшнему дню. Воспитание, по А.С. Макаренко, - это организация жизни детей. Говоря о логике воспитательного процесса, он всегда подчеркивал важность разработки воспитательной системы с позиций целостного подхода к личности и ее целенаправленному формированию. По утверждению Антона Семеновича, человек не развивается по частям, поэтому нужна гармония воспитательных действий, нельзя изолированно использовать воспитательные средства.

Проблема ответственности приобрела исключительную значимость в силу критического состояния современного мира, ставшего сегодня настолько взаимосвязанным, что разрешение всех социальных, политических, государственных конфликтов с необходимостью предполагает осознание глобальной ответственности человечества за судьбы цивилизации, за сохранение жизни на земле.

Невозможно переоценить вклад, который внес А.С. Макаренко в теоретическую разработку вопроса об ответственности и в практику формирования социально-ответственной личности. Именно он сформулировал вопрос об отношениях ответственной зависимости и сути ответственных связей, уделил особое внимание разграничению вопросов о воспитании ответственности и воспитании ответственностью, коллективной ответственности и ответственности перед коллективом, анализу профессиональной ответственности, ответственности родителей и т.п. таков далеко не полный перечень проблем, в разработку которых он внес существенный вклад. Его опыт важно сейчас глубоко осмыслить, а идеи развить и конкретизировать применительно к современным задачам нашего общества.

В своей деятельности Макаренко А.С. не оставлял ни одного педагогического термина или понятия без должного внимания. Например, мастерство педагога в понимании Макаренко - это сложнейший комплекс знаний и умений. На первом месте в нем стоит мастерство организатора. Макаренко не раз подчеркивал, что воспитательная работа есть, прежде всего, работа организатора. И этот его вывод вытекает из верного понимания воспитания и развития личности, из концепции воспитательного коллектива.

Таким образом, из вышеуказанного можно сделать однозначный вывод о том, что теоретические положения А.С. Макаренко не потеряли своей актуальности и в наше время. Практическое претворение в жизнь идей Антона Семёновича, не пройденный этап, а задачи на будущее. Макаренко относится к педагогам, которые идут впереди своего времени. Многие условия его комплексной воспитательной программы нам еще только предстоит сформировать. В этой программе одним из решающих условий будет человеческий фактор - высокий уровень социализации и духовного развития каждой человеческой личности, способной отстаивать преимущества системы, активно бороться с возможными ее деформациями, нести личную ответственность за общее дело.

Литература:

    Апанасенко О.Н. Воспитание ответственности у учащихся в коллективе (из опыта работы А.С. Макаренко)//Мир науки, культуры, образования.-2007.-№1(4).- с.104-106

    Педагогические сочинения. В 8-ми т. М., 1986, т.8, с.137

13 марта исполняется 115 лет со дня рождения великого русского педагога Антона Семеновича Макаренко. Этот ученый в корне изменил русскую антропологию, на опыте доказав, что каждый человек способен стать лучше. Макаренко был настоящим «полевым» воспитателем-практиком, далеким от касты кабинетных теоретиков, которые оказались его главным профессиональным препятствием, и по-прежнему составляют антагонистический полюс, бесценному наследию Макаренко.

Макаренко нашел ключ к преображению личности — труд. Его воспитанники непрестанно трудились физически и духовно. На протяжение долгих лет Антон Семенович руководил двумя колониями беспризорников. Через его руки прошли десятки трудных подростков, каждый из которых проделал путь от асоциальной личности до сознательного гражданина и сильного человека. При этом, как ни парадоксально, Макаренко, использовал именно методы коллективного воспитания. Настоящим открытием Макаренко стал «средовой» подход, дух товарищества. Человек менялся под воздействием коллектива, его здоровых моральных установок, под давлением ответственности за ближних. Отличительной чертой воспитанников Макаренко была именно способность брать на себя ответственность.

Макаренко — не просто имя отдельного исследователя — это целый тренд мировой педагогики, основанной на средовом подходе. Верный идеалам коллективизма, Антон Макаренко сумел на практике доказать, что личность гораздо успешнее меняется в лучшую сторону, находясь в братском коллективе. Эта идея противоположна фундаментальным представлениям «эгоцентричной» западной педагогики, где общество воспринимается как среда конкурентов, а для роста и самоопределения нужно быть заряженным лейтмотивом превосходства (стань лучшим = найди себя). По Макаренко рост личности происходит благодаря ответственности за ближних (совести).

В сущности, эта глубоко христианская идея оказалась не замеченной многими российскими наследниками Макаренко, для которых он остался «красным» педагогом. Ему вменяют в вину атеизм, патетическое отношение к физическому труду, приверженность советской идеологии. Но есть все основания полагать, что именно «коллективный» компонент педагогики Макаренко вызывает у современных исследователей трепет перед призраком «коммунизма». Живя в стяжательско-потребительском обществе, они воспринимают идеи Макаренко, как вовсе радикальные. Таким хочется напомнить, что это не просто идеи, а самая натуральная, практическая педагогика, увенчавшаяся стопроцентным успехом. Десятки воспитанников Макаренко заняли впоследствии руководящие должности в самых разных сферах жизни, сотни принесли пользу обществу и стране, оказались супер-эффективными менеджерами (безо всяких психологических установок личного превосходства).

Именно в такой форме, каким его обнаружил Антон Семенович Макаренко, дух «коллективного», общинного воспитания является суть от сущности христианского учения, плоть от плоти русского менталитета.

Хочется, чтобы эта ясная как день правда стала очевидной для представителей православной педагогики, которые рискуют буквально остаться в прошлом, пользуясь только дореволюционными источниками и пренебрегая советскими открытиями. В Царской России антропология не сталкивалась с гедонистическим рабством человека, а то, что ребенок может находиться в плену у субкультуры, вообще, невозможно было себе представить. Западная педагогика органично связана с подобными проблемами, но она не совместима с христианством поскольку в ней главенствует дух гордыни и нравственного каннибализма.

Наследие Макаренко бесценно для многодетной православной семьи. Актуальна каждая цитата, каждая мысль может найти практическое применение. Представление Макаренко о семье полностью соответствует социальной концепции РПЦ. Макаренко жесткий апологет целомудрия и враг сексуального просвещения, он не верит в «настоящую» любовь, которой так часто спекулирует светское сознание. Он требует от супругов пожизненной верности, отступление от которой воспринимается, как деградация и распад личности.

Актуальной темой религиозно ориентированного общества стала тема усыновления. Не секрет, что многих представителей христианского сообщества «напрягает» вопрос плохой наследственности у приемных детей. Опыт Макаренко, через колонии которого прошли сотни подростков с «плохой наследственностью», и у которого нет ни одного негативного результата, показывает, что воспитанию честного, щедрого и порядочного человека этот пункт не мешает.

Макаренко нашел «общинную» формулу педагогики, которая максимально соответствует русской идентичности. Педагогическое чудо Макаренко состоит в том, что его книги по сути содержат рецепты для многодетной семьи на каждый день, полевое пособие русского учителя. Большей благодарности советскому гражданину Антону Семеновичу Макаренко сложно представить.

Артем Сериков

Татьяна Александровна Фадеева
Консультация для родителей «О требовательности к детям»

«Как можно больше требования к человеку

и как можно больше уважения к нему».

А. С. Макаренко

Невозможно правильно воспитывать детей, не предъявляя к ним должной требовательности . Истина, которая, пожалуй, известна всем, но в применении к собственным детям не все родители руководствуются ею . Одни постоянны и неуклонны в своих требованиях , другие-снисходительны, третьи-чрезмерно строги, четвертые, то требуют , то уступают, пятые-требовательны по мелочам , а в главном-уступчивы.

Требование к малышу нужно понимать не как насилие над его личностью, а как доверие и уважение к нему.

Справедливость и законность требований , это непременное условие в установлении взаимопонимания взрослого и ребенка. Малыш с готовностью слушает тех, кто требователен и справедлив . Он чуток к малейшей несправедливости и остро реагирует на неё. Дети обладают уникальной способностью улавливать, как относятся к ним взрослые, одинаково ли требовательны ко всем членам семьи или выделяют кого-то особо, в равной ли степени правила жизни в семье распространяются на больших и маленьких, старших и младших.

Даже уравновешенные, послушные дети на несправедливые требования могут ответить упрямством, а то и вступать в пререкания. Некоторые дети, постоянно испытывая чувство обиды, замыкаются в себе, теряют доверие к взрослым, начинают испытывать чувство неприязни к младшему брату, сестре.

Последовательность требований . Вот необходимое условие успешного воспитания.

Иногда, родители решают , что будут неуклонны в своих намерениях соблюдать режим дня ребенка, приобщать его к домашним делам, не делать за него то, что он может делать самостоятельно и т. д. Но со временем родители забывают о своих требованиях , не напоминают ребенку о его обязанностях, и конечно, в этом случае все благие порывы не имеют успеха. Отступать от требований , это способствовать непослушанию.

Добиваются послушания те родители , которые последовательны в своих требованиях .

Стоит лишь раз отступить ребячьему «Я хочу» , как малыш и в дальнейшем будет рассчитывать на уступки.

Там, где берут верх уступки, воспитание идет вслепую, в зависимости от детского каприза. Отсюда и педагогическая несостоятельность родителей , их беспомощность в применении мер воздействия на ребенка.

Недопустимо, чтобы взрослые строили свои отношения с детьми в зависимости от настроения. Резкие переходы от нежности и ласки к иной крайности или чрезмерной строгости, сбивают ребенка с толку, и он с трудом понимает, что от него хотят. Неуравновешенность взрослых рождает детскую неуравновешенность.

Требования , предъявляемые к ребенку должны быть ему понятны, тогда можно рассчитывать на то, что они будут ему понятны и выполняться будут осознанно, с чувством ответственности.

Например, требования «веди себя хорошо» нужно раскрыть. А это значит нужно рассказать, что значит «хорошо?» . И взрослому-то иногда не просто понять, что значит веди себя хорошо, а куда уж ребенку! Если вы хотите что-то конкретного от ребенка, так и говорите ему конкретно, что от него требуется . (Не бегай, сиди тихо, ходи спокойно, говори тихо, не кричи. Делай то, что просят, а не то, что тебе хочется)

Требования обязательно должны быть посильны детям . Случается, что родители , не предъявляли к ребенку систематических требований и при первом же его непослушании обрушивают на него целый поток требований : соблюдать чистоту и порядок, следить за своим внешним видом, проявлять вежливость. Ребенок, не привыкший ко всему этому, естественно не справляется с обязанностями. Он нервничает, что нередко приводит к конфликтным ситуациям.

Не лучше и предъявление заниженных требований . Например, давать поручения, с которыми они справятся без особых усилий, сюсюкаются с ребенком, хвалят его за то, что не требует морального напряжения. Пятилетний ребенок сказал «спасибо» , поздоровался, а родители похваливают :«Он у нас такой вежливый» . Дал кому-нибудь в обмен на игрушку, игрушку и снова родители восхваляют : «Он у нас такой добрый» .

Ребенок не должен чувствовать, что ему все дается легко. Важно ставить его перед необходимостью проявлять усилие воли, терпение, умение отказываться от чего то, делиться с товарищами, уступать, ждать, проявлять выдержку.

В подходе к ребенку необходимо учитывать его возраст.

Дети растут, умнеют, обретают способность к волевым усилиям, накапливают жизненный опыт. Требования не должны быть статичными, а должны постоянно возрастать и перестраиваться соответственно возможностям развивающегося ребенка.

Вместе с ростом ребенка требования возрастают не только по объему, но и по степени трудности. В связи с этим перед взрослыми возникает задача доводить их суть до сознания ребенка.

Так например, старшему дошкольнику нужно обосновывать требования . Нужно добиваться, чтобы он осознал, что требование справедливо и поэтому нужно подчиниться ему. (Ложись спать раньше, иначе твой организм не успеет отдохнуть и восстановиться для нового дня). Такое осознание, справедливое и необходимое выполняется более прилежно. В связи с этим меняются и приемы, которые заставляют глубже вникать в суть требований . Например, вместо «нельзя» использовать другую формулировку : «не советую» , «Подумай сам, что правильно» , «Как ты думаешь?»

Таким образом ребенка подводят к умению вникать в замысел заданий. На такой основе взаимоотношений взрослого с маленьким легче учить понимать родительское слово , подчиняться распоряжением старших не механически, а осмысленно.

Плохо, когда взрослые пытаются добиться послушания за счет собственного авторитета, не считаясь с возможностями и настроением малыша. Ведь руководство с «высоты» всегда подавляет и потому исключает осознанное отношение ребенка к своему поведению.

Будучи неуклонны в своих требованиях , взрослые должны считаться с ситуацией, с физическим и душевным состоянием ребенка. Нельзя забывать, что жизнь диктует не только одни правила, но и ставит взрослых перед необходимостью допускать исключения. Это не таит в себе ничего антипедагогического в том случае, если ребенок с малых лет усвоит, что исключение, это событие редкое, и оно оправдано чрезвычайными объстаятельствами.

В требованиях к ребенку необходимо учитывать и индивидуальные особенности.

Суровый подход к тихим, застенчивым детям может развить робость, забитость. Они начинают испытывать страх, не только перед родителями , но и перед воспитателями, сверстниками, боятся их насмешек, избегают участия в совместных играх. Ребенок впоследствии с трудом будет входить в коллектив, не сможет постоять за себя, будет стесняться проявлять себя в деятельности.

Одно из немаловажных условий успешного воспитания, это согласованность требований со стороны всех родных ребенка (Мамы, папы, бабушек, педагогов детского сада) Отсутствие единства требований , является одной из серьезных причин детского своеволия, капризов, упрямства.

Плохо, если ребенок испытывает на себе разноречивость взглядов : воспитатель потребовал - родители не поддержали , мама разрешила – пап отменил. Маленького ребенка это сбивает с толку, кто прав? А дети постарше, могут пользоваться недоговоренностью взрослых.

Там, где царит разнобой в требованиях , ребенку «выгоднее» слушать тех, чьи указания совпадают с его желаниями.

Двойственность может и возникать в поведении ребенка в том случае, если не достигнута единая линия воспитания в семье и в детском саду. В саду ребенок трудолюбив, вежлив, аккуратен, а дома ребенок дерзит, не убирает за собой. Причина всего – отсутствие единства требований . Ребенок привыкает вести себя соответственно предъявляемым требованиям , отсюда и двойственность поведения.

Недопустимо при ребенке пренебрежительно отзываться о ком-нибудь из родственников.

Например, мама говорит о бабушке : «Избаловала ребенка, теперь он растет непослушным.» А бабушка в отсутствии матери говорит : «Ей хочется, чтобы ребенок по струнке ходил. Не будет этого. У нас не было, пусть у него будет» «Он у нас один, все должно быть для него»

Для того, чтобы у малыша было желание выполнять требования , необходимо следить за формой, в которой они предъявляются.

Одно и то же распоряжение звучит по – разному, в зависимости от того как его преподнести.

Сравните : «Кому сказано : сейчас же марш домой!» или «Побыстрей собирайся домой, ляжешь пораньше, я тебе сказку почитаю» .

Ни в каком случае не использовать такие обещания как прием заманивая ребенка домой. В следующий раз малыш не поверит вашему родительскому слову .

Недопустимо, чтобы требование было похоже на упрашивание : «Будь умницей, ты же обещал слушаться» . В таком требовании нет твердости , оно располагает к препирательству.

Взрослые, порой сами не замечают, что создают почву для капризов и непослушания.

Пытаются его стыдить, подтрунивают над ним : «Ты такой большой и плачешь, не стыдно?» «Ну, поплачь, поплачь, а я послушаю.» и т. д. Это раздражает, обижает, задевает самолюбие и ребенок еще больше начинает капризничать.

Важно, создать у ребенка умение реагировать не на крик, а на спокойный тон, вникать в значение слова.

Требовательность к детям должна быть разумной, справедливой, обоснованной, последовательной. В этом случае она поможет правильному воспитанию и развитию характера ребенка.


© 2024
colybel.ru - О груди. Заболевания груди, пластическая хирургия, увеличение груди